Статский советник: отзывы и рeцензии

Petrov-Vodkin
Petrov-Vodkin3 августа 2021 в 16:42
Действительный нормальный советник

Если какой год и можно назвать высшим для всей фандоринской серии, то только 2005. Поглядите сами романы Акунина выходят один за другим, при этом они ещё не скатились в скучный маразм. Да и ещё на большие экраны с разрывом всего в пару месяцев выходит сразу две экранизации расследований Эраста Петровича. И если 'Турецкий гамбит' стал очередной заявкой на русский блокбастер, то 'Статский советник' оказался зверем совсем иной породы. В первую очередь хочется вспомнить что в годы выхода рекламная кампания позиционировала кино как то самое настоящее расследование Фандорина. Мол 'Гамбит' был весь из себя блокбастерный и развлекательный, но мы то тут шутки шутить не станем и покажем вам самое бескомпромиссное расследование. Даже на главную роль вместо молодого и ветренного Бероева взяли многоопытного спокойно-рассудительного Олега Меньшикова, да и картинка трейлеров вместо яркой Болгарии обещала мрачную зимнюю Москву. И авторы в чём-то не соврали, этот фильм как и Гамбит оказался нарезкой четырёхсерийного телефильма, который позднее показали по ТВ, но в отличии от последнего свои телевизионные корни спрятал гораздо хуже. 'Статского советника' мне довелось впервые увидеть в киноверсии ужаснейшего качества с пиратского DVD формата 'многофильмов на одном диске'. И тогда кино прошло совсем мимо меня, из-за чего и телеверсию в годы показа проигнорировал. Но я, если честно, и первоисточник считаю не самой удачной из книг о нашем чиновнике особых поручений. По крайней мере из ранней фандорианы были вещи и поинтересней. Да и сейчас 'Советник' доставил мне несколько неприятные ощущения подобные звуку металла по стеклу. Хотя в целом то сюжет вполне вкатил и наблюдать за его развитием было интересно. Прежде всего 'Статский советник' очень 'грязно' поставлен и смонтирован: первое время кажется что постановщиком был какой-то случайный прохожий, актёрская игра коробит до жути, а на некоторые сцены ты смотришь и реально не понимаешь как вообще в здравом смысле можно было снять такое. Особо страдают по части игры Фёдор Бондарчук, на которого без слёз и не взглянешь, и Эмилия Спивак, из-за полной бездарной игры которой и отрицательной химии с Меньшиковым была полностью провалена романтическая линия. Да и в других сценах эти актёры подобно чёрным дырам высасывали любой талант из кадра. А от одной их совместной сцены у меня чуть не потекла кровь из глаз и ушей. Да и прочий актёрский состав хоть на бумаге и более маститый чем в том же 'Гамбите', но игра колебалась от сносной до 'ну покатит'. Тот же Меньшиков вроде бы хорошо преподносит своего героя, но за ним попросту неинтересно следить. В итоге наблюдать за компанией революционеров-террористов во главе с Хабенским оказывается интересней, чем за следствием. В таких условиях даже слегка переигрывающий Михалков подавляющий всех остальных своей харизмой ощущается ярким пятном и хоть чем-то развлекает заскучавшего зрителя. При чём в наше время со всем своим бэкграундом монологи Пожарского слушать очень весело и даже где-то постметаиронично. Сам же основной сюжет по поимке революционеров занимающихся индивидуальным террором, за которыми стоят провокаторы в самой верхушке власти и силовиков, получился в меру интересным, хотя и не поражающим воображение внезапными сюжетными поворотами и кривыми. Наверное даже самый невнимательный зритель станет догадываться об основном исходе истории где-то с середины. Но по крайней мере в телеверсии, где было добавлен почти час времени всё было разжёвано максимально понятно. Жаль только самые коробящие сцены вырезать не стали. Ну и русская зима как и местные интерьеры (а здесь есть и тот же Кремлёвский дворец) здесь выглядит просто превосходно порой дарят настоящие картинные кадры, когда кажется что вот-вот и я увижу настоящее кино, но увы. Жаль только что оформлено всё это было в такую маловнятную упаковку. У 'Азазеля' хоть всё оправдывало общее нищебродство проекта, здесь же за большие деньги чем 'Гамбит' авторы выдали реально телевизионный продукт, который и выглядит как телевизионный продукт при чём своего времени. И если сейчас местами и телеверсия била по моему чувству прекрасного, то не представляю как могло кринжануть у тех кто смотрел всё это в кинотеатре. Жаль только что именно здесь и оборвалась история экранизаций романов о Фандорине. В серии всё таки хватало ещё вполне интересных и неплохих произведений. Но всё таки фильмы про Эраста Петровича стали некоторой вехой для нашего кино и больше оставили положительных воспоминаний.