Здесь есть страсть. Начало уже производит впечатление, после сочной картинки зритель сразу начинает выбирать сторону, за которую будет болеть. Правильных ответов конечно нет. Неоднозначные поступки героев фильма не оставляют равнодушным. Мы знаем их предысторию - слышали от родителей рассказы о боотурах - богатырях, людях, что во множестве населяли нашу землю. Мы читали о них в книгах, теперь мы видим их в кино. Фильм не обманул ожидания зрителя: множество детально проработанных костюмов, разнообразные оружия боотуров, ещё более множество элементов быта, вещей и по ныне актуальных и почти забытых, которыми пользуются саха невзначай сейчас и пользовались в прошлом. Нет навязчивости, отличная работа режиссёра. Здесь много сцен, правдивых историй жизни даже о современных событиях и людях. Это отличный фильм, который не оставит равнодушным любого. Лучший фильм, который с удовольствием хочется посмотреть ещё много раз.
Исторический боевик, основанный на романе В. С. Яковлева (Далан), повествует об истории народа Саха в период кровавых междоусобиц, также известного как Кыргыс Юйэтэ. Стоит отметить, что фильм имеет свои отступления от сложившихся образов героев и от оригинального произведения. Фильм поражает зрителя декорациями и пейзажами. Прекрасно выполнены все элементы. Они погружают зрителя в само действие фильма. Казалось бы, фильм снят людьми региона, где живет полмиллиона человек, но при просмотре кажется что все эти люди снялись в фильме. И эта массовость как бы отсылает нас к классическим пеплумам. Персонажи проработаны неплохо. У каждого из них есть свои интересы и цели. Из негативных сторон фильма можно указать на компьютерные эффекты - в некоторых эпизодах могли и без них обойтись, чем сделать плохие спецэффекты. Местами игра актеров не раскрывает чувства персонажей или наоборот актеры переигрывают. Как и оригинал, фильм не является строго историческим повествованием, а художественным вымыслом и если отпустить эти неточности, то фильм приятно смотреть.
Можно сказать, что подобный фильм для республики Якутия - особый. Впервые такой размах, бюджет, усилия и идеологическая мотивация у автора. Подвиг для актеров, которые, как и, пожалуй, многие создатели, своё участие в фильме считали не столько работой, сколько миссией. Многие приходили в массовку сниматься с детьми просто так, за идею. Об этом я слышал в новостных сюжетах, это я ощутил, посмотрев кино. Человек я русский, из центральной России. И хочу детально объяснить, почему кино, несмотря на такие возможности и затраты, к сожалению, не вышло таким, каким могло бы стать. Техническая и творческая реализация фильма. Драматургия 3 из 10 Начну с самого сложного и главного - сценария. Что мы тут в фильме увидели объективно? Слоняется хан с идеей 'фикс', говорит ее всем вслух. Попутно его обманывают и подставляют путем интриги, потом он возвращается, потом сбегает. Далеко сбежав, снова возвращается. Меняются времена года, играет музыка. А что происходит? Вокруг чего драма? И вот он выходит против родственных племён, один против тысячи, проговаривает идею фикс, его отправляют куда подальше. И вдруг, внезапно, как рояль из кустов, выходят родственники ему на подмогу! Которых я не знаю, чаяний и сомнений которых я не пережил! О чем я посмотрел фильм? О личной драме Тыгын Дархана? Да. О междоусобных стычках? Да. О том времени сцены из жизни? Да. Но.. простите, а где рассказ о народе, его (!) история, его чаяние и рост, как он 'созрел' до объединения? А ответа нет. Парадокс. Ощущение, что после последней стычки могут последовать остальные. И до бесконечности. Сегодня Дархан победил, завтра его противник. Никто не лучше, не хуже. Да и воины (которые 'рояль') вышли-то за него - потому что их предводители женаты на его дочках. За него (!) биться вышли, а не 'за единую' Якутию. А в фильме должно было быть наоборот! И автор прекрасно это знает и хотел именно того. Не вышло. Сценарий, считаю, надо было разработать в соответствии с идеей объединения народа. Как, например, это сделано в Монголе. Нужно, чтобы глядя на любой из кадров, мы бы смотрели не историю понтов князьков и сиюминутных событий, а чтобы прозревали в этом нечто большее, на что влияют эти сиюминутные события. Глядя на отходящих коней - мы должны переживать за будущее Якутского народа, а не просто смотреть на красиво снятые горы и отходящих коней. Так надо было 1. написать, 2. снимать, 3. монтировать, 4. оформлять. Ничего почти из этого сделано не было. Драматургически вместо эпоса вышла мелодрама. Это главное, что не позволило фильму стать интересным кому-то, помимо участников съемок и их родственникам. Надо крепкий сценарий лепить было. Работаю скриптдоктором, кому интересно - обращайтесь личным сообщением, конкретными помогу советами. Режиссура 7 из 10 Авторы старались. Все проблемы от сценария. Но даже при таком сценарии, можно было сделать нужные акценты. Когда ему 'внезапно' приходят на подмогу - почему не показано, как он это оценивает? Как он благодарит за это Небо (богов своих), как они переглядываются! Ведь главная драма жизни его решается в эти секунды. Либо монтажер сглупил и отрезал, либо режиссер не снял - уж не знаю. Монтаж 8 из 10 В целом всё достаточно профессионально. Имею богатый опыт как режиссер монтажа, поэтому, если есть материал, способных перекрыть драматургические дыры, описанные выше - я бы способен был свежим взглядом довести, советом или работой, реализацию до лучшего состояния. Оператор 5 из 10 Такая низкая оценка потому, что картинка показалась сериальной. Всё одинаково высвечено, всё видно. Где нашему сознанию, фантазии проснуться, где черные тени, полутени, провалы? Где элемент тайны? Возможно, я неправ, т. к. смотрел на компьютере, но не украденную из к/т запись, а кем-то выложенный, похоже, исходник в качестве FHD. По композиции и построению мизансцен - 9. А за цветокоррекцию (тому, кто ее делал) - 1. Кто это делал? Зачем? Да банально просто на 3 стопа притемните всю картинку, увеличьте контраст. Кто уменьшил контраст в сч и убил всю драму? Композитор. .. он похоронил фильм. Судите его сами. Красивая тема написана, но это тема из... мелодрамы, из сериала. Из пьесы Островского, это про историю двух влюбленных. Это не про собирание народа, это не про волевые усилия. Композитор вместо эпоса подчеркивал лирику. За лирику 9 баллов, красиво, не спорю. За эпос - 1. Его там нет. А сцены боя - просто провалены! Бойцы дерутся, а в музыке только подготовка к бою. Ни решимости, ни драйва, ни осмысления, ничего. Очень жаль. Видно, что композитор в своей лиричности талантлив, но нужен был худсовет и твердая рука автора режиссера. Озвучание 1 из 10 Синхронные шумы сделаны на коленке? Один и тот же звук перед микрофоном, треплет звукорежиссер железяки, имитируя дзынканье металла, один и тот же звук на бусах разных персонажей, и т.д. Как же так! Вам было наплевать там на Мосфильме? Вы профнепригодны. Игра актёров 10 из 10 Видно, что для них участие в фильме, таком эпосе - миссия, призвание, а не подработка. Эти непрофессиональные актеры спасали фильм, и если и буду пересматривать - то из-за их гениально сыгранных ролей, точнее, кем-то да, сыгранных, а кем-то - и созданных образов. Спасибо. Вас вела высокая цель, и у вас получилось. Прокатная политика. Прокатчики слили фильм. К сожалению. То, что я читал в сети - я сразу понял, еще до просмотра, что фильму намеренно не дали дорогу к зрителю. Теперь, увидев фильм, я осознал, что самое главное - сценарий - тут не дотягивает. Увы. Хотя, и прокатчики могли проверить и дать больше залов, но фильм всё равно не окупился бы с таким сценарием. Почему, отчего киноделы столько усилий, крови и пота вкладывают в съемки и 'постпродакшн', а о главном - не сильно заботятся? Будет крепкий фундамент - будет крепкое здание. Прострой вы взаимодействие персонажей так, что через их терзания и сомнения мы бы видели историю народа - мы радовались бы воссоединению, как дети. А момент их объединения нам стал бы понятен личностно - на это способна была ваша команда. Сейчас же - вместо 'фильма о том, как объединялся якутский народ' или 'фильма про объединителя' мы увидели фильм про то, как дрались ваши племена, а между ними лазил тот, кто никого не вдохновил. Т.е. фильм по итогу без некой обобщающей идеи (актуальной для многих народов), поэтому осталось только то, что интересно только якутам, да и то не всем. Надо было делать иначе. 6 из 10
Есть любители корейских фильмов, как образчиков самобытности, а есть такие как я - любители посмотреть якутское кино. Россияне в данном вопросе ничуть не уступают творцам из Кореи и Тыгын Дархан тому подтверждение. Обычно мы привыкли видеть более бытовые фильмы от якутских создателей, но Тыгын Дархан является исторической драмой. Мне сложно сказать, насколько фильм соответствует историческим реалиям и достоверности. Одни говорят, что фильм точно совпадает с историей, а другие говорят обратное. Поэтому, вопрос об исторической точности я опущу и более детально поговорю о фактуре самого фильма. История рассказывает нам о личности Тыгына Тархана, который по-настоящему смог объединить племена Восточной Сибири в что-то похожее на зачатки государства и остановить междоусобные войны. Тыгын Тархан представляется нам положительным персонажем в образе настоящего героя. Съемки очень качественные и масштабные, чего лично я не ждал от этого фильма и был приятно обманут. Декорации и костюмы сделаны очень круто, а сам фильм погружает в свою атмосферу якутским языком (субтитры русские есть). Доспехи и боевые сцены сделаны круто и, о боги, наконец-то без слоумоушена! Обилие слоумо в отечественных фильмах доконало, а тут его нет, зато есть толковая хореография и постановка. Мне чем-то напомнило корейский фильм 'Великая битва', но в обилии деталей побеждают Якуты.