Начнем с того, что сериал активно рекламировался. По этой причине смотреть его не хотелось вовсе. Завлечь меня могло многое, однако, если видишь трейлеры на каждом шагу, желание ознакомиться с этим продуктом улетучивается. НО! Я таки добрался до этого сериала и посмотрел его взахлеб, чего и вам горячо рекомендую, а сейчас еще и расскажу почему. Фабула и сюжет. Итак, пятеро москвичей едут на колымаге, по дрянной российской дороге в сомнительную русскую глубинку, попадают в аварию, в которой умирают. После этого раскручивается клубок событий предшествующий этой самой аварии, нас знакомят с героями, и, что самое главное, демонстрируют их зависимости, но об этом позже. Кончается первая серия той же самой аварией, из которой все выходят живыми-здоровыми и попадают в деревню с сочным названием «Топи». Далее сюжет будет разворачиваться по разному, но в рецензии это нам не так интересно, хотя события тут любопытные, пропитанные мистикой, держат в напряжении до самого конца и не дают однозначных ответов. О главных достоинствах. По большому счету — мне плевать, что хотел сказать режиссер картины, что нам пытался донести Глуховский. Самое главное, что нам предлагает конечный продукт. А предлагает он нам традиционно русскую, бинарную модель грешников и праведников. А именно: не только святые заслуживают рая, но и люди падшие тоже, лишь эти два типа людей могут вознестись и приблизиться к богу, чего не скажешь про людей средних, серых, так сказать, нас с вами. Мне могут возразить, что деревня Топи — аллюзия к чистилищу, с чем я в корне не соглашусь, ведь чистилище место, которое в традиции нечто более близкое к раю, нежели к адским чертогам. К тому же, в отечественной традиции средний уровень не приемлют. Те кто остается в топях — персонажи сугубо отрицательные, не прошедшие проверку, греховные в своей среднести, слепцы, пьющие местную воду, люди зависящие от ада (местный хим. завод) и т. д. и т. п. Это серость спокойствия, чисто русское безразличие, своеобразная очернённая «обломовщина» в квадрате, если хотите — топь. Зачем каждому нужен хозяин? Выше я уже упоминал отношения зависимости. Давайте об этом поподробнее: Герой Янковского не зависит ни от кого, как нам кажется сначала, но позже мы узнаем, что над ним имеет влияние его мать, девочка в платочке зависит от своей красоты и мнения мужиков, чеченка — от своего жениха, журналист — от денег, девочка святоша от сестры. И все они прибыли в топи, чтобы каждый герой прошел свой собственный путь к освобождению. Однако до конца дойдут не все, а лишь те, кто пересилит себя, откажется от искушений, не поддастся хозяину. Остальным же местное олицетворение дьявола предлагает выгодные условия, заключает своеобразную сделку: исполнение любых желаний, всего лишь за услужение, за песью верность (не даром в мешке у него песьи головы). Вообще, хозяин держит всех жителей топей, как собак, на очень короткой привязи, воспитывает кнутом и пряником, морит вечным голодом, но дает им чудо, чудо почти любого толка, кроме божественного, праведного. В этом смысле еще интересней наблюдать происходящую чертовщину, ведь все необъяснимые вещи — творятся злом, добро же не может воскресить человека, свершить видимое, осязаемое: на лицо христианский мотив веры, которую надо верить, а не доказательства искать (в этом смысле очень интересным и удачным получился образ девочки церковницы). Хозяин сам говорит нам, что он нужен, что без него — все жители загнутся, что чудес не будет, что деньги закончатся, и он есть пастырь, который обережет агнцев от всех их бед, за очень доступную плату. В сделку с ним легко войти, а выйти почти невозможно, что мы видим на примере Янковского. Однако именно он избавляется от хозяина, вырывается из посмертия в смерть, несмотря на то, что по библейским канонам совершил самый жуткий грех — предательство. Но мы с вами помним о предыдущем пункте, где я говорил, кто заслуживает прощения, а так же понимаем, что он впервые решает пойти своим путем, не слушает мать, которой так долго пытался позвонить, и совершает свой собственный поступок, тем самым сбегая с цепи хозяина. Символизм. Тут можно распинаться долго. Если вы смотрели «Солярис» и «Сталкер» Тарковского, то излишне будет вам объяснять, какой крепкий референс нам предлагает сериал. А учитывая выше сказанное, идеи и проблемы из фильмов великого режиссера мало того, что перекочевали в «Топи», да еще и приобрели мощный христианский, не побоюсь этого слова — национальный контекст. Про остальные символизмы, вроде песьих голов, тайной вечери и т. д. умолчу. Захотите — найдете сами. В конце-концов, видеть ВЕЗДЕ символы — моветон. Техническая составляющая. Операторская работа: просто отлично — 10/10 Актерское мастерство: зэкам и менту почет и уважение, остальным основным героям тройка с натяжечкой, больше других выделяется, наверное, журналист, хотя и Янковский молодец — хотя бы не орет… 5,5/10 Музыкальное оформление: одна из причин смотреть этот сериал. Саундтрек хорош, прекрасно слышится, в нужные моменты играет нужная музыка, в ненужные — звучит тишина. Треки замечательной татарочки Аигел как нельзя кстати, в том числе и треки написанные непосредственно к сериалу. Некоторые рецензенты обозвали это музыкой для обиженных школьниц, что же, видимо я одна из них. Однако замечу, что и на текстовой составляющей («тебе кажется», «топи»), и на уровне надрыва — треки Аигел подходят как нельзя лучше. Итоги: Несмотря на то, что я расхвалил этот сериал, как только мог — я ставлю ему крепкую 7,5/10. Эта оценка складывается из вопросов, которые поднимаются в картине, из шикарного подтекста, по настоящему глубокого и до боли национального. Однако повествование могло быть чуть более цельным (хотя тут оно на хорошем уровне), диалоги могли быть чуть менее очевидными и гораздо более живыми. Актеры могли стараться лучше (особенно праведная девочка-буратинка), а рекламщики могли быть более честными. Потому что сериал вообще не для всех. Нет-нет, это не разговор об элитарности, скорее речь о понимании на уровне познания и интуиции, умения смотреть чуть глубже, видеть не только социальный подтекст, видеть не только историю, но и то, что за ней скрыто. Проблема в том, что перед нами не аналог зарубежного сериала, не очередной «убийца» Твин Пикса, а тонкое, пронизанное референсами полотно холста, с которого на нас смотрит добрый, суровый, беспощадно тяжелый, прямой и до боли несчастный, страдающий за все человечество взгляд.
«Топи» – мини-сериал за авторством Дмитрия Глуховского, талантливого писателя, последние несколько лет пытающегося перебраться в мир большого кино. Однако ни один крупный проект Глуховского в кино как художественное произведение так состояться и не смог. И не имеет значения, был ли причастен к производственному процессу Глуховский как рассказчик или основной сценарист – выходило в любом случае плохо. Лишь «Текст» Клима Шипенко смог хоть как-то показать себя, но весьма слабый сценарий за авторством самого Глуховского не смог вызвать того отклика в обществе, на которое создатели рассчитывали. А вот «Топи» – лучшее, что вообще писал Глуховский, как сценарист. Писательство и сценарное мастерство – это два разных направления. И если в первом Глуховский безоговорочно преуспел, то во втором – только начинает свой путь. И начинает, между прочим, весьма смело. В «Топи» есть всё, за что сегодняшние почитатели писателя знают Глуховского, как драматурга. Здесь есть и политические темы, не работающие в «Тексте» совсем, зато гармонично вплетённые в арки персонажей в «Топи». Ещё Глуховский отражает суровую реальность, вновь показывая историю хороших людей, вынужденных подавлять добро в себе, дабы выжить – всё это знакомо фанатам писателя, который всё это перемешивает в сценарии «Топи» с мистикой. Благодаря этому сериал напоминает самобытный симбиоз серии игр «Silent Hill» (особенно вторую часть) и «Солнцестояния» Ари Астера. Сюжет крутится вокруг группы молодёжи из пяти человек из Москвы, столкнувшихся с проблемами большего города и вынужденные бежать как можно дальше в регион. Путь заводит московскую молодёжь в деревню под названием Топи, близ которой находится монастырь, по легендам и мифам способным творить чудеса. Сам Топи находится вплотную с заводом, выбрасывающим в атмосферу розовый дым, окутывая жителей города, отравляя их лёгкие, разум и жизнь. Глуховский наделяет каждого центрального персонажа своим собственным характером и видением мира, играясь с драматургической формулой, сталкивая ожидания персонажей с реальностью, благодаря чему героев сценарист буквально ломает на протяжении всего сериала. Персонажи: Денис Титов – успешный 30-летний IT-шник, его играет Иван Янковский. Персонажу диагностируют рак в терминальной стадии, медицина оказывается бессильна и Денис, оказавшись в полном отчаянии и отрешение, решается отравиться в Топи в тот самый монастырь. Герою терять уже нечего, поэтому он сорит деньгами по пути, особо ничем не интересуется и думает только о себе. Денис – во многом неприятный молодой человек, главная ценность которого в деньгах, работающие на людей лишь в Москве, но не в регионах (иногда). И Янковский – стопроцентное попадание в образ, написанный словно специально под него. Максим Кольцов – столичный журналист, пытающейся добиться всего на свете при помощи правды, однако быстро понимающий, что одной лишь правдой 'войну' не выиграть. Максима сыграл Тихон Жизневский, до этой роли особо ничем не отличившийся (роли в блокбастерах не считаются). Но и Жизневский, как и Янковский, очень органичен в образе журналиста, глотнувшего желтухи и уставшего от московской журналистики, умершей больше двадцати лет назад вместе с Владом Листьевым в его собственном подъезде. Этого персонажа Глуховский как раз с правдой и сталкивает, да с такой правдой, с которой он не в силах совладать. Следом идут три второстепенных персонажа, которых Глуховский явно списывал с типичных московских девушек. Есть здесь и Катя (Катерина Шпица), которую бросил парень и теперь она прыгает на первого встречного, беря от жизни всё и контролируя ситуацию, но на деле и её Глуховский с головой окунает в лужу суровой реальности, делая Катю главной жертвой сериала. Соня (Анастасия Крылова) – папина дочка, иными словами: хорошая девочка, всю жизнь прожившая в тени верующего отца, сбежавшая от него из-за смерти сестры вместе с остальными героями. И напоследок, Эля (Софья Володчинская) – чеченка, которая привыкла решать все вопросы при помощи силы и уверенности, однако именно силу, погружая персонажа в беспомощное состояние, Глуховский и забирает первым делом. Всех этих персонажей-архетипов, отражающих реальных москвичей, Дмитрий Глуховский закидывает в деревню, сталкивая московскую молодёжь с жителями деревни, живущих совсем по другим правилам, законам и с совсем иными взглядами на жизнь. Нет в Топи ни связи, ни электричества зачастую, ни бензина, ни клубов с модными барами. Кругом леса, грязь, грядки, огороды и мистика, заполняющая каждый угол, витая в воздухе, пугая городских и совсем не удивляющая местных, привыкших жить бок о бок со смертью. В это плане Глуховский отлично передаёт весь дух конфликта город-деревня, разделяя Москву и Топи, делая из столицы отдельное от России государство, живущее не так, как вся остальная большая и могучая. Атмосфера почти мёртвого, заросшего и меланхоличного региона, изолированного от всего остального мира, создаёт очень неуютную для зрителя атмосферу. Персонажи буквально никогда не находятся в безопасности, ведь под окнами гнилых деревянных домов мало кто может ходить, особенно в тихой глуши, к которой шумные и матерящиеся москвичи явно не привыкли. Из-за этого главные герои постоянно на взводе, что приводит их к нескончаемой веренице конфликтов, в которых Глуховский через изящные диалоги комментирует современную Россию, высмеивая и политиков, и продажных журналистов, и московскую молодёжь, живущую одним днём, и органы власти. Дмитрий Глуховский – талантливый писатель, и именно в диалогах это чувствуется лучше всего. Режиссёром проекта выступил Владимир Мирзоев, наделивший проект потрясающей работой с камерой, из-за чего «Топи» смотрится не как мини-сериал, а полноценный 7-часовой фильм. Сильно ломает восприятие сериала лишь монтаж, который очень плох в вопросах, связанных с параллельными монтажом. Монтажёр зачастую на добрые 30-ть минут забывает про целые сюжетные арки, возвращаясь к ним очень нелепо и неуклюже. Зато всегда находится время на музыкальные вставки, обычно визуализирующие трипы персонажа Янковского, который видит мир по-своему из-за опухали в голове. Но в целом, «Топи» – это камерное, можно сказать инди-событие в индустрии российских сериалов с великолепной атмосферой, приковывающей к себе всё внимание. Главное – вытерпеть первые 30-ть минут – они ужасны и совершенно никак не отражают общий тон сериала. КиноПоиск HD только начинает вставать на путь серьёзного производства, сотрудничая и спонсируя талантливых авторов с их авторскими сценариями. И хоть местами заметно, что бюджет у «Топи» был ограниченный, из-за чего редкий плохой хромакей режет глаза, видно, что каждую копеечку создатели вложили в производство. Особенно это касается натурных съёмок, в которых узнаётся визуальный стиль Эммануэля Любецки, с его любовью к широким углам, ракурсам снизу и естественному освещению (про съёмку ветвей против солнца можно и умолчать – здесь и так всё ясно). 8 из 10
Если вы до сих пор думаете, что в России не умеют снимать кино, посмотрите работы, созданные по сценариям Дмитрия Глуховского: «Текст», «Текст. Реальность», «Топи», «Metro 2033». Про первую картину поговорим позже, сегодня же остановимся на сериале «Топи». Почему я решила посмотреть эту работу? Всё просто — актёрский состав! Кто смотрел «Огонь», меня однозначно поймут — «броманс» Вани Янковского и Тихона Жизневского многих людей не оставил равнодушными! Я ждала этот сериал несколько месяцев, посмотрела другую работу, созданную по сценарию Дмитрия Глуховского — «Текст», поняла, что это будет что-то очень интересное. Так и произошло! Сериал держал в напряжении до последней серии, всё было очень запутано, я с нетерпением ждала новый эпизод, чтобы как-то разобраться в происходящем. Мои рекомендации в TikTok во время просмотра были забиты только роликами об этой киноработе. Но вот сериал закончился, а я захотела окончательно понять, о чем же говорилось в этой картине. «Топи» — российский мистический сериал, снятый режиссёром Владимиром Мирзоевым по сценарию Дмитрия Глуховского. Герои — пять москвичей, которые отправляются в монастырь, расположенный в глухой архангельской деревне. Денис (Иван Янковский) хочет вылечиться от рака, Макс (Тихон Жизневский) мечтает написать великое журналистское расследование, Соня (Анастасия Крылова) бежит от чрезмерно религиозного отца, Эля (Софья Володчинская) — от патриархальной семьи, а Катя (Катерина Шпица) спасается после разрыва с женихом. Но деревня Топи, в которой находится монастырь, оказывается не тем, чем кажется, и с каждой серией героям все труднее оттуда выбраться. Путь от сценария до готового сериала был довольно сложным: «Идея пришла мне в голову почти 10 лет назад, в преддверие Болотной. Я помню, что в Новый год с 2011-го на 2012-й я не спускался к гостям, потому что в срочном порядке дописывал финал первого варианта сценария и думал, что все вот-вот пойдет к съемкам, потому что там были уже какие-то продюсеры, готовые сериал запускать. Но они рассчитывали сначала на спонсорские деньги, потом — на государственные. В итоге спонсор почитал — и отказался. «Фонд кино» почитал и тоже отказался. В итоге в прошлом году мы наконец нашли продюсеров, которые поверили в эту историю, решили рискнуть — и у нас все сложилось с «Яндексом» и «Кинопоиском»», — говорит писатель. Каждый элемент в этом сериале имеет большую роль. Каждый герой по-своему интересен, каждый раскрывает актуальную проблему. Нельзя сказать, что интересных персонажей мы видим именно в главных образах, второстепенные герои ничуть не уступают. Мне также было любопытно наблюдать за капитаном Козловым (Александр Доронин), за водителем/хозяином (Максим Суханов) и за местными жителями, которые очень точно передавали атмосферу деревни. Картинка, музыка, актерский состав всё сложилось воедино. Хронометраж, возможно, немного затянут, и все было бы проще увязать в более короткие серии, но того стоила работа операторов и художников постановщиков. Жутко, мрачно и загадочно. Кадры вызывают мурашки, а появляющиеся то там, то тут элементы разгадки всё больше вводят в недоумение. Костюмы произвели на зрителей особое впечатление, больше всего запомнилась и полюбилась леопардовая шуба. Концовка осталась немного неясной, но может это было сделано специально?
Не являясь поклонником сериалов как жанра, я совершенно случайно увидел рекламу на стороннем сайте, где больше обсуждали автора, чем сам сериал. Ожидать чего-то было сложно, тем более что к Глуховскому я отношусь предвзято еще с его 'Метро', где не нашёл для себя ничего интересного. В то же время, после просмотра каждой серии я ловил себя на двух мыслях: мне интересно, что будет дальше, как раскроется история, но многие моменты можно было бы или сократить, или переснять. Очень боялся, что история или скатится в никуда, или будет объяснена банальным 'и тут они все проснулись'. К сожалению, четких ответов на многие вопросы я не получил, хотя общая канва ясна и какие-то вещи интересно додумать самому. Общий посыл - Топи есть в каждом из нас, все могут попасть на крючок, далеко не все могут с этого крючка соскочить. Кому-то на крючке более чем комфортно, кто-то только делает вид, что хочет с него слезть. Интересен некий библейский подтекст, что каждый, кто пытался убежать от своих демонов, вроде как и получил некое избавление, но оно не принесло ему радости. Эта мысль действительно справедлива и относится ко всем людям, не важно где и как они живут. По сценарию - много самоповторов, где-то не хватает нагнетания, арки некоторых персонажей просто зарублены (Катя и Эля были слиты, за это очень обидно). К игре актеров претензий почти нет: персонаж Максим бесил (как и запланировано), Денис вызывал очень странные эмоции (актер как будто не знал, что ему играть и почему надо играть одно и то же), над Соней почти светился нимб (наверное, стоило как-то её скелетов в шкафу раскрыть подробнее). Эля и Катя - можно было добавить экранного времени. Невероятное преображение Максима Суханова доставило удовольствие, особенно его голос и поведение в 7й серии. Возможно, неспешность повествования компенсировалась некоторыми идеями и твистами, я вообще редко смотрю что-то серийное, что длится дольше двадцати минут. Мой вердикт: нисколько не жалею о потраченном времени, сериал оставил много тем для размышлений и дискуссий. Помните, в Топях никого не держат и туда никого не зовут, люди не только сами туда едут по своему желанию, но еще и других могут затянуть. 8 из 10
Закончила смотреть «Топи» и кажется, все, что есть внутри нас – это и есть те самые «топи». Тягучее, засасывающее, не дающее надежду на спасение. Всем нам приходит переживать экзистенциальный кризис, задавать себе тот самый вопрос — «тварь я дрожащая иль право имею». И большая часть из нас останавливается на тварях. Поломанный человек склонен преуменьшать свое значение в мире, и боится движения вперед. И каждый из нас пытается справиться с этим кризисом по своему – кто-то пьет каждый вечер, пытаясь заглушить голос подсознания, кто-то четко выстраивает линию своей жизни, не давая себе отклониться даже на миллиметр в сторону, кто-то убивает себя бешеной нагрузкой, растирая тело в кровь, выдавливая из себя невозможное и объясняя это ростом, кто-то не вылезает из кабинета психотерапевта, пытаясь найти себя. Но все это попытка бежать от себя, от того, что сидит в глубине, от тех секретов, которые затаились глубоко внутри и ждут своего часа, когда можно будет без страха вылезти из недр, и стать единственным дирижером жизни. Внутри нас всегда есть пустой и тьма, и есть лишь проблески света. Кому-то из нас везет – свет переходит в рассвет, они встречают новый день и могут жить. Кому-то везет меньше, и они лишь имитируют жизнь, радость, отношения и полноту. Но каждый вечер залезая в кровать, мы ведем борьбу – только не сегодня, я не хочу сталкиваться с собой, не хочу отвечать себе на вопросы, я боюсь ответов. «Топи» — это аллегория. Хозяин – это страх, который сковывает, когда надо делать шаг вперед, прощаться с привычным собой. Когда надо перестать делать то, к чему привык и делать движение вперед, даже когда страшно, и когда не знаешь, что будет дальше. И мы топчемся на месте, пусть оно и обрыдло до бесконечности, но оно знакомо, оно стабильно. Мы привыкли к этому, пьем воду из отравленного колодца, питаем себя не сбывшимися надеждами из прошлого, в ожидании чуда, которое никогда не наступит. «Иначе как в этих сланных Топях выжить?» Каждому нужен хозяин — девиз истории. И хозяин это не человек, который говорит тебе, что делать. Хозяин это устоявшиеся привычки, взгляды на жизнь, то, что мы привыкли считать правдой, привыкли считать истинной. Мы привязаны к своим убеждениям и боимся вперед, потому что боимся боли. Не физической, с ней справится легче всего. Мы боимся жить, потому что жить – это боль. И осознание этой боли пугает больше, чем сам факт. И можно обманываться, что мы становимся лучше, становимся сильнее и двигаемся вперед. На самом деле мы бегаем по замкнутому кругу, думая что вырвались. Потому что «Топи» –– это мы.
Я начинающий сценарист, смотрел (и досмотрел до конца) 'Топи', чтобы чему-то научиться и, честно говоря, научился многому. До этого я не смотрел плохие фильмы и сериалы, не считал это необходимым, но теперь решил посмотреть и их - учиться чему-то от противного. На основании того, чему я научился, я и хотел бы построить свою рецензию. 1. Я научился тому, как важно прорабатывать персонажей, чтобы история склеивалась. У Глуховского 'Топи' - набор разбросанных персонажей, которые непонятно откуда берутся и непонятно куда пропадают, так и не доведя свою линию до конца (Эля, например). Их проблемы - базовые, вымученные, не подключающие проблемы. Но даже их они не сумеют никак решить, не пройдут никакой путь, не важно, путь к избавлению от проблем или путь к окончательному в них увязанию. Некоторые персонажи появляются, произносят несколько невнятных реплик (вызывающих стыд), и уходят, как, например, Саша Бортич в образе бывшей девушки главного героя. За персонажами неинтересно следить, к ним не подключаешься, не с кем, самое главное, себя соотносить, чтобы внутренне как-то присутствовать в истории. 2. Диалоги нужно писать так, чтобы каждый персонаж говорил по-разному. Все в сериале говорят одинаково. Если убрать голоса, а просто читать всё по репликам - будет непонятно, кто что говорит. Какие-то постоянные перемешивания стиля. Какие-то слова, которые, по мнению Глуховского, вроде как говорит молодёжь. Всё это неестественно, вымученно, тоскливо. Непонятно, как автор пишет серии. Во второй серии, по-моему, пять раз было произнесено слово 'ёпта' - разными персонажами, от водителя фуры, до девушки, подруги главного героя. И больше ни в одной серии никто это слово ни разу не говорил. Какие-то постоянные слова-паразиты, которые не добавляют натурализма, а мешают восприятию, добавляют кринж. 3. Форма должна соответствовать содержанию. Российская глубинка - это не выхолощенные пейзажи, это не чистые (пусть и покосившиеся) домики, это не старушки, которые принимают непонятных гостей, это не два человека на всю деревню, это не чёткая широкоформатная картинка. Российская глубинка - это трясущаяся камера 3 на 4, это теснота, грязь и мрак. 4. Юмор, философия и актуальные темы должны быть уместны. Ближе к концу у двух главных героев - создателя социальной сети и журналиста - состоялся, на фоне прекрасных полей, леса и речки, на фоне чистоты и гармонии, разговор о том, как ужасно живётся в провинции. Разговор, взявшийся из ниоткуда. Это выглядело жалко. 5. Визуал должен быть осмысленным. Тут и там в перебивках между сценами появлялись кадры то девушек в реке, то колеса, катящегося куда-то, то ещё чего-то. Это ни за чем не нужно. Это - просто для атмосферы. Но это не работает, это пусто, это глупо, это выглядит так, как будто при монтаже, чтобы добавить хронометража, просто решили вставить то, что было в архиве у оператора. 6. Надо уважать зрителя, не считать его тупым. Всё слишком разжёвано, всё слишком затянуто. Ничего не происходит большую часть времени. Если что-то происходит, то это можно сразу выкинуть, забыть, это не нужно, это ни на что не влияет. 7. У событий должны быть последствия. Почти ни у чего в этом сериале нет последствий. Вещи просто происходят, и всё. Персонажи действуют как функции, как куклы в руках неумелого сценариста. Кто-то на кого-то зачем-то обижается, ни с того ни с сего. Кого-то кусает собака, а потом этот человек спокойно идёт дальше (собака кусает в конце серии - это был бездарный клифхенгер). Кто-то с кем-то спит, а потом ничего не происходит. Этот сериал - мешанина событий, которые ни с чем не связаны. Мешанина реплик, людей, образов, фраз, которые ни вместе, ни (даже) по отдельности ничего не стоят. 8. Пустой эпатаж ради эпатажа - тупо. В интервью после выхода сериала Глуховский вдохновлённо (ощущая себя бунтарём) рассказывал о том, почему этот сериал не покажут по телевизору. Много обнажёнки, много мата, да и шутки политические. По порядку: политические шутки тут уровня семиклассника. Это фразы о том, что милицию переименовали в полицию, а суть не поменялась. Это о том, что чиновники - воруют, что богатые - могут больше, чем бедные, что в России в провинции - живут бедно. Это просто проговаривается словами, это никак не доносится, никак не иллюстрируется. Это - актуалочка ради актуалочки. Мат - вообще ни к месту, вообще не органично, вообще не натурально и тоже никакую функцию не исполняет. Он употребляется везде, его эффект распыляется и из-за этого всё выглядит блёкло. Также и с голыми телами и постельными сценами - иногда просто казалось, что у автора сексуальные отклонения, так много их было и так неуместно. Девушка в огороде, вместо того, чтобы просто работать, работала топлес. Двое людей в поезде, вместо того, чтобы просто ехать, решают заняться сексом. У этого не будет никаких последствий, кроме непосредственно секса. Зато на телевизор не возьмут. Кстати, про телевизор здесь будет тоже несколько шуток - таких же глупых и неуместных, как и всё остальное. 9. Главный вывод: наверное, надо выйти из подросткового возраста, чтобы писать и творить что-то иное, кроме подростковых псевдотриллеров. Все темы - подростковые, все герои ведут себя, шутят, говорят, рассуждают, как подростки. Темы жизни и смерти, бога и человека, нищеты и богатства, власти и безвластия, провинции и Москвы - подняты на уровне тринадцатилетнего подростка. Постоянная озабоченность голыми женщинами, пошлыми шутками, матов - из той же оперы. Это бездарная работа. Ленивая. В ней нет хорошего абсолютно ничего. Операторская работа хороша - но здесь она не соотносится с драматургическим содержанием. Драматургия - отвратительна. Поразительный эффект 'Топей' - после них даже посредственная серия посредственного западного сериала кажется шедевром. Кажется глотком свежего воздуха - там и персонажи проработаны, и диалоги органичны, и история цепляет, и есть, может быть, даже о чём подумать. 1 из 10
Периодически каждый из нас хочет взять и сбежать от своих проблем, которые кажутся неразрешимыми. Пребывая в условиях, когда больше нет сил бороться и хочется банально опустить руки, мы не можем абсолютно сделать ничего стоящего, однако если появляется хотя бы малейший шанс на то, что мы сможем переломить свою судьбу, сломить привычный порядок дня и бросить вызов собственным демонам, то за него необходимо хвататься всеми силами! Собственно, именно так и поступили главные герои сериала «Топи», откровенно уставшие от рутины и постоянно сваливающихся на их головы неприятностей. Однако выбранная ими дорога оказалась совсем непростой, ведь там, за пределами больших городов, порой случаются очень страшные, неоднозначные вещи. Во главе этой истории находятся пятеро молодых людей, каждый из которых имеет свои причины на то, чтобы ненадолго вырваться из рутины бесконечных серых дней и, возможно, отыскать для себя новую дорогу и понимание того, что делать далее. Например, Денис (Иван Янковский) имеет деньги, у него есть друзья, девушки на него буквально вешаются, однако он затеял слишком рисковую игру с властями из-за собственной уникальной разработки, его здоровье под ударом, планы на будущее весьма туманны, и единственный выход из ситуации он видит в посещении отдаленного чудотворного монастыря, закинутого где-то на Севере России. Вместе с Денисом в путешествии на «край света» отправляется Катя (Екатерина Шпица), которую накануне свадьбы бросил жених, Максим (Тихон Жизневский), сотрудник сомнительного издания, откровенно уставший от рабочей «желтизны» и заказных задач, Эля (Софья Володчинская), мечтающая сбежать от своего ревнивого жениха-южанина куда глаза глядят, а также Соня (Анастасия Крылова), которая после смерти сестры по сути осталась сам на сам с тираном-отцом, отыскать общий язык с которым не представляется возможным. И вот вся эта неожиданная компания оказывается на пути в Топи, где их ожидает нечто совершенно непредсказуемое, зловещее, напряженное. Данный сериал появился на свет благодаря таланту знаменитого писателя Дмитрия Глуховского, которого мы знаем по таким громким произведениям, как «Метро 2033» и «Текс». Но в случае с «Топями» Глуховский пошел в своих фантазиях и рассуждениях гораздо дальше, он создал многогранное, драматичное произведение с действительно интересными персонажами во главе, коим придется пройти сложный, пугающий путь, в конце которого должно прийти осознание совсем иных ценностей и даже иное мировоззрение. Герои полагали, что сбежав от реальности, они в два счета отыщут все ответы на интересующие их вопросы, но они ошибались. Топи – это не просто какой-то старинный русский фольк-курорт, а место, где необходимо сталкиваться со своими демонами лицом к лицу самостоятельно, не ждать, что за тебя кто-то что-то сделает, и вот такой вот квест на выживание не может не удивлять. По крайней мере мне было интересно следить за развитием событий, переживать за выбранных героев и с каждой серией приближаться к развязке, которая обещает быть чем-то в действительности неординарным. В итоге хочу сказать, что «Топи» представляют собой увлекательное, непредсказуемое и достойное зрелище, на которое стоит обратить свое внимание. Создатели подошли к рассказу со всей серьезностью, у них была крепкая идея, реализованная по всем канонам качественного драматического триллера, сочетающего в себе хоррор, мелодраму и мистику. Так что смотрите внимательно и делайте собственные выводы. 9 из 10
Не вижу смысла в отзывах, написанных до выхода заключительной серии - это как бы не совсем честно, потому что картинка неполная. Я специально ждала финала для полноты ощущений и, что уж там скрывать, с надеждой на шедевр. Во время просмотра мое мнение менялось с положительного на отрицательное и обратно несколько раз. В итоге по общему впечатлению рецензия все-таки красного цвета. Пройдусь по положительным моментам: - бесспорно, визуал: цвет и свет в кадре, разнящиеся по мере погружения в историю, декорации, работа художника по костюмам абсолютно блестящи. по уровню мрачности - не хуже первого сезона True Detective, по уровню мистики может спорить с ранними сезонами American Horror Story (безусловно, с поправкой на наши реалии); - музыка Аигел гипнотизирует и завораживает; - задумка про вечные 90е, несмотря на то, что первая версия сценария была написана 10 лет назад, как никогда актуальна; - все актерские работы, кроме, пожалуй, Ивана Янковского, интересные. особенно хочется выделить, конечно же, Максима Суханова, а также Александра Доронина - крайне сильные и, что отрадно, неоднозначные образы. еще запомнилась Софья Володчинская: характерная, фактурная, плюс ее героиня, как и застывшая в сериале эпоха, очень вписывается в сегодняшнюю повестку. А дальше минусы: - обилие мата и обнаженки - не всегда к месту, не всегда эстетично; - история очень долго топчется на месте и чудовищно провисает: с момента приезда героев в 'Топи' до финальной серии кроме пары относительно неожиданных поворотов нет ровным счетом никакой новой информации; - отсутствие развития персонажей (исключения, пожалуй, Денис, герой Ивана Янковского, и полисмен в исполнении Александра Доронина. тем не менее, повторюсь - работа Янковского не впечатляет. динамика его персонажа - чисто сценарный ход, в игре самого актера я ее не ощутила); - практически ни одна линия не находит своего завершения; - отдельный вопрос, кто такой 'Хозяин' и в чем его мотивация; - абсолютно разочаровывающая концовка, не дающая ответов о происходящем. Общее впечатление: создатели неслабо подзаморочились с созданием атмосферы и антуража, но совершенно забыли об истории, которая должна куда-то двигаться. Очень жаль потраченного времени. А еще больше - нераскрытого потенциала. 5 из 10
Чтобы описать моё впечатление от сериала, задам вам вопрос: вы смотрели сериал «Твин Пикс»? Думаю, для многих он стоит отдельно от остального кинематографа. Вот есть «Твин Пикс», и есть все остальные фильмы. О «Топи» я сказала так: это фильм, который я точно не забуду. Это кино не для всех. Чем, собственно, и объясняется столь низкий рейтинг. Не зашёл сериал тем, кто не любит мистику, не подключает ассоциативное мышление и не умеет читать между строк. Ну и, прямо скажем, арт-хаус тоже на любителя. Сериал снят по одноимённой книге Дмитрия Глуховского и по его же оригинальному сценарию. Режиссёр Владимир Мерзоев, в ролях - разномастная по известности молодёжь и мэтр Максим Суханов. Все они дружно оказываются в забытым Богом российском захолустье, а точнее, в загадочной деревне Топи, в которой сталкиваются лицом к лицу со своими страхами. Развитие сюжета степенное, происходящее медленно, но верно. Оно начинает засасывать вас как местные болота с отравленной водой, окутывать своим дурманом. В какой-то момент ваши мысли запутываются, ноты музыки 'Аигел' шелестят наперегонки с вашими мурашками, и вот вы уже там, внутри истории, ищете ответы на вопросы, а, получив ответы, хотите убежать, но не можете. Потому что из Топи невозможно убежать. Отличная операторская работа. Шикарный саундтрек. Актёрам - респект, особенно великолепному Максиму Суханову. Лично я уже третий раз пишу хвалебный отзыв на этот фильм. 9 из 10
Давно хотелось посмотреть что-то, связанное с русской деревней и хоррором, трейлер 'Топей' обещал нечто подобное. Но, к сожалению, как часто бывает - хорошая идея попала в руки не тем людям, исполнение хромает от и до. Начну, пожалуй, с плюсов. Во-первых - приятная цветовая гамма, подходящая под сюжет и общую атмосферу. Прекрасные пейзажи леса, деревни, антураж. Визуально - отличная работа, которую хочется смотреть. Во-вторых - неплохая задумка, связанная с мистической подоплекой и происходящим в деревне. Но, к сожалению, на этом плюсы заканчиваются. Сюжет недоработан, первые серии постоянно появляются какие-то знаки и намеки, требующие объяснения, но понять, что происходит, получится только к концу сериала. Постоянное нагнетание начинает раздражать и наскучивать, а вопросы остаются. Конечно, как зритель, я могу сама додумать и ответить на них, но зачем вообще тогда что-то смотреть? Герои плоские и картонные, сочувствия не вызывают совершенно. У них нет ни проработанных историй, ни каких-то моментов, заставляющих прочувствовать их трагедии - нам просто пытаются показать, что у них есть какие-то проблемы и они бегут от оных, но зачем бегут, что ими движет, что они чувствуют - передано отвратительно и скомкано. Единственный, кто за весь сериал вызвал у меня сочувствие - Чучундра. Актерская игра местами жутко хромает, когда один из героев заорал от головной боли, у меня задергался глаз. Это было слишком неестественно и нереалистично, эмоции не передались. Обилие обнаженки не спасает - совершенно не ясно, зачем постоянно раздевать персонажей, и мужчин, и женщин. В этом нет ни какой-то эстетики, ни смысла - выглядит пусто, как будто режиссер мечтал сделать налет Триера, но получилось как получилось. Саундтрек местами хорош, местами только он и вытягивает сцену, т. к. без него не получится триллера. В общем, сериал одноразовый, не стоящий 7 часов времени - все можно было уложить и в полтора часа фильма. 5 из 10
Начинала смотреть сериал с большим кредитом доверия. С первой заставки бросился в глаза лайтовый закос под сериал 'Тьма', но на этом сходство по духу, увы, кончилось. Нас встречают главные герои повествования: богатый нигилист, девочка-недотрога, которую под него весь сюжет будут подкладывать как самую достойную самку, тридцатилетняя брошенка, которую с первой серии будут все гнобить, похотливый скоморох, кавказская пленница, у которой не прописаны особо никакие черты личности, кроме национальности. Ощущения от сеттинга - будто за окном нулевые, надо купить долларов по 30. Для кого это снято? Судя по образу главного героя в исполнении Ивана Янковского, для женской аудитории, но какого возраста? Девушкам 20 лет, едва ли придётся по душе педалирование темы, что девушка должна быть молодой, невинной, набожной и с глазами в пол. Девушкам ближе к 30 точно не придётся по душе утверждение, что им пора бы заползти под пень и там сдохнуть от презрения окружающих, идущее красной нитью через всё повествование. Не могу ничего особо сказать насчёт третьей героини, тк, как уже сказала выше, кроме национального вопроса её линия не выражает ничего. Может, представительницам национальных меньшинств это и откликнется. Что касается сюжета - некоторые его повороты очень примитивны, герои ведут себя неправдоподобно, либо слишком бурно, либо слишком равнодушно реагируя на какие-то события. Резюмируя: из плюсов - красивый Ваня Янковский, из минусов - почти всё остальное. Киноделам из нулевых пора понять, что нулевые прошли, и свои сексистко-эйджистские взгляды им неплохо бы засунуть поглубже и не позориться
Как сейчас помню свою заметку на премьерные серии сериала «Топи». «Не ждите американских горок. Сразу было ясно, что это русский трамвай – история чистилища. Укороченная версия «Остаться в живых»». Досмотрела. В принципе как говорится «Первый взгляд – самый верный». Действительно американских горок не было. Был русский трамвай. «За открытыми окнами вагона линии „А“ шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку…», — писал о знаменитой «Аннушке» Константин Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае. Но господи- это бесконечное кружение так завораживает. Гипнотизирует, как обряд мевлеви, который, если кто не знает, состоит из декламации стиха во славу пророка Мухаммеда, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца. Но вот про чистилище – это я как-то погорячилась. Извините – ведь в православии понятие чистилища отрицается вовсе. Есть чистилище или нет – науке не известно, но за мир «посмертия» отдельное спасибо Глуховскому. Они с Мирзоевым действительно смогли создать какой-то удивительный мир, утирающий нос даже миру мучений Джека Воробья, коротающего бесконечность в тайнике Дэйви Джонса. Перевернутая реальность «Топей» очаровывает. «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – превращается в обычную ловлю рыб на опарышей, которые естественно лучше всего размножаются в отрубленных головах…. Пересказывать литературное произведение – дело неблагодарное, а «Топи» - это именно литературное произведение. Поэтому лично от меня большой совет – посмотрите! Роскошная актерская работа всего коллектива, но образ, созданный Максимом Сухановым – это топ. Честно, давно не припомню такой сильной актерской работы, тем более в российском кинематографе. Отдельное спасибо – за звуковую дорожку 18+. Считаю, что в «Топях» она создает не меньший эффект, чем создал Сергей Шнуров, наложив нецензурную лексику на простенькие мотивы ска и получив вау-эффект группы «Ленинград». Писать можно долго, но повторюсь – лучше посмотрите. 9 из 10 И только из-за последней серии, от которой немного повеяло, то ли братьями Стругацкими, то ли «Мастером и Маргаритой». Сама не пойму, может мне это и кажется, но по мне лучшей концовкой было что-то вроде последних 20 минут, например, «Дъявольского кузнеца» («Errementari»), но это лишь мой взгляд, а «Топи» заслуживают множества взглядов, потому как…
Мне всегда казалось, что путь к сердцу зрителя лежит через персонажей, с которыми этот зритель сможет себя ассоциировать или как минимум узнать в них кого то. Это делает происходящее на экране чем то личным, вызывает эмоции, заставляет им сопереживать и тд. Но что же на м показывает сериал Топи? (который, к слову, я обещал себе принципиально не смотреть, так как его агрессивная реклама на YouTube изнасиловала мою психику уже заведомо, причём без моего на то согласие) В плане персонажей тут МАКСИМАЛЬНО нереалистичные герои, являющие собой очень плохую кальку с классических типажей западных фильмов из серии «поехала компания подростков на отдых». Если живут, то в каких то лофтах с окнами в пол, выходящими чуть ли не на Новый Арбат, если запивают таблетки, то исключительно алкоголем, если играют в игру, то в «правда и желание», а не в «бутылочку», если говорят с родителями, то всегда агрессивно, да ещё и щедро приправляя матюгами. Вот нам показывают героиню Шпицы, она наглоталась таблеток, потому что от нее ушёл мужик. А через пару минут она уже сосётся с первым встречным в купе поезда после 100 грамм какой то бурды. Кто то кого то тут узнал?! Я лично таких людей не знаю, они будто из параллельной вселенной, хотя я с ними как бы в одном городе живу. И это только Введение.. Боюсь представить что же зрителя ждёт дальше. Истории всех героев настолько скомкано и быстро показаны, что вызывают скорее отторжение, чем привязанность к персонажу. В итоге, не досмотрев и первой серии, я выключил, плюясь и зарекаясь верить впредь оценкам. Вполне резонно сказать «ну первая серия не показатель, там дальше начинается самое интересное!» Возможно. Но, как говорится, жизнь слишком коротка, чтобы тратить её не плохие сериалы, в которых слышен стук со дна уже в первой серии… P.S совсем забыл! А спонсор нашего сериала - Iphone 11 PRO (у некоторых даже max)
'Топи' - новая работа писателя Дмитрия Глуховского, выступившего на этот раз в амплуа сценариста. Этот сериал можно считать показательным по отношению к творчеству автора, поскольку данное произведение вобрало в себя все те идеи и образы, которые ранее нам удавалось наблюдать у Глуховского-писателя. Недавно в мире кино и литературы случилось (не побоюсь этого слова) грандиозное событие: Чарли Кауфман, сценарист, чьи работы ('Быть Джоном Малковичем', 'Вечное сияние чистого разума') подвергались жестким редактурам в силу невозможности визуального отражения тех или иных идей, выпустил свой дебютный роман 'Муравечество', в котором он написал всё то, что просто было бы невозможно отразить на киноплёнке. С Глуховским у нас ситуация сложилась практически аналогичная: он написал произведение, которое изначально проще воспринимать на экране монитора. Разница лишь в том, что Глуховский-сценарист в отличие от Кауфмана-писателя сработал в непривычной для себя форме хуже, чем в привычной, однако, это не помешало ему казаться сильнее на фоне других сценаристов. По уровню сторителлинга его новая работа не уступает новым многосерийным проектам, но может уступать его ранее изданным романам. Так или иначе, творческий рост Дмитрия заметен. Надеюсь, что в данной стезе он не остановится и продолжит радовать зрителя своими качественными проектами. И всё же, что такое Топи? Если ссылаться на толковый словарь Кузнецова, топь - это топкое, болотистое место; трясина. Название населённого пункта соответствует локации как таковой: перед зрителем распростёрлась деревня, построенная на болотистой местности. Помимо буквального, вы видим фигуральное, метафоричное значение топи. Наших героев туда засасывает и они не могут выбраться обратно. В свою же очередь трясина может олицетворять рутину или иные неразрешимые жизненные обстоятельства, и, как мы знаем, чем сильнее ты пытаешься выбраться из болота, тем быстрее тебя в него засасывает. Однако, хотелось бы обратить внимание на альтернативное происхождение названия деревни. С древне-греческого корень 'топос' переводится как 'место' и отсылает нас к известному жанру социальной фантастики, но к утопии ли? Возможно. Смотря с какой стороны заглянуть. Понятие 'Утопия' было введено в широкий обиход Томасом Мором, когда он написал одноимённый философский трактат об идеальном государстве. Для жителей это место однозначно утопично. А если взглянуть с другой стороны? Со стороны загадочного хозяина. Всё с точностью наоборот. 'Политический' строй в данной деревне может относиться к обоим понятиям. Это то ли загнивающий рай, то ли расцветающий ад. Все те приёмы магического реализма, к которым прибегают создатели картины, направлены на то, чтобы показать с обеих сторон одну и ту же локацию. Оба приведённых выше понятия обособляются, благодаря чему зритель получает качественное целостное законченное произведение. 'Топи' - это гипертрофированное, местами искаженное, но такое точное отражение русского менталитета и настоящей действительности. 'Топи' способны затянуть и зрителя в зыбь своего повествования: чем дальше вы зайдёте, тем сложнее будет отойти от просмотренного.
Пожалуй можно смело заявить, что сериалы отечественного производства за последние несколько лет совершили стремительный и впечатляющий рывок в плане качества и идеалогии. В то время, когда в отечественном кинематографе количество достойных картин сильно уступает количеству откровенно плохих, практически каждый сериал производства Premier, Start, ТНТ и Кинопоиск как минимум вызывает любопытство. Не стал исключением и данный сериал Владимира Мирзоева, снятый по сценарию автора «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. События данного сериала развиваются вокруг пятерых молодых москвичей, которые отправляются в далекий монастырь неподалёку от полузаброшенной деревни Топи. Кто-то ожидает обрести там чудо, что бы излечится от смертельной болезни, а кто-то просто бежит от своих проблем. Однако прибыв на место они становятся свидетелями и даже участниками череды странных событий, которые заставляют усомнится их в том, что – реально, а что – нет. Стоит признать, что создать действительно интересную идею не так то сложно. Сложно достойным образом развить её до полноценной истории. Что и доказывает уйма фильмов и сериалов, которые интересны на уровне идеи, но разрушается на стадии их реализации. Стать исключением сценарию Дмитрия Глуховского не удалось. Начинается сериал действительно интересно и интригующе. Однако с каждой новой серией авторы умудряются не только приумножить количество возникающих вопросов, но и озвучить абсолютно другие ответы на абсолютно другие вопросы. Что естественно делается для того, что бы как следовательно запутать зрителя, возвысится перед зрителем с лозунгом, мол «мы умнее тебя» и дать волю воображению зрителя касательно того, что же происходит на экране на самом деле. Ведь уже давно известно, что ни одна сильная сценарная команда не оказывается круче воображения зрителя. Отсюда и уйма жалоб про слитый финал. Что странно учитывая то, что несмотря на постоянные попытки запутать зрителя и увести его в другом направлении, истина, как говорится, оказывается рядом и все сводится к тому, что Топи являются личным чистилищем всех главных героев истории, в котором они должны примирится со своими грехами и идти дальше. В обратном случае, постигая участи застрять в нем навечно. Что особенно заметно в том, как «выпиливаются» из истории некоторые герои без права возвращения. Очевидно, что «Топи» являются больше продюсерским, чем режиссерским проектом, в котором режиссер Владимир Мирзоев выступил исключительно в плане исполнителя. Иным образом не объяснить, почему сериал с одной стороны является компликацией творческих и визуальных идей «Территории» и «Игры на выживание», а с другой стороны держится по тому же принципу, что и другой сериал Кинопоиска «Водоворот», начинаясь в одном жанре и трансформируясь в другой. Все это и выливается в эстетически стильную и действительно интересно поданную атмосферу «южной готики» как с точки зрения картинки, так и эмоциональной начинки. Однако само повествование получилось очень неровным. Ускоряясь в одних моментах, слишком сильно замедляясь в других и говоря откровенно, лишь проигрывая форматом мини-сериала. Так как в рамках двух часового хронометража все смотрелось бы куда интересней и динамичней. Главной жемчужиной сериала безусловно является актерский состав, который во многом вытягивает на своих плечах этот сериал. Пусть Анастасия Кылова, Катерина Шпица и Софья Володчинская сыграли максимально «ровно», Иван Янковский, Тихон Жизневский и Максим Суханов охотно компенсировали их игру своей мощнейшей харизмой, отличной игрой и полным растворением в образах. Особенно Жизневский и Суханов, которым удалось создать на экране максимально живых и словно настоящих персонажей. Не говоря уже о ворохе малоизвестных актеров, которые просто растворились в своих второстепенных персонажах и в буквальном смысле привнесли убедительную и ощутимую жизнь в Топи. Особенно обворожительная Вероника Мохирева. 6 из 10 Топи – это уже второй по очереди продукт Кинопоиска, который кажется интересным на уровне идеи, но разваливается на уровне ее реализации. С одной стороны мы имеем отличный симбиоз потрясающей картинки и атмосферы в лучших традициях «южной готики», отличные актерские работы и на мой взгляд интересную мораль о чистилище и борьбе со своими ошибками и грехами, с другой – максимально претензионный сценарий, который намеренно затягивает повествование, не выдерживает одного темпа повествования и предпочитает засыпать зрителя обилием вопросов, ответить на которые авторы просто боятся. Прикрывая страх обложатся словами «мы умнее тебя – сам додумывай» и спуская все на воображение зрителя, которое однозначно выдаст куда более интересные ответы, чем сами авторы. Но посмотреть сериал определенно стоит.
Мне сериал понравился, если не слишком придираться к деталям. Завтра покажут последнюю серию первого сезона, будет ли второй, узнаем. Но я решила оставить свою рецензию, потому что наткнулась на критические отзывы об этой картине, с которыми я не согласна. Самое абсурдное, что я увидела в одной из рецензий, это обвинение авторов сериала в русофобии. Такие штампы могут ставить только крайне зашоренные люди. Зашел сериал или нет, оценивается мной просто: его или хочется смотреть сразу и целиком или не хочется вообще. Я попала на 'Топи', когда серии выдавались порциями. Если бы нашла его, когда он уже вышел, то посмотрела бы его за один день. Не буду вдаваться в детали описания, это уже сделали другие. Снято качественно. Есть моменты, которые можно назвать даже высокохудожественными, спасибо оператору, но тут же, как не парадоксально, есть и минус - перебор с некой клиповостью отдельных моментов, когда смотришь в фильме уже отдельное видео в музыкальном в сопровождении. Мне это не понравилось. Перебор. Одна и та же коробочка с червями, показанная десять раз, уже не пугает, а подбешивает. Хочу отметить игру Янковского, Шпицы и особенно Суханова. Да и все остальные актеры справились с поставленной задачей. Для меня этот фильм о внутренних страхах, о нашем личном болоте, которое засасывает ежедневно, вытягивая силы и лишая разума. У каждого из нас случаются свои личные драмы и трагедии, каждый из нас справляется с ними по мере своих сил. На месте авторов я немного бы сократила эти 'видеоклипы' в сериях, придала сюжету динамики, раскрыла бы лучше внутренний мир героев. Сериал не супер-шедевр, но для нашего кинематографа вполне достойный проект. Ставлю высшую оценку, потому что многие сцены врезались в память. Ну и респект за красивую природу. Фильм снимался в Беларуси, где очень красивая природа. Умирающая деревня на фоне буйствующей природы - это символ мимолетности жизни. Природа победит всё и всех, что сказано давным -давно Тарковским. Неважно, живешь ли ты в пентхаусе или черной избе, ты все равно будешь тут страдать, хотя, зачастую, живущие в черных избах больше адаптированы к этой жизни, подобно птицам, которым хватает лишь скромного гнезда. Сериал больше для молодежной аудитории, хотя есть моменты, которые заставляют задуматься и человека в зрелом возрасте.
Я посмотрел первые 4 серии... В целом, сериал не плох, он даже захватывает, вто только чтоб вас захватило надо смотреть с третьей серии, но чтоб понимать что происходит, надо посмотреть первые две. Проблема в них (ну и в других моментах, но о них позже). Первые две серии вообще ни о чем. Не цепляют они никак. Если бы выпускали их по порядку, то у этого сериала не было бы зрителей, вообще. Потому что люди забивали бы на сериал только из-за первых двух серий. Первые серии это самое важное, но их тут успешно запороли. Да, потом исправились, но начало должно цеплять хоть убейте. Не должны терпеть зрители до 3 и 4 серии, чтоб у них появился интерес. Главный герой. Я искренне не понимаю, чем руководствовались авторы при его создании. Я вообще не хочу сочувствовать Денису. Ему мне хочется искренне вмазать. Его тоже приходится терпеть. И опять же только в первых двух сериях (потом видимо привыкаешь). Ну не орут люди с раком чего угодно, когда им больно от опухоли. Они ноют, стонут, скулят, но не орут (да ещё так бездарно). И не ведут себя как сумасшедшие, когда им плохо. Эля. Это что за персонаж? Она теряется на фоне остальных. В один момент она просто выпадает из событий и не появляется на экране долго. В ней нет изюминки. Главный герой (каким бы он не был) запоминается. Катя запоминается. Мак и Соня тоже, а Эля нет. В чем ее особенность? В том, что она феминистка? В том что у нее ствол при себе? Не делает это ее особенной. Возможно когда писался сценарий в 2011 году, это было ещё чем-то интересным. Но камон! На дворе 2021 год! Феминизмом никого не удивишь. Вот журналист, который смело показывает начальнику, что японское порно во время работы смотрит, ещё как-то может колыхнуть. Верующая девушка, которая начала сомневаться в своей вере, а потом уверовала снова сильнее, ещё больше запоминается. Парень который решился послушаться маму, хотя обычно говорит матом с ней, тоже запоминается. Да много кто запоминается, но не Эля. Звук. Иногда он режет уши. Особенно, когда ор Дениса до ультразвука доходит. Атмосфера. Сериал не знает какая у него эмоциональная окраска. Серьезно. Нет в нем какой-то однородности. В каждой серии внезапно появляются сиськи. Зачем? Да, в мистических триллерах они есть. Но там есть хотя бы повод, подтекст. Тут их нам тычут каждую серию (видимо у режиссера фетиш, как у Тарантино на ноги, дома в инете их посмотреть не вариант, надо ещё и на съемочной площадке на них наглядеться). Не надо так делать, это убивает атмосферу. Вот если девушка голая, а ее бац и убили, это другой разговор, это плюсик в атмосферу. А если это просто голая девушка из серии в серию, то это просто голая девушка из серии в серию без смысловой нагрузки и подтекста. Вставки с музыкой и рандомными кадрами тоже работают против атмосферы. Закончим на хорошем. В целом, смотреть можно. Если уметь терпеть, или стараться наслаждаться всем что тут есть, то может даже понравится с первой серии. 7 из 10 авансом. Надежда, что зафиналится это все хорошо у меня есть.
Начну пожалуй с того, что я никогда не писал рецензии на сериалы. Но топи у меня вызвали так много рассуждений, что я решил высказать своё мнение об этом сериале. СЮЖЕТ Сюжет нам повествует о пяти москвичах, которые бегут от своих проблем в деревню Топи, и там они сталкиваются со своими страхами. Сразу скажу о проблемах сюжета. Секрет Топей банален, многие ружья так и не выстреливают, а на половину вопросов так и не были даны ответы. Этот сериал, это олицетворение политических взглядов Дмитрия Глуховского. Перечислять кто что олицетворяет я не буду, так как это займёт много времени, скажу только, что Топи олицетворяют Россию, а хозяин олицетворяет власть. У меня к этому не было никаких претензий ровно до седьмой серии. Потому что именно на этом олицетворении и строится почти вся серия, отодвигая на второй план мистику. Не сказать что это сильно подпортило впечатления от концовки, но осадок оставило. Но также у сюжета есть и плюсы, он меня заинтересовал с темой чистилища и что же происходит в Топях. Также в сериале довольно неплохие концовки персонажей, особенно мента и персонажа Жизневского. ПЕРСОНАЖИ У нас есть 5 основных персонажей. Денис, пародия на Павла Дурова у которого опухоль мозга. И по совету матери он поехал в Топи в монастырь, чтобы излечиться. Макс обаятельный и неподкупный журналист мерзавец, ему дали задание нарыть компромата на Дениса. Катю бросил её парень и она пытается забыть об этом. Эля, за ней гонится её жених. И Соня, потерявшая близкого человека и теперь сомневается в религии. К мотивациям основных персонажей у меня претензий нет, но меня расстраивает их раскрытие, не рассказывают их предысторию. Когда с ними что-то случалось я не испытывал сопереживания, я испытывал только удивление. А эмоций они как будто вообще не испытывают, кроме персонажа Тихона. Как по мне это связано с тем что Глуховский хотел основных персонажей максимально олицетворять с обществом России, да и в принципе всех персонажей, но на мой взгляд это не пошло сериалу на пользу. Интересно было смотреть только за персонажам Жизневского и иногда Янковского, остальные у меня не вызвали большой симпатии. А второстепенные персонажи получились довольно колоритными и запоминающимися. Больше всего мне запомнилась Арина, которая что-то скрывает и обаятельный мент с усами Лапенко. Также бандиты получились довольно неплохими. Но есть персонаж, который мне вообще не понравился. Это дед, у которого на пол лица ожог. Он просто неприятный безумный дед, он мне показался вообще не интересным. Также появляются персонажи только для красивого кадра. ДИАЛОГИ Тут сериал прям хорошенько проседает. Большие паузы в диалогах, сами диалоги скучные (хотя есть хорошие примеры), иногда, когда один персонаж говорит, другие как будто вообще не обращают внимания. Но использование мата в диалогах придавало им немного человечности, а также меня порадовало использование мата в экстренных ситуациях. ИГРА АКТЁРОВ К игре актёров у меня претензий нет. Как по мне все довольно хорошо справились со своими ролями. ВИЗУАЛЬНОЕ ОФРМЛЕНИЕ Снимаю шляпу. Атмосфера, операторская работа и музыка затянули меня с ног до головы. Вся эта атмосфера русской глубинки не отпускала меня до конца сериала. При скучных диалогах именно это не давало заскучать. Музыку для этого сериала писала группа АИГЕЛ, и некоторые песни я добавил в свою библиотеку, настолько они мне понравились. Если брать ногату, то она нужна чтобы просто заявить «эй, у нас голые люди!». Но если брать Арину и её мать, то в этом случае ногота оправдана. К счастью персонажи симпатичные и дискомфорта не вызывают (но голые старики до сих пор преследуют меня в мыслях). ИТОГИ Лично меня сериал зацепил своей атмосферой, загадочным сюжетом, второстепенными героями и персонажам Жизневского. Конечно у этого сериала есть минусы, которые я описывал сверху, но мне было интересно смотреть этот сериал и ни разу у меня не возникало ощущения скуки. Надеюсь второй сезон будет, так как в сериале не ответили на все вопросы и сам сериал имеет довольно неплохую задумку. Также секрет топей не объясняет многие моменты, так что я надеюсь, что во втором сезоне нам покажут настоящий секрет деревни Топи. Посоветовать кому-нибудь этот сериал прям с уверенностью я не могу. Если вы любите теории, русскую глубинку и крутую атмосферу, то для ознакомления посмотрите первые две серии. Так как первую серию я считаю самой худшей, а со второй начинается разгон. Если честно, мне сейчас трудно писать заключительные слова, писать о том, как я воспринял этот сериал. Потому что в сериале обыгрывается много тем (олицетворение с Россией или то что от своих страхов не убежишь). Сериал поднимает много тем, так что я думаю мне нужно время, чтобы понять для себя как именно я его воспринял. 7.2 из 10
Минусов гораздо больше, чем плюсов, хотя идея могла выстрелить, но при более грамотном подходе. Сюжет: интрига закручивается с первых серий и зритель гадает, то ли это квест, где в конце поднимется занавес и самый главный Карабас-Барабас расскажет, что это была шоковая терапия, которая помогает вправить мозги. Либо вариант, что и впрямь все замешано на мистике и в лесу творится колдовство. Но нет! Режиссер намешал целый винегрет с молоком так, что у человека с логическим мышлением возникает информационный понос от несварения несовместимых ингредиентов. Тут и акцент картинки на оккультных предметах, тут и психоделические сцены с помешанными жителями деревни, тут и религия, и нацизм, и все это заправлено в конце какой то корявой развязкой, после которой куча вопросов. Конечно, есть такие люди, которые скажут, что там глубокий смысл, философский посыл, что режиссер заложил в сюжете какую то бомбу, которую только особо одаренные смогут найти. Нет, господа. Режиссер тупо закрутил, а раскрутить не смог. Столько наслоений, столько нелогичности, столько ляпов и противоречий, что конец как будто запилили на скорую руку, мол, нашему зрителю можно скормить и так, если преподнести продукт как нечто со скрытым смыслом, и наши восторженные не читающие слои громко захлопают в ладоши, восклицая, что режиссер чёртов гений. Актёры: полный провал. Полнейший. Какая скудная игра, какие монотонные и глупые диалоги. Никто не раскрыл своего героя. Как будто деревянные. Неплохо держался главный злодей, но и он порой лажался с явным переигрыванием. И почему так много матов? Я не ханжа, но их настолько много, что создается впечатление будто актеры забывали текст, а придумать синонимы не получалось, вот и заменяли все на мат. Неприкрытый расизм в диалогах режет по ушам, слишком много в речевом обороте высказываний по поводу героини неславянской национальности, хотя она единственная в фильме, которая не лезла в трусы к ребятам из их 'тусовки'. Зачем то примешали чеченскую войну, жуткие подробности свихнувшегося вояки вызывают отвращение не только к нему, но и к сценаристам. Товарищи, впихивать в мистический сериал не политкорректные диалоги про войну это вообще перебор. К тому же, на мой взгляд, к таким темам вообще надо подходить аккуратно. Война - это всегда трагедия для всех сторон и нужно стараться сохранять уважение к памяти павшим в боях людям, которые пострадали из за политических игрищ. Но нет, Остапа понесло и сценаристы влепили отсебятину, мол, добавить перчика в сюжет. Музыка: атмосферного музыкального сопровождения вы здесь не услышите, даже не надейтесь. Все происходит под несколько заурядных треков одной и той же исполнительницы, как будто у нее бенефис в этом фильме или скрытая реклама, но уж очень навязчиво. Конец сериала: полное разочарование. Объяснили причину массового сумасшествия, но тут же возникает миллион вопросов. Типа здрасьте, а как получилось, что вот это и вот это. И столько логических несостыковок, что возникает ощущение, что зрителя просто надули. Скормили, лишь бы съел. А есть ли плюсы: да, соглашусь со многими, что операторская работа зачёт. Сериал во многом выехал благодаря подаче, графике, спецэффектам и оператору. Вывод: все чаще становится стыдно за российское кино. У нас есть сильные картины, но все больше штампуют некачественный недоработанный шлак. Но самое страшное, что сейчас все больше тех, кто это ест и ест с удовольствием...
Решилась я посмотреть «Топи» из-за неоднозначных отзывов о сериале. Мнения пали в крайности: либо очень понравилось, либо вообще нет. Я решила не доверять знакомым и оценить самой. «Топи» явно претендует на авторское кино. Мрачная атмосфера, персонажи с причудами, мистические события и все «в таком духе». Персонажи – это явная аллегория на современное общество: элита, современное, образованное население и наоборот – «полная деревня» во всех смыслах, национальные меньшинства, молодежь/дети, Государство, как хозяин всея, правоохранительные органы и их безалаберность и нежелание помогать, криминальный мир и т.д. За 7 серий (грубо говоря, 7 часов), нам пытались раскрыть сюжет и объяснить происходящие события. К сожалению, персонажи для меня оказались не полностью раскрытыми, как и недостаточными показались объяснения происходящей мистики. «Галлюцинации» объяснялись лишь влиянием извне, однако откуда пришло это влияние, кто зачинщик-то? Триповых персонажей в сериал добавили, чтобы разбавить атмосферу. Вечный страдальщик Денис Титов (актер И. Янковский) играет превосходно, потому что на его лице нет совершенно никакого выражения! Диалоги зачастую скучны и абсурдны (что стоит вспомнить конфликт с Максимом Кольцовым), хотя, наверное, задумка такой и должна быть, это же так интересно наблюдать на отсутствующую мимику персонажа. Для меня так же осталось загадкой, почему ребята, поняв, что происходит что-то неладное, просто разделились, как это бывает во всех фильмах ужасов. Честно, я бы не сказала, что «Топи» так плох. Взглянуть в оценки – некоторые люди ставят ему даже единицы. Но не все так плохо. «Топи» атмосферой похож на «Текст» (того же самого Глуховского). «Текст» как раз мне понравился. Не могу сказать того же самого про данный сериал, все-таки сомнительная мистика на вызывает у меня каких-то положительных эмоций, да и на мрачную атмосферу тяжело постоянно смотреть. Сериал вызывает больше вопросов, чем дает их, да и можно было в целом сделать персонажей более живыми – заставить играть. Думаю, Глуховский сделает пару выводов и еще нас порадует.