Драма о взаимоотношениях оперной певицы Катерины Сильвери и ее сына Джо, которые приобрели крайне неожиданный оттенок после смерти мужа Катерины и их отъезда в Италию (где, кстати, живет настоящий отец мальчика). Там Джо неожиданно становится наркоманом, при этом между матерью и сыном возникает связь, явно отдающая инцестом. Бертолуччи очень любил запретные темы, да и общая патология самой истории в искусстве вовсе не нова – достаточно вспомнить «Федру» или «Порок сердца» Луи Малля. Дело в том, что к любой теме можно подойти небанально и глубоко, но к «Луне» это совершенно не относится. Это самая настоящая претенциозная муть, которую откровенно трудно и неприятно смотреть – причем не из-за ханжества зрителя, а из-за крайне неудобоваримой, скучной режиссуры и нескладного сценария. Если убрать из фильма тему инцеста, которая, судя по всему, введена только для того, чтобы показать, как женщина, долгие годы лишавшая сына внимания, перешла границы в своей оголтелой и запоздалой любви (что, прочем спорно уже само по себе), то остается крайне неубедительная мелодрама, к которой еще и приплетена «мыльная» линия о потерянных и найденных отцах. Персонажей постоянно лихорадит в эмоциях, в одной и той же сцене они резко переходят от любви к ненависти и от восхищения к презрению, один неадекватный поступок сменяет другой, из-за чего в течение просмотра зрителя не покидает ощущение какофонии и сплошного рассинхрона. «Луна» будто плохо сшита из отдельных кусков, местами действительно неплохих, но в массе своей отдающих дешевым эпатажем и фальшью (говорят, сам Тарковский описал «Луну» предельно однозначно: «чудовищная дешевка и пошлятина»). Вообще, «неубедительно» и «фальшиво» - лучшие прилагательные для определения как самого действия в целом, так и для характеров. В страдания и душевный бунт героя Мэтью Барри верится с трудом, он больше похож на капризного аутиста, чем на наркомана, образ Катерины также неуклюж, причина либо в неверной интерпретации актрисы, либо в изначально грубой прорисовке характера. Даже если не задумываться о том, что на оперную певицу с такой комплекцией и пустым открыванием рта под фонограмму Клейберг не похожа совершенно, так еще и эмоции для многих сцен она выбирает крайне странные. Отдельного упоминания заслуживают лишние и затянутые сцены, из-за чего фильм кажется бесконечным, а также такие же лишние персонажи, которые путаются под ногами, вроде подруги-лесбиянки и неадекватного клоуна Роберто Бениньи. Если что и придает изящества этой нескладной и надуманной картине, то это безупречная операторская работа «бога светотени» Витторио Стораро, но она, увы, очень маленькая компенсация за два с лишним часа тягомотины. Уж больно тусклым и фальшивым оказался этот лунный свет. 5 из 10
Чем больше фильмов Бертолуччи я смотрю, тем меньше мне нравится 'Последнее танго в Париже'. И вовсе не потому, что остальные его ленты настолько гениальны, что 'Танго...' на их фоне постепенно блекнет. Напротив - с каждым разом мне всё труднее поверить, что этот человек вообще способен поставить нечто стоящее. Сюжет: Американка Джилл (вообще-то Катерина, но пусть будет Джилл) - знаменитая оперная певица, худая как палка (что уже смехотворно, ибо для исполнения оперных партий требуется нефиговая диафрагма) и её престарелый муж собираются на гастроли в Европу. Сын (Мэттью) жалостливо просит чтобы его взяли с собой. Не берут. Буквально через пару экранных секунд у отчима приключается 'удар' и незамедлительно следуют его похороны. Теперь Джилл 'поменяла ориентацию' и напротив усиленно тащит Мэттью в старушку Европу - а именно, в Италию, где её ждут-не-дождутся (честно говоря, я плохо себе представляю, чтобы в Италии фанатели от американской оперной певицы - опера это прерогатива итальянцев, и эти янки им там нужны как рыбе зонтик). В Италии Джилл поёт во весь голос, а Мэттью тусуется с местной ребятнёй (благо местная ребятня по-английски шпарит только так!). И вдруг бац - он оказывается наркоманом. Расстроенная Джилл на кой то черт едет к дилеру Мэттью, который всучивает ей (безвозмездно - то есть даром) немного героинчику. И когда у Мэттью снова начинается ломка, она отдаёт ему этот примечательный пакетик, но оказывается у сынишки кончились иглы. Тогда, дабы снять напряженное напряжение, Джилл мастурбирует ему, а Мэттью в свою очередь сосёт её груди. На утро они проснулись. Джилл беспричинно сорвалась с места, поехала к своему бывшему учителю пения, обложила несчастного старика-инвалида трёхэтажным матом ни за что, 'о какой совпадение' встретилась с сыном и поехали они по местам былой славы. Много разных разностей произошло с ними в поездке. Заехали в ресторанчик у дороги - снова 'пообжимались'. Поехали дальше. 'Вот здесь работает твой настоящий отец' - сказала Джилл и высадила сына на каком-то египетовидном пустыре. Мыльные пузыри летят во все стороны - зрители повально плачут. А до конца кина ещё - примерно час экранного времени. Есть замечательный, тонкий, чувственный, нежный фильм Луи Малля под названием 'Порок сердца'. Посмотрите его. А 'Луну' Бертолуччи не смотрите. Не надо. Путаница. Мы совершенно не понимаем, что перед нами за персонажи и зачем они перед нами. Это могло быть смешно, если бы не было так грустно. Ужасная американская актриса Джилл Клейберг через 8 лет сыграет аналогичную роль у Андрея Кончаловского в почти столь же лубочном 'Застенчивые люди' - но Кончаловский, отдать ему должное, по крайней мере не впиндюрил к наркотической зависимости ещё и инцест вкупе с 'потерянными' папами. Ещё это кино можно рассматривать как по-мальчишески пошлый вариант 'Осенней сонаты' Бергмана, вышедшей годом раньше - в 1978-ом. Но лучше не стоит. Всё происходящее в фильме похоже на издевательство. Да, согласен, иной раз смотря европейский арт-хаус кажется что люди ведут себя чуть 'странно' - реагируют более бурно, или наоборот, слишком спокойны, иногда не вполне 'адекватны'. Так вот, здесь 'неадекватность' персонажей доведена до предела. С первых же кадров, где сын упрашивает родителей взять его с собой в Европу, а потом просит отчима остаться чтобы они вместе сходили на бейсбол, кристально-четко вырисовывается слово 'фальш' (в английском есть более точное выражение: 'campiness ' - по отношению к кино оно означает 'невсамделишность', 'трэш', 'наивняк', 'беззастенчивая эксплуатация темы'). Весь фильм построен по данному принципу. Персонажи, все без исключения, ведут себя странно и неадекватно, даже китчево, как в плохом претенциозном арт-хаусе (почему 'как'?). Но ни до абсурда, ни до сюрреализма кино всё равно не дотягивает. В итоге: 'Не мышонок, не лягушка / а неведома зверюшка'. Потерянные 'настоящие' отцы, воссоединение семей. Мы так и не поверим, в то, что Мэттью - наркоман. Когда он от 'типа отчаяния' воткнёт вилку в руку, нам будет лишь стыдно за Бертолуччи, но сердце наше не дрогнет. Когда мать будет ласкать сына в паху, мы в лучшем случае возбудимся - словно смотрим 'застенчивую' порнуху в одежде. Когда Джилл будет разивать рот во весь экран, а итальянские фанаты рукоплескать - мы не поверим. Когда Мэттью будет слизывать грязь с маминого лица - мы будем сконфуженно разводить руками от 'трэшовости' происходящего на экране и искать спасения в приятных кино-воспоминаниях, в очередной раз с ностальгической нежностью прокручивая в памяти сцену с Брандо, жадно слизывающим с тела Марии Шнайдер сливочное масло. Основная мысль фильма, о том, что мальчик без отца испытывает сексуальное влечение к матери, довольно тривиальна (как из общей энциклопедии для начинающих психологов), а уж рассказана - вовсе умопомрачительно. Огромное кол-во совершенно лишних, ненужных эпизодов-аппендиксов: дом Верди, дилер Мустафа, подруга-лесбиянка, визит к бывшему преподавателю, дорожные приключения. 140 минут чтобы найти 'настоящего' отца и успокоится на том... Надо заметить, что тема поиска 'настоящего' отца у Бертолуччи встречалась не раз - кто знает, может сценаристы бразильских сериалов черпали вдохновение в том числе и в его творчестве. Визуально фильм достаточно красив, но 'игра не стоит свеч'. Бертолуччи снял очень вульгарное кино. Эксплуатационное, путаное и нарочитое. В сердцевине сценария есть интересная сюжетная мысль, о женщине, которая чувствует, что 'теряет' сына, и с помощью сексуального контакта пытается удержать его подле себя. Но чтобы докопаться до этой 'вкусной' сердцевины, придётся как следует постараться. 3 из 10 p.s. столь нелюбимый мной Андрей Тарковский высказался о 'Луне' намного лаконичнее, чем я: 'Чудовищная дешевка и пошлятина'.
Невероятно драматичная картина, приковывающая внимание и сюжетом, и игрой актёров. Сцены временами подходят к грани дозволенного, но во свех случаях режиссёр изящно избегает пошлости и вульгарных приёмов. Невероятно правдоподобно и жизненно.
Эту ленту Бернардо Бертолуччи традиционно принято считать неудачной, хотя для иных режиссеров кино подобного уровня является, в лучшем случае, творческим потолком, а то и вовсе недосягаемой вершиной. Бертолуччи же в «Луне» хоть и узнаваем по режиссерскому почерку, но после «Конформиста» и «Последнего танго в Париже» от него, однозначно, ждали куда большего. К проблемам нетрадиционной любви итальянец обращался еще в раннем творчестве, но если в «Перед революцией» инцест обретал форму романтического и страстного чувства между непрямыми родственниками, то в «Луне» он сводится к оголтелому фрейдизму, близкому по духу одному легендарному соотечественнику и коллеге Бернардо. Попытка режиссера отразить прогнивающую изнутри аристократию вылилась в психологическую драму о наркомании, безотцовщине и Эдиповом комплексе. Оперная дива Катерина всю свою сознательную жизнь посвятила себе любимой, и, как следствие, полностью потеряла контроль над ненаглядным сынишкой Джо. Парень, в свою очередь, «скололся» до состояния полной зависимости, ведь мать месяцами проводила в гастролях, а отец ему и вовсе не отец, а простой мягкотелый отчим. Катерина предстает перед зрителем совершенно легкомысленной аристократкой, не замечающей наркотический плен сына даже когда следы от инъекций разрастаются до огромных гематом. Столкнувшись же с проблемой лоб в лоб, женщина совершенно теряется и не знает, что же ей делать. Усугубляет все совершенно нездоровое влечение Катерины к собственному чаду, которое, о ужас, еще и взаимно. Для изъеденного морализаторскими киноновеллами зрителя «La luna» запросто может стать «красной тряпкой», на которую ну просто необходимо сублимировать накопившуюся агрессию, высказав негодование по поводу несколько вульгарного содержания ленты. Не сразу становится ясно, что режиссер не пытается выдать своих героев за положительных, напротив, он всецело подчеркивает их духовное разложение. Катерина представляет собой наглядное пособие по тому, как не надо быть матерью, ибо найти общий язык с сыном она способна лишь в самом прямом смысле слова. Джо тонет в наркотическом угаре, при этом абсолютно не осознавая всю тяжесть последствий. На недвусмысленные заигрывания мамы подросток без тени колебаний готов ответить, а останавливает его совсем не моральная сторона вопроса, а банальная ревность к материнской славе и гнетущее чувство одиночества, свойственное многим его сверстникам. Бертолуччи предлагает зрителю весьма спорный нарратив, исходя из которого следует, что все беды Катерины и Джо кроются в банальной безотцовщине и отсутствии твердой мужской руки в семье - вот нет у юноши папы, и его «Сверх-Я» не подавляет инцестуозные побуждения. При этом, навязчивая идея обретения настоящего отца для Джо, видится Катерине единственным выходом из всех сложившихся ситуаций. По сути, фильм «выезжает» на потрясающей актерской игре, так как в остальных аспектах предостаточно огрех. Джилл Клейбёрг никогда не была звездой, но данная роль в её карьере является одной из лучших. Легкомысленная дива легко превращается в отчаянную мать, находящуюся на гране нервного срыва из-за собственных желании и абсолютного духовного тупика. Отлично дебютировал в кино Мэттью Бэрри, исполнивший роль Джо, хотя, справедливости ради, стоит заметить, что наркоман у него вышел далеко не образцовый. Тем не менее, в нем предостаточно экспрессии, которая в отдельных сценах, вроде агрессивной перкуссии в придорожной забегаловке, смотрится весьма любопытно. Еще одним несомненным плюсом ленты стоит признать высококлассную операторскую работу, лишенную новаторских идей, но, безусловно, исполненную высокого профессионализма. Излюбленных операторских приемов, вроде съемки через зеркальное отображение, в фильме достаточно. Теперь о минусах, к коим помимо неоднозначного содержания, можно отнести излишнюю перегруженность ненужными эпизодами. Стремление осветить остросоциальные темы вынудило Бертолуччи вставить в фильм сцену с «несчастным» наркоторговцем, презирающим работу потому, что её невозможно найти. В «Луне» наличествует множество неоформленных сюжетных заготовок, что превращает его в несколько неоформленную ленту, находящуюся где-то на границе между авторским и мейнстримовым кино. Отношения Джо с настоящим отцом так и не раскрыты, линии подружки парня и подруги матери теряются где-то на середине, а значимость камео Франко Читти так и вообще ставится под большой вопрос. Главным лейтмотивом ленты становится образ луны, отразившийся в памяти маленького Джо. Полная луна сопровождает парня, ведя его сквозь героиновую зависимость на концерт матери, жизнь которой ему совершенно чужда. Луну Джо рисует перед своим настоящим отцом, луна же освещает лица героев в последних сценах. Холодный серебряный свет символизирует некую фальшь и холодное величие аристократии, запутавшейся в собственных чувствах. Ближе к титрам режиссерский замысел проступает из под сюжетных нагромождений и отсылок к теории Фрейда. Вывод: Этот фильм действительно не самый удачный в карьере Бертолуччи. Позднее, Роджер Эберт напишет на него негативную рецензию, а Андрей Тарковский в своем дневнике всего лишь одной фразой сравняет «La luna»с землей. Обилие сцен «на грани» и форма, так сильно превалирующая над содержанием, не позволяют мне рекомендовать данное полотно широкому зрителю, а потому, отзыв окрашен в серый цвет. 7 из 10
Драму Бернардо Бертолуччи «Луна» я смотрела как настоящий психологический триллер. Притом, что по сюжету это история взаимоотношений сына знаменитой оперной дивы с сыном, остро и, в буквальном смысле, болезненно переживающим подростковое одиночество, временами на экран смотреть было откровенно страшно, почти невыносимо… Я крайне признательна режиссеру, сумевшему ни разу не переступить грань допустимого. Однако правдоподобность происходящего во взаимоотношениях самых близких родственников то и дело ошеломляет. Порою до физического… отторжения. Однако только в самом конце фильма, когда последние пазлы мозаики этой нетривиальной истории встают на место, открывается весь смысл и глубина этой сложной и по-настоящему драматичной картины. Дебют юного Мэттью Бэрри заслуживает оваций не меньше, чем великолепное исполнение роли матери Джилл Клейбёрг. Работа оператора, художника и композитора – тоже. Фильм необычайно красив и актуален. Трудно поверить, что он снят 30 лет назад. 9 из 10
Фильм о нормальностях и ненормальностях любви. Внутри семьи, вокруг, в опере. Бертолуччи умеет вспоминать о том, как случается любовь – первая и последующие. Тёмный кинозал, солнечная улица, дорога обратно, к той террасе, где танцуют и поют словно птички. Но отчего плачет кудрявый малыш Джо, когда его родители, смеясь, в рон-н-ролле, счастливые? Ответ, может быть, от полнолуния. Лалюна в небе – подглядывает, будто глаз Бертоллучи, самый непонятный из всех его глаз. Лалюна всегда тёплая, с лунным молоком, чтобы ни происходило там, где она светит. И лалюна всегда подсвечивает любые движения и замирания в кадрах фильма. Такой луны как у Бертолуччи нет ни у кого больше, она – сценарист сцен и постановщик по свету его «Мечтателей», «Ускользающей красоты». Почему кудрявый мальчик вырос, и ему стало всё-всё равно, почему он так говорит? В очередное полнолуние, которым заканчиваются все переизбытки чувств в фильме, он снова станет счастливым, то есть не безразличным. Неистовое стаккато вилкой и ножом по тарелкам бокалам, еде, бутылке с вином, - Джо выдаёт его в таверне, на глазах у матери, которую клеит какой-то посторонний. Она уходит с ним в номер, лихорадочно: «Я хотела остаться, быть только с тобой». У Бертолуччи, вот интересно, не только женщины, но и мужчины зависят от лунных циклов. При луне мы не боимся заниматься любовью, не боимся любить, - подсказывает фрейдист Бертолуччи, но сам-то Бернардо живёт у истоков всех европейских культурных ритуалов и табу, в античности. И потому… Герои «Лалюны» ищут дом, где они жили. Ближе к этому дому, на небе, которое лежит на полу, Джо рисует луну с тремя глазами, двумя носами и ртом) и крадёт ботинки отца. 9 из 10
Случайно наткнулась на него по телевизору, когда у меня была бессонница; заставила себя досмотреть этот фильм до конца (Бертолуччи, всё-таки). Полное разочарование… как полная луна в этом фильме… Представленная история — яркий пример того, как нельзя жить и даже просто выживать. В конце фильма возникает чувство, что тебя обманули: обещали глубокий смысл, скрывающийся за эпической эстетикой повествования, а подсунули поверхностный бессмысленный фарс.
Стараюсь не пропускать фильмы Бернардо Бертолуччи. Знаю, что любая его работа достойна внимания. Это всегда пища для ума, повод поразмышлять над увиденным. Не стал исключением и фильм «Луна». В картине очень достоверно показана, причинна следственная связь, приведшая к наркомании одного из главных героев. Подросток Джо, сын известной оперной певицы Катерины Сильвери живет в достатке. Но мальчику не хватает самого главного - внимания родителей. А одиночество, как известно это ад. Мама постоянно на гастролях, отчим просто не имеет способностей к душевному общению. Но оказывается у мальчика есть родной отец полная противоположность отчима. Он работает школьным учителем. Дети легко и не принужденно с ним общается. Им он дарит внимание и ласку, все то чего так не хватает в жизни его родному сыну. Так же крепко он любит свою маму, с которой вдвоем вот уже 15 лет проживает после развода с женой. Приятно наблюдать их общение. Но невольно ловишь себя на мысли - третьей здесь лишний. Если бы у его мамы был муж, то не возникло бы такой паталогической привязанности сына к маме. А значит Катерина не почувствовала бы себя лишний в этой семье. В результате у Джо был бы любящий, внимательный папа и не возникло бы потребности в дурмане.
Одна из самых неудачных работ Бертолуччи. Высосанная даже не из пальца, а скорее - из канализации драма, приправленная оперой и инцестом. И если первую половину фильма ещё кажется, что вот-вот ты поймаешь глубочайший смысл сего безобразия, то во второй уже ни на что не надеешься. Неладное начинаешь подозревать с первых минут, когда отец главного героя внезапно погибает, врезавшись в мусорный бак на скорости 10 км/ч. А потом мальчика везут в Италию (в которую он рвался 5 минут назад), но тут ребёнок начинает бунтовать. Только против чего? Пугают сцены в кинотеатре, когда происходит что-то такое, чего даже понять невозможно: где находятся герои, что они делают, зачем? Хороша мать, которая половину фильма не может определиться, хочет она петь или не хочет. Странная сцена происходит в доме её учителя (судя по всему, страдающего от Альцгеймера). В одну секунду она говорит ему, что не хочет больше петь, а в следующую - поёт вместе с ним. И всё это происходит в то время, пока сын её искалывает свои руки героиновыми иглами. Отличная тактика, мамка! Все проблемы наркозависимых детей именно так и решаются – совращениями и копаниями в собственном дерьме. Но, как ни странно, методы всё-таки не срабатывают, поэтому в надежде на… не знаю на что, она решает «сбагрить» своего отпрыска его настоящему отцу. Вот без инцеста фильм был бы совсем скучным. Видимо, так решили и авторы. (Представьте мем. Джузеппе и Бернардо: кто мы? - авторы сценария! чего мы хотим? – инцеста! зачем нам это? - на потребу аудитории!). А может, глубочайший смысл картины заключается как раз в том, что склонность к инцесту передаётся по наследству, заодно с идиотизмом. Последнее подтверждает внезапно объявившийся, туговатый на ум отец главного героя, когда влепляет своему ребёнку пощёчину. В конце фильма задаёшься только одним вопросом - «Че?». Вывод: смотреть только в случае острого помешательства на фильмографии режиссёра. п. с.: весь фильм надеешься на то, что ситуацию разрулит мелькнувший в титрах Бениньи, но и тут какой-то облом. 3 из 10
Одна из ранних работ великого итальянского мастера кино Бертолуччи, самых моих любимых. Более поздний Бернардо работал совершенно в другом ключе а последний его фильм 'Ты и я' так и вообще сильно отличается от всех предыдущих и заметно слабее их хоть тоже совсем не плох. Этот фильм затянул меня в свой плен очень быстро... Правда я не совсем поняла связь такого оптимистического начала с дальнейшим сюжетом, пришлось потом еще раз пересмотреть и переосмыслить, но это даже и не плохо, настоящее психологическое кино частенько нуждается в пересмотре каких –то моментов, многое первоначально ускользает от взгляда и от сознания и лишь потом ты можешь собрать все пазлы сюжета воедино и сказать: 'Браво, Маэстро!Это было здорово! ' Фильм красив необыкновенно, странен, красноречив... отношения сына и матери – вот основа сюжета.,но на чем базируются эти отношения? На мой взгляд, мать не сумевшая вовремя разглядеть в своем ребенке червоточину одиночества и жажду любви, просто в один прекрасный момент была вынуждена столкнуться с последствиями своего легкомыслия, была вынуждена ужаснуться и забыть о себе во имя спасения сына! Но как его спасти когда он отталкивает и ненавидит? Вот тут и начинается тот захватывающий поединок, в котором никому не дано ни победить ни быть побежденным. Побеждает Любовь... Выражение этой любви весьма странное и пикантное для зрителя, балансируя почти на грани инцеста Катарина все же показывает именно Любовь с большой буквы а не похоть, как многие, наверное, решили. Она старается отдать одинокому мальчишке всю себя и в этом перегибает палку но все же ею движет любовь и самопожертвование. Она делает это как умеет, как ей кажется это единственно верным решением. И он права в своей аморальности, в том что пользуется некой влюбленностью сына – на войне все средства хороши.! Да, герои этой повести весьма странно и живут и чувствуют но в этом и вся прелесть фильма, его 'ускользающая красота', собираюсь теперь посмотреть именно эту ленту, слышала что картины перекликаются между собой – посмотрим. 10 из 10
Не могу не высказаться про этот гениальнейший и к сожалению, недооценённый многими фильм, лучшего из всех режиссёра Бернардо Бертолуччи. Его фильмы нужно смотреть кадр за кадром, плёнка за плёнкой, для того чтобы в полной мере понять и проникнуться атмосферой и замыслом его произведений. После первого просмотра, вроде бы и понимаешь всё происходящее, и в то же время не понимаешь почти ничего. И так. «Луна» — очередное образное название к фильму режиссёра. Означающее не столько холодный свет, сколько то, что она всегда повернута к нам одной стороной. Как муж Катерины (главной героини), с одной стороны женатый, но расставшийся с ней, а с другой стороны — влюблённый в свою собственную мать. Он художник и учит детей в школе рисованию. Но это только малая часть гениального художественного замысла этого фильма. Главная героиня — оперная певица, Катерина, забывшая про день рождения сына, по имени Джо. Она неумело, но всё же готовит ему дозу над свечой (элементом казалось бы добавляющим романтичность атмосфере), стоящей на столе с ужином, а затем красиво ублажает его, в одном из эпизодов. Джо употребляет героин, ему не хватает отца, вступает чуть ли не в инцестные отношения с матерью (привет папе), ещё у него забавная подружка, которая не менее заботливо, чем Катерина, помогает Джо покайфовать. И как намекает нам картина — он гей. Не придавая этому аспекту излишнего внимания, в с своём стиле, ненавязчиво, без доли примитивизма и пафоса это показав, режиссёр продолжает легко и играючи плести своё полотно. Подруга Катерины — Марина, которую играет прекрасная Вероника Лазар, и которая в свою очередь питает к певице лесбийские чувства, предлагая уехать с ней вдвоём. »-Только ты и я», говорит она. Она ревнует к Катерине на протяжении всего фильма, не давая никому к ней прикоснуться, в прямом смысле этого слова. Подано это почти неуловимо! Как же здесь иначе? Мы знакомимся с наркодиллером по имени Мустафа, который презирает работу, продавая наркотики Джо. И конечно же незабываемый рисунок, на стене в его комнате, на котором изображён сам Джо, идущий к своему другу, вдоль стены.. Роберто Бениньи, вешающий шторы — это отдельная тема и очередное проявление изящества, дополняющее общую картину, друзья! Настолько это непосредственно выглядит. Катерина идёт к своему старому учителю, который молча слушая её монолог, начинают петь оперное произведение, отвечая ей на какой-то вопрос… «Ушедший» вначале отчим, который ну совершенно не вклинивается в нашу прекрасную компанию. Он тут просто не в тему. Да, это так. Вы не заметили? Жаль… Если кто-то подумал, что перед вами рассказ сюжета или спойлер, то выкиньте из головы эту рецензию. Вы её не читали. Здесь нет сюжета. Это просто родилось. Вдумайтесь, насколько легко и непринуждённо создаётся такая атмосфера и вся эта 'компания' в этой атмосфере. Нельзя не выделить голос Марии Каллас, который озвучивал Катерину и словно обволакивал всё происходящее. Всё это сумасшедшее действо переплетается с 'оперой', словно спектакль внутри спектакля. Высший художественный замысел, к которому не прикоснуться. Отношения вне всяких рамок в фильмах Бертолуччи - это личное, дополняющее его шедевры, это жизнь рядом с нами и возможно самые высшие и настоящие отношения, которые могут быть только за пределами всяких норм, морали и прочей ерунды. То, что казалось пошлым, Бертолуччи подаёт это тонко и изящно. Это высшее мастерство! Актёрская игра и всё происходящее… Нет. Это не игра. Это игра игры. Фильм живёт своей жизнью, как и многие остальные работы этого гения. Режиссёр 'по-своему' показывает, насколько широко и глубоко понятие - 'любовь'.Это невозможно проанализировать и что-то вообще здесь говорить! Да, они соединились, 2 прожектора и Луна, теперь Луна одной стороной повёрнута к ним, но вот другая — к его маме… А героиня Вероники Лазар, наблюдая прекрасие выступления Катерины, вместе с её выступлением наблюдает её мужа, и всё понимает… Нет. Они не уедут вместе с ней »-Только ты и я». Уже поздно. Над всеми взошла Луна. БРАВО БЕРТОЛУЧЧИ!
Собственно, рецензию меня побудило написать присутствие отрицательных отзывов к этому гениальному фильму. Да и что касается положительных - возникло ощущение, что зрители обратили своё внимание совсем не на те вещи, да и интерпретировали всё слишком уж субъективно. Впрочем, о чём я? У каждого своё восприятие, для этого люди и оставляют здесь свои впечатления о фильмах. Но так как La Luna один из моих самых любимых фильмов, не могу пройти мимо, не вставив пару слов от себя. Ну, во-первых - откуда это мнение, что герои этого фильма должны вызывать сожаление? Они просто живут своей жизнью, не похожей на вашу. Они ведут себя не так, как вы. Именно эта нестереотипность сюжета и характеров персонажей привлекает в первую очередь. Когда я смотрела фильм, жизнь Джо вовсе не показалась мне такой уж беспросветной, да и сам он - вовсе не так несчастен и одинок. Образ мальчика получился очень непосредственным, живым и интересным. В конце концов, его наркозависимость - это не часть его личности, и в определённом смысле, я думаю, он сам не осознавал своей беды. Джо живёт одним днём, он не думает о себе, как о 'конченном человеке' каким его назвала мать. Он, скорее всего, вообще ни о чём таком не думает. Не стоит слишком много уделять внимания его словам о том, что ему на всё наплевать. Так мог бы сказать почти каждый подросток, особенно переживший такую серьёзную утрату - смерть отца. На самом деле он ведёт вполне обычный образ жизни для мальчика его возраста. И ещё - он всегда делает и говорит то, что хочет. В некотором роде, он - противоположность своей матери, Катерины - которая актриса не только в театре, но и в жизни. Нет, она не играет намеренно - просто актёрство - это её истинная сущность (наверняка вы и сами не раз встречали людей такого типа личности). Я не считаю, что Джилл сыграла неубедительно или неверно передала этот образ - образ женщины, потерявшей мужа и воспитывающей сына-наркомана. Её боль - она в каждом взгляде, в каждом жесте. Но в то же время она не совсем понимает, что ей чувствовать в подобной ситуации, как реагировать. Одновременно она переживает трагедию и самую большую любовь в своей жизни. Да, это любовь к собственному сыну. Да, это далеко не та любовь матери к сыну, к которой мы все привыкли. Но обратите внимание, как искренне она радуется каждый раз, когда Джо оказывает ей хотя бы мимолётный знак внимания! Она счастлива в такие моменты, и в то же время, она осознаёт, что не должна чувствовать себя так - ведь это противоестественно, да и к тому же - её сын принимает героин, и в первую очередь она должна думать о том, как ему помочь, а не пытаться его соблазнить или делать вид, что ничего особенного не происходит. Настоящая трагедия фильма, на мой взгляд, заключается в том, что, стремясь друг к другу, эти двое совершенно не способны друг друга понять. Они срываются, дерутся, ругаются, устраивают истерики, как, когда Джо кричал матери - 'Ты меня ненавидишь!', а когда просто пытаются мирно поговорить - это всё снова выливается в скандал, потому что они говорят на разных языках. Они то приближают друг друга, то отталкивают. И в то же время одного взгляда, одной улыбки порой достаточно, чтобы всё плохое, что было между ними, - мгновенно забылось. Этот фильм о сложности отношений. Ничего больше показывать и не надо было, не надо было ничего объяснять. Картина нарисована. Мы просто наблюдаем со стороны за такой странной, не похожей на привычную, жизнью, в которой два человека пытаются найти себя и найти друг друга. И в этой самой жизни может быть много всего нелепого, болезненного,.. грязного?.. Так или иначе, это их жизнь, и из неё нельзя выкинуть какие-то отдельные моменты только потому, что кому-то это кажется пошлым или безнравственным. А фильм из тех, что не нужно понимать, и совсем уж противопоказано анализировать - достаточно воспринимать. Важно лишь то, что Бертолуччи создал картину, которую можно смотреть вновь и вновь, не переставая восхищаться яркостью и необычностью созданных на экране героев; незатёртыми сценами и оригинальными диалогами. Актёры, конечно, заслуживают всевозможных комплиментов. Воплотить эти образы лучше, чем это сделали они - вряд ли возможно. 10 из 10
Безумно сложно рецензировать, а уж тем более оценивать классиков кинематографа, такого как Бернардо Бертолуччи, к тому же стоит добавить, что это ещё и первое моё знакомство с мастодонтом режиссуры, а сама картина, как мне приходилось слышать, получила абсолютно полярные отзывы критиков: одни кричали до хрипоты, доказывая гениальность этой драмы, другие же напротив - во всеуслышание заявляли о пошлости и слабости картины. Итак, сложное кино, которое надо воспринимать не в меру своей распущенности, а попробовать дать волю эмоциям и чувствам, которые возникали во время просмотра и описать то, что осталось послевкусием. Бертолуччи предлагает нам распознать ту очень глубокую, но личностную драму женщины, в одиночку воспитывающую сына, довольно сложного подростка, который увлёкся наркотиками. Безумная любовь матери и прощение во всём своего сына привела к разложению всех законов поведения у этой неполноценной семьи. Наблюдать за таким было жутко с одной стороны, а с другой ещё и очень отвратительно, а ведь это далеко не кровавый и мерзкий фильм ужасов, а что ни на есть настоящая человеческая драма, поданая нам как нечто возможное, но идущее в разрез со всеми условностями нашего бытия. Я не берусь однозначно утверждать про то, стоило ли всё это нам показывать, но я люблю ленты великого Педро Альмодовара, а теперь могу сказать, что не он один немного сумасшедший и безумие своих фантазий явно идёт параллельно с его же гениальностью. Не понравилось другое: это игра актёров. Меня возмущал характер героини Джилл Клэйбёрг (беспомощность, слабость во всех её проявлениях в воспитании сына и абсолютное отсутствие какого-то участия по отношению к самой себе), мне показалось вначале, а затем я всё больше утверждался в той мысли, что Клэйбёрг неверно вошла в образ и от её героини разило наигранностью и надуманностью, ничего такого, что можно назвать естественностью не было. тоже самое касается и Мэттью Бэрри. Безумный и наркозависимый ребёнок больше напоминал больного аутиста и никакого сожаления к себе не вызывал. Кстати, если Бертолуччи пытался добиться сожаления к своим героям, то ни один, повторюсь, ни один из них этого не заслужил. Да и натуральность повествования куда-то потерялась. Чисто субъективно, то меня шокировала эта история, обо всех, кто создавал сюжет к фильму, можно сказать одним жестом: покрутить пальцем у виска. Антисоциальность ленты, броская насмешка над пуританством - это всё понятно, но каким-то странным путём к этому пошёл великий Бернардо Бертолуччи. Возможно, посмотрю ещё его ленты, но подобного 'Луне' я видеть больше не хочу у него. 5 из 10
Так бывает. Ты сравнительно молод и все еще есть что сказать. Толпа ожидает от тебя шедевра - а ты сам хочешь превзойти свои прежние работы. Сняв 'Конформист' и 'Последнее танго...' Бертолуччи настолько высоко подня планку требований к себе, что если Novecento остался до конца не понятым, то La Luna попала под разнос. Бертолуччи, следуя традициям, взял вполне политкорректный сюжет и попытался сделать исследование человеческой психики. Однако, тема сексуальной девиантности им была уже раскрыта ранее. Вполне вероятно. что его фильм был адресован вовсе не широкой аудитории, а избранному кругу лиц. Тогда и оценивать это кино справедливо совсем по другим критериям. Через несколько лет Бертолуччи осознает причины и снимет совсем другие, новые фильмы - 'Последний император', 'Расколотое небо' и 'Последний Будда' подтвердив свой высокий профессиональный статус. Нужно сказать, что в творчестве этого режиссера еть один фильм, который очень перекликается с La Luna. Речь идет о Stealling beauty. Эти фильмы похожи на сводных сестер, которые мало похожи друг на друга, но в их жилах течет общая кровь. Каждый из этих фильмов - о взрослении и познании мира молодым человеком. Думаю, что La Luna малопримечательное и совсем неинтересное кино. 4 из 10
Я смотрела этот фильм очень давно. Но воспоминания о нем всё ещё свежи. Такие картины не забываются просто. Они остаются в душе, в нашей памяти. Помню фильм меня этот просто потряс. Я смотрела его глубокой ночью и признаюсь этот фильм меня тронул до слез. Просто он настолько зацепил что-то внутри, обострил все мои чувства. Эта история рассказывает о сложных взаимоотношениях между матерью и сыном. Об их особой привязанности, так как у мальчика больше никого не было, кроме матери. Нам показывают как тяжело переживает одиночество этот подросток, как он ревностно относился к своей матери. И как на самом то деле ему не хватало отца и его любви... Я вообще не люблю негатив и когда извращают некоторые жизненные вещи. Но я рада, что здесь всё не вышло за грани. Очень понравился актерский состав фильма. Меня тогда очень поразила игра молодого актера, сыгравшего сына. Мэттью Бэрри великолепно справился с этой ролью. Так же замечательно сыграла роль матери Джилл Клейберг. Да, это конечно драма, но благо конец её меня порадовал и даже очень. В общем, фильм этот превосходный, жизненный, он заслуживает высших похвал. И стоит того, чтобы его увидеть, ведь он наверняка вас поразит, не оставит равнодушным. 10 из 10
Фильм понравился необычными взаимоотношениями между матерью и сыном. Мать известная оперная певица, поглощенная своей жизнью и творчеством. Сын растет как бы сам по себе. Это приводит его к наркотикам. Мать в ужасе понимает, что из-за своей страсти к работе упустила воспитание сына. Возникшие жизненные сложности, пробуждают между ними странную страсть. Родственная любовь, готовая перейти все грани разумного. Сын то восхищается своей матерью, то ненавидит ее, как настоящий возлюбленный. Мать испытывает физическое влечение к сыну. Они ведут себя по отношению друг к другу дерзко и нежно одновременно, как влюбленные, то ссорятся, то мирятся. Великолепно снята сцена, где мать кормит медом своего маленького кучерявого ребенка - так нежно по-матерински, и так эротично по-женски - впечатляет! А потом вместе с отцом ребенка танцует рок-н-ролл на фоне лазурного морского берега!
Что удивительно, но даже в эпоху общественного спада «левых» настроений, в конце 1970-х, Бертолуччи остается верен своему пансексуализму в понимании человеческой природы, снимая свой самый откровенно фрейдистский фильм «Луна». «Эдипов комплекс» и инцест, поданные в картине прямым текстом, не должны смущать зрителя, ведь мастер визуальных метафор Бернардо Бертолуччи снимает здесь аллегорию всего десятилетия, которое Бодрийар назвал эпохой «после оргии». Оперная дива и запутавшийся в своих поисках сын-наркоман, теплые, материнские движения камеры, будто убаюкивающие зрителя, визуализируют фрейдовское понятие детской игры Fort/Da (когда ребенок повторяет навязчивые движения-возвращения «здесь-там»). Ничто уже не может помочь разуверившемуся в самом себе поколению бэби-буммеров, так и не изменивших социального устройства мира, зато навсегда трансформировавших культуру. Кроме матери. Бертолуччи снимает фильм не о связи поколений, которая реализуется через инцест, а возвращении поколения «бэби-бума» в лоно природного бытия (по этой причине бывшие хиппи становятся нью-эйджерами и неоязычниками). По мысли Бертолуччи, которую он логически и изобразительно выражает в «Луне», спасение от переусложненности культуры лежит в естественности природных ритмов. Не случайно мать, героиня Джилл Клейберг (до этого прославившаяся блистательной ролью эмансипированной женщины в картине Пола Мазурски «Незамужняя женщина») – оперная дива. Ее не знающий препятствий голос – будто то, что Жан-Жак Руссо называл первобытным состоянием «невмы», когда речь была не артикулированна, и люди общались пением. Потому главная героиня «Луны» - сама первобытность, Природа, Прамать, зовущая к себе всех разуверившихся и отчаявшихся, и это соединение происходит в пусть и противоестественном, но таком согревающем, страстном эпизоде. Потому нет ничего удивительного, что Бертолуччи в 1980-1990-е уехал на Восток, снимая фильмы в Китае и Индии, ведь там связь религии и людей с природой так и не была нарушена.
Этот фильм понравится людям, желающим отдохнуть от размышлений, людям умным, творческим, любителям классической музыки и оперы. Пейзажи сняты красиво, человеческие тела не вульгарно. Атмосферная старая плёнка. Дубляж профессиональный, многоголосый, что очень важно и приятно. Сюжет незамысловат, глубокого смысла вы в нём не отыщите, хотя символизм и психологическая составляющие присутствуют. Это - социально-бытовая комедия. Комедия, в хорошем смысле этого слова. Правда, не знаю кто додумался назвать этот фильм драмой. Актёрская игра в целом неплохая, видно, что люди постарались и выложились, не побоялись выглядеть глупо и смешно местами. Теперь я подробнее поделюсь своими впечатлениями, и раскрою некоторые ситуации из фильма. Концовку и важные сюжетные моменты не затрону. Итак, по ходу просмотра возникают самые разные впечатления: восторг от оперных арий и представлений, костюмов и декораций, пейзажей и атмосферы. Тревога и некий протест от сцен стычек, ссор, употребления наркотиков и чрезмерно близких отношений между матерью и сыном. Поданы они были довольно мягко, легко и без пошлостей, будто не о чем волноваться. Сцен секса между ними не было, но намёки на то, что это возможно были. Легко читаются взаимоотношения персонажей и их статус. Сразу становится ясно, кто лучшая подруга, кто прислуга, кто наркоторговец или случайный встречный - их роли ясны. Что до взаимоотношений матери и сына - сразу видны проблемы, любовь и ненависть, сильные, смешанные чувства, недопонимание. Сложность именно в них и у них. Собственно вокруг них и вертится сюжет, это если углубляться, а углубляться при желании есть куда, что несомненно - жирный плюс! Большую же часть фильма персонажи ведут себя нелепо и странно, но выглядит это довольно реалистично: в жизни люди тоже частенько ведут себя глупо. Приведу пример: его мать стоит и во весь голос орёт чьё-то имя (учитывая, что она обладает сильным голосом и поёт в опере - это уже довольно странно и смешно выглядит), затем когда кто-то выходит из дому, она просто садится в машину и уезжает, возникает один вопрос: 'какого чёрта?'! То она ведёт себя как нежная, чувственная, на всё готовая ради своего сына женщина, то вдруг называет его тряпкой и ничтожеством и вся в мазуте меняет колесо машины, после чего он от неё уезжает... Странная семейка, со своей атмосферой)) Вот ещё один, с его настоящим отцом: к нему на работу заявляется юноша. 'Зачем?', 'Почему?', его эти вопросы вообще не волнуют, он просто велит ему снять туфли и сесть да рисовать на полу с остальными детьми, и тот делает это! Потом пацан забирает его туфли и плетётся за ним до его дома, где тот, не может додуматься, что это его сын и отправляет восвояси! В фильме много нелепых, смешных моментов которые достойны мемов, от которых просто пробивает на смех до крика, и вопросы: 'Что с ними не так?', 'Почему они это делают?', 'Серьёзно?'. Возможно мне было так весело от того, что я смотрел фильм утром, хорошо выспался и пребывал в хорошем настроении, а может из-за особенностей национального менталитета или перевода, ведь для Итальянцев это нормальное поведение: не стесняться в эмоциях и чувствах, обниматься, целоваться, жестикулировать... Возможно я давно не видел достойных фильмов, поэтому сам себе внушил что этот более-менее... Но факт остаётся фактом - я получил массу положительных эмоций и посмеялся от души! Фильм достоин своей оценки, особенно, учитывая то, что он не задумывался как комедия, хотя... как знать) В чём я точно уверен, так это в том, что время не было потрачено зря. 8.5 из 10