После выхода на экраны очередного пафосного летнего блокбастера 'Разлом Сан-Андреас', являющегося квинтэссенцией всех лент подобного рода, самое время вспомнить его легендарного предшественника - фильм-катастрофу 1974 года 'Землетрясение', и попробовать разобраться, к чему пришёл жанр за 40 прошедших лет. Итак, Лос-Анджелес. Прекрасный летний день. Преуспевающий инженер Графф переживает очередную размолвку со своей глупой вздорной женой Реми (отец которой, Сэм, является его боссом - директором крупной строительной фирмы), после чего отправляется навестить Деннис, жену бывшего коллеги Граффа по работе, которая осталась с сыном одна. Инспектора Лу после погони за дорожным хулиганом, обернувшейся стычкой с окружным полицейским, отстраняют от работы. Учёные Калифорнийского института сейсмических исследований, анализируя характер предыдущих толчков, приходят к выводу, что не за горами крупное землетрясение. Девушка Роза, у которой не нашлось денег на покупку в супермаркете, неожиданно получает её как выражение галантности от администратора Джоди, после чего мы узнаём, что администратор - сержант запаса, над которым издеваются соседи по дому. Каскадёр Майлз и его приятель Сэл (приходящийся братом Розе) на последние деньги готовят трюковое выступление на мотоциклах, призванное поразить спонсоров. Но все планы наших героев рушит небывалое девятибалльное землетрясение... Хотя в своё время фильм стал настоящим прорывом по части спецэффектов, изображающих картину разверзающейся земли, и нельзя сказать, что спустя 40 лет эти эффекты безнадёжно устарели, лично я бы сказал, что их уровень находится между тем, что имел место в 'Приключениях Посейдона', и тем, что был продемонстрирован в 'Аде в поднебесье'. Если в фильме 1972 года игрушечный кораблик бросается в глаза с первых кадров, и дальше это впечатление только усугубляется, то в 'Аде' всё сделано настолько качественно, что до сих пор создаёт ощущение реальности. 'Землетрясение' же в этом плане неровно - иногда сидишь, открыв рот, а иногда улыбаешься, глядя на картонные домики и пенопластовые бетонные блоки. При всём при том воссозданная на экране катастрофа 'пробирает' гораздо сильнее, чем осыпающиеся градом компьютерных обломков огромные компьютерные небоскрёбы в 'Сан-Андреасе', зрелище которых вызывает разве что неудержимую зевоту (и это на большом-то экране). Перед просмотром фильма я рассчитывал на то, что хотя бы не увижу штампов, намертво прилипших к современным представителям жанра: полусумасшедшего учёного, который один знает о катастрофе, но его никто не слушает; семейной драмы со счастливым воссоединением в конце (на фоне дымящихся развалин); развевающихся (на фоне развалин же) американских флагов; спасений в последний миг; надрывных диалогов в духе 'Беги! - Нет, я тебя не брошу!'; собачки, которая выжила, в то время как тысячи умерли, и прочего. Что можно сказать по этому поводу? В том виде, в котором эти и другие штампы успели настояться к нашему времени, их в картине действительно нет. Но интересно то, что здесь мы видим многие эти штампы в их 'эмбриональном состоянии', соответствовавшем моменту, когда жанр только зарождался. Соответственно, вместо учёного-изгоя здесь - крупный институт, в котором идут адекватные научные дискуссии между сторонниками версии землетрясения и её противниками. Семейные разборки и поиски жены здесь есть, но экранного времени на них отводится не так уж и много (а финал картины современного зрителя так и вовсе потрясёт). Американских флагов и надрывных диалогов нет, как нет и проклятой собачки. Счастливые спасения в последний миг - есть, но сделаны так, что вызывают не смех, а сопереживание за героя. При всём при этом картина в значительно большей степени, чем вышедший в тот же год 'Ад в поднебесье', ближе к тому, что в наши дни называют 'летним блокбастером', призванным пощекотать нервы зрителя: здесь полностью отсутствуют сюжетные линии, повествующие о каких-либо социальных проблемах (тех, кто ожидает увидеть мэров-коррупционеров и вороватых подрядчиков, строящих не рассчитанные на землетрясения здания, фильм разочарует), жёстких сцен намного меньше, а романтическая тема ограничивается стандартным треугольником. Интересен, однако, характер забитого администратора Джоди, который после получения оружия превращается в настоящего отморозка (благодаря в том числе наличию этой истории фильм не скатывается на уровень окончательного 'спинномозговика'). Из интересных примет времени: вид с крыши едущей полицейской машины с мигалками на переднем плане, а также разговор Граффа из телефона в машине (сейчас даже сложно понять, насколько статусным было обладание таким телефоном, при том, что при просмотре даже не понимаешь сразу, что такого - ну говорит человек по телефону из машины, и что?) Теперь по недостаткам. Лично мне осталось непонятным, зачем в фильме присутствовала сюжетная линия с каскадёрами. Она до того лишняя, что создатели картины забыли свести в конце Рози, Майлза и Сэла, и судьба двух каскадёров осталась неизвестной. Что были они, что не были... Наконец, в фильме есть и мгновенно бросающиеся в глаза ляпы - вроде лифта без автоматического тормоза или стеклянной крыши, абсолютно целой после падения на неё человека. Как я уже отметил, 'Землетрясение' - это в значительной степени блокбастер 'ближнего прицела' Тем интереснее то, что на фоне его современных аналогов, выпускаемых Эммерихом и его последователями, фильм выглядит едва ли шедевром: если в 'Послезавтра' ещё прослеживались какие-то мотивы ответственности учёных перед обществом, а '2012' отлично веселил за счёт идиотизма всего происходящего, то 'Разлом Сан-Андреас' (который наиболее близок 'Землетрясению' по сюжету) настолько стерилен, настолько лишён оригинальности и того, что называют 'правдой жизни', что поневоле понимаешь тех рецензентов, которые призывают 'похоронить этот фактически умерший жанр и прекратить издеваться над трупом'. В 'Землетрясении' - неоднозначные главные герои? В 'Сан-Андреасе' - лишённый индивидуальности пластмассовый качок. В 'Землетрясении' спасение женщин - это целая история? В 'Сан-Андреасе' героиня прыгает по бетонным плитам, как кузнечик! В 'Землетрясении' инспектор Лу под дулом пистолета приказывает Граффу, ищущему Деннис, выйти из машины, потому что машина нужна другим людям? В 'Сан-Андреасе' герой 'Скалы' берёт государственный вертолёт и спокойно отправляется на поиски своей жены! В 'Землетрясении' показано взаимодействие различных городских служб и то, чего стоит вытащить людей из подвала только одного рухнувшего небоскрёба? В 'Сан-Андреасе' под упавшими небоскрёбами нам не покажут ни одного погибшего или пострадавшего! В 'Землетрясении' напряжённый сюжет, не дающий заскучать? В 'Сан-Андреасе' рискуешь вывихнуть челюсть даже при виде падающих небоскрёбов. В общем, если сравнивать с современными аналогами, я бы дал фильму 10 из 10. Но объективно, с учётом изложенного ранее, он всё-таки не безупречен. Поэтому 7 из 10
Эпичные фильмы-катастрофы были популярны и собирали неплохую кассу еще задолго до тянучек Эммериха. И 'Землетрясение' - тому отличный пример. Правда, тут мы имеем и звездный каст, и сценарий от создателя 'Крестного отца'... Хммм, разноплановый был человек Пьюзо, ничего не скажешь. Но - давайте ближе к делу. Фильм 'Землетрясение', как вы можете догадаться по названию, повествует о природном явлении, при котором происходит движение... Ну вы поняли. Если вы видели один фильм-катастрофу - то видели их все, и можно поиграть в интересную игру-бинго. Просто зачеркивайте, если что-то из списка ниже появляется на экране: 1. Ученые, которые предупреждали о катастрофе 2. Высокое начальство, которое не слушало 3. Политик или бизнесмен, который запрещал эвакуацию, мотивируя убытками 4. Семья на грани развода, которую катастрофа объединяет 5. Отец, который ищет свою жену и ребенка 6. Ребенок, которого ищет мать 7. Любимый питомец, которого ищет ребенок 8. Мародеры с оружием 9. Паникеры с оружием 10. Фраза 'Нет, это не конец, это только начало...' Безусловно, не все пункты этого списка вы сможете отметить при просмотре 'Землетрясения', но в целом логика примерно такая. В противоположность довольно клишированному сюжету в фильме имеются отличные для 70-х спецэффекты - судя по всему, снятые на миниатюрах, которые настолько идеально вписаны в кадр, что начинаешь жалеть о наступлении эпохи компьютерной графики. Непосредственно разрушению посвящена значительная часть фильма, и выглядит она настолько аутентично, насколько возможно. Пара неудачных кадров общую картину не портит, хотя они и способны развеселить современного зрителя. Ну и финальный штрих в рецензию - это, конечно, актеры. Перечень максимально внушительный - пусть большинство на момент съемок уже и не было в листе звезд первой величины, но заслуги того же Чарльтона Хэстона сложно переоценить. Все персонажи, исполненные звездами, на экране совершенно живые - сомневаются, ругаются, действуют. В целом - 'Землетрясение' представляет собой классический пример отлично отшлифованного фильма-катастрофы. Единственным недостатком тут является скорее особенность жанра - это не боевик и не триллер, поэтому динамика может показаться довольно медленной и местами скучной.
Когда я смотрел 'Ад в поднебесье' то был 1) впечатлён и 2) не готов к просмотру последующих фильмов-катастроф. Именно поэтому я свято верил, что заголовок к моему отзыву на фильм с МакКуином и Ньюманом не обретёт цифру 2, т.е. не найду я такой фильм, который встанет с ним наравне. Но нате вам - такой фильм нашёлся и более того - он тоже был снят в 1974-м году и тоже претендовал на несколько Оскаров и несколько же получил. Это фильм с незатейливым названием 'Землетрясение'. В своё время критики, впрочем, моего энтузиазма не разделяли. В целом - зря. Конечно, тут слабее прописан сценарий (причём заведовал им сценарист 'Крёстного отца' Марио Пьюзо), однако заметно это разве что в начале, когда всё тихо-мирно и о землетрясении никто слыхом не слыхивает. Зато эти сцены влёгкую вытягиваются тандемом Хестон-Кеннеди призванным, само собой, заменить дуэт МакКуина-Ньюмана из 'Ада в поднебесье', что им с лихвой удаётся. И как бы то ни было за их персонажей искренне волнуешься или радуешься. Это в назидание Роланду сыну германскому Эммериху, чьи фильмы при всём их масштабе грешат одноклеточными и заштампованными персонажами. Кстати, о Эммерихе: в 'Землетрясении' есть сбрендивший военный, внешне и умственно дико, неимоверно похожий на Вуди Харрельсона который, как мы знаем, сыграл в '2012'. Такой вот каламбур. Но не суть. Стоит отметить отличнейшие спецэффекты, которые выигрывают у 'Ада в поднебесье' в масштабности, ибо там - пусть и большое, но всё-таки здание, а тут в труху перемалывается целый Голливуд, рушатся дома, прорывает плотину - и по сей день это выглядит грандиозно. Ещё тут милые (и талантливые!) актрисы есть, есть толика юмора (не всегда к месту, но всё же), есть талантливые и харизматичные актёры, даже милая белая собачка есть - всё тут есть. И сравнивать сию картину с пресловутым 'Адом в поднебесье' даже как-то некорректно - фильм Робсона просто хочется поставить отдельно и любоваться попеременно то на один экспонат, то на другой. А ведь ещё столько впереди - слыхал я, цикл 'Аэропорт' такой есть... А там и наш 'Экипаж' добрым словом можно помянуть, хотя это бессмысленно, так как шедевр в лишних увещеваниях не нуждается. В общем, сердечное Спасибо семидесятым за грандиозные разрушения. 10 из 10
Даже спустя несколько десятилетий он смотрится с интересом, а для того времени наверняка шедевром был. Единственный минус, пол-фильма потрачено впустую на развитие событий и тихую городскую жизнь. Можно было и поинтересней начало сделать или поменьше на полчасика. А то сам фильм на 2 часа сделали, а первый час смотреть особо и не на что. Катастрофа только в середине начинается и масштаб её просто огромен, аж дух захватывает. За первую половину фильма 2, за вторую 9. Общая 6 из 10