Рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?» жив и выдержал уже пять экранизаций… Перед нами, собственно, пятая, снятая режиссёром Дмитрием Аболмасовым. Премьера состоялась в России 8 мая 2020 года. Фильм «Временная связь» - короткометражный, фантастический. Так заявлено создателями. И вновь здесь затронуты животрепещущие темы, но как-то по-новому: свежо, с позиции нашего цивилизационного времени - довольного, накормленного, пресыщенного. Короткий рассказ Кира Булычева, написанный в 1970 году, соединил два мира – военный и послевоенный. К Земле приближается метеорит, - оповещают СМИ. Герой-ресторатор едет на встречу в модное заведение. Но когда он пытается дозвониться до своей знакомой, со связью происходят перебои, и только в развитии сюжета нам становится понятно, что происходит. Это как у Высоцкого в «Ноль семь»: «…Что, опять поврежденье на трассе? Что, реле там с ячейкой шалят?»… Переключение, и… Трогательная девочка 13-ти лет и мужчина лет «сорока с небольшим» ведут диалог, странный, необычный. Она – в Москве 1942, он – в Москве 1972! Расстояния меняют нашу жизнь, не замечали? Кажется иногда, через расстояния мы можем понять друг друга лучше… А здесь – провал. История. Прошлое. Война. Голод. Беда. По сути, наша общая беда. Авторы фильма подчеркнули то, как важна нам эта связь, пусть временная, почти невозможная, когда голодная девочка на другом конце телефонного провода на мгновение жизни становится для героя важнее, чем застолье, важнее, чем праздные речи и суета, важнее, пожалуй, чем собственная жизнь. Мир вокруг него со скоростью метеорита меняется благодаря краткому, такому невозможному разговору с девочкой Ниной. Уже возникает жгучая необходимость поехать к отцу - дальнему, но такому близкому, даже несмотря на свою занятость. Это то, что не сделал бы раньше герой фильма. Конечно, прочтение сюжета фильма иное, нежели в рассказе. Но это не умаляет ни таланта автора Кира Булычева, ни идейности фильма. Кадры послевоенных лет, безусловно, дополняют наше восприятие. Что ж, это незабвенно и памятно, тепло и трогательно.
Простота обычно хуже воровства. Но не всегда. Литературные произведения несложного сюжета порой оказываются исключениями, ясно и просто рассказывающими о важных душевных движениях. Одним из таких счатствилвых исключений является рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», опубликованный первый раз в 1972 году и сотни раз потом, на многих языках. Герой рассказа из нашего времени неким фантастическим образом связывается по телефону со школьницей, живущей осенью 1942 года. Весь рассказ о том, как человек из сытой современности заглянул в ночной колодец военного времени, страха, голода, в то время, когда девочка удивляется, просто слыша мужской голос в телефонной трубке - ведь все мужчины на фронте. Возможность без каких -то спецэффектов и наворотов столкнуть два мира - военного и давно забывшего о войне, привлекала и привлекает многих режиссеров. Замечательна судьба рассказа - две аудиопостановки, четыре (!) короткометражных фильма. Последний из них - 'Временная связь' 2020 года. Увы, неудачный. Не буду говорить о других постановках, но здесь режиссер уж слишком переупростил себе задачу, и его простота оказалась хуже... Вот, например, показано Сытое время - ну уж совсем - совсем сытое, зажравшееся, можно сказать. Подчеркивает его поездка по ночной Москве богатого ресторатора на навороченном крузаке к себе в свежекупленный ресторан в небоскребе Москва - сити... Да уж, конечно... И вот ресторатор разговаривает по смартфону с девочкой из 42 года. Почему он ей поверил, что в их разговоре зацепило тертого, вероятно, бизнесмена? Почему он, не знавший войны, решил, что это невероятная правда, а не шутка, не разговор с психически больной? Нет ответа - ни от режиссера, ни от актера. Замечу, что исполнитель главной роли Пускепалис выглядит не наглым нуворишем, у него не прилизанно- голливудская внешность, ему можно было бы поверить, но ничего он для этого не делает. У Кира Булычева герой начинает нервничать, когда слышит все больше странных для него вещей, но в этом фильме герой с одним и тем же, не меняющимся во времени выражением лица, одним тоном перечисляет по телефону голодной школьнице содержимое ресторанного холодильника... Окончание этой несложной короткометражки тоже оказалось простым в плохом смысле этого слова - топорно плакатным - чересчур затянутая нарезка военных кадров, взрывов, разрушений - совершенно не к месту для камерной истории, когда два человека боятся даже громко разговаривать по телефону, боятся положить трубку и спугнуть странную - оба это понимают, связь через колодец страшного времени. Ну и в добавок, нельзя не отметить, как звонко в фильме звучит голос тринадцатилетней школьницы, оставшейся одной (мать на дежурстве, отец в армии) в холодной комнате с затемнением, испуганной, давно голодной. Такое впечатление, что у нее хороший смартфон и болтает она после обеда где-нибудь на отдыхе. Неплохо бы режиссеру послушать, как звучит мембрана телефона 30-х 40-х годов, а также услышать, как говорят люди, давно не евшие - тихо, рвано, инстинктивно экономя силы. В общем, попытка получить результат, просто нажав на известные струны 'о войне' не удалась. За видимой простотой должна лежать большая душевная работа, а ее у создателей фильма нет.
Данный фильм заинтересовал меня после прочтения аннотации. Меня всегда привлекают подобные фантастические сюжеты, где происходят какие-то временные переплетения. Уже позднее, после просмотра я выяснил, что основой для фильма стало произведение фантаста Кира Булычева, что заставило приятно улыбнуться. Великий маэстро позволил своей повестью, что переложили на видео пленку, поделиться с миром уникальным видением, очень трепетной историей с массовым зрителем. Сюжет сам по себе заставляет заинтересоваться. Современный мир, столица, где мужчина случайно связывается по телефону с девочкой, которая оказывается, по ее заверениям, из 1942 года. Здесь сразу же понимаешь, что впереди очень интересные события, ведь это были голодные годы войны, о чем и повествует тринадцатилетняя Нина. Главный герой по имени Вадим поначалу считает все каким-то недоразумением или розыгрышем, но затем начинает вполне серьезно относиться к происходящему. В отличии от книги, где события происходят в 1970-х, данная экранизация показывает наш современный мир. Это совсем иное общество, чем то, что было в 70-х, когда еще были достаточно свежи воспоминания страшных военных лет. Наш мир — это совсем другое общество, это мир достатка, здесь не знают, что такое страшный голод войны даже с рассказов, потому что почти не осталось тех, кто мог бы поведать такие истории. Этот свежий взгляд на данную историю позволяет намного глубже проникнуться атмосферой фильма, задаться вопросом, а как бы ты построил диалог с Ниной на том конце провода, чтобы спросил ты, как бы постарался помочь ей. Но для вопросов есть главный герой, которого мастерски отыгрывает Сергей Пускепалис. Ему отлично удается этот образ, весь фильм по сути держится на его игре. Пусть его герой здесь является олицетворением некой аристократической жизни, богатеем с поездками по ночному городу на дорогом авто и посиделками в элитном ресторане. Вадим все же является таким же человеком, которому не чужды переживания и тем более судьба совершенно незнакомого ребенка, подростка. Он ставит общение с девушкой для себя более важным, чем переговоры или застолье. Он пытается разобраться в ситуации и как-то помочь. И у него на это есть причины. Просто в один момент он начинает верить своей молодой собеседнице и искать вариант того, как выручить Нину в далеком голодном 1942 году. Фильм выстроен так, что держит в напряжении с первых минут и до последнего кадра. Отличная режиссура, игра актеров, сама ситуация — все это завернуто в отличный короткометражный продукт, который запоминается зрителю, вызывает эмоции, дает возможность представить себя на месте Вадима и на месте Нины. Как бы себя повел ты, поверил бы в такую возможность, даже если причиной такого телефонного звонка стал пролетающий мимо астероид. Главный герой благодаря этой случайной «встрече» переосмысливает свою жизнь, начинает понимать, что на самом деле важно. Важны близкие. Важны родители. Ведь обязательно придет тот день, когда мы уже не сможем просто увидеть их, позвонить и просто поболтать. А это жизненно необходимо каждому из нас, пусть сейчас мы этого и не осознаем. Но самое печальное, что осознание, как правило, приходит тогда, когда уже поздно. Это поучительная история, которая призывает нас вырваться из рутинности каждого дня и по новом вдохнуть воздух, коим мы дышим ежедневно, стать ближе с теми, кто действительно дорог, уметь ценить каждое мгновение, каждую вещь, что доступны. Особенно, когда понимаешь, как было сложно другим в тяжелые годы войны. 9 из 10
Это - получасовой короткометражный фильм, которая продолжает традиции замечательного российского сериала 'Линия Марты'. По сюжету, в 2020 году близко над Землей пролетает загадочный метеорит. Бизнесмен и ресторатор из Москвы звонит по сотовому телефону своей подруге, но на том конце линии трубку внезапно снимает девочка, которая живет в 1942 году, в осажденной голодной Москве... По сути, весь этот фильм - классная игра одного актера. Практически моноспектакль длиной в 30 минут - о странной временной аномалии. Сергей Пускепалис обычно играет великолепно, и тут он - на высоте. Хочется сказать: 'Верю!' Отмечу, что фильм снят по произведению знакомого многим детского писателя из СССР Кира Булычёва - и, наверное, хорошо, что я его не читал, потому что тогда я бы, наверное, постоянно сравнивал бы фильм с рассказом. Разбирая этот фильм, важно понимать, что он сделан в соответствии с традициями современного кино - и рассчитан, прежде всего, на зрителей младше 30 лет. Учитывая эту зрительскую нишу - попадание есть. Отлично.