Из недавних сериалов, посвящённых коррупционным мерзостям российской действительности, кроме комедийного (но самого сильного до этой премьеры) «Домашнего ареста», прочие («Обыкновенная женщина», «Хороший человек», «Шторм») мне в той или иной степени «не зашли»: то тенденциозно, то надуманно, то пропаганда, утрирование. По этой причине насторожённо начал смотреть «Немцев», но это ж совсем другое дело: диалектика, всесторонне показаны явления. И, в общем, то, нехороши практически все: нет героических сутенёрш или, напротив, откровенно демонических личностей, все замазаны и проблемы показаны гораздо глубже, чем обычно. Нельзя сказать, чтобы уж совсем не было клюквы, чтобы правда жизни была уж совсем безупречной, но это умный взгляд на такие вещи (чего в большинстве случаев не хватает), а это дорогого стоит. И за что я готов простить отдельные недочёты – как же «вкусно» сделано! Какая классная режиссура. Какие, при отсутствии особо громких имён, актёрские работы – может быть, в наших сериалах последних лет такого уровня и такого ансамбля не было ещё нигде, это великолепно, это штучная работа. Коряковский виртуозен, порой напоминает молодого Янковского. Кто что-нибудь понимает, не может не оценить мастерства создателей сериала. Мордой об стол всем, кто говорит, что у нас «разучились снимать». А кто всё равно будет говорить, пусть смотрят фильмы по комиксам, до большего не доросли.
Умный, сложный, жесткий сериал, очевидно выделяющий на фоне потоковых 'криминально-драматических' российских сериалов. Несмотря на очевидную фабулу - 'свой среди чужих, чужой среди своих', сюжет получился захватывающим, благодаря детальной проработке персонажей. Удалось удивительно передать игру с классическим образом немца в русской культуре. 'Немец' - вечно чужой, потому как вроде 'немого', но при этом наделен дьявольскими чертами (ум, талант и обаяние Эбергарта). Но несмотря на всю демоничность, логика зла остается удивительно наивной. В той же классической оппозиции - хаотическое русское зло, которое, несмотря на все ухищрения 'немецкой' хитрости, всегда побеждает благодаря своей пластичности. Интересная работа оператора - иногда герои показаны сквозь лобовое и заднее стекло грязного автомобиля, как бы в дымке, тумане, не полностью, что коррелирует со сложностью персонажей, мотивацию которых не понять до конца. В жанре скандинавского нуара - цвет, усиливающий напряжение интриги, а также музыка. В отличие от книги, сериал осовременен, добавлен более актуальный контекст (эко-активизм, свалки, знаковые фразы), но, как мне кажется, и через пару лет можно будет пересматривать сериал как отдельное произведение, в отрыве от современных событий. Что же касается коррупции, то в этом отношении сериал не устареет никогда. Режиссеру и группе остается только пожелать не выгореть на других проектах и продолжать делать свою работу не менее качественно. Спасибо!
Предполагаю, что многие из тех, кто читал романы Терехова «Каменный мост» и «Немцы» остался недоволен (и даже раздражён) их экранизациями. Однако же, в моём понимании, экранизировать их иначе было практически невозможно. Их и читать-то было почти невыносимо – настолько они были мучительны и густы по форме (как янтарь в предпоследней стадии застывания). И уж если пытаться экранизировать их, то строго раздельно: форму – и тогда получилось бы нечто роде «Элемента преступления» фон Триера, или содержание – соответственно сериалы «Волк» и «Немцы», исполненные на высшем мировом уровне. При этом «Немцам» я бы поставил на полтора балла больше за то, что подменив мучительность на эксцентричную невыносимость, удалось втиснуть форму в доселе герметичное содержание. И в первую очередь – конечно, после безупречного сценария - за счёт малоизвестного доселе Евгения Коряковского. – Его герой (а он в фильме – полноценный ГГ) задаёт сюжету сверхглубокий объём, чтобы ни один из его героев не выглядел чёрно-белой плоской фигурой. Вообще, даже в рамках заданной темы «Коррупция изнутри», ни один из персонажей не выглядит личностью, заключившей с дьяволом сделку по передаче ему окончательных прав на свою бессмертную душу. Скорее весь фильм – это обширная панорама специфической ярмарки, биржи, инфернальных торгов, где каждый ежедневно и ежечасно яростно торгуется о продаже бессмертных кусочков себя в обмен на бренные материальные блага и власть. В этом смысле сериал даёт образ коррупции не только по вертикали, но и того, как её мертвящие волны расходятся вширь от «ствола», косвенно становясь причиной отравления – а то и вовсе гибели – всего живого, к вертикали как бы и не причастного. Так что если кто и трактует название «Немцы» как метафору разделения всех по административному признаку на оккупантов и оккупируемых, то это чересчур плоско – фильм предлагает гораздо более сложную картину: каждая освобождающаяся в стане оккупантов вакансия даёт кому-то шанс в стане оккупируемых. И это отнюдь не шанс на свободу.
В свое время, когда вышел “Домашний арест” Семена Слепакова, казалось удивительным, что никто всерьез не взялся за пороки истеблишмента раньше - поле-то непаханное. Знамя, вроде бы, подхватил “Последний министр” (можно, конечно, еще вспомнить “Дурака” Быкова или и вовсе “Левиафана” Звягинцева, но коррупция там лишь фон, а не фокус), а теперь к разговору подключился и KION со своей экранизацией романа Александра Терехова. Буквально с порога “Немцы” располагают своей нарочито будничная интонация позволяет удержаться и от вошедшей в моду добродушной сатиры над проворовавшимися чиновниками, и от картинного заламывания рук - это по возможности беспристрастный рассказ с подчеркнуто размытыми границами между прота- и антагонистами. Настоящая находка сериала - Евгений Коряковский в главной роли журналиста Эбергарда. С его бесоватыми интонациями, пластикой, мимикой ему судьбой написано играть негодяев по Достоевскому - изворотливых, падших, гнилых и малодушных циников. Его Эбергард - воплощенное лицемерие, загнанное животное без всякой веры в ближнего своего и в свое же будущее. Его путешествие по всем кругам коррупционного ада не просто увлекательно - оно буквально гипнотизирует. В отличии от романа действие происходит не в Москве, а в условной провинции, и это лишь подчеркивает универсальность всеобъемлющей русской хтони. Сериал чуть сдает к финалу: основная коррупционная линия постепенно вытесняется маньячно-разыскной, гораздо хуже придуманной и не то, чтобы очень нужной, а патетический финальный самосуд над чиновниками берет очень странную тональность, в одну минуту совершенно восхитительную, а в другую уже невыносимо фальшивую. Есть странные находки, вроде исполнения “Белла, чао”, есть лишние, ни к чему не ведущие сюжетные вбросы, вроде подставных экологических активистов, но в общем и целом это “Немцев” не портит. Это история Дон Кихота, решившего не сражаться с мельницами, а защищать их, миф о Сизифовом труде борьбы с коррупцией в одиночку, поэма об Ахиллесе со слишком очевидной слабой пятой. Конечно, ничего нового о коррупции “Немцы” не расскажут, это, скорее, ознакомительная глава для неофитов, ребятам о зверятах, основы казнокрадства для самых маленьких. Вам на пальцах показывают, как работают эти схемы: кукушка покрывает петуха за то, что покрывает он кукушку, базовый закон коррупционных джунглей. Выход отсюда только один - туда же, куда метафорически отправился герой Коваленко, трусливый мэр Хассо - наверх, откуда не возвращаются. Кстати, о Хассо. Удивительно элегантная задумка Терехова дать основным действующим лицам немецкие имена и фамилии призвана защитить зрителей/читателей от коррупционной ржавчины (это они, немцы, чужие, плохие и прогнившие, мы не такие, мы не виноваты), но даже этот маскарад не скрывает неутешительных выводов: если вы не продались, значит, вам просто еще не предложили подходящую цену. Герой Коряковского, убежденный (как кажется поначалу) борец с несправедливостью, продает свои принципы всего-то за цену ипотеки на квартиру. Этот нехитрый пинок доморощенным рыцарям пера и бумаги служит напоминанием о том, что на другой стороне кристально чистых тоже нет, как бы ни убеждали они в обратном в своих статьях и видео. Собственно, за десять эпизодов вы не встретите практически никого, кого можно было бы смело зачислять в стан “хороших” (буквально один-два персонажа из второстепенных), есть лишь более или менее “плохие”. “Немцы”, безусловно, удручающе пессимистичны, однако на фоне дуракаваляния, в которое почему-то неизбежно скатываются отечественные авторы при разговоре о коррупции, сериал KION выглядит едва ли не первой трезвой попыткой художественно задокументировать эпоху без прикрас, без шуток и прибауток в духе “переживали и не такое” - “Немцы” наглядно демонстрируют, что как раз такое переживают, к сожалению, не все. 7 из 10
Фильм точно для любителей экстрима, но мне очень понравился. Вставляю в копилку. Автор с самого начала доставляет зрителю только неприятные ощущения. Я вообще не любитель российских повседневных реалий, а тут они показываются навязчиво, крупным планом. Унылый городок, где правят коррупционеры, а все остальные крутятся, кто как может, чтобы выжить и успеть. Все злые, замученные, недоверчивые, озлобленные, и ощущение, что до конца фильма ничего не изменится. Нафига такой фильм смотреть? Да ещё и главный герой постоянно делает какие-то тупые поступки, которые затягивают его всё глубже в болото унылой действительности. При этом он немец по национальности, то есть как бы может в любое время свалить в дойчляндию на велфер, но он упорно что-то делает, суетится, крутится, вертится, то одного спасает, то другого. Весь фильм ощущение, что он постоянно ходит по краю, что вся действительность против него и шансов у него нет. Выкрутившись из одной ситуации, он попадает в три, ещё более худшие. Пока не наступает развязка... Я всё никак не мог понять, почему Немцы? Ведь в подобной ситуации могла оказаться группа представителей любой народности, хоть аварцы, хоть удмурты. И автор разделался со мной в своём стиле. Мысль о том, почему именно немцы, саднит весь фильм на заднем фоне. Это как если бы все кости были переломаны, но болели фоном, а вот разорванная вдребезги селезёнка, почему-то сильнее всего привлекала к себе внимание. Как бы весь фильм болеешь им, но ещё где-то на заднем плане отдельная боль от того, что не понимаешь, почему Немцы. Уже в самом конце у меня возникло смутное, ещё до конца не определившееся подозрение, почему именно Немцы, когда девочка гладит свой живот и поёт: Una mattina mi son svegliato, O bella, ciao! bella, ciao! bella, ciao, ciao, ciao! Una mattina mi son svegliato, E ho trovato l'invasor. И я уже чувствую, как подступает это осознание, но ещё не выкристализовывается полностью, пока не прозвучит: O partigiano, portami via... И дальнейшее: o bella, ciao! bella, ciao! bella, ciao, ciao, ciao! уже становится не важно. Важно лишь вот это тщательно выговоренное партиджяно, и тут же повторенное, что называется, для особо тупых, типа меня: O partigiano, portami via, ch? mi sento di morir. И всё! Тут же всё становится на свои места, весь фильм собирается в единое, очень сильное художественное произведение. Параллельно в памяти всплывают видео с ютуба про итальянцев, которые в едином порыве поют Bella ciao в метро, на протестах в Палермо и в Бергамо. Эта простая песня о том, что пока люди сами не поднимутся, пока они не откажутся от уюта ради свободы, ничего не изменится. Фильм о том, что русские немцы, как и русские русские, как и русские татары, как и другие русские, живут в оккупированной стране. Оккупированной не немцами и не русскими, а выродками. Фильм о том, что даже автор фильма самую главную мысль не может свободно выразить по-русски, а должен вкладывать в уста, в общем-то, второстепенной героине, на итальянском языке, в ситуации, которая мало относится к основной канве повествования. И автор делает это мастерски. То, что хочет сказать автор, очевидно для любого члена Единой России, но придраться не к чему. Главный герой - очень плохой человек, который совершает один плохой поступок за другим. Все его близкие говорят о нём только плохо, он сам участвует во всём том дерьме, о котором фильм. И то, что он делает в конце, в общем-то, тоже глупо, неправильно и жестоко. Делает он это не для родины, не для города и даже не для дочери. Он делает это для себя, потому что это единственный способ избавиться от постоянного унижения. Автор не оправдывает главного героя. У зрителя тоже нет к нему ни симпатии, ни желания как-то соотнестись. Есть желание отстраниться от главного героя и держаться от него подальше. Он немец. Чужой. Во всём, кроме одного. Желания хоть немного пожить как человек. И тут оказывается, что в этом желании люди не делятся на русских и немцев. Оказывается, что немцы (немые, бессловесные) все, кроме одного, который должен был быть самым немым и бессловесным по рождению. И вот эта мысль плюётся зрителю в морду. Что хотите с этим, то и делайте. Можете переключить канал, там уже Поле чудес начинается с Якубовичем. Ну, и смысл фильма, который так исподволь, так сложно доносится автором, зажатым в цензурные рамки, оказывается очень простым. Захватчики сами не уйдут. Они будут уничтожать вас и ваших детей. Им это нравится. Смысл фильма в песне. Una mattina mi son svegliato, Однажды утром я проснулся e ho trovato l'invasor. И увидал в стране врага. O partigiano, portami via, Вы в партизаны меня возьмите, che mi sento di morir. Я чую, смерть моя близка!
МТС вложилась и запустила собственный стриминг-сервис KION, результат пока отличный. Материал злободневный, актуальный, с отличной драматургией, актерской игрой, интригой, снят качественно и на 100% работает. В очередной раз убеждаюсь, что мы умеем производить достойный контент, способный конкурировать с продвинутыми западными образцами. Лишь бы только не мешали. Где не рулит гос/идеология, там все пучком как для потребителя так и для инвестора. Супер! Персональная семейная драма развертывается на фоне драмы остросоциальной. Справедливости ради стоит сказать, что режиссер Стас Иванов значительно сгладил углы. Первоисточник т.е. одноименный роман журналиста, обозревателя, позднее писателя А. Терехова в разы контрастней, циничней и безжалостнее, чем экранизация. При этом все равно остались понятны аллегории, сказанные почти прямым текстом. Получился очень крутой сериал! Здесь нет банальных и лубочных стереотипов, к которым так привык среднестатистический зритель: красные - белые, хороший - плохой, герой - злодей. Окружающий мир не делится только на черное и белое, в нем присутствуют тона, полутона. Особенно, в момент острых кризисов, когда выплывают наружу скрытые противоречия и предстоит делать нелегкий, мучительный выбор. В картине нет явных положительных героев. Более того, название недвусмысленно дает понять о нарицательном характере повествования. Сопровождающий серый фон и фактическое отсутствие солнечного света говорит о том, что действие происходит не в красивой сказке. Все персонажи имеют свои положительные и отрицательные стороны. Этим они мах. приближены к реальной действительности. Единственно, отрицательные черты явно доминируют над положительными. Но разве в реальной жизни не так? Разве сегодня в российской действительности деструктивный фактор не доминирует? Именно поэтому, выбор ГГ имеют такое существенное значение. Когда в сгустившейся тьме, мраке и кажущейся безнадеге необходимо находить силы быть и оставаться Человеком. p.s. Основной драматизм произведения заключается даже не в закономерном финале. А в том, что автор учитывая масштаб и глубину происходящих социальных явлений, не видит иного из него выхода. 9 из 10
Это жёсткий, депрессивный, агрессивный и пронзающий остросоциальный криминально-драматический сериал. Посмотрев пять серий, я могу уже с уверенностью сказать, что это один из лучших российских сериалов этой весны для меня с точным совпадением всех вкусовых предпочтений. Помимо социальной повестки, в сериале раскрывается многогранность главного героя, который был вынужден переступить через свои принципы и играть на чужом поле по чужим правилам. Казалось бы, он хочет быть верным себе, но постоянное давление со стороны подталкивает его на крайности, тем самым еще больше загоняя себя в угол, из которого потом рано или поздно нужно будет выбираться. Это, как оказаться в банке со скорпионами, где тебе предстоит либо бороться с каждым врагом до последней крови, либо притвориться своим, чтобы остаться в живых. Но здесь главное, не заиграться, а то можно незаметно перейти черту и навсегда остаться в облике смертельно-опасных скорпионов, которых еще не так давно ты ненавидел всей душой. Это история, где нет хороших и плохих, это история о людях, которые просто живут и выживают в сложившихся обстоятельствах, не всегда принимая правильные решения. Авторы не придерживаются чьей-то стороны, не оправдывают и не осуждают криминальные действия. Будь это честный репортер, продажный политик или алчный полицейский, у каждого есть своя правда, за которую они сражаются и готовы рвать чужие глотки, чтобы держаться на плаву. Это каменные джунгли, где выживает сильнейший, ведь если не ты, то съедят тебя. Очень интересно наблюдать, как одни герои плетут интриги за спинами других, не подозревая, что они сами являются частью закулисной игры третьих, которые отчитываются четвертым, имеющие тесные связи со вторыми. В сериале постоянно присутствует психологическое напряжение, прессинг и сумасшедший драйв, где в любой момент может кто-то сорваться и натворить страшные дела. Думаю, сериал надо было назвать 'Столкновение', так как в каждой серии происходит непрекращающееся столкновение разных людей, мнений и страхов. Конечно, не всем сериал придется по душе по разным причинам, так как тут есть много мата, жестокости, лицемерия и лжи, но сериал однозначно заслуживает внимания. В общем, если любите непростые эмоционально-яркие криминальные переплетения из серии 'бандиты тоже плачут', то приятного вам просмотра.
Кор - руп - ция! Как будто орешек разгрызла. Хруп! Прекрасное слово 'коррупция', прямо - таки ласкает слух. Мощное слово, раскатистое, рыкающее. И все с этой коррупцией борются. А зачем? Коррупция - это не болезнь, это её симптом, ну, вот как насморк является симптомом и следствием простуды, так и коррупция не является причиной, она следствие. Не с тем боретесь, граждане. Стас Иванов снял отличное кино, динамичное, с интригой, с яркими, выпуклыми, и узнаваемыми характерами. Но..., но, жёстким и агрессивным оно может показаться тому, кто не читал первоисточник. По сравнению с книгой Терехова, это кино выглядит как старый, дряхлый бульдог, слабо шамкающий беззубыми челюстями, и хлюпающий слюнявыми губами, рядом с молодым, мускулистым, и зубастым бультерьером. Книга Терехова в сотню раз злее, циничнее и безжалостнее, чем этот сериал. Эбергард (в книге) - руководитель пресс - службы одной из московских префектур в сладостную для казнокрад...бррр, простите, для бюрократов, эпоху безраздельного властвования одного мэра, любившего круглые кепки, песню 'Москва, звенят колокола' и канал ТВЦ. Терехов изобразил московскую власть, как гигантскую машину по выкачиванию из города денег, как систему, пронизанную коррупцией снизу доверху. Взятки, откаты, подряды, финансовые потоки - музыка, сладкая музыка для понимающих ушей. Почему Терехов назвал свой роман так необычно? 'Немцы'? Есть мнение, что тем самым, он хотел показать чиновничью касту (это они - немцы, по мысли автора), как абсолютно чужеродную и инородную, как чудовищный нарост на теле, в целом здоровой (по мнению автора), российской демократии. В книге, Эбергард переживает семейную трагедию - бывшая жена не даёт ему видеться с дочерью, и трагедию карьерную. На должность заступает новый префект, его зовут Монстром. Он - реальный нелюдь, нечто вроде Чужого из фильмов Скотта. Он подминает под себя все денежные потоки, ломает сотрудников префектуры (в прямом и переносном смысле), оставляет от людей психологические руины, и полностью зачищает всю поляну. Жрёт и не может нажраться, громко щёлкает мощными жвалами в поисках новой жертвы. Эбергард попадает в поле его зрения, и... Что сделал с книгой Терехова режиссёр? Перенёс действие из Москвы в абстрактный городок. Это понятно, зачем обличать московскую власть, пусть даже и бывшую? Гораздо безопаснее бороться с коррупцией вообще. Эбергард в книге Терехова, это плейбой, комбинатор, ловкий царедворец и интриган. Он обладатель мощнейшей харизмы, изящный искуситель и манипулятор. Эдакий Жозе Моуринью западнодегунинского разлива. В фильме, главную роль исполняет какой - то суетливый субъект бомжеватого вида. В проблемных ситуациях он всегда разговаривает скороговоркой, речитативчиком, по несколько раз повторяя ключевую фразу. 'Куда мы едем, Дима? Едем куда? Куда едем, Димочка?'. Он всегда всклокоченный, бородёнка торчит веником, сальные волосёнки топорщатся, челюсть щелкает. Где тут 'харизматичен, остроумен', и за что он 'любим женщинами'? Мелкий гешефтмахер, интриган провинциального масштаба. В книге, двенадцатилетней Эрной манипулирует её мать. Она превратила девочку в инструмент давления на Эбергарда. С помощью Эрны, мать выкачивает из Эбергарда деньги, и духовную энергию. В сериале, Эрна - неприятная, половозрелая девица, использующая своё юное тельце для того, чтобы манипулировать самцами. Режиссёру очень нравятся постельные сцены с её участием. Раза три - четыре за серию, нам показывают недооформившиеся девчачьи телеса. При этом, Эрна ведёт себя как взрослая, циничная бабища, взвизгивает вполне в духе базарной бабы - 'Мущщина, вы мне ещё пять рублей должны!'. Таким образом, режиссёр снял кино по очень отдалённым мотивам книги Терехова. Он изменил облик и характер Эбергарда, уменьшил его масштаб, и сделал заурядным прохиндеем, злобную стерву - жену превратил в растерянную, серую домохозяйку, крошку - дочь изобразил похотливой, неприятной самкой. Как отдельное, самостоятельное произведение, сериал очень хорош. Но, как фильм, снятый по книге 'Немцы', он никуда не годится. Книга динамичнее, и жёстче фильма в разы. А, и про санудтрек. Я немного знакома с творчеством Кирилла Иванова и группы СПБЧ, и понимаю, что в названии песни 'Бульдозер любви' содержится изрядная доля иронии. И всё же. Если мы сравниваем любовь со стройплощадкой, то я хотела бы предложить Кириллу записать концептуальный альбом. В дополнение к 'Бульдозеру любви', у нас будут песни: 'Каток моей нежности'. 'Бетономешалка страсти'. 'Гидравлический молот фрикций'.'Падающий домкрат эрекции'. На обложке альбома будет изображён розового цвета, фаллической формы бульдозер, а в верхнем правом углу, шаловливый купидон с лицом бывшего градоначальника, и гидробуром в пухлых ручонках. Пластинку назовём 'Прорабы мэрской любви'.
Почти в любом художественном произведении про любых героев в конфликт вступают хорошее и плохое, добро и зло, сколь бы многогранными ни были эти понятия. Но серость во всех ее проявлениях никому не интересна. Кому хочется наблюдать за зловонным булькающим болотом, медленно расползающимся и поглощающим все вокруг?.. Его обитатели отвратительны, его внешний облик отталкивает. Но «Немцы» по какой-то немыслимой причине решили заглянуть именно туда, нырнуть с головой, узнать, что же скрывается за ядовитыми исходящими от сего водоема парами. Что ж, то, что увидел потрясенный наблюдатель в результате этого рискованного эксперимента, действительно, неприятно и как-то безнадежно постоянно. Хотя главный герой этого сериала претенциозно назван журналистом-оппозиционером, именно в этом утверждении кроется главный обман наивного зрителя, приготовившегося смотреть сложную драму про сделку с совестью и многочасовые самокопания. Антон Эбергард никаких своих моральных устоев не рушит и с совестью предпочитает договариваться, как и было всю его жизнь. Никакой он не оппозиционер, он всего лишь конформист, приспособленец, писавший о творившихся вокруг безобразиях постольку-поскольку для него это было выгодным. Но представился шанс переобуться в воздухе, так почему бы его не использовать?.. Нет, «Немцы» не про честного человека в кругу проворовавшихся чиновников, и совсем они не про то, как система ломает человека. Нечего здесь ломать, ведь этот писака податлив как пластилин, из которого легко можно вылепить что угодно, главное, не испачкаться. Ипотека, долги – все это лишь отговорки для красоты, совершенно не оправдывающие представленного публике героя, или, лучше сказать, всего лишь персонажа. То, что он творит, попав в эшелоны власти – сумбур и какие-то мелкие интриги, он и нашим и вашим, все его действия совершенно не понятны, поскольку не имеют внутренней логики и цели. Хотя нет, цель проста как дважды два – заработать как можно больше и, желательно, не сесть и не отправиться на тот свет. Он не партизан и не солдат, он лишь попавший в удобную для него среду делец, прекрасно влившийся в коллектив. Отличительной чертой горемычной жизни затерянного на просторах страны на букву Р. города N становятся коптящие воздух трубы какого-то вредного завода, следовательно, в сюжет стремительно врывается экологическая повестка, действительно, остросоциальная и очень актуальная в последние годы. Однако, хотя первая же серия начинается с экологического митинга, борьба за чистый воздух будто бы и не поддерживается, ведь эко-активисты изображены несмышленой молодежью, еще и балующейся какой-то гадостью. Дальше первой серии тема не развивается, и даже активная молодежь в куда большей степени оказывается занята внутренними разборками, чем активистским движением. В этот момент картинка вступает в противоречие с сюжетом, и там, где упорно делается акцент на чадящие трубы, они не значат больше ничего. К слову, население города N в «Немцах» будто бы и не субъектно вовсе, ведь все в дальнейшем попадающие в кадр митинги есть не более чем последствия действий главного персонажа, а не реакция гражданского общества на те или иные события. Так, булькающим болотом оказывается не только администрация города Ворошиловска (или Гвардейска – он как-то по-разному называется в разное время), но и все его горожане, застывшие в серой безнадежности бесконечно тянущейся грязной зимы. Будто понимая, что разборки «пауков в банке» могут надоесть любопытному зрителю, создатели сериала вводят детективную линию. История многочисленных убийств вырисовывается куда качественнее, чем сеть политических интриг: тут и подозреваемые, и жертвы, и даже милашка-следователь, и принципиальная проницательная журналистка. Хотя все герои знакомы, связаны друг с другом, этот детектив смотрится совершенно самостоятельной, независимой историей, и довольно быстро затмевает невразумительные «терки» чинуш из администрации и примкнувшего к ним журналиста. В стремлении к достоверности «Немцы» совершенно потеряли своих персонажей, и сочувствовать в сериале абсолютно некому. Едва возникающие связи между людьми легко рушатся, все стремятся побольнее уколоть друг друга, и агрессия становится отличительной чертой каждого. Даже любовь здесь какая-то эгоистичная, предательская, что касается не только безответственной влюбленности трудно взрослеющей Эрны, но и отношений ее отца с его новой девушкой. Почему-то все стремятся к тому, чтобы обмануть и предать друг друга, и «Немцы» будто кричат о том, что ничего светлого, доброго и настоящего не осталось, но это та идея, с которой категорически невозможно согласиться, и мрачному сериалу отчаянно не хватает луча света, какой-то отдушины, поскольку неправильно всех вокруг ненавидеть, какая бы тьма не опускалась на мир. Город N в стране на букву Р. вообще территория безнадежности, как в любом заправском русском артхаусе, где все давно прогнило, разрушилось, умерло. Здесь преобладают грязные серые тона, здесь перманентно холодно, в квартирах царит бардак и теснота, по улицам разгуливают маньяки. Это место безумия и отчаяния, здесь воздух отравлен не только смердящим заводом, но ненавистью и ее атмосферой. То тут, то там появляющийся космонавт есть не что иное, как доказательство того, что здесь – безвоздушное пространство, отсюда нужно убежать, уйти, улететь, и не важно, куда – хотя бы даже на другую планету. Финал сериала совершенно безумен, но вряд ли могло быть иначе, ведь все перипетии сюжета сплелись в такой Гордиев узел, который можно только разрубить. Пусть в финале возникает вновь забытая экологическая повестка, она опять не главная для сериала, она лишь средство, чтобы подвести на край пропасти и все закончить в один-единственный момент – без рефлексии, без сложной драмы, но лишь действием и движением. Хотя мне глубоко несимпатичен главный герой, в сериале он, определенно, совсем не пустое место. Выбранная Евгением Коряковским суетная манера игры отталкивает от его Эбергарда, он неприятен, а не харизматичен. Столь же злой, колючий образ вышел у Анны Завтур (Эрна), что нельзя оправдать никакими трудностями взросления ее героини. Единственная работа, которую я хочу отметить – Валерия Ланская в роли Аллы – совершенно неузнаваемая и весьма убедительная. К плюсам сериала можно отнести нетривиальное и запоминающееся музыкальное оформление и довольно недурную картинку. Но ни она, ни история не помогает понять, что же такого ключевого в названии «Немцы». Здесь все в лоб – это всего лишь национальность героя, но с тем же успехом он мог быть русским, украинцем, белорусом или евреем. Второй смысл совершенно не считывается, если он вообще есть. Хотя «Немцы» вызывали у меня спорные эмоции, отзыв получился сугубо отрицательным. Слишком много в сериале отталкивающего, неприятного, что не уравновешивается классной идеей и классной же ее реализацией. Здесь зло ради зла, болото ради болота, и надежды нет. И никогда не было.