Нечасто такое случается, что болезненное выдирание социальных язв нравится массовому зрителю. Но иногда так случается, и в частности симпатия у молодых режиссеров вызывается литературой Дмитрия Глуховского. Так было и в триллере « Текст», так происходит и в этом коротком метре под названием «Сера». Первое впечатление, которое сложилось от фильма самое пугающее: мы будто бы уже слышали подобные речи персонажей, да и видели самих персонажей. Суровая «прокурорша» и бледная от норильского токсичного существования женщина, расчленившая своего мужа часто попадались на волнах криминальных телевизионных сериалов. Но « Сера» - другое произведение, содержащее провокационные темы влияния разлагающегося промышленного города на психику и истощение морали у жителей такой местности. И вот, две разные стороны жизни преступления и следствия схлестнулись, где победа первой стороны стала очевидна после первых 10 минут сюжета. Казалось бы, что обреченная женщина своей энергетикой мертвого спокойствия и статуса жестокой, циничной убийцы буквально «съела» молодого прокурора и фильм становится на рельсы предсказуемого сюжета, однако мы сильно ошибемся по этому поводу. Во второй части фильма происходит резкий переворот образа героинь, которые стали более добрее между собой и более злее в переосмыслении действия внешней среды на них. В этом они приобрели и силу и страх за свое будущее. В конце киноповествования становится понятно, что двух женщин нельзя назвать героями, потому что они в своих вопросах и ответах боятся не только внешнего, но и своего внутреннего мира. И это не проходит бесследно. Сама судьба показывает зрителю, что наказание природы будут продолжаться в следующих поколениях, потому что прокурор уже беременной приехала в этот город. В картине напрочь отсутствует музыка, что придает короткометражки лаконичность и литературность диалога. Локации резко перемещаются от тюремной решетки до так называемой «свободы», представляющей собой два стула и пожухлую траву или серую высокая земля перед дымящимися факелами заводов, от которой лучше спрятаться обратно в решетку. Главное свойство этой короткометражки - отражение новостей под углом «маленьких людей», которое мы видим каждый день, но даже не интересуемся, что за этими глобальными успехами «Норникеля» на бирже стоят толпы уже мертвых внутри людей. В эту грустную мысль добавила визуальной драмы режиссер Лена Влади и получилось цельное изображение России. И мне кажется, что такой короткий фильм — необходимая доза показа любому зрителю того, что Россия все еще плещет проблемами и тягостями, решить которые обыкновенный человек по типу жителя Норильска решить пока что не может.
Не понимаю такой низкой оценки. Фильм о том, что ни для кого из нас не станет новым, но то, о чем комфортнее молчать, чем говорить. О людях без выбора, без свободы. Без здоровья и возможности выбраться. Мало ли нас таких, живущих на окраинах, в селах, закрытых городах, где одна дорога – на завод. А что после завода? Нищенская пенсия уступает место нищенской зарплате, полис не покрывает расходов на врачей и лекарства, которые теперь нужны в непозволительных масштабах. За 20 минут нам предлагается вспомнить, как выживает наша страна, за счет кого она живет. На всем протяжении фильма мы видим только два сеттинга и двух людей, но история раскрывается очень яркая и злободневная. Снято хорошо, минималистично, но без потери смысла. Есть парочка достаточно претенциозных кадров, как бы кричащих «мы хотим на фестиваль», но о них быстро забываешь благодаря игре актрис и надрывным диалогам, которые громко отзываются в душе. В начале мы видим контраст столицы и провинции, где первым кажется, что жизнь лишь черная и белая, а вторые живут в сером фоге вот уже 13 лет. В то же время это фильм о сочувствии, где человек может понять человека. А в целом фильм о безвыходности, которую дарит Родина.