О существовании этого фильма я узнала недавно и меня заинтересовала современная экранизация знаменитого произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. Обращение к классике это всегда хорошо, однако, здесь главное - что получится в результате. Фильм снят по мотивам «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и эти «мотивы», можно сказать, увели создателей фильма достаточно далеко. События присходят в наше время, место действия, судя по морским пейзажам – Крым. Там в собственном особняке на берегу моря проживает весьма богатый человек Евгений Арбенин (в этой роли Алексей Фаддеев) со своей молодой женой Ниной, похожей одновременно на героиню Элизабет Беркли в кинофильме «Шоугёлз» и Леру Кудрявцеву. Нину играет Анастасия Шевчук. Род деятельности Арбенина в фильме не обозначен, зато режиссёр и сценарист Михаил Шевчук нафантазировал ему увлекательный бэкграунд. В этом бэкграунде зрителям отрывочно подаётся история юношеской дружбы четырёх парней, связанных фехтованием и каким-то таинственным обществом, будут зависть, предательство, арест, то ли тюрьма, то ли психбольница, в которую попадает главный герой… Кстати, непонятно, сколько лет он там провёл, если судить по сильно изменившемуся внешнему виду – то лет 15-20 не меньше. Тут уже даже не «Маскарад», а «Граф Монте-Кристо» какой-то проглядывает. В этой тюрьме Арбенин приобретает умение играть в карты, а потом непонятным образом бежит из заключения и вроде бы успешно, но, как оказывается, не совсем. Всё это показано отдельными кадрами-вспышками, так что многое приходится понимать, как хочешь и домысливать, как можешь. Приятель Арбенина – Казарин (его играет Даниил Спиваковский) тоже богач, в роскошном особняке которого, как в каком-то элитном казино, за карточными столами местные «хозяева жизни» ведут игру, ставя на кон, проигрывая и выигрывая пачки пятитысячных купюр. Шприх (Михаил Полицеймако) здесь ювелир и владелец ювелирного салона; баронесса Штраль (Валерия Шкирандо) не баронесса, а просто светская дива и владелица арт-галереи, в которой проводит скандальные перфомансы, например, «Женщина - товар»: несколько обнажённых полных женщин лежат среди гор еды, стоят, прикованные цепями, на их телесах нарисованы метки, означающие лишний вес, и всё это в целом должно обозначать по мнению Штраль унизительное положение женщин в современном мире, принадлежащему мужчинам. Князь Звездич здесь тоже не князь, а просто Звездич – представитель местной «золотой молодёжи». Его играет Анар Халилов. Больше всего вопросов у меня вызвал персонаж, названный М. Ю. Лермонтовым «Неизвестный» и обозначенный в его драме, как «рука судьбы». Здесь он почему-то похож на ковбоя, попавшего в «Маскарад» со съёмочной площадки какого-то вестерна: то ли «Быстрого и мёртвого», то ли «Человека с бульвара Капуцинов». Этот Неизвестный в исполнении Ильи Ильина гримасничает, кривляется, юродствует, а параллельно следит за Арбениным по камерам наблюдения, причём показывающим и события реального времени, и арбенинское прошлое. Кстати, линия с Неизвестным в фильме изменена и переписана «под» Лермонтова. В фильме все действующие лица говорят стихами, как и в литературном первоисточнике, но почему-то звучат лермонтовские строки, на мой взгляд, как-то совершенно невыразительно и тускло. Может потому что многие из персонажей, в том числе и главные, не живут ими, а просто проговаривают, в одной интонации, без выражения, не вкладывая в речь тех эмоций, о которых говорят. А ещё Арбенин и Звездич с гитарами наперевес в окружении музыкантов время от времени что-то поют в красивых природных локациях, например, на огромных скалах над морем; поют также Нина и Штраль как будто они солистки «АBBA». Музыка у всех песен незапоминающаяся, голоса никакого впечатления не производят, а вот тексты (при ближайшем рассмотрении) оказались стихотворениями Лермонтова «Я не люблю вас и люблю», «И скучно и грустно», «Русалка» и другими. Выглядят эти песенные номера, на мой взгляд, инородными вставками. А ещё режиссёр придумал, что Арбенин не только талантливый игрок, но и обладатель неких паранормальных способностей. «Даром» эту способность я называть не буду, потому что это не божеское, а дьявольское приобретение. И с помощью этой своей способности он в фильме совершает ряд деяний, в результате чего в некоторых сценах «Маскерад» превращается в самый настоящий не то что триллер, а фильм ужасов. С ожившими мертвецами, зомби и прочим. Всё это Михаилу Юрьевичу Лермонтову и не снилось! В общем, имейте в виду, товарищи зрители! Помимо фантазийных вставок о прошлом Арбенина, сцен, отсылающих к фильмам ужасов или к тем же «Секретным материалам», зрителей, досмотревших кино до конца, в финале ждёт неожиданный «бонус», о котором без спойлера не расскажешь, и такой, что однозначно удивит всех читавших «Маскарад». Если говорить об актёрской игре, то тут я никого выделить не могу. Одни актеры переигрывают, другие не доигрывают, третьи усиленно изображают, что играют. В общем, посмотреть этот фильм, конечно, можно, но после него лично мне захотелось увидеть такую экранизацию «Маскарада», которая была бы достойна этого произведения великого классика.
Экранизировать классику русской литературы не так просто, как может показаться. Всегда найдутся критики, которые будут словно под микроскопом изучать каждую сцену и букву в диалоге. И тем не менее авторы фильма «Маскерад» решили рискнуть и взялись за современную интерпретацию культовой драмы Лермонтова «Маскарад». И как по мне, то вышло очень даже интересно. Главный герой фильма - Арбенин. В прошлом он был известным карточным шулером и человеком с опасной репутацией, а теперь он живет спокойной жизнью в роскошном особняке вместе со своей обожаемой Ниной, ради которой готов на все. Казалось бы, весь риск Арбенин оставил в прошлом, но некий таинственный наблюдатель решает закрутить вокруг героя опасную интригу и тут начинается самое интересное… Бал-маскарад: светское общество, запретные развлечения и грех. Здесь в одно время в одном месте оказались молодой, импозантный князь Звездич, сам Арбенин, а также и другие важные герои, которые сыграют в этой истории ключевую роль... На следующее утро Арбенин всерьез задумывается о том, что его любимая могла изменить ему со Звездичем и так просто оставить это позади он не может. Он верит только тому, что видит сам, никакие уговоры на него не действуют и Арбенин выходит на тропу мести, которая приведет его историю к напряженному, драматичному и совершенно неожиданному финалу. Даже если вы читали Лермонтова, то будете удивлены развязкой фильма, это я вам обещаю. При том, что фильм довольно точно поставлен по мотивам драмы «Маскарад», многие сюжетные линии были специально расширены и дополнены, что мне понравилось. Благодаря этому в истории вызревает нешуточная интрига и ты до конца не знаешь, как поступит тот или иной герой, что произойдет в следующей сцене и как в целом изменится кульминация. Вместе с тем здесь без проблем улавливаются нотки Лермонтова. Несмотря на все сценарные изменения, фильм выглядит именно тем интригующим прочтением классики, которое хотелось видеть. Кино вышло одновременно прилежное, новаторское, яркое и смелое. Не сомневаюсь, что сам Лермонтов такое прочтение точно бы оценил. Отдельного разговора заслуживают актеры. Между Алексеем Фаддеевым (Арбенин) и Анастасией Шевчук (Нина) сразу же ощущается «химия». Да, между ними чувствуется разница в возрасте. Герой Фаддеева уже состоявшийся, сильный мужчина, а Нина в исполнении Шевчук так молода, легка и привлекательна. Ее как будто носит ветер, настолько она великолепна и юна. Так что неудивительно, что при малейшем намеке на измену, Арбенин начинает сходить с ума и под его ногами прям земля горит! Его чувствами очень хитро воспользовался тот самый наблюдатель, и далее сюжет набирает обороты и оторваться от просмотра уже невозможно! А какие яркие и колоритные получились диалоги! Здесь они стихотворные, прям как у База Лурмана в «Ромео+Джульетта». И конкретно в «Маскераде» они действительно приходятся к месту, особенно если вам нравится Лермонтов и его произведения. Поначалу конечно надо привыкнуть к такому изложению, но потом быстро привыкаешь и вообще забываешь, что герои разговаривают стихами. Вышло органично. Мой итог: «Маскерад» получился неожиданным, свежим и довольно эффектным фильмом по мотивам драмы Лермонтова. Сюжет порадовал неожиданными поворотами, актерский состав отличный и по части визуала тут тоже все отлично. Посмотреть стоит однозначно. 8 из 10
Если честно, то на этапе анонсов меня фильм крайне заинтересовал. Трейлер был очень смелым, отзывы - крайне положительными. Но вот фильм исчез из проката спустя неделю после премьеры. Я даже успел написать в личные сообщения одному из исполнителей в главных ролях - Анарау - но ответа не получил. И теперь, когда фильм вышел в онлайн-кинотеатрах, у меня выпал шанс данное произведение оценить. Могу смело сказать - фильм говно. Не потому, что переиначили Лермонтова. Не потому, что весь фильм плохо озвучен закадром. Не из-за кривого монтажа. А потому что фильм не остается верен своему собственному безумию. *Далее Спойлеры первых 20 минут фильма* В начале нам показывают, как Арбенин был частью четырех мушкетеров, был предан ими, попал в психушку, там научился мухлевать, сбежал, попал в бойцовскую яму где сражался с нечистью, выжил, а потом, лежа на трупе этой нечисти набивал себе тату на спине. Интересно? Как это связано с Лермонтовым? На эти вопросы зритель не получит ответа. Как и не узнает, откуда у Арбенина способность перемещать недругов в лес теней, почему кредитора преследует девушка из звонка и чего все умирают. Зато есть Арбенин-рокер, который женат на топ-модели. Все части его жены нам не стесняются показывать. Но смотреть, если честно, не хочется. И вам не советую. Но если все таки решитесь - смотрите первые 30 минут, а потом доматывайте до последних 30 минут. Лучшие части фильма, настолько трешовые, что даже хорошо. P.S. Спиваковского жаль. Он единственный, кто старался хорошо стихи Лермонтова читать. И единственный, кто тут хорошо играет.