Испания, 1080 год. Полуостров поделён на две неравные части: юг принадлежит маврам, а север остался под властью христианских королевств. Пока Леон и Кастилия ведут войну с арабскими эмирами, жестокий Ибн Юсуф (Бен Юсуф) собирает войско на берегах Марокко и готовит поход в Европу. Тем временем кастильский дворянин Родриго де Вивар отпускает на волю нескольких пленённых эмиров, которых должны были повесить по воле короля. Граф Гормас обвиняет Родриго в измене, и Родриго убивает его на поединке. Гормас — отец Химены, возлюбленной Родриго, и Химена должна мстить, презрев свою любовь. За отвагу мавры прозвали Родриго «Эль Сидом» (владыкой), но сумеет ли он вернуть непокорную Химену и остановить Ибн Юсуфа? «Сид» устроен по законам классических пеплумов, хотя действие не имеет отношения к античным временам. Режиссёр Энтони Манн предоставил зрителям всё, чего они ждали в 1961 году: масштабные батальные сцены с тысячами участников, помпезные, ярко освещённые залы, роскошные костюмы, украшения и гобелены. Манн снимал фильм в Испании и в Англии, где не пришлось выстраивать грандиозные декорации в духе «Клеопатры» и «Бен Гура», — под рукой были настоящие города и замки. «Сида» украшает естественность: ни в одном другом пеплуме нет стольких сцен, снятых на природе. Самое необычная черта «Сида» в сравнении с любым современным фильмом — его чудовищная, непомерная многолюдность. Герои практически никогда не остаются одни — даже на пустошах то и дело попадаются путники, а в уединённых комнатах слышны окрики из зала, где проходит суд. Если Манну надо показать толпу, он заполняет ею всё пространство кадра. Ни один уголок, ни одно окно, ни одна лестница, ни один этаж осадной башни не останется незанятым. Средневековая Кастилия — не лучшее место для романтического уединения. Люди среди замков выглядят как статичные декорации. Тысячи бойцов враждующих армий наряжены в тщательно продуманные костюмы, но батальные сцены выглядят неубедительной абстракцией. У персонажей, наделённых именами, функций несколько больше, но и они лишь отыгрывают архетипы, лишённые глубины и свободы. Исполнители главных ролей — Чарлтон Хестон и Софи Лорен — повздорили из-за гонораров и не смотрели друг другу в глаза во время съёмок. Впрочем, винить «Сида» в недостатках актёрской игры невозможно — это специфика жанра. Холодная и в то же время высокопарная манера изложения придаёт происходящему оттенок средневековой театральности. Здесь есть рассказчик, имеются музыкальные интерлюдии, а Господа восхваляют так часто, что любая инквизиция была бы в восторге. Историческая достоверность не слишком увлекает Манна. В фильме упоминается испанский патриотизм, хотя Испанией в то время именовали южную, арабскую часть Пиренейского полуострова. История самого Сида полна мелодраматичных преувеличений, которые позаимствованы скорее из одноимённой пьесы Корнеля, нежели из настоящей биографии. Реальный Родриго — талантливый кастильский полководец. Попав в немилость на родине, Сид переметнулся к бывшим врагам-маврам и помог им одержать ряд побед над кастильцами. Когда король Кастилии вновь призвал его на службу, Родриго охотно откликнулся, но действовал сам по себе: в его распоряжении были и войска мавров, и войска христиан, а власть его была сродни королевской. В конце жизни Сид стал полновластным хозяином Валенсии — уникального государства, где мусульмане и христиане жили в относительном мире. Исторический контекст «Эль Сида» намного интереснее, чем сюжет фильма, — но Манну всё же удалось передать настроение лихого времени, когда подвиг сопутствовал предательству, а непримиримые враги объединялись, чтобы противостоять общему недругу. Огромное полотно Манна — как декорация, на которой воображение может дорисовать целые столетия малоизученной истории мусульманского владычества в Испании. Тёмные века средневековья — почти как забытые десятилетия киноиндустрии. Мода сменилась в одночасье, и засилье пеплумов в середине шестидесятых неожиданно закончилось. В Италии, где десятки пеплумов снимали каждый год, мечи и сандалии сменились шпионскими подражаниями Бонду и спагетти-вестернами. Не стоит даже пытаться смотреть на творение Манна глазами современного зрителя — это кино воспринимается как артефакт прошедших времён, к которому положено относиться с уважительной усмешкой. Но если представить себя на месте поклонников жанра, которые наблюдали «Сида» в начале шестидесятых, нетрудно поддаться обаянию героя, на чьей стороне и Бог, и народ, и миллионы долларов, и, кажется, все силы мироздания.
С удовольствием посмотрела эту картину во время тура по Испании, где она пришлась весьма кстати, 'для закрепления материала'. Хотя, в принципе, конечно, довольно вольное изложение исторической информации. Для современного зрителя слишком много наивных и наигранных сцен (ну не верю я, что в XI веке у женщин было право голоса в государственных делах, а рыцари, хоть и первые, могли разговаривать со своими королями на повышенных тонах). Понравилась игра актеров: Чарлтон Хестон вообще очень убедителен в ролях сильных духом мужчин, а Софи Лорен очаровательна в любой роли. 8 из 10
Запоминающийся, красочный фильм, поражающий своей масштабностью. Батальные сцены, конные атаки, поединки на мечах - захватывают дух из-за массовости, натуральности, красоты и реалистичности постановки и исполнения, к тому же снято все это не в эпоху компьютерных технологий. Может быть это и вольное прочтение истории Родриго Диаса де Бивара, но мне кажется у создателей фильма получилась яркая, врезающаяся в память легенда о настоящем бесстрашном рыцаре, готовым для своей страны пожертвовать всем, но в тоже время необычно гуманным и милосердным для своего времени. А ещё это красивая история непростой любви преодолевшей все препятствия. Чарлтон Хестон и Софи Лорен составили великолепный дуэт, и пускай есть немного наигранности, за красоту истории можно простить все. 'Эль Сид' - настоящая легенда, со своей неповторимой атмосферой и очарованием. 9 из 10
Масштабный и помпезный фильм...Некоторая натянутость и патетика в диалогах легко прощается, вспоминая то, что все актёры того времени играли так картинно... Согласен с тем, что история Эль-Сида изложенна весьма вольно...Но и это всё прощается за масштабность декораций, костюмы, красивых актеров на красивом фоне, массовые сцены боёв... Батальные сцены радуют глаз умению актёров обращатся с оружием, потрясающие конные сцены... После 'Эль - Сида' посмотрел голливудский фильм того периода 'Чингиз-хан' с Омаром Шарифом. ..После 'Чингизхановских' сероглазых монголов и китайцев и блондинок-монгольских принцесс я 'Эль-Сиду' простил всё :-) Не отпускала почти весь фильм мысль : 'Господи, сколько натурных и массовых съёмок в костюмах...Какие затраты на атрибуты, клинки, одежду, лошадей, катапульты, оплату на их изготовление и подвозку...Огромные суммы по тем временам...Окупился ли хоть фильм ??? А вдруг в убыток сняли ??? Не тешила даже мысль о том, что актёры в те времена не брали таких астрономических гонораров, что порой превышает затраты на все остальные расходы по фильму... Спасибо сайту !!! Я увидел, что фильм окупился и у меня стало легче на сердце.
Мощный яркий, сильный фильм. Хестон, как всегда переигрывает, но в эпическом кино его экспрессия смотрится прекрасно. Молодая Лорен прекрасна. Сценарий хорош, хотя и имеет мало общего с реальными событиями. Главное - удалось передать атмосферу и дух времени, показать полулегендарный образ Сида, в котором смешались и реальные, и приписанные за века черты. Хотя большая часть героев ненавидит и увлеченно режет друг-друга, явных негодяев нет, все характеры и поступки объяснимы, линии персонажей четко прописаны. Прекрасны и ярко смотрятся даже сейчас и декорации, и костюмы. Масштабность съемок поражает размахом и сравнима с другой грандиозной хестоновской лентой - Бен-Гуром. Смотреть фильм надо обязательно в хорошем качестве - иначе не получите половины удовольствия от ярких красочных костюмов и пейзажей. Финал с одной стороны несколько напыщен, с другой вполне оправдан, с учетом общего пафоса фильма. В целом - один из лучших 'костюмных' фильмов, смотреть стоит!
Немного смущал перед просмотром постер картины, казалось будет, что то мистическое, возможно про колдунов или драконов, что то в этом роде. Обошлось всё исторической эпопеей о испанском человеке-легенде, но всё же ни без сказки. Фильм берет свое интересом истории, вступительная часть по мне так очень интересная, не плохие масштабные батальные сцены, хотя дуэль главного героя с королевским чемпионом весьма слабо поставлена. И дело тут вовсе не в устаревшем кино 1961 года, совсем недавно был 'Спартак' где с этим всё в порядке, а до этого 'Бен-Гур' сериал 'Зорро', фильмы Куросовы. Из-за этой дуэли я чуть не отказался от дальнейшего просмотра картины, но меня заинтересовали последствия исхода этой битвы, а потом когда история затянула уже и не сильно обращаешь внимание на погрешность батальных сцен, на слепую наивность персонажей, на фанатизм главного героя по благородию, на эти слащавые мордочки и боевые доспехи только что сшитые для каждого, включая массовку. Чарлтон Хестон играет в том же сценическом образе, что и его работы в 'Бен-Гур' и 'Десять заповедей'. Софи Лорен больше выступала, как модель, которую авторы старались нарядить в различные платья, чуть ли ни в каждом эпизоде фильма. Королевская семья вышла интересной. Антигероев сложно оценивать, они все сломались. Тот случай, когда не так красиво, но зато интересно. 6 из 10