МаскЕрад: отзывы и рeцензии

Инженю
Инженю18 января 2025 в 18:48
Фантазии на тему «Маскарада»

О существовании этого фильма я узнала недавно и меня заинтересовала современная экранизация знаменитого произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. Обращение к классике это всегда хорошо, однако, здесь главное - что получится в результате. Фильм снят по мотивам «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и эти «мотивы», можно сказать, увели создателей фильма достаточно далеко. События присходят в наше время, место действия, судя по морским пейзажам – Крым. Там в собственном особняке на берегу моря проживает весьма богатый человек Евгений Арбенин (в этой роли Алексей Фаддеев) со своей молодой женой Ниной, похожей одновременно на героиню Элизабет Беркли в кинофильме «Шоугёлз» и Леру Кудрявцеву. Нину играет Анастасия Шевчук. Род деятельности Арбенина в фильме не обозначен, зато режиссёр и сценарист Михаил Шевчук нафантазировал ему увлекательный бэкграунд. В этом бэкграунде зрителям отрывочно подаётся история юношеской дружбы четырёх парней, связанных фехтованием и каким-то таинственным обществом, будут зависть, предательство, арест, то ли тюрьма, то ли психбольница, в которую попадает главный герой… Кстати, непонятно, сколько лет он там провёл, если судить по сильно изменившемуся внешнему виду – то лет 15-20 не меньше. Тут уже даже не «Маскарад», а «Граф Монте-Кристо» какой-то проглядывает. В этой тюрьме Арбенин приобретает умение играть в карты, а потом непонятным образом бежит из заключения и вроде бы успешно, но, как оказывается, не совсем. Всё это показано отдельными кадрами-вспышками, так что многое приходится понимать, как хочешь и домысливать, как можешь. Приятель Арбенина – Казарин (его играет Даниил Спиваковский) тоже богач, в роскошном особняке которого, как в каком-то элитном казино, за карточными столами местные «хозяева жизни» ведут игру, ставя на кон, проигрывая и выигрывая пачки пятитысячных купюр. Шприх (Михаил Полицеймако) здесь ювелир и владелец ювелирного салона; баронесса Штраль (Валерия Шкирандо) не баронесса, а просто светская дива и владелица арт-галереи, в которой проводит скандальные перфомансы, например, «Женщина - товар»: несколько обнажённых полных женщин лежат среди гор еды, стоят, прикованные цепями, на их телесах нарисованы метки, означающие лишний вес, и всё это в целом должно обозначать по мнению Штраль унизительное положение женщин в современном мире, принадлежащему мужчинам. Князь Звездич здесь тоже не князь, а просто Звездич – представитель местной «золотой молодёжи». Его играет Анар Халилов. Больше всего вопросов у меня вызвал персонаж, названный М. Ю. Лермонтовым «Неизвестный» и обозначенный в его драме, как «рука судьбы». Здесь он почему-то похож на ковбоя, попавшего в «Маскарад» со съёмочной площадки какого-то вестерна: то ли «Быстрого и мёртвого», то ли «Человека с бульвара Капуцинов». Этот Неизвестный в исполнении Ильи Ильина гримасничает, кривляется, юродствует, а параллельно следит за Арбениным по камерам наблюдения, причём показывающим и события реального времени, и арбенинское прошлое. Кстати, линия с Неизвестным в фильме изменена и переписана «под» Лермонтова. В фильме все действующие лица говорят стихами, как и в литературном первоисточнике, но почему-то звучат лермонтовские строки, на мой взгляд, как-то совершенно невыразительно и тускло. Может потому что многие из персонажей, в том числе и главные, не живут ими, а просто проговаривают, в одной интонации, без выражения, не вкладывая в речь тех эмоций, о которых говорят. А ещё Арбенин и Звездич с гитарами наперевес в окружении музыкантов время от времени что-то поют в красивых природных локациях, например, на огромных скалах над морем; поют также Нина и Штраль как будто они солистки «АBBA». Музыка у всех песен незапоминающаяся, голоса никакого впечатления не производят, а вот тексты (при ближайшем рассмотрении) оказались стихотворениями Лермонтова «Я не люблю вас и люблю», «И скучно и грустно», «Русалка» и другими. Выглядят эти песенные номера, на мой взгляд, инородными вставками. А ещё режиссёр придумал, что Арбенин не только талантливый игрок, но и обладатель неких паранормальных способностей. «Даром» эту способность я называть не буду, потому что это не божеское, а дьявольское приобретение. И с помощью этой своей способности он в фильме совершает ряд деяний, в результате чего в некоторых сценах «Маскерад» превращается в самый настоящий не то что триллер, а фильм ужасов. С ожившими мертвецами, зомби и прочим. Всё это Михаилу Юрьевичу Лермонтову и не снилось! В общем, имейте в виду, товарищи зрители! Помимо фантазийных вставок о прошлом Арбенина, сцен, отсылающих к фильмам ужасов или к тем же «Секретным материалам», зрителей, досмотревших кино до конца, в финале ждёт неожиданный «бонус», о котором без спойлера не расскажешь, и такой, что однозначно удивит всех читавших «Маскарад». Если говорить об актёрской игре, то тут я никого выделить не могу. Одни актеры переигрывают, другие не доигрывают, третьи усиленно изображают, что играют. В общем, посмотреть этот фильм, конечно, можно, но после него лично мне захотелось увидеть такую экранизацию «Маскарада», которая была бы достойна этого произведения великого классика.

Iluso Eterno
Iluso Eterno11 мая 2023 в 18:34
Поставить на кон все…

Экранизировать классику русской литературы не так просто, как может показаться. Всегда найдутся критики, которые будут словно под микроскопом изучать каждую сцену и букву в диалоге. И тем не менее авторы фильма «Маскерад» решили рискнуть и взялись за современную интерпретацию культовой драмы Лермонтова «Маскарад». И как по мне, то вышло очень даже интересно. Главный герой фильма - Арбенин. В прошлом он был известным карточным шулером и человеком с опасной репутацией, а теперь он живет спокойной жизнью в роскошном особняке вместе со своей обожаемой Ниной, ради которой готов на все. Казалось бы, весь риск Арбенин оставил в прошлом, но некий таинственный наблюдатель решает закрутить вокруг героя опасную интригу и тут начинается самое интересное… Бал-маскарад: светское общество, запретные развлечения и грех. Здесь в одно время в одном месте оказались молодой, импозантный князь Звездич, сам Арбенин, а также и другие важные герои, которые сыграют в этой истории ключевую роль... На следующее утро Арбенин всерьез задумывается о том, что его любимая могла изменить ему со Звездичем и так просто оставить это позади он не может. Он верит только тому, что видит сам, никакие уговоры на него не действуют и Арбенин выходит на тропу мести, которая приведет его историю к напряженному, драматичному и совершенно неожиданному финалу. Даже если вы читали Лермонтова, то будете удивлены развязкой фильма, это я вам обещаю. При том, что фильм довольно точно поставлен по мотивам драмы «Маскарад», многие сюжетные линии были специально расширены и дополнены, что мне понравилось. Благодаря этому в истории вызревает нешуточная интрига и ты до конца не знаешь, как поступит тот или иной герой, что произойдет в следующей сцене и как в целом изменится кульминация. Вместе с тем здесь без проблем улавливаются нотки Лермонтова. Несмотря на все сценарные изменения, фильм выглядит именно тем интригующим прочтением классики, которое хотелось видеть. Кино вышло одновременно прилежное, новаторское, яркое и смелое. Не сомневаюсь, что сам Лермонтов такое прочтение точно бы оценил. Отдельного разговора заслуживают актеры. Между Алексеем Фаддеевым (Арбенин) и Анастасией Шевчук (Нина) сразу же ощущается «химия». Да, между ними чувствуется разница в возрасте. Герой Фаддеева уже состоявшийся, сильный мужчина, а Нина в исполнении Шевчук так молода, легка и привлекательна. Ее как будто носит ветер, настолько она великолепна и юна. Так что неудивительно, что при малейшем намеке на измену, Арбенин начинает сходить с ума и под его ногами прям земля горит! Его чувствами очень хитро воспользовался тот самый наблюдатель, и далее сюжет набирает обороты и оторваться от просмотра уже невозможно! А какие яркие и колоритные получились диалоги! Здесь они стихотворные, прям как у База Лурмана в «Ромео+Джульетта». И конкретно в «Маскераде» они действительно приходятся к месту, особенно если вам нравится Лермонтов и его произведения. Поначалу конечно надо привыкнуть к такому изложению, но потом быстро привыкаешь и вообще забываешь, что герои разговаривают стихами. Вышло органично. Мой итог: «Маскерад» получился неожиданным, свежим и довольно эффектным фильмом по мотивам драмы Лермонтова. Сюжет порадовал неожиданными поворотами, актерский состав отличный и по части визуала тут тоже все отлично. Посмотреть стоит однозначно. 8 из 10

Георгий Тихонов
Георгий Тихонов13 июня 2023 в 22:16
Одна изменненная буква в названии не превращает твой фильм в искусство

Если честно, то на этапе анонсов меня фильм крайне заинтересовал. Трейлер был очень смелым, отзывы - крайне положительными. Но вот фильм исчез из проката спустя неделю после премьеры. Я даже успел написать в личные сообщения одному из исполнителей в главных ролях - Анарау - но ответа не получил. И теперь, когда фильм вышел в онлайн-кинотеатрах, у меня выпал шанс данное произведение оценить. Могу смело сказать - фильм говно. Не потому, что переиначили Лермонтова. Не потому, что весь фильм плохо озвучен закадром. Не из-за кривого монтажа. А потому что фильм не остается верен своему собственному безумию. *Далее Спойлеры первых 20 минут фильма* В начале нам показывают, как Арбенин был частью четырех мушкетеров, был предан ими, попал в психушку, там научился мухлевать, сбежал, попал в бойцовскую яму где сражался с нечистью, выжил, а потом, лежа на трупе этой нечисти набивал себе тату на спине. Интересно? Как это связано с Лермонтовым? На эти вопросы зритель не получит ответа. Как и не узнает, откуда у Арбенина способность перемещать недругов в лес теней, почему кредитора преследует девушка из звонка и чего все умирают. Зато есть Арбенин-рокер, который женат на топ-модели. Все части его жены нам не стесняются показывать. Но смотреть, если честно, не хочется. И вам не советую. Но если все таки решитесь - смотрите первые 30 минут, а потом доматывайте до последних 30 минут. Лучшие части фильма, настолько трешовые, что даже хорошо. P.S. Спиваковского жаль. Он единственный, кто старался хорошо стихи Лермонтова читать. И единственный, кто тут хорошо играет.