Фильм знаменует собой переход от итальянского неореализма к интеллектуальному артхаузному кино. Поэтому, с одной стороны, всё максимально жизненно и узнаваемо, многие проблемы переносятся на себя. Поиск выходцами с бедного сельского юга новой судьбы на промышленном севере – проблема всеобщая. Но осмысляется она как разрыв с патриархальными корнями. Вот почему в начале картины такое значение имеет память об отце и соблюдение траура. Поэтому помолвка Винченце для матери кощунственна, тем более что он по традиции должен был взять на себя заботу о семье, как старший мужчина в доме. Но, размышляя о столь всеобщем процессе, Висконти не мог не обратиться к опыту литературы, и поэтому совершенно сознательно проводит параллели с романом Достоевского «Идиот». Страсть к проститутке Наде разрушает и жизнь, и личность второго из братьев – Симоне. Это, действительно, тёмная, разрушительная и неудержимая страсть, вполне сопоставимая со страстью Рогожина: она лишила его спортивных побед, ожесточила его характер. Но в условиях разрушения патриархальных нравственных норм это крушение остановить нечем. Любовь Рокко к Наде носит совершенно иной характер: он хочет её спасти, вернуть ей надежду и смысл жизни. Даже перенеся жестокие «уроки» брата, он думает не о своей обиде, а о том, насколько та необходима Симоне. Его самопожертвование связано не только с христианскими идеалами, но и с патриархальными семейными нормами, ведь они братья не только во Христе, но и просто братья в прямом смысле слова. Хотя сам Симоне уже от этих представлений отказывается, он объясняет Чиро, что деревенская жизнь – это рабский бесконечный труд, бесперспективность, униженность. Сначала шокирует то, что висконтиевский Мышкин – боксёр, хоть о нём и говорят, что он мухи не обидит, да и в спорт он пришёл против собственной воли, по стечению обстоятельств. Но как может выбиться в люди южанин, не получивший ни образования, ни трудовых навыков и привычек? Для Висконти это принципиально. Его герой такой «исусик» не из-за слабости и неприспособленности к жизни, как у Достоевского, он не хочет, чтобы его герой вызывал жалость, тем более что в визуальном искусстве это внешнее впечатление труднее преодолеть. Рокко видит единственное спасение семьи в возвращении к прежней деревенской жизни, в мир столь поэтично вспоминаемой им природы, но о бедности, подневольности этой жизни он не вспоминает, да и просто практически как прокормит пять семей земля, на которой одна жила впроголодь. Чего же добивается положительно прекрасный человек уже в двадцатом веке? Он пожертвовал Надей, так как Симоне без неё жить не сможет, ему она нужнее, но она потеряла надежду на будущее и винит во всём Рокко. В итоге прекрасное должно погибнуть, Симоне не может позволить этому прекрасному принадлежать другому. Сам Рокко жертвует собой и отказываясь от Нади и закабаляя себя выплатой долгов Симоне. Всем этим сложностям противопоставляется брат Чиро, который в своём понимании спасает семью, восстанавливая справедливость. В отличие от Рокко он свободен от власти страстей, и для него Симоне воплощение абсолютного зла, шелудивая овца, которую… из стада вон. Его любовь светлая, незамысловатая и жизнь такая же. Напряжением сил и воли он получает образование, устраивается рабочим на Альфа-Ромео, его вполне устраивает обычная судьба, как у всех. Этот бескрылый реалист – победитель? Но младший, Лука (тёзка автора) в финале фильма гладит портрет Рокко и мечтает вместе с ним вернуться в деревню, не приспосабливаясь в отличие от Винченце и Чиро к будущему обывательскому довольству и разъединённости, царящим в городе. Вот только удастся ли? Повторив эксперимент Достоевского, Висконти не находит положительных решений и к своему герою относится, пожалуй, более критически, чем Фёдор Михайлович.
Лукино Висконти, сблизившийся в годы Второй мировой войны с итальянскими коммунистами, стремился с максимально возможной достоверностью отражать факты и события из жизни рабочего класса и городских низов. Основной упор в его киноработах делался не на отвлеченные идеи, а на чувства персонажей. Его фильмы про проблемы «маленьких людей» сняты с максимальным состраданием и гуманизмом. «Рокко и его братья» - яркий представитель эпохи итальянского неореализма, в фильме отсутствует какой-либо назидательный элемент. Так как мораль общества и правила поведения меняются с течением времени, значит, фильм, не загнанный в определённые рамки, будет востребован даже по прошествии множества лет. Эта драма - криминальная, да еще с эпическим оттенком - по сути, почти отсылка к великим трагедиям античности и произведениям Достоевского. Хотя фильм о семье в целом, каждому брату уделена своя «глава», а точнее, пятая часть от трёхчасового экранного действа, большинство событий происходит с участием героев Алена Делона и Ренато Сальватори - Рокко и Симоне. Блестяще исполнив роль наивного мечтателя Рокко, тогда ещё молодой Ален Делон приобрел широкую известность. После смерти мужа Розария Паронди вынуждена в одиночку воспитывать пятерых сыновей. В поисках лучшей доли бедное семейство из нищей южной деревушки перебирается в промышленный Милан. Старший брат Винченцо, поглощенный будущей свадьбой, был застигнут врасплох семьёй, свалившейся как снег на голову. Поиски жилья и любой работы занимают всё время Рокко и его братьев. Поначалу их даже трудно отличить друг от друга - все в одинаковой потрёпанной крестьянской одежде, все примерно одного возраста, однако общая жизненная неустроенность накладывается на кардинальное несходство характеров, провоцируя конфликты в некогда дружной семье. В историю взаимоотношений горячих сицилийцев Рокко и Симоне вмешивается любовь к очаровательной Наде. Лишь младший Чиро - единственный, кто предугадывает крах семьи Паронди… Италия в фильме Висконти показана в приглушённых полутонах. С солнечных полей итальянского Юга семья Паронди попадает в большой город, где только деньги играют важную роль. Среди боев на ринге, тёмных миланских переулков и душных комнатушек для бедных разворачивается тонкая психологическая драма, где всей жестокости Симоне противостоит ангельская доброта Рокко. Этот кинороман - великолепная экранизация произведения Джованни Тестори о семье, члены которой постепенно теряют свои корни, свою любовь и доверие к окружающему миру, в начале 60-х был актуален как никогда, да и сейчас ничуть не устарел. «Рокко и его братья» - это одна из лучших картин Лукино Висконти, ставшая классикой мирового кино.
Удел зрелого мужчины, мужчины обладающего культурой – подражать Богу, а он известный парадоксалист. И этот парадоксализм, раз уж он «божественен», -- благотворен. Полный сил Лукино Висконти осознает эту благотворность в полной мере и понимает ее как расширение сознания. Потянуть зрителя за одну душевную ниточку в одну сторону, затем в другую и так непрерывно. И сделать это интеллигентно, без шока. Грубый человек убивает («врага») и затем кается или не убивает (и затем опять-таки кается) – он шокирующий парадоксалист, человек же культуры парадоксалист благотворный, мягкий. Расширить сознание зрителя, открыть ему не один горизонт одной какой-то теории, а несколько горизонтов многих теорий, добиться того, чтобы душа зрителя вздохнула, чтобы расширилась ее «диафрагма». Показать неограниченные возможности душевной жизни, обогатить ее (а не выписать один из дурацких рецептов «благой жизни»), а не навязать ему стереотип какой-нибудь одной теории – вот задача крупного художника, а Лукино Висконти был художником гениальным. Все мы живем плохой жизнью, дурной жизнью, не той жизнью, о которой мечтали когда-то и «замотаны» до того, что рады и этому, рады тому, что остаемся в живых. «Плохой» город, «дурной» город вьет из нас веревки, но у нас не принято и считается даже неприличным хмурое выражение лица, раздражение. Но есть такие люди как Лукино Висконти – отважные оригиналы, не боящиеся поставить перед нами зеркало и дать нам посмотреться в отражение своих странных лиц. Одно из этих лиц – лицо Рокко Паронди, семья которого «прогрессировала» -- перебралась из провинции на юге в Милан. А образ Рокко весьма странен! В этом образе все казалось бы парадоксально… Рафинированный, изысканный юноша, герой Алена Делона, рождается в крестьянской семье, во что многие не поверят и не конфликтует с этой средой (по своей воле) во что не поверят еще больше людей. Лукино Висконти примиряет на Рокко костюм с чужого плеча, расширяя его и наше сознание. Интеллигентный юноша побывал даже в боксерах, что уж совсем абсурд, но Лукино Висконти не боится вести Рокко дорогой абсурда. У Рокко складывается романчик с «порочной женщиной», что тоже … полезно его душе, как необычный опыт. В конце концов именно устами Рокко высказываются идеи, что жить им всем надо … в деревне. Он же, от которого естественно было бы ожидать аристократизма, говорит о том, что во всем доверяется людям. Это все конечно же выглядит странным в исполнении Алена Делона, от героя которого ожидаешь самоуверенности, амбициозности, любви к городу, избалованности женщинами, презрения к грубой силе, но Лукино Висконти ломает все стереотипы, которые априори есть в нас для красавчика Рокко. В конце концов он делает его чемпионом по боксу, во что уж точно не верится, но Лукино Висконти больше, чем реалист и фильм его не реалистичен. Лукино Висконти – провозвестник божественного парадокса, смысл которого – расширить наше сознание. Божественное предприятие в кинематографе гениального режиссера… Знакомьтесь с многообразием необычного, с мягкой и парадоксальной режиссурой Мастера… Художник это посредник между человеком и Богом, быть может, даже более полезный чем священник. И я думаю, Лукино Висконти осознавал за собой эту миссию, знакомя нас с … весьма парадоксальным Рокко. И, кстати, очень несчастным. Фильм – грустная история, как и все фильмы Висконти, история меланхолическая и меланхолия автора на самом деле кажется мне целительным бальзамом от тех душевных ран, которые наносит человеку «божественная» реальность. Реальность жутковатая штука и Господь большой парадоксалист и меланхолические и странные фильмы Лукино Висконти, мне лично, помогают пережить то плохое, с чем сталкиваешься в реальности. Я … лечусь у Лукино Висконти от ран реальности, впадая в меланхолический экстаз, погружаюсь в странную, грустную и просветленную атмосферу его фильмов. Фильм Мастера, готовящего нас к Душевному переживанию, впрыскивающего нам в душу вакцину странности, сообщающего нам свою аристократически неуязвимую … меланхолию, состояние души, способное уберечь нас от шока реальности как душевный бальзам. Красавчик Рокко говорит нам о тщете прогресса (своей семьи, перебравшейся-таки в Милан) и эта порция яда целительна для спятивших на прогрессе горожан. И Лукино Висконти привлекает к себе огромное внимание, которое вознаграждается его последующими фильмами. Лукино Висконти был человеком вечно плохого настроения. Появление Его Светлости распространяет вокруг него аромат меланхолии. «Зато мы были бы дружной семьей» говорит Рокко в беседе с Чиро. Именно он, Рокко замечает разложение семьи (да что там, перерождение человека вообще) в большом городе. Паронди уже не совсем семья – это сосуществующие друг с другом социальные партнеры. Впрочем, неизвестно, так ли это плохо, но князь меланхолического кинематографа изъясняется с нами главным образом словами Рокко, представляя собой весьма мрачный и бесконечно благородный … анахронизм, взыскующий … любви. Трудно решиться возразить Лукино Висконти, но думаешь о том, что этот благородный человек излишне драматизировал.
Любой искушённый любитель кино и литературы увидит в этой картине корни из неореализма с его трущобами и бедностью, размах романов Томаса Манна (название фильма столь близко к роману 'Иосиф и его братья'), аллюзии на романы Достоевского: 'Идиота' (Рокко / князь Мышкин - Надя / Настасья Филипповна - Симоне / Парфён Рогожин) и 'Братьев Карамазовых' (Рокко / Алёша Карамазов - Симоне / Митя Карамазов - Чиро / Иван Карамазов). А к этому замешивается и Библия с Каином и Авелем, жертвенностью Христа и потерянным раем... С такой колодой Лукино Висконти начинает игру со зрителем. История состоит из пяти глав, которые отведены каждому из братьев Паронди и которые показывают, как каждый из них сепарируется от семьи, что, как правило, обозначается появлением у них любовных отношений. Сначала Винченцо заводит собственную семью и уходит на второй план, к концу и Чиро находит любовь. Исключение здесь составляет только самый младший – Лука, но его фигура здесь символизирует одновременно и надежды, связанные с будущим, и самого режиссер (не зря ведь они тёзки), который, словно свидетель событий, расскажет нам эту историю. Конфликт возникает из треугольника – Рокко, Надя, Симоне. Последний влюбляется в Надю, зависит от неё, отчего с разрывом их отношений он начинает сгнивать изнутри, пока не вступает в границы абсолютного морального уродства, после которого 'блудный сын возвращается домой'. Рокко – святой. Об этом напрямую говорит Чиро, да и в самом начале есть момент, где Рокко дарит апельсины, а всякий любитель живописи скажет, что их изображают только в Раю или схожем пространстве. Рокко дарует Наде, как бы ни было иронично, надежду начать новую жизнь («Ты меня отыскал. Убедил, что я жила чудовищно. Я научилась тебя любить»). И он также пытается спасти Симоне, принося в жертву и себя, занимаясь ненавидимым боксом, и Надю, отталкивая её в руки Симоне («Мы с тобой хотели начать новую жизнь, но не подумали, что причиняем боль другим... Мы не должны больше видеться»). Как показывает фильм, у двух этих крайностей, Рокко и Симоне, все интенции которых исходят лишь от сердца: у одного в лучшем, у другого в худшем ключе, исход один - несчастье. Кажется, что счастлив лишь Чиро, то есть тот, кто находится по середине, тот, кто не великий грешник и не равноапостольный святой, а обычный человек, опирающийся на разум и не забывающий о сердце. 10 из 10
Любовь- такое светлое и яркое чувство. Кажется, что весь мир у твоих ног и море по колено. Но как ни странно именно из-за этого, наверное, самого сильного чувства совершаются самые ужасные поступки, такие как предательство близких, убийство. Фильм ' Рокко и его братья' как раз и повествует нам о этом чувстве и о его, грубо говоря, последствиях. Режиссёру удалось в полной мере раскрыть эту тему и показать какой бывает эта любовь, если она неправильная, неоправданная. И тот безумный любовный треугольник, который мы видим на экране лишний раз доказывает, что любовь всё таки и есть то, что правит миром. И кем бы ты не был, самой первоклассной проституткой или великим боксёром - любовь может сделать с тобой что угодно : поднять до невообразимых высот из грязных будней или размазать по лестнице направленной к самому дну. Интересно, что картина образно забита на главы, об этом нам повествуют титры, которые время от времени возникают на экране. Очевидно режиссёр сделал такие вставки, что бы подчеркнуть к какому герою обращена данная глава. Чисто со зрительской стороны эти титры особо погоды не делают, скорее их можно рассматривать как стильную режиссёрскую вставку. Что касается игры актёров, то от блистательных Алена Делона и Ренато Сальватори просто не оторвать глаз на протяжении всей картины. Именно благодаря удачному актёрскому составу, невообразимым проницательным глазам главного героя Рокко (Ален Делон) хочется верить во всё, что происходит на экране. Все актёры прекрасны, сыграно реалистично и красиво. Красиво здесь ключевое слово. В картине просто нет некрасивых людей. От этого фильм, не смотря на все события происходящие на экране, оставляет только теплый осадок. Именно осадок, потому что проблема поставленная режиссёром всё таки задевает да и братьев жалко. Музыка на протяжении всего фильма особо не замечается. Она есть, но воспринимается только как фон, всё внимание отбирают прекрасные глаза Алена Делона. Заканчивается картина довольно типично для работ такого рода, но впечатляюще: пронзающая до глубины души итальянская музыка и персонаж уходящий вдаль. Красиво и как всегда беспроигрышно. ' Рокко и его братья ' по истине стоящий фильм, прежде всего своей извечной темой. Думаю для фильма подошёл бы слоган ' Любите, но осторожно'
Подобные фильмы должны служить примером для тех людей, в семьях которых нет мира, достка любви, взаимопонимания и помощи. Нельзя сказать, что в семье Паронди царила тишь да гладь. Было как раз совсем наоборот, но тут даже дело не в том, с какими препятствиями пришлось столкнуться по жизни каждому члену семьи, а в том, что каждый из них не оставался одинок в трудную минуту и мог рассчитывать на помощь самых близких людей. Любовь матери к детям, детей к матери и настоящие крепкие братские отношения между главными героями представлены настолько, что пробивает дрожь и наворачиваются слезы. Расположение героев друг к другу вызывают невероятное умиление и даже какое-то скрытое чувство гордости, будто они - твои собственные братья или дети. Но, как говориться: 'В семье не без урода'. Как бы грубо это не звучало, этим самым уродом стал Симоне. Я бы сравнила этого персонажа с падшим ангелом, ведь родился и вырос парень с чистой совестью, чувством долга перед семьей и базовыми моральными качествами. Но жизнь в городе, спортивная слава предъявили ему столько искушений, что ему только стоило ткнуть пальцем. По словам матери Симоне он был 'сыном всем на зависть', так что тут явно прослеживается горе Росарии о грехопадении сына. Тем не менее она продолжала безвозмездно его любить, не оставляя надежды на лучшее. Так же сильно и даже слепо продолжал любить своего старшего брата и маленький Лука, который, возможно, просто многого не понимал в своей короткой жизни. К концу фильма Чиро произнес слова, адресованные Луке, в оправдание за то, что малыш подумал, что тот только и рад, что занять место хозяина в доме вместо родного брата: 'Никто не любил Симоне так как любил его я'. Он говорил это со слезами на глазах, которые излучали искренность и боль. Но как бы Чиро не любил брата, он не мог смириться с тем, какой тот вел образ жизни. Он был единственный, кто так яро не скрывал это. А единственным человеком, точное мнение которого нельзя было узнать был самый старший из братьев - Винченцо. Герой, тогда ещё молодого и красивого, Алена Делона Рокко заслуживает особого внимания. В начале истории ничего конкретного про него нельзя было сказать и не сразу можно было понять, почему название картины начинается именно с его имени. Однако, немного погодя, тихий, добрый, даже застенчивый парень начинает себя проявлять. Это видно в его поступках по отношению к семье, к его любимой (по совершенно непонятным причинам) Наде, к его тренеру, который возлагал на него надежды отличного боксера. Рокко является чуть ли антиподом Симоне, которым он так дорожит. Этот парень слишком наивный и добрый, он имеет этот 'комплекс всепрощения', который многим остается непонятным, а особенно Чиро: 'Рокко святой. Но в жизни...что может сделать такой, как он, который не хочет защищаться? Он всегда всем прощает. А всегда прощать нельзя.' Чиро так же называет его чрезмерную доброту пагубной. Именно она сыграла злую шутку с Рокко. Но, даже после того как самым отвратительным образом у него на глазах Симоне совратил Надю (что по сути уже иронично, ведь та была практически проституткой), которую Рокко любил без памяти, он не мог отречься от своей плоти и крови. Он не сделал этого даже тогда, когда Симоне пришел к нему в тот день, когда тот праздновал победу на ринге, чтобы сказать, что он убил Надю. В этот момент мы видим всю горечь, которую изливает молодой и наивный Рокко. Но он не держит зла на брата, нет. Кажется, что он даже ему сочувствует и просто жалеет за, что тот совершил страшный грех. И тут чувство жалости к этому наивному и безгранично доброму созданию просто зашкаливает. Судить его строго нельзя, ведь он родился и жил с этим. Непонимание, возможно. Не столько сам сюжет, сколько игра актером заставляет просмотреть этот фильм на одном дыхании. Я не думаю, что можно было бы лучше сыграть роль Рокко Паронди, чем это сделал Ален Делон. Совершенно не удивительно, что именно эта роль принесла ему широкую славу, несмотря на то, что это была далеко не первая его картина. Ренато Сальватори и Анни Жирардо своей игрой просто сразили и покорили. И это без преувеличения. Если бы все лавры достались одному Делону, это было бы слишком. Эти актеры действительно блестяще исполнили свои роли. Сценарий фильма очень порадовал своей колоритностью, непосредственностью и неожиданностью. В наш век излишней информации и брызжущей за край фантазии не каждый может похвастаться подобными работами. Лукино Висконти сделал это ещё более 50-ти лет назад, закрепив за собой статус гения.
Великий фильм великого мастера. На мой взгляд лишним выглядит раздел на 'братьев' - то есть отдельный епизод каждому с пяти братьев. ведь история все-одно крутиться лишь вокруг Рокко и Симона. Но при этом каждому с братьев уделено достаточно внимания. Хороший фильм. Очень хороший фильм.
Попытка совместить идеализм русского писателя и реализм итальянского киноискусства 40х-60х годов. Вышло местами удачно, местами нет. Так сочетание реакций персонажей лит. источника и южного темперамента персонажей кино дают несомненную синергию, своей мощью и накалом. За исключением пришлого Делона. Не исключая великолепную 'Настасью Филипповну' - Анни Жирардо. Смотрелось бы на одном дыхании, НО... Но отсутствует экспозиция характеров, в главную очередь персонажей Делона, Жирардо и Сальватори. Мы видим их реакции, слабо понимая почему они так поступают, в сравнении с Достоевским у которого Мышкин, грубо говоря 'больной на голову', оттого-то он и не 'от мира сего', а характер Рогожин явно формировался тираном-отцом. В разбираемом сюжете такие исходные для характеров не прописаны, поэтому и конфликт и моральные, 'а ля рус', страдания выглядят вымученными. Добавляет к неискренности на экране и, вероятно, полное отсутствие в окружающей реальности моральных ориентиров для их воспроизведения в жизни. Поясню: так, к примеру, во времена выхода фильма, роль проститутки, а тем более аферистки-содержанки не является чем-то выходящим за рамки принятия итальянским обществом - это видно по присутствию таких персонажей в фильмах этого периода, без отрицательной коннотации - обыденно и естественно они находятся в сюжете. В отличии от времён Достоевского, где это горький, несчастный образ присутствует в пьесах Островского и Сухова-Кобылина, Короленко и Чехова, в общем мало кто прошёл из русских классиков мимо этого сюжета. Ещё - в конце 19, начале 20 века в обществе присутствуют понятия о благородстве и справедливости, сострадании и милосердии, порядочно вытоптанные из обихода ко времени действия фильма. Нет в окружающей действительности носителей - образцов этих прекрасных человеческих характеристик, неоткуда взяться стереотипам поведения и показанным реакциям морального страдания. Ничто не возникает из ничего. Не приживаются 'русские' страдания на почву иной реальности. Нет у них питающего раствора смыслов витающих в обществе, нет носителей подобных идей, невозможно без этого общественного окружения получить требуемые реакции. Иное время, иные конфликты, что и подтверждают сами авторы в финале словами Чиро. 5 из 10
В чем успех фильма «Рокко и его братья»? Во-первых, в удивительном режиссерском почерке Висконти, чье кино стало бессмертной классикой, во-вторых, в великолепнейшем итало-французском актерском ансамбле, в-третьих, в узнаваемости литературных образов Достоевского. Трехчасовая драма смотрится на одном дыхании. История семьи Паронди не может не тронуть. Каждый из братьев пройдет свой путь, и вместе с ними зритель будет радоваться и страдать, смеяться и плакать. После просмотра «Рокко и его братьев», как и после прочтения романов Достоевского, остаются тяжелые чувства. Сейчас не умеют снимать такое кино, сейчас не умеют писать такие книги. Висконти композиционно поделил свой фильм на главы. Каждая часть посвящена одному из братьев. Самыми эмоциональными являются истории о Рокко и Симоне. Сюжет фильма напоминает истории, в которых провинциалы приезжают покорять столицу. Братья Паронди после смерти отца вместе с матерью перебираются в Милан. Сицилийские законы велят старшему сыну взять на себя все заботы о семье. Их новая жизнь в большом городе напоминает наши современные реалии, когда каждый день в мегаполисы всего мира приезжают на заработки десятки тысяч людей. Например, братья искренне радуются выпавшему снегу не потому, что скоро новогодние праздники, а потому что для них найдется работа. Всех Паронди объединяет одно сильное чувство – любовь к матери. Ради нее они готовы на все, даже на то, чего бы никогда не сделали под дулом пистолета. Это чувство безусловно. Мама есть мама. Да и братья искренне любят друг друга. По аналогии с Достоевским Висконти мог назвать свою кинокартину «Братья Паронди», однако режиссер ставит в заглавие не старшего брата, а, видимо, того, чей образ ему роднее и ближе всего. Рокко во многом напоминает Льва Николаевича Мышкина и Алешу Карамазова. Это добрый, всепрощающий молодой человек с детской ранимой душой. Делон был любимчиком Висконти, поэтому неудивительно, что именно ему досталась такая сильная роль. Антиподом Рокко является его брат Симоне (Ренато Сальватори), в котором легко узнать черты ревнивцев Отелло, Парфена Рогожина и Мити Карамазова. Надя (Анни Жирардо) – это Настасья Филипповна, которая мечется между огненной страстью и чистой любовью. К каждому из двух братьев героиня испытывает разные чувства, но именно Рокко помог ей поверить в новое счастливое будущее. С кем останется роковая красотка? Кого она любит и с кем хочет быть на самом деле? Висконти показал конфликт между братьями в духе Достоевского: дикая страсть Симоне к Наде на грани помешательства уничтожает все лучшее, что есть в нем, а сердце Рокко содрогается от сильной внутренней боли и сострадания к возлюбленной и брату. Слезы и рыдания героя Делона в жестокой сцене, раскрывающей звериную сущность Симоне, заденут все струны души. Пожалуй, это один из самых драматичных эпизодов, которые когда-либо были сняты в кино вообще. Стыд и страх, отвращение и любовь, ненависть и прощение – все это будет в истории, связанной с Надей и двумя братьями Паронди. Чем закончится непримиримая борьба за женщину? Ответ прост – по-достоевски инфернально и сложно.
После неореалистических «Дрожащей земли» (1948 г.) и «Самой красивой» (1951 г.), костюмной драмы «Чувство» (1954 г.) в декорациях 19 века и сентиментальной мелодрамы с Марчелло Мастроянни «Белые ночи» (1957 г.) Лукино Висконти, как могло показаться из последовательности фильмов, плавно ушел от неореализма. Но режиссер неожиданно решил ярко попрощаться с течением, и в 1960-ом выходит его по-античному масштабный в своей трагедии (что парадоксально, учитывая аскетичность, присущую неореализму) трибьют популярному течению - «Рокко и его братья». Вообще в «Рокко и его братьях» много парадоксального. Как и подобает настоящему трибьюту, картина состоит из каверов, перепевок в Висконтьевской интерпретации: главный герой «святой», безмерно заботливый и жертвенный Рокко - это конечно же авторское прочтение Алексея Карамазова из романа Достоевского, его безмерно слабый и жестокий старший брат Симеоне - Дмитрий Карамазов, а их возлюбленная проститутка Надя своей притягательной и разрушительной сексуальностью конечно же отсылает к Грушеньке из того же романа. Но при этом Рокко, Симеоне и Надя - это также князь Мышкин, Парфен Рогожин и Настасья Филипповна соответственно из другого произведения Достоевского «Идиот». В добавок к этому проститутка Надя еще и деконструированный кавер на femme fatale из американского нуара, уж слишком много сходств: а именно амбивалентная природа персонажа (насколько притягательна, настолько же и разрушительна для жизни всех, кто к ней приближается; одновременно сексистский и феминистический образ). При этом персонажи существуют в неореалистической оболочке, послевоенной депрессивной Италии. Парадоксальным образом Висконти еще до активной фазы постмодернизма создает грандиозную абсолютно постмодернистскую по своей природе картину, пропитанную пастишем, деконструкцией и цитатами. Висконти рифмует вроде бы абсолютно разные образы: рефлексирующего праведника и недалекого добряка, беспомощного преступника и миллионера-деспота, благородную красотку, не нашедшую свое место в жизни и наслаждающуюся своей сексуальностью хабалку - этой связью, акцентом на том, что это аверс и реверс одного целого, режиссер будто аккуратно расставляет стартовые точки, определяется с дефинициями для дальнейшего внятного рассуждения. Это подсвеченное подобие на первый взгляд противоположностей то и дело бликует с разных сторон в ходе развития сюжета. Любовный треугольник, в который попадают герои, постепенно превращается в пресловутый треугольник Карпмана с четкими гранями (Симеоне - насильник, Надя - жертва, Рокко - спасатель). Но в ходе усложнения перипетий режиссер, с присущей ему интеллигентностью, как бы осторожно заходит на опасную, и табуированную тропу виктимблейминга, демонстрируя возможную флюидность этой триады. Рокко без сомнений в один момент становится насильником по отношению к Наде, и также без сомнений становится спасателем по отношению к Симеоне, Надя без сомнений становится в какой-то момент насильником в глазах Симеоне, и также Рокко без сомнений в какой-то момент становится спасателем по отношению к Наде. Эта двойственность и противоречивость уточняется в «Рокко и его братьях» через сквозной образ фильма - бокс, насилие, но при этом главное средство заработка/спасения. При этом парадокс, показанный Висконти, заключается в том, что при экстраполяции сюжета роли на протяжении всего фильма не меняются: Рокко - спасатель, Надя - жертва, Симеоне - насильник, а при интерполяции могут меняться кардинально. Но ответа на Герценовское «Кто виноват?» И Чернышевское «Что делать?» Висконти дать не решается, единственное, что уверенно утверждает режиссер: несчастны при таких созависимых отношениях все. При этом в интонации Висконти явно нет дидактики, он просто рассуждает на эту тему, задаваясь вопросами сам и оставляя право на ответы зрителю. Эта отстранённость авторской позиции выражается и в том, как снят «Рокко и его братья». Нет еще ярких красок костюмов и декораций, которые появятся в более поздних и более дидактичных картинах Висконти, нет здесь и напоминающих о присутствии режиссера в истории экстравагантных планов и склеек. Весь фильм состоит из статичных, широких планов с картинной композицией, подчеркивающих масштаб истории. Единственный момент, в котором можно усмотреть мнение режиссера - это финальная речь Чиро, брата, работающего на заводе «Alfa Romeo», которую он говорит младшему, которому еще только предстоит жить в новом мире: «эта доброта Рокко также опасна, как злоба Симеоне. Рокко святой, а в нашем мире нет места таким, как он… Некоторые говорят, что и новый мир не лучше, а я, Лука, уверен, что это не так.»
5-1=4, а 5-5=0 Люди бывают плохие и хорошие, правда? Правда. Только эта правда у каждого своя. Также как и своё восприятие хорошести и плохости. Даже внутри семьи люди разные. Характеры, желания, те очки, через которые они смотрят на мир, одежда, комплекция – всё разное. Разные в этом фильме и все пять братьев – разные потому что разного возраста, с разной судьбой, разная переработка всего увиденного и услышанного в этом мире. Вот Рокко – «правильный» парень, парень, думающий о семье, о родных просторах. Парень, который готов простить всех и всея. Только не факт, что его правильность правильна. Нет гарантий в этом. Никаких. Иногда, когда утопающий сам хочет утонуть, не просто не нужно, а опасно пытаться его вытащить, ведь и спасающий может потонуть в пучине. Он ведь к этому идет, к пучине, ко дну. Протянуть руку помощи – это одно, а тащить его вверх, когда он сопротивляется, портит твою жизнь – это другое. Однако герой видит в этом свою миссию, своё судьбу. Он готов жертвовать своей жизнью и жизнью других ради фиктивного спасения родного по крови брата, но не родного по духу. Должны ли мы вступаться за людей только на основании одной крови, если их руки замараны? Должны ли мы покрывать их, если их действия причиняют вред невинным людям? Ответ на этот вопрос в течение фильма становиться очевидным, как очевиден, на мой взгляд, он и в реальной жизни. Фильм захватывает именно этой разностью персонажей, разностью мнений, смешением проблем: бытовых, любовных, братских, рабочих. Везде проскальзывает неправота. Она скользит в словах, в людях по той же причине – они разные. Получается, думает о семье не тот, кто бездумно жертвует, вгоняя семью в депрессию, себя в долги и не спасая ехидно ухмыляющегося утопающего, а тот, кто заботиться о семье, кто готов вычесть одного брата не ради себя (а может и ради), но и ради самой семьи, оставшихся её членов, ради их будущей жизни. Причем наш мученик, жертвуя ради пустотного брата, сам направляет себя ко дну, сам становиться тем, от чего хотел избавить брата. Он сам заставляет себя делать то, что не любит – боксировать, бить. Он сам копит злость, не видя ее источника. А источник ведь в нем, в том, что он испортил жизнь себе, но не изменил ничего в этом мире. А его брат, Чиро, вычтя всего одного члена из семьи, смог исправить ситуацию, приняв тяжелое решение, неодобрение, боль – он сделал то, что помогло всей семье. Гангрену надо удалять, а не ждать, пока всё тело станет больным. Жертва за брата дает две жертвы в этом и без того сложном мире. Это чертовски неочевидно, когда надо сделать шаг влево или вправо. Счастье, если есть люди, которые помогут посмотреть со стороны, а иногда приходится справляться одному, так ведь, Чиро?
Сейчас уже не умеют снимать так, как раньше. Я не говорю, что раньше вообще не снимали плохо или, что сейчас нет хороших фильмов. Но всё же...это было другое кино. Ну как они это делали?! В чём их секрет? В каждом старом фильме столько стиля. Они именно стильные, а не шикарные, как наше современное кино. Здесь всё построено на игре актёров, а не на дорогих спецэффектах. И ведь цепляет, да так, что не просто не оторваться во время просмотра, но и потом, долгое время спустя, никак не забыть. Этот фильм уже навсегда поселятся в твоей душе, он часть её. 10 из 10
Фильм, конечно, сразу заставляет вспомнить те эмоции, которые испытываешь, читая «Идиота» Достоевского. Рокко не понятен зрителю, ведь зритель обыватель, ведь зритель живет в городе, в том городе, который так не любит Рокко и откуда так хочет уехать, зритель продукт этого города и зритель привык бороться, кусаться, толкаться локтями, но упустить своего. Рокко не понятен зрителю, Рокко его пугает, он выбивается из того паттерна поведения, которые навязывает нам современная культура. Он прощает, терпит, уступает и свято верит, что человека можно еще исправить. Кажется он просто не понимает, что такое зло, порок, страсть, страх, обида, ненависть, злоба. Хотя фильм построен из четырех глав, каждая из которых рассказывает нам о каждом из братьев, на самом деле главных персонажа здесь два – Рокко и Симоне. И не понятно кто из них больший злодей – Симоне, который слаб, который сдается и уступает при первом же затруднении и ищет легкие способы добычи денег – он начинает с воровства и заканчивает сами знаете чем, или же Рокки, которые знает о проступках Симоне с самого начала, но потакает им, покрывает их и беспочвенно надеется что все исправится само собой, что Симоне на самом деле хороший, но вот только городе его испортил. В устах Рокки постоянный ностальгический рефрен о деревне звучит как тоска человечества по утраченному раю, когда все было просто, легко и все друг друга любили. Но они приехали в город и как говориться не мы такие…. Лукино Висконте предельно разжевал всю подноготную зрителю - все сказано в последнем монологе Чиро, того самого Чиро, который знает когда нужно перестать верить в людей, у которого красивая невеста, стабильная работа и у которого все хорошо.
Любой, кто читал русскую классическую литературу, без труда уловит в этом фильме отсылки к «Братьям Карамазовым». Рокко Паронди со своим всепрощением, утешением и желанием «мира между людьми» – вылитый толстовец. А в треугольнике Рокко – Симоне - Надя угадываются страсти троицы Мышкин – Рогожин – Настатья Филипповна. Но вряд ли Висконти желал такого эффекта. Четверо братьев вместе с матерью переезжают из провинциального юга к пятому брату в северную столицу, в Милан. Сначала они кажутся одинаковыми, а потому новые знакомые постоянно уточняют, кто есть кто: Винченцо, Симоне, Рокко, Чиро и Лука. Но жизнь, с ее проблемами, постоянно подбрасывает братьям новые испытания, проявляя в каждом личные качества. Особенно это становится заметно в отношениях Симоне и Рокко, которые занимаются одним и тем же делом – боксом, влюбляются, пусть и в разное время, в одну и ту же женщину – Надю. Симоне подобен вихрю, бросается из одной крайности в другую. Рокко жалеет брата, всё ему прощает, готов пожертвовать собой ради его счастья. Потому, особенно драматично выглядит кулачный бой между Симоне и Рокко. Возможно, так когда-то выясняли отношения Ромул и Рем. Фильм яркий, экспрессивный, очень режиссерский. Ликуно Висконти наполнил историю красивыми фрагментами и выверенными планами. Но, на мой вкус, слишком перетянул. А сама история получилась рваной: кто-нибудь из братьев то и дело выпадает из поля зрения. Всё упрощает и слишком явное морализаторство Висконти. Семья, традиции, материнская и братская любовь – всё проходит испытание временем. Толстой призывал к возвращениям к истокам, к естеству. Висконти не нашел другого аргумента. 7 из 10
«Рокко и его братья» - притча о семье, которая ни чему не учит. Не учит, потому что зрителю предлагают понаблюдать. В аквариум житейской истории заброшены пять братьев и одна мать, режиссер берет палочку, перемешивает, разбивает фильм на главы, и вперед – наблюдаем... Режиссер сделал все для того, чтобы нам ничего не мешало. И действительно, нет совершенно никакого сопереживания, ненависти, любви. Только бесконечный вопрос: ребята, а зачем вы это делаете? Вот ты Рокко, почему ты такой добрый и всепрощающий, даже изнасилование и убийство любимой девушки, а ты Симоне, почему ты такой безмозглый тупица? Где ваши грани ребята? Где правда? А правды нет, как впрочем, и в жизни. Братья сеют разруху и хаос, и даже своими благими намерениями они несут горе. Оказывается, они считают себя подобием бога, так как берут на себя право решать за других людей. И бедная проститутка Надья решившая, наконец, встать на истинный путь, становится разменной монетой в руках Рокко и Симоне. Фильм разделен на главы, по имени каждого из братьев, только если глава названа одним именем, это не означает, что повествование будет именно об этом брате. Больше всего экранного времени занимает Симоне, его разложение, а возможно возрождение, того что было заложено в нем изначально. А заложены там одни пороки. Все остальные братья даны для того чтобы осудить его поступки или любить его всей братской любовью и подставлять на каждом шагу левую щеку после правой. Служить таким мальчиком для битья призван Рокко. В сцене, когда он становится чемпионом, веет ложью, ведь такой человек не победитель, ни в жизни, ни в спорте. Рокко продолжение своего брата Симоне. Своими добродетелями он порочит этот мир еще больше, подвергая смерти Надью, скрывая убийцу от правосудия. Чиро же является санитаром пороков братьев. Только действует он как коммунист, а, как известно это тоже ни к чему хорошему привести не может. Одна надежда на младшенького, именно ему пророчат возвращение к корням в родную деревню. Молодость Лука дает право на надежду, но он сам же опровергает ее, делая Рокко своим кумиром. 7 из 10
Фильм очень интересно снят. Отличная режиссура, великолепная игра актёров. Мы все привыкли к экшену, а в этом фильме экшен составляют только боксёрские поединки. Всё остальное делают актёры. Возможно в некоторых моментах слишком ярко переиграны сцены, но они акцентируют внимание на трагизм ситуаций, любовь и ненависть. А Достоевский... Сценарист явно перед написанием фильма прочитал 'Неточку Незнанову'. Та же проблема таланта, который зарывается в песок. У Достоевского очень талантливо описана трагедия талантливого человека, который не придать огранки свой алмаз. Но каким бы большим алмаз не был бы, без огранки он ценится не очень высоко. Так и с людьми, который имею талант, но не пытаются его развить. В 'Рокко и его братья' такой трагической фигурой выступает Симоне, который не только портит себе жизнь, но и, как говорит Надя: 'Всё, до чего ты дотрагиваешься, становится мерзким'. Дальше продолжать не хочу, смотрите сами. P.S. Не рекомендую к просмотру любителям попкорна и экшенов.
Могучая семейная драма Лукино Висконти рассказывает историю пяти братьев Паронди, перебравшихся из провинциального сельского Юга в поисках лучшей жизни в Милан, который полон возможностей и всякого рода увеселений и радостей, существующих наравне с пороками, развратом и бедами. Каждый из братьев имеет свой вес в развитии сюжета, который как бы разделён на пять равных частей, которые озаглавлены их именами. Но безусловно центральными героями данной ленты выступают второй и третий по старшинству - Симоне (Ренато Сальватори) и Рокко (Ален Делон). Их взаимодействие и негласное соперничество раскрывают характер всех братьев во всей красе, обнажая как лучшие качества, так и худшие, естественным образом выявляя те или иные природные и психологические предрасположенности отдельно взятых героев. Конечно же, актёрская игра находится на высшем уровне. Вышеупомянутые артисты и Анни Жирардо, героиня которой сыграла крайне значимую роль во всей истории, показали настоящее драматическое мастерство своих многопрофильных талантов, глубоко и тонко продемонстрировав весь спектр эмоций неоднозначных персонажей. Как итог, 'Рокко и его братья' - это монументальная драма о большой семье, каждый член которой имеет свои человеческие достоинства и недостатки, существующие в той или иной степени наравне друг с другом, оттого-то и интересно наблюдать за взаимодействиями братьев в процессе покорения вершин коварного мегаполиса. Семья - это одно целое. Разрушить один из элементов, значит пошатнуть всю систему. Но если винтик расшатался сам, по своему желанию, ему нужно помочь приобрести вновь ту силу, которой он раньше обладал. Однако желает ли он помощи? Не заржавел ли он до основания? Каким бы не был заблудший член семьи - он всё ещё её часть. И именно семье придётся принимать окончательное решение - вести ли его за собой дальше или попросту оставить в покое.
Кино о том, как простая рабочая семья с юга Италии перебралась в большой город после потери кормильца. Старший брат, уже устроившийся с семьёй возлюбленной в Милане, позабыв о родном доме и о трауре по отцу. Но жизнь изменилась. Мать исполнила так давно волнующий её вопрос переезда из деревни в мегаполис. Теперь-то они заживут, теперь-то деньги в семье прибавятся. Осталось только позаботиться о том, чтобы город не испортил окончательно и так натянутые отношения между братьями. Структура фильма состоит из глав, каждая из которых посвящена одному из братьев. Эти небольшие зарисовки того, как каждый из семьи Паронди переживает переезд из небольшой деревни в город. Винченто отведена первая глава, он здорово укоренился в Милане и может лишь помочь своей семье с поиском обходных путей по заполучению дешевой квартиры. Он давно перестал быть членом своей семьи, его сильно затянула вся эта городская суета. Бессмысленные трепания о кино, споры о смысли жизни, так и позабудешь родную мать о своей свадьбе предупредить. Братские отношения портятся по мере продвижения сюжета. Монтаж к середине фильма становится всё быстрее. В кадре мешаются страшные сцены с избиением соперников в боксе с любовными вставками. Разделение сюжета по главам всё равно предоставляет зрителю возможность следить за развитием всех персонажей в картине параллельно, а не строго в рамках отведённой части. Каждый из братьев описан по-своему. Персонажи испытывают полный спектр эмоций, как и полагается чувствительным итальянцам.Рокко – самый стремящийся из всех братьев. У него есть цель в жизни. Прожить её простым рабочим человеком, но, почему-то, именно его судьба награждает тяжелыми испытаниями, сводя его сначала с возлюбленной своего жестокого брата, а потом отдавая его судьбу на продажу в большой спорт. Симоне и Чиро - не первые по важности персонажи, но взаимодействие с Рокко, почти полностью раскрывает их характеры. Один Лука – младший брат семейства, еще по-детски счастлив, на него пока не действуют разрушающие силы города. Он просто живёт, просто любит своих братьев и старается помирить каждого из некогда дружного семейства. Джузеппе Ротунно помогает зрителю эмоциональнее пережить все распри героев. Подобно искренним итальянцам, зрители следят и проживают снятые метафорами сцены. Такие частые приёмы как склейка на действие и визуальное совпадение только усиливает понимание внутренних терзаний героев. Лишь под конец фильма градус переживаемых эмоций вспыхивает и угасает как феникс, оставив героев доживать свои жизни, зализывая раны распада семейных уз. Актёрский состав прекрасно справился с задачей показать таких разных родных братьев. Каждый персонаж имеет своё лицо, имеет своё место в рассказе о трагедии семьи. Второстепенные участники и статисты лишь дополнили атмосферу хаотичности у жизни только обживающего новое место семейства.
Человек стремится не только в мир иллюзий. И кто начинал как реалист (в «Одержимости» и особенно «Земля дрожит»), для меня закончит как безупречный пессимист (уже в «Леопарде»), по причине того что не останется больше нормальных, полноценных иллюзий. Мир создан таким и в ближнее время лучше уже не будет. К тому же, так вышло, после прочтения «братьев Карамазовых», тянуло необходимым сново вернуться к «братьям Рокко». Не знаю почему, нет казалось никакой точной связи между этими произведениями, но как будто что-то оставалось не завершено по линии родной земли и теме нравственных убеждений; нередко в их отсутствие заканчивающаяся насилием или одиночеством, но с всегда предполагаемым временем социальной утопии, когда жизнь может ещё измениться. И нужно было оглянуться. С той лишь разницей, что теперь, со своим уже багажом настоящего. Социальная драма, с христианскими и боксерскими включениями в общий интерьер, напрямую перекликающаяся с переменами в обществе, что были только в самом начале того сложного индустриального перехода, с ломом старых аграрно-патриархальных систем и смешений человеческих масс в большом городе. В эту необжитую структуру и должна вписаться одна семья, пяти братьев, красивых и сильных, на условии суровых, будничных рабочих дней, тренировок и занятий; жизни с нуля, от одной поначалу причины: не все хотят чтобы снег лежал на их тротуарах. И одна из ключевых (сразу после «Яркого солнца»), и самых необычных ролей Делона, одного из братьев, с его необъяснимым холодом высокой нравственности, его невозможным чувством доверия, а не страха в лице Рокко, кто испытывает ненависть как любой нормальный человек, но не принимает её. Редкий забытый образ довольно длинной ленты, где финальный тост не должен вводить в заблуждение. В той же степени он говорит о неутешительных выводах, которые режиссер пытается делать по своим восприятиям, отходя в начале своих исканий от династических портретов, заплетая их в народные. Здесь кратно кварталу, понятной дворику улицы, а не по всему «двадцатому веку» (как это позже у Бертолуччи). После увиденного долго еще пересматривал фотографии и находил удивительного притяжения фрески черно-белого кадра, культурного напряжения прошлого: молодой Делон, Анни Жирардо. И не только. Особо кстати выраженное в сцене разрыва на терраци миланского Дуомо, тем еще примечательного, что его возведение начиналось при участии рода Висконти. … придёт день, конечно он ещё далёк, и мы вернёмся в деревню. Если я не смогу вернуться, может быть кто-нибудь из нас сможет, вернуться в родные края… Помни, Лука… Наши родные места – это край оливковых садов, лунного света, радуги (Che quello e il nostro paese… Il paese delle olive e del mal di luna… e degli arcobaleni…)… Ты помнишь, Винченсо? Когда старший мастер приступает к строительству дома, он бросает камень на тень первого человека, который проходит мимо… Потому что нужна жертва. Чтобы дом вырос прочным… Позже, тот дом, уже поврежденных корней и идеалов, и куда бежит младший Лука, будет доеден корпоративным стилем, несбыточной мечтой его уже не будет клочок родной земли, а «Рокко и его братья» останется старой, полузабытой работой гениального итальянца, его первых картин (иначе и не скажешь) и одной из трех лучших ролей Делона, что тоже были в самом начале, и две из которых были совместны. Композиция Нино Рота и народная «Paese mio» на тоненького довершит трагедию той повседневной жизни, как наше общественное бытие непременно определяет сознание, при всем старании и понимании сложности человеческой натуры. Этот сухой, терпкий и честный реализм, и отличает Висконти от мастеров другой рядом уже разыгрывающейся буффонады, черезмерной рефлексии отчуждения, и даже на всеполагающуюся многим любовь – Феллини, Антониони, Де Сики. Избавляет от лишних иллюзий насчёт окружающей действительности.
'Рокко и его братья' знаковый фильм для всего итальянского кино. Великий мастер Лукино Висконти в очередной раз показал 'как надо'. История братьев Паронди удивительная и во многом парадоксальная. Посуди сами, старший брат, Винченцо, боксер, но человек мягкий, даже безответственный, не готовый взять на себя бремя заботы о семье от отца; Симоне, сильный, волевой, оказывается погублен страстью к падшей женщине; Чиро, самый практичный, не смотря на своей юный возраст, уже знает, чего он хочет; Лука, младший, вынужденный наблюдать за разворачивающейся драмой, за расколом в семьей, немой свидетель всего происходящего; наконец, Рокко, по природе своей отвергающий насилие, но вынужденный зарабатывать на жизнь в боксерских матчах, преданный родным братом, но нашедший в себе силы простить его и принести в жертву свою жизнь, свою карьеру, свою любовь. Интересна не только судьба Рокко, можно сказать, что он достаточно постоянный - хороший парень с самого начала, он таким и остался под всеми ударами судьбы. Больше внимания привлекает падение Симоне, его пагубное увлечение, не способность сказать себе 'нет', низкая мораль, грубость, а ведь, он был 'самым лучшим сыном'. Но, видимо, оказался не так крепок, как казалось. Когда женщина, которую он полюбил, выбрала его брата, он не смог сдержать эмоций и расставил приоритеты не в пользу своей семьи. Часто бывает, что сильных людей ломает любовь, точнее, страсть, желание владеть, потому что это болезненное чувство Симоне можно назвать как угодно, только не любовью. Рокко же готов принести чувства в жертву, оказывая очевидное предпочтение своей семье. Такой поступок не может не вызывать уважение, но с другой стороны, кажется, что Рокко слишком слаб, чтобы бороться за свою любовь, бороться за свою собсвенную жизнь, за свой выбор жиненного пути. Возможно, так и есть. По природе он мягок и уступчив, но это не значит, что он слаб. Именно в этом и заключается его сила. Конечно, Делон в фильме просто великолепен. Его изысканная внешность только подчеркивает некую отрешенность Рокко, его 'непохожесть' на других братьев. Но хороши и другие актеры, особенно игривая и легкомысленная Надия (Анни Жирардо), посеяшая раздор между братьями, она просто хотела больше доверять людям, начать новую жизнь, которую отождествовляла с Рокко. И ее мечтам суждено было разбиться. Прекрасная музыка Нино Рота идеально вписывается в фильм. Словом, фильм для просмотра обязателен. 10 из 10