На Венецианском кинофестивале данный фильм уступил первенство 'Земле кочевников' и удостоился почетного второго места. И после просмотра могу сказать, действительно, стоящий фильм. Создатели переносят нас в японский город в эпоху Второй Мировой войны. При этом по атмосфере это очень европейский фильм. Главные персонажи - молодая пара Юсаку и Сатоко живут в роскошном доме в западном стиле, одеваются по-европейски. Юсаку считает себя космополитом, он хочет налаживать связи с другими странами и в целом является противником военных действий. В свободное от работы время он любит снимать черно-белое кино со своей женой в главной роли. В этом есть интересная особенность фильма- переход от цвета к монохрому и обратно, - связывающая кино, реальность и детали, одной из которых является сейф. После возвращения Юсаку из командировки, именно сейф станет источником страшной правды. Сейф, хранящий множество секретов: опасных документов и видеолент, угрожающих как Японии, так и нашим героям. Также нас знакомят с третьим важным персонажем фильма - молодым военным Тайджи, который стремится предотвратить утечку секретной информации и наказать виновных. С одной стороны, это жесткий, дисциплинированный человек, исполняющий любые приказы во благо родины. С другой стороны, добрый и мягкий человек - таким его знала Сатоко, ведь он ее друг детства. Спустя много лет, Сатоко встречает Тайджи и удивлена, что он стал военным. Они снова начинают общаться, и похоже, у молодого военного остались чувства к Сатоко. Командировка Юсаку становится этакой точкой невозврата, и каждому персонажу предстоит нелегкий выбор. Мы видим сомнения, метания Сатоко. Она любит мужа, но она любит Японию тоже. При этом она не видит своего счастья без мужа и готова на все. Вообще, женский персонаж в этом фильме является ключевым. Сатоко - невероятно сильная волевая женщина. Надо, признать, актриса Ю Аои проделала большую работу и показала прекрасный образ. Она удивильно хороша и органична в этой роли, она притягивает внимание, ей сопереживаешь. 'Жена шпиона' - полный драматизма и чувственности, элегантный исторический фильм. Художественное оформление, атмосфера - точное попадание в эпоху. Несмотря на спокойное повествование, история держит в напряжении и ее интересно смотреть. Финальная сцена - очень мощная. Ю Аои - браво! Достойное кино!
Какого фильма точно не ждали поклонники и знатоки творчества Киёси Куросавы, так это мелодраматического ретро-триллера с хичкоковским сюжетом, снятого, как обожают говорить российские рекламные слоганы, «по старинным рецептам с применением новейших технологий». Изначально выпущенная как проект для телевидения, «Жена шпиона» также обрела кинотеатральную версию с другим соотношением сторон кадра и иной цветовой градацией и в таком виде попала на Венецианский кинофестиваль, где удостоилась «Серебряного льва» за лучшую режиссуру. Так чем же покорила жюри столь скромная на вид картина? Первое, что бросается в глаза – очень четкая и детальная картинка, производящая поначалу не самое приятное ощущение телеспектакля. Дело в том, что Куросава снимал свое кино в суперразрешении 8К, но эта технология как раз и создала весьма необычный эффект, когда современные цифровые возможности и передаваемый ими реализм сочетались с нарочитой старомодностью постановки. Зритель, привыкший видеть подобный классический нуар в изысканном светотеневом антураже, не найдет красивых поз и операторских изысков, магия кино здесь заключена у Куросавы в другом: персонажи становятся настолько живыми в осязательном смысле, что словно вот-вот шагнут с той стороны экрана, но при этом мы постоянно ощущаем привкус искусственности, срежиссированности событий, будто нам показывают очередное салонное хоум-муви с участием Сатоко. Данный ход, очевидно, используется режиссером, чтобы передать смысловую подоплеку всей истории, в которой мотивы двойственности, правды, лжи и недоверия составляют стержень всей картины и превращают фильм в постоянное колебание на грани вымысла и реальности. Хотя жанр исторической драмы непривычен для Куросавы, он справляется с ним с той же свойственной ему гипнотичностью и некой отстраненностью, чем не делает сюжет менее увлекательным, напротив, придавая ему флер какой-то цепляющей вязкости и очарования старомодности шпионских триллеров первой половины ХХ века. Будет также весьма заметно, что режиссер работал в жанре мистических фильмов ужасов, особенно это касается сцен, где Сатоко обнаруживает секретную кинопленку, доказывающую зверства японской армии – напрямую никаких ужасов нам, само собой, не покажут, но опыт постановщика как хоррормейкера станет явственно витать в пространстве кадра. Как цельное произведение, «Жена шпиона» не лишена недостатков, неровностей и шероховатостей, многим наверняка будет не по вкусу кристально чистая картинка (как написали в прессе, «ностальгический блеск снят с материала, будто ацетоном»), а кто-то и вовсе заскучает. Но есть в этой работе что-то, удерживающее внимание до самого конца – то ли дело в экзотическом колорите, помноженном на проверенные сюжетные формулы, то ли чарующая игра Ю Аои, то ли просто сказывается нехватка в современном кино подобной архаики в хорошем смысле слова.