Тема путешествия во времени давно вызывает интерес, как у простого обывателя, так и у людей, причастных к искусству. Первое, что приходит на память - это фантастический роман Марка Твена ' Янки из Коннектикута при дворе короля Артура', вольную экранизацию которого снял советский режиссёр Виктор Гресь, а до этого Тэй Гарнет, или 'Пришельцы в Америке' Жана-Мари Пуарэ. Подобные фильмы снимались, снимаются и будут сниматься бесконечно, поскольку тема весьма привлекательна и даёт полную свободу творческой фантазии, предоставляя возможность задаться вопросом: 'А что было бы, если... ?' Роберто Бениньи в паре с Массимо Троизи тоже решили отправить своих героев в 1492 год. Пара Бениньи-Троизи выступает в этом фильме не только в роли режиссёров, но и исполняет главные роли. Бениньо играет школьного учителя Ксавье, озабоченного проблемами своей сестры Габриэллины, а Троизи предстаёт в образе его друга - дворника Марио. Выбрав объездной путь, друзья оказались вдвоём в заглохшей машине посреди большого поля, лишь к ночи им удалось найти крышу над головой, вымокнув до этого под дождём. Уставшие они повалились на матрасы набитые соломой, а в результате уснули в XX веке, а проснулись в конце XV века. Уныние было недолгим и вскоре друзья вполне недурно адаптировались в новых условиях. Один из них преуспел в торговле, а другой в амурных делах. Будучи посланцами из будущего странники полны желания подстегнуть технический прогресс и при этом заработать, но поскольку не являлись специалистами в области инженерии, то вынуждены поделиться своими скудными познаниями на паритетных началах с Леонардо да Винчи. Кроме того, они пишут письмо жестокому диктатору Флоренции Джироламо Савонароле, призывая его быть добрее. Но больше всего Ксавье хотел отменить отплытие Колумба в Америку, имея в этом деле свой интерес. Легко догадаться, что фильм снят в жанре комедии, местами довольно смешной. Особенно забавны диалоги, даже учитывая, что при переводе значительная часть смешного теряется. Кроме того, многие шутки отсылают к первоисточникам, известным итальянцам, но незнакомым российскому зрителю, оттого их смысл остаётся недопонятым. Существенный недостаток картины - отсутствие цельного сюжета, она словно скроена из плохо подогнанных друг к другу кусков, особенно в финале, который, к тому же, предлагает два альтернативных варианта развития сюжета, но всё же актёрская игра и беззлобный юмор оставляют в итоге благоприятное впечатление, заставляющее всерьёз задуматься об удивительной приспособляемости человека к любым изменениям жизненных обстоятельств. Фильм вполне пригоден для семейного просмотра, в нём напрочь отсутствуют агрессия и грязные шутки. 6 из 10
Это комедия только на первый взгляд. В подтексте - мысль о полной бестолковости людей 20 и 21 века, всегда считавших и считающих себя, конееечно, умнее этих средневековых дикарей. Ну да! мы же умеем нажимать на кнопки: выключателей, телефонов, поворачивать тумблеры и т.п. А на самом деле даже не можем объяснить, как горит лампочка, ну а уж сделать... Это вообще невозможно. Мы даже гуся ощипать не умеем. Так и два героя, пытаясь применить хотя бы что-то из изобретённого наукой после 15 века и так получить лицензию, терпят полное фиаско. А Леонардо даже из их куцых сведений, бессвязной информации сообразил и соорудил... паровоз! Да и историю они совсем не знают: достаточно послушать, какой бред они пишут Саванароле. Мы слабые людишки по сравнению со средневековыми трудягами. Восхитительным итальянским юмором пронизан весь фильм, прекрасная натура: костюмы, улочки средневекового города, даже зарождение итальянской мафии показано хоть и мельком, но точно. Радует эмоциональная оценка роли америкосов в истории, получилось очень кстати. Игра главных героев настолько органична, что веришь всей невероятной истории и следишь за происходящим с восторгом и аппетитом! Особенно удачен рефрен:' Ну я прошу тебя: ну женись на моей сестре!' Как нежно и без нажима сыграна богатая дама, за которой ухлёстывает Марио. Она не изображает неприступную, она действительно чиста и любопытна. Не так, как мы. А как они: по-детски открыты искусству и новому. Это же мы 'всё знаем'. Особенно после заглядывания в интернет...
Персонажи Троизи и Бениньи, заплутав на железнодорожной развязке, выбрали не ту дорогу и случайно оказываются в Италии конца пятнадцатого века. Понимаю, что написанное выше звучит абсурдно, но это далеко не самая странная вещь в этом странном фильме. В конце пятнадцатого столетия, оказывается, можно освоиться и устроиться достаточно быстро и неплохо, и вот уже герой Бениньи становится мясником, а Троизи заманивает местных красоток песнями Битлз и Челентано. Между делом герои пишут письмо Савонароле, долго мотают нервы Леонардо да Винчи, пытаясь объяснить ему принципы устройства паровоза и игры в 'очко', пытаются отговорить Колумба от открытия Америки. Большую часть времени занимают постоянные разговоры и пикировки между двумя героями. В чем тут соль, не всегда понятно но, местами, кино достаточно забавное. Хотя меня не оставляет мысль, что на экране мы видим киновариант какого-то давнего совместного юмористического тв-проекта Троизи и Бениньи - не очень понятный для тех, кто не в 'теме'.