Замечательная драма «Воображаемая прямая» реж. Ш. Маслахи. Смотрится на одном дыхании без желания отвлечься или перемотать вперед, что бывает в особо скучных случаях. Эта семейная драма, что есть большинство иранских картин, не нудная. Психологическая драма, где предметом рассмотрения являются категории греха, лжи, искупления и наказания. Что тоже часто в кинематографе страны. Сюжет довольно простой и форма подачи не сложная. Живет себе, и неплохо финансово, маленькая семья: муж-силовик Хамед, жена-учительница Сара и прелестная дочурка-дошкольница. Супруги не юные, плюс/минус 40. При квартире и автомобилях. Этот фильм не о бедности. У родственников жены намечается свадьба, и семья собирается ехать туда. Ровно до того момента, пока дочка не простужается, а мужа не посылают в срочную командировку. Заботясь о нездоровой девочке, Хамед запрещает жене ехать на свадьбу в другой город в непогоду. Но так как муж вообще любит командовать и запрещать, по словам Сары, та впервые (или уже не впервые) решает не послушаться, а поступить по- своему… Ведь замуж идет любимая сестра/племянница, к свадьбе долго готовятся — в общем, не приехать невозможно… И тут начинаются плохие предзнаменования, то есть знаки. Они кричат: останься дома, как велел Хамед! И ничего плохого не случится. Но если б мы обращали внимание на знаки! Вот и Сара попыталась не заморачиваться. В ночь после торжества и происходит несчастье… Дальше начинается сущий кошмар для всей семьи. Скоро вернется Хамед, который уверен, что семья дома и в порядке, и ему как-то придется объяснить случившееся горе. Убитая горем семья уговаривает героиню рассказать мужу правду, ведь ее прямой вины в случившемся нет. Но впавшая в ступор и не проронившая ни одной слезинки Сара категорически против… И героиня нагромождает одну ложь на другую, еще более усугубляя и так трагичную ситуацию. При полном удивлении молчащей семьи, которая эту ложь не приветствует, но молчит из благих побуждений. Муж Сары оказывается не дураком: проведя несложное и короткое расследование, он все равно узнает правду... И впадает в ярость… Обилие грехов, груз вины становится непосильным для героини. Даже имея поддержку семьи и прощение мужа, извинить себя она не может и не хочет… Метафоричное название «Правило 180 градусов» или «Воображаемая прямая», которое употребляется в кино при съемке диалога персонажей является здесь обратной/ отрицательной метафорой: диалога-то здесь нет. Как ни снимай героев, проводя по ним воображаемую прямую, они все равно смотрят и идут в разные стороны. Как тоже часто бывает в иранских семейных драмах, и не только в иранских. Лучше всех играет С. Долатшахи в главной роли. Даже в оригинале, без перевода, ее игра очень убедительна, хотя и мало эмоциональна. Героиня не истерична, не холерик, как некоторые актрисы иранского кино, все время кричащие. Она учитель, пример для учениц, жена силовика при должности — в общем вести себя сдержанно умеет. Но замечательнее всего она в сценах стресса и горя — неподвижна, нема. Раньше я эту актрису, конечно, видела, но сильного внимания она не привлекала. Здесь же ее роль, ее триумф. Все награды на фестивалях за лучшую женскую роль — справедливы. Герои иранского кинематографа — мужчины, женщины — очень и очень редко. Что касается идеи греха и наказания, то как бы все ни убеждали героиню в ее невиновности и случайности несчастий, сама себя она судила, обвинила и наказала. Все молча, никому ничего не объясняя. Сыграно и поставлено так сильно, что все понятно и без пояснений. Фильм первый раз смотрела в оригинале, не нашла с переводом. Через пару дней решив пересмотреть из-за сильного впечатления, внезапно обнаружила дублированный. Появился специально для меня, как уже не впервые. Рада, что переводчики и дубляжники прислушались, наконец, к стенаниям киноманов. Всем рекомендую этот прекрасный трагичный фильм.