Случайная встреча в петербургских дворах-колодцах станет роковой. Как много судеб было разрушено и вдохновлено ими. Для меня, как живущего всю жизнь в городе на Неве, было интересно наблюдать за различными эпохами из жизни любимого города, которые в своей драме “Кроличья лапа” воссоздала режиссер Нана Джорджадзе. Огромная коммунальная квартира с высоченными потолками под три с лишним метра, парадная с широкими перилами — всё это я неоднократно видел собственными глазами. И знаете, я благодарен Джорджадзе что хотя бы на некоторое время, но она снова провела меня по воспоминаниям из пережитых событий, происходящих в таких коммунальных квартирах с близкими мне людьми. Ведь Петербург, это именно такое место - здесь на каждом шагу и практически в любом доме старого фонда таиться своя удивительная история. Главное суметь прочувствовать это. Но действие “Кроличьей лапы” происходит не только в Петербурге. Кроме многолетних событий в России, фильм переносит зрителя еще и во Францию, где свою эпизодическую роль винодела играет Пьер Ришар. Главные действующие лица - Аля и Николя, люди не только из разных стран с диаметрально противоположными менталитетами, у них вообще нет ничего общего кроме взаимной любви. Такая типичная история не нова. Она была, есть, и будет сниматься всегда и при любых внешних событиях, происходящих в мире. Кроме Пьера Ришара, в фильме подобрался довольно интересный актерский состав, где мне наиболее импонировала игра Светланы Щедриной. Немного театральная, но к этому вскоре привыкаешь. И вообще я давно хотел отметить, что задача зрителя, когда он начинает смотреть фильм - уметь под него подстраиваться, и замечать маленькие детали. Ведь только анализируя можно понять суть и идею любой картины. Побывав на пресс-показе, я был очень рад что мне удалось пообщаться и задать интересующие вопросы продюсеру Юлии Соболевской и главной актрисе Светлане Щедриной. После их ответов на фильм смотришь по-другому, и прощаешь мелкие недочеты. Ведь главное - делать свое дело с любовью. Думающий зритель это оценит и все простит.
Ленинград, конец Перестройки. На улицах города случайно встречаются молодая девушка Аля и француз Николя, которые быстро влюбляются друг в друга. Несмотря на то, что между ними стоят целые страны, Николя уговаривает Алю переехать к нему во Францию, но на месте оба понимают, что их воспитали слишком разные миры, чтобы они смогли обрести безоблачное счастье вдвоем. Постановщица Нана Джорджадзе громко заявила о себе всему миру еще в 1987 году, когда её первый полнометражный фильм «Робинзониада, или мой английский дедушка» завоевал приз Каннского МКФ как лучший режиссерский дебют, а почти через 10 лет её другая работа, «1001 рецепт влюбленного кулинара», номинировалась на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Вот только после этих успешных картин она активно работала над сериалами, и видимо этот факт послужил причиной того, что её свежая романтическая мелодрама «Кроличья лапа» оказалась стопроцентным мылом. Описать кино можно как «Зависть богов» без политики пополам с «Интердевочкой» без проституции – правда, политика в фильме как бы есть, но тема перестройки и, тем более, путча, подана настолько условно, что никакой особой роли в сюжете не играет. Судя по сценарию, написанному дебютанткой Ириной Лукиновой, фильм пытался рассмотреть те обстоятельства, из-за которых любящие друг друга люди никак не могут быть вместе – политика, география, менталитет и семейная жизнь. Согласитесь, отличный материал для душевного и потенциально сильного фильма, вот только воплотить все эти идеи на экране должным образом совсем не получилось. Для начала, совершенно не удался дух эпохи – мрачная коммуналка с разношерстными и гротескными обитателями как основной сеттинг перестроечного Ленинграда с данной функцией не справляется, в разговорах по привычке проскакивает слово «Питер», Николя пользуется сотовыми телефонами начала нулевых. Что касается путешествия во Францию, то Але вовсе не нужно проходить никакой бюрократический ад, который мы наблюдали в той же «Интердевочке», произносится фраза «я еду в Париж» и бац, она уже там, ну а звонки в Ленинград и Европу, как и поездки туда-сюда, вообще совершаются без всяких проблем и задержек, что лишает картину важного чувства постоянного преодоления серьезных препятствий на пути друг к другу. Другой серьезный минус – схематичность. История непростых взаимоотношений требовала массы убедительных деталей, способных заставить зрителя поверить, что вечно колеблющийся в своих чувствах Николя имеет на то все основания. Но сценарий Лукиновой строится по принципу самых простых мелодрам, где важны не логика и нюансы, а упоение объятиями и настырное давление на эмоции и слезу, события в картине нарубаются монтажом грубо, стремительно и без всяких адекватных переходов, как и резкие трансформации характеров – например, Аля моментально начинает раздражать Николя, стоит ей приехать к нему на родину. Хочется задать ему вопрос, куда же резко делась вся любовь, если тебя тут же бесит женщина, которая, видите ли, неправильно пьет вино и готовит одни майонезные салаты (фраза «Мы пили теплую водку на могиле Бунина, что еще делать в Париже. Дикари» и сцена, последовавшая за обедом – без комментариев), что мигом превращает романтичного европейца в абьюзера и насильника почище наших алкашей. Николя вообще весь фильм штормит в эмоциях, отчего он мечется то к Але, то к бывшей жене, то в Ленинграде поругается-помирится, то обратно метнется, демонстрируя, что его так называемая любовь не выдерживает никаких серьезных испытаний, поскольку ему для разрыва достаточно совершенно пустячных поводов. Вся эта поверхностная и неубедительная слезливость воплощается в сериальной эстетике, снабжается массой роялей в кустах (нелепейшие эпизоды с соблазнением каким-то членом съемочной группы, о ребенке Аля вообще напрочь забывает) и не шибко нужных по сюжету, хотя и колоритных обитателей коммуналки, представленных такими харизматичными актерами, как Евгения Добровольская, Евгений Ткачук, Олег Гаркуша и Александр Половцев (пятиминутный Пьер Ришар в роли папы Николя, как выяснилось, был нужен лишь для громкого имени в титрах). Но самое обидное, что у фильма был солидный потенциал для создания трогательной, воздушной и печальной истории международной любви, когда границы в сердце гораздо сложнее преодолеть, чем линии на картах, тем более, что играли актеры действительно достойно, особенно Светлана Щедрина, которой удавались и беспечность юности, и подлинный драматизм, и наслаждение радостью жизни пополам с искренностью зрелых чувств. Жаль только, что ей, как и Николя Дювошелю, пришлось отыгрывать все это в такой проходной картине, подходящей скорее не большому экрану, а субботнему эфиру на канале «Россия-1».
О фильме: Русско-французский каст актеров в новом фильме Наны Джорджадзе. Сюжет: История любви русской интеллигентки и французского винодела, пронесенная через года. Мнение: В мире, где каждый год выходит более 8 тыс. фильмов, нужно тщательнее относиться к деталям. Человеку достаточно посмотреть на постер и прочитать название, чтобы принять решение будет ли он смотреть эту картину. Например, постер этого фильма. Лично я, глянув мельком, увидела женщину, отдаленно напоминающую Каменскую. Плюс название – что-то связано с фэн-шуй, наверно. А кто видел эту лапку вживую, так точно теперь живет с раскаченной психикой. В целом, пара постер/название сыграло не в лучшую сторону, на мой взгляд. А ведь фильм неплох! Прекрасно передана атмосфера 90-х, старых коммуналок с разнотипными соседями, петербургской интеллигенции, квартирников. Впечатляет каст актеров. За французский колорит отвечают бельгиец Николя Дювошель и легендарный Пьер Ришар. Кстати, Пьер Ришар уже снимался у Наны Джорджадзе в фильме «1001 рецепт влюбленного кулинара», который номинировался на «Оскар». В свои 86 лет Пьер выглядит отлично! И так как в жизни он действительно разбирается в вине, с ролью винодела он справился с легкостью. За русский колорит отвечают не менее известные актеры. Самый выразительный персонаж получился у Олега Гаркуши, у него почти не было реплик, но образ молчаливого алкоголика был сыгран гениально. А лицо интеллигентной старушки, думаю, знаком многим. Это Валентина Ясень – модель агентства «Oldushka». Но весь фильм все же держится на обаянии главной героини, на ее воздушности, легкости и непосредственности. Видно, что актрисе Светлане Щедриной близок этот образ, она в нем очень гармонична и притягательна. О чем фильм? Перестройка, 90-е, разные страны – это всё условности. Фильм о любви и страсти, о предательстве и преданности. Это еще одна любовная история, в которой не страшны любые преграды. Будто разные страны и менталитет или свой же характер. И все это под саундтрек «Distant Star» («Далекая Звезда») Жени Любич. В итоге: Фильм не хватает звезд с неба и не претендует на какое-то новаторство. Но он остается душевным фильмов об искренних и светлых чувствах. 7 из 10
Необыкновенно красивое кино! При том, что снято вроде-бы про самую обыкновенную и не самую счастливую жизнь. Помните, еще Достоевский восклицал устами одного из своих героев: красота спасет мир! К сожалению, современная жизнь почти полностью утратила красоту. И утрачивает ее катастрофически! Таковы фатальные последствия цифровизации, увы. Вспомните, когда вы в последний раз проявляли гуманность и сострадание в отношении незнакомого вам человека? Как давно это было? Еще бы, ведь паутина соц/сетей, куда мы погрузились по уши, для нас много важнее! Или интернет или ютуб. Или... Чем сегодня восторгается современный человек? Задумывались об этом? Ответ очевиден: красивыми игрушками, с большой и маленькой буквы. Есть ли те, кто восторгается красивыми делами, поступками? Наверно есть, но на них смотрят как на фриков. Есть ли те, кто стремится делать красивые поступки? Наверно тоже есть, но они объявляются аутсайдерами. А ведь истина проста: красивую жизнь делают люди, красивыми делами и поступками. Не игрушками, товарами, антуражем и пр. Делами и поступками. Давайте задумаемся, куда мы идем, если почти утратили возможность совершать красивые дела и поступки? Во что превратимся спустя год, два, пять, десять лет? В клонов, планктон, биомассу? И что тогда ждет нас? Ответ очевиден. Именно! Если каждый из нас не изменит свое отношение к жизни сейчас и сегодня. Кино об этом. О том, что люди в самых странных, парадоксальных и обыденных ситуациях могут освящать жизнь красотой и благородством. Конечно, красивая именно героиня, своим особым внутренним миром. Похожая на бабочку-однодневку, которые наполняют мир красками, сами при этом как правило несчастны. Хотя, как знать... И в этом чокнутость, сумасшествие, парадокс и удивительная странность жизни. Или некая таинственная закономерность? Бог весть.. Но живость, искренность и красота! p.s. мне не хочется обсуждать сюжет, хотя здесь есть о чем говорить. Это как продегустировал отличное блюдо и нет желания вникать в процесс приготовления. Оно понравилось тебе своей цельностью, полнотой. Ты просто наслаждаешься его вкусом. Здесь именно такой случай. Фильмы, которые обостряют вкус жизни!
На самом деле, фильм 'Кроличья лапа' не об отношениях. Он даже не о людях. Режиссер Нана Джорджадзе говорит это прямым текстом, когда волевым решением постановщика отбрасывает все, что считает ненужным. Бюрократия, которая мешает советскому человеку лететь за границу, отсутствует. Близкие люди, которые в общем-то есть, словно перестают существовать в те моменты, когда влюбленные оказываются вдвоем. И ребенка надо уложить спать, и жена становится бывшей. Чтобы время принадлежало только двоим. Нельзя не вспомнить, какое определение любви дал прожженный циник Петр Листерман: 'Знаете, любовь, это когда вообще [убрано цензурой] ничего не надо - ни мужику, ни девушке. Вот они вдвоем. И это их мир, вот он здесь и все. А больше никакого мира не существует.' О чем же тогда фильм? Он о магии. О самой настоящей магии, благодаря которой проверка акустики во 'дворе-колодце' оборачивается судьбоносной встречей. О магии, которая создает хорошую погоду, когда влюбленные вдвоем, и заставляет крышу французского замка протекать, когда они разлучаются. О счастье и о том, кто дарит это самое счастье. Отдельное удовольствие видеть на экране кумира юности - Пьера Ришара. Актер уже много лет занимается виноделием, поэтому когда он начинает на камеру рассказывать о винном этикете, эти реплики говорят словно сразу два человека: Ришар-актер и Ришар-винодел. Мне кажется, даже человек, который не употребляет, после таких эпитетов захочет пересмотреть свои взгляды. Пожалуй, тут стоит сказать, что это кино - не для всех. Для тех, кто знает, что такое, когда накрывает так, что весь мир перестает существовать. Когда отключается логика и здравомыслие. Когда есть только двое во всей вселенной. Остальные же, скорее всего, начнут подходить к фильму с точки зрения 'не верю', 'не бывает'. Что же, мировосприятие у каждого свое.