Вторая глава антологии Райана Мерфи, которая продолжает исследовать истории печально известных преступников, вплетая в повествование драму, психологизм и социальные комментарии. Если первый сезон о Джеффри Дамере захватил зрителей своей мрачной атмосферой и глубокой проработкой персонажей, то история братьев Менендес не менее ярко демонстрирует искусство Мерфи: напряженная драма, мастерское сочетание реальных фактов с кинематографической стилизацией и, конечно, великолепный актерский состав. В центре сюжета — братья Эрик и Лайл Менендес, чья жизнь в роскошном Беверли-Хиллз закончилась трагедией, когда они убили своих родителей в 1989 году. Мерфи подает эту историю с присущей ему стилистической изощренностью, предлагая зрителю взглянуть на произошедшее с разных сторон. Сценарий умело балансирует между правдой и субъективными точками зрения, заставляя зрителя все время сомневаться в том, кто же в этой истории настоящий монстр. Этот подход подчеркивает, что за любой страшной историей стоит гораздо больше, чем простое деление на виновных и невиновных. Особенно сильной стороной сериала становится его драматическая структура. По мере того как раскрываются подробности семейной жизни Менендесов, сценарий преподносит нам неожиданные повороты, в которых меняются роли жертв и преступников. Эпизоды, посвященные признаниям Эрика о сексуальном насилии со стороны отца, буквально шокируют и вызывают глубокое сочувствие к братьям. Мерфи не просто рассказывает историю убийства, но и поднимает важную тему — травмы мужчин, переживших насилие, что редко освещается в массовой культуре. Актерский состав сериала — это отдельный шедевр. Николас Александр Чавес и Купер Кох в ролях Эрика и Лайла идеально передают сложные психологические образы своих персонажей. Их игра полна нюансов, и зритель чувствует весь спектр их переживаний — от страха до ненависти и отчаяния. Купер Кох особенно впечатляет, я запомнил его после фильмов «Они/Их» и «Проглоченное». Новая яркая квир-звезда. Подбор на роли родителей — Хавьер Бардем и Хлоя Севиньи — также безупречен. Севиньи, частая муза Мерфи, снова доказывает, что ей под силу воплотить сложные и неоднозначные образы, в то время как Бардем привносит в проект свою привычную мощную энергетику. Мерфи вновь расширяет границы своих проектов, умело вплетая отсылки к прошлым своим работам, создавая ощущение единого «мира» в своей антологии. Тут вам и отсылки на Дамера и на О. Джей. Симпсона. Эти моменты вызывают у зрителей интересные параллели и позволяют лучше прочувствовать обширную картину его кинематографической вселенной. Не обошлось и без характерного для Мерфи гомоэротизма, который, как и в его предыдущих проектах, не только дополняет сюжет, но и становится важной частью эмоциональной и эстетической структуры сериала. Несмотря на тяжелую и порой шокирующую тематику, сериал «Монстры: История Эрика и Лайла Менендес» — это произведение, от которого невозможно оторваться. Это не просто очередная криминальная драма, это глубокий психологический триллер, который заставляет задуматься о природе зла, травмах и последствиях насилия. Райан Мерфи снова подтверждает свой статус одного из самых талантливых шоураннеров современности, превращая жестокую реальность в искусство.
Я прочитала все рецензии на этот сериал. Это привело к тому, что я впервые сажусь писать свою. Рецензия будет нейтральной просто потому, что я вижу промахи и не могу закрыть на них глаза, хотя сериал посмотрела 2 раза подряд. Тяжёлый ли он? Да - особенно, для людей, которые не являются фанатами тру крайма. Если вы фанат - тоже непросто, но не смертельно. Могу сказать, что сериал мне понравился. Это первая работа Эванса, с которой я так подробно и длительно ознакомлялась. Он хорош. Чем? Тем, что удерживает баланс и не укатывается в романтизацию, тем, что выглядит пугающим странным и беспомощным одновременно, а главное: от лица своего персонажа отвечает на многие вопросы, на которые по-своему решили ответить авторы рецензий. Начнём... Романтизация через эмпатию Сериал демонстрирует историю Милуокского каннибала последовательно, а значит, нас ждёт детство героя. Этот аспект часто ошибочно относят к романтизации. Мол, как мы можем винить во всём мальчика, который воспитывался в такой нездоровой обстановке? А вот можем. Трагедия ли, что жизнь Дамера так сложилась? Да. Оправдывает ли его трудное детство? Нет. Мы можем посочувствовать ребёнку, который мало видел любви, но мы не можем сочувствовать человеку, который ради близости убивает. Для меня Дамер в этом сериале похож на Гренуя. Его природа во много лишена эмпатии. Она пугает. Мать боялась Джеффа, отец считал его странным. Сцена, которая расставляет точки над И в этом эпизоде: мальки и моторное масло. Джефф далёк от норм. Расизм и гомофобия Многие авторы пишут, что сериал носит идеологический характер и что для них это тот фактор, который не дал им насладиться произведением. Можно сразу сказать, что это - проблема многих современных фильмов и сериалов. Но. Нам показывают 70-е и 80-е годы, в то время как право голоса цветное население США получило в 1965. С таким же успехом в подобных вещах можно обвинять фильм 'Прислуга'. Перегибы современности не отменяют того, что проблема существовала и была острой. Что уж говорить о сексуальных меньшинствах... Авторы ярко расставили акценты на этих вещах. Совру, если скажу, что я этого не заметила, но это не убило для меня сериал. На вопрос об этом отвечает и сам герой Эванса: 'Кого мне ненавидеть?' Родители Сторона истории, которая мне безумно понравилась своей сложностью. Мать, пытающаяся отгородиться от своего сына изначально и от его дел в дальнейшем. Отец, который не хочет принимать на себя ответственность, но в итоге делает это. Бабушка, которая пытается перевоспитать, хотя чувствует угрозу. Интересно, что семья Дамера наблюдает его странности, но не складывает в единую картину, просто не верит или не хочет верить. Важный момент: сцена в кафе, где Джефф пытается донести до отца, что с ним явно что-то не так, но отец старается убежать от этих реалий. Что-то про любовь Серия, посвящённая Тони Хьюзу даёт нам окунуться в мир жертвы, осознать, что каждый из списка Дамера 'был человеком'. Да, показать мир всех 17 жертв даже в 10 часах просто невозможно, поэтому нам показывают так тщательно историю лишь одного. Эта серия даёт сделать важный вывод: даже любовь и привязанность не остановит Дамера, для него нет преград. Его болезненное стремление удержать человека выходит далеко за рамки дефицита внимания. Подойдёшь слишком близко к Дамеру - попадёшь в 'вихрь' и исключений нет. В мире Дамера нет любви. Икона К сожалению, Джеффри Дамер далеко не первый монстр, который становится звездой. После всей истории убийств наблюдать, как у маньяка появляются фанаты, как у его дома фотографируются ради прикола подростки, тяжело. Это очень важный аспект истории: показать реакцию общества, то как в ней сталкиваются здравый смысл и скорбь со свободой слова и самовыражения. Общество потрясено, но так же и поражено. Даже коллега Гленды не выражает ей сочувствие, а интересуется о зверствах её соседа. Сам Дамер Герой получился сложный, и это хорошо. В сериале мы можем увидеть историю человека, но при этом мы видим и историю каннибала-садиста. Одно не отменяет другого. Дамер не вливается в общество, чувствует себя чужим и брошенным, что может вызвать сочувствие, но при этом легко врёт, не испытывает жалости. Мы видим настоящего Дамера в диалоге с соседкой: неподдельная злость и желание навредить сочатся из героя, что не даёт забывать о том, кто он. В произведении убийца не превращается в загадочного хитроумного маньяка, а остаётся нечеловечески жестоким недотёпой, который во многом обязан своей долгой безнаказанности простому везению. Этот баланс во многом меня подкупил, однако и сам этот сериал является болезненным нарывом для семей жертв, как и комиксы, интервью и прочее. Сложно. Всё очень сложно...
К очередному творению обожаемого Райана Мерфи я приступала с замиранием сердца, очень хотелось впечатлиться и мои ожидания оправдались. Неплохой сезон с интересной историей одного из самых прославленных серийных убийц. Тут взята за основу вся его жизнь, а не отдельный этап, как в других фильмах, что хорошо для зрителя. Повествование не линейное, нас перебрасывает из детства в настоящие дни на основной момент и наоборот. Чтобы не упустить важные детали и сложить картинку воедино, нужно внимательно смотреть и держать в голове предыдущие события. Весь сюжет построен на реальных событиях, о чем не нужно забывать. Что касается актеров, все справились, каждая эмоция донесена. Эван Питерс мне нравился со времен АИУ, с его игрой я знакома и она полностью устраивает. Хочется отметить, что и настоящий Джеффри был очень симпатичным человеком, а в исполнении Эвана получилось что-то слишком красивое, легко было забыть, о чем на самом деле сериал. Жутких сцен тут нет, снято так, что зритель понимает, что же произошло, но кровопролитных деталей не видит. Горького послевкусия образ Дамера не оставляет, а вот жизненная несправедливость и дыры в системе хорошо прослеживаются и заставляют задуматься, что твоя жизнь в твоих руках и что тебя могут не спасти. Посмотреть стоит, если вам нравится тематика маньяков и убийц, если это не так и вам просто интересно, то высока вероятность, что вы выключите после первой серии.
На улице неблагополучного района полицейский патруль обнаруживает полураздетого темнокожего, он кричит и просит о помощи. По словам парня, в одной из квартир его пытались убить и накачать веществами, он с трудом вырвался. Полиция нехотя едет проверить жилище и находит там ужасные, прямо-таки нечеловеческие свидетельства об убитых людях. Так в 1991 году был арестован Джеффри Дамер - серийный убийца, маньяк и насильник. Этот реальный сюжет, последствия и детство преступника раскрыты в необычном сериале «Монстр: История Джеффри Дамера», и снова возникает вопрос, а нужно ли это делать? Сам сериал поднимает проблему фансервиса, популяризации таких личностей и возможность появления подражателей. В реальности родители жертв судились за право запретить, например, комиксы по этой истории. Но, как мы знаем, обычно побеждают деньги. Тут же показалось, что создатели пытаются вызвать жалость к Джеффри, вроде бы как проблемы в семье, неудачная операция, беременная мать на таблетках. Лично я считаю, что кто-то может воспринять это как оправдание его ужасных деяний, тут я не согласен. Конечно, если команда хотела показать важность внимания к детям, пользу психотерапии и здоровой беременности, то это хорошо. Но уж очень неоднозначно получилось. В целом сразу понятно, что это ужасный человек, он натворил слишком много зла, от этого страдали целые семьи. Давно я не видел настолько мерзких сериалов. Это на общем плане, но личная история может вызвать сострадание. Хотя посыл режиссера очевиден - все это далеко не норма. Если отмести море мерзости, канниб***зм, некроф**ию, спорный этический момент, нетрадиционные отношения, то сериал хорош. Снят великолепно, операторская работа на высоте, темп не проседает, несмотря на то, что охватывает огромное количество сюжетных линий и дат. Все идеально и плотно сплетено. Но смотреть скорее не рекомендую, это та картина, после которой будут сниться кошмары, после которой останется гнетущее ощущение, настроение точно будет испорчено. Хотя работа проделана отличная и съёмочной группой, и актерами.
Не так много кино про маньяков я видел. Забавный 'Американский психопат' дал мне ложную надежду на то, что этот сериал будет лёгким для восприятия. Как итог, каждую из серий я смотрел через большой промежуток времени. Пожалуй это самое жуткое, что я смотрел. Не потому, что вид крови меня смутил, меня смутило иное: в какое странное нечто может превратиться человек, если родители у него будут кусками чего-то непрезентабельного. Родители Дамера чего только не делали: мать не брала его на руки, глотала горстями таблетки во время беременности, отец Дамера расчленял с ним животных, сбитых на дороге, оставлял его наедине с отбитой матерью. Одно его детство - уже жуткое зрелище. Ну, и, как следовало ожидать, мальчик вырос психопатом, который испытывает сексуальное влечение к трупам и внутренним органам. Благодаря наплевательскому отношению полиции к своей работе, Дамер убил 17 человек. Сериал посвящён жертвам Дамера, это чувствуется, но если бы историю преступлений Дамера показали только от лица его самого и его семьи, то сериал, как художественное произведение, получился бы короче и интереснее. Слишком много времени уделено соседке Джеффри и предыстории его жертв. Я бы не стал на это обращать внимание, ведь и эти ребята были классные. Но сериал итак тяжело смотреть, а его растянули ещё на 2-3 серии, которые никак не относятся к истории самого Джеффри Дамера. Эван Питерс, судя по этому фильму, очень талантливый актёр, потому что это одна из лучших актёрских работ, которые я видел. Очень натурально и точно сделаны все мельчайшие детали. Качественная работа. Так хорошо сыграть настоящего психопата надо уметь. Как я уже говорил, несмотря на то, что сюжетно раскрытие жертв, как личностей, было лишним, получились очень приятные персонажи, которые даже вызывают сопереживание. Атмосфера фильма очень хорошо передаёт парафилийную сущность Джеффри Дамера. Мрачно, кроваво, реалистично. В целом получился замечательный сериал, в котором есть лишнее, много лишнего. Мне очень понравилось, но больше я эту жуть пересматривать не буду. Приятного просмотра! 7 из 10
Сериал рассказывает о Джеффри Дамере и пытается, исследовать причинно-следственные связи того, что привело его к «карьере» одного из самых печально известных маньяков Америки. Но давайте тезисно: - Не смотрите сериал, если не увлекаетесь темой тру крайма, историями о серийных убийцах и тому подобным. - Смотрите, если увлекаетесь, вышеперечисленным, НО предварительно ознакомьтесь с историей Дамера самостоятельно через документалки, статьи или, например один очень классный, любимый мной, подкаст о тру крайме «У холмов есть подкаст». У них есть два выпуска (одни из ранних) о Джеффри. Отдельное удовольствие сравнивать персонажей и события сериала с реальностью! - Первые минут 15-20 сериала я посмотрела в оцепенении, даже ни разу не отхлебнув винишка из бокала. - Дамер — однозначно монстр. А кто еще монстр в этой истории? Родители Джеффри? Полиция? Общество? Если интересно задаться этими вопросами и посмотреть на художественные фантазии на тему — смотрите. Но лучше изучите документалки. - Второстепенные персонажи и их истории — лучшее в сериале! - Эван Питерс — второе лучшее в этом сериале. Из-за его миловидности Дамер вышел более приятным, чем был в реальности — это сомнительно. - Мало кровавых подробностей и расчленёнки, может это и плюс для кого-то, но я ожидала больше мерзости после знакомства с историей Дамера. - Ответа на вопрос «Да что не так с этими парнями-маньяками?» не будет. Это скорее эссе о потенциальных причинах. - Смотришь себе такой спокойно, а потом на миг вспоминаешь, что всё это было в реальности с кем-то когда-то. И, жуть, мурашки...
Читал книгу Терри Салливана о Джоне Уэйне Гейси 'Клоун-убийца. Дело маньяка Джона Гейси'. Терри Салливан - это окружной прокурор, который вел расследование дела Гейси, а также был обвинителем на его процессе. Если интересуетесь маньяками или заинтересовались после просмотра сериала о Джеффри Дамере, то рекомендую - книга хорошая. История в ней построена так, что личность Гейси нам раскрывается постепенно. От обычного подрядчика и уважаемого в городе человека, до маньяка не уступающего в безумии Джеффри Дамеру, а в чем-то даже его превосходящего. Создатели сериала «Монстр: История Джеффри Дамера» поступили иначе. Личность Дамера нам раскрывается с первой серии, а уже по ходу сериала рассказывается как он докатился до такой жизни. И наверное это мне не понравилось. Раскрывая персонажа с первых серий сценаристы не оставляют нам каких-то загадок и неожиданных сюжетных поворотов - жизнь Джеффри Дамера была не такой уж интересной. Это история развивающегося безумия. Наверное поэтому сериал достаточно тяжело смотреть. Все эти убийства, каннибализм и извращения не каждому зрителю будут приятны. Хотя следует отдать должное режиссерам: жестью они не злоупотребляли. У них получилось показать монстра не прибегаю к излишней «чернухе». И в этом огромная заслуга актера, сыгравшего главную роль. Я не знаю каким Дамер был в жизни - документалку о нем планирую посмотреть позже. Но Эван Питерс отлично сыграл свою роль. Его безумию веришь. Это не буйное безумие, а омут тихого помешательства. И это даже страшнее. В целом к сериалу сложно придраться. Он действительно качественно снят. Мне понравилось, что сериал сосредотачивается не только на Джеффри Дамере, а рассказывает нам историю его родителей, соседей и жертв. В сериале также поднимается расовый вопрос. Многим может показаться, что это пресловутая «повесточка», но нет - здесь эти вопросы уместны и играют действительно важную роль в развитии сюжета. Я бы поставил сериалу 8, но не могу. Как история Дамера он действительно хорош. Но сама история не держит в напряжении. Не было желания смотреть серию за серией, чтобы узнать, что будет дальше. 7 из 10
Собственно, сериал можно условно разделить на две части. Непосредственно история самого Дамера, байопик об известном серийном убийце. И около-документальная часть о жизни вовлечённых против своей воли в это людей, семей как жертв, так и самого Дамера. Что-то на грани социальной драмы и модного нынче трю крайм. И если сериал более-менее справляется с первой частью, демонстрируя именно то, что вы ожидаете от подобного шоу, то вторая часть, при всём явном желании авторов создать что-то осмысленное, тонет в очень сумбурных и даже лицемерных попытках то превратить сериал в высказывание о расизме и гомофобии современных США, то критике романтизации ужасных преступников. Что в контексте данного сериала выглядит крайне неприглядно и в целом портит всё хорошее впечатление от первой части. Собственно, начнём по порядку. К биографической части здесь у меня никаких нареканий. Хотя Питерс совершенно не похож на реального Дамера, на мой субъективный взгляд, ему всё же крайне хорошо удалось передать образ человека с пограничным расстройствам психики. Вот это вот положение человека, который уже достаточно 'за гранью', чтобы быть сумасшедшим фриком и в тоже время, всё ещё достаточно 'нормальным', чтобы обманывать доверие и интуицую своих жертв. Да, как и в недавнем фильме про Банди, неадекватность Дамера иногда выглядела уж слишком очевидной, но лично я всё ещё мог это стерпеть. Шоуранерам достаточно хорошо удалось выдержать грань между ожидаемым от сериала шок-контентом и серьёзностью происходящего. За что им от меня отдельный плюс. Триллер в шоу достигается путём грамотной режиссуры, музыки и игры актёров с парочкой 'горячих' кадров, а не вайпом аудитории насилием, кровищей и т.д. Спасибо. Что касается социальной части, то это классический 'проект от Нетфликс', и этим всё сказано. Хотя треть жертв Дамера была белыми и Дамер выбирал чёрнокожих своими жертвами не из-за какого либо расизма, а наоборот, из-за своих сексуальных вкусов, фильм практически полностью игнорирует всё и всех, что могло бы помешать нарративу 'Дамер - расисткий и гомофобный убийца'. Конечно, судьба белых жертв Дамера здесь полностью раскрыта без прикрас, но ни их родственников, ни акцента на бесчеловечности их судьбы вы тут не увидите. Всё уделённое родственникам жертв и их страданиям время полностью уделено БЛМ наративу, что вдвойне странно, так как оба шоураннера сериала являются социально успешными белыми мужчинами. Этому буквально посвящено довольного много сцен и даже отдельно несколько эпизодов, первый из которых даже был поставлен одним из самых культовых афро-американских режиссёров. Иногда даже складывается ощущение, что гибель парней осуждаются авторами даже не столько из-за того, что жестокие убийства молодых парней сами по себе чудовищны, а потому, что это были жестокие убийства злым белым бедных чёрных. В одной сцене нам даже явно дают понять, что преступления Дамера - это 'трагедия чёрного сообщества, а для белых ололо'. В тоже время, хотя шоу имеет ожидаемую и вполне недвусмысленную ЛГБТ окраску, вы почти не увидите в нём особо широкого или просто заметного обсуждения гомофобии и/или истории Дамера в контексте опыта гей сообщества. Несколько сцен как будто бы подразумевают, что гомофобия как-то повлияла на токсичность Дамера, но всё это довольно тонко и целиком на интерпретациях зрителей. Опять же, очень странно, так как одним из шоураннеров является Райан Мёрфи, один из самых культовых и мейнстримных ЛГБТ креаторов на данный момент. Даже, казалось бы, очевидная возможность указать на маргинализированность гей сообщества как причину распространения в нём случайных и небезопасных связей, была проигнорирована. Вероятно именно благодаря этому авторам удалось избежать какого-либо чрезмерного злоупотребления гей-темой в этом шоу, гомосексуальность и соответствующей ей образ жизни Дамера показывается как что-то обычное и само-собой разумеется, без свойственных подобному контенту проповедей и фетишизации. Даже когда Даммер кадрит других мужчин или посещает гей-сауну, это демонстрируется ровно в положенном этому контексте и никак иначе. Возможно из-за того, что Мёрфи как опытнейший тв креатор знал как подать вещи, я не знаю. Но в этом вопросе сериал про Дамера явно написан намного лучше чем поздние сезоны Хора или Американской истории ужасов того же Мёрфи. Заканчивается эта часть недвусмысленной критикой романтизации преступников и очарованием американцев шок-контентом, что в рамках этого сериала как по мне просто крайне лицемерно. Вы буквально создали жестокий триллер на основе биографии одного из самых 'культовых' американских маньяков и теперь рассчитываете, что вы можете попрекать других за тоже самое, только потому что вы как то пытаетесь вставить в это сообщение и поговорить об социальных проблемах? Я даже более чем уверен, что основные просмотры сериалу будут давать те же самые привлечённые шок-конентом молодые белые, как точно такие же поверхностные молодые белые, которых в самом сериале пытаются попрекать за это. До такой степени, что пафосно показывая возмущённых этим родственников жертв, сериал уже сам получил точно такие же обвинения от реальных родственников жертв в реальной жизни. Да, современное общество, особенно западное, романтизирует преступников и относится к их преступлениям как к достойному вниманию шок-контенту. Да, обществ игнорирует жертв преступлений в пользу самих преступников. Да, эти проблемы действительно существуют и их действительно стоит обсудить. Но не тогда же, когда вы буквально сами делаете это! Даже эпичные военные фильмы которые критикуют войну не настолько мета-лицемерны. В тоже время, я должен отдать сериалу должное, шоу довольно хорошо показало, как люди склонны перекладывать друг на друга ответственность за случившиеся в их жизни трагедии. И не буду спойлерить, это и морально-эмоциональные переживания тут написаны настолько хорошо, что иногда даже забываешь, что это лишь беллетризованные версии реальных людей. Если уж подводить итоги, то в целом это не плохой сериал. Актёры играют хорошо и как для жанра и тематики, режиссура выше всяких похвал. Явно на голову выше недавнего фильма про Банди. Но как только сериал пытается в социальщину и 'сообщение', это же сразу портит всё впечатление и заставляет вас вспомнить о том, что это сериал от Нетфликс. И это реально расстраивает, потому что проблемы романтизации преступников и игнорирования меньшинств действительно существуют и сериал мог бы стать просто отличным, если бы раскрыл это должным образом. 7 из 10
Такие ужасающие трагедии всегда привлекают внимание общества, поэтому будут снимать фильмы и сериалы о маньяках-психопатах, так как это явление хоть и редкое, но так и остаётся загадкой. Почему среди нас есть люди, способные на подобные зверства? Учёные пытаются изучить мозг психопатов, в надежде увидеть отличия и ответить на этот вопрос. Сериал привлёк мое внимание прежде всего, потому что я люблю сериалы в стиле mindhunters, где берут за основу реальные истории и интервью с маньяками. Здесь затрагивают темы послеродовой депрессии, безалаберности полиции и расизм, проблемы сексуальных меньшинств. Принято считать, что такие люди, как Джеффри Дамер-это абсолютное зло. Но так ли это на самом деле? Родился ли он с патологией или же его сформировало нездоровое окружение. Родители не дают себе отчета, какое сильное влияние оказывают на несформировавшийся мозг ребёнка и превращают его в странного изгоя для всех. Они причастны к тому, что ребёнок не смог адаптироваться в обществе, но первопричиной все-таки является врожденное отклонение, с которым он не в силах сопротивляться. Помимо всего прочего, Дамер-гей, а в его религиозной семье это неприемлемо и отец навязывает ему отношения с девушками. От полного непринятия себя, он чувствует тотальное одиночество, замечает у себя странные фетиши и живет в затворничестве. Такой образ жизни тоже негативно сказываете на его психическом здоровье и он совершает своё первое убийство, что как утверждает Дамер «было случайностью». Сам по себе сериал размеренный, у него своя атмосфера и некоторым повествование может показаться скучным, но меня это не смутило. Цветокоррекция и мелодия создали жуткую атмосферу, а Эван Питерс отлично справился с ролью. После просмотра было над чем задуматься, поразила вопиющая несправедливость из-за которой столько человек погибло, после чего Дамер становится суперзвездой, а его жертв забыли. В сериале жизни убитых людей уделяют больше внимания, отчего осознаёшь, какой немыслимый урон психопат нанёс семьям пострадавших. 8 из 10
Не знал, какими словами начать эту рецензию. Сперва порывался писать ее с первых серий, т. к. на тот момент казалось все понятно, затем начал корректировать мысли к середине. А уже к концу и вовсе не понял, что я сейчас посмотрел, и что написать. Сериал очень неоднозначный. Ощущение, что сценаристы сами не понимали, какую историю хотят поведать и о чем. В чем был замысел? Показать монстра Джеффри Л. Дамера, и какой ужасный след он оставил в жизнях его жертв и их родных (и своих, между делом, тоже)? Возможно. Но почему-то самого Дамера - замкнутого, застенчивого инфантила, увлекающегося таксидермией, а по совместительству душегуба, тонкого психолога-манипулятора, гомосексуала, каннибала, некрофила и (что немаловажно) чертовски везучего человека -- тут изображают, скорее, не каким-то безжалостным охотником со своей извращенной философией, а жертвой обстоятельств, которые, наложившись друг на друга, сделали из него того самого монстра, каким и запомнила история: 1. мать-актрисулька-невростеничка, которая плотно сидела на таблетках еще во время беременности и испытывала хроническую депрессию и тягу к суициду (с одной лишь целью получить свою долю внимания и жалости); 2. некая операция, перенесенная им еще в раннем детстве, в результате которой Джефф изменился в поведении и замкнулся в себе; 3. строгий отец, который в тандеме с матерью создавал нездоровый климат в семье, а в один момент увидев, что сын-лоботряс ничем особенно не интересуется, ничего лучше не придумал, как привить ему интерес к разделке тушек мертвых животных; 4. алкоголизм, в результате которого Джефф впадает в беспамятство и ломает кучу дров (и порой, как показано на примере первых жертв, не всегда отдает себе отчет в своих действиях). Создатели пытаются вызвать сочувствие к Дамеру, говоря нам, не спешите рубить сплеча, ведь так посмотреть... Джеффри не такой уж и монстр, на самом деле Джефф умеет любить... просто делает он это по-своему. Ведь он в силу своей 'ограниченности' (и как следствие потенциальной неинтересности) дико боится одиночества (про своих жертв он говорит плюс-минус в одном ключе: 'Они хотели уйти. Все уходят.'). Поэтому, опасаясь, что очередной объект влечения уйдет от него (чем разобьет ему сердце), умерщвляет и оставляет его с собой. В том или ином виде. Чаще в ином. И вот в какой-то момент сам маньяк уходит на второй план в повествовании, создатели все же смещают фокус на его жертв. Каким-то выделяют больше, каким-то меньше экранного времени. Жизни некоторых чуть ли не целую серию выделяют: их мечтам, стремлениям... А вот по какому принципу были выбраны для экранизации именно эти жертвы, а не какие-то другие (реальный Дамер ведь погубил 17 человек, а в сериале, дай боже, отобразили человек 6-7, по-настоящему щедро наградили из них сюжетным временем и того меньше) - а фиг знает, в интернетах пишут, что родственники тех, чьи истории осветили, остались недовольны, ведь их как-то забыли спросить, хотят ли они этого. Может, это был банальный список прогрессивности, где надо было отобразить строго пару белых, одного азиата, пару-тройку афроамериканцев, но чтобы обязательно один из них был негр-гей-инвалид (да, они сделали это; тот самый мем, который вышел из под контроля; самое ироничное, что серия, посвященная ему смотрелась интереснее всего сериала в целом, и это не шутка). И только к концу, к последней трети, фокус окончательно устаканивается на истинном ГЕРОЕ сериала - сердобольной соседке Джеффри, Гленде Кливлэнд, которая все годы соседствования с ним упорно штурмовала телефонную линию полиции, жалуясь на подозрительные запахи, шумы и крики из квартиры Дамера, тяжко вздыхающая и обивающая полы кабинетов чинушей, выпрашивая хоть какой-то мемориал возвести жертвам. Через ее персонажа сериал делает акцент на том, что проблема-то не в Джеффе вовсе, проблема в системе, где гадкие белые цисгендерные существа в униформе просто не хотят выполнять работу (то им западло проверить, что везет человек посреди ночи в захолустье, то им западло осмотреть квартиру, из которой только что выбежала окровавленная жертва, то белому судье просто Джефф своими проблемами напомнил сына, и только поэтому тот решил смягчить наказание). Самое удручающее, что после просмотра на душе пустота. Не запомнилось ни одной красиво поставленной сцены, ни одного диалога, мелодии... знаете, если вы спросите: 'Ну, а я так же ничего не понял, прочитав это вот все, так смотреть-то стоит? 'Я бы ответил так: посмОтрите - возможно, получите сериал на несколько вечеров, не посмотрите - ничего не пропустите. А если просто прочтете статью про Дамера. Те 15-25 минут чтения сэкономят вам несколько вечеров.
Монстр: История Джеффри Дамера. На самом деле очень трудно объективно оценивать данный сериал. Добротное драматическое произведение: сюжет есть, раскрытые персонажи есть, мрачно-гнетущая атмосфера есть. Неискушенному зрителю здесь не к чему придраться, кроме, разве что заняться морализаторством, мол зачем романтизировать маньяка-психопата и всё в этом духе. Ну, во-первых, это далеко не первый байопик о серийном убийце, подобные произведения уже давно не новы, и о каких-то новых маньяках, вдохновившихся, скажем, фильмом 'Дом, который построил Джек' я лично не слышал. Во-вторых, романтизацией Джеффри Даммера в народе занялись ещё при его жизни. Потому говорить что-либо об этом не вижу никакого смысла. Так почему же лично мне трудно его оценить? Потому что я не неискушенный зритель, а История Джеффри Даммера не является историей этого самого Джеффри Дамера. Во всяком случае не является таковой полностью. Или даже наполовину. Это сериал о расставлении акцентов. Например, приоритет здесь отдан не тому, что маньяк у нас любитель человечины, а тому, что человечина в основном 'добывалась' из лиц определённой расы. И здесь всё об этом, я серьёзно. Центральный персонаж здесь вовсе не Дамер, а расизм и гомофобия. Расисты и гомофобы в полиции, расисты и гомофобы в суде, расисты и гомофобы в городской управе. Не отрицаю, что в реальности скорее всего так оно и было, но настолько гипертрофированное смещение фокуса невозможно игнорировать. В этой связи сериал перестаёт быть художественным произведением, больше походя на очередной инструмент в плане продвижения повестки. Как уже более явный пример: сериал размышляет, почему Джеффри такой, как он пришёл к этому всему. Разумеется, среди массы причин банальных, таких как детские травмы, проблемы с родителями и алкоголизм и есть одна нетривиальная, которая, естественно, стоит особняком. Подавление своей гомосексуальности. Этим занимается он сам, этим в особенности занимается его отец. Опять же, может, так оно и было в реальности, но вот это совершенно точно авторская отсебятина. Отдельного абзаца, я считаю, заслуживает образ Кристофера Скарвера, чернокожего зека, который убил Дамера в тюрьме. Самая явная переделка образа под критерии нужного инструмента. Официальной версией мотива к убийству была расовая ненависть. Версией самого Скарвера - личная неприязнь. Версия сериала - божье правосудие. Трудно адекватно оценивать данный сериал. Трудно не замечать мимикрии очередного сериала о проблемах цветного населения соединённых штатов под байопик о Милуокском монстре. Привлечение к социальным проблемам это всё очень хорошо, но лично меня это не касается и не интересует, я просто хочу посмотреть сериал, а не вникать в очередной заезженный манифест о проблемах различных меньшинств, а потому рецензия цвета красного.
Давненько планировал посмотреть наделавшего шумихи «Дамера» от Netflix, за авторством культового Райана Мерфи, однако руки дошли только сейчас. В центре истории – жизнь Джеффри Дамера – жесточайшего серийного убийцы, который убивал, насиловал и ел молодых парней на протяжении десяти с лишним лет. Как она так долго избегал ареста? Что творилось у него в голове? Почему он встал на такой путь? Сериал попытается ответить на эти вопросы. «Дамер» - это очень неспешная, мрачная, а местами чересчур жестокая, история становления серийного убийцы, которую он рассказывает полицейским на допросе, дожидаясь суда. Во время этого допроса мы буквально оказываемся в голове у Джеффри и сериал дает возможность проанализировать его мысли, мировоззрение и поведение. Сценарий – отличный, как всегда и было у Райана Мерфи: нелинейное повествование, несколько параллельных таймлайнов, не спадающее вплоть до финала напряжение и пугающе достоверное следование реальной истории – вот что такое сценарий «Дамера». Не отстает и режиссура, особенно мне нравится, как в первом эпизоде нас знакомят с протагонистом через окружение и интерьер его квартиры. Также в некоторых серия события показаны полностью от лица других героев, например, от лица глухонемого парня, которого убил Дамер. И так как он глухонемой, большую часть эпизода звук отсутствует. И это только малая часть режиссерского креатива создателей. К чести создателей, сериал ни капельки не пытается оправдать Джеффри Дамера или романтизировать его образ – он показан тем, кем был – наглухо отбитым ублюдком, не заслуживающим никакого сопереживания, ему желаешь только одного – смерти, ну или пожизненного. Тем не менее, авторы дают возможность разобраться в причинах и предпосылках его действий, показывая, что во многом на него повлияло жестокое детство и неблагоприятная среда: его мать употребляла наркотики во время беременности и после родов, и Джеффри даже видел ее передозы, в то время, как отца не было рядом большую часть жизни Дамера, а когда тот оказывался рядом – он не замечал или намеренно игнорировал пугающие наклонности сына и даже поощрял его тягу к препарированию животных. Также не стоит забывать о сексуальном насилии, которое Джеффри пережил в детстве, и о болезненном разводе родителей. Опять же, это нисколько не оправдывает его злодеяний, и от этого не перестанешь его ненавидеть - подобное раскрытие, как я уже сказал, лишь проливает свет на возможные предпосылки его становления маньяком. Да и во многом Джеффри сам виноват, что оказался на дне: он мог достичь успехов в учебе, но достигал успехов в пьянстве, мог бы построить военную карьеру, но начал лезть к сослуживцам и угробил свои шансы. Вот кому в сериале хочется сопереживать – так это отцу Джеффри Дамера, Лайонелу. Хоть он и был далеко не лучшим отцом, его действительно жалко. Он сам винит себя за все свои ошибки: и за игнорирование тревожных тенденций в развитии сына, и за то, что плохо повлиял на него, не помогал ему и отсутствовал приличную часть его жизни. Лайонел сам осознает, что он - посредственный отец - и корит себя за это. Им легко проникнуться и прочувствовать все отцовские переживания на себе, этому во многом способствует шикарная актерская игра Ричарда Дженкинса, убедительно отыгрывающего отчаяние, боль и страх отца, сын которого отказался серийным убийцей. Дженкинс, конечно, хорош, но этот сериал не был бы полноценным без исполнителя главной роли – гениального Эвана Питерса, при виде которого холодок по спине пробегает. Он по-настоящему превратился в Дамера, скопировав его повадки, внешность и манеру поведения, уделив внимание каждой мелкой детали. Пожалуй, это самое пугающе точное и убедительное изображение маньяка на экране, что я видел. А когда дело доходит до сложных сцен – Питерс выжимает из себя всю мощь. Вот кто-кто, а он точно заслуживает всех наград мира за эту роль. Сериал затрагивает и социальные темы. Так, его огромная часть посвящена проблеме бездействия и некомпетентности полиции, которая сама не заинтересована в поисках маньяка, словно хочет не раскрыть дело, а поскорее его «закрыть». Они раз за разом отпускали Дамера, когда все подозрения указывали на него, игнорировали его соседку, звонящую им месяцами, и в итоге народ взял все в свои руки. Еще отлично раскрыта тема расовой дискриминации, причем с разных сторон: пока одни действительно страдают от нее и борются с ней, другие – намеренно приплетают везде расизм и оскорбляются, как будто сами этого хотят. Но главный посыл сериала (который мало кто понял) – в другом. Сериал о том, что, когда речь заходит об убийце, вспоминать надо не о нем, а о его жертвах. И, разумеется, чтить память тех, чьи жизни он отнял. Не зря солидная часть сериала уделена именно пострадавшим, а в конце Джеффри вовсе отходит на второй план, и нам показывают семьи погибших и их жизнь. Поэтому становится очень мерзко, что после выхода сериала многие люди начали еще сильнее романтизировать образ Дамера, записывать его в сигм и «literally me» героев. Эти люди будто не поняли, о чем сериал. Джеффри Дамер – это никакой не пример для подражания, а жалкий и больной урод, не достойный никакой памяти. 8 из 10
Отмечу сразу, что произведение будет полностью оцениваться с точки зрения художественного. После книг, статей и подкастов подлинность всего происходящего на экране так и подмечается, а игра Эвана Питерса не может не вызвать восторг, но всё же. Это художественное произведение и значимость его в неком посыле и освещении актуальных проблем. Все комментарии будут обращены не к участникам реальных событий, а к персонажам. Описывать сюжет, пожалуй, нет никакого смысла. Он укладывается в пару слов - становления маньяка. Тут есть всё, без чего не обходится ни одно произведение тру-крайм жанра - тяжёлое детство, своеобразная ситуация в семье, попытки найти в этом некую затравку, а после череда смертей. В сериале повествование нелинейно, но суть вполне угадывается. Сначала знание истории казалось приятным бонусом - быстро угадывались происшествия и личности, но позже это стало мешать. Знание в данном случае съедает интригу и накал страстей. Сериал начинается с поимки преступника, но страшно? здесь само погружение, медленное раскрытие всех уровней помешательства одного человека. Это пробирает до мурашек, и тут заслуга не столько истории, сколько приёмов кинематографа. Завораживающее музыкальное сопровождение, некомфортные кадры, оставляющие нас наедине с убийцей, погружающие в тела жертв, в их ощущения и страхи. Сериал говорит о важных вещах, но то каким языком это преподносится, до дрожи завораживает, пугает и вызывает тошноту. Это ужасно, но от этого невозможно оторваться. За привлекательной обложкой скрывалось нечто глубокое и важное, и такое всегда приятно находить. От подобного произведения ждёшь аттракциона, привычной встряски, но получаешь интересные размышления и важный посыл. Избитый вопрос о природе подобных отклонений тут играет особенно ярко, дополняясь вопросами самого преступника. Кто он и почему так поступает? Заключение врачей есть, вот только ответ по-прежнему оставляет вопросы. Что это, излечимо ли оно, и можно ли этого избежать? Сериал на такое, конечно, не отвечает, но делает не менее важное - актуализирует тему. О проблемах психических отклонений важно говорить, а сериал делает это, избегая, на мой взгляд, малейшей романтизации. К убийце не испытываешь понимания, а трудности его жизни не вызывают жалости. Письма его фанатов, попытки освободиться от грехов, оправдывать или игнорировать произошедший ужас - всё это отвратительно. Это сводит с ума на протяжении всего просмотра, а ближе к концу забываешь обо всяких гуманистических началах в себе и задаёшься вопросом - неужели справедливо оставлять такого человека в живых? Сложность этого вопроса не позволяет дать точный ответ, но вот что произведение заявляет точно - нельзя забывать о сломанных судьбах. Страшно осознавать, что убитые запоминаются лишь жертвами знаменитого маньяка, семьи их подвергаются гонениям, а после и того хуже - полному забвению. В истории плотно закрепился жуткий образ человека, по воле некой мании зверски искалечившего жизни семнадцати молодых мужчин, но всё остальное неизбежно стирается. Пренебрежение к меньшинствам, ненависть к отдельным группам людей и слепое доверие к добропорядочному по общим меркам человеку - если заметить растущего маньяка было сложно, то подобные базовые вещи точно не имеют права существовать. Так уж вышло, что серийный убийца не разделяет людей по цвету кожи и положению в обществе, выбирая новый объект для своих искажённых влечений, а большинство людей вокруг него таким похвастаться не могут. Часто люди ищут в самом жанре возможность понять мотивы и разобраться, но кажется, на данный момент полноценных внятных ответов найти так и не удалось. Сериал тоже не задерживается на определённой точке зрения, только забрасывает зрителя обилием домыслов и личных интерпретаций - генетика, странные поступки отца, злоупотребление препаратами, пренебрежение матери, одиночество, комплексы, странные увлечения и скрытые страхи. Продолжать можно долго, и пожалуй, главное сериал делает - погружает в тот ужас и непонимание, что окружает людей, когда совсем рядом происходит нечто из ряда вон выходящее. Человеку сложно осознать всю глубину травмирующего опыта, если события не затрагивают его лично, и это отчётливо читается в финальной серии. Отец серийного убийцы не ощущает всего ужаса произошедшего, но ломается, видя труп собственного сына. Так и с каждым человеком, потому и любая трагедия легко забывается. Удивительно, но сериал в какой-то момент начинает вещать о важности обретения покоя. Ужас травмирующего опыта в том, что он подкашивает, выбивает из колеи и забирает возможность двигаться дальше. Успокоение в этом случае - единственная возможность вернуться. К некому равновесию и ответам на личные вопросы стремится каждый, но то, каким путём это достигается - вот оно, отличие. Кто-то пытается быть сильным, кто-то находит себя в вере в бога, кто-то сотворяет себе идола сам, кто-то лжёт себе, кто-то принимает вину, а кто-то отнимает жизни. Кто неправ здесь и кто поступает хуже других на своём пути?
Эван Питерс актер, безусловно, талантливый. Но роли психов ему удаются особенно. Достаточно вспомнить антологию Американская история ужасов. После съемок в которой, непонятно, как вообще можно остаться нормальным человеком. Вот и в роли маньяка Джеффри Дамера Эван не подкачал. Джеффри Дамер личность достаточно известная. За период с 1978 по 1991 год он совершил, как минимум, 17 убийств. Причем жертвы были не просто убиты, а с особой изощренностью. Но и после смерти им не было покоя. Безумец не отказывал себе в удовольствии воспользоваться мертвыми телами для сексуальных утех. И даже ел их. Возможно, в сегодняшнем безумном мире “какие-то” 17 жертв не кажутся чем-то пугающим, но, уверен, что любого нормального человека подобные преступления способны повергнуть в ужас. Джеффри Дамер уже с детства был не совсем обычным человеком. К примеру, у него было явно нездоровое влечение к трупам. Правда, тогда еще мелких животных. Он рано пристрастился к алкоголю. Ну, и вдобавок гомосексуализм. Что для тех времен, сами понимаете… Утверждают, что виной тому могли послужить сексуальное насилие со стороны соседа, пережитое Дамером в восемь лет, или операция, которую мальчик перенес в раннем детстве, и после которой он сильно изменился. Не буду вдаваться в дальнейшие подробности. В конце концов, фильм и особенно великолепная актерская игра Эвана Питерса дают в полной мере погрузиться в мир трех “без”: безумия, безысходности и безнаказанности. Кстати. о безнаказанности. Монстр неоднократно находился буквально на волоске от ареста, но всякий раз чудесным образом выкручивался. Поэтому это сериал не просто про маньяка. Это история про равнодушие, непрофессионализм, предрассудки. При том, что в нем показаны и обратные примеры. Когда люди, даже с риском для жизни, пытались спасти совершенно незнакомых им жертв. В сериале очень хорошо показано, как, пусть и не совсем здоровый человек, превращается в настоящего монстра. Причем и не скажешь, что циничного, а даже со своими переживаниями. Которого иногда, что греха таить, становится жалко. Но не более. Спасибо создателям картины, что не добавили преступнику излишней харизмы, так часто присущей злодеям в фильмах. Тем более, что Дамер и так получил неслабую порцию славы. Тут вам и комикс, и несколько фильмов, и серия книг. Невольно задаешься вопросом, а не было бы лучше предать такого человека популярному в Древнем Риме Damnatio memoriae (или проклятию памяти). С другой стороны, широкий резонанс это дела стал одной из главных причин того, что разного рода маньякам стало тяжелее уходить от наказания по причине невменяемости. Возвращаясь к фильму, стоит отметить очень хорошую игру всего актерского состава. Кроме Эванса меня, например, очень впечатлил Ричард Дженкинс, сыгравший отца Дамера. Отлично воссоздана атмосфера ушедшей эпохи (с шестидесятых по девяностые). Работа действительно качественная, порой даже излишне. Расхождения с реальными событиями, конечно, присутствуют, но их вряд ли можно назвать критичными. 8 из 10
Сразу скажу, мне не понравился сериал, но на это есть только одна необъективная причина. Я ожидала совершенно другой подачи и не смотрела трейлер. Можно сказать, что ничего о проекте не знала, поэтому ждала скорее детективную историю, вместо биографии. А тут, голая, такая как есть, история монстра из Милуоки. Но это достоинств сериала никак не убавляет. События сериала рассказывают о жизни и преступлениях серийного убийцы Джеффри Дамера. Причем, история берет свое начало именно с того эпизода, на котором Дамер был наконец-то арестован. Повествование охватывает большой отрезок жизни маньяка, включая и его детство. Есть серии, которые проливают свет на эти зверства с позиции жертв и их семей, что, как мне кажется, дань уважения именно тем, кто пострадал от рук безумного убийцы. Многие в рецензиях пишут, что создатели проекта, якобы, проявили жалость к Дамеру, пытаясь оправдать дикость, которую он творил почти всю свою жизнь. Я ничего похожего не увидела. Никакого снисхождения, или попыток вызвать у зрителя симпатию. В целом, сложилось впечатление, что подача биографии не только Дамера, но и моментов из жизней всех тех, кого коснулись деяния маньяка, довольно прямая, с минимальным желанием перетянуть зрителя на сторону зла. Нас словно на какое-то время запускают в безумную голову одного из самых жестоких маньяков в истории человечества. И признаюсь, там мне было крайне неуютно, страшно, порой жутко. А как еще может быть в подсознании такого монстра. Досмотрев 'Монстр: История Джеффри Дамера' до финала, я поняла, что это не просто история о маньяке и его пугающих деяниях, жертвах... Это прежде всего манифест о человеческом равнодушии. Ведь, если главный 'герой' сериала, что странно, вопросов у меня не вызывал, но непонятное поведение стражей порядке, оставило осадок. Ни отвратительный запах с жалобами на это соседей, ни тот факт, что Дамер признался в отношениях с подростком, не смутили полицию. Вот это реально ужасно. Актерская игра, действительно, потрясающая. Эван Питерс как всегда удивляет. За стеклами очков он показывает глазами совершено пустое ничто, порой темное, но однозначно бездушное. Да и сам каст очень хорош. Понравилось музыкальное сопровождение. Сплошь мелодии тех лет, когда разворачивалась череда событий с кровавым следом. OST создает в мозгу зрителя резонанс. Если подвести итог, получилась качественная и многослойная биография об ужасном существе, которого хоть и сложно, но, увы, необходимо назвать человеком. Но подчеркну, что новое творение Райана Мерфи придется по вкусу не каждому. Лучше не включать в поисках детективной истории. 8 из 10
У сериала 'Монстр: История Джеффри Дамера' высокие рейтинги (8,4 в IMDB и 7,6 в Кинопоиске) и восторженные оценки. Он основан на очень громких реальных событиях. В его создании участвовала первоклассная команда. Но стоит ли его смотреть? Скорее нет, чем да. Пытаясь объяснить почему легко скатиться к словам, которые можно трактовать как ханжество и морализаторство. Но на самом деле 'нет' сериалу нужно сказать по очень простой причине - это идеологический проект, а не художественный. Джеффри Дамер - это серийный маньяк. Гомосексуалист, насильник, некросадист и каннибал. А еще вероятно расист, так как его жертвами преимущественно становились афроамериканцы. История его преступлений настолько мерзкая, что в нее просто не хочется верить. В начале 1990-х Джеффри Дамера наконец поймали и осудили. С тех пор про него было снято множество документальных и художественных проектов. Когда стало известно, что Райан Мерфи взялся за проект о Дамере, а главную роль исполнит Эван Питерс, это моментально привлекло огромное внимание публики. Дело в том, что Райан Мерфи - один из самых влиятельных продюсеров и шоураннеров современности. Будучи человеком с нетрадиционной ориентацией, ему удалось способствовать развитию карьеры многих представителей ЛГБТ сообщества. А его проекты 'Поза', 'Американская история ужасов', 'Рэтчед', 'Лузеры' неизменно становились хитами. Особо примечательным стал проект 'Поза', который рассказывал историю транссообщества - очень красочный увлекательный и талантливый сериал, романтизирующий жизнь представителей ЛГБТ. Причем главные роли в нем исполняли сами представители ЛГБТ сообщества, включая актрису, которая не стесняясь признавалась в том, что попала в Голливуд благодаря проституции. И вот этот человек снимает сериал про жуткого гомосексуалиста, которого ну никак нельзя представить в хорошем свете. Интригующе... 'Монстр: История Джеффри Дамера' ожидаемо оказался таким же красочным, увлекательным и притягательным для зрителей. Если смотреть его, выключив критическое мышление, то совершенно справедливо будет сказать, что это великолепный проект, очень красиво снятый и разыгранный. Но... В шкуре художественного проекта на самом деле таится идеологизированный манифест. Этот сериал создавался для того, чтобы на основе реальных событий, переписать историю и расставить акценты нужным образом и в очередной раз продвинуть нужные идеи. А идеи эти уже хорошо всем известны: в 'белой' полиции работают одни гомофобы и расисты, что в итоге способствует смертям черных и безнаказанности белых. Жизни афроамериканцев и гомосексуалистов не особо ценятся обществом, поэтому когда их убивают, никто не берется за расследование должным образом. И так далее... Кинокритики, выбивающиеся из числа восхваляющих этот проект, отмечают, что 'Монстр: История Джеффри Дамера' - это откровенно эксплуатационный сериал. Он не рассказывает историю Дамера или его жертв, он эксплуатирует их всех, чтобы рассказать свои идеи о социуме. Более того, Райан Мерфи вновь создал ни что иное как романтизированный образ асоциальной личности. Как бы не был неприятен и ужасен Эван Питерс в роли Джеффри Дамера, этот сериал в конечном счете превращает серийного убийцу в икону. В какой-то момент жизни многие кинозрители ловят себя на мысли, что им нужно избирательно подходить к просмотру фильмов, а не смотреть все подряд. Это правильная мысль. А сериал 'Монстр: История Джеффри Дамера' однозначно относится к тем, которые не стоит впускать в свое сознание.
«Монстр: История Джеффри Дамера» — это биографический криминальный сериал от Netflix, рассказывающий о жизни и преступлениях одного из самых известных серийных убийц Америки. Режиссёром выступил Райан Мёрфи, известный по «Американской истории ужасов», а главную роль исполнил Эван Питерс, уже игравший маньяков в предыдущих проектах. Сериал показывает не только зверства Дамера, но и его детство, психологические травмы, а также системные ошибки полиции, позволившие ему оставаться безнаказанным на протяжении долгих лет. Важное место в истории занимает и тема расовой несправедливости — многие жертвы Дамера были афроамериканцами, и их голоса оставались неуслышанными. Отличие сериала от обычных «байопиков» о маньяках — его фокус на жертвах и их семьях. История подаётся не только с точки зрения Дамера, но и через призму боли его соседей, родственников убитых и даже полицейских, чья халатность сыграла роковую роль. Эван Питерс потрясающе перевоплотился в Дамера, передав его холодную отстранённость и пугающее отсутствие эмоций. Он не романтизирует образ маньяка, а делает его по-настоящему жутким и отталкивающим. Ниси Нэш, сыгравшая соседку Дамера, добавляет истории глубины, передавая страх и бессилие человека, который знал о преступлениях, но не мог остановить их. Атмосфера сериала давит своей тягучей напряжённостью, приглушёнными цветами и мрачной операторской работой. Саундтрек и работа со светом создают ощущение безысходности и ужаса, делая просмотр тяжёлым, но захватывающим. Сериал вызвал неоднозначную реакцию. С одной стороны, он показывает реальность жестокости Дамера без лишних украшений, а с другой — вызывает споры о том, нужно ли вообще создавать подобные проекты, которые могут превратить убийцу в поп-культурный феномен. Родственники жертв раскритиковали Netflix за использование их историй без согласия, что добавляет моральных вопросов к самому существованию сериала. Сериал получился мощный, но тяжёлый для восприятия, который раскрывает не только ужасы преступлений, но и проблемы общества, позволившего им случиться. Это не развлекательный контент, а психологически выматывающее произведение, которое заставляет задуматься о бездействии системы и цене человеческой жизни. 8 из 10 за великолепную актёрскую игру, глубокий сюжет, но моральные вопросы вокруг необходимости подобных историй.
Признаюсь честно, после просмотра этого основанного на реальных событиях мини-сериала я нахожусь в полнейшем оцепенении, и на душе огромный тяжёлый осадок от увиденного. Очередная бомба Нетфликса в популярном жанре 'тру-крайм' об одном из самых безжалостных серийных убийц в истории Америки. Первая серия может спугнуть зрителя своей грязной жестокостью, но, выдержав этот ужас, ты уже не сможешь остановиться и будешь взахлёб смотреть до конца, ведь каждый последующий эпизод будет вознаграждать тебя захватывающим развитием событий и тихим шоком от всего увиденного. Какова же максимальная глубина человеческой жестокости? И о человеке ли вообще здесь речь? Ведь перед нами абсолютное порождение зла; монстр, чье печальное детство, агрессия со стороны родителей и сверстников буквально предопределили его бессердечие и весь жизненный путь, хоть и никак не оправдывают мотивы его жутких поступков. Все его убийства, акты каннибализма и некрофилии поражают уровнем беспощадности и рассматриваются в сериале через призму трагедий в семьях жертв, создавая в совокупности некую оду расовой дискриминации в Америке и символизируя полный произвол полиции, чье халатное отношение к выполнению своих обязанностей привело к столь ужасающим последствиям. Эван Питерс, исполнитель главной роли, настолько блестяще справился со своей задачей вжиться в образ Дамера, что все его предыдущие роли начисто вылетали из моей головы при просмотре, заставлявшем восхищаться и ужасаться его шикарной игрой. Нелинейное развитие событий, ставшее столь распространенным в последнее время, сыграло только на руку сериалу, ведь благодаря ему выдержана идеальная драматургия каждой серии, и от эпичности разнообразных сценарных ходов перехватывает дух. В сериале затронуто огромное количество тем - взаимоотношения родителей и их влияние на становление отпрысков, воспитание детей, расовая дискриминация, проблемы меньшинств, тема одиночества, веры в бога, угрызений совести и степени вины каждого в создании монстра. Сериал достигает своего эмоционального апогея в центральных эпизодах, а затем накал страстей аккуратно и грамотно спадает, давая зрителю возможность перевести дух и переварить всё увиденное. Здесь динамика событий уступает место неторопливой полемике между всеми ключевыми сторонами событий. Однако в заключительной серии, рассматривающей глубинные вопросы - тему возможного очищения, смирения и прощения героя и его стремления к катарсису, режиссёр снова увеличивает градус напряжения, ведя к нас к финалу о чудовище, которому нет места среди живых. Великолепная работа и абсолютно оправданные победа на 'Золотом глобусе' в категории 'Лучшая мужская роль в мини-сериале'. 9 из 10
Этот вопрос задаёт Джеффри Дамер самому себе на протяжении всего сериала. Он так и не нашёл на него ответ, как не нашли его и мы. Перед тем, как суд приговорил его к 15 пожизненным срокам (один срок - одна отнятая жизнь), Джеффри Дамер обращается к миру со словами «Я делал это не из ненависти». И действительно, с каждым новым эпизодом убеждаешься в этом все больше. Новый проект Нетфликс «Монстр: история Джеффри Дамера» страшнее любого самого страшного хоррора. Ведь это не вымышленные преступления, не вымышленный убийца, не вымышленные жертвы, не вымышленная боль. Но я не совсем согласна с названием сериала. Перед нами не история серийного убийцы из Милуоки. Это история о человеческом равнодушии. О том, как правоохранительные органы преступно пренебрегали своими обязанностями, о том, как люди предпочитали игнорировать чужие проблемы. Джеффри Дамер не перекладывает свою вину на тяжелое детство, других людей. Он осознает, что натворил, в чем виноват. Крайне тяжёлый фильм. Не могла смотреть его взахлёб несмотря на очень интересный сюжет. Гнетущее состояние преследовало меня на протяжении всего просмотра. Главная жемчужина - игра Эвана Питерса и Ричарда Дженкинса. Их сюжетная арка была самой пронзительной (в хорошем смысле этого слова, так как хорошего в этом сериале крайне мало) Питерсу мастерски удаются образы психопатов. Стеклянный равнодушный взгляд, заторможенность действий, почти полное отсутствие эмпатии - именно это наблюдаешь в его действиях. За Ричардом Дженкинсом наблюдать было очень тяжело. Не представляю, какие чувства испытывал отец Джеффри. Но печальнее всего - сюжетные линии жертв и их родных. Некоторых из них нам даже раскрыли, как персонажей. Оттого, проникаешься ими все сильнее. Вед они жили на этом свете, любили, мечтали, печалились и верили в лучшее. Откровения родных на суде невозможно смотреть со спокойствием в душе (кстати, процесс суда отображён достаточно точно, вплоть до реплик потерпевших и самого Дамера). В шоке с того, какая фанбаза появилась у Дамера после разоблачения. Сотни писем в тюрьму с восхищениями, тематические комиксы, личные вещи на аукционе. Не серийный убийца, а поп-дива какая-то. История жизни Джеффри Дамера - не фильм ужасов, это упрёк всем нам, пример того, что случается, когда равнодушно относишься к тому, что прямо тебя не касается. 9 из 10
Очевидно, что данный сериал захочет посмотреть далеко не каждый человек. Он реально тяжелый. Действительно трудно смотреть подобные киноленты, а ведь здесь нет ничего омерзительного - сериал абсолютно не похож на тупые хорроры с литрами крови, воплями и т.д. Хотя, речь идет о кровавом маньяке-каннибале. Во время просмотра сериала зритель невольно пытается понять, что движет человеком, который столь хладнокровно лишил жизни многих людей и оставался незамеченным долгий период времени. Удивительно то, что Джеффри Дамер в данной истории способен вызвать у зрителя как ненависть, так и сочувствие. Можно спорить бесконечно на тему, почему маленький мальчик превратился в настоящее чудовище. Если искать виновных, то предположим: виновата его чокнутая мать-наркоманка, принимавшая кучи таблеток во время беременности, а затем абсолютно наплевавшая на собственного сына. Виноват отец, активно поддерживавший нездоровое влечение сына к таксидермии. Да, он любил Джеффри до самого конца, но возможно, в этом и заключалась его главная вина. Конечно, виноват и сам Джеффри Дамер, который, прекрасно осознавая свою болезнь, слишком поздно решил встать на 'путь истинный'. Как правило, серийные убийцы подсознательно хотят быть разоблаченными. Джефф Дамер не стал исключением в этом плане. В итоге, человек полностью признал свою вину и тот факт, что он был страшно болен. Болезни бывают разные, и никто из нас их не выбирает. Джеффри Дамер тоже был лишен права выбора. И, кстати, виноват ли он в том, что люди вокруг (за исключением подозрений соседки, которой никто не верил) не замечали его жутких деяний долгие годы? По поводу игры актеров в данном сериале уже писали много хороших слов, и это бесспорно. Эван Питерс вжился в роль маньяка Джеффри Дамера основательно. Сыграть подобного персонажа - высший пилотаж. На мой взгляд, слишком большое внимание уделили соседке Джеффри Дамера, но такова задумка сценаристов. Рекомендую к просмотру тем, кого интересует биография реальных серийных убийц. Качественный сериал, который вы вряд ли захотите пересмотреть снова, потому что осадок останется жесткий. 10 из 10