Черное воскресенье: отзывы и рeцензии

Hruk
Hruk6 июня 2012 в 08:50
It will be tomorrow.

Спрос на патриотические фильмы не ослабевал никогда, и с завидной регулярностью кино с несгибаемыми героями появляются на экранах, при этом часто собирая внушительную кассу, выполняют свою пропагандистскую задачу. Со временем меняется лицо героя, степень его несгибаемости и даже национальность. Меняются декорации, года, и, время от времени, враг. Но лейтмотив остаётся тот же. В основе этой истории лежит грандиозный фундамент- конфликт, который можно расценивать и как фундаментальную многовековую религиозно-идеологическую, этническую борьбу, и, как простые споры за землю, будни геополитики. Ситуацию в зоне арабо-израильского конфликта, и конфликт с Палестиной в частности, невозможно назвать однозначной, если не смотреть на неё глазами заинтересованной стороны. События 1972 года в Мюнхене побудили писателя и журналиста Томаса Харриса написать роман «Черное воскресенье». Книга не беспричинно пользовалась успехом: актуальность темы, популярность жанра, и, несомненно, квалификация самого автора, в дальнейшем подтверждающаяся ещё более сильными произведениями (см. Доктор Ганнибал Лектор). В 1977 году пришло время для экранизации, за которую взялся Джон Франкенхаймер. Выбор режиссёра, оправданный по всем законам логики, кажется, чуть ли не идеальным с точки зрения психологии и идеологии: католик, отец еврей, эмигрировавший из Германии, мать Ирландка. За плечами Франкенхаймер уже имел определённый опыт работы в жанре драмы, триллера и боевика. Кто как ни он мог прочувствовать и передать всю подноготную? Палестина наносит ответный удар. Не первый и не последний раз кто-то пытается поделиться своими страданиями с американским народом (надеюсь, лишь на экране), оружием возмездия выбрана бомба, водруженная на летательный аппарат. Отрицательная героиня – террористка родом из Палестины с непроизносимым именем, мотивы которой представлены ни как борьба за свой народ и идеалы, а скорее личная месть. Она ловко манипулирует бывшим американским военным пилотом Майклом (персонаж Брюса Дерна просто невероятно похож на Майкла Бея, который в свою очередь отвечал за «Перл Харбор» 2001). Шесть лет Майкл был узником Вьетнамского плена полного лишений, из за чего тоже немного тронулся умом. Жаждущий отомстить за разрушенную жизнь, что тоже мотив сугубо личный (притом ещё и нарочито усиленный бытовыми неурядицами), предстаёт он перед зрителями всё тем же исключением из правил, верность коих своим наличием и подтверждает. Злодей одиночка – классический образ Ли Харви Освальда, на которого так удобно всё свалить. Воспрепятствовать злу по всем законам жанра предстоит коренному израильтянину со своей нелёгкой судьбой. Чекист, майор разведки и прекрасный семьянин, со временем начинает сомневаться: рука его дрогнула, вера его поколеблена. Однако, после того как террористка с непроизносимым именем убивает его напарника и единственного друга Роберта, в нём открывается второе дыхание. Он снова готов поговорить с врагом на языке свинца. Если бы Рембо жил в 70-е – его бы звали Рабинович. Общее впечатление так же совершенно нейтральное. За 10 лет до выхода фильма на экраны палестинский иммигрант убил Роберта Кеннеди, президентом стал республиканец Никсон. Множество потенциально интересных исторических параллелей утопает в бледности и плоскости их же представления в фильме. Множество деталей, саундтрэк от Джона Уильямса, общее качество повествования сменяет весьма посредственный боевик не блещущий реалистичностью, хоть и весьма дорогой с точки зрения постановки. Глупо, казалось бы, проводить параллели между проходным кинематографом и реальными трагедиями, но, в 2001 не нашлись ни Роберт Шоу, ни «Мстители». Быть может, нашлись лишь некие хранители, и фильм 1977 года стал явью для 2977 человек.

Tanya Landgut
Tanya Landgut16 апреля 2013 в 11:09

В 1975 году первый роман Томаса Харриса, будущего создателя Ганнибала Лектора, тогда 35-летнего нью-йоркского журналиста Ассошайтед Пресс, как и экранизация романа в 1977 году, потрясли всю Америку. Случайно наткнулась днями на фильм и немного почитала роман и тоже была потрясена. Не романом, в котором все ясно с первых страниц и поэтому нет интриги. И не фильмом, хотя его делала просто блестящая команда, не могу не перечислить коротко. Режиссер Джон Франкенхаймер, подаривший нам «Ронина» и «Кандидата от Манчжурии», дальше можно не перечислять. Сценаристы Эрнест Леман — хичкоковский «На север через северо-запад», «Сабрина», «Вестсайдская история.»..; Кеннет Росс — «Шакал» и «День шакала»; Иван Моффат — «Гигант», один из трех фильмов Джеймса Дина. Оператор Джон А. Алонсо — «Лицо со шрамом», «Китайский квартал»... Том Рольф, монтаж — «Схватка», «Таксист», «Эквилибриум», «Лестница Якоба»... Композитор Джон Уильямс — почти полторы сотни картин, в том числе «Как украсть миллион», можно сказать все фильмы Спилберга и т.д. В главных ролях звезды того времени Брюс Дерн, Марта Келлер, Роберт Шоу. Просто команда мечты! Мое потрясение связано с тем, что тема арабского терроризма и масштабных террористических актов в Штатах муссируется столько десятков лет, звучит предупреждением даже со страниц бестселлеров и экранов. И до сих пор на экране происходит гипотетическое падение Белого Дома от рук корейских террористов (Падение Олимпа) и т. д Тем не менее имело место 11 сентября 2001, беспрецедентный теракт в сердце Америки. И в романе, и в фильме арабские террористы и израильский МОССАД выглядят более убедительно, чем американская разведка. Первые по крайней мере жертвенны и азартны, вторые отличные профессионалы. Третьи слишком уверены в себе, чтобы быть действительно дееспособными. Сегодня тема терроризма очень на слуху, востребована зрителем и проанатомирована во многих сериалах и большом кино. В это контексте смотреть фильм такой давности как «Черное воскресенье»,возможно, не слишком интересно. Порекомендовать его могу по двум поводам. Неплохие фигуры главных антагонистов — американского капитана в отставке Майкла Ландера (Брюс Дерн), вьетнамского ветерана, 6 лет в плену, крайняя эмоциональная нестабильность, оказывается в центре арабского заговора. И МОССАДовского майора Дэвида Кабакова, «старый пес», как он себя ощущает, чувствует заговорщиков со всеми их замыслами еще до того, как эти замыслы появились в их голове; «последний аргумент», как его называют коллеги; но уже устал от убийств. Будем считать, что эти психологические портреты для Томаса Харриса разминка перед делом всей жизни — единственным и неповторимым Ганнибалом. Второй повод — последняя треть фильма, собственно подробности теракта, проходит на фоне великолепного «симфонического концерта», иначе не назовешь, в авторстве Джона Уильямса. Это для ценителей музыки в кино. Фильм на один раз для киноманов. 6 из 10

zak707
zak70728 февраля 2013 в 20:36

Едва ли не самый значимый фильм Франкенхаймера, экранизация бестселлера Томаса Харриса, впоследствии подарившего миру доктора Ганнибала Лектера. Но в 'Черном воскресенье' нет ни гениальных серийных убийц, ни аллюзий на философские работы прошлого. Перед нами классический, рафинированный антитеррористический триллер. Псевдополитический, к тому же. Палестинские террористы вознамерились поделиться своими страданиями с Соединенными Штатами, выбрав для этой цели стадион, битком набитый футбольными болельщиками, а орудием - телевизионный дирижабль, напичканный взрывчаткой. Разумеется, нашелся герой, преградивший путь и сказавший свое веское 'Нет', подкрепленное автоматной очередью. Вот тут-то и кончаются условности, необходимые по законам жанра, ведь наш герой-одиночка - не Брюс Уиллис какой-нибудь, и не Шварценеггер, да и вообще даже не гражданин преловутых США, а агент израильской разведки. И не за американских граждан он радеет, преследует личные интересы. А вот дирижаблем управляет как раз американец - бывший пилот ВВС, слегка 'поехавший' после плена во Вьетнаме. Подробное, подчас даже дотошное изложение событий, переизбыток малозначительных деталей этому фильму вовсе не вредит, совсем наоборот. Остается только гадать, как доблестно сражался Франкенхаймер с продюсерами, чтобы оставить фильм 'необрезанным', идущим свои полновесные два с половиной часа. И не зря сражался. Последние полчаса фильма, с момента начала рокового футбольного матча и взлета дирижабля, стали классикой. Между прочим, во многом благодаря великолепной музыке Джона Уильямса. И еще одна любопытная деталь - один из слоганов фильма гласил: 'It could be tomottow!' Так что спустя 23 года, после сентября 2001, стала возможной новая трактовка фильма как незамеченного предсказания...