Ванина Ванини: отзывы и рeцензии

pisateli
pisateli7 декабря 2015 в 19:55

Единым мазком, не отрываясь, не разбивая сцены Лучиано Трасатти через призму кинокамеры, следуя за мыслью Роберто Росселлини экранизирует повесть Стендаля о роковой любви аристократки и молодого карбонария. Фильм снят в 1961 году, повесть написана в 1829 году, но как актуально направлена эта картина в сегодняшний день, наверное все потому, что понятие Свобода будет звучать остро всегда. Историческим фильмам Росселлини вообще свойственна современность, он умел улавливать те незначительные, на первый взгляд, совершенно не заметные нотки кинематографического повествования которые всегда направлены не в прошлое, а в будущее, рассказывая не о том что было, а о том что есть и будет, забрасывая этот камешек далеко в будущие поколения, рассматривая в целом историю не как умершее, погребенное под толстым слоем памяти сборник дат и событий, а как живую мысль рода человеческого. От этого, наверное, все исторические фильмы Росселлини снятые им с тем же размахом пеплума, но в отличии от этого жанра, могущие сохранять в себе динамику живого, молодого существа, смотрятся интересно, и если в начале зритель может еще скептически отнестись к фильму, сказав «Ну что за старье», то к финалу, он должен ему аплодировать, ибо более сжато, емко и правдиво не скажет ему о том что же все- таки такое Свобода из современников ему, увы никто. Такие режиссеры в оценках не нуждаются!

Александр Попов
Александр Попов31 декабря 2015 в 16:58
Ванина Ванини

«Ванина Ванини» - первая цветная и последняя работа Росселлини для кино, уже содержит все элементы телевизионной эстетики: преобладание средних планов, чисто информативных, подробно реконструирующих историческую эпоху в дорогих декорациях, актерская игра, рассчитанная на массовую аудиторию (преувеличенная пластика, интонационное педалирование сильными эмоциями), общая сентиментально-мелодраматическая атмосфера рассказываемой истории. Экранизация новеллы Стендаля получилась среднестатистическим костюмным фильмом как минимум по двум причинам: во-первых, из-за невыразительного изображения, которое тонет в красивостях, но полностью лишено визуального символизма, во-вторых, из-за патетической интонации в повествовании. «Ванина Ванини» будто создана для того, чтобы понравиться одновременно и советскому зрителю, и партийной номенклатуре: гражданский пафос, обличение лицемерия клерикалов, конфликт чувства и долга, противопоставление частных и общественных интересов. Торжественная музыка пытается усилить драматизм в кульминационных сценах, но вовлечь зрителя в душераздирающее мелодраматическое повествование о любви княгини и преследуемого правительством карбонария никак не получается. При просмотре неоднократно возникают ассоциации с советской экранизацией «Овода»: та же идеологическая прямолинейность и дидактика, тщетно выдаваемая за трагизм. Ритмически картина очень зависима от телевизионной эстетики: планы сокращены, переходы между сценами порой нелогичны, все это придает ленте темп сериалов с принятым в них перманентным перескакиванием с эпизода на эпизод. Операторская работа всецело сконцентрирована на демонстрации тщательно проработанных интерьеров, порой вызывающих в памяти барочные декорации «джалло» и фильмов студии «Хаммер», что, конечно, комически снижает впечатление от изобразительного ряда. В целом, картина демонстрирует упадок режиссерских возможностей Росселлини, исчерпанность его стилистических принципов, недостаточность минималистской эстетики для показа сложных драматических коллизий. Подход режиссера к кинематографической форме был уместным лишь на военном материале, остальные темы, вроде экзистенциальных проблем отдельной личности, оказались ему не по силам.