«Всё прошло хорошо» – очередная лента одного из признанных мастеров европейского кино Франсуа Озона. Фильм основан на автобиографическом романе французской писательницы Эммануэль Бернейм. В основе картины – семейная история женщины, чей пожилой отец, известный коллекционер произведений искусства, оказавшийся наполовину парализованным после инсульта, просит дочь помочь ему уйти из жизни. Однако поскольку эвтаназия во Франции запрещена, сделать задуманное не так-то просто. Да и некоторые близкие героя крайне отрицательно относятся к его решению. Несмотря на довольно серьёзную тему и заявленный жанр драмы, картина смотрится гораздо легче, чем ожидаешь поначалу. Главная причина тому – личность основного персонажа - престарелого Андре, которого с блеском сыграл 75-летний Андре Дюссолье. Не самый положительный муж и отец, обладающий упрямым и эгоистичным характером, герой далеко не всегда вызывает сочувствие – невзирая на всю тяжесть ситуации, в которой он оказался. Сочувствуешь больше членам его семьи – двум дочерям (в исполнении Софи Марсо и Жеральдин Пайя), для которых осуществление желания отца чревато возможными юридическими проблемами и связано с непростой моральной ответственностью. А также их матери (в исполнении Шарлотты Рэмплинг), страдающей болезнью Паркинсона, для которой брак с Андре оказался полнейшей неудачей. Ведь герой фильма, ко всему прочему, ещё и открытый гомосексуалист. Впрочем, несмотря на сложные семейные взаимоотношения всех четверых, Франсуа Озон не стремится глубоко исследовать прошлое героев. В картине есть несколько эпизодов, посвящённых юности героини, которую играет Софи Марсо, – но они выглядят, скорее, как случайные воспоминания или подсказки зрителю, которые можно интерпретировать по-разному. В конечном итоге, режиссёра больше интересует настоящее, а не прошлое. И история, показанная в фильме, – в первую очередь, о том, что может ждать некоторых из нас или наших родителей в старости, о человеческом выборе и о том, как этот выбор влияет на самых близких. Великолепный актёрский ансамбль, трагикомичные ситуации, в которые порой попадают герои, остроумные диалоги и весьма динамичное для подобных фильмов повествование, делают картину Озона достаточно интересной для широкой публики. В то же время ждать от этой ленты чего-то выдающегося не стоит. Здесь есть немало бюрократических подробностей, связанных с процессом эвтаназии, достаточно предсказуемое развитие сюжета и, вероятно, не самые близкие российским зрителям персонажи. Всё же Озон в своём фильме рассказывает об элитарной прослойке французского общества: главная героиня – писательница, её муж – кинокритик, отец – коллекционер и бизнесмен, мать – скульптор, сестра – музыкант. Жизнь героев, несмотря на отдельные семейные обиды, в целом достаточно благополучная и обеспеченная. А потому и смерть выглядит не такой уж страшной. Недаром, в одном из эпизодов, Андре, узнав, какую сумму нужно заплатить за процедуру ухода из жизни, невольно задаёт вопрос: «А как же тогда умирают бедняки?» «О, папа, они просто ждут», — отвечает дочь. Сдержанная в эмоциях, достаточно простая, но не лишённая трогательных и запоминающихся моментов история, должна понравиться тем, кто любит спокойное, жизненное кино, и поклонникам творчества Франсуа Озона. В целом же, это качественно сделанная картина с продуманным сценарием, достойной операторской работой и отличной игрой всех без исключения актёров. 7 из 10
Без маникюра, растрёпанная, всегда в брюках и хлещущая пиво-Софи Марсо - высшая степень сексуальности. Я не знаю, спит она в криокамере, каждый день медитирует или практикует дыхательную гимнастику по Бутейко, но время над ней не властно (это вам докажет сцена в купальнике) Как и над гением ее ровесника Франсуа Озона, который вот уже который год снимает все «сливки» наград с Каннского кинофестиваля. Мозг гениев устроен по-иному. Героям Озона не нужно страдать по закадровую музыку - если им плохо, они включают ее себе сами... Таблетки тут глотают все: кто-то чтобы продлить жизнь, а кто-то чтобы ее вынести. Дочерей зовут Паскаль и Эммануэль, как-будто за всю жизнь отец так и не понял, что у него родились не мальчики. Мягко говоря, это двухчасовой фильм от том, как умирает человек, а когда ему становится лучше - делает все и задействует «вся», чтобы умереть, поручая выполнение этой просьбы... своей дочери. Этот фильм - танец жизни на оголенном нерве - весь зал сидел едва дыша... он о том, что самое главное в жизни - это семья; но и боль, которую она причиняет-самая сильная.
На прошедшем уже почти год назад Каннском фестивале новый фильм Озона – «Все прошло хорошо», окрестили едва ли не лучшим за карьеру. Завтра картина выйдет в прокат, и мы решили доподлинно выяснить, что же так зацепило критиков в фильме одного из главных режиссеров Франции. Франсуа Озон всегда стремился к самым ярких и противоречивым темам: полиамория, сексуальная идентичность, любовь к врагу – лишь неполный список вопросов, освещенных в творчестве француза. В этот раз за лейтмотив была взята эвтаназия. Уже престарелый Андре Берхайм (Андре Дюссолье) пережил инсульт и понимает, что вряд ли сможет прийти в себя. Он прожил насыщенную и успешную жизнь, поэтому прекращение оной не выглядит трагедией для Андре. Все время нахождения в больнице за ним ухаживают две дочери: Эммануэль (Софи Марсо) и Паскаль (Жеральдин Пайя). Чуть больший акцент идет на Эммануэль, она любимая дочь Андре, именно ее он и просит покончить с его жизнью. Фирменная для Озон двойственность героев здесь также имеется. Практически близняшки, которые очень любят друг друга, они создают эффект идентичности покуда не встречаются с Андре. Именно отношения с отцом семейства становятся лакмусовой бумажкой сестер. Режиссер с почти документальной точностью исследует процесс подготовки к эвтаназии. В своем стиле картина больше всего похожа на расследование Озона – «По воле божьей». Камерная драма создает впечатление фиксации жизни, без лишних деталей и художественности. Франсуа обошелся даже без фирменной причудливой стилизации под какую-либо эпоху или жанр. Размеренный темп и отсутствие по-настоящему кульминационных моментов порой просаживают динамику картины, однако Озон в своем стремлении к подчеркнуто-лирической атмосфере добивается успеха, начинаешь проникаться жизнью героев и от того приближение конца воспринимается совсем иначе, чем ты мог представить. Очень чувственное действо после которого нельзя не сказать, «все прошло хорошо».
Это, наверное, самый приземлённый фильм, который когда-либо я смотрел! Какого это ухаживать за обездвиженным родителем с очень сложным характером, которого ты ненавидишь, но в тоже время любишь, ведь это твоя мать или, как в этом фильме, отец? Какого это, когда ты надеешься, что хоть в таком состоянии ты услышишь от родителя долгожданное понимание, но этого так и не происходит? Какого это смотреть на корчи от боли или же, чаще всего, от жалости к себе и не испытывать с этого сострадания? И, в конце концов, какого это, когда тебя просят помочь «покончить совсем этим»? На все эти вопросы отвечает данный фильм, и он это делает не как прочие картины подобного жанра, играя на эмоциях зрителя. Нет, он предсказуем, потому что ты знаешь итог – мы все рано или поздно умрём, но не знаем когда и как это произойдёт. Поэтому фильм при любом раскладе интересно смотреть, потому что он удовлетворяет главную потребность зрителя – потребность в интриге. Чем же всё закончится? Понятно, что дед умрёт, но как это случится? Или же нет, дед останется жить, и произойдёт взаимопонимание между родственниками. Хэппи-энд! – что тоже иногда хорошо. Но нет, этот не тот фильм. В этом фильме про жизнь, какая она есть на самом деле, а в ней всегда, «всё проходит хорошо», если ты к этому морально готов. 8 из 10
Начиная с 'Молодой и прекрасной', Озону удаются 'тихие' работы, в которых рассказывается внятная история, нет стремления эпатировать или удивить публику. Такими в последнее время являются большинство его работ, но 'Все прошло хорошо', наравне с 'По воле божьей', - это фильм, основанный на реальных событиях. Более того, событиях из жизни друга Озона, пять лет назад ушедшей из жизни сценаристки многих его фильмов, Эмманюэль Бернейм. О важности этой своей работы в данном контексте режиссёр говорил во вступительном слове перед предварительным показом картины. Возможно, поэтому в фильме присутствует какая-то кристальная чистота - кадра, смыслов, музыки; здесь, по сути, нет ничего, кроме истории, дневниковых записей, воспроизведённых визуально, но воспроизведённых талантливо и с пиететом. Как реалистично были показаны Озоном наркотические приходы в 'Убежище'. так и в этой картине страдания человека, разбитого инсультом, изображены так, что ёрзаешь в кресле и понимаешь желание прекратить мучения. 'Все прошло хорошо' участвовал в Каннском конкурсе, но прошел словно мимо него. 'Титан' на его фоне выглядит надрывающимся, хаотичным кошмаром, тяжёлым металлом против белого стиха. Можно парадоксально сравнить этот фильм с манифестом юного Ксавье Долана - лентой 'Я убил свою маму'. Если Долан своим максималистским жестом формально отказывается от всякой связи со своей матерью, то героиня Озона в акте умерщвления отца скорее с ним воссоединяется. Это удивительно жизнелюбивый фильм - после него хочется пококетничать, сходить в любимый ресторан, отведать шоколадного мусса, послушать музыку, пересмотреть любимый фильм. Главный герой, а вместе с ним и Озон, словно говорят нам, что их жизнь прошла хорошо - и, по большому счету, грех жаловаться и нам.