'Хозяин' Юрий Быков начал снимать аж в 2021 году. Впервые показал фильм на Берлинском кинофестивале аж в 2023 году. А зрителям он стал доступен совсем недавно - в середине 2025 года. И да - за прошедшие 4 года он очень сильно устарел. Его главная ценность состоит якобы в отражении актуальной реальности и проблем сегодняшнего бытия обычного россиянина, но по факту является зарисовкой о былом. И ладно бы зарисовка о недавнем прошлом была реалистична и логична. Но и этого нет. 'Хозяин' - это история владельца небольшой автомастерской, который не может похвастаться благосостоянием. У него есть любимая жена, трое детей и большие проблемы на работе. Но его обыденная жизнь резко меняется в результате стечения обстоятельств - на дороге он спасает жизнь очень влиятельному человеку. И этот человек решает отплатить за свое второе рождение. Он с помощью всего одного телефонного звонка решает все проблемы нашего героя на работе. А дальнейшие дружеские отношения круто меняют всю жизнь спасителя - уже спустя год он живет в роскошном доме, развивает огромный бизнес, его дети ходят в лучшую школу города... Все прекрасно? Нет. Совсем нет. Почему? Уверена, что ответ на этот вопрос у зрителей очень сильно будет разниться. И в первую очередь не из-за субъективности интерпретаций самих зрителей, а потому что Юрий Быков едва ли сумел сам себе дать ответ на этот вопрос, когда создавал этот фильм. Изначально отношения нашего героя и его влиятельного друга предлагается интерпретировать как что-то зловещее и обещающее большую опасность. В кадре появляются ружья и еще в самом начале пули зловеще пролетают то у головы нашего героя, то у головы его супруги. Юрий Быков сначала намекает, что влиятельный друг намеренно уничтожит отношения любящих супругов и закончится это все кровопролитием. Но затем режиссер вспоминает про бизнес дела и развивает сюжет о столкновении нашего уже успешного автомастера с московским богатеем, который оказывается еще влиятельнее, чем спасенный друг. Зрители видят зловещую 'стрелку', которая оборачивается... А собственно ничем особенным не оборачивается. Поговорили и разошлись. Так что в итоге зловещее напряжение находит выход благодаря жене истеричке. Вот уж кто главный антигерой 'Хозяина' - дамочка пилит мужа, что он подстилается под влиятельного друга, постоянно занят своим бизнесом и вообще стал менее чутким и чувствительным. Ненавижу говорит его... За год свалившегося на нее богатства возненавидела... Ну и пошла тётя к влиятельному другу мужа права качать, а потом побежала обратно к мужу с заявлениями, что друг-то нехорошая бяка, предложил ей интим. Короче говоря под конец оказывается, что 'Хозяин' - это история всем известного 'Дурака', у которого еще и жена дура. На пару эти два благородных дурака отказываются от дружбы и встревают в огромные проблемы. Все это Юрий Быков преподносит вместе с нравоучительными речами об отсутствии равноправия и законности в России, об отсутствии души и совести у представителей власти, о кастовости российского общества, и о том, что богатство и власть дается только системным игрокам, которые умеют встраиваться и хорошо знают, перед кем гордо поднимать голову, а перед кем кидаться на колени и лизать пятки. А для пущей эмоциональности в 'Хозяине' добавлены два жутко больных ребенка. Безусловно 'Хозяин' - отличный фильм с художественной точки зрения. Юрий Быков - мастер режиссуры. Он умеет великолепно подбирать актеров, вживающихся в шкуру своих героев так, что даже нелепые речи из сценария в их устах звучат правдоподобно. Но со смысловой точки зрения похвалить 'Хозяина' я не могу абсолютно. В сухом остатке это какая-то нелепая сказка про Иванушку, которому повезло выловить золотую рыбку, исполняющую желания, а мерзкая вечно всем недовольная бабка все разрушила. Причем вроде-как зритель должен понимать, что злодей в этой истории именно влиятельный богатей. Но что плохого он сделал нашим героям? Да ничего... По факту - ничего. Развратил его своим существованием и деньгами? Серьезно? То есть 'Хозяин' - это басня для всех нас, святых нищебродов, о том, что собственничество это плохо, богатые все плохие и соваться в это все не надо. От дьявола это, грешно. Если у вас будет богатый друг, он поведет вас в стриптиз клуб к развратным бабам и алкоголь заставит пить. Опасайтесь! Когда я начинала смотреть 'Хозяин', я была уверена, что это новая версия 'Слуги' 1988 г., в которой не будет мистической составляющей, но закончится все также - влиятельный друг заставит взамен своему покровительству выполнять какое-то жуткое криминально окрашенное задание. И это было бы логично. Но Юрий Быков вероятно не зря снимает кино про конформистов - он лишь создает иллюзию критики власть имущих, но всерьез таковыми их боится продемонстрировать. А вообще Юрий Быков конечно достоин всех самых ценных наград. Он очень успешно обкладывает красивой керамической плиткой зацементированное убеждение своих соотечественников в том, что существующий расклад при всех своих недостатках естественен и нерушим. Каждый его новый фильм - это очередная сладостная пилюля для пассивных россиян, убеждающая, что правильно они делают, что ничего не делают. Вон дурак выступал и чем для него это закончилось? Вон дурак вклинился в систему и чем для него это закончилось? Не-не... Лучше никуда не лезть и стоять в сторонке - и не враждовать, и не дружить. Короче, плохой фильм этот ваш 'Хозяин'. Вдобавок построенный на максимально нереалистичном сочетании везения и невезения - героям тут вечно везет с больными детьми, с авариями и московскими воротилами в лице случайных клиентов. Женские образы - какие-то карикатуры. А сюжет про перекрывающих трассу активистов и представителей власти, у которых трясутся коленки из-за видео в социальных сетях - так вообще фантастика какая-то.
Казалось, что уже окончательно и бесповоротно Юрий Быков ушел в производство сериалов, хоть и острых, проблемных, но все же артефактов массовой культуры («Метод» - так вообще откровенный компромисс, куда боле стыдный, чем «Спящие»). Однако, после хотя бы частично удачного дуплета «Завод» - «Сторож», через четыре года режиссер вернулся-таки к полному метру. Мы оставляем в стороне факт, что «Хозяин» был снят за два года до онлайновой премьеры и в российский кинопрокат так и не вышел: все это очевидно для всех, кто фильм уже посмотрел. Такое острое содержание могло прокатить десять лет назад, во времена «Дурака», сейчас же выпускать такое – лишь заработать себе проблемы именно потому, что «Хозяин» - исключительно сильное кино, как всегда у Быкова, публицистическое, прямолинейное, бьющее по нервам и голове своей откровенностью в постановке неудобных вопросов. Никаких особых чисто быковских клише я не заметил, есть последовательность в постановке проблем, есть творческий метод, есть профессионализм наконец, возросший с годами. В этом смысле «Хозяин» не чуть не хуже «Дурака» или «Майора», и точно лучше, если не «Завода», то, по крайней мере «Сторожа» это точно. Назвав главного героя Иваном и сняв в этой роли Быстрова, Юрий Быков, видимо, хотел придать сюжету сказочности – это обобщенный образ Ивана-дурака, чисто русского человека с совестью, но не идеального, а выявляющего в себе неожиданно для окружающих ресурсы сервильности. Именно пока у Ивана ничего нет и потом когда у него уже ничего нет, он нормален, отзывчив и адекватен, когда же у него есть все, он – уже пес, а не человек (о чем собственно ему и говорят в лицо в одной из кульминаций). Столь же по-быковски колоритным получился и Родин (чем не мужской вариант слова «Родина»), будто заимствованный из выдающегося короткометражного дебюта Быкова «Начальник». «Хозяин» - это кино о тех, у кого есть власть, и тех, кто перед ней пресмыкается, вернее вынужден это делать, иначе не выживешь. В фильме прямо не названо ни одно ведомство, ни одна силовая структура, а действие намеренно перенесено в провинцию (жаль только, что розово-романтическим выглядит режиссерское восприятие уличных протестов: вроде не ребенок уже и «Спящих» снял). Несмотря на все эти уступки недремлющему оку надзорных органов, в фильме есть лишь одно слабое место – финал, который постановщик не посчитал нужным прописать еще на сценарном уровне, оттого вышло бледно и неправдоподобно. Все же остальное вышло мощным, как суггестивно, так и рецептивно. Быков – не Звягинцев, он всегда жертвовал художественностью во имя в лоб прочитываемой публицистичности, оттого его так и любят обычные зрители (это даже не всегда артхаус, есть зависимость от эстетики бандитских сериалов, даже экшен-сцены в том же «Заводе», например). Однако, в данном случае чернушность минимальна (хотя открывающая фильм постельная сцена непонятно зачем нужна, видимо, чтобы подчеркнуть, что у героев все нормально обстоит в определенном отношении). Очевидно, что коллизия со свалкой взята из романа Шамиля Идиатуллина «Бывшая Ленина», что указывает на то, что Быков следит за литературным процессом в России, это не может не радовать. Кто-то может посетовать на то, что «Хозяин» - вещь беспросветная и в нынешних условиях пропагандирует раскол в обществе, но это еще как посмотреть. Ведь вышла же в прокат еще одна талантливая лента о провинциальном мраке и мороке – «Кончится лето», которой явно бы не было без «Майора» и «Дурака» (правда, в ней есть следы и иноземного влияния – того же «Фарго» Коэнов). Проблема в том, что Быков подбирается буквально к красной линии дозволенного в критике власти, как это было у него, впрочем, всегда. Однако, преимущество этой картины даже перед «Дураком» в том, что здесь балабановский след минимален, а значит и попытка рассказать о настоящем языком искусства 1990-х здесь также не прослеживается. Да, Быков снял «Лихие», которые многие хвалят, я их не видел, но подозреваю, что как раз там штампов навалом, в «Хозяине» же мы видим киноязык, рассказывающий о современных реалиях методом не заимствований из прошлого, а аутентично нашей эпохе (оттого, видимо, и сквозной мотив массовых протестов). Что ж, не будем уповать на грядущий третий сезон «Метода», а понадеемся на то, что Юрий Быков и дальше не отступит от выбранного пути в полнометражном игровом кино и закрепит свою репутацию российского Кена Лоуча.
К сожалению, Юрий Быков как режиссёр — всё. Если после его «Завода» ещё были в этом сомнения, то больше их нет. Говорю «к сожалению», потому что у нас почти не осталось деятелей кино, которые не боятся говорить о власть имущих и об их отношении к обычным людям в отрицательном ключе. Но последние фильмы Быкова — это просто какая-то карикатура на жизнь, с кучей нелепостей и абсолютно клишированными, поверхностными персонажами. Такое впечатление, что картину снимал 16-летний юноша, насмотревшийся криминальных сериалов на НТВ и низкосортных роликов на «Ютубе». Откровеннейшая постельная сцена в начале фильма (с тремя детишками за стенкой), трио голых проституток и разборки крутых «челов» на джипах — это, думаю, тоже что-то волнующее подростков в пубертатном периоде. Даже не знаю, как можно всерьёз хвалить этот фильм или переживать за кого-то из его героев. Но Юрий «старался, как мог» — даже сюжетный поворот с тяжело больным ребёнком придумал, чтобы к нужной концовке зрителя подвести. Кажется, не помогло. Перечислять выдумки режиссёра, они же – сюжетные нелепости, можно бесконечно. Пожилой егерь из ружья палит в людей практически без предупреждения. Едва умеющий стрелять главный герой (по его собственному признанию) первым выстрелом сбивает флюгер на крыше «хозяина», не боясь задеть вышедшую на балкон жену. Крутой начальник-силовик, «решающий вопросы в регионе», на глазах у подчинённых пытает юного блогера. А ещё практически один, без какого-либо прикрытия, со своим новым «другом»-простачком едет на ночную «стрелку» с бандитами-кавказцами. Ну а потом, как водится, развлекаться с местными шалавами. Мир у Быкова исключительно чёрно-белый, плоский как тарелка. Злодей и его окружение тёмные как ночь. Никаких полутонов. Если вам вдруг интересно, как формировались характеры героев или вы любите наблюдать за психологией поведения персонажей, — это точно не сюда. Артём Быстров, такое впечатление, так и продолжает играть Дурака. Но прошёл уже десяток лет, страна другая — а образы те же. Причём, если в «Дураке» к главному герою можно было относиться с теплотой, переживать ему, а сам фильм, хотя и тоже выглядел плоско, но там это смотрелось как сознательный художественный приём, то в «Хозяине» как будто деградировало всё — и режиссура, и сами герои, и актёрская игра. Герой Быстрова теперь не «дурак», он ведомый идиот, управляемый эмоциями и собственной женой. Женские образы в фильме и их отношения с противоположным полом — как в худших традициях отечественного кинематографа. Или вечно недовольная «женщина-мать», манипулирующая своим неразумным «иваном», или молча рыдающее униженное, бесправное существо (жена «хозяина»), или полубухие девочки с пониженной социальной ответственностью. Ощущения от игры актёров — будто последние сами не верят в своих героев. Просто старательно озвучивают заученные фразы. Где надо – конфликтуют, изображают отчаяние или хватаются за ружьё. Единственный, кто в этом фильме хорош без вопросов, — это Олег Фомин, сыгравший «хозяина». И в данном случае я хвалю не сам персонаж (это также сборище всевозможных клише, доведённое до абсурда), но именно актёрскую игру. Человек не просто исполняет, но проживает свою роль. Если бы не он, смотреть просто было бы не на что. В сухом остатке — фильм слабый и бесполезный. То, что Быков склонен рефлексировать по поводу социальных гнойников общества, известно давно. Но ранние его картины хотя бы вызывали какой-то внутренний протест, задевали за живое. «Хозяин» не оставил никаких эмоций, кроме раздражения. Снимая примитивное кино с заезженными образами, автор сам уподобляется по отношению к собственному зрителю тем самым «хозяевам». Рабам не до художественных изысков и глубоких мыслей. И так сойдёт.
Х/ф «Хозяин» (2023) ??? 8/10 Не совсем новое, но свежее кино одного из лучших российских режиссеров Юрия Быкова «Хозяин» вообще не разочаровало: это классическая «быковская» лента о людских отношениях в классической режиссуре постановщика. Сразу скажу, мне нравится весь Быков, даже ранние его фильмы. Я у него смотрел все, кроме сериала 2012-го года «Инкассаторы» и альманах «Елки 1914», где он снял одну историю. Почему не смотрел сериал – честно, не помню, а вот жвачку про «Елки» я в принципе не люблю. А так, художественные фильмы «Начальник» и «Жить» (оба – 7/10), а также «Майор» и «Дурак», «Завод» и «Сторож» (все – 8/10), ну и сериалы – «Метод» и «Спящие» (оба – 8/10), а также совсем свежие «Лихие» (7/10): все посмотрено и пересмотрено (кроме «Лихих»), и очень нравится. Да, Быкова часто упрекают в несовершенстве сценария, странной мотивации и поведении героев. Отчасти соглашусь, но я довольно-таки часто готов закрывать глаза на огрехи в сценариях, если кино и сериал здорово поставлены. А Быков, повторюсь, как режиссер – очень и очень силен. Ну и фильм «Хозяин» - снова яркое тому подтверждение. Однажды семья Меньшова становится свидетелем аварии на трассе. Спасенным из лап смерти мужчиной оказывается влиятельный силовик Родин, и между мужчинами неожиданно завязывается взаимовыгодная дружба. Но не зря иногда говорят — бойся друга как врага, и вскоре эта дружба превращает жизнь семьи Меньшова в ад. Сценарная схема в фильмах Быкова (сериалы – чуть другая история) проверена годами: главный герой попадает в разное непонятное, причем отчасти и по своей вине и отчасти благодаря объективным факторам, и из этого непонятного ему предстоит выбраться. Что характерно – зачастую выбраться не получается. В «Хозяине» схема почти такая же: главный герой волею судеб получает возможность изменить свою жизнь кардинально, но не проходит испытания обрушившегося на него успешного успеха и снова оказывается у разбитого корыта. Как все исправить, и возможно ли – об этом рассказ. Снят этот рассказ – по мне так здорово, как во всех фильмах Быкова. Там нет никакого экшна, никакой графики, обычная простая съемка, практически без специальных эффектов. И вот такой олдовый метод меня крайне и крайне подкупает. Там где надо – повествование ускоряется, где надо – замедляется, переходит в созерцание. Второй секрет успеха фильмов Быкова – это замечательные актеры и замечательная работа актеров. В главных ролях в «Хозяине» снялись Артём Быстров, Олег Фомин и Клавдия Коршунова. Быстров уже не первый раз снимается у Быкова, ранее и позднее он играл «Дураке» и «Лихих». Артем – хороший фактурный актер, я его видел в нескольких других лентах, и везде он оставил весьма приятное впечатление. Так и тут: сначала такой обычный человек, который потихоньку с семьей строит жизнь, которому предстоит подняться и резко рухнуть. Все это показано очень и очень достоверно, практически документально. Олег Фомин и Клавдия Коршунова также не подвели. Фомин – куда более опытный и известный актер, мастерство которого никогда не вызывало сомнения, и его герой в «Хозяине» - собственно Хозяин – прямо веришь, сыграно здорово. А вот Коршунову лично я видел во второй раз. Впервые я ее увидел в замечательной «Территории» (8/10), где она крайне классно сыграла ведьму Шуру. Её Анна в «Хозяине» (жена главного героя) – тоже весьма и весьма, очень достойно сыграно. В общем и целом, «Хозяин» - классическое «быковское» кино, довольно-таки аскетически снятое, с замечательными актерскими работами. Любителям Юрия Быкова – рекомендовано, остальным – может и не зайти. #новинки #кино #премьеры #кинороссии