Раз уж большие голливудские картины мы увидим в должном качестве ещё не скоро, то остаётся полагаться на самобытную индюшатину которую немногочисленные смелые наши прокатчики умудряются таки выпускать в немногочисленных незакрывшихся кинозалах. 'Dual' наравне с хоррором про обаятельного каннибала 'Fresh', - это очередной плод самого хипстерского фестиваля Санденс. Озаглавленный как 'Клон' в отечественном прокате фильм с ужасным (в прямом смысле) постером и ужасный (в хорошем смысле) по содержанию сложно причислить прямо-таки к какому-то жанру. Потому что для 'фантастического боевика' (информация с КиноПоиска) кино это слишком пугающе правдоподобное, а для классического триллерового вайба, заданного с начала действия, 'Dual' слишком постиронично уморительный. Вообще фабула картины могла бы вполне подойти для одного из эпизодов 'Черного зеркала': у нас тут некое недалёкое будущее, в котором после смерти человек может оставить после себя идентичного клона, которого предварительно нужно обучить всем своим знаниям и повадкам. У главной же героини Сары в исполнении Карен Гиллан ситуация вообще не веселая - совершенно в кафкианском духе в один день ей приходит известие, что она больна неизвестной (!) неизлечимой (!!) скоротечной (!!!) болезнью. И бедолаге, соответственно, ничего не остаётся кроме как обратиться в компанию по производству двойников, чтобы подготовить своего клона к жизни с матерью и не очень то заботливым парнем. Уже эта концепция взаимодействия двух идентичных персон могла бы стать интересной основой для фильма, но инди режиссеру Райли Стернсу все это оказывается вообще не интересным и фильм внезапно совершает скачок практически на год вперёд, чтобы... Ну в общем дальше начинается такой безостановочный абсурд, который можно было бы назвать смешным, если бы не было так жутко. Потому лучше не раскрывать детали всем, кто может захотеть оценить это кино. Нельзя только не отметить: в фильме очень грамотно выстраивают правила местного будущего, практически не отличимого от наших реалий. Все необходимые шокирующие подробности раскрываются ровно в необходимый момент, поэтому когда действие внезапно съедет на рельсы 'Бегущего человека' или даже 'Голодных игр' не жалуйтесь, что я вас не предупреждал. Но если вы, глядя на постеры и мое описание, решили, будто вас ожидает сай-фай - подержите моё метафорическое пиво. Скорее уж 'Dual' можно назвать постироничным ремейком 'Приключений Электроника' - у этих фильмов до жути много общего. Потрясающую работу проделала раздвоившаяся Карен Гиллан - во взаимодействии между ее героиней и, кхм, ее героиней и кроется большая доля абсурда этой неадекватной истории. А ещё тут есть Аарон Пол в роли гипертрофированно крутого Вуди Харрельсона из тех же 'Голодных игр', но держится он в кадре настолько пафосно и серьезно, что сложно сдерживать смех. Когда уж в абсолютно серьезном контексте Аарон Пол начал плясать под легендарную песню 'ЭРОНДОНДОН', не остаётся ничего другого кроме как уважительно метафизически пожать руку режиссеру (тот факт, что Пол играл главную роль в экранизации 'Need for Speed' выводит происходящее уже на какой-то мета уровень). Спасибо, господин Стернс, за то что вам было так весело делать этот фильм и этим весельем вы решили немного поделиться с нами. Могут найтись правда очень не душные личности (уже нашлись), которые начнут задавать вопросы к логике вселенной этого фильма. Насколько легальна с гуманистической точки зрения практика создания клонов, как юридически оформить существование одновременно человека и его копии, и так далее. Но с этими вопросами, пожалуйста, к Дэвиду Кейджу с его 'Детройтом', потому что там ничего кроме сюжетных дыр и пафосных лиц и найти-то нельзя. А какие могут быть претензии к фильму в котором Карен Гиллан гоняется за самой собой чтобы пристрелить, если в последний раз то же самое происходило в фильме 'Мстители: Финал' и та картина стала самой кассовой в истории?
Замкнутая Сара с каждым днём теряет способность быть живой, настоящей. Становится нелюдимой в общении с матерью. А любимый парень слишком погружен в работу, чтобы уделить внимание. И ещё видеосвязь с ним барахлит. Для неё жизнь становится однообразной рутиной, пока... Однажды врачи не говорят о страшном диагнозе. На 98% она может умереть. Девушка не задумываясь делает себе двойника в центре 'Замены'. Её расчет на то, что близкие люди останутся не одиноки после её смерти постепенно рушится. Дубликат начинает отнимать всё самое дорогое сердцу Сары. Но, девушка не сдаётся. Тогда ей объявляют о ремиссии в 2%. Она начинает работать над собой. Актёры: участие Карен Гиллан выигрывает за счёт двух Карен, а точнее двух Сар. Считаю, она выделилась с одной стороны - сообразительной личностью, с другой - потерянной, живущей не полноценно. Для чего, спрашивается, ты сделала себе хитрую Лису Патрикиевну? Возможно оригинальной Саре не хватало эмоционального толчка, благодаря которому она могла бы жить. Изучая вместе с тренером по боевым искусствам различные способы убийства, она попутно заходит к патологоанатому. И тут проникает в саму суть жизни. Она осознаёт своё бренное существование, но недостаточно уверена. Поэтому слаба, поэтому наивна. Какой смысл в жизни, если ты не умеешь её ценить. Поэтому у оригинальной Сары будущее туманно. Мне безумно понравилась игра Карен, хоть подача сценарной идеи по истреблению дубликата кажется бредовой. Мне показалось, что актриса набрала лишний вес, чтобы показать обрюзгшую сторону первой героини. Аарон Пол характером похож на дубликата (раз уж владельца компании 'Замена' сделал своего двойника). Трент мастерски обучает Сару навыкам выживания и спрашивает заранее, есть ли толк в их занятии. Даже на блюдечке преподносит подарок Саре (убийство собаки), зная заранее, что с ним случится. Но его герой сосредоточен на работе слишком сильно. Только благодаря Саре она сможет вдохнуть в него радость и заодно помочь ему приобрести танцевальные навыки. А она в свою очередь уже подсказал ей шестой способ убийства. Всё остальное: смотрел 'Искусство самообороны' и понял, как много общего у героя Айзенберга с Сарой. Одиночество всегда приоткрывает новые стороны удовольствия. И, конечно любовь к выпивке. Бредовая идея, возникшая у Сары о встрече с двойником (хотя её заранее предупреждали, что не надо делать этого), опять говорит о её наивности. На встрече анонимных замен и оригиналов можно догадаться о примирении (только героини не хотели бы повторить судьбу гея-дубликата, оплакивающего себя самого). Даже тогда можно было прочитать между строк. 'Я хочу тебя убить, но сделаю это безболезненно'. На месте настоящей Сары я бы бросил того, кто променял тебя на другую. Тем более, если это Ты. Потом объяснил бы матери, что вечно с ней болтать - это настоящая пытка. Душить любовью 35-летнюю женщину, это кошмар! Ну и постарался бы разбавить серые будни самыми разнообразными видами деятельности. И на работе можно танцевать, мною проверено. Такая процедура в ближайшем будущем это уже не новость, а реальность. Но меня взбесило не столько копирование человека, сколько дикость людей. Одни на этом наживаются, делая ток-шоу (а-ля гладиаторские, голодные игры на футбольном поле). Другие словно специально рожают без особой любви. Равнодушно относятся к своему дитя (может быть сужу только по экранной матери Сары). Кажется, будто все мы стали хуже, чем раньше. Бесчувственными наблюдателями. Даже к самим себе. Вот и думаем, что замена нас приведёт к лучшему итогу. А вот и нет! Ведь задумайтесь, человек которого отксерили станет проживать твою жизнь со всеми недостатками и промахами. И, как бы дубликат не старался начинать исправлять твои косяки и быть нужным людям проживающие с тобой, он не получит твоего опыта. Совета от тебя не дождётся. Он будет добиваться успеха уже по-своему. В то время, пока ты находишь себя и смысл жизни. Но есть на свете самоубийцы (в обучающем ролике, который смотрит героиня, об этом подробнее рассказывают). Раз ты повесишься, то рано или поздно такая мысль осядет в голове 'второго тебя'. Вдумайтесь, это тупик. Задумка по сценарию Стернса неплохая, но в исполнении чуть слабовата. И это не из-за ограниченных ресурсов. Бюджет фильма составил четыре миллиона пятьсот тысяч долларов. Каждая копейка вложена не зря. Фантастический боевик не всегда подразумевает наличие спецэффектов. Поэтому вы их не ждите. Сюжет держится на блестящей игре Карен и фан-базе Аарона Пола. Сценарий стоило бы докрутить в плане того, почему Сара 'не счастлива'. Этот момент не объясняют. Возможно создатель Райли Стернс рассказал, чем она не довольна. Но что творится у нее на душе, нет. Наличие Тео Джеймса лишь приоткрывает небольшой пролог в истории. Здесь он 'пушечное мясо' и красивый манекен в толстовке. Шутки про ремиссию и любопытную Сару, запоминающую навыки, в тему. Впечатления: фильм был представлен на фестивале 'Санденс'. Чем-то фильм напоминает красочный боевик 'Шестой день' со Шварценеггером. Но, если двойник Железного Арни понял, что надо начать делать свою судьбу и ушёл в скитания, то здесь в реальности Стернса всё иначе выходит. Это не сказочная страна, где ты можешь заиметь напарника, который станет с тобой заодно и будет противостоять системе. Неужели Сара не приходила голову мысль - во время тренировки - какая была и у её двойника, почему не взяла себя в руки и не застрелила животное, которое мучалось. И я не про четвероного зверя говорю. А про того, что видела в отражении в зеркале каждый день. Всё же, одно дубликат усвоил. Это невыносимая реальность. Вот это мучения наяву. Российские локализаторы похоже соскучились по сериалу 'Клон' с Жади, раз изменили оригинальное название. По за*ницам бы надавать! Сцена во время титров: кажется, что сейчас воскреснет на фоне природного пейзажа в развязке.
Открывающая сцена в духе «Голодных игр» с Тео Джеймсом из «Дивергента» поначалу пугает: первая мысль — «ну нет, уже проходили». Но после опенинга настроение картины резко меняется, и мы окунаемся в постироничный кафкианский абсурд, в котором героиня вынуждена бороться с собственным двойником. И пусть дальнейшее развитие предельно прямолинейно, а мрачность атмосферы нещадно подчёркивается темнющим цветокорром, смущает другое — картина так и осталась завязкой. Полтора часа Стернс искусно обыгрывает «морально-этические вопросы биополитики» и изящно подшучивает над клише фантастических боевиков, предлагая вместо классической истории о борьбе за жизнь материал о поисках смысла в ней, чтобы в итоге остановиться на самом интересном. Обрубленный финал, персонаж Аарона Пола, который в итоге не имеет никакого смысла, отсутствие яркого твиста — печальный образец кино, в котором режиссёр красиво размотал клубок, но не сумел замотать его обратно. Если бы не это досадное лишение картины условных двадцати заключительных минут, то «Клона» можно было бы назвать одной из главных премьер сезона, а так — полюбовались финскими просторами, не застряли в собственных неврозах, и хорошо. 6 из 10