Синопсис 'Ветра с востока' гласит - 'Это правдивая история о судьбе 494 человек из Русской национальной армии под командованием генерал-майора Бориса Хольмстон-Смысловского (Малкольм Макдауэлл), перешедших 2 мая 1945 года границу маленького Лихтенштейна…' Сам же фильм состоит как бы из двух неравнозначных пластов - один удачный, другой - слишком заидеологизированный (и немного 'клюквенный'), т.е. с 'дурным душком'. Первый пласт - это дипломатическое противостояние маленького Лихтенштейна и союзников. Основной смысл фильма здесь - что любая страна имеет право на суверенитет, и равноправное уважение со стороны других государств, а также в том, что ценность прав человека превыше всего. Эту линию в фильме символизируют герои Пьера Ванека и Жана-Франсуа Бальмера (дипломат и шеф парламента Лихтенштейна). Еще интересное наблюдение по этой теме - в Лихтенштейне политики ведают гос. делами без отрыва от основной деятельности - председатель парламента - практикующий священник, после службы в церкви он спешит вершить гос. дела. Другой парламентарий - сам торгует в мясной лавке и т.д. Ну и второй пласт - 'идеологический'. Картина снималась в самом начале 1990-х, на волне интереса к России за рубежом и восхваления всех 'антисоветчиков' (в т. ч. и в РФ). Видимо поэтому решили вытащить тему Смысловского-Хольмстона и его 'русской национальной армии'. Не удивлюсь, что в создании сценария/финансировании/продвижении 'Ветра с востока' поучаствовали потомки первой-второй волн русской эмиграции - именно в духе некоторой части этих эмигрантских волн здесь расставлены политические акценты в отношении к фигуре Смысловского. Если характеризовать в нескольких словах - 'За Гитлера, за святые скрепы, за белую кость и голубую кровь'. В одной из сцен Макдауэлл орет в разговоре со священником - 'Мы - дети Церкви! Бог велит помогать людям! Большевики отрезали языки монашкам!', в другой, обращаясь к сов. полковнику - 'Вы поработили Русь!', еще один монолог - 'Большевики расстреляли все семью, но пришли немцы и нас спасли!'. В кадре также появляется российский триколор в качестве символики 'русских гитлерофилов'. В общем, основной посыл, цитируя один из отзывов с КП - 'русские против советских'. Примерно так снимал бы свои фильмы Н. С. Михалков (подмечал уже подобные нотки в его 'УС-2', только закамуфлированные), если был свободен от конъюнктуры и самоцензуры. Если же говорить про откровенную клюкву и ложь, то её не особенно много. Несколько раз повторяется мысль про 10 тысяч расстрелянных власовцев, также в финальной сцене и титрах говорится о том, что всех поверивших Советам и вернувшихся на Родину - расстреляли. Теперь о 'советских', показанных в 'Ветре': СССР олицетворяет 'полковник Чеко' - злобный, лживый, неприятный 'гном' и его помощница - femme fatale ('капитан Бондаренко') - дама с каменным сердцем, а также пара мордоворотов на заднем плане. Как видим - не самые симпатичные личности на контрасте со статным, аристократичным Макдауэллом в гламурной немецкой форме. Очень забавно, что все 'советские' в картине - с украинскими фамилиями (Чеко, Бондаренко, Клименко). И немного о создателях: режиссером выступил небезызвестный Робер Энрико, автор антифашистского хита 'Старое ружье', видно на старости лет поменявший взгляды (что для французов не в первой - вспомним кинорежиссера Клода Отан-Лара, который в молодости был коммунистом и борцом Сопротивления, а в старости перешел в Нац. фронт). В одной из сцен замечена русская актриса Елена Сафонова - но, что удивительно, играет она не русскую коллоборантку или советскую коммунистку, а принцессу Лихтенштейна. Резюмируя, получилось неоднозначное (если не сказать хуже) кино, сделанное на 'хайп-теме' своего времени. У такого найдутся и свои почитатели, и свои ненавистники, в зависимости от их исторических симпатий.
Безусловно, Борис Хольмстон-Смысловский прожил интересную и длинную жизнь. От обычного русского офицера, до помощника президента Аргентины. «Ветер с востока» повествует об одном из ключевых эпизодов его жизни. История не выдуманная, вполне реальная. Конец второй мировой, вообще очень интересное время на необычные ситуации и курьезы. Кто хорошо знаком с историей, тот знает. Хотя бы вспомнить Битву у замка Иттер, которая имела место быть 5 мая 1945 года. Бойцы 12-й американской армии сражались вместе с 10-ю бойцами Вермахта, которые примкнули к рядам американцев. Вместе со своими новыми товарищами немцы вступили в бой с солдатами дивизии СС «Гёц фон Берлихинген», в котором одержали сокрушительную победу над эсэсовцами. Интересно, и не обычно, не так ли? Смысловский переплюнул даже это и пошел еще дальше. Перешел границу нейтрального Лихтенштейна, и бросил дипломатический вызов советскому гиганту. «Вышел сухим» из воды и с остатками своей крошечной армии эмигрировал в симпатизирующим нацистам Аргентину. Дерзость и самонадеянность этого генерала заслуживает аплодисментов (скорее всего не сыграв ва-банк, Смысловского и его небольшую армию расстреляли на родине за измену) . Фильм вышел зрелым и до конца доработанным, грамотно и интересно поставленный сюжет, не самые безызвестные актеры и наконец, интересные диалоги. С особым интересом было приятно смотреть на дипломатические стычки двух сторон. В целом, фильм выдался очень провокационный и неоднозначный. Если бы какой то умник запустил этот фильм на большие экраны в 1993 году в странах СНГ, когда пламя развалившегося Союза еще не успело угаснуть, это вызвало бурю негодований с активной просоветской публики (режиссер, продюсеры и сценаристы явно не любили Советский союз, что и показали это в своем фильме). P/s.Кому понравилась немецкая форма на Малкольме Макдауэлле, к вашему вниманию «Переход» 1979 года. Молодой Малкольм играет роль садиста из СС. 7 из 10 Фильм заслуживает вашего внимания и столь высокой оценки. Режиссеру и его команде полностью удалось проникнуться идеей снять про Русскую Национальную Армию кино, и вышло и у них более чем достойно. А сколько хороших фильмов про коллаборационистов вообще? Быть может, парочка да и найдется.
Очень неоднозначное кино. С одной стороны, нам рассказывается весьма и весьма интересная история, заставляющая заинтересоваться вопросам поглубже, более детально познакомиться с историческими биографиями некоторых личностей. Ну а с другой стороны, кино романтизирует человека, который воевал под нацистским флагом. При этом, представители Красной Армии преподносятся едва ли не как глубинное зло. В этой полярности едва ли можно найти истину. Но предлагаю обо всем поподробнее. Личность генерала Бориса Хольмстон-Смысловского в России безусловно не приветствуется. Сторонник царского режима он отвоевав на стороне 'белых' немного попутешествовав оказался в Германии, и как Дарт Вейдер стал одним из ястребов в 'империи зла'. Вторая Мировая дала ему все возможности для служебного роста. Именно в ее ходе он и стал генералом, основав так называемую Русскую национальную армию. В центре внимания очень интересная ситуация. Небольшому воинскому подразделению Смысловского дает покровительство Лихентенштейн. Представители СССР стараются всеми силами (преимущественно угрозой применения силы) вывезти на свою территорию солдат. Премьер-министр карликового государства смело противостоит этому давлению. Пьер Ванек в этой роли выдает феноменальное по точности действо. То, с какой легкостью он соглашается с нелепыми требованиями и осторожно добавляет бюрократические процедуры - заслуживает уважения. Ванек показал настоящего лидера, умного, осторожного, прагматичного. Замечательная роль. Далее происходит небольшая идеологическая инъекция. Мы сталкиваемся с циничными советскими военными и идеалистичным генералом, который гордо противостоит империи. На мой взгляд, конечно эта однобокость в показе Смысловского здорово портит уровень фильма. Никто ведь не оспаривает недопустимость расстрела 500 военнопленных - чудовищное преступление, но и сам Смысловский с его последующими подработками у Перрона в Аргентине и на военное ведомство в ФРГ - совсем не кажется мне положительным ангелом. Профессиональный военный - однозначно да. Патриот своей Родины - вот уж не знаю... Вернее, по биографии совсем не верится, а фильм не доказывает обратного. Малкольм МакДауэлл очень хорошо поработал над его образом, но его персонаж получился очень уж идеальным. Этакий военный гуру в изгнании, почти Йода. При принятии озвученных недостатков фильм смотрибелен, а сама история небезынтересна. Она ведь затрагивает и тему Власова, а с ним ведь много всяких историй связано - что предполагает послевкусие осмысления и заставляет думать о вопросах чести и предательства. Все же, самый крупный предатель, хотя некоторые и считают его разведчиком. В любом случае, фильм неплохой. Мои симпатии преимущественно к самой истории (юридический спор Лихтенштейна с советской громадой) и игре Пьера Ванека. 6 из 10
Фильм был снят (французским режиссером Робером Энрико) на волне антикоммунизма в мире после 91 года. Он ценен тем, что в нем (возможно, единственном! - по крайней мере после 45 года) показано, что русские и советские -- это враги друг другу. Правда, этот же режиссер до этого сделал жуткий антинемецкий фильм Старое ружье. Изменил ли он как-то свою позицию к 1992 году -- непонятно. Честно говоря, вряд ли. Фильм небезупречен, возможно. Особенно представляется неудачным название. Что за ветер такой с Востока? К тому же -- было несколько фильмов с таким названием уже. Но, повторюсь, тема настолько важна, что на детали можно не обращать внимания. Ведь об этой стороне войны не знает почти никто, даже в России, не говоря о мире. Отзывы все примерно одинаковы. 'Неоднозначная фигура, все-таки предатель...' Факты вопиющей несправедливости и даже преступлений, жертвами которых стали герои этой истории, ускользает от внимания тех, кто оценивает фильм. А между тем, это единственный антикоммунистический фильм на материале Второй мировой, единственный -- о 'Второй Гражданской', о войне русских с советскими. Которых так часто, постоянно! -- путают. Чуть ли не до того, что'над Рейхстагом подняли русский флаг'... Фильму о Смысловском трудно противостоять лавине фильмов обратного характера. Но все же -- прекрасно, что он есть!
Этот фильм не про власовцев и Власова, о котором в фильме упоминается лишь несколько раз. Смысловский никогда не сотрудничал с Власовым, поскольку не разделял ни его взгляды, ни его план действий. Это фильм про Смысловского и его армию, которая состояла в основном из эмигрантов, людей которые могли уклониться от участия в войне в принципе, но они выбрали войну, войну за освобождение России, за освобождение Родины: «Победа Германских армий должна привести нас в Москву и постепенно передать власть в наши руки. Немцам, даже после частичного разгрома советской России, долго придется воевать против англо-саксонского мира. Время будет работать в нашу пользу, и им будет не до нас. Наше значение, как союзника, будет возрастать, и мы получим полную свободу политического действия» (Смысловский). Но это фильм уже не о войне, а о дипломатическом противостоянии маленькой европейской страны (с населением в 12 тысяч, страны без собственных вооруженных сил) и советского монстра, о противостоянии, которое решало судьбы 500 русских людей, и о личном участии Смысловского в этом противостоянии. Фильм еще и о том, какая участь ждала тех, кто решил, поверив советской пропаганде, вернуться на Родину. Людям с промытыми мозгами, не знающим истории, этот фильм не понравится. Всем, кому интересна правдивая история, а не советская пропаганда, рекомендуется к просмотру. К тому же в роли Смысловского прекрасный Малкольм МакДауэлл.
Этот фильм можно посмотреть лишь исключительно из интереса к истории. Конечно же он посвящается всем любителям поговорить на тему, кто был прав в Великой Отечественной войне или порыться в исторических документах. Здесь затрагивается интересная тема об участниках движения РОА или проще именуемых 'власовцами'. Я пересмотрел множество фильмов о войне, и это пока единственный, где 'власовцы' впервые не показаны конченными разложившимися ублюдками. Впервые авторы фильма стараются их понять как людей, которые имеют вполне обычные человеческие чувства, которые также хотят жить и любить. Посмотрите, как агитатор Красной Армии ловко манипулирует чувствами любви к родине, к семье, чтобы заставить 'власовцев' вернуться в СССР. Неужели кто-нибудь думает, что их уговаривали другими методами? Я не верю в то, что этот фильм кого-нибудь в чём-то переубедит. Однако если Вы хотите максимально приблизиться и понять образ мыслей типичного 'власовца', то я думаю этот фильм будет не безынтересен.