Аким: отзывы и рeцензии

Roderich
Roderich15 апреля 2020 в 17:00
Сатирический ромком с национальным колоритом

Нуртаса Адамбая большинство из тех, кто слышал это имя, знают по КВН. Сборная Казахстана во все времена оставалась одной из самых ярких команд, доставляя красивыми номерами, неплохими шутками и харизматичными актёрами. А Нуртас был настоящим сердцем команды. Вполне неудивительно, что он решил впоследствии реализовать себя как кинодел. И вот, как-то раз, я случайно натолкнулся на его актуальный фильм 'Аким'. Сюжет картины незамысловат - молодой казах-мажор в исполнении Нуртаса, отучившийся в Америке и занимающийся в основном прожиганием собственной жизни, внезапно получает шанс проявить себя на госслужбе. Но судьба в лице сурового начальника Жолбарыса забрасывает его не в столицу (как того желал сам герой), а акимом в далёкую деревню-аул на юге Казахстана - мотивируя это тем, что парень, конечно, способный, но реалий жизни в глубинке не знает и государственным казахским языком практически не владеет. Местечко, как и полагается, забытое Богом и власть имущими - газа нет, канализации нет, водопровода нет, а уж сотовой связи и Интернета - так подавно; в общем, условия жизни для избалованного городского мажора - экстремальнее некуда. Из помощников у главного героя - только секретарь Жомарт и водитель Бауыржан. Вмешательство влиятельного папы тоже не помогает, и новоиспечённому акиму ничего не остаётся, кроме как начать работать на новом месте. В процессе привыкания к новой жизни герою предстоит влипнуть во множество нелепых и смешных ситуаций, получить в морду от местных, вступить в борьбу с апатичностью и коррумпированностью высших уровней власти, а также - встретить свою настоящую любовь и выучить, наконец, казак тiлi. Но главное - герою придётся осознать, что предназначение человека заключается в служении людям, а уж государственный муж это делать обязан вдвойне. Сказка? Да. Клишированно? Да, и во многом намеренно. Но всё это так чертовски мило обыграно! Незамысловатую историю во многом вытягивают харизматичные и красивые казахские актёры. Задача их усложнялась и тем, что фильм снят сразу на двух языках - русском и казахском, но справились они очень достойно. Музыкальное сопровождение тоже очень порадовало - до того я был знаком с казахским кинематографом немного, и в увиденных мною фильмах саундтрек был довольно-таки минималистичным и фоновым. Здесь же - красивые песни, неплохая фоновая музыка. Операторская работа, кстати, тоже радует глаз, ибо дело происходит на казахском Юге, в предгорьях Тянь-Шаня, а там есть на что посмотреть. Но, кроме этого, радует и то, что авторы картины не стесняются говорить о реальных проблемах казахстанской глубинки, и обличать их в сатирическом ключе. Нам, россиянам, многое из этого тоже близко - разве что наши чиновники не читают пафосных стихов о любви к Родине в попытках скрыть свои тёмные делишки. Но коррупция, кумовство, наплевательское отношение власть имущих к простым людям - всё это вызовет отклик у российского зрителя так же, как и у казахского. В общем, соседи очень порадовали. Фильм получился ничуть не хуже, а местами - и лучше большинства современных мейнстримовых комедий России. А за творчеством Нуртаса Адамбая я буду отныне следить очень тщательно - теперь я знаю, что оно того стоит. 7 из 10

gev.bel
gev.bel22 октября 2021 в 19:17
Комедия в советском стиле

Фильм парадирует современное западное кино, американскую пропаганду и современную реальность Казахстана. С первых же кадров фильма веселит заставка, и логотип компании, сделанные в стиле американских киностудий. Затем улыбку вызывает появление главного героя, по легенде вернувшегося из америки на родину и встречающегося с подругой и родителями. В этом явно видна пародирование современной богатой Казахской семьи старательно копирующей образы подобных семей из западных фильмов с их роскошью, надменностью и псевдоэлиностью. Кадров современных Казахских городов, к сожалению нет, а вот интерьеров типичных современных урбанистических офисов и ресторанов много. И как контраст современным интерьерам показываются казенные помещения государственных органов в советском стиле. На этом заканчивается вступление и начинается основной сюжет фильма. Главного героя отправляют не в столицу, и даже не в город, а в аул. И с первых кадров бросается в глаза контраст глубинки и центра. В ауле нет не иномарок, ни интернета, ни газа. Везде типично советская картина - в качестве служебного автомобиля аузик, а из благ цивилизации только то что успели сделать и сохранить со времен СССР - электричество. В ауле нет ни сотовой связи, ни даже водопровода. Но есть простые люди, которые не выпячивают национализм, которым нет дел до политики - простые советские люди, одинаково говорящие и на обоих государственных языках - русском и казахском. И здесь главный герой постепенно меняет сой взгляд на жизнь и образ мышления от западного прожигателя жизни и американского транжиры к типично советскому председателю радеющего за благо своих односельчан. Делает он это сталкиваясь с реальной, а не голливудской жизнью, что называется лицом к лицу. Да, в начале он больше в своих интересах добивается установки сотовый вышки и доступа в интернет, но уже к концу фильма добивается решения и давно стоящих вопросов селян, а именно проведения газо- и водопровода, ремонта дорог и отправки детей на областной конкурс. Комедия парадирует очень многое в современном Казахстане. И разрыв в уровне жизни, и подстегиваемый западом национализм, о чем тонко намекают соответствующие отсылки в фильме, в частности к Америке. Но фильм показывает и то что, ни подражание западным ценностям делает человека счастливым, а достойная простая честная жизнь.