Скажу сразу, что являюсь многолетним поклонником основного сериала 'Тайны Следствия' и Марии Сергеевны (в коллекции есть все-все сезоны), поэтому выход спин-оффа ожидала с предвкушением. По сюжету, любители оценят перефраз с 1 сезоном, Мария Сергеевна замужем за зам. министра (надеюсь, не спойлер, но по сравнению с современностью, ее мужа очень повысили). На одном из званых вечеров в ее доме происходит преступление, а потом еще одно, и еще одно. И Марья Сергеевна под недовольные истерики мужа, начинает добровольно помогать полиции. Постараюсь сохранить объективность. Начну с позитивного. 1. По-моему, это первая вот такая проба не просто ответвления, а именно исторического варианта, когда те же герои, в том же ключе попадают в другое время в российском сериаловедение. Это приятно и интересно. 2. Выбор времени - XIX век, последнее время на пике популярности и у нас, и за границей: Фандорин, Анна-Детектив и т.д. Такой себе стим-панк по-российски, даже у Лукьяненко в 'Черновике' сквозит тоска по ушедшей Российской Империи. 3.Большинство главных героев вполне комфортно чувствуют себя в костюмах прошлого, Кораблеву и Ковину очень идут мундиры, Марья Сергеевна очаровательна в платьях с тюрнюрами и декольте (о качестве ниже). Прекрасны Старосельцев-уголовный репортер и Ленечка-судебный эксперт. Теперь о грустном: 1.В целом костюмы и интерьеры - это жуть, провинциальный театр. Хочется порекомендовать художникам по костюму посмотреть британские сериалы о том же периоде. Удивительно как женские персонажи вообще согласились это на себя одеть. Мне было искренне жалко Аллу Довлатову в жутких шторах. 2. Интрига. Это не детектив, а винегрет. Тут все - государственные преступники, отравители, пионы, и, конечно, первые революционеры с запрещенной литературой в виде милейших барышень с швейцарским образованием. Главный злодей ну сильно очевиден. В целом, интересный для повторения опыт при условие сильного повышения уровня качества оформления. По поклонникам несомненно понравиться. 7 из 10
Нет, что ни говори, сама идея этого микросериала (ожидается пролонгация?) меня порадовала: взять, да и перенести действующих лиц уж очень долгоиграющего макросериала 'Тайны следствия' на почти 150 лет назад и посмотреть, как воплощается принцип Станиславского 'я в предлагаемых обстоятельствах'. А криминальные обстоятельства 'прошлых жизней' традиционных 'Тайн...' были просто шикарные, не заезженные детективщиками донельзя! Тут вам и загадочное убийство сутенёра, и близких ему девушек, и громкое дело о поддельных купюрах, и хитроумнейшие отравления, да ещё Кого!!! В общем, целый ароматный букет! Вот только он особо не благоухает, поскольку создатели 'Тайны следствия. Прошлый век' (вообще-то 19-й век - уже позапрошлый!!! И действовавшая в нём революционно-террористическая организация называлась 'Народная воля', а не 'Воля народа', как в сериале; не стоит искажать историю!!!) так его 'ужали', что бедные цветки стали вянуть в тесной, трёхчасовой с небольшим, телевизионной (похоже, ночной) вазе... Вместо обстоятельных расследований (чему в нормальных сериалах посвящают серию, а часто две, причём 'главное дело' идёт как 'сквозное' и продолжается вплоть до финала!), в нашем случае лучшими комментариями послужат цитаты из классиков: 'Всё смешалось в доме Облонских...', 'Галопом по Европам...', 'Смешались вместе кони, люди...' И ещё уместна здесь русская мудрость-пословица: 'Поспешность нужна при ловле блох и при поносе'. Простите, но наш сериал, по моему мнению, и представляет собой... последний продукт, хоть и 'букетный'! Не знаю, кто понёс (по чьему указанию?) режиссёра, сценариста, продюсера (все - дамы, почему невольно и вспоминается добавление - 'по кочкам'), да так, что первую половину сериала нормальному зрителю-киноману вообще невозможно смотреть; режиссёру за неё во ВГИКЕ наверняка поставили бы 'гуся'! Позже всё более менее успокаивается. Но всё равно режиссура, драматургия и актёрская игра остаются на уровне, гораздо более низком, чем в работах активно прогрессирующей ныне моей любимой кинокомпании/студии 'СтарМедиа'(см. хотя бы её суперсериал 'Анна-детектив', там тоже 19 век...). А вообще рекомендую посмотреть/пересмотреть один из моих любимейших фильмов (тоже о криминале в 19-м веке)- 'Сыщик Петербургской полиции' (по роману Юзефовича 'Ситуация на Балканах') и сравнить... сами понимаете, что. Да, последнее. Сериал 'Тайны следствия. Прошлый век' исполнен в соответствии с 'форматом' канала 'Россия-1' на сериалы (который, разумеется, со зрителями не согласовывался, но который волюнтаристски им навязывается!). А именно: 'В наших сериалах главным героем/героиней должна быть Женщина!'. Именно на этом, в основном, основании канал не принял к работе мой сериальный сценарий (тоже детективный, семейный, исторический, начало 20-го века), поскольку у меня главный герой - мужчина... Что ж, раз у Добродеева матриархат, то - да здравствует Анна Ковальчук! 5 из 10