Маржела: отзывы и рeцензии

lanottemag@gmail.com
lanottemag@gmail.com14 февраля 2022 в 07:36
Martin Margiela in His Own Words

Мартин Маржела — человек-загадка, бельгийский дизайнер, имя которого никогда не ассоциировалось с его лицом, лишь с его коллекциями. Бывший ассистент Жан-Поля Готье создал особенный стиль, отражавший дух 90-х, став одним из наиболее значимых дизайнеров деконструктивизма вслед за вдохновлявшими его Ёдзи Ямамото и Рэй Кавакубо. Документальный формат фильма «Мартин Маржела: Своими словами» позволил его создателям строить действие в традиционно-хронологическом порядке. Опорными точками послужили коллекции Maison Martin Margiela и «отвлекаясь» на историю Маржелы-человека, мы знакомимся с тем, каким дизайнер ощущает себя сам. Запуская Maison Martin Margiela, он выбрал не появляться перед объективами и не общаться с прессой. И несмотря на то, что мы видим только руки, мы знакомимся с ним, или скорее с его восприятием себя, чуть более лично. В этом фильме Мартин рассказывает о детстве, он хорошо помнит, как увидев показ Андре Куррежа по телевизору, он спросил маму, что это такое. «Какой-то модный дизайнер из Парижа», — ответила она. С тех пор мальчик осознал, что хочет стать именно «модным дизайнером в Париже». Он показывает бережно сохраненные его матерью архивы: кукол, одежду и парики для них, рисунки и записи. Кроме самого Маржелы, знакомящего со своими воспоминаниями, которые хранятся в тщательно подписанных коробках, зрителям о гениальности дизайнера и работе с ним рассказывают Пьер Ружье, Жан-Поль Готье, Оливье Сайяр, Карин Ройтфельд, Кристина де Конинк и другие знаковые фигуры мира моды «эпохи Маржела». Атмосфера «рефлексирующих» 90-х, расцвета арт-хаусного кино и гранжа, элегантно подчеркнута идеально-белым оформлением пространства в мастерских и шоу-румах Margiela, а сам дизайнер ощущается не столько бунтарем, сколько педантом, превратившим протест в новые правила. Фильм получился таким, каким его хотел видеть сам Мартин Маржела: в нем не было критики или сомнений в статусе дизайнера, его положении на модном Олимпе. Здесь он сам объясняет свою «анонимность» нежеланием объяснять смысл каждой коллекции и попыткой оградить себя от груза известности, которая по его опасениям, не позволила бы сделать так много в качестве дизайнера, художника и творца. После расставания с миром моды он сосредоточен на творчестве, осенью 2021 запланировано открытие выставки его арт-работ в Lafayette Anticipations в Париже. На финальный вопрос «Сделал ли ты все, что хотел?», его ответом было «Нет». Что ж, нам остается только ожидать следующих шагов Мартина Маржела в моде или искусстве.

olyaangry
olyaangry14 июня 2021 в 16:45
Маржела: своими руками

Фильм повествует о творческом пути кутюрье Мартана Маржелы. Повествование условно можно разделить на три плана. Первый - исторические кадры, киноленты с первых показов, фильмы, которые снимал сам Мартан. Такая хроника добавляет фильму привкус тоски по ушедшей эпохе. Мы ностальгируем по Парижу 80-90 годов и восхищаемся им вместе с авторами. Также эти части фильма помогают нам лучше понять обстоятельства, в которых совершалась революция моды, и то, как Мартан это видел и воспринимал. Второй план - это современные интервью, взятые у друзей и знакомых кутюрье. Если первый план можно сопоставить с точкой зрения безликого повествователя - истории, в целом, то второй - это точка зрения рассказчика от третьего лица. Все эти люди произносят реплики... или лучше сказать так: при монтаже фильма были оставлены только лаконичные слова людей из окружения Мартана о нем. Они восторгаются его талантом и говорят о нем с любовью. Третий план - это, конечно же, повествование от первого лица. Мы слышим голос кутюрье, но, очевидно, не видим его лица. Все, что попадает в поле зрение камеры - это руки. Руки, которые достают архивные папки с детскими альбомами будущего покорителя парижского мира моды. Руки, которые держат ткань. Руки, которые просто жестикулируют во время интервью. Руки Мартана - это то, на что в фильме обращают внимание модели, которые работали с ним. Они запомнили, то, как он прикасался к ним, поправлял одежду на них. Его движения были не грубыми, а осторожными. Они не были похожи на манеру работы большинства кутюрье. Руки - это метафора. Маржела построил свой модный дом в Париже, свою блестящую карьеру и отчасти этот фильм своими руками. Стоит также отметить отличную режиссуру. Райнер Хольцемер, уже ранее работавший с другим бельгийским кутюрье и снявший успешный документальный фильм о нем, справляется с задачей и во второй раз. Ему, несомненно, удается сделать одновременно и фильм про путь Маржелы, и вдохновляющее на творческое развитие и раскрытие зрителя кино. Поэтому после просмотра остается легкое чувство и желание творить, но никак не зависть к Маржеле. Советую посмотреть этот фильм на большом экране кинотеатра, пока он еще показывается в российском прокате, всем, кто интересуется миром моды или хорошим документальным кино.