Весомая часть проекта ДАУ стала общедоступна. Теперь начинает складываться общая картина детища Ильи Хржановского. «Смелые люди» отлично подходит для подведения предварительных итогов, потому что чётко обозначает лейтмотивы всего проекта. Совокупность впечатлений от просмотренного материала наводит на мысль, что Хржановский сдувает пыль со старого доброго эксплуатационного кино. Он берёт советский антураж и начиняет его сексом, насилием, эзотерикой, околонаучной чепухой и даже мистикой – всевозможными запрещенными или не совсем честными приёмами в мейнстримном кино. Делает он это максимально небрежно и натуралистично, как и принято в экспло-фильмах. На первый взгляд не хватает только иронии, однако, если внимательно присмотреться, какую-то злую, чёрную иронию в ДАУ можно отыскать. Например, в абсурдности отдельных эпизодов и в неуместном сгущении красок. На выходе получается новый образчик эксплуатационного кино, – эдакий soviet-экспло. Что-то подобные было и раньше – русский кинематограф богат на всевозможную чернуху. Но точно не в таких пропорциях и не так откровенно. «Смелые люди» продолжает одну из главных тем ДАУ – тему репрессий и сопутствующего насилия. Репрессии в ДАУ возведены в абсолют. Доносы пишутся, – учёные садятся. Или это шарлатаны, на что даются намёки, в любом случае для всех исход один. В центре сюжета физик Андрей Лосев. Мягкохарактерный учёный терпит унижения от чекистов, которые не гнушаются использовать в унижениях его еврейское происхождения, а также от жены. Она требует от мужа той самой ненавистной маскулинности, в которую грех не плюнуть, если ты порядочный человек. По этому поводу вспоминается известная в определенных кругах история про стрелочку, которая не поворачивается. Не смотря на мягкий характер Лосев как может сопротивляется внешним силам. Вкупе с подробными сценами секса выглядит всё это крайне некомфортно. Настолько некомфортно, что может вызвать симпатию к угнетателям. Это сильный момент – противопоставить эстетическую красоту и моральные установки. Выводы по итогу можно сделать абсолютно диаметральные. Общий настрой фильмов ДАУ более-менее понятен. На подходе много гомосексуальной (и не только) любви, обязательных репрессий и насилия. Нужно отметить объём проекта, негатив в таком количестве обязательно должен сработать как прививка современному обществу, по крайней мере для тех, кто сможет досмотреть до конца.
Эпизод «Смелые люди» в центр сюжета ставит заведующего лабораторией квантовой теории — Андрея Лосева, и его супругу Дарью Бержицкую, которая работала на должности младшего научного сотрудника лаборатории биохимии. Само же повествование берет свое начало с первых дней после смерти Сталина. Народ не падает духом, но и меры ужесточения тоже чувствуются. Начинается все с того, что в институте стали задерживать ученых, которых якобы уличили в шпионаже. Весь институт держится в страхе, ведь никто не застрахован от того, что его завтра не задержат. Стуки посреди ночи, звонки, конфискация всякого имущество — госбезопасность всячески решала оградить свой народ от людей, которые могли принести свои новшества в науку. Впрочем этот эпизод не совсем о том, как власть боролась с теми, кто стремился к достижениям в своей деятельности. Путь, который является связующей нитью всего хронометража, состоит в одной из теорий теоретической физики, которая изучает и сопоставляет другие миры с реальностью. Это и исследует со своими коллегами Андрей Лосев. Человек, знающий толк в своей деятельности, но при этом живя в скудной атмосфере омраченной бесконечными требованиями своей жены Дарьи. Сама же Даша, в свою очередь, делает все по-своему, всячески манипулирует мужем, да и если говорить проще, Дарья и Андрей совершенно противоположные друг другу люди, но как не испытывай судьбу, они все равно пытаются держаться вместе. Как и супруги, как и другие жители института, как и госорганы — все они смотрят на жизнь под разными углами. Каждый из них воспринимает жизнь только в той форме, которая присуще именно его взглядам. Этот эпизод исследует грани, через которые никто не пытается переступить, дабы сохранить свою точку зрения и позицию. Никто не пытается смотреть широко, никто не желает изучать и поддаваться чему-то новому. Все сидят исключительно взаперти своего сознания. Лишь скандалы, насильственное вмешательство, принуждение к чему-то — это те черты, которые характерны большинству жителей института. Хочется еще отметить очень советскую мысль о том, когда ты обязан отдавать долг государству за то, что оно тебе предоставляет. Обязательства, не зависящие от нас, тоже становятся формой принуждения. Ты становишься участником постоянного долга для людей, которые придерживаться лишь единой точки зрения. Опять же, мы приходим к тому, что никто не хочет понимать чужие миры, все следят лишь за своим местом в этом мире. «ДАУ. Смелые люди» — это эпизод про чужие миры, которые важно учиться понимать, но большинство просто не собираются этого делать. Опять же, перед нами картина рассказывающая о контроле как от лица власти, так и от лица людей, с которыми тебе рядом приходиться жить. Нежелание понимать взгляды других людей делает из человека не просто саморазрушителя внутреннего 'я', но и того, кто способен причинить моральный ущерб какому-либо человеку. Данный эпизод точно и наверняка заложит в память несколько сцен, но, при всех своих достоинствах, лента не оставляет после себя какое-то посттравматического давление, хотя видно, как эпизод пытается схватить зрителя за живое. Плюс ко всему очень много невнятных и неуместных диалогов, к большинству которых приходиться буквально прислушиваться, если смотреть версию без субтитров. А так, картина «Смелые люди» явно останется в памяти, но не за счет своей истории, а именно благодаря паре основных сцен. 6 из 10