Несмотря на малый срок по историческим меркам для Соединенных Штатов Америки, американцы действительно сильно чтят свою историю, особенно восхваляя события и подвиги деятелей, которые, по их мнению, заложили основы для строительства современной Америки. Конечно, такая позиция по отношению к своему историческому прошлому находила свой отклик в кинематографе. Так, в 1949 году легендарный режиссер Джон Форд выпустил на экраны исторический вестерн «Она носила жёлтую ленту». Синопсис 1876 год. Дикий Запад. В неравном бою с племенами местных индейцев погибает сам генерал Кастер и весь его 7-й кавалерийский полк, состоявший из 212 человек. Такое поражение может сильно ударить по репутации армии США. Неподалеку находящийся полк капитана Натана Бриттлса пускается в свой последний рейд, чтобы доставить двух женщин до дилижанса. Однако вместо спокойной дороги капитана Бриттлса и его подчиненных ждет целое море опасностей, начиная с конфликтов внутри самого полка и заканчивая индейскими племенам, вот-вот готовыми совершить свое кровавое нападение. Игра актёров С точки зрения актерской игры довольно сложно дать какую-то однозначную оценку. Дело в том, что в фильме отсутствуют по-настоящему значимые драматические персонажи. Есть интересные герои, но они какие-то не настоящие, не живые. Легенда старых вестернов Джон Уэйн исполнил роль капитана Бриттлса, который вот-вот должен уйти в отставку и отправиться в долгожданный отпуск, но напоследок должен принять командование, чтобы отправить в самое сложное дело в своей жизни. Можно было бы еще отдельно отметить Виктора Маклаглена в роли старшего сержанта Куинкэннона, но его герой, скорее, выполнял некие карикатурные функции, нежели был полноценной частью сюжета. В принципе то же самое можно сказать о других героях. Здесь нет упрека в сторону исполнителей, но здесь можно сказать, что ничего особенно лично я в них не нашел. Режиссура Вообще для американского кинематографа имя Джона Форда имеет такое же значение, как сейчас тот Стивен Спилберг, всё-таки он пока остается единственным режиссером в истории, удостоенным четырех Оскаров за лучшую режиссуру. Большинство его фильмов отличает свой особый режиссерский почерк. Так, например, Форд в своих фильмах любил уделять внимание освоению американского Запада и будням американской армии. По сути в фильме «Она носит желтую ленту» обрисованы сразу обе эти темы. Сразу заметен минимализм в его стиле. Здесь действительно по большому счету, кроме рутины ничего не происходит. На весь рейд герои только сталкиваются с незначительными препятствиями, которые просто вынуждают их вернуться обратно. Однако всё это подано с таким напускным пафосом и ненатуральным героизмом, что вызывает лишь усмешку. Откровенно говоря, этот фильма – далеко не лучшая работа Форда. Сценарий С точки зрения сюжета фильм вообще оставляет много вопросов. Если быть честным, мне понадобилось пересмотреть фильм дважды, чтобы просто понять, а о чем в принципе там идет речь. Мы видим, что действие происходит в 1876 году, судя по пейзажам где-то в Аризоне или Юте. Армия США постепенно осваивает оставшиеся участки земли, встречая жесткое сопротивление коренных американцев, которых насильно сгоняют в резервации. Одно из таких столкновений приводит к гибели самого генерала Кастера со всем его полком. Эта новость доходит до полка под командованием капитана Бриттлса. Ему дан приказ совершить рейд в эти места, а заодно сопроводить двух женщин до точки, откуда дилижанс отвезет в сторону безопасного востока. Однако в дороге то и дело возникают знаки, намекающие на скорое нападение индейцев. И герои только и делают, что идут и лишь наблюдают за последствиями этих нападений, предпринимая следующие шаги, которые позволят им не только выжить, но и дать отпор индейцам. Итог Откровенно говоря, «Она носила желтую ленту» относится к типу фильмов на любителя. Картина действительно оставляет желать лучшего, потому что по большому счету в ней толком ничего интересного и значимого не происходит. Возможно, чтобы понять её, нужно родиться американцем и быть воспитанным в американском духе. Для меня же фильм оказался пустым и бессмысленным, хотя с точки зрения актерской игры и работы оператора он сумел оставить приятные впечатления.
Дикий Запад, 1876 г. Идет война с индейцами и в этих условиях капитан Натан Бриггс, который через неделю уходит в отставку получает от майора Мака Олдшара задание. Он с группой должен соправадить жену майора и его племянницу Оливию из пограничного форта до дилижанса. За Оливией ухаживают два молодых лейтенанта, а тут еще индейцы и торговцы оружием пакостят. Фильм является вторым в так называемой 'кавалерийской трилогии' Джона Форда, куда помимо него входят 'Форт Апач' и 'Рио Гранде'. Но сюжетно по сути у картин общего только фигура Джона Уэйна в главной роли. Во всех трех фильмах он играет кавалерийского офицера. И если в первом и третьем его героя зовут Кирби Йорк, то здесь Натан Бриггс. Так что данную ленту приплели в трилогию чисто из-за общей тематики. Данная лента хоть и считается классикой вестерна особого впечатления на меня не произвела. Сюжетно фильм дловольно прост отряд едет из пункта А в в пункт Б по враждебной территории индейцев. Но особого напряжения нет, те же индейцы выставлены какой-то несерьезной угрозой и с ними герои разбираются просто разогнав их табун лошадей. Вписан тут довольно невыразительный любовный треугольник. Да и не очень удачного юмора в картине хватает. Что действительно хорошо в картине это операторская работа Уинтона С. Хоча, получившего за нее 'Оскар'. Красочные виды долины Монументов сняты прекрасно и вообще визуально фильм красив. Из актеров действительно хорош Джон Уэйн в роли капитана-старпера. При том, что актеру было всего 42 года он органично смотрелся в образе 60-летнего Бриггса. Джон Агар, Гарри Кэри-младший и Джоанн Дрю не слишком выразительно разыгрывают любовный треугольник. А источником довольно плоского и немудренного юмора в картине является герой Виктора МакЛаглена сержант-выпивоха Куинкэннон. Довольно стандартный кавалерийский вестерн. Чуть выше среднего уровня его поднимают присутствие двух Джонов - Форда и Уэйна - в режиссерском кресле и в качестве главной звезды. Ну и операторка действительно хороша. 6,5 из 10
Лента из 'золотого фонда' классических вестернов, получившая Оскар за операторскую работу, от великого мастера жанра Джона Форда, вторая часть его так называемой 'кавалерийской трилогии', начатой 'Фортом Апачи' и продолженной 'Рио-Гранде'. Фильм о бравых кавалеристах времен индейских войн небезосновательно считается значимой вехой в развитии жанра, однако, в отличие от не утративших актуальности 'Дилижанса', 'Ровно в полдень', 'Вива, Сапата!', спагетти-вестернов Леоне и др. мастеров, 'Она носила желтую ленту' смотрится несколько архаично и скучновато - возможно, именно из-за типичной фордовской неспешности, которую здесь, однако, не наполняют внутренние конфликты и не разрывают противоречия, как в шедевре Циннемана 'Ровно в полдень', схожем, кстати, с этим фильмом мотивами надвигающейся старости и последнего боя. Вернее, скажем так, и конфликты, и противоречия тут есть, и довольно серьезные, но они не создают должного напряжения - то ли потому, что Форд избрал для своего нового вестерна слишком позитивную, мажорную тему - в том числе и музыкальную - то ли потому, что их концентрация невероятно мала и не вызывает к героям фильма большой симпатии. Кроме того, в картине практически нет антагонистов, и, несмотря на закадровый голос, который вещает о войнах и сотнях погибших, сделать так, чтобы кучка безликих индейцев представляла реальную угрозу, у Форда почему-то не получилось. В отличие от того же 'Ровно в полдень', где физически ощущалась опасность, тревога, где зритель всей душой болеет за старого шерифа, оставшегося один на один со смертью, ощущая его тоску, страх, разочарование и одиночество, здесь выход капитана Бриттлса в отставку не сопряжен с какими либо угрозами. Напротив, все готовы его поддерживать, все его любят, уважают, относятся как к родному отцу, все ему благодарны, и даже к индейцам в лагерь он идет как старый приятель. Четко ощущается антивоенный мотив, вот только войну капитан предотвращает разгоном индейского табуна лошадей. Все ликуют, все счастливы. Интересно, сколько потребуется новому вождю, который показан как человек весьма отчаянный и люто ненавидящий 'бледнолицых', чтобы собрать новый табун? Неделя? Месяц? И снова разгорится костер войны. Впрочем, это будет не при Бриттлсе, он же сдал командование, и война, которая очень скоро начнется, будет, как выражался один из его соратников - 'вне его юрисдикции'. Лирическая линия, выраженная в любовном треугольнике между героями Гарри Керри-мл., Джоан Дрю и Джона Агара, тоже не представляет из себя ничего серьезного. Актеры играют хорошо и Джоан Дрю просто очаровательна в образе кокетливой кружительницы солдатских голов, но конфликт между молодыми лейтенантами разрешается сам с собой и все остаются друзьями. Форд вообще был очень плодовитым режиссером, и, несмотря на наличие в фильмографии настоящих шедевров, оказавших на кинематограф огромное влияние, иногда работал по инерции. Эта картина легковесная и приятная, но выглядит совершенно необязательной и, пожалуй, была бы просто очередным проходным вестерном с красивыми натурными съемками, если бы не Джон Уэйн и Виктор Маклаглен. Скажем прямо, Джона Уэйна критики на тот момент вовсе не считали выдающимся актером. Напротив, над ним посмеивались, считая 'деревянным' образцом мужественности для фильмов, где хватает богатырского роста, 'потертого' лица и походки враскачку человека, в любой момент готового к театральной драке со злом. Отдавая ему должное в 'Дилижансе', впрочем, и эту его роль считали скорее последствием мастерской режиссуры Форда, чем его актерского таланта. Слава богу, и в этом фильме Форд понял, что без Уэйна ему не обойтись, несмотря на то, что персонаж фильма на 20 лет старше актера, он предложил ему роль и в этом фильме. Выиграли оба. Уэйн приводит в восторг своим мужественным обаянием, вдумчивым - и не без юмора - исполнением роли старого доброго вояки, у которого нет ничего, кроме армии. Сильный, умный, упрямый, принципиальный, настоящий мужик, способный на доброту и нежность, которую он старательно скрывает и иногда вскользь, неловко и неумело, демонстрирует то сослуживцам, ставшим для него семьей, то дамам, которые в нем души не чаят. Он эволюционировал из образа 'лучшего парня' в образ 'лучшего отца' и оказался в нем удивительно органичным и убедительным. Он убедителен и как бравый вояка с непоколебимой волей, верный приказам, и как умный человек, могущий принимать собственные решения, справедливо полагающий, что худой мир лучше открытой ссоры и пытающийся предотвратить войну, и как строгий начальник, и как задушевный друг? и как мягкосердечный 'батя', беззлобно журящий своих 'сынов' за невинные шалости. Даже походка в этом фильме изменилась, став более сдержанной - походкой человека, твердо стоящего на ногах и уверенного в своей правде, никуда не спешащего, но очень деятельного. При этом сквозь напускной патриотизм и браваду проглядывает страх остаться один на один со своей старостью после отставки и без одного, раз и навсегда заведенного порядка, придающего жизни смысл. Уэйн сыграл отменно и доказал тогда даже своим противникам, что может быть разным и не одномерным. Впрочем, это только в очередной раз подтвердило, что любому актеру нужен свой режиссер, у которого он может по-настоящему раскрыться. Уэйну в этом случае повезло. Когда Боб Дилан спросил у Уэйна: 'Мистер Уэйн, почему одни ваши фильмы очень плохие, а другие – очень хорошие?', тот, не раздумывая, ответил: 'Потому что другие фильмы ставил Джон Форд'. И в этот раз случилось так, что уже не Форд Уэйна, а Уэйн Форда вытащил своей игрой на уровень выше, чем того заслуживало это, в общем-то, необязательное, хотя и милое кино. Что касается Маклаглена, то он стал идеальным 'коверным' - комичным персонажем, несущим две функции - вызывать смех каждым своим появлением, и раскрывать истинное отнюдь не суровое лицо благородного капитана. И Форду, и Уэйну была близка тема армии. Первый воевал и дослужился до контр-адмирала, и был не понаслышке знаком с военными буднями, второй, напротив, хотел воевать и всю жизнь испытывал комплекс вины от того, что так и не смог попасть на фронт. И то, и другое было перенесено в фильм талантливо и эмоционально, хотя фильм вышел все же слишком сентиментальным, легким, беззубым и сюжетно слабым. Что, впрочем, не мешает получать от него удовольствие. П. С. А еще мне очень нравится старые техниколоровские цвета. Они какие-то рукодельные и 'ощутимые'. Куда приятнее современной цифры. 7 из 10
Очередной фильм Джона Форда, от начала и до конца наполненный скачками на лошадях по долине Монументов (ну, конечно, где же ещё!). Правительственные войска преследуют индейцев... агрессивные индейцы, в свою очередь, преследуют правительственные войска... героизм... лошади... выстрелы... виски... стадо буйволов... любовь... 'трубка мира'... драка в салуне (как же без неё!)... юмор... звёздно-полосатый флаг с ещё небольшим количеством звёзд... Всё это, присущее картинам Форда, да и вестернам, как жанру, вообще, есть в фильме с не совсем типичным названием 'Она носила жёлтую ленту'. Название фильма - это строчка из песни времён Дикого Запада, где поётся о девушке, носящей в волосах жёлтую ленту в знак того, что её жених служит в рядах кавалерии. Есть такая девушка и здесь - красавица Оливия (Джоанн Дрю). Лента в её волосах заставляет учащённо биться сердца двух воздыхателей Оливии - лейтенантов Кохилла (Джон Агар) и Пенелла (Гарри Кэри мл.). Однако, к счастью, не любовный треугольник составляет основу сюжета фильма - это было бы слишком скучно. Гвоздь программы - капитан Натан Бриттлс, в роли которого я долго отказывался признавать Джона Уэйна. :) Оно, конечно, понятно, что 'какой же фильм Форда без Уэйна', но это воистину поразительно, насколько гармонично и правдоподобно фордовский 'громила' в возрасте своих 42-х лет сыграл 60-летнего капитана! Уэйн даже умудрился куда-то основательно спрятать свою фирменную походку - здесь она у него не такая характерно 'плывущая', как во всех других фильмах. Словом, тем скептикам, кто сомневается в чисто актёрских данных Джона Уэйна - рекомендую посмотреть 'Жёлтую ленту'. Седовласый капитан Бриттлс аккуратно зачёркивает числа в календаре - до отставки ему осталось всего несколько дней. Именно в эти несколько дней происходят весьма бурные события. Индейские племена, объединившись, затевают большую войну против бледнолицых, нападают на мелкие поселения, убивают людей и уводят скот. Отряд Бриттлса получает задание доставить двух женщин до местечка, где их должен забрать дилижанс. В пути оказывается, что в том же направлении движется огромный караван индейцев... Кульминация фильма - тот самый драматичный момент, когда день отставки капитана всё же наступает. Мы, зрители картины, равно как и все персонажи на экране, отчётливо понимаем, что в душе у старого вояки, отдавшего 40 лет армии, творится необыкновенное! Очень трогательный фрагмент. Однако, находится у Форда и место для того, чтобы посмеяться. И не просто посмеяться - отрезок фильма в промежутке 1:21-1:26 вызывает настоящий хохот! Смотрите эту сцену в салуне - прекрасное соло в исполнении сержанта Квинкэннона (Виктор МакЛаглен). Итак, добрый, весёлый, иногда чуть грустный, во многом музыкальный фильм - он, конечно, далёк от совершенства, но, честное слово, очень душевный! 8 из 10