У каждого из нас есть свое особенное представление об идеальной жизни. Кто-то мечтает сразу после школы отправиться в путешествие по миру, посещать самые разные страны и более никогда не возвращаться домой. А кому-то наоборот хочется стабильности и предсказуемости, которую может подарить хорошая работа и любящая семья. Однако реальность зачастую отличается от того, что мы выстраиваем в своем воображение и здесь уже главное не сдаться, вопреки всему искать свет в конце туннеля и преодолевать преграды, сколь сложно бы это не было. Главной героиней фильма «Герда» выступает самая обыкновенная девушка по имени Лера. Да, у нее есть свои мечты, надежды и чаяния, но пока что она вынуждена влачить свое обыденное, безрадостное существование среди одинаковых пятиэтажных домов, киосков и улиц, на которых горят далеко не все фонари. Стараясь получить диплом и не нарываться на совершенно ненужные неприятности в институте, Лера занимается социологическими опросами, которые помогают ей получить очень важный зачет. Еще она ухаживает за своей мамой, старается вести хозяйство и в целом кажется самой обыкновенной. Но все это днем… А ночью девушка больше известна, как Герда и занимается она совсем другими делами. Не имея возможности по-другому заработать деньги в своем городке, Лера танцует стриптиз и у нее даже появляется свой преданный поклонник. По правде говоря, фильм совсем не простой, он сложный, драматичный и вместе с тем невероятно красивый. И это при том, что действие происходит в самой настоящей провинции, где даже по определению ничего завораживающего быть не может, однако оператор то и дело выхватывает во всей этой серости на удивление яркие, насыщенные краски, которые являются отчетливым примером того, что находится у людей как в голове, так и сердце. Присмотритесь внимательно к визуалу фильма, он является просто великолепным дополнением к тому, что делают и говорят герои. Неудивительно, что «Герду» так тепло приняли на Кинотавре, язык кино здесь великолепен. Понятно, что наиболее примечательным и броским местом города является стриптиз-клуб, где работает главная героиня по ночам, и здесь происходят действительно интересные, жесткие, откровенные вещи, однако на одном этом заведении жизнь Леры и сюжет в целом отнюдь не заканчивается. Фильм необходимо смотреть внимательно и вникать в его суть от первой до последней минуты, не отвлекаться по мелочам и при этом ловить ритм повествования, потому что вот это и есть наша жизнь, которая все время балансирует на грани между счастьем и руиной, в которую так легко попасть и из которой порой так сложно выбраться. Как видите, «Герда» меня поразила, и я считаю этот фильм одним из тех, которые нужно посмотреть каждому, кто стоит перед выбором и пытается понять, какова его дорога в будущее, куда она ведет и стоит ли игра свеч. Не сомневаюсь, что после просмотра у вас будет серьезная дискуссия как с самими собой, так и товарищами по просмотру. А это значит, что фильм по любому заслуживает внимания. 8 из 10
Устный язык без опоры на читаемый периодически грамотный текст имеет тенденцию к опрощению. Часть букв перестаёт проговариваться. Спасает интонация. Но девушка, назначенная в фильме студенткой-социологом, часто даже не интонирует фразу. Она бегает с нелепыми анкетками по квартирам, шарахаясь при этом от людей — они же такие странные! Зачитывая скороговоркой, деревянным голосом написанные канцеляритом вопросы, она встречает в ответ недоумение. Поэтому предпочитает заполнять анкетки сама. А что делать? Надо получать образование, опекать недееспособную мать и отбиваться от липучего отца-невротика. Вот с соседями, кажется, повезло. Но радоваться этому юный гуманитарий уже не в силах - недосып. В прошлом крестьянские дети, едва встав на ноги, тут же хватались за прялку или соху. Студентке-социологу жизнь также не оставила выбора. Сохи рядом не оказалось, взялась за пилон. Должно быть, это не мелкое поселение, если в нём хватает вуайеристых импотентов, готовых платить «за посмотреть». Так или иначе, но вялый стретчинг в стрип-баре приносит студентке доход. Ирландский виски Jameson у неё на столе (порядка 2 т. руб бутылка) тому подтверждение. К тому же эта многозначительная возня с фаллическими символами позволяет юному социологу как-то избегать full-контакта. До поры, до времени. Видимо, профессия социолога также виделась девушке чем-то вроде пилона - извиваясь на нём топлес, можно с кислым видом посматривать с вершины подиума на слюнявых неудачников и принимать от них деньги. К некоторым она, впрочем, нисходит. Я не особо понял, зачем. Может потому что её парень, ещё одна жертва жанра, предпочитает иметь дело с усопшими? Впрочем, героиня фильма режиссёра-женщины имеет право на необъяснимые поступки. Особенно, если та ещё и сценарист. В фильме много обнажёнки. Хотя и меньше, чем в инете. Но режиссёр боролась до конца. Одних трусов было снято на камеру с десяток. К раскрытию пресловутой «темы С» художник также подошёл с огоньком. Груди мелькают со стробоскопической частотой и под конец перестают замечаться. Так задумано? В финале героиня вроде как на что-то решается. Если так, то это должно было бы случиться ближе к середине фильма. Разумеется, понадобился бы, наконец, сценарий. Но режиссёр на сценарии сэкономила и всё сделала сама… Понимаю, что жанр российской «чернухи», однажды появившись, уже не умрёт. К тому же, всегда можно сделать рестайлинг и привнести в кадр освежающую тематику ЛГБТ, БЛМ, а то и харассмента. Ясно и то, что всё, что сделает один ч-к, всегда может заинтересовать, по меньшей мере, ещё одного ч-ка. Поэтому пускай останется кино про влюблённого в горы/море/чащу больного чёрной оспой трансгендера, вынужденного зарабатывать в борделе на лекарства дементной маме, попавшей в ДТП по вине мужа-алкоголика/педофила. Фильм найдёт своего зрителя. Но каким боком встревает в эти фриковые взаимоотношения фестивального творца с фэнами Мин-во культуры? Ведь там наверняка встречаются ещё люди, которые что-то слышали про Соню Мармеладову или смотрели «Ночи Кабирии»? Атмосферу первых кадров фильма создаёт журчание урины в сосновом бору. Как по мне, так финал хорошо бы зашёл под звук смыва.
Этот фильм прекрасно вписался в вечер просмотра странных и неоднозначных кинолент. Пожалуй, в этом и есть его основная прелесть. Два часа картина удерживала перед экраном главной своей интригой - пониманием ситуации и разряда 'а что тут, собственно, происходит'. Ответа на поставленный вопрос дождаться не удалось. Фильм представляет собой какие-то порочные круги Сансары полуфэнтэзийной провинциальной действительности в сквозном действе. Зрителя закинули во вселенную Леры-Герды без какого-либо уведомления о сложившейся ситуации и заставили походить по кругам всяких панелек, стрип-клубов и лесов. Собственно, по-зрительски мы там пролазили, но вопросов и ответов не нашли. Всё очень клипово и тут же крипово нашинковано в кашу. Можно поменять всё местами и ничего не изменится. Проблематика главной героини опять же показана в каком-то рутинно-жевательном контексте. Видны обстоятельства жизни прямо сейчас, а кот как Лера-Герда приходит к ним догадаться сложно. Понятно, что она девочка весьма недалёкая и идущая путём не самого высокого сопротивления жизни. Учёба на социолога - выбор просто популярной специальности, который не только не даёт ей ничего, кроме достаточно неблагодарного и малооплачиваемого труда в рамках соц. опросов. Отчего приходится идти весьма такой тонкой гранью и зарабатывать на жизнь в весьма специфической сфере на грани проституции, ибо стриптиз - отрасль не такая безобидная, как кажется на первый взгляд. Ну и третья её грань - эскапизм во снах. Вроде бы звучит неплохо, но механизм прихода к сему отсутствует как класс. Хотя акцентик бы сделать на том, что Лера-Герда есть продукт постсоветской действительности в лице недалёких родителей, плохих учителей и прочих проблем со всеми вытекающими последствиями следовало бы сделать. Да и по швейцарской премии за главную женскую роль стоит бы поговорить в контексте, а не играет ли Анастасия Красовская саму себя. Ведь Лера-Герда по своим манерам вполне напоминает такую стереотипную глупенькую, холодненькую модельку. Ничего личного к исполнительнице, но она пришла из смежной индустрии и вполне много о подобных образах наслышана наверняка. Фильму также не хватает образов и аллегорий. Ну окромя чего-то в духе 'тупая быдлорашка = тёмный лес', а 'стрипуха - спасение от всех бед и несчастий'. К слову, хороший бэкграунд для европейских премий. Тут можно и проблемы меньшинств даже не приплетать. Их всего вышесказанного мы получаем некий такой симулякр такой недалёкой отбитой провинциальной девочки. Наверное, если смотреть на мир глазами Леры-Герды, то мы и увидим такое вот месиво, где уже не очень понятно, что откуда взялось в этом мире, да и методы выхода из ситуации тоже размыты и завуалированы. По-другому, увиденное не оправдать. Ещё данный фильм можно назвать таким соц. реалистическим ответом последнему 'Джокеру'. Несмотря, на весьма размытые подтексты данное действо куда больше отсылает к реальности, нежели к миру комиксов. Лера-Герда же тоже является продуктом своего времени, да и воспитывается психически больной матерью. Однако, здесь дело идёт без экзальтированных преувеличений, буднично и монотонно. В этом можно респектовать авторам Леры-Герды, но заточенность под сквозное действие без повествования, а также синтез без анализа очень портят впечатление.
Мне нравится смотреть тонкие жизненные драмы, герои которых так похожи на нас с вами. Если фильм снят грамотно, то он запросто проникает в твое сердце, а поступки и действия главных героев словно влияют на твою собственную жизнь. Именно поэтому мне и захотелось посмотреть «Герду», ведь уже трейлер фильма продемонстрировал нам целую бурю чувств и переживаний, которые хотелось пережить вместе с главной героиней прямо здесь и сейчас. Действие фильма происходит в одном из небольших российских городков, которые сотнями раскиданы на карте и ничего особенного искать в них не стоит. Здесь одни районы похожи на другие, вокруг одна серость и мрак, из которых многие люди так никогда и не сбегут. Однако студентка Лера по такому пути идти точно не хочет. У нее есть свои планы на свою жизнь, и им необходимо следовать во что бы то ни стало, но судьба раз за разом наносит по девушке удар. На учебе Лере приходится заниматься соцопросами, что изрядно утомляет. Дома тоже не все в порядке – отец ушел к другой женщине, но все равно периодически возвращается, так как сам не может понять, что ему делать. Мама отрешается от действительности и в своем «астрале» находит спасение от давящей реальности. Наконец сама Лера по вечерам работает в стриптизе под псевдонимом «Герда»… Вот вы подумаете, что такое может быть только в кино, но суть в том, что это наши с вами реалии, которые поданы увлекательным, слегка романтизированным языком, который моментально приковывает внимание к тому, что происходит в кадре. Главная героиня получилась такой настоящей, что ты будто знаешь ее всю свою сознательную жизнь, а потому все ее ошибки, поступки и решения напрямую отбиваются прямо на тебе, ведь она будто твоя давняя подруга! Для меня огромным откровением стала игра Анастасии Красовской. Она еще совсем молодая актриса, однако играет не по годам уверенно и смело. Она не просто раскрывает перед нами свою Леру, а будто переживает сама все то, что прописала для нее режиссер и сценарист Наталья Кудряшова. Так что я буду следить за дальнейшими успехами Анастасии и не сомневаюсь, что она еще не раз нас удивит. Кроме Красовской я отдельно отмечу игру Юрия Борисова, который уже стал одним из самых запоминающихся актеров своего поколения. Борисов органичен везде, где снимается, и он врезается в память буквально с первого своего появления в образе. В «Герде» актер сыграл товарища главной героини и, как по мне, у него получился самый примечательный мужской образ во всем фильме. Итог: «Герда» действительно сильное кино, от которого у меня местами по коже бегали мурашки. Это говорит о том, что авторы сделали все, как надо и представили нам фильм, который является иллюстрацией к нашим русским провинциальным реалиям, от которых не надо бегать – их надо превозмогать, стараться быть лучше самим и при этом улучшать наш социум. Да, это сложно, но кто сказал, что нереально? 8 из 10
Лера (Анастасия Красовская) - студентка социологии. Она ходит по квартирам и проводит опросы на самые разные темы. Ночью она танцует в клубе под псевдонимом Герда. Дома ее ждет мать, к которой почти каждый день приходит ненавистный ей бывший муж. Он полицейский, который вечером перманентно пьян. Словом, жизнь не из легких. Лера во снах видит общество, в котором живет, как темную и запутанную чащу, из которой можно вырваться только, если обрести крылья. Похож на темный лес и сам фильм. Он неровный, сумбурный, но эдакую чернушную сатиру в нем разглядеть можно. И социологические опросы посвящены не самим людям, а политике. Да и ответы просто сражают наповал. Перед нами набор разрозненных сцен. В совокупности они пытаются сказать что-то вразумительное о жизни за чертой бедности, но выходит это не всегда. 'Герда' пытается балансировать между социальным комментарием и серьезной драмой о поиске себя и семейных проблемах. Получается не всегда хорошо, но вполне красиво. Эстетическое удовольствие можно получить как от откровенных танцев, так и от интересных визуальных рифм. В остальном, 'Герда' - это глянцевая русская чернуха. Думаю, что это и есть лицо новой волны отечественного кино. Ручная камера, мрачнейшие сцены и максимально апатичная главная героиня - все это работает по крайней мере интересно. Где-то на заднем плане бегает главный герой русского инди Юра Борисов, но его персонаж не очень хорошо выписан. Конечно, большая часть фильма уделена Лере. Её героиня мечтает вырваться из рутины, где утром опросы, а вечером - танцы. Но в то же время она до смерти боится выйти из зоны комфорта. Хоть комфортной ее жизнь и не назвать - Лера везде ощущается чужой. 'Герда' - это фильм-лабиринт, который рассказывает размытую и неровную историю. Мрачное, грязное и злое независимое кино, которое может вам понравиться.
Не буду ходить вокруг, да около, а скажу сразу – статью с рассказом режиссёра Натальи Кудряшовой о своём фильме мне было читать интереснее, чем до этого смотреть сам фильм. В тёмном, мрачном городе, где никогда не бывает солнца, где всё время сумерки, ночь или пасмурный день, живёт девушка Герда (она же Лера). Герда (её играет Анастасия Красовская) – студентка факультета социологии, учась на котором, она как будто отбывает какую-то повинность. Днём, после учёбы, она подрабатывает соцопросами (или это так надо для учёбы) и ходит по тёмным, страшным квартирам со странными обитателями (в одном лишь случае жильцы показались мне более-менее адекватными людьми), опрашивая абсолютно неинтересных ей людей по своим соцопросникам. А ночами Герда зарабатывает, танцуя в стриптиз-клубе. Хотя глядя на её сутулящуюся походку и забитый взгляд, предположить, что ночами эта девушка бесстрашно (если не сказать бесстыдно) обнажается у шеста – для этого надо было сценаристке и режиссёру Наталье Кудряшовой обладать богатой фантазией. Крутясь на шесте, Герда словно проживает какую-то другую судьбу, и её ночные, порой опасные реалии и её сны вносят хоть какое-то разнообразие в тягучее киноповествование про уставшую от жизни безэмоциональную героиню. Герда любит своих родителей – алкоголика отца и психически не совсем здоровую мать, но эта её любовь не вызывает у меня никакого сочувствия и ответных эмоций ни к ней, ни к её родителям - они такие же безликие тени, как и все, и всё, что окружает героиню в этом фильме. Также вынуждена констатировать, что «Герда» это уже второй фильм после «Красного признака», в котором мне снова не удалось разглядеть превозносимый талант Юры Борисова. И в этом фильме он, в основном, только молчит и смотрит. Или это и есть его актёрская «фишка» - молчать и смотреть? Борисов играет друга Герды, который вроде бы в неё влюблён, но на деле оказывается, что он может только лицезреть и обонять. Сплошное бессилие чувств и действий. На протяжении фильма ты ждёшь, что произойдёт что-то, что пробудет героиню от её сомнамбулического состояния, но это ожидание, несмотря на некоторые намечающиеся моменты, так и не оправдывается. А финал картины видимо должен сообщить зрителю, что мечты о чём-то волшебном и прекрасном вообще несбыточны. Рекомендовать этот фильм, на мой взгляд, можно тем людям, кто уверен, что вокруг всё плохо (было, есть и будет), и «Герда» убедит их в том, что они правы.
Когда случайный российский зритель будет смотреть 'Герда',то на ум ему придут сразу такие мысли - Опять чернуха, опять безысходность, опять алкоголики. Когда зрители на фестивале в Локарно будут смотреть 'Герда', то они будут будут воспринимать действие на экране, как обычное человеческое существование в стране с неблагоприятными социальными условиями. И если мы зритель не случайный и понимаем, что фестивальное кино из России берет призы в огромном проценте случаев тогда, когда там показана самая проблемная сторона общества со всеми дальнейшими проявлениями. Когда мы приступаем к просмотру 'Герды' мы должны исключить из себя случайного зрителя, фестивального зрителя и быть готовыми, что перед нами два часа будет транслироваться именно та часть социальной жизни, которой живёт большая часть нашего общества. Именно в нем и находится главная актриса Анастасия Красовская и именно она ведёт нас по лабиринту трёх разных миров - Социология, Стриптиз, Сновидения. Герду окружают не настоящие друзья, не настоящие родители, не настоящий секс и не настоящая деятельность. Вращаясь день и ночь в этих кругах и пытаясь оставаться настоящей, находя спасения лишь в кратковременных снах, убегая от реальности. Главная героиня уже перестает бороться. Шаг за шагом она отпускает свои последние принципы, своих друзей и родных, превращаясь в ту самую серую, безжизненную, беспринципную личность к которым она приходит с соц-опросом. Смотря ленту Натальи Кудряшевой вы не найдете ответы на рождающиеся по ходу просмотра вопросы. Режиссёр хочет, что бы мы сами дали себе вопрос на ответ, чего я хочу и что я могу для этого сделать и изменить. -'Почему ваш кот орет?' - 'Он кастрирован' - -'Он понимает, что он кастрирован?' - 'Не знаю, наверное нет.'
Среди психологических типологий личностей есть такая, согласно которой люди делятся на 'жертв', 'преследователей' и 'спасателей'. Главная героиня этой картины - безусловный 'спасатель': она вызволяет с того света свою коллегу, пытается сгладить углы в отношениях матери с отцом, да и саму мать она пытается всячески оберегать; более того, она даже заполняет анкеты социологического опроса вместо своих малахольных респондентов. Так и андерсеновская Герда была спасателем для Кая. При этом героиня совершенно чиста - её ледяная отрешённость не даёт прилипнуть к ней всей той грязи и беспросветности, что происходит вокруг. Я полагаю, что именно эта чистота восхитила Гаспара Ноэ на фестивале в Локарно. Финал картины радикален и оправдан, на мой взгляд, только символически - словно режиссёр захотела впечатлить, но забыла, что история не завершается с финальными титрами.
Премьера фильма 'Герда' прошла на международном кинофестивале в Локарно. Там картина получила приз молодежного жюри и актерскую награду для Анастасии Красовской. Но главным успехом картины было признание в любви к ней от Гаспара Ноэ. С одной стороны, отрадно, что именитые режиссёры впечатляются русским авторским кино и что впоследствии его продвигают. С другой стороны, после просмотра складывается стойкое ощущение, что это кино не было бы никому нужно, что к нему было бы куда более отстранённое и строгое отношение, если бы не отзыв Ноэ. Но история не терпит сослагательного наклонения. Что же вышло у Натальи Кудряшовой. Вышла картина в жанре, ранее мне не понятном абсолютно - чернуха. Любой русский фильм, прежде обзываемый таким образом, я готов был яростно оправдывать, называя его мрачным, остросоциальным. Но не в случае 'Герды'. Работа Натальи Кудряшовой - настоящая чернуха. Это раскрывается в дневной студенческой практике главной героини Леры и в ее ночной работе стриптизёршей. Лера ходит по мрачным и серым улицам в поисках мрачных и серых домов, чтобы подняться вверх по мрачным и серым лестничным клеткам к мрачным и серым обитателям провинций. Она проводит соцопросы в духе: -Какая у вас пенсия? -Было 7400, сделали прибавку. Теперь 8000. -Вы поддерживаете нынешний курс власти? -Да, поддерживаю. -...(анемичный взгляд главной героини на пенсионерку) Нищета и ужас показаны в больших масштабах, только это совсем не трогает. Режиссёрка также пытается создать ощущение безнадёги репрезентацией работы стриптизёрш. Но показанное навевает только скуку (два часа хронометража фильма ощущаются как все шесть). Химии нет ни у кого ни с кем. Главная героиня разрывается между желанием сбежать и привязанностью к родному месту. Она по сути ребёнок, которому пришлось срочно повзрослеть из-за тяжёлых условий среды. Но она не сдаётся и остаётся сильной. И 'сила — в ее милом, невинном детском сердечке.' Актриса Анастасия Красовская очень старается, но всё же заметно, что это ее дебютная работа. И, к сожалению, вызвать моё сочувствие у неё не вышло. Занимающие добрую треть фильма визуальные метафоры бесспорно красивы и эффектны. Лишь они и вызывают хоть какой-то эмоциональный отклик (хотя метафора с привязанной собакой уже надоела из-за слишком частого использования в кино). Возможно, было бы много лучше, если бы фильм только из этих моментов и состоял, став прекрасным примером отечественного видео-арта. Картина не вызвала никакого негатива, а только безразличие, что, возможно, хуже. От искусства не требуется решения проблем. Оно не для этого предназначено. Хочется только демонстрации мыслей, смысловую нагрузку, а не просто тычки в и так всем очевидные проблемы. Русское кино в топе, но 'Герда' всё же не лучший пример русского авторского кино. Картина слишком незрелая, претендующая на глубину, но не глубокая вовсе. Будем надеяться, что виной этому то, что это всего лишь вторая работа Кудряшовой (по сути дебютная). Надеемся также, что лучшие её работы ещё впереди.
И снова сверкнула блесна российского современного кинематографа, выдав фильм-повествование, долгое и нудное повествование эфемерной безысходности жизни Герды (проецируй на всю молодежь). Начнем конечно же - с семьи! Ведь, что может быть хуже? Все так же с безуспешно просветным составом(как давно этого не было). Мать, неизлечимо больная и без того вставляет палки в колеса велосипеда который не едет, а еле плетется. Ведь Вера выбрала идти по течению, выбрав путь лёгкого заработка. Возможно специально, чтобы сценаристу было, о чем нам рассказать. Нельзя же просто показывать красивую картинку более 2-х часов. Где-то нужно высосать и сюжет. Отец, который возвращается без хлеба, ну и вся семейка в таком же плане, других перечислять нет смысла, паттерн вы и так прекрасно знаете. Заезженный приём убедить нас в тлене происходящего через призму семейных проблем, водки (видно сильное влияние других «ценимых» российских режиссеров нашего времени. Прошу не брать во внимание Балабанова, показывающего весь мрак через совокупность факторов, которые в его времена были очень даже реалистичны и правдивы). Смирных стариков и конечно же девушек, вынужденных тяжело свою долю отбывать в ночном клубе. Невозможно верить в историю, которая всеми силами пытается показать, как все вокруг плохо. Слишком неотёсанно, натянуто, такой тонкий лёд могут пройти либо счастливчики, либо гении - очевидно, Кудряшова ни туда ни сюда. Картинка приятная, хорошие контрасты, присутствует контекстуальная цветокоррекция, сцены с символизмом и честно, непонятным для меня «глубоким» смыслом. Но есть и минусы. Зачем здесь рапид? Добавить экранного времени. Длинные планы чаще всего бессмысленные, не раскрывают эмоции, слишком много крупных с Красовской в разных ракурсах. Девочка красивая, но уж больно большой поставлен на нее акцент. Но оператор на твердую 5 наснимал (из 10 конечно). В целом, по насущным аспектам прошелся, очередное претенциозное никакое кино. А верилось, хотелось по промошену увидеть что-то приятное. Проехали, ждем следующую перлу! 2 из 10 за два красивых глаза Герды Красовской!
В этом году просто какое-то обилие хорошего и качественного русского кино, и частью этого 'обилия' стала и 'Герда' Натальи Кудряшовой, показанная на кинофестивале в Локарно, где актриса, исполнившая главную роль, Анастасия Краковская получила приз за лучшую женскую роль. Юная девушка Лера учится на соцфаке, а ночью подрабатывает в стриптиз-клубе. Отец ушёл из семьи, но часто приходит пьяным домой к героине и её матери, чтобы поговорить, но эти 'разговоры' ничем хорошим не заканчиваются. Уйти от тяжёлой реальности Лера может лишь в своих странных сюрреалистических снах. Сны, как раз-таки, являются одним из главных аспектов картины, потому повествование очень неспешное. Сонное, под стать главной героине. Порой такой низкий темп вредит динамике, затягивая действие. Да, эти долгие сцены с обычной жизнью Леры, учащейся в университете и ходящей по квартирам, ради соцопросов, дают лучше понять персонажа и её жизнь, и зачастую это действительно работает, но в некоторых случаях выглядит как тягомотина. Пусть в 'Герде' и есть некоторые черты социального кино, прослеживающиеся между строк, но в первую очередь это всё же личная глубокая драма одной девушки. Эта драма раскрывается привычными для российского кинематографа депрессивностью и безысходностью. Большего же драматического эффекта придаёт цикличность происходящего, занимающая особое место в ленте. Всё в жизни Леры идёт кругом, не прерываясь: учёба, опросы, работа, приход пьяного отца. Повторяющиеся события давят, но давят постепенно увеличивая дискомфорт не сразу, а по нарастающей, достигая в итоге своей кульминации. Лера пытается сбежать действующей на нервы рутины и монотонности, делает она это (или пытается делать) в своих снах, рыская по необычному мрачному лесу в поисках выхода. Под стать почти всем российским фильмам этого года, которые я посмотрел, 'Герда' радует, показывая зрителю меланхоличную и действительно печальную историю, так часто встречающуюся в нашей стране. Будто бы продолжив традицию Андрея Звягинцева, картина лично для меня стала самым депрессивным фильмом года, не просто полностью перенеся атмосферу из фильмов режиссёра, но и дополнила её собственными деталями и аспектами, благодаря чему не выглядит, как пустое (важно, пустое!) подражание. 8 из 10
Главная героиня Герда, она же Лера, живёт жизнью потерянной и не знающей как себе помочь девушки. Днями учится на социолога и проводит соцопросы у жителей района, а ночами 'заземляясь' работает стриптизёршей в местном стриптиз-клубе. Живёт с мамой, которая больна и страдает лунатизмом и с чувством страха, когда отец давно покинувшей семью, навещает их выламывая при этом дверь. Есть друг, который как и главная героиня 'заземляется' хороня людей и при этом рисует картины. Ночами Герда, днями Лера во сне пытается обрести свободу и бродит сквозь деревья словно передвигаясь в воде, так медленно и верно стремясь вырваться из пучины унылой и мрачной жизни. Соцопросы, как часть учёбы героини, показываю действительность жизни людей, которые живут рядом с ней по соседству в безликих домах серых красок, где видна только разруха и давно забытые стремления к счастью. Так на один из социальных вопросов Леры соседке: 'Счастливы ли вы'? - Сама проговаривает: 'Пусть будет да'. От начала и до конца авторское кино 'Герда' рассказывает историю девушки, которая в силу обстоятельств и условий жизни не может выйти на свет и взлететь. Она словно птица в клетке прикована болезнью мамы, психически неуравновешенным отцом и танцами на пилоне, помогающие заработать на жизнь и на лечение для матери. 'Герда' получилась слишком затянутой и блуждающей, ходящей по кругу и местами скучной, невольно заставляя зрителя задуматься о склочности повествования. В ней нет динамики и чёткого плана повествования. Мы наблюдаем вялотекущие кадры снова и снова, осознавая, что уже это видели. В целом, кино 'Герда' получилось правдивой и жестокой драмой о неуверенности своих решений. Больше об обстоятельствах жизни, над которыми не властен человек и есть надежда на спасение только во снах, где блуждает героиня, пытаясь освободиться от оков своей собственной жизни. 5 из 10
Кинофильм из новых - Герда, как оказалось, не имеет многого общего с обширными количествами чернушными картинами наших последних лет, хотя этого на первый взгляд и не заметно. Несмотря на весь ужас и мрак, запустелые улицы и безлюдные ульи домов, в этом мире не умерла надежда на радость и свет. Всё кажется потерянным, люди жестокими и бездушными, пустыми и мёртвыми. Но то тут, то там встречаются маленькие росточки любви и человечности. Из иссушенной и покрытой скверной земли вырываются травинки, стебельки и прочая живность. Главная героиня Лера тоже находится во сне, как и все русские люди современности. Пространство сна её не пугает, она в нём родилась и выросла, она не хочет из него вырваться и не видит жизни вне его. Но в то время, как люди вокруг видят жестокие кошмары, Гердочка улавливает нечто, что также во всех этих тёмных ночных улицах и коридоров муниципальных зданий проглядывается - доброта, вера в любовь к белому свету. Она приходит в чужие кошмары и дарит покой людям, мечущимся в этих застенках, казематах потерянных жизней людей. За мгновение до того, как тьма поглощает человека, она, не теряющая в него веру, продолжает надеяться. И надежда побеждает. Солнце встаёт, а тучи города-N разветриваются, обнажая яркое голубое небо. Она живёт в кошмаре, но у неё нет страха. Потому что сон - это вечное состояние блаженства и счастья, а кошмары всегда кончаются, даже если никак не выходит открыть глаза.
Некоторые фильмы от женского взгляда на режиссуру и сценарий только выигрывают, и «Герда» как раз из таких картин. Молодая девушка Лера живёт с психически нездоровой матерью, учится на социолога днём, а ночью подрабатывает в стрип-клубе танцовщицей под псевдонимом Герда. Лера не опускается до секса с клиентами, но своих коллег не осуждает. Личной жизни у Леры нету, есть непонятные отношения с художником (в исполнении Юрия Борисова). Леру-Герду играет Настя Красовская - и она - самое настоящее украшение фильма. Играет очень неплохо, хотя некоторые элементы вышли неубедительно: пол дэнс Насте освоить, увы, не удалось. При всём старании оператора и монтажера в профессионализм стриптизерши-Красовской я не поверил. Зато драматическая составляющая ей вполне удалась, Настя «тащит» этот фильм. Надоевшего Борисова, например, можно было безболезненно заменить другим актёром, а вот в роли Герды с трудом представляешь кого-то еще. Поступки Герды в фильме вызывают эмпатию, осуждать Леру не хочется - потому что она искренна и чиста помыслами. Мистические элементы фильма сделаны вполне уместно и органично, хотя общий хронометраж картины кажется затянутым. Персонаж Насти чем-то напоминает Джо из «Нимфоманки» Триера (и внешне актрисы похожи). Фильм - достойный представитель авторского кинематографа, хочется увидеть следующие работы и режиссёра Кудряшовой и актрисы Красовской. Только, пожалуйста, не заставляйте больше Настю танцевать.
Три главных кинофестиваля: Канны, Венеция и Берлин, фильм показывать отказались. А вот швейцарский Локарно, с недавних пор считающийся Меккой независимого кино, свободный от конъюнктуры и политических трендов, отметил ленту премией молодёжного жюри и вручил награду главной героине, актрисе и модели Анастасии Красовской. По слухам режиссерка ленты Наталья Кудряшова утвердила 22-х летнюю актрису из Белоруссии, отобрав её из более чем 1000 других непрофессиональных актрис. Фильм стал кинематографическим дебютом девушки. После успешной премьеры в Швейцарии кино вышло в октябре на большие экраны в России, и уже в начале ноября стал доступен цифровой релиз картины. По сюжету студентка Лера учится в одном из провинциальных городов, где время давно остановилось, а люди живут по привычке. На первый взгляд фильм сразу же хочется поставить и навсегда забыть на полке с бесчисленным количеством ему подобных, где все вокруг бедствуют, пьют и ругаются матом. Атрибуты «Русских народных сказок» 21 века соблюдены и перенесены на плёнку: деспотичный отец, больная мать, старая хрущёвка и залитые глаза в округе. Лера будущий социолог: днём ходит по квартирам и задаёт вопросы для курсовой работы: «согласны ли вы, что страна движется в верном направлении», «считаете ли вы президента внешне привлекательным мужчиной», «хватает ли вам еды», «счастливый ли вы человек»? — «Да, нет, свой вариант». Ночью юная Герда танцует в стриптиз клубе и терпит нападки подруг по несчастью. Не романтизируя танцы вокруг пилона, в причудливых цветах неона и с блестками на лице — ночная жизнь кажется едва ли не утешением девушки. Интонационно фильм напоминает всю российскую чернуху одновременно. Это легко объяснить тем фактом, что герои уже давно скованны холодом типовых советских панелек, обстоятельствами и разочарованиями, от которых поседели надежды. Но безнадежность мира вокруг Леры постоянно защищают её сны. Ветхость построек и копоть стен сменяются кадрами природы. Отстранённость и совершенство холодного волшебного леса, полного цветов и мха, по которому плывёт девушка в надежде оторваться от ландшафта уродливой реальности. Синяя красота девственной природы здесь напоминает «Меланхолию» и «Антихриста» Фон Триера. Несмотря и вопреки, хочется верить, что у Герды получится. Как и у сотен других девушек, на чью долю выпадают все тяжести света, и которые, всё же, не соглашаются свыкнуться с мыслью потеряться в пространстве
Время никогда не обещало вечного спокойствия. Жизнь – непрекращающаяся игра, где следующий уровень сложнее предыдущего. Мы взрослеем и утрачиваем внутреннюю гармонию, потому что однажды правила данной игры ужесточаются, а количество вопросов внезапно перевешивает количество ответов. В конце концов, мы начинаем забывать ответы и остаются лишь вопросы. Их – множество. Иногда – больше, чем может выдержать человек. Наталья Кудряшова в своей второй полнометражной работе вновь рефлексирует на темы, поднятые ещё в «Пионерах-героях». Только вместо трёх друзей, переживающих кризис, в центр внимания попадает юная Лера-Герда: ей тоже сложно договориться с реальностью. «Пионеры» были планетой с двумя полюсами: детство в Советском Союзе и прозябание в городских джунглях нынешней поры. Лере-Герде дано аж три полюса: серость будней в многоэтажках, яркость ночей в стриптиз-клубе и путешествие через сны (сны ли?) по туманному лесу. Кудряшова повысила ставки и не прогадала. Магический реализм, возникающий в дебюте вскользь, теперь возрос до внушительных масштабов. Фильм можно назвать «сказкой для взрослых». Мрачной, хтонической, скандальной, до боли знакомой, но всё-таки сказкой. Главная героиня исполняет одни и те же ритуалы: снуёт по квартирам с соцопросами, развлекает мужчин развратными танцами, общается с другом-художником, приходит домой, где тоже неспокойно – и начинает заново. Её душа способна вырваться из круговорота в видениях иного спектра: лес предстаёт своеобразным чистилищем – пространством, способным исцелить, если хотите. Там ничего не происходит: ни хорошего, ни плохого. Покой и блуждание. Возвращение к себе, в себя, с собой. Попытка ступить на территорию скрещения абсурда повседневности и разгула чистой фантазии – это большой шаг. Его по достоинству оценил европейский зритель (новости про переписку с Гаспаром Ноэ затёрты до дыр) и, что обидно, понял не каждый отечественный. Картина напичкана самыми разными триггерами, способными привести в ярость консервативных хейтеров русского кино: тут вам и фестивальная претенциозность, и фрагменты чернухи, и частое поглощение водки, и раздевания на потеху публике, и «перекати-поле» в главной роли, что пытается приспособиться к обстоятельствам, но становится всё более подавленной и несчастной. Вопреки палитре раздражителей, особенность режиссуры Кудряшовой – безоговорочное знание, для чего нужна та или иная сцена. Нет ни одного пустого эпизода: может, какие-то из них затянуты или менее интенсивны, чем другие, однако вкупе все они складываются в цельное полотно, шитое разноцветными, контрастными нитками. Ибо жизнь любого существа тоже так сшита. Пока длится сеанс, нас бросает из огня да в полымя. Дантово кружение Герды по местам обитания россиян – это социальная трагикомедия. Приватная атмосфера клуба – явный привет эротической драме. Впоследствии она сменяется драмой семейной, а мелодраматическую окраску легко считать, когда Юра Борисов самоотверженно совершает поступки, свойственные влюблённым мальчикам. Потом мы уходим в сказочный сюрреализм, ради воссоздания которого Анастасия Красовская научилась гулять под водой, и возвращаемся к заявленным жанрам, пока, наконец, не путаемся в них окончательно: ближе к финалу раздробленность существования Леры-Герды собирается воедино, а магия побеждает реализм. Особенно приятно, что здесь делается особый упор не на сюжет, а на визуальность киноязыка. Рецензент, чей текст вы всё ещё читаете, после просмотра испытал крайне необычные ощущения. За счёт чёткого цветового и светового распределения эпизодов (с помощью него как раз усиливается та самая сюжетная раздробленность) в мозгу происходит некий коллапс: если по окончании титров выпорхнуть в ночь, то глаза автоматически продолжат воспринимать окружающий мир уже без «серой плёнки», уравнивающей его оттеночную плеяду. Огни фонарей, неоновые вывески, случайные всполохи и вспышки обретут дополнительную плоть – их невозможно будет игнорировать. Так «Герда» оставит след не только в кинотеатральной темноте, но и за её пределами (жаль: из-за ограниченного проката не всем удастся почувствовать нечто похожее). Наталье Кудряшовой удалось снять по-настоящему удивительную картину. Её не столь важно подвергать тщательному анализу: подобные труды создаются, чтобы зритель воспринимал их на чувственном уровне (если, конечно, он готов). «Герда» действительно способна найти те точки соприкосновения с аудиторией, которые нащупывает далеко не каждый режиссёр отечественной индустрии. Это живое, чуткое произведение со своим дыханием, своей плотью и кожей. Очень достойная работа. 8 из 10