II: отзывы и рeцензии

Distarneo
Distarneo18 августа 2020 в 18:43

Остросоциальная белорусская драма 'II' (две полоски) отлично раскрывает ужасающую дремучесть современного общества, которое, несмотря на окружающий мир высоких технологий, не знает элементарных вещей. И это касается не только старшего поколения, но, как оказалось, и молодежь очень далека от системы воспитательно-образовательных мероприятий, которые имеют чуть ли не первостепенное значение во всех цивилизованных странах. При просмотре постоянно возникают вопросы, сомнения и удивления о тех или иных событиях, но потом приходит понимание, что всё происходящее в фильме является отражением сегодняшней реальности, затрагивающее каждого из нас. Поначалу может показаться, что авторы как и в любом другом социальном артхаусе опять пытаются вскрыть нелицеприятную истину обиженного общества, где как всегда одно тупое быдло, разврат и всепоглощающая жестокость. Но по факту это лишь отвлекающий маневр, помогающий лучше прочувствовать сложившуюся ситуацию для последующей правильной оценки, потому что в данном случае речь идет исключительно об отсутствии элементарного просвещения по вопросам безопасности человеческого здоровья. Не секрет, что сегодняшняя молодежь отчаянно рвется жить взрослой жизнью, включая сексуальную активность, но при этом ничего не зная о своем теле. Казалось бы, здесь нет ничего страшного, потому что для этого есть родители, которые объяснят, покажут и найдут нужное решение для выхода из сложившейся ситуации. Но, к всеобщему сожалению, многие родители сами далеки от познания определенных тем, оттого и стараются всячески избегать неудобных разговоров. В результате происходит недопонимание и вечное противостояние между взрослыми и детьми, приводящее к различным страшным последствиям, включая наркотики, самоубийства и побег из дома. Авторы очень тонко и грамотно раскрывают сюжет с некоторыми неожиданными поворотами, приводящие зрителя в замешательство. При этом сама история заканчивается чуть ли не на самом интересном месте. С одной стороны всё просто и понятно, но с другой - многим киноманам предложенного варианта категорически не хватит, так как хронометраж картины составляет всего один час. Актёрский состав по большей части прекрасно справился с поставленной задачей, передав все необходимые эмоции и внутренний посыл, который порой так важен в авторском кино. Единственное, что может разочаровать, так это выбранный стиль операторской работы, который создает эффект живой камеры. На протяжении всего фильма картинка постоянно трясется и часто находится в расфокусе, а во время бега так вообще ничего не разобрать из-за сумасшедшей динамики происходящего в кадре. В общем, для любителей фестивального кино это будет достойный подарок, так как картина действительно отличная и цепляет буквально с первых минут, вызывая те самые нужные эмоции во время просмотра. Но самое главное - фильм призывает к обсуждению, разговорам и открытому общению детей и взрослых внутри семьи. Не стоит стесняться, не сдерживайтесь и не закрывайтесь в себе, а, наоборот, говорите, слушайте, помогайте и в конечном итоге обязательно будете вознаграждены. Приятного просмотра.

AlexCherni
AlexCherni4 апреля 2025 в 20:07
Родственные души или друзья по несчастью?

«- У нас же физра во вторник. - Прогуляем.» Сквозь паузу между строк читается: «Но это же конец света.» «- Ничего страшного, прорвемся.» Нам показана обыкновенная школа в поселке городского типа: старшие классы, учителя — почти все старой закалки, и неясно, или хотя бы у половины проскальзывают мысли о будущем. Название безусловно отсылает нас к Саше и Насте. Они всегда вдвоем. Вдвоем сидят на уроках, вместе едут домой, проводят время после школы вместе, в кино, вместе мечтают, строят планы и посещают репетитора. И что самое главное — дружно не вписываются в школьный коллектив. Казалось бы, их история весьма банальна. Просто пара странных подростков, которых не понимают. Однако мотив «белой вороны» — это вообще никогда не просто, и на примере героев и их окружения перед зрителями разыграется настоящая, к сожалению, все еще весьма актуальная драма о выживании и противостоянии личности и безличностного, ограниченного общества. Саша — интеллигентный парень, который заметно выделяется среди сформировавшейся школьной компании. Можно было бы списать все на его немного иной, мягкий характер, но трагическая правда заключается в том, что в данной ситуации достаточно было бы того, что ему не чуждо понятие саморазвития, такта, мечтаний о лучшем будущем или даже иного вкуса в одежде. В виду всего этого становится ясно, что ему проще и лучше общаться с девочками, которые, на первый взгляд, меньше осуждают и склонны к разговорам на более обширные темы, где может пригодиться его знание типа слова «вагинальная корона». Учитывая обстоятельства, даже из женского коллектива настоящим другом Саши становится только Настя. Настя, в свою очередь, добрая, смышленая и временами смелая настолько, что способна дать отпор учителям. У неё есть своё мнение, и именно эти качества, как ни странно, не позволяют ей впоследствии влиться в школьный коллектив, где одноклассники ничуть не лучше невежественных родителей. Описание гласит, что третьим главным героем является Кристина, но в реальности на протяжении всего фильма Кристина выступает в роли моста между двумя другими героями и остальными «нормальными» сверстниками. Нам неясно, почему такая, как Кристина, претендующая на роль популярной девочки в школе, проводит время c Сашей и Настей. Даже без предыстории чувствуется, что подобный мотив не является чем-то новым: внутренний скрытый конфликт популярной девчонки, которая втихаря тусуется с аутсайдерами, потому что бессознательно сама как личность больше относится к ним, а не к своей компании. Однако страх потерять всеобщую любовь и репутацию оказывается зачастую намного выше, и тогда проще сделать что угодно, лишь бы не быть разоблачённой. Вторым названием является римская цифра «II». II как парочка «Twix» или что же такое настоящая дружба? Определенно, Саша с Настей — друзья по несчастью, не без исключения родственности душ. Кажется, что несмотря на некую робкость или осторожность Насти, если бы не было Саши, она, возможно, могла бы адаптироваться и притворяться, проявляя свои главные отличия лишь за кулисами школы. Но присутствие Саши не позволяет ей скрыться от самой себя. Она отличается, как и он, и всякий раз унижая его, они затрагивают её систему ценностей и глубинный фундамент личности, формирование которой в ней заметно по её поступкам и мышлению, в отличие от стадного мышления остальных. Помимо главного мотива, в фильме прольется свет на влияние взрослых (родителей) на жизни детей и общую обстановку в школе. Также вскользь поднимается тема эмиграции подростков или вообще желания эмигрировать и куда-либо убежать, поскольку после жизни среди подобного окружения весьма натурально хочется уехать так далеко, чтобы больше никогда никого из них не встретить, а вместе с тем попытать шансы на жизнь где-то там, где возможно просто нет места подобным нравам и глупости людей. В качестве замечания могу отметить, что безусловно, для полноты картины можно было бы добавить несколько уточняющих сцен, касающихся ответа на вопрос главной интриги или для лучшего раскрытия персонажей. Но даже без них намёки позволяют сформулировать ответ, и сам основной посыл определенно очень чёткий. Может, кто-то сочтет операторскую работу слабой, и, возможно, авторы фильма сами хотели бы, чтобы она выглядела иначе. Однако, по моему мнению, тип подобной съёмки смог добавить фильму невероятную натуральность и даже органичность, словно вместе с нашими героями всё это время находился ещё один немой школьник, глазами которого мы видим происходящее. В заключение, я оцениваю фильм положительно, но не считаю, что большинство сочтет его достойным, поскольку он получился «личным», а потому нетипичным. Многие моменты в фильме кажутся ужасно банальными. «Банальными» в данном случае синоним к слову «слишком правдивыми». На мой взгляд, и исходя из моего опыта, концентрат реальности в фильме довольно высок. И если некоторые события в фильме не являются очень распространёнными и типичными для большинства подростков, то общая атмосфера, образы родителей, учителей и многие мотивы взаимоотношений между школьниками, увы, весьма знакомы. Если вы всё же решите его посмотреть и после просмотра вам не покажется, что фильм хотя бы частично имеет схожесть с вашим опытом в школе или реальностью, тогда, полагаю, вам повезло или ваш негативный опыт был совершенно другим. И всё же, в таком случае, фильм способен заставить задуматься о многих глубоких темах, которые почему-то очень редко встречаются в фильмах про школу, или, может, они преподнесены не совсем так. Здесь нет ярко и модно одетых школьников, красивых стен с постерами, нет мотива талантливого учителя и исправления самого худшего класса, нет постоянных интриг с кучей ярких событий, преображения аутсайдеров, но также и нет крайнего асоциала, который нередко пытаются навязать подросткам. Что же тогда есть? Короткий промежуток из жизни вполне реальной школы, где все и всё без крайней гиперболизированности, где все просто живут, ну а кто-то пытается выжить и найти спасение под гнётом всех жизненных обстоятельств. И как же хорошо, что кому-то везёт выживать не в одиночку. 7 из 10

elefant-clon
elefant-clon13 января 2020 в 18:21
Жизнь как мгновение

Вопросы, поднятые в фильме, к сожалению, всё чаще становятся актуальными. Как избавится от жестокости окружающих? Заставить себя уважать и не поддаться соблазну самой стать такой же? Как вырваться из рутины, но при этом не обратить на себя завистливый взгляд одноклассников? Когда жизнь пролетает как одно мгновение перед глазами, и ничего вокруг уже не становится таким важным? Один лишь миг после. И не важно – что будет дальше. Она любит робко и тайно (так уж и тайно – узнаем лишь после – как удар по голове в самой концовке). Умеет режиссёр шокировать. Кадры ужасающе реальны. Хотя порой и явно перебарщивают, стараясь вогнать своего зрителя в ступор. Мочится на одежду одноклассника? По-моему это уже явный перебор, как и видимость безвыходности ситуации, но об этом позднее. На мой взгляд, Влада Сенькова очень тонко и точно передала тему подросткового насилия, жестокости и предательства, ненормальности отношений. Кажется, Настя выглядит некой «белой вороной» среди своих сверстников. Нет, она также ходит на дискотеки, пьёт на общих посиделках, но всё больше – наблюдает за происходящим. Она робко и одиноко противостоит остальным. Готова выручить друга, поделившись с ним сменной одеждой или прилюдно целуя, дабы убедить окружающих в его нормальной ориентации. Но это противостояние тихое и неловкое. И, кажется, девушка совсем не готова к тому, что с ней будет дальше. Внезапное предательство лучшей подруги Кристины, одно случайное открытие – и вот уже ты изгой: для сверстников, взрослых, близких (хоть далеко и не всех). Мне понравилась реакция окружающих – такая полярная. Кто-то жалеет бедную героиню («Ужас, бедная девочка, что теперь делать?!»), иной злобно скажет: «Так ей и надо, допрыгалась, дрянь этакая!». А кто-то и вовсе смолчит, пытаясь сокрыть происходящее. Всё, как в самой жизни. Стремление уехать в соседнюю Польшу – будто это панацея от всех бед (настоящая беда современной молодёжи, как и для всего государства), подростковая влюблённость, суровость школьных правил (когда так хочется свободы). Но за этой калькой действительности Влада Сенькова явно перестаралась и может намеренно утрирует, умышленно впадая в крайности. А может, просто не до конца исследуя проблему? Поскольку в подобных случаях существует надомное обучение. Да и все сотрудники школы/гимназии/лицея… ежегодно проходят медкомиссию, куда в том числе входят и подобные проверки. Так что не заметить это вряд ли возможно. И та же Кристина, целующаяся со своим парнем везде и постоянно. У неё вообще губы не болят? Добавьте сюда и прочие сценарные огрехи: медкомиссия со случаем у Кристины, но не у Насти(?) и ряд других, легко возникающих при просмотре. Среди явных недостатков киноленты можно отнести и операторскую работу. Постоянно прыгающая камера, да так, что в некоторых эпизодах всё происходящее на экране просто превращается в сплошное белое пятно-месиво (в погонях за электричкой, по школе, на улице и т.д.). Или такие же постоянные прыгающие переходы камеры с одного лица на другое, да так, что начинает болеть голова. Половина лица в кадре – то вползающие, то вновь исчезающие, будто это случайный человек, попавший в объектив (несколько сцен посиделок дома, на занятиях, дискотеке и т.п.). Понятно, что так проще при съёмке одним дублем или мастер-планом, однако здесь мы имеем и явные проблемы с постпродакшеном, будто автор спешила с окончательным выпуском и в итоге предоставила на суд зрителя сыроватый материал. Однако это ни в коей мере не умоляет заслуг режиссёра, которая, несмотря на многие технические огрехи всё же смогла донести до зрителя драматический накал и идею происходящего, заставить его проникнуться сюжетом, сопереживать героям и может даже домыслить их историю до конца. На мой взгляд, это самое главное. Из подобных фильмов посоветовал бы «Выше неба» - одно из лучших независимых кино современного белорусского кинематографа, которое всё же лучше передаёт ту же проблему. 8 из 10

IPonelis
IPonelis26 января 2021 в 21:57
Папе только не говори

Полгода назад в наших онлайн-кинотеатрах стал доступен фильм белорусского режиссера Влады Сеньковой «II». Это всего лишь 60 минут из жизни нескольких старшеклассников. И чего мы там не видели? — спросит кто угодно, даже тот, кто сбросил с себя школьное бремя буквально в том году. Ну, вероятно, это и не для школьников снималось вовсе. Да и, в целом, через призму обычной и очень простой и понятной школьно-подростковой ситуации можно сразу целый спектр слишком человеческого выявить. Что вы вообще помните о школе? Ну, не всем повезло: были и нормальные «училки», и не очень, были восклики из серии «да что ж вы такие тупые!», сплетни, бросающееся в глаза «происхождение» того или иного одноклассника, влюбленность в тех, кто постарше, выпивка на дискотеках. И еще кое-что. В лучшем случае — шутки, в худшем — травля. Причина могла быть любой: от странной фамилии и нестандартной внешности до вещей куда более серьёзных, чем буквы и цвета. Но этот фильм не о травле Да и о травле не достаточно ли уже снято? Из-за травли в школах разных стран случались настоящие расстрелы. Но и не об отъявленном желании подростков жить так, будто завтра не наступит: трахаться, бухать, что-то пробовать. Зачастую без защиты, бездумно, безумно. Такой возраст. Но это мы тоже видели… В центре сюжета — трое приятелей: Настя, Саша и Кристина. Очень разные. Кристина — эмоциональная страстная натура, и, если накосячила, а ей сошло с рук, как правило шепчет «спасибо боженька я больше так не буду». Сашу вечно дразнят другие парни на тему сексуальной ориентации. А Настя — просто девчонка со своим мнением, готовая помочь другу в проблемной ситуации и дать отпор прессингу со стороны учителя. Ничего такого, никто ее не гнобит и в плохие ситуации, в отличие от Кристины, она не попадает. Фильм как раз начинается с перехода из одной неприятной ситуации в другую — и оба раза Настя на стороне Кристины, даже когда надо поругаться с учителем. Кстати, знакомая история: помните урок геометрии из картины Германики «Все умрут, а я останусь»? Вот аналогично, только дети постарше, а ценности и уровень жизни у них несколько другие. Однако стереотипы, максимализм, конфронтация со взрослыми — оно как везде и как у всех. Можно обратиться к очевидному референсу и провести сравнительный анализ с вышеупомянутым фильмом Германики, где в гипотетическом городе гипотетические дети просто хотят любви и свободы, а в итоге получают что получают. Тут, правда, ещё примешаны локальные (не)возможности: самая ожидаемая в году тусовка — это дискотека в школе. Самое главное — это мальчики и алкоголь. Даже дружба в какой-то момент посылается на хер. Но лента «II» — взрослее. Тут уже нет вот этого тыкающего носом в грязищу заявления «смотри, да у нас тут чернуха». Ну да, чернуха. Её тоже важно показывать, а то есть люди, которые витают в розовых облачках (тоже опыт не самый полезный, парниковый, оторванный от жизни). «II» — не про чернуху. Просто про «жизу». Дети дружат, учатся, скоро поступление, поэтому нервы и репетиторы, прессинг со стороны родителей и учителей, а ведь ещё есть влюблённости, первые отношения и вот это вот всё интересненькое. Кто-то уже активно вовлёкся в сексуальную жизнь, кто-то только пробует алкоголь, а кто-то, например, до сих пор существует в 90-х, хотя вокруг уже новенькие айфоны и планы на поступление в Польшу. Центральная проблема в этой картине — взаимодействие родителей и детей, недосказанность, неосознанность, какая-то общая безответственность и даже необразованность. То есть, кажется, будто вот надо, чтобы ребёнок учился, ел и спал. Остальное неважно. И когда в школе случается неприятная ситуация, адекватно реагирует только один родитель — родитель того ученика, который в ситуацию попал. «Да, не уследили», «ой как же так», «ну а что уж теперь поделать»… Остаётся жить дальше и беречь то, что есть. Прочие же превращаются в стадо, от реакции которого аж трясёт, потому что бесит до невозможности. Потому что ну не может же быть, чтобы люди вот настолько были оторваны от реальности, по самые уши в стереотипах и невежестве? Или надо дождаться, чтобы случилась та самая ситуация, в которой родителям придётся признать, что 90-е были 30 лет назад, смертельные болезни стали несмертельными, машины летают в космос, а «нечто» может произойти с абсолютно любым ребёнком — и тогда придётся перестраивать свою систему ценностей и, уж тем более, знаний об этом мире. В общем, недостаток знаний или воспитания в итоге выливается в большую проблему, но проблемы были и будут всегда. Но это не главное. Само название — римская цифра «два» или две единицы, как вам будет угодно, — отсылает к центральной идее картины. Два — это двое, два — это плохая оценка, ну или два — это второй, а не первый по счету. Даже не второй — второстепенный. И от этой цифры расходятся две ветки. Первая — очевидная и сразу бросающаяся в глаза зрителю: непохожих всегда гнобят в сообществах, живущих на стереотипах. Они никогда не будут первыми, потому что они неправильные, «не такие», другие. Они — второстепенные, а некоторые исключительные персонажи и вовсе считают непохожих второсортными. Вторая ветка — самая важная и самая принципиальная. Двое — это не один. Знаете, очень много юностей оборвалось бы посреди нигде, если бы у большинства юных максималистов не было друзей. Тех, которые купят нужные лекарства, когда ты стесняешься; напьются с тобой и проблюются с тобой; прикроют тебя перед родителями/учителями; помогут избавиться от насмешек или — что самое важное — принять себя или ситуацию, в которой ты вдруг оказался. Тех, которые всегда остаются, что бы ни произошло. Два — это, на самом деле, большая цифра. Ну и, конечно, нельзя игнорировать, что II — это две полоски. Две полоски как результат какого-нибудь теста, например.

Оксана Баранова - 3931
Оксана Баранова - 393121 февраля 2021 в 20:39

Что могу поставить фильму? Наверное, баллов 6 из 10-ти. Тема вроде важная, актуальная. Однако заметно, что фильм снят на скорую руку. На съёмки потратили всего несколько дней, и в результате получилось так, что проблемы подростков гораздо лучше показаны в сериале 'Школа', а трагедия ВИЧ-инфицированных - в другом белорусском фильме 'Выше неба'. На мой взгляд, сюжету не хватает плавности, какой-то логической завершенности, поступкам героев - мотивации, а их общению - четких, внятных диалогов. Кроме этого, не понравилось, что учителей показали либо туповато-озлобленными, либо совращающими несовершеннолетних. Да и образ главной героини не вызывает симпатии. Вроде как она - положительный персонаж: хорошо учится, защищает парня, над которым другие смеются. Но при этом 'заливает с горла', дымит сигаретой и ложится в постель с учителем. У них любовь? Странно, я не увидела никакой любви. Дружбе Насти и Саши уделяется гораздо больше внимания, чем отношениям девушки с учителем английского. Понравился мне фильм или нет, я сужу по тому, захочется ли мне пересматривать его. Фильм ' Два' вряд ли пересмотрю. Хотя, возможно, задумка была неплохой.

leander
leander3 декабря 2019 в 08:49
I или II?

Чем живут тинейджеры синеокой? Наглядный ответ даёт вторая полнометражная лента уроженки Витебска Влады Сеньковой. Но не только подростки находятся в центре внимания. И хотя местом для съёмок стала столица, по сюжету события картины разворачиваются в провинциальном городке. Уроки в школе и занятия с репетитором, пижамные вечеринки и вылазки в кино, подколы одноклассников и не(до)понимание в мире взрослых... Главных героев, с которыми зрителю предстоит пережить спектр эмоций, – трое: Настя. Тихоня, способная дать отпорам учителям, когда те переходят границы, а также задирам, которые донимают её друзей. Она осторожна, умна, расчётлива, а её стойкости позавидуют некоторые взрослые. Однако контролировать всё вокруг невозможно. Даже у таких, казалось бы, смышлёных особ, как Настя, случаются «осечки», и довольно крупные. Саша. Интеллигентный, скромный юноша. Раз в неделю вместе с Настей ездит на электричке к репетитору польского языка. Обладает чувством стиля и вкуса, за что ему достаётся от сверстников, не привыкших к столь тонким натурам, робко «вышедшим из шкафа». Кристина. Тусовщица. Чуть ли не самая популярная девушка в классе, а то и школе! Лучшая подруга Насти. Отношения тревожат её больше, чем собственная безграмотность, пока не дошло до банального осмотра у врача, который вылился в справки, тесты, направления... Страдает в фильме не только молодёжь, как может показаться, но и взрослые, что снимает с ленты ярлык «типичной подростковой драмы». Она выходит за рамки жанра. Сама постановщица относит своё творение к арт-мейнстриму, то есть оно вполне придётся по душе и киногурманам, и массовой аудитории. Когда тайное становится явным, а герои сталкиваются с «чрезвычайными ситуациями» (как они их называют), мы уже наверняка не без ужаса убеждаемся, насколько «людзi цёмныя». Вероятно, именно о таких десятилетия назад писали классики белорусской литературы (Ф. Богушевич, Я. Купала, З. Бядуля, В. Быков и др.). Хотелось бы верить, что годы идут, среда и условия меняются, а вместе с ними и люди, но... нет! Сегодня нас всё также окружают десятки, сотни, тысячи (если не сотни тысяч) «цёмных людзей», полных предрассудков, стереотипов, страхов. Люди остаются невежественными при наличии интернета, гаджетов и прочих благ XXI века. Фильм побуждает общественность проснуться, просветиться и разобраться в драматических проблемах времени. Актёрский состав. В проекте приняли участие как полюбившиеся театральной публике артисты, так и юные, начинающие свой путь актёры (для некоторых из них данная работа стала дебютом в кино). У кого-то после просмотра промелькнёт мысль, что часть персонажей осталась нераскрытой, однако, учитывая небольшой хронометраж, сложность и серьёзность повествования, каждый на съёмочной площадке приложил максимум усилий и достойно справился с возложенными на него задачами. Кроме того, есть сцены, где диалоги и не нужны, одно лишь молчание было красноречивее любых слов. Поразительно, что всего за шесть дней при смехотворном бюджете создателям удалось снять проникновенную историю, в которой охватывается множество тем: 1) травля в школе – от игнора до самосуда; 2) сексуальное воспитание и половая самоидентификация; 3) эскапизм и миграционные настроения; 4) вечный конфликт поколений (или ценностей?). Социальная драма не основана на реальных событиях. Прототипов нет, образы собирательные. История художественная, но в ней присутствует налёт документалистики. Из весомых достижений в копилке авторов – специальное упоминание на Варшавском кинофестивале, который входит в число престижных в мире наряду с Берлинале, Каннами и Венецией. Отдельного упоминания заслуживает музыкальный постмодернизм, которым пропитана картина. Здесь звучат местами наивные, но искренние композиции, соответствующие духу времени и менталитету молодых людей. В фильме вы услышите треки Бакея, Гречки, Тимы Белорусских и Alyona Alyona. Это фильм-пособие: молодёжи, взрослым (не только родителям, но педагогам, медикам). Конечно, автора могут упрекать, что стилистика произведения напоминает творчество Ксавье Долана, и подобные сюжеты были на экранах лет десять назад у Валерии Гай Германики, возразить на это словами «ведь это и есть жизнь» – как-то банально, поэтому добавлю, что... жизнь циклична! Влада Сенькова и её команда призывают открыто говорить на всё ещё актуальные, никуда не испарившиеся, темы, в том числе табуированные, на которые общество закрывает глаза или же стесняется рассуждать под неведомым страхом. Благодаря этому фильму, теплится надежда, что белорусский кинематограф по примеру Румынии обрастёт своей «новой волной» (а это уже происходит – Алексей Полуян, Дарья Жук, Андрей Кутило), представители которой будут способны очаровывать не только фестивальный мир. Тот факт, что лента порождает у зрителей дискуссии, о многом говорит. Это прорывное, современное, важное кино, которое вышло в нужный момент.