Добро пожаловать в Чечню: отзывы и рeцензии

constellar
constellar5 июля 2020 в 14:48
Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня

Фильм «Добро пожаловать в Чечню» повествует о том, что творилось в одноименной республике в 2017. Терапевтические изнасилования, пытки током, истерзанные тела, крысы, которые съедали людей заживо — всё это репрезентировано в рассказах главных героев этой картины, в их страхах, боли и тревогах. Тем, кто выжил, не буду лукавить, повезло. Тем, кто не выжил — повезло меньше. Сам фильм вызывает неподдельное ощущение страха, чувство того, что ты смотришь что-то невероятно чуждое; что-то, что не может существовать в принципе — только в ужастиках и триллерах за границей возраста 18+. Но это всё та реальность в которой мы живем: страшная, пугающая, я бы даже сказал чужеродная. Данный документальный фильм невозможно смотреть без слез на глазах; невозможно смотреть без боли в сердце, если вы хоть на секундочку Человек. Я плакал до тех пор пока мне нечем было больше плакать. Мне хотелось кричать от той боли, что перенесли все эти люди. Всё то, что показали в этом фильме — это не проблемы геев, лесбиянок, квир-людей. Это наши проблемы. Проблемы всех нас. Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом. Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня. 10 из 10

Дмитрий Богайчук
Дмитрий Богайчук9 июля 2020 в 16:12
«Добро пожаловать в Чечню» — «Не убьют — значит победим».

Документальное кино все больше приобретает свою значимость в современном кинематографе. Приобретя свой статус и новый оттенок, выросло и то, насколько далеко готовы пойти режиссеры неигрового кино, дабы достоверно представить собственную идею. Новая картина режиссера-документалиста Дэвида Фрэнсиса впервые была показана на американском кинофестивале Sundance в январе этого года, где и получила специальный приз жюри за монтаж. Оценки критиков дали знать, что номинант премии Оскар (за фильм «Как пережить чуму») снял не просто документальное кино, а очень смелую, во всех смыслах, картину. Эта история началась весной 2017 года в Чечне. Тогда массово начались жесточайшие расправы над людьми гомосексуальной ориентации. Пытки, допросы и все это под угрозами смерти. А самое страшное то, что власти отмахивались от этих новостей и никто не пытался предъявлять каких-либо обвинений убийцам. Собственно это именно те события, вокруг которых разворачивается картина. Но Дэвид не только затрагивает события 17-го года — это всего лишь фон, он выстраивает картину на истории специального приюта, где российские активисты помогали и вывозили геев и лесбиянок за границу. Режиссер не просто рассказывает о страшных судьбах людей нетрадиционной ориентации, но и о том, каково быть правозащитником подобных людей. Прежде всего, здесь раскрываются нелегкие судьбы Давида и Ольги, людей, которые не просто являются спасателями чужих судеб, но и теми, кто поставил на метку собственную жизнь и жизнь своих родных. Дэвид Фрэнсис своим фильмом раскрывает узкую тему про правозащитников ЛГБТ-сообщества. Как известно, все больше и больше в наше время фильмов, которые изучают тяжелые судьбы людей другой ориентации, но мало кто притрагивался к теме правозащитников — тех, кто чаще всего оставался в стороне. Эти люди просто хотят помогать. Не из-за выгоды, не из-за репутации, они просто понимают насколько страшным иногда становится этот мир. Мир, где не ценится настоящая любовь. Мир, где перестали существовать нравственные законы. Давид и Ольга — главные персонажи фильма, выступают здесь не в качестве каких-то супергероев, они выступают здесь теми, чья духовная вера в этот мир еще жива. Они оба верят в настоящую любовь, и не важно с кем и почему, главное что любовь между теми, кого они спасают, — чиста и верна. Перед нами тот, настоящий мир, в данном случае Россия, в которой продолжают презирать настоящие человеческие чувства и где права человека — это лишь недействующий пункт закрепленный в Конституции. И в наше время право любить кого-то — это не просто подвергать опасности себя, но и подвергать тому своих родственников. Когда смотришь документальное кино, я думаю, часто зрители задумываются о том, через что приходиться проходить создателям фильма, чтобы запечатлеть тот или иной кадр. Так вот, при просмотре «Добро пожаловать в Чечню», когда тебя начинают посещать подобные мысли, то сердце замирает, а по телу пробегают мурашки, будто бы от холода. Тебе становится не по себе от того, что ты смотришь в глаза той реалии, которая в действительности происходила. Это не художественное кино с наигранными по сценарию диалогами — это запечатленное время, которое отделяет зрителя лишь экраном, за который ты, просто боишься попасть. «Добро пожаловать в Чечню» — это один из самых смелых документальных фильмов повествующий не только о событиях 17-го года, а также берущий отдельную историю правозащитников ЛГБТ-сообщества. Фильм художественно повествует о нескольких судьбах героев, каждая из которых состоит из своей, личной истории. При этом режиссер закладывает в основной посыл не только то, что нужно быть толерантнее, главная мысль здесь кроется в том, насколько жестоким и страшным становится сегодняшний мир. Это фильм-благодарность всем тем, кто жертвует собой ради людей, знающих о человеческих чувствах больше, чем все те, кто эти чувства пытается уничтожить. Вечная погибель. 9 из 10

Mairtup
Mairtup8 июля 2020 в 05:29
Фильм построенный на абсолютной лжи против чеченского народа.

Невероятно наглая и лживая работа, основанная на пустых домыслах и догадках. Это фильм, который преследует одну единственную цель – очернить чеченцев и чеченский народ. С технической точки зрения кино – суперпрофессиональное. И это естественно, ведь на создание этой так называемой документалистики была выделена колоссальная сумма денег, и работали над ним настоящие профессионалы. Но на счет сценария «Добро пожаловать в Чечню» - это катастрофа. Это фактически единственный и самый огромный их провал. То, что автор картины представляет своему зрителю под «соусом» факта, на деле не имеет никакого отношения к фактам. Посудите сами, фильм называется «Добро пожаловать в Чечню». То есть, уже в названии фильма есть слово «Чечня», что означит – фильм о Чеченской Республике. Однако, прочитав сценарий, мы понимаем, что около 95% сюжета этого «шедевра» не имеет никакого отношения к региону. В фильме пару персонажей якобы из Чечни, а остальные миллион человек непонятно вообще откуда: из Москвы, Питера и прочих российских городов. Чего уж здесь говорить, даже если сам автор Дэвид Фрэнс в одном из своих интервью признался, что придумал такое название к фильму только ради хайпа. Он лично заявлял, что ситуация с геями в Чеченской Республике нестабильна, и, на его взгляд, было отличным ходом - впихнуть в само название слово «Чечня». Могу лишь сказать, что это ему удалось – похайпить на теме Чеченской Республики. Ну и что с того, что по большей части кино это не имеет никакого отношения к нашему региону, главное, что, как любит говорить BadComedian, «и так схавают»! 1 из 10

Михаил Кобрин
Михаил Кобрин2 августа 2020 в 18:05
У нас таких людей нет

Похоже на то, что, может к сожалению, может к счастью, а может к полному безразличию всего человечества, ‘такие’ люди, о которых упоминается в этой цитате, есть везде. Как оказалось, они есть и в месте, фигурирующем в названии документального фильма «Добро пожаловать в Чечню». Речь о представителях ЛГБТ. По каким пунктам можно оценивать документальный фильм? По сценарию? Ну ок. Здесь есть стандартная 3-актная структура с завязкой, развитием и развязкой (термины варьируются). Развивается все плавно и логично, структура повествования вопросов не вызывает. По визуальным эффектам? Да, и они тут есть по некоторым причинам. В картине используется эффект замены лиц, который здесь очень виден. О неестественности вопрос отпадает сразу - здесь идёт речь о преследовании, о пытках и даже о жестоком убийстве людей. И в такого рода фильмах предпочтение отдаётся больше донесению мысли, так что в данном случае подошло бы и обычное замазывание лиц. Но авторы пошли дальше, использовав данный эффект не только в целях защиты, но и конкретно в целях донесения своих мыслей. А так же для создания шикарнейшей драматической сцены. По операторской работе? По монтажу? Многие сцены, которые здесь представлены (если вам ничего не мешает во все это поверить), могут шокировать. Это и сцены, снятые во время операций по вызволению отдельных людей. Сцены, показывающие записи с камер наблюдения - предшествующие событиям, которые не укладываются в голове. Сцены, показывающие эмоции людей, которые все это либо уже пережили, либо находятся в гуще событий. Во всех сценах реальные люди и реальные ситуации. А может по достоверности? Пойдём от противного, как в математике. Пусть это все неправда. Но ведь не все. Есть один элемент, наличие которого отрицать нельзя. Это интервью, цитату из которого я вывел в самое начало текста. ‘У нас таких людей нет’. А вот из этого же, фразы из ответа на вопрос про исчезновение и пытки гомосексуалистов в республике: ‘Если есть, заберите их подальше от нас’, ‘Чтобы очистили кровь’ и ‘Чтобы [их] не было у нас дома’. Эти слова говорит человек о жителях своей страны. Этими фразами он отделяет их от всех остальных людей. Отделяет их от нормальной жизни, подталкивает их к жизни в одиночестве, к подавленности, к враждебному отношению к миру и к самому себе. Отделяет их вне зависимости от того, хорошими или плохими эти люди являются. А если верить событиям этого документального фильма, то этих людей не просто отделяют, но и преследуют, пытают и лишают возможности жить без страха.