- Ты мне всю жизнь искалечил, Борщов! - Ну, вот, начинается! - Да, да: начинается, начинается. Я на тебя два года угробила. Думала, что мы поженимся. И всё у нас будет, как у людей. - Икота-икота, переди на Федота, а с Федота на Якова, а с Якова на всякого... 'Афоня', 1975, реж. Г. Данелия Трагедия любой женщины - невозможность родить ребёнка. Себя продолжить в маленьком человечке. Глазки - пуговкой, ротик - бантиком. Комочек счастья из плоти, подарком небес. Кряхтящий, беспомощный, родной. Казалось бы чего проще, раз-два и готово... Ан, нет. Это только так кажется. У каждой пары тут свои шлагбаумы и барьеры заградительными преградами. Хотеть это ещё не значит мочь. Люди с опытом многое могут порассказать загибая пальцы руки почему не получается, отчего не удаётся, чем обусловлены холостые выстрелы. Что уж далеко ходить, у советского комедийного классика Георгия Данелии сожительница Афанасия ( роль Нины Руслановой) аж два года на алтарь любви положила, а результат, увы, нулевой. Ни Ванятки, ни Машутки в закреплении отношений... Хоть плач, хоть кричи... Впрочем, австрийская драма 'О чём мы мечтаем' лишена смешливости. Напрочь лишена. Она серьёзна и именно этим очаровывает. Высших оценок, на мой взгляд заслуживает картина. Восемь из десяти или даже девять из максимума. А всё оттого, что тема обозначенная режиссёром, раскрыта за полтора часа исчерпывающе. Зрителю дано всё необходимое для понимания. А многое из недосказанного, додумывается, досчитывается самостоятельно. И нервы, и боль, и хандра с депрессией тут без пережима, органично в русле повествования... Роли каждого, предельно ясны. Эмоции переживаний - на поверхности, стоит лишь чуть-чуть копнуть вглубь. Нарывами волдырей души бесчисленные попытки привести в этот мир наследника. Тщетно, тщетно, тщетно. Вновь, всё тоже. Тоже самое. Она и Он несколько лет вместе. Семья, брак. Идиллия европейского достатка в строящимся, почти готовом собственном доме в несколько этажей. Всё гладко, всё степенно. Силы распределены правильно на всю дистанцию. И это есть, и это, и это тоже. Пора рожать. Время пришло. Время настало. Время уходит. Но, - никак. Никак. Она и Он отправляются в отпуск. На море. Встряхнуться. Проветриться. Подышать друг другом. Насладиться вновь как когда-то. Недавно. Давно. Раньше это была туристическая палатка и много-много солнца, улыбок, радости, грёз. Купались в соприкосновении без устали. Изо дня в день. Дарили себя без остатка. И думали, что вечность им сияет светом тепла. А завтра и послезавтра всё повторится вновь. Как вчера. Как сегодня. Она и Он вновь на море. Уютный домик. Шикарный курорт. Достаток диктует тариф услуг. Рядом соседи. Такие же по возрасту. Но в их обойме двое детей. Мальчик и девочка. Семья. Они - семья. Полноценная. Шпилькой внутреннего укора - их превосходство. Но всё ли так безоблачно на чужом небосклоне? Какие подводные течения преобладают в чужом 'водоёме'? Мать и дочь в наблюдении со стороны. Отец и сын в поиске граней соприкосновения с отчуждением... Четверо под одной крышей, узами крови обручённые, но с кривизной 'ствола'? И что же будет... Благодаря режиссёру мы имеем возможность понаблюдать как трансформируется сознание человека наблюдающего за окружающем. Никакая психологическая метода не способна оказать столь мощного оздоровительного эффекта как человеческая установка идущая изнутри. Выношенная, осознанная. Чего же в этом кино больше? Грусти? Отчаяния? Боли? Судите сами. По мне, так - жизни. Женская партия, исполнена - просто на 'ура'! 8 из 10
Итак, с чего все началось? А началось все с того, что в выходные я посмотрела удивительно глубокий, трогательный и пронзительный фильм – «Последний прекрасный день». Фильм с поразительной по силе и красоте, волнующей актерской работой Вотана Вильке Мёринга. Фильм, снятый для ТВ, никогда не выходивший в широкий прокат. Вот, не перестают меня поражать господа тевтонцы: для внутреннего потребления они создают жемчужины вроде «Прекрасного дня» или «Все хорошо», а на большой экран выпускают претенциозные, заштампованные и безвкусные поделки, вроде «Работы без авторства». Пытаясь закрепить ощущение, решила посмотреть «О чем мы мечтаем». Надеялась увидеть если не равную по силе работу, то хотя бы нечто похожее. Ну, хоть в первом приближении. Как говорил персонаж толкиновской саги – я еще никогда так не ошибалась. Даже не знаю, с чего начать? Со сценария, который тут отсутствует просто как класс? С убогой режиссуры? С блеклых ходульных актерских работ? Начну с первого и, наверное, с главного – сценарий. Его здесь нет. По правилам сайта, нельзя в рецензии «раскрывать повороты сюжета». Тут ничего раскрыть не получится, потому что за вас это успешно сделали сами создатели. Весь сюжет исчерпывающе описан двумя предложениями синопсиса. Нет, я не шучу и не утрирую. Я совершенно ответственно заявляю: если вы прочитали четыре строки аннотации, можете считать, что сэкономили себе полтора часа жизни. Простите великодушно, и вот над этим, если верить информации выше, трудились три человека? Полтора часа вам предлагают смотреть на двух немолодых, несимпатичных, живущих вместе по инерции людей. Их давно уже ничего друг с другом не связывает, кроме безуспешного непонятного желания размножиться. Непонятного потому, что гипотетический ребенок не нужен ни одной, ни другой стороне также, как обоим уже давно не нужен вялый супружеский секс, совместный быт и строящийся дом. ВСЕ! Кто эти люди? Чем они занимаются? Что любят? Как зарабатывают на жизнь? Как они познакомились? Любили ли друг друга когда-нибудь, прежде чем совершенно друг другу осточертели? Всего этого вы не узнаете. А что узнаете? А то, что стареющий и поднаевший щеки Элиас ЭмБарек абсолютно не драматический актер. Его удел - ширпотребные комедии вроде «Зачетных преподов» и «Ночной жизни». А когда товарищ пытается «в драму» («Дело Коллини», «О чем мы мечтаем»), получается скучно, глупо и неубедительно. Я совершенно не понимаю, чем обусловлен выбор ЭмБарека на главную роль, когда есть Шиллинг, Брюль, Диль, да тот же Вильке Мёринг. Вот написала и подумала, что с любым из перечисленных, эта никчемная пустышка могла бы стать вполне смотрибельной психологической драмой средней руки. А может, и не средней. Вот Скарсгарду же удалось в одиночку вытянуть такую же претенциозную эпигонскую пустышку «Угоняя лошадей». И это при минимуме экранного времени. Про партнершу ЭмБарека сказать ничего не могу – вижу первый раз. И, надеюсь, последний. Как актриса тетенька себя не проявила, а просто смотреть на нее банально неприятно. Ну, уж извините, не Сара Гадон и не Паула Бер. А вот, собственно, и все. Я уже давно не даю рекомендаций вроде «смотрите-не смотрите». Для кого-то ведь снимаются и «Мученицы», и «Бесславные ублюдки», и «Угнанные лошади». Кто-то часами и перед черным квадратом простаивает. Думаю, что и это найдет своего зрителя, но, на мой взгляд, полтора часа можно провести с большей пользой.