Совершенно замечательный иранский фильм «Плавание/Удар бабочки/Утонувшие», который здесь не заморачиваясь назвали «Утопленница». Да уж… Уже в который раз смотрю иранское кино на тему бедности и криминала. Этот контент -самый популярный выбор иранских кинодеятелей. Трудно простому народу жить в подсанкционной муллократии. По метким словам некоего иранского киночиновника, такие фильмы очень вредны и нуждаются в строгом запрете. А творцы их все равно снимают. А мы смотрим и горячо сочувствуем несчастным героям, как-то выживающим в нищете и беззаконии. Живет себе полукриминальная семейка в таком же бандитском районе, где жители норовят заработать наркотиками, спиртным и контрабандой. И это в исламской стране-то! Старший брат Хашем — главный гангстер в районе. Лидер банды, крышующей все что можно преступного в округе. Здоровенный мужик брутального вида: обросший, в тяжелых перстнях и наколках, в окружении таких же потрепанных бандитов. Несмотря на угрожающий вид, нежно любит свою жену Парване (она-то и есть бабочка, в переводе), Непричастная к незаконным делам мужа, женщина работает тренером в бассейне, обучая детей плаванию… Сюда-то и бьют враги мужа: в Интернете распространяется видео с ней из бассейна. Что это значит для мусульманской страны и мусульманина — поймут ортодоксы всех мастей. Для супермачо, каковым себя видит Хашем, — страшный удар по самолюбию. Под слова об уважении и чести, на глазах брата он совершает очередное преступление... Ему грозит скорая смертная казнь, если родители жертвы его не простят — уже известная коллизия иранского кино. Младший брат Ходжат — не сильная противоположность Хашему, как мы увидим далее. Именно к нему приходит расстроенная Парване и просит успокоить разъяренного мужа, который громит бассейн. Впоследствии герой весь фильм будет винить себя за произошедшее с несчастной невесткой, которая ему доверилась. В отличие от братца, заботящегося только о себе и некоем уважении, которого он якобы лишился, Ходжат беспокоится о жене, родителях и испытывает искренние муки совести, за то, что не предотвратил беды… И вот находящийся в отчаянии от всех событий, Ходжат начинает собственное расследование. Как Немезида, злой, страшный и обросший, мечется он по грязным свалкам, ангарам и «малинам» и ищет, ищет, ищет… В поисках он становится жестоким… Финал как обычно, неожиданный и шокирующий, правда — она такая… Герой плетется пешком по оживленной трассе, в потоке машин, и плачет по разрушенной жизни своей семьи. Которую разрушили из ложных понятий чести и уважения не инопланетяне и не враги... Актер Д. Эзати в роли Ходжата прекрасен, хотя раньше я его не любила. Много его в иранском кино! Но здесь — его роль и играет он на совесть. Неплохо играет А. Агаи (Хашем), хотя его я тоже не люблю за присутствие в каждом первом фильме. Самовлюбленного эгоистичного опасного зверя показал хорошо. Прекрасны эпизоды семейной жизни Ходжата и Афсане (М. Багери), наполненные лаской и любовью. Не будь актриса женой Д. Эзати, позволили б им касаться друг друга! Грустно об этом писать, что в кинематографии страны невозможно изобразить ни любви, ни симпатии. Перед нами очередная семейная история, которыми наполнено кино Ирана. Очередная трагичная история. Очередной частный случай, где в центре показа вроде бы человеческий конфликт. Однако же внимательный зритель увидит здесь больше, как увидела я. Проблемы преступности, бедности и наркотиков, бесправия женщин и бессилия закона… Против чего и выступают демонстранты в нынешнем Иране. Картину смотрела дважды: недублированную и переведенную. Рада, что начались небольшие подвижки в деле озвучания хороших иранских работ. Которой является и это творение.