Фильм режиссёров Бэзила Дирдена и Элиота Элисофона «Хартум», у нас фильму дани название «Джихад». В основу фильма положена история противостояния английского генерала Чарльза Гордона, /Чарльтон Хестон/, и лидером мусульманских повстанцев Мухаммедом Ахмедом, провозгласившим себя «Махди», /Лоуренс Оливье/. в период осады и обороны суданского города Хартум, /в 1884-1085 годах/. Бэзил Дирден, /настоящее имя Бэзиз Клайв Дир/, английский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Начинал с театра, потом кино. Погиб в автокатастрофе. Работы Дирдена отмечены многими престижными кинопремиями. Элиот Элисофон американский фотограф-документалист, и фотожурналист, /снимал кино как оператор/, в фильме «Хартум», как режиссёр снял начало фильма. Преподавал во многих престижных учебных заведениях, публиковал фотографии во многих престижных журналах, объездил весь мир, издал много своих книг, /например по технике деревянной скульптуры/. Начнём с настоящей истории, /слишком уж много в фильме для красного словца сказано/. Здесь, как и во многих подобных фильмах не всё чисто и не всё правильно, и грязи в политике того времени не меньше, чем в политике нашего времени. Каковы были внутренние пружины и подоплёка тех событий мы может так до конца никогда и не узнаем, /в фильме даётся лишь робкая попытка анализа/, мы тоже не будем затрагивать дипломатические аспекты остановимся пока только на военных событиях того времени. В 1883 году, Махди разгромил численно превышающую его армию, египетскую группировку под командованием британского полковника Уильяма Хикса, /Эдвард Андердаун/, значительно ослабив тем самым британское военное присутствие в регионе. Премьер-министр Великобритании, Уильям Гладстон, /Ральф Ричардсон/, не зная как спасти, создавшуюся ситуацию, /при этом, не желая брать на себя лично ответственность/, под давлением общественности отправляет в Хартум генерала Чарльза Гордона, пользующегося авторитетов по борьбе с работорговлей в тех краях. Не особо кому-либо доверяя, он отправляет его со своим человеком, адъютантом Джоном Стюартом, /Ричард Джонсон/. Буквально пару слов о генерале Гордоне. Генерал Чарльз Джордж Гордон, один из самых известных британских генералов ХIХ века, в народе его называли «Китайским Гордоном», «Гордоном-Пашой» и «Гордоном Хартумским». Участвовал в Крымской войне, воевал во главе «Всегда побеждающей армии» в Китае, был английским консулом в Бессарабии, губернатором Судана, снова Китай, Индия, Палестина, /кстати, открытию гробницы Христа в Садовой могиле, человечество обязано генералу Гордону/. И снова Хартум, откуда генерал Гордон должен вывезти Египтян и наладить оборону города. В сопровождении единственного слуги Гордон едет в лагерь Махди, /документальных свидетельств этого факта нет/, скорей всего это ещё одна красивая легенда не более. Легенда с которой начинается борьба, двух сильных духом людей, борьба запада и востока, /согласно идее фильма/. Не уверен, что всё было именно так, /в канву истории при необходимости можно вплести всё что угодно/. Так вот Гордон благополучно возвращается в Хартум и готовится эвакуации и к осаде города в твёрдой уверенности, что впоследствии не помощь придёт английская армия. В Англии на это ж была совершенно другая точка зрения. «Гордон считал, что лично обязан осуществить эвакуацию Хартума, его гарнизона и гражданских жителей. На некоторые ответственные посты он назначил горожан, тем самым скомпрометировав их перед Махди. Остальные жители Хартума решили отложить свой отъезд. Генерал полагал, что от безопасности этих людей зависит его честь. Он был непреклонен. Ни награды, ни угрозы не могли заставить его сдвинуться с места. Ничто из того, что один человек может предложить другому, не заставило бы генерала покинуть Хартум до того, как его жители окажутся в безопасности. Но правительство со своей стороны проявляло такое же упрямство. Ничто на земле не вынудило бы его направить в Хартум войска». © Уинстон Черчилль Ничего не напоминает? История любит повторяться, говорят второй раз в виде фарса, может быть. Может быть кому-то и смешно. Смешно играть в солдатики живыми людьми. Чувствовать себя вершителем судеб мира, при этом оставаясь обыкновенным ничтожеством. Негоже человеку, /или группе людей/ обладающих государственной властью пользоваться этой властью в своих корыстных целях. Ничто так, как политическое величие не подчёркивает моральное убожество. Времена меняются, человечество ничему не учится, точнее учится, профессионально убивать себе подобных. Похоже, этот мир не вылезет с войн никогда, войны экономические, войны религиозные, войны не поймёшь какие и чего ради, /ради удовольствия пустить кровь себе подобному/. Такая вот игра, /для взрослых/. Игра в смерть нечистых на руку политиков, при поддержке духовно ограниченных обывателей, тех самых, которые по любому пушечным мясом пойдут в размен политическим, экономическим амбициям власть предержащих. А после дети повторят судьбу родителей. Потому, как историю, /настоящую историю/ истолкуют по своему, /по своей политической выгоде/, как например историю Хартума.
Хартум. Отсюда Нил течет на север к Египту и Средиземному морю. Наверное, здесь его воды собирают все тайны бытия и обретают бессмертие, которое потом уносят в магический Египет. Но начинается все здесь. Восток всегда манил европейцев. Его богатства, его пески, его величие и его загадки не дают покоя тем отважным странникам, которые решаются назвать его своим домом. Чарльз Гордон, несмотря на свое английское происхождение, сумел покорить Судан, стать сыном этой страны. Тогда, в 1885 году, на него смотрели как на будущее два мира – в его руках были честь Британской Империи и благополучие Судана. Он видел свой долг в спасении Хартума. И спасать ему приходилось его от самих суданцев, объединившихся под знаменами праведной войны, войны веры, которую вел новый пророк, назвавшийся Махди… Восток всегда манил режиссеров. Красочная культура, кремовый и темно-желтый песок, палящее солнце, тонкие, как нильский тростник танцовщицы – мечта для любого оператора и сценариста. В этом можно утопить свою страсть к экзотике и истории. Сочетая правду и вымысел, Бэзил Дирден рассказывает нам свою версию событий, произошедших более века назад в Хартуме. Чалтон Хестон, то в расшитых золотом мундирах, то в простой джеллабе, становится экранным ангелом-хранителем этого города. Он настоящий герой, чья отчаянная храбрость, удача, риск и ум теперь увековечены в бронзе. Бравурная музыка, белый мундир или красный бурнус и выразительное лицо, которое так часто искажают самые противоречивые эмоции – все это дарит Гордону удивительный ореол непогрешимости и отчаяния. Но есть тот, кому не нужно всего этого, чтобы стать великим. Хочется сказать, что сэра Лоуренса Оливье не узнать под гримом, который делает из уважаемого английского мужа настоящего арабского вождя. Но это полуправда. Его укрывают белые одежды, оставляя открытым только лицо, бронзовое от пустынного солнца. Но на нем еще ярче и выразительнее теперь кажутся удивительные глаза. Лукавая улыбка и эти брови, которые Мэрилин когда-то назвала лисьими, не дают нам забыть их обладателя. Знакомый властный голос и велеречивые слова, кажется, теперь служат своему английскому хозяину, чтобы запутать нас, чтобы мы поверили, что теперь он хозяин пустыни. Махди мудр и уверен в победе. Кто знает, может быть, именно такая несокрушимая вера и даровала ему победу. Сэра Лоуренса сложно даже назвать антагонистом, настолько он прост в своем величии. Пусть этот фильм не так близок к истории, как можно было бы сделать. Но он красив и очень монументален, как сам Восток. Как солнце, озаряющее стены Хартума. 9 из 10
Начну с фактов. Хартум - это город в Судане, история которого начинается с 19 века. Благодаря удачному географическому положения Хартум быстро стал торговым центром в регионе. А в марте 1884 — январе 1885, в ходе восстания махдистов, войска Махди (Мухаммеда ибн Абдаллы), подвергли Хартум осаде и захватили его. Махдистам противостоял губернатор - Чарльз Джордж Гордон, человек который совсем не боялся смерти. Он неоднократно понимая всю слабость своего положения мог спасти свою жизнь, но будучи человеком чести - он отказывался от этого, продолжая сопротивление. В итоге, его персона стала особо почитаемой в Англии, а кино-рассказ о Хартуме стал фактически признанием его заслуг Картина, в сущности является кинематографической реакцией на успех недавно снятого в то время 'Лоуренса Аравийского'. Игра Чарльтона Хестона безупречно. Даже несмотря на то, что его персонаж очень похож на 'Майора Данди', игра Хестона показалась мне очень достойной. Традиционно не может быть претензий и к сыгравшему Махди Лоуренсу Оливье - принимая во внимание то, что британцу пришлось играть совершенно другой типаж, нельзя не отметить его высокое актерское мастерство - все было убедительно. В итоге: исторический фильм об осаде Хартума, являющийся в сущности реакцией на 'Лоуренс Аравийский'. Я бы выделили картину благодаря очень достойной актерской игре 7 из 10