Посмотрел первую серию английского приключенческого сериала 'Вокруг света за 80 дней'. В целом всё довольно неплохо: есть динамика, юмор и приятная атмосфера с хорошими актёрскими работами. Но, к сожалению, и здесь авторы уж больно сильно делают акцент на актуальную повестку сегодняшнего дня, где женщина сильнее и смелее многих мужчин, чернокожие - храбрецы, да и вообще молодцы, а белые гетеросексуальные мужчины, как всегда, хуже, слабее и глупее всех остальных. В очередной раз чрезмерное передёргивание и игра в одни ворота слегка портят общее впечатление от просмотра. Дэвид Теннант безукоризненно прекрасен в своем карикатурном образе трусоватого джентльмена-недотепы, который в душе на самом деле очень смелый и отважный человек, но отчаянно сдерживает своего внутреннего льва. Молодая журналистка, отчаянно заявляющая на каждом шагу о своей исключительности, слегка утомляет, но при этом вызывает положительные эмоции, потому что она добрая, отзывчивая и легкая. А вот что касается камердинера Паспарту, то здесь авторы постарались на славу, сделав его многогранным, полноценным и с большим запасом эмоционального груза, ведь у героя очень насыщенная, сложная и драматичная судьба со множественными взлетами и падениями. Он не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Паспарту говорит на многих языках, образован и опытен. В каком-то смысле его даже можно назвать лидером группы путешественников. В общем, в рамках развлекательного приключенческого сериала это любопытная вещица, но не более того.
Повинуясь внезапному и необъяснимому порыву, молчаливый и ничем не примечательный джентльмен из «Реформ-клуба» по имени Филеас Фогг заключает безумное пари, что объедет мир за 80 дней. В путешествие он отправляется с новым камердинером Паспарту, который, как по волшебству, возник на его пороге его дома, а в пути к ним присоединяется дочь крупного газетчика Абигайль Фикс, мечтающая о карьере журналиста. И первая остановка на пути компаньонов – Париж, где опять, в который раз в истории, бушуют народные волнения. Первое, о чем важно знать каждому будущему зрителю этого сериала - это НЕ экранизация Жюля Верна. Да, вот так. Мне кажется, этот факт должен быть очевиден уже по составу компаньонов, но почему-то до сих пор встречаю удивленные комментарии в сети, почему там есть то, а нет этого. Потому что это сериал, вдохновленный книгой Верна, сериал, снятый по ее мотивам, но точно не экранизация. Второе, что следует учесть, приступая к просмотру - это не веселое комедийное приключение, это история скорее в духе Джека Лондона, история о путешествии, полном трудностей и испытаний, которые меняют героев. Так что драматичных моментов с переживаниями героев, здесь куда больше, чем юмора. Ну и третье, о чем полезно узнать перед просмотром: изменения претерпели не только образы Паспарту и мистера Фикса, который из противника сделался соратником и вообще превратился в мисс. Филеас Фогг хоть и сохранил внешние признаки книжного персонажа, по крайней мере пол, происхождение, национальность и примерный возраст, внутренне претерпел серьезную метаморфозу. Можно сказать, что Филеаса Фогга 'вывернули наизнанку' - решили рассказать о том, что могло крыться за фасадом благополучного флегматичного джентльмена, который вдруг решился на крупнейшую в своей жизни авантюру. И за эту идею, за эту трактовку и за выбранного на роль актера я авторам аплодирую. Даже по двум эпизодам видно, что у Дэвида Теннанта, как всегда, получился точный, глубокий, яркий образ, самый лучший, самый правильный Филеас Фогг из всех возможных. А кто вообще сомневался, что будет иначе?! Но понравится он, скорее всего, не всем. А все потому, что это опять слишком честно. Болезненно честно. Теннант в очередной раз сыграл абсолютно другого персонажа, не похожего ни на одного из своих прежних героев ни внешне, ни внутренне. Те, кто рассчитывал увидеть кого-то вроде нового Доктора, путешествующего со спутниками, рискуют разочароваться. Дэвид играет Фогга в своей сдержанной манере, да и по характеру Филеас совсем не напоминает болтливого пришельца. Но это и есть самое замечательное в его новой работе. Теннант вновь разрушает стереотипы, заставляет увидеть героя с новой стороны и побуждает зрителей задуматься о важных вещах. Например о том, что куда бы ты не уехал, свои страхи, неуверенность и свое прошлое ты возьмешь с собой. И в этом смысле сериал - уж точно не простое развлечение. При этом сама приключенческая канва пока что сложностью не отличается. По крайней мере в первых эпизодах авторы следуют заветам Жюля Верна в части вольного обращения с законами физики и не особо утруждают себя, выдумывая оригинальные сюжетные повороты, явно больше фокусируясь на раскрытии героев через их отношения друг с другом и с окружающим миром. Во что это выльется в конечном итоге, пока не очень понятно. Но то, что это будут восемь эпизодов бриллиантовой игры Теннанта и еще один правдоподобный, живой и вызывающий сопереживание персонаж - уже очевидно. А этого в 99% случаев достаточно, чтоб кино получилось. По первым двум эпизодам - 7 из 10
Сюжет известен и понятен, произведение Марка Твена не оставляет равнодушным, но насчет этого сериала такого нельзя сказать даже с натяжкой. Актерский состав средний, про игру актёров Станиславский бы сказал: - 'Не верю!'. Дешевая мелодрама да еще и плохо исполненная. Весь фильм раздражает Филиас Фогг - человек нытик, который ничего не может делать сам, все за него доделывает слуга, все что может и делает главный герой - это говорить громкие фразы и повышать голос если что-то идет не так как он фантазировал. Вряд ли автор произведения задумывал своего героя таким. Девушка весь фильм только и делает что его уговаривает, успокаивает, подбадривает и тд. Два разумных человека в фильме это девушка и слуга, главный герой полный отстой. Сюжетная линия высосана из пальца, сценарий никакой, интриги нет, юмора тоже. В приключенческом фильме хочется больше динамики и смены картинки, здесь нет не того, не другого. Самая бестолковая экранизация выдающегося произведения.
В наш век космических прогулок и частных джетов элементарно забыть, что в конце XIX века кругосветное путешествие было чрезвычайно трудным делом. Новоиспечённая адаптация BBC одноимённого романа Жюль Верна 1872 года является прекрасным напоминанием об этом. «Вокруг света за 80 дней» — действие происходит в викторианскую эпоху, полную огромных пароходов, мощных пыхтящих паровозов и воздушных шаров. На дворе 1872 год, и мужчины сидят в лондонском реформаторском клубе, уставшие от скуки. Воздух наполнен затхлым запахом империи, но мы осознаём возможности великой экспедиции, которая вскоре последует. В новой версии BBC Филеас Фогг — неподвижная, безмолвная фигура. Прежде чем он решит принять пари в размере 20 000 фунтов стерлингов на гонку по всему миру, он проводит бо?льшую часть своего времени, глядя на своих товарищей по клубу с отсутствующим выражением лица, как если бы его мысли были бесконечно где-то ещё. Дэвид Теннант естественным образом подходит для роли джентльмена-авантюриста Филеаса Фогга, обладающего неподражаемым покер-фейсом с широко открытыми глазами, которое сделало его таким любимцем фанатов Доктора Кто. Когда он смотрит на воздушный шар, вы можете просто поверить, что он видит его впервые, и когда он настаивает на том, чтобы он летел, «как птица, как ангел», вы, вероятно, заметите, что киваете в восторге. Это делает главного героя очень симпатичным, хотя и немного расстраивает в те моменты, когда «слишком много разговоров, слишком мало приключений». Камердинер Паспарту (Ибрагим Кома) и Фикс (Леони Бенеш) соратники Фогга по путешествию. Паспарту и Эбигейл Фикс Фортескью, проделывают грандиозную работу, подталкивая к действию Фогга. Эти два персонажа отличаются от своего литературного происхождения: камердинер Паспарту теперь преследуемый французский революционер, а Фикс — решительная молодая журналистка и дочь любезного, необычайно прогрессивного редактора Daily Telegraph Джейсона Уоткинса в книге Фикс — сыщик Скотланд-Ярда, который тайно верит, что Фогг — пресловутый грабитель банков. В сериале злодеем оказывается товарищ Фогга, член лондонского Reform Club, Найл Беллами, с которым Фогг вступает в роковую сделку, откуда начинается его путешествие, и которого играет Питер Салливан в восхитительно маслянистой манере. Маршрут вокруг света также изменён: первая остановка во Франции даёт возможность познакомиться с прошлым Паспарту. Сюжет действительно выглядит хуже с точки зрения более широкой сюжетной линии — иногда чувствуется разобщённость и спешка — хотя, возможно, это часть замысла сценаристов, когда речь идёт о гонке по всему миру; через вокзалы проходит столько рывков, что зритель может и не выдержать. Тем не менее есть несколько сцен, в которых вы моргнёте, и вы пропустите их, для которых было бы полезно немного замедлить темп, и такие резкие сюжетные линии могут иногда оставлять зрителей потерянными. Восемь серий этого сериала напрямую зависит от отношений между персонажами. Актёры делают всё, что могут, с ограниченным временем и диалогами, и Теннант всегда хорош. Более серьёзная проблема заключается в том, что масштабы и бюджет современного телевидения переросли производство такого рода. Если вы берёте такой известный роман, как «Вокруг света за 80 дней», и размещаете его на BBC One под Новый год, вы должны отдать ему должное. Лондон и Париж здесь выглядят почти одинаково, возможно, оба сняты в одном квартале в Румынии. В каждом кадре чувствуется срезание углов. Сцена массовой революции передаётся с помощью кадра из Парижа и некоторой аудиозаписи. Радость исходного текста для читателей заключалась в том, что он был поистине экзотическим, прыгая из Египта в Индию, Китай, Японию и через США. Когда смотришь на сериал вроде ZeroZeroZero, снятого на натуре в Италии, Мексике, Сенегале, США и Марокко, аутентичность просто не может быть заметна с экрана. Телевидение наконец-то может полностью переделать «Вокруг света за 80 дней». Однако в целом сериал представляет собой праздничное приключение, идеально подходящее для семейного просмотра. Он полон веселья и замечательных декораций, поэтому обещает стать идеальным противоядием от любых мрачных январских ограничений. Сериал можно смотреть на платформе Кинопоиск.
Филиас Фогг - коренной англичанин, однажды получает загадочное письмо без обратного адреса с подписью 'Трус'. Прочитав статью и подумав о необычном путешествии, он соглашается на весьма сомнительное путешествие и на эмоциях заключает пари. В дороге к нему присоединяются неожиданные соратники, у которых тоже имеются скелеты в шкафу. Это ловкий в бою француз, африканского происхождения Паспорту и отчаянная журналистка и автор статьи Эбигейл Фикс. Вместе они должны преодолеть препятствия, доказать что не всё было пройдено ради спора и успеть достичь Лондона за 80 дней. Актёры: сейчас и до этого я слышал много недовольных, протестующих и жалующихся, что фильма Фрэнка Корчаи со Стивом Куганом и Чаном - он же Джеки - самый лучший из представленных вариантов экранизации Жюля Верна. В моём детстве фильм тоже поливали грязью и помню, достаточно было негатива на этот счёт. Если фильм Корчаи - был чистейшим комедийным фильмом, а сериал с Теннатом позиционируется на жанре комедии, то это ещё ничего не значит. Он мудрый, жизненный, чуть драматичный и понятное дело приключенческий. К тому же мне безумно понравилась озвучка Теннатна от БайБако ТВ, который в своё время оживил голос Мэтта Смита в лице Алексея Кузнецова. Это моя искренняя благодарность нашим, браво. Теннант будучи 10 доктором принимается за штурвал великого героя, пока не осознающий своё величие. Он врывается в бой, не осознавая что будет когда он нарвётся на первых цыганских детишек. Его сопровождают сомнительные путники, которым он не говорит всей правды. В том числе, кто владелец - или владелица - заветной фляжки, подарившей Фоггу жизнь. ЕГо герой переживёт значительную трансформацию начиная свой путь с Франции и до самого Лондона. На воздушном шаре или поезде. Не важно. Главное что он проявит свои навыки возможно не зря, ведь во второй серии он спасёт немало жизней на пути к цели. В том числе неоценимой поддержкой Фогга появится от маленького Альберто (Кристиан де Вергори). Сын итальянского магната (Патрик Кеннеди) ставший известным благодаря строительству железных дорог и который в свою очередь, чуть не погубили его близких. Ибрагим Кома впервые на моих глазах, поэтому откровенно скажу, он играет раздираемую на части личность. Его герой побывал на многих работах, но когда ему придётся уйти заметая следы, он неожиданно пускается в путь за Филиасом, а находит поддержку в мадам Фикс (Леони Бенеш), отчаянно пытающаяся доказать что мужчина стоят не во главе, и она имеет право на публикацию статьи о неожиданном путешествии. Всё остальное: хороший сюжет, блистательная игра актёров. Не к чему придраться. Впечатления: отличный сериал!
Сериал вдохновленный и снятый по мотивам книги Жюль Верна. На первый взгляд картина может показаться ничем не примечательным за исключением Дэвида Теннанта в главной роли, но это далеко не так. Сериал с первых же минут цепляет атмосферой, персонажами, качественной картинкой и постановкой кадра. Авторам особенно удалось передать дух и атмосферу 1872 года. В основе сюжета лежит история далеко уже не юным Филеасе Фогге. Фогг - джентльмен с солидным достатком, отчего ведёт рутинный образ жизни. Никогда никуда не выбирается из-за предела города, а особенно страны. Всё новое узнаёт только из свежих выпусков газет. Состоит в джентльменском клубе, где и проводит всё своё основное время за чтением газет, употреблением крепких напитков и обсуждения, свежих сплетен. В один из таких дней Фогг замечает статью о том, что в Индии достроили железную дорогу и теперь возможно путешествие вокруг земного шара за 80 дней. Находясь в приподнятом расположении духа Фогг начал делиться новостью со своими друзьями и товарищами по клубу сообщая им о том, что это действительно теперь возможно, что технологии не стоят на месте и мир стремительно развивается в правильном направление. К сожалению, не все разделяют радость мистера Фогга, вследствие чего возникает конфликт, а затем и пари. Пари о том, что у него получится обогнуть земной шар и вернуться в это же самое место ровно через 80 дней. На кону не только репутация Фогга, но и внушительная сумма в 20 000 фунтов. В этот самый момент Фогг понимает, что пора в жизни что-то менять и это тот самый момент. Сама судьба даёт ему шанс изменить себя и мир вокруг, и дело далеко не в деньгах и репутации. Он не знает с чего начать, что ему нужно брать с собой, как справится со всем один, что его может ожидать уже завтра, но в глубине души ему что-то подсказывает, что он делает всё верно. Так мистер Фогг отправляется в увлекательное и опасное приключение длиной в 80 дней. Сериал рассказывает историю о нелёгком путешествии, в котором герои меняются и не один раз. Им приходится друг с другом находить общий язык, приходить к компромиссам, ощутить на себе, что такое настоящая дружба и познакомиться с окружающим миром за пределами их родной страны. Здесь имеется место юмору, но это всё же скорее драма. Много личностных переживаний и терзаний героев, которые раскрываются по ходу сюжета. Несмотря на то, что на протяжении всего сериала всё внимание приковано к главному персонажу, которого играет Дэвид Теннант, другим актёрам удаётся если не выделиться на его фоне, то точно показать себя и свою блестящую игру. Лично я ни о ком из актёров не слышал и не видел до этого времени (кроме Тенната), но теперь точно отметил себе на будущее. Все без исключений показали всё то, что от них требовалось. Все друг с другом очень гармонично смотрятся. С каждой серией настолько погружаешься в сюжет и персонажей, что не остаётся никаких сомнений по выбору актёров на свои роли. Возникает чувство, что наблюдает подлинную историю про данных людей. Лично для себя отметил большим плюсом, что сериал разделён на множество языков. Не ограничиваясь одним или двумя. Почти в каждой серии можно услышать несколько вариантов. Помимо языков так же представлены разные культуры. Их быт, традиции и наряды. Это всё очень усиливает, как сериал, так и персонажей. Всё это мне напомнило мультфильм «Around the World in Eighty Days» (1972 – 1973). Хоть у них общего по минимуму, но дух удалось передать, а это уже что-то да значит. Вокруг света за 80 дней – это ламповый сериал, который скрасит Ваш вечер, и оставить приятное послевкусие.
Фильм 'по мотивам' Жуль Верна, но далек от него как от луны! Помимо основных идей сюжета, этот сериал расставляет акценты на совсем других темах... Черный Паспарту слуга британского джентльмена того времени, имеющий любовные отношения с британской леди и тусующийся в высшем свете британского общества того времени - это нелепица и абсурд в исторической перспективе... Если вы внимательно смотрели, то увидите даже момент, где белый джентльмен преклоняет колено перед черным слугой! Похоже это уже стало традицией... Или у них там в контрактах на инвестиции прописано: 'нет преклонения колена белого перед черным, - нет инвестиций'. Гендерно-расовая тема в фильме основной лейтмотив... Белый главный герой Фогг - неуверенный в себе, хрупкий, сентиментальный и женственный, - о чем прямым текстом говорится в диалогах... Ему противопоставляется энергичная, решительная, сильная белая женщина-леди с нехарактерной для женщин того времени мечтой и черный, накачанный, наглый, авантюрист Паспарту. Все эти персонажи уже не Жуль-Верновские характеры, а скорее типичные навязываемые образы современного западного кинематографа. Понятно, что есть тренды современного общества, но непринятие и переписывание истории - это мерзко.
Энергичный трейлер к сериалу « Вокруг света за 80 дней» давал надежду на новый захватывающий британский сериал от ВВС: красивая картинка, Дэвид Тэннат в главной роли, атмосфера викторианской Англии и история по мотивам романа Жюль Верна. Что могло пойти не так? Трейлер показал все положительные стороны сериала, но скрыл ложку дёгтя сериала — плохой сценарий. С первой серии можно было увидеть клишированные западные проблемы с темнокожим Паспарту, его темнокожий братом французским революционером и героиней первого плана с замашками современных феминисток. На всё это можно было бы закрыть глаза, если бы эти клише не становились определяющим сюжетом. Из-за скучного сценария (в приключенческом сериале!), сценаристам пришлось разбавлять историю высосанной драмой. Если вы когда-нибудь смотрели плохие российские мелодрамы, то поймёте как строится повествование этого сериала: вы будете слышать заунывную мелодию каждый раз, когда нас пытаются убедить, что картонный персонаж страдает от картонных проблем, при каждом нелепом комедийном моменте будет играть нелепая музыка, а предсказуемость сюжета поможет вам не напрягать мозг и спокойно уснуть под очередную скучную серию. Обидней всего то, что операторская работа, декорации и актёрская игра очень радуют глаз. Ужасно обидно, что за потенциально крутые проекты берутся те люди, которые, судя по всему, много читали о расовой, гендерной и прочих дискриминациях, но про сценарии они слышали разве что от российских сценаристов дешевых телевизионных мелодрам для бабушек. 6 из 10
Сюжет абсолютно предсказуемый, герои картонные, комедией тут и не пахнет, хотя заявлено как 'комедия'. Иногда, во время просмотра сериала, возвращалась к фильму 2004, чтобы напомнить себе, что такое Комедия. Фильм 2004 в разы лучше, а тут больше драма. Каждая серия начинается с завязки, какого-то конфликта и вы уже на первых 3-х минутах можете предсказать себе весь сюжет и чем оно закончится. Концовка так и вовсе ужасная, картонная, не даёт чувство удовлетворения, скорее негодования и ощущения 'глупость какая-то'. И детям такое не порекомендуешь, потому что это драма. Любовная линия совсем натянута, потому что 'так надо'. С первой серии уже было понятно, что они будут вместе. Нет никакой интриги. Плюс - сопереживание главному герою, если поставите себя на его место. И не в плане 'я беспомощный и не могу на себе даже пуговицы застегнуть', а в плане 'я домосед, ничего дальше своего компа не видел, а тут решил отправиться в путешествие и опоясать Землю'. И вот тут появляется ощущение живого персонажа окружённого картонками. И вы ему сопереживаете из-за отсутствия, как раз таки, живых персонажей. Картонные действуют по картонному шаблону и нет никого, кто бы дал герою совет, который бы ему дали, допустим, Вы. Потому что вы бы сами впали в уныние и каждый день просто бы хотели вернуться домой в кроватку. Но ГГ никто не понимает, потому что все действуют по картонным принципам, без цели, потому что 'так надо'. Но концовка всё портит. И даже ГГ в конце становится картонным.
...Шотландец в роли англичанина Фогга, малиец в роли француза Паспарту и немка в роли столь памятного читателю и зрителю мистера Фикса (именно 'немка' и именно 'мистера'!). Того самого, у которого «всегда есть план»! Все смешалось в новом сериале: события, времена, люди... Хотя называется он просто и понятно «Вокруг света за 80 дней». И снят – как робко гласят титры! – по роману Жюля Верна! Того самого, к насилию над творческим наследием которого мир, в общем-то, уже привык. Потому не стоит, полагаю, говорить, что к оригинальному тексту он отношения не имеет. От слова «вообще». Абсолютно авторский сюжет протезирован создателями в верновско-этцелевскую фабулу с мастерством современного стоматолога: нафига вам эти зубы – долой гнилые корни и вставим новые! Современные! Которые все перемелют, смешав в восьмидесетидневной восьмисерийке и парижскую коммуну (как бы сам Верн ей в свое время не сочувствовал!), и восстание сипаев (которое его тоже изрядно волновало), и еще ряд событий, и впрямь объединенных хоть и одним девятнадцатым, но все ж таки - столетием! Причем смешав циничнее, чем новооптимизированный школьный учебник истории. Но это не самое… Самое – другое! Из восторженного верновского гимна ценности научного познания и человеческому непрошибаемому упорству авторы сделали абсолютно сегодняшний, незамысловатый и примитивно-пафосный гимн расовой толерантности и феминизму. Можно и так, наверное… Время такое. Сегодня, как в старом советском анекдоте, подобно пулемету из деталей для детской коляски, из любой основы получается сюжет про негров, лесбиянок и феминисток. Про вторых тут, кстати, почему-то ничего нет. Я старательно смотрел. Хотя… И вроде прекрасный актер Дэвид Теннант... Да нет, без «вроде». Точно прекрасный! Но Верна он явно не читал. Или читал. мучась от скуки, в детстве из-под палки, и всю жизнь мечтал книге и автору отомстить, разделавшись с Фоггом. Что и сделал с особым цинизмом, изобразив его убедительнейшей белой «тварью, права не имеющей»: жалким, трусливым, закомплексованным. И бьют-то его героя в процессе киноповествования чем попало: от кнута до дамской сумочки. И он, бедный, так страдает, так страдает.. Сразу становится понятно, что первые сорок лет взросления у мальчика и впрямь - самые сложные. И за восемь серий, на глазах у восхищенного зрителя, номинальный главный герой мужает под мудрым присмотром реальных: негра-слуги и эмансипированной журналистки. И в конце, вдруг осмелев и окрепнув, он даже ножкой топает!.. И даже не один раз!.. В начале съемок у кого-то из авторов сериала все же возникло желание хотя бы начать читать первоисточник. Потому что они сообразили вдруг, что настоящий Фогг, вопреки прописанному сценарному, не только по-интеллигентски самозабвенно рефлексивен, но весьма находчив и научно-технически подкован. И тогда ему предоставили возможность спасти маленького мальчика, жертву родительского насилия, переведя поезд по голым тонким рельсам, висящим над обрушившимся мостом, что-то там гениально рассчитав и смело выдвинув рабочую гипотезу!.. Но на этом все. Все остальные серии нам демонстрируют, что подвиги вершат только женщины и негры. А кто еще-то, в общем-то, на них способен?.. А теперь – главное! Удивительно на самом-то деле вовсе не все вышенаписанное. Удивительно то, что мне фильм понравился. Да-да. Просто я решительно отринул весь прежний опыт, уложил отдохнуть богатый внутренний мир, да и посмотрел кино незамутненным, так сказать, взглядом. И знаете, что скажу? А хорошее в целом, зрелищное кино вышло! На добротном полнометражном уровне картинка, вполне себе ритмичная сюжетная динамика, актеры куда мастеровитее многих наших сериальных, а к ним еще и декорации, костюмы, ландшафты (не везде нарисованные!) грамотно прилагаются… И прям – чур меня! - местами слышно хриплое станиславское «верю!». Просто нужно смириться и принять, что этот сериал – отдельное художественное произведение. Приключенческое. Для детей лет 30-50. И старика Верна можно было вообще не впрягать. Хотя – история с пари и пересечением линии перемены дат в этом случае навевала бы мысль о плагиате. Да и авторы, судя по финалу, франшизу затеяли. И на очереди - тем же составом - 'Наутилус'! Если забыть первоисточник – то эта версия смотрится! И именно без оглядки на Верна её и надо смотреть. Ни в коем случае не жертвуя ради просмотра сном или горными лыжами. Но – летя в самолете, едя в поезде, лежа в больнице (чем черт не!?.) – можно. И даже с удовольствием. В конце-концов, это еще не самый шокирующий вариант «80 дней»: помню, японско-испанский мультик с животными под этим же названием пугал меня куда больше. Просто надо принять, что у авторов вышло не изложение, а сочинение на заданную тему, в котором - про все! На любой вкус. Тут одна серия – робинзонада, другая серия-вестерн, третья – индийское кино, четвертая – детектив… Можно продолжать список эксплуатируемых авторами жанров до 8. Ровно по числу серий, в каждой из которых на разных перекрестках планеты этот ничтожный мир, растяпо выроненный из кривых и волосатых, но слабых мужских рук, неизменно спасают крепкие женские! И все это под музычку Ханса Зиммера. Кстати, тоже, весьма себе неплохую. Смиряемся и смотрим? Или нет...
Не могу сказать, что данный сериал я ждала с нетерпением. Когда услышала о съемках, особых надежд на данный проект не возлагала, не сомневаясь только в том, что исполнитель главной роли Дэвид Теннант сделает хорошую актерскую работу. Просмотренный сериал мои ожидания оправдал. И посмотрела я его с интересом. В первую очередь бросается в глаза несколько иной образ самого Филиаса Фогга. Этот персонаж отличается от книжного оригинала, да и от предыдущих экранизаций, где нам показывали немного сумасшедшего, предприимчивого, с оптимизмом глядящего на все опасности человека, бросающего вызов всем и вся. В новом сериале Фогг менее эксцентричный, но более боязливый, чопорный и даже ранимый. С одной стороны герой далёк от оригинала, с другой он наиболее реалистичен. Перед нами истинный представитель джентльменского клуба, большая часть членов которого мало чего действительно стоящего сделали в жизни, живя, как правило, на доходы от своих владений. Тем необычней и опаснее кажется поступок Фогга - кругосветное путешествие. Мы верим в то, что мистер Фогг Жюля Верна сможет совершить задуманное путешествие. Мистер Фогг же из нового сериала производит другое впечатление, и мы бы никогда не поверили в него, если бы не знали развязки книги изначально. Этот новый образ получился не таким как раньше, но интересным и законченным. За что спасибо, конечно, прежде всего, актеру. Попутчики Фогга в новом сериале также отличаются от предыдущих образов. Могу сказать, что Паспарту в исполнении чернокожего актера, меня нисколько не удивил. С нынешними веяниями, да и, вообще, с современной расовой обстановкой во Франции и Европе, это решение, как говорится, лежало на поверхности. Причем поначалу, казалось, что цвет кожи никак не будет акцентироваться в фильме (по типу всяческих современных исторических фильмов с афроевропейцами и афроамериканцами). Однако по мере приближения к концовке о расовой теме заговорили все более громко. Это с одной стороны совсем увело фильм от оригинальной истории, а с другой ведь такие проблемы действительно всегда существовали в Америке. Другой вопрос, что чернокожие стали еще и участниками революционных событий во Франции, и хоть на конец 19 века уже не первое поколение таких людей действительно разгуливало по стране, не думаю, что их участие было настолько заметным. Впрочем, в сериале это работало на раскрытие образа Паспарту, как человека, пережившего в жизни многое, но при этом оставшегося по сути пацифистом. Женский образ, уже много лет неизменно сопровождающий Фогга в экранизациях 'Вокруг света...', также отразил современные веяния. Но только лишь современные? Нам показали в образе мисс Фикс своевольную девушку, пускающуюся в путешествие, ради собственных интересов, отказавшись от роли, уготованной ей обществом. Такие женщины все больше стали появляться именно в то время, когда происходит действие сериала, и уже к концу 19 века во всю писали об эмансипации женщин. Так что в данном случае совпали желания современных киноделов с реальными явлениями того времени. Плюс в мисс Фикс отразился образ того самого, неостанавливающегося ни перед чем ради хорошего материала журналиста, который если и сожалеет о том, что кого-то обидел, то уже после дела. На фоне своих попутчиков Фогг выглядит слабее и угрюмее. И казалось бы, зачем он нужен им. Но ведь средства и связи джентльмена никто не отменял. Каждый пустился в путешествие вокруг света, желая удовлетворить свои собственные интересы. Но к концу пути герои практически полностью узнали друг друга, что и способствовало зарождению настоящей дружбы. А Филиас Фогг оказался тем самым истинным джентльменом, который готов был терпеть лишения, оскорбления и даже розги ради не только достижения заветной цели, но и ради других. При всей неприспособленности главного персонажа к миру, он оказался действительно силен духом. Героев поместили в атмосферу действительно позапрошлого века, которая подчеркивается красивой картинкой. Костюмы и декорации превосходны. Отдаленные мотивы книги периодически перемежаются с желанием отдать уважение старому писателю. Один из героев сериала говорит практически словами Жюля Верна, веря в то, что человечество способно на многое, просто прогресс еще не дошел до нужного момента. И вся эта фантастика теперь уже никакая не фантастика. На эту же мысль работает и эпизод с воздушным шаром, и с разрушенным мостом. В сюжете сериала не так много экшена, мало смешных моментов, но много мелодраматичных и по-настоящему сентиментальных моментов. Некоторые сцены выглядят совсем наивно. Отчего мне хотелось сначала поставить просто нейтральную оценку. Но еще раз поразмыслив над этим проектом в целом, я решила все же оценить его положительно. В современном кино и особенно сериалах не так много примеров добрых, светлых и расслабляющих фильмов. При том, что герои показаны совсем не идеальными, но постепенно идущими к пониманию истинных ценностей. Оригинальная книга читается без проблем подростками, фильм, быть может, для них будет медлителен, но ведь надо хоть иногда делать передышку в бессмысленном потоке информации. Да, нам показали расовые и феминистические киностереотипы современности. Но было только это, и в общем то вполне уместное в те годы. Минимум крови и насилия, отсутствие шуток ниже пояса, намеков на 'современные' типы отношений и прочее. Взамен, хорошая актерская игра, добротная картинка, и постоянное напоминание о том, как важна любовь к брату, жене, невесте, родителям, детям и своим настоящим друзьям.
Давеча, помнится, ругал я 'Батальонъ' за то, что там тот же исторический консультант, что и в 'Адмиралъ'. Ругал поделом, но... В титрах этого сериала исторический консультант не упомянут. Может, западная традиция - но, сдается мне, никакого исторического консультанта и не было. А если и был, то снял имя с титров, и я его понимаю. Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать этот сериал - это было бы 'чушь'. Двумя - 'феерическая чушь'. Других характеристик для дорогого и статусного британского сериала с саундтреком Циммера у меня для вас нет. И ладно - повесточка, навязшая в зубах. Такие уж обстоятельства там, на западе - один чернокожий, одна прогрессивная женщина... Это не плохо и уж точно - не это плохо. Плохо другое: под этих персонажей погубили главного, и всю затею - вместе с ним. Фогг в оригинале был Железный Человек, ходячая машина, часовой механизм, едущий из точки А в точку Б, и была его дорога пряма, как школьный коридор: француз Верн то иронизировал над ним, то любовался, потому что под внешней сталью было у Железного Дровосека доброе и благородное сердце, и ни разу, когда вставала дилемма 'время или человек', не выбрал он время, не поступил против совести - хотя, проиграв пари, терял все, что имел. Недаром изображали его львом в старом испанском мультсериале, куда больше совпадавшем с оригиналом, чем нынешняя поделка, несмотря на то, что все персонажи были антропоморфными животными. А еще там был хомячок-в-беде, вечная жертва, которую нельзя бросить, ибо персонажи звери - но только в хорошем смысле. И даже этот хомячок был гораздо сильнее главного героя нынешней постановки. Нет, это не шутка; да, его играет Дэвид Теннант, потрясающе харизматичный актер, который прекрасно изображает нового Фогга, и лучше бы он этого не делал. Ибо новый Фогг - король драмы, нытик и тряпка, глупое ничто, безвольное и бесталанное. Самое смешное, что если в неполиткорректном оригинале за Фоггом шли, чувствуя силу, волю, надежную сталь образцового джентльмена - то нынешние политкорректные герои доверяют свою жизнь полному придурку, который, если бы не своеволие сценаристов, быстро погубил бы себя и окружающих. И это дискредитирует и очень убедительного чернокожего Паспарту, и обаятельную Аннабель Фикс - на протяжении нескольких серий они пытаются понять, отчего следуют за неловким и заносчивым придурком, которого здесь зовут Филеас Фогг, и так удовлетворительного ответа и не находят. В какой-то момент выясняется, что антагонист говорил Фоггу никогда никуда не путешествовать - и пусть он мерзавец, но в этом прав. Почти нет в этом сериале вещей, которые оригинальный Фогг и новый сделали бы одинаково - просто потому что первый не был клинически глуп. Впрочем, это не только его беда - сам сериал клинически глуп. Верн отличался не способностью к драме, нет - он брал свое отличными познаниями в мире в целом и его физической стороне в частности. Конечно, в чем-то он стал жертвой заблуждений своего времени - но все равно он был патологически умен и расчётлив, и срок в 80 дней - это не цифра с потолка, это результат, к которому можно было прийти с учетом небольших затруднений по дороге, и в оригинале Фогг преодолевал эти затруднения с волей ледокола, расшибающего льды - потому что времени было впритык. В новой адаптации команда путешественников, во-первых, теряет время на ровном месте в стиле 'старый Фогг пошел ровной дорогой, новый предпочел переть через пустыню, желая показать целеустремленность, которой у него нет', во-вторых, им чудесно, невероятно везет - причем постоянно. Это - второй главный провал сериала: не знаю, в какой вселенной обитают авторы, но в этой все сколько-нибудь сведущие люди, включая писавшего роман 150 лет Верна, знают некоторые простые истины. Например, повернутый на планировании Фогг ни разу не пользовался воздушным шаром в поездке - потому что он летит не куда тебе надо, а куда ветер дует, и если он дует в противоположную сторону - ты летишь туда же. Нельзя просто так спустить шлюпку с идущего полным ходом корабля. Если эта шлюпка попадает в тяжелый шторм - она почти наверняка тонет с обитателями, а не выкидывает их на необитаемый остров. Понимание социальной реальности тоже подкачало: слово джентльмена в 1872 году весило больше, чем вся порнуха на вашем старом жестком диске. Оно открывало двери, оно давало гарантии, и счастливого обладателя джентльменского статуса могли отпустить полицейские - под одно его слово; в сериале весь этот коммунизм поправили, так что Фогг настрадается от британской администрации - в реальности выстроенной так, чтобы максимально содействовать таким людям, как он. В половине коллизий сериала одного слова члена клуба реформ хватило бы, чтобы уладить все в одно мгновение - понятно, авторы ненавидят колониализм, однако, вместо того, чтобы показывать его неприглядную тыловую сторону, извращают парадную. Что ж. Я ни разу не джентльмен, я рабоче-крестьянское быдло, но старина Фогг со своей старорежимной щедростью, волей и достоинством внушал мне неизменное уважение. Я минимум не хуже авторов знаком со скрытыми язвами старой доброй Англии - но никогда б не вздумал бичевать их подобным образом. Можно было взять старого Фогга и по дороге показать ему обратную сторону бытия - конечно, его благородное сердце стало бы на сторону угнетенных. Можно было сделать Филеаса Филлис - и мгновенно превратить упертого колониалиста в прогрессивную феминистку, почти не меняя авторского текста. Лучше всего было перенести действие в наше время, добавив в пари условие 'никаких самолетов' - и выдать потрясающе интересную историю про поездку англичанина через Транссиб, потом в США в грузовом контейнере, потом поперек Штатов по трассе 66... Авторы не пошли ни одним из этих путей, они предпочли предельно унизить главного героя, тем самым унизив его спутников, помочиться на трупик почившей империи, попутно забив на любые исторические и физические реалии. Говорите что хотите о чванливом старине Филеасе Фогге - он бы никогда так не поступил. Как и его отец, король не лириков, но физиков Жюль Верн. Похоже, настает понемногу время, когда бесконечная ревизия прошлого пожирает самих ревизионистов. Я искренне надеюсь, что второго сезона не будет, а шоураннеры Фароа и Бэррон наконец получат волчий билет; впрочем, в отличие от Филеаса Фогга, возмездие не всегда бывает быстрым и неумолимым. Нас, вероятно, ждет еще немало дорогих глупостей - впрочем, когда на фабрике грез было иначе? Зато они делают привычку читать книги снова актуальной. Жюль Верн был бы счастлив.