Горе от ума: отзывы и рeцензии

dsaweliew
dsaweliew5 декабря 2019 в 16:06
И дым отечества нам сладок и приятен!

Позабыл о российском кинематографе и первые ассоциации при словосочетании «русский сериал» это «Универ» и иже с ними – так себе ситкомы. Недавно зашел на один из онлайн-кинотеатров, увидел сериал с названием любимого произведения с подборкой неплохих актеров и решил все-таки глянуть: как оно там? На дне ли? Как оказалось «счастливые часов не наблюдают». Посмотрел запоем, ибо серии у «Горя от ума» коротки, по 15 минут. Скажу сразу, от оригинала там только цитаты и часть фамилий (А что вообще с фамилиями то? Зачем все в кучу?), но смотрится легко, заявленный нуар в картине присутствует, персонажи хороши. Герои книг. Порфирий. Порфирий хорош. А точнее хорош на экране Федор Лавров. Он, как и следователь из «Преступление и наказание» Достоевского, расследует убийство. И не кого-то там, а самого Чацкого в исполнении Прилучного (так вот оно где, «горе» то). Чацкий же – это блогер №1 в ютубе города Готум. Как писал выше – исполняет его Прилучный и он умирает. Вас ждут вставки с его блога. Но не все так плохо – как персонаж он тоже успеет раскрыться. Софье Фамусовой (Марии Кожевниковой) уже не 17. Маленькая девочка подросла и стала полноценной наследницей империи отца. В ее ближайшем будущем свадьба с тем самым Молчалиным. Даниил Спиваковский в образе доктора Старцева (Ионыч, и ты здесь?). Старцев – востребованный врач-психотерапевт, у которого лечатся все известные люди города. Линия персонажа под конец становится полноценным сюжетным твистом. Базаров, который не Базаров вовсе, является блогером №2 и играет его Сергей Медведев. Параллель с героем «Отцы и дети» лично мне не открылась. Но в сериале герой Медведева, хоть и эпизодами, но важен. Разумихин или Разум (Григорий Данцигер) – тут он приятель нашего следователя. Достает ему гаджеты и взламывает все подряд. Поначалу комичный персонаж, но с клише в целом и в итоге немного пережали. Дома новы, но предрассудки стары… Сюжет. Сюжет же вьется вокруг смерти Чацкого. Роман с Софьей угас, и он прыгает из окна. Расследовать это дело приезжает Порфирий, от лица которого мы и начинаем распутывать клубок событий, предшествующих и грядущих смерти блогера №1. Почти каждая из 8ми серий заканчивается интригой, как и должно быть в добротном сериале про расследование. Каждую серию получаешь новую информацию, меняешь отношение к персонажам и удивляешься событиям, которые могли произойти только в вымышленном городе. Вот что-что, а финал вас точно удивит. Я совершенно не ожидал, что все уйдет от довольно стильного, но с проблемами русского сериала в какой-то сумасшедший абстракционизм. Под конец уже сложно понять – а это вообще происходило? А судьи кто? Не ждите от данного сериала Грибоедова и все сложится. Мне удалось абстрагироваться и получить удовольствие от просмотра. За перевороты сюжета из серии в серию и игру Лаврова – твердая 7 из 10. Это было интересно и, что главное, неожиданно. На вопрос смотреть или не смотреть – серии короткие, сюжет не тривиален, актеры приятны – да, смотреть.

Артём Борисов - 0835
Артём Борисов - 08355 декабря 2019 в 20:45
Сериал, о котором ещё будут говорить?

На мой взгляд, это очень интересный сериал, который прежде всего подкупает самой концепцией. Перед нами не просто современная адаптация классики (которая, как мы знаем, обычно бывает в лучшем случае посредственной), но зрелая попытка понять современность с помощью классических мотивов и героев. Безусловно, это попытка. Я надеюсь, что продолжение – если оно будет, разумеется, потому что сериал прошёл обидно незаметно – в этом аспекте продвинется гораздо дальше. Сейчас же попробую разобрать сериал на составляющие. Формат. Это веб-сериал, снятый специально для онлайн-кинотеатров. Бонусом идёт то, что (по крайней мере, сейчас) он в них доступен бесплатно. Здесь, очевидно, расчёт на доход с рекламы и перспективу запуска франшизы, но о последнем чуть позже. Серии длятся 12–17 минут, и с одной стороны это хорошо, потому что весь сериал можно посмотреть за один день, с другой – плохо, потому что серьёзно сжимает сюжет, оставляя некоторые связки в подвешенном состоянии. Сюжет. Если грибоедовский оригинал являл собой комедию, детище сценаристов Юрия Смирнова и Марии Макаровой я рискну сравнить с современным детективом. Внимание зрителя часто смещается с расследования на жизнь других персонажей, что вносит в повествование дополнительные интриги. Эти линии, конечно же, отсылают нас к Грибоедову, хотя в сериале задействованы персонажи некоторых других классиков, что придаёт особый интерес действию. Однако в дело вступает старая беда наших сериалов – спойлеры в титрах. Как только видишь в титрах одну конкретную фамилию, то (если, конечно же, знаком с русской классической литературой хотя бы поверхностно) догадываешься, что в концовке этот персонаж получит особую роль. Так и выходит, что несколько разочаровывает – правда, создатели для этого подготовили небольшой, действительно неожиданный поворот. Актёрская игра и персонажи. Здесь беспокоиться явно не стоит, актёры опытные и отыгрывают свои роли хорошо. Александр Чацкий (Павел Прилучный) – принципиальный блогер, изобличающий коррупционеров. Софья Фамусова (Мария Кожевникова) вместе с подругой Лизой (Ольга Лерман) занимается благотворительностью. Не без участия властного отца (Игорь Угольников) Соня предпочла Чацкому более выгодную партию Молчалина (Дмитрий Воронин), который оказался весьма скользким типом. Расследование гибели Чацкого поручают герою Достоевского, а именно Порфирию Петровичу (Фёдор Лавров) – немолодому человеку, со странными причудами (а мы в сыщиках это любим!), плохо ориентирующемуся в современном медиапространстве (даже не пользовавшемуся прежде смартфоном!), что не мешает ему выводить на чистую воду персонажей вроде Молчалина или Скалозуба (Сергей Юшкевич). Особенно отмечу доктора Старцева (Даниил Спиваковский), сошедшего уже со страниц чеховских рассказов – персонаж кажется простым, но это впечатление нарочито обманчивое. Не могу не порадоваться за Михаила Богдасарова. Мне уже казалось, что он обречён сниматься в одной и той же роли из серии 'ну вы знаете, эти кавказцы', однако его небольшая партия получилась гораздо более серьёзной и гармонично вписалась в линию Фамусовой. Минутка критики. Единственный персонаж, который по-настоящему огорчает – Базаров (Сергей Медведев). От тургеневского героя лично я увидел мало, зато заметил набивший оскомину штамп компьютерного гения. Нынешний Евгений ездит на инвалидной коляске, хотя ходячий (и нам забыли объяснить, зачем), а также подменяет для блогов своё лицо в прямом эфире, используя для этого только хромакей. Любой, кто хотя бы смотрел видео со съёмок блокбастеров, знает, что для этого нужны специальные датчики, фиксирующие каждое движение и мимику, а 3D-модель другого человека будет заметно рисованной. Кроме того, сериальный Базаров одержим лайками и подписчиками, а всякие вещи вроде нигилизма от него, кажется, далеки. Безусловно, то же самое можно предъявить и доктору Старцеву, в котором также мало от персонажа рассказа 'Ионыч', и всё же Базаров меня разочаровал куда больше, так как потенциал раскрытия социального подтекста истории именно через этого персонажа был огромный. Мир сериала. Все эти герои живут в вымышленном городе Готум. И это не случайно: замысел создателей заключается в нашем ответе Marvel и DC. Если у кого-то сейчас скривилось лицо и снизилось желание смотреть сериал, поспешу добавить, что в этот раз авторы зрят в корень. Супергеройские фильмы были успешны, поскольку основывались на знакомых зрителю с детства комиксах. Этот сериал основывается на знакомой с детства классической литературе, а концовка, собственно, прокладывает дорожку к сиквелу. Впрочем, эффекта неожиданности опять же не выходит, так как ты видишь в титрах фамилию и понимаешь, что за персонаж и что за роман. Возвращаясь же к Готуму, он не лишён известных проблем верхов и низов. Мы видим разные локации, разных персонажей из разных слоёв общества, что, конечно же, хорошо для любого произведения. Отдельным 'миром в мире' становится Сеть, причём подана она в сериале достаточно органично и без штампов, за исключением лайкозависимого Базарова (это, увы, персонаж-штамп). Режиссёрская и операторская работа. Постановка нормальная, что радует, учитывая, что это режиссёрский дебют Динара Гарипова. Оператор же Антуан Виван-Денисов имеет неплохой опыт, который ничем не скрыть, планы подобраны замечательно. На съёмках, если не ошибаюсь, использовали экшн-камеру, что придало картинке свежести, но вместе с тем возникали некоторые странности с фокусом. В одной из сцен лицо Лизы вне фокуса (что оправдано, потому как её персонаж на заднем плане), но тело и одежда – остаются в фокусе, получается человек без лица. И подобных примеров при желании можно найти ещё много. Возможно, я что-то не понимаю, но меня такие моменты смущали. Музыка. Фанаты русского рока возрадуются: в саундтрек сериала входят песни групп 'Кино' и 'Мумий Тролль'. Но этого быстро становится мало. Кроме заглавной темы (довольно простенькой) задействованы три трека, один из которых, безусловно, годится к линии последователей Чацкого ('Дальше действовать будем мы'), но повторяется чересчур часто. Здесь ещё будет минутка вкусовщины: песня 'Спокойная ночь' тех же 'Кино' у меня стойко ассоциируется с фильмом 'Дурак' Юрия Быкова. Заприметив её в титрах, я рассчитывал, что будет некий трибьют, но в итоге песня лишь отыграла в титрах другой серии. Тут, конечно, можно спросить, а чего я титры смотрел, раз так к ним придираюсь – так интересно же было, кто создатели) В заключение коротко и без спойлеров скажу, что мне показалась сумбурной концовка, однако я надеюсь, что продолжение снимет вопросы. И что оно вообще будет. На сайте сериала указано, что ожидается 20–30 миллионов просмотров до конца года, но пока что даже по рейтингу КиноПоиска заметно, как далеко до этих значений. Моя рецензия – капля в море, но, быть может, кого-то она убедит. А я же – небольшим авансом, ведь это только начало большого пути для авторов – поставил 10 из 10

sashokminsky - 3250
sashokminsky - 325025 мая 2020 в 22:38
И вновь неудача про блогеров

Этот сериал - уже далеко не первый пример того, что попытка сделать видеоблогеров героями фильма или сериала не срабатывает. Сфера интернет-журналистики у нас пока еще очень непрофессиональна, хоть и популярна, и рассказ об этой профессии просто не может получиться таким же интересным, как рассказ про обычного телевизионного или газетного репортера. Когда хорошие актеры показывают блогеров, им оказывается нечего играть, потому что современный русскоязычный блогер довольно-таки аморфен. И в итоге актеры сильно переигрывают, пытаясь сыграть хоть что-то. Профессия модная, снимать про нее авторам конечно хочется. Они не сомневаются, что смогут привлечь молодежную аудиторию, но в итоге это не удается. Потому что на поверку оказывается, что эта профессия не наполнена никаким содержанием. В выборе для героев фамилий из русской классики я не увидел достаточного смысла, чтобы это было оправдано. Ну допустим какие-то черты характера у кого-то из них отдаленно похожи, но этого сходства слишком мало, чтобы возникала настоящая параллель с классикой. Простите, 'Даун Хаус' не получился. Сериал не заинтересовал ничем: детективная интрига показалась банальной, а настроение происходящего - скучным. Хотя допускаю, что я просто не поклонник жанра 'нуар', и сериал рассчитан не на меня. Но такова моя зрительская оценка, и это с учетом того, что актеры все-таки старались и играли неплохо: 3 из 10