Недавно я посмотрела сериал «Тегеран», вот что я имею сказать по этому событию. Сериал сделан очень качественно: музыка, атмосфера, неплохая игра актеров сделали его захватывающим. Плюс, интересный сюжет и открытые финалы в конце каждой серии, что не оставляет выбора зрителю, кроме как продолжать смотреть. Несмотря на это, после каждой новой серии, я все больше начала беспокоится за наш МОССАД, и надеется, что агенты там все же не такие тупые, как показана главная героиня. Потому что на своем пути она успела подставить всех. Ну просто ВСЕХ. Своего связного (и всю его семью), мужа девушки, под документами которой она живет, свою тетю, которая ее приютила, само государство Израиль, в конце концов. Она успела засветиться на всех камерах и наследить везде, где побывала. И самое главное, что свою работу она так и не выполнила, пока ее начальница лично к ней не приехала и не отправилась вместе с ней на задание. Ближе к концу сериала она начинает уже бесить своей неоперативностью и тупостью. Еще как мне кажется, создатели перемудрили с концовкой. В смысле, идея интересная и ставит все, что произошло до этого совершенно в другом свете, но мне кажется, что, придумав ее сценаристы уже не знали, как выкручиваться и заканчивать сериал. Так что они выдали немного странный финал с обещанием, что в следующем сезоне они все обязательно объяснят и всех спасут. Были и конечно другие мелкие странности, например, некая бондовость (к примеру, проникновение главной героини в штаб ПВО с накладной бородой) или опять же ее супероперативность делают сериал далеким от реальности, тем более я думаю, что МОССАД в реальности менее кровавый. Он не стал бы тупо стрелять в своего связного в Иране, который спас тысячу израильтян. Он не стал бы убивать невинных людей, которые что-то о них узнали и так далее. Все же, несмотря на мои придирки, сериал получился не таким уж и плохим, не «Семнадцать мгновений», конечно, но интересно. 7 из 10
Сериал привлек своей оригинальностью, не так часто удается просматривать израильские или греческие фильмы. А здесь такая удача. Если честно, вначале сильно сомневался, что картина будет без пропаганды и ангажированности, поэтому в первых сериях меня удержал закрученный сюжет и отличная работа художников-декораторов. Редко увидишь такое мастерство и щепетильность в подборе кадра и выверке его на достоверность – здесь сразу надо награждать команду премиями, они великолепно справились. Позже узнал, что все серии были сняты в Афинах, однако иллюзия присутствия в Тегеране сохраняется полностью. Коррекция цветов на ПП (постпродакшэне), - эдакий легкий восточный ретро с нотками весенней утренней пыли и неясных очертаний изумрудно-лазурного неба, - до мельчайших деталей продумана и в лучшем свете передает реалистичность и напряженную атмосферу фильма. Если вы художник и цените композицию кадра, то найдете для себя множество приятных бонусов, блуждая взглядом по экрану. Сюжет пересказывать не входит в мои планы, скажу лишь, что просмотр выйдет динамичным, и сразу после очередной серии вы захотите посмотреть следующую, причем без промедления. Смотрели «Бюро легенд»? По эффекту удерживания зрителя в седле картины очень похожи. Теперь о пресловутом ожидании пропаганды. Ее нет в том виде, которого я опасался - она существуют в каких-то своих бытовых очертаниях и направлена на другие стороны жизни, без прямой политической ангажированности. Это можно назвать культурным слоем, убирать который было бы даже излишним, чтобы не нарушать колорит картины. Что самое главное – нет недооценки противника и кучки бессмертных супергероев, которые всем уже порядком наскучили своей вездеходностью и иммунитетом к любым переделкам. Да, конечно, специалисты по теме наверняка найдут какие-то ляпы, но ведь если обходиться без них, то уйдет динамика, и картина растянется на многие серии. «Тегеран» - художественная постановка, где герои постоянно идут на риск, чтобы нам, зрителям, было интересно. Думаю, что картина удачно сбалансирована в этом плане, а сюжетная нить тонка ровно настолько, насколько ее переплетения очевидны и читаемы для нас. Кому-то может показаться обескураживающей концовка сериала. Здесь необходимо сделать один комментарий: израильский Моссад представляет собой типичную спецслужбу, выполняющую ограниченное количество задач. Это не глобальная сеть, какую имеют США или Россия, способные не просто внедряться на территорию, но и в определенной степени контролировать процессы и распределять сферы влияния. Моссад, при всем своем положительном балансе успешных операций, является конторой по ликвидации угроз, у нее нет ни сил, ни средств выполнять комплексные и широкомасштабные задачи. К тому же еврейское общество само по себе не такое уж однородное и сплоченное, как это может показаться со стороны, в самом Израиле вопрос сионизма далеко неоднозначно воспринимается разными группами влияния, а это корень проблемы в продвижении своих интересов. И похоже, что многоходовая развязка первого сезона как раз призвана вскрыть глубину внутриизральских противоречий, которые на фоне иранского противника выглядят особенно обнаженными. Не будем забывать, что Иран, или Персия, всегда имел серьезный авторитет в своем регионе, это вам не Палестина, которую можно обмотать колючей проволокой и сказать, что там все под контролем. Авторы фильма как бы недвузначно намекают, что борьба с Ираном по традиционной методике малопродуктивна и опасна. Захотите вы углубляться в эти вопросы или нет, у вас будет что посмотреть и над чем поразмыслить. В любом случае, томиться от скуки вам не позволят. И отличная новость – скоро будут снимать второй сезон!
Вспоминая об успехе израильского проекта 'Военнопленные', который подарил миру основу для создания фактически лучшего жанрового продукта в сериальной среде, нашумевшей 'Родины' (кстати любимый сериал Барака Обамы), я без малейших сомнений приступил к просмотру нового шпионского триллера, снятого по основным классическим лекалам жанра - 'Тегеран', который повествует о противостоянии израильских и иранских спецслужб на фоне растущей ядерной угрозы со стороны Ирана. Особенность проекта с точки зрения сценария, главным образом, заключается в том, что хакерша-шпионка, работающая на Моссад, 'палится' в первой же серии, а все последующие события напоминают уже скорее игру в 'догонялки' между диверсанткой и идущими по её следу оперативниками контрразведки Корпуса стражей исламской революции (пожалуй, самая известная и могущественная силовая структура Ирана, признанная террористической организацией в ряде западных стран). Израиль главным образом представляет хрупкая и невероятно похожая на Алисию Викандер красавица Нив Султан, а иранских контрразведчиков - высокопоставленный страж революции, которого играет не по наслышке знакомый с образом иранского силовика Шон Тоуб (фактически ту же самую роль актёр исполнил в 3 сезоне 'Родины'). Нив Султан и Шон Тоуб являются главными звездами проекта с наиболее проработанными и глубокими образами. За первой в принципе приятно наблюдать в силу внешней привлекательности и очевидного таланта актрисы, а второй изображает эдакого жестокого, но в то же время местами сентиментального восточного мудреца. Во второстепенных ролях радуют Араш Миранди (подающий надежды молодой оперативник КСИР), Навид Негабан (связной главной героини в Иране), Менаш Ной (один из руководителей операции Моссад), Шервин Аленаби (иранский хакер-оппозиционер), Мо Бар-Эль (лидер оппозиционеров), Эсти Эрушалми (тётя главной героини со своей личной драмой). На фоне шпионских игр в кошки-мышки раскрывается и отношение к действующему в Иране режиму вынужденных израильских переселенцев, которые не могут вернуться в родной Иран из-за угрозы жизни, а также оппозиционной молодёжи, чью ненависть к жёсткому государственному режиму пытаются использовать израильские агенты. Жёсткость режима также достоверно и подробно раскрывается в мелочах - через диалоги с полицейскими, допросы в застенках КСИР, конфликты между оппозиционерами и поддерживающих власть людьми. Процветает доносительство, причём даже на собственных родственников, с неожиданным для всех последствиями. Причём всесильными и уверенными не могут себя чувствовать даже сотрудники спецслужб, которые в любой момент могут потерять свою привилегированную должность. Всё это как нельзя лучше и достоверно раскрывает внутреннюю жизнь Ирана, которая в основном скрыта от глаз простого обывателя, что добавляет интерес к происходящему на экране. На фоне всех этих событий нам показывают классическую шпионскую постановку с оглядкой на современные информационные технологии, и соответствующие задачи, которые ставятся руководством Моссада перед своими агентами. Стражи предстают людьми далеко не глупыми, постоянно следующими буквально попятам за шпионами Моссада, вечно успевающими скрыться в последний момент. Причём не получается симпатизировать однозначно какой-то определённой стороне - обе пользуются довольно грязными методами, путая личное и служебное, используя все доступные средства для достижения цели. В итоге остаётся один жирный вопрос - кто кого переиграл, но это не так уж и важно, ведь 'Тегеран' - это кино, в котором важен сам процесс, а не результат. 7,5 из 10
Какими историями богат Израиль? На этот кажущийся риторическим вопрос (конечно библейскими), существует среди других один не самый очевидный ответ - шпионскими! С окончанием глобального противостояния СССР и США и холодной войны, именно Израиль, ведущий перманентную войну по всему периметру своих границ, в условиях мировой борьбы с исламским терроризмом, стал 'фронтменом' этой борьбы. И хотя эта борьба вызывает много кривотолков о её правомерности, тем не менее именно она даёт на сегодня самую богатую пищу писателям и сценаристам... Спецслужбы Израиля готовят дерзкую операцию на территории Ирана. По её условиям израильская шпионка должна заменить собой на короткое время иранскую сотрудницу энергетической компании.Но тщательно продуманный план по злому року, этакому 'чёрному лебедю', труднопрогнозируемому событию, даёт сбой, который привлекает внимание иранской контрразведки.С этого момента начинается гонка на время, которая с каждым этапом всё сильнее сжимает пружину противостояния, втягивая в свою орбиту совершенно непричастных людей, которые видят только скромные кусочки картины и не понимают в какую серьёзную игру они замешаны. Я отношусь к породе придирчивых зрителей, но для этого сериала у меня в основном лестные слова - он зрелищный, динамичный и реалистичный. Конечно именно реализм шпионских фильмов штука специфичная, по причине того, что шпионы публика неразговорчивая, и всё что мы об этом знаем это либо дела давно минувших дней, либо фонтаны конспирологических историй которые вырываются в медийное пространство по причине громких событий, которые уже невозможно скрыть (спасибо Эдварду Сноудену и т.п.).Но приятно что данный сериал показывает обе стороны равными противниками, где до самого конца не известно на чью сторону 'ляжет фишка'.Поэтому если градуировать между условными полюсами 'Штирлиц' и 'Джеймс Бонд', то этот сериал будет тяготеть ко второму, но несильно.Так же приятно, что довольно правдиво показана специфика жизни в Иране, и тут я уже могу говорить, как человек проведший там относительно много времени. В целом, этот сериал наглядное пособие как снимать хорошее кино за небольшие деньги. 7 из 10