«Теория струн» - один из фильмов киновселенной Ильи Хржановского «Дау», повествует об ученом Никите Некрасове. В его жизни нет и никогда не было никакой определенности. Физики не считают его физиком, так как он учился на математика и занимался ей же, на начальных этапах, своего профессионального становления. Математики тоже не считают его математиком, в силу того, что Никита, в определенный момент начал заниматься физикой, а именно направлением, которое носит название теория струн. Однако основной упор в фильме делается не на профессиональной, а на личной жизни Никиты, а именно на его отношениях с противоположным полом, а уж по этой части у него все еще более неоднозначно. В самом начале мы видим, как он выпивает вместе со своим коллегой Алексеем Блиновым и молодой симпатичной брюнеткой, с которой у Никиты отношения явно переходят границу дружеских и рабочих, но девушка вскоре устает от Никиты и его постоянных оправданий, и навсегда исчезает из его жизни. Ближе к финалу, становится ясно, что любимых женщин у Никиты было очень много. Как минимум пять. Перед каждой он, по ходу фильма оправдывается, за то, что никак не может остановить свой выбор на одной, единственной. Консенсус участники жизненной драмы этого маленького человека, будут искать все вместе, за круглым столом. Сам фильм «Теория струн» получился таким же неопределенным, невнятным и тягучим, как и жизнь главного героя, но так как «Дау» – априори не совсем фильм, то все эти определения нужно считать художественной удачей этого фильма. Абсолютно все женщины с которыми у Никиты были отношения, испытывают к нему очень теплые чувства. Каждая хочет, чтобы он уже определился с выбором, даже не ради себя, а ради того чтобы в жизни самого Никиты, наконец настала долгожданная определенность, и страдают они все именно от того, что переживают за судьбу любимого человека. Ни у одной женщины нет ревностных чувств, скорее они с симпатией и уважением относятся друг к другу и корят Никиту за его мягкотелость. Сам Никита будто сошел со страниц Чехова. Интеллигент, который способен лишь размышлять о смыслах жизни, но не способен хоть как то обустроить свою собственную. В нем есть, что то, от главных героев, которых сыграл Андрей Мягков в знаковых советских картинах Эльдара Рязанова – Лукашин и Новосельцев, но больше всего он похож конечно на Бузыкина из «Осеннего марафона» Георгия Данелии, хоть по умолчанию Некрасов является героем не главным. Он не звезда и не центр вселенной под названием «Дау». Он лишь коллега главного героя. Второстепенный персонаж, которого вдруг сделали главным. Возможно поэтому «Теория струн» кажется более бледной на фоне других фильмов «Дау». Отношение к этому человеку у каждого зрителя будет свое собственное. Кого то он будет сильно раздражать, а кто то станет ему симпатизировать, как и все его женщины. Сам Никита, по ходу фильма объясняет свои злоключения тем, что в России не может быть никакой определенности, так как половина страны находится в Европе, а половина в Азии. Как и положено, глубокому, философскому фильму, в котором главными героями являются ученые, «Теория струн» состоит исключительно из их диалогов, которые происходят, как правило, под алкогольные возлияния. Так, на одном из банкетов, по случаю прошедшей конференции с китайскими учеными, как всегда выпив, Никита рассказал историю про своего учителя, который когда то наставил его на путь истинный. Объяснил, что ему необходимо заниматься физикой. Вскоре этот учитель ушел из сферы образования и стал плотником. Однажды этот учитель, сильно выпив с тремя своими друзьями, сел за руль. Машина попала под поезд. Три его друга погибли, а сам он остался жив, но сошел с ума, и по сей день находится в сумасшедшем доме. С тех пор Никита, не может избавится от чувства вины, за то что произошло с его мастером, и вся его жизнь превратилась в акт искупления, за грех который совершил учитель. В этом рассказе Никита, как всегда перекладывает ответственность за свою жизнь на высшие силы. На самом же деле, доподлинно неизвестно, была ли эта история на самом деле или Никита ее просто выдумал, с импровизировал, как всегда подстроившись под своего слушателя, на сей раз китайского ученного, интуитивно чувствуя, что это будет тому понятно и интересно. Из этого фильма ясно лишь, что Никита, постоянно подстраивается, под того, кто находится рядом, потому что такова природа этого человека. Но возможно все совсем не так и этот фильм совершенно про другое, потому что такова природа и этого фильма.