В первой трети своего хронометража фильм «Воздух» смотрится типичным военным кино современного образца: зрителя встречает тревожный титр с датой трагических событий, нарезка душераздирающих кадров и чьи-нибудь паникёрские реплики типа «всё пропало». Но чем дальше развивается действие, тем чаще приходится вспоминать, а кто, собственно, ответственный за режиссуру и нравственно-идейный посыл ленты. Это Алексей Герман младший – постановщик специфически-претенциозных артхаусов, что впервые в карьере оказался у руля блокбастера, ещё и посвящённого событиям Великой Отечественной. Ну, как посвящённого – кино рассказывает придуманную историю с вымышленными героями, пусть в персонаже Анастасии Талызиной без труда и узнается легендарная лётчица Лидия Литвяк. Схожесть есть даже во внешности двух женщин. И всё-таки «Воздух» – чистой воды фантазия автора. Фильм заимствует концепцию сразу нескольких советских шедевров военного кино, но в отличие от картин «В бой идут одни старики», «В небе «ночные ведьмы»» и «А зори здесь тихие», работа Германа младшего уходит в плоскость философского рассуждения. Чувствуется, что режиссёру не настолько интересны сами бои в небе, хоть он публично и хвалился использованием новомодной технологии павильонных съёмок с использованием полноразмерных макетов, кружащихся перед гигантскими экранами. Куда важнее автору сама идея вооружённого конфликта как чудовищного и антигуманного явления, оправдания которому нет и быть не может. Что ж, открыл человек глаза на правду, ничего не скажешь. Но если без сарказма, то уже по части атмосферы «Воздух» уделывает фальшиво-глянцевых оппонентов в составе «Девятаева», «Крыльев над Берлином» и «Лётчика». Герман младший не пытается показать страшную войну как подходящую площадку для демонстрации героизма. В его картине это совсем иное – беспросветный мрак, ужас, страх и опустошение. Впрочем, даже режиссёр артхаусных драм то ли не может по настоянию «партии», то ли не хочет самостоятельно отойти от задолбавших клише в фильмах такого рода. Наша героиня должна быть не просто наивной идеалисткой, проходящей путь от пацифистки до лучшей истребительницы в лётном полку. Она обязательно жертва репрессий – ну куда же без кровавой «гэбни»! А ещё прекрасную девушку обязательно поразит любовный вирус! И не в виде светлого и чистого чувства, как в тех же «…Стариках» Леонида Быкова, а как притянутого и неестественного порыва, что вызывает чувство неловкости за Анастасию Талызину и Сергея Безрукова, между которыми – ни много ни мало – двадцать шесть лет разницы в возрасте, и в фильме это хорошо заметно. Также, в духе времени героине никак не обойтись без грязных домогательств абьюзеров, и чтобы уж окончательно припечатать великий образ красноармейца один такой, с позволения сказать, боец набросится на девчонку… из зависти, что-то больно заговорённая от пуль немецких «Мессершмиттов». Короче говоря, всевозможного идеологического мусора в «Воздухе» хватает, и природа возникновения его понятна: киноленту явно ориентировали за западные фестивали, да вот некстати грянула пандемия, а затем резко сменился и политический фон. Ну а в отрыве от всей этой вредоносной шелухи фильм способен понравиться уже одними только боями и полным ощущением, что сценарного иммунитета тут нет ни у кого из персонажей. Жаль, что не получила развития линия с противостоянием наших лётчиц многоопытному немцу Ульриху, что громит наши «Яки» будто косточки из компота. Смешно, но в этом плане с «Воздухом» уверенно посоревнуются даже фильмы из серии «Снайпер», в которых нет почти ничего, собственно, военного. Сценам из быта девчонок, который их окружает в перерывах между схватками в небе, не хватает связности. Это вообще бич «Воздуха». Герман младший будто крайне неохотно возвращал героинь на землю и снимал их склоки, возникающие из-за разницы в темпераментах. Фактически и так, с первого же появления на экране становится понятно, насколько по-разному смотрят на мир героини Талызиной и Аглаи Тарасовой, но режиссёр, тем не менее, пытается убедить, что это не мешает им быть лучшими подругами и верными соратницами. Более верным орудием в руках автора становится смерть, а перед её лицом, как известно, все равны. До статуса явления в жанре «Воздуху» не дотянуться, однако в сравнении с совсем уж очевидными надругательствами над советским наследием типа «Т-34», фильм Германа младшего относительно безвреден и имеет своё лицо. Не слишком запоминающееся, и всё же. В отрыве от разносортного барахла, которое лишь удлиняет и без того солидный хронометраж, это кино напоминает о героизме простых девчонок, что наравне с крепкими мужиками защищали Родину и внесли немалый вклад в великую Победу. За режиссёром не заржавело в финальных титрах отдать почести погибшим родственникам, и сделано это было, хочется верить, искренне. Что до остального: артхаус остаётся артхаусом, с каким бюджетом сложившемуся автору ни начинай предприятие. Пробить на эмоции Алексей Алексеевич оказался способен, и сделал это с уверенностью настоящего мастера.
Не впервой младший снимает 'под старшего' (как минимум было что-то такое в 'Довлатове'), но впервые настолько похоже — причем не повернется язык сказать, что это копирование или подражание, поскольку тут есть и много своего. Но, с учётом посвящения семье, отцу в частности, звучащего на закрывающих титрах, посвящение стилевое выглядит более чем уместно. Не скажу что знаю творчество Германа-отца очень хорошо — видел все его работы от силы по нескольку раз, что-то больше, Лапшина или Двадцать дней, их чаще крутили по телеку, — но знаете, у меня после 'Воздуха' осталось ощущение, что даже он остался бы доволен. Отругал бы, конечно, за многое! И за что-то даже вполне заслуженно, но в целом ему было бы приятно и это посвящение, и выбранная тема, и уж тем более то, как она была раскрыта. Сложно сказать, где фильм лучше смотреть, в кино или дома, с одной стороны, съёмки воздушных боёв, вообще полетов, с другой — много крупных планов, когда лицо героя занимает буквально половину кадра. Наверное, лучше исходить из того, что фильм 2,5 часа. Больше всего удивило, как показаны немцы, немецкие лётчики. Точно те же ракурсы, что и у наших, крупно лицо, глаза, следящие за целью, будь то вражеский самолёт или машина, эвакуирующая детей по Ладоге, минимум эмоций, но в целом — просто выполняющие свою работу л ю д и. .. И гибнут они так же, и кровь у них того же цвета. Почти наверняка именно за это авторам *прилетит* больше всего. Нарочно не пишу ничего про актерские работы: во-первых, их тут даже *со словами* очень много, а выделять одних главных героев было бы несправедливо, во-вторых, даже мелькнувшие в кадре на полсекунды исполнители отработали на все сто, выполняя режиссерскую волю и создавая общую — такую живую — картину. Как у отца. Да, уверен, ему бы понравилось.
Ещё на школьных уроках литературы, учителя любили упоминать А.С. Пушкина, который никогда не позволял себе недоработанный до совершенства стих предъявлять публике. Принципиально. 'Воздух' - сырой. Создается ощущение, что это краткое содержание длинного сериала, уложенное в максимально короткое время. Отснятыми сценами отчитались, типажи актерские утверждены, музыка пока в разработке, технику уже использовали. Потенциал у ленты был бы очень неплох. Питерское небо, аэродром в Углово. Такая погода на Ладоге и есть, но смущает, что машины едут по льду, у самолётов рядышком высокие летние волны. Кто его знает, может так и правильно, но тогда озвучивали бы хоть немного про ледоход, про то, что с 21 апреля запретили по Ладоге ездить на полуторках и разрешили только гужевой транспорт, а у лётчиков появились новые заморочки с тем-то и тем-то. Если быт без прикрас, то производственные разговоры 'в студию'. Нестыковка уже в самих разговорах. Такие все мудрые про НКВД и прочие гадости, а тут прямо беседа за беседой расстрельные, да ещё и все на трезвую голову, да ещё в присутствии посторонних ушей. Как эти люди до 1941 года дожили с таким чувством самосохранения и отсутствующим здравым смыслом? Даже в конце 70-х-80-х годов поколение моих родителей (дети сороковых-пятидесятых годов рождения) предпочитали попусту не болтать. А тут бывалые товарищи... Фильм смотрится как спектакль на натурных съемках, в котором Лядова и Безруков великолепны, Лапшина (Маша), Тарасова, Шагин выше всяких похвал. Талызина старается и что-то у неё получается отлично, но нет в ней ни одной рваной струны, а по сценарию все семь жизненных струн постепенно должны рваться-лопаться. Пружина в ней заложена свёрнутая скрытая. И тут, простите за спойлер, одной фразой 'опрокидывают характер'. 'Я к нему приходила, а он меня насиловал!'. Если пришла, он изнасиловал, а потом преследовал, шантажировал и заставлял чего-то делать это одно, а если она приходила и он насиловал, то чего это она к нему приходила за изнасилованиями? Что за чушь? И потом, реакция на насильника тогда уж молниеносная, а не как в индийско-американском кино. И вот много таких ляпов, глупостей и несостыковок. Может доснимут или переснимут? Может быть в кабинах сцены сделают ближе к боевым? Может вообще просто определятся зачем они так много хороших актёров набрали, а реалистичного персонажа из них ни одного не создали. Кроме Риты и Маши, может быть. В целом, фильм напомнил постановку самодеятельных актёров на конкурсе талантов из пьесы 'Сон в летнюю ночь' Шекспира. Столько задумок, а лошадь сыграла лучше всех.
Немного о зря потраченных 2,5 часов своей жизни на клюкву. Хотелось уйти из кинотеатра минут через 30, но решил, что как-то неудобно, ведь фильм про Великую Отечественную войну. Нужен закон, запрещающий этому режиссеру снимать фильмы о войне еще лет 50. Нужен закон, запрещающий нашим режиссерам снимать фильмы больше 100 минут. Нужен закон, запрещающий снимать фильмы о войне без привлечения консультантов Министерства Обороны. Огромнейшее количество ляпов, начиная от самолетов, которые якобы перехватчики для защиты неба над Ленинградом, которые стоят, упершись в море (!) носами, при этом ведь они минутной готовности к бою. При этом они не замаскированы, в 50 метрах сзади — высокий обрыв метров 20, слева — скала с пунктом управления полетами открытого типа (?), справа — скалистый берег. То есть, шесть самолетов белых стоят на песке, упершиеся в море, а вокруг скалы и длина этого пятачка 100 метров. Пол фильма проходит в этой локации. Как взлетают оттуда самолеты — я не знаю. Никто не знает. Наверное, они ведь ЯК с вертикальным взлетом. Большая часть фильма проходит в нудных монологах какие страшные жертвы РККА, ведь должны наступать, а отступаем, и о том, что насколько хороша у немцев техника. «Нам ее нагонять годы» (С). С исторической правдой огромные проблемы. Снова плач по врагам Родины. Снова злое НКВД, которое что только и делало, что расстреливало невиновных людей. Постоянные отсылки о том, что люди устали, не спят практически. Но при этом хватает времени собираться в полном составе и вести разговоры про житейское. Диалоги очень слабые. Патриотическая тема надуманная и как бы чужеродная идеям режиссера. Опять все летчики у нас музыканты, как только они собираются вместе, то разбирают кто флейту, кто гитару, кто скрипку и играют. Играют больше, чем летают. Кто-то даже танцует балетные па. Они еще и танцоры. И да, ночью все спят, война идет исключительно с 9 до 18. Потом танцы, музыка, любовь. Так войну видит режиссер. Вторая локация — полевой аэродром, где стоят уже зеленые самолеты в чистом поле. Стоят крылом к крылу. Идеальные мишени. При этом все сетуют на огромные потери. Наверное, от бездарного руководства чего-то там наверху. Некому сверху сказать, мол, товарищи летчики, спрячьте самолеты в капониры, разнесите их по летному полю. Но нет приказа от НКВД, поэтому все в кучу и сверху тюль. Маскировка — прозрачные сеточки как футбольные ворота на стадионе 60-х годов, размером 10х10 см, и все… В этой локации все исключительно истерят и насилуют друг друга. Куча слюней и разговоров, как в сериале Склифосовский. Даже Шагин не вытягивает эту занудину. Все страшно затянуто. Во всем прошлом девушек есть какое-то черное пятно беспросветной тьмы жизни в СССР. Драматургия никакая, сыграно плохо, непонятно, что хотел сказать режиссер, уровень — драмкружок 8 класс средней школы. Третья локация — овраг возле какого-то разрушенного строения в Сталинграде, где демонстрируется совершенная немецкая техника и какой-то танк середины 30-х годов советский, при том, что в Сталинграде собирали Т-34. Ожесточенный бой. Много необъяснимых сцен по своей логике и присутствию в кадре. Самая фишка этой локации — все максимально в холодной жидкой грязи. Все в ней по уши. Вот так показаны жестокие будни войны. Снова с 9 до 18. Вечером в темноте после боя опять танцы. Все сидят вокруг костра. Разговаривают ни о чем. При этом, внимание! Женщины с грязными лицами, вокруг много воды — лужи, реки, греется чай, тепло, но они сидят с грязными лицами ведут разговоры о житейском. Очень слабая режиссура. Что нам хотел сказать Герман — неизвестно. Вроде бы как собрались какие-то люди, с ними девушки, чего вдруг, все ненавидят государство, но от чего-то любят Родину. Главный военачальник — полковник, больше и нет никого. Ни в ресторане, ни на КПП, ни в штабе — ни одного портрета Сталина. Даже Флага нет! Нет флага СССР! Ни одного раза! Все коллективно страдают от гнета власти. Персонажи сплошь кто-то из бывших белых, кто-то из купцов, кто-то барином был. Сплошная белая кость, которая и вынесла все муки войны, как нам говорят с экрана, буквально вопреки существовавшему строю. Просто из любви к Родине. В последней локации через 2,5 года войны (!) возвращаемся в первую локацию января 1942 года в ту же эскадрилью на тот же странный аэродром на стометровой полоске пляжа. Но все говорят уже, что самолеты у нас хорошие. Летчики уже хорошие. Потерь нет. Причем, все стоят от техника до комэска в одну шеренгу возле самолета и каждый говорит какие-то заумные фразы. Это все длится неестественно и долго. Я даже вот не знаю, как все это комментировать. Не стоит тратить и минуты вашего времени на это 'произведение искусства'. Фильм после проката сразу на полку. Для телеверсии надо вырезать час времени и всю антисоветчину. Как раз останется хоть какое-то кино про войну минут на 90 с рекламой минут на 30. Безруков прекрасен. Отлично сыграла свою роль девочка, которая играла москвичку Машу - Кристина Лапшина, вот реально хоть что-то смогла вытащить из этих совершенно бредовых диалогов и хоть как-то сыграть своего персонажа. Но материал просто загублен. Талызиной внучку поставить в угол и отправить на производство хоть чего.
Было чего опасаться: Сергей Безруков в фильме Алексея Германа – младшего. И не в том дело, что кто-то хорош, а кто-то плох. Два разных художественных мира. Полутона, оттенки, шепот, ансамбль – с одной стороны. Яркость, размашистость, бенефисность – с другой. Не скажу, что я Безрукова в «Воздухе» не узнал. Узнал. Но все же, это – другой Безруков. Который, оказывается, умеет уйти на второй план, который может пригасить весь свой актерский пламень. Не всегда. Но часто. В этом – ключ Германа – младшего, который он унаследовал от отца. Анастасия Талызина, Аглая Тарасова – актрисы яркие, эмоциональные, запоминающиеся. И все же, во всех этих «Холопах», хоть какие крестьянские одежды на них не надень, всегда с экрана доносился флер дорогого парфюма и красных фестивальных дорожек. Герман – младший его убрал совсем. Лица девочек военной поры. И ничем «звезды» не выделяются из массовки, которая подобрана столь же любовно. Ни разу в кадре не промелькнет лицо, за которым чувствуется московский ритм 21-го века. Все, как на подбор – из тех снимков военных лет, который есть в альбоме каждой семьи. Елена Лядова и Кристина Лапшина: одна – признанная и обласканная славой актриса, другая – кинодебютантка. В фильме – военные летчицы. Одна – опытная «валькирия», другая – выпускница ускоренного курса пилотов. Но в этом фильме нет деления на «звезд» и фон: все в одном ансамбле, в одной эскадрилье, в одном строю. Герман-старший, в силу года своего рождения, хотя бы краем детского сознания помнил годы, которые он воссоздавал на экране – конец 30 - х, 40 - е, 53 - й. И он погружал своего зрителя с головой в быт и дух того времени: с его газетами, тарелками, флаконами духов, обрывками голосов прохожих и звона трамваев. Герман – младший унаследовал от отца этот перфекционизм в подборе фактуры, но при этом оптика взгляда через призму времени у него иная. Никакой какофонии сторонних звуков, все мизансцены выстроены без участия « случайных» деталей: каждое лицо, каждый предмет – в копилку. Если Герман – старший, водил наших современников по коридорам и лабиринтам прошлого, младший не дает забыть: это – лишь реконструкция. Любовно и тщательно созданная, но реконструкция. Особенно заметно это в эпизодах в блокадном Ленинграде. Статичные мизансцены. Реплики героев – это именно тексты. Литературные, выверенные тексты. В этом – огромный такт режиссера. Нельзя сейчас играть в концлагерь. Играть в блокаду – кощунство. Можно только прочувствовать через детали. И актриса театра музкомедии, который работал в блокадном городе, исполняя арию Сильвы, с трудом набирает дыхание для очередной музыкальной фразы. Не сорвется, все исполнит, все дотянет. Сил на бурлеск нет. Силы только на то, чтобы набрать очередную порцию воздуха. Воздух. Вот где режиссер напомнит, кто его отец. Вот где будет полное погружение в атмосферу боя. С круговертью низа и верха, с сотрясением кабины от попаданий пуль, снарядов и обычной турбулентности, от физической боли от порезов стеклами разбитых очков, от едкости дыма, который заполняет кабину, от неожиданности появление далеко на горизонте, в хвосте вражеского «Мессершмидта», от девчоночьих заклинаний «Самолетик, миленький, лети!» Это – фильм о девочках. О тех, кто вырос на образах Расковой и Гризодубовой. А на фронте столкнулся с тем, что пламенный мотор советских «птиц» греется и плюется маслом, что техническое преимущество у врага, что у них больше всего: самолетов, пилотов, моторов, что они побеждают. «Воздух» о войне, где были не только победы. О той войне, которая началась с отступлений, потерь, котлов, блокады и поражений. О том пути, который прошла страна от катастрофы к Победе. И о том, что эту Победу обеспечил не только технический и промышленный прогресс в области военной техники, а взросление девочек, с отличием закончивших курсы пилотов и идеально имитирующих воздушный бой на земле, но не преодолевших ужас от нажатия гашетки в момент, когда в прицеле самолет. Ведь в нем – живой человек. Враг, но человек. От быта и реалий к надмирному. Что важнее – человек или родина? Такая дилемма стоит перед совсем молодыми девчонками весной 42-го. Для Жени – этот вопрос особенно болезненный. Она отказалась от родительской фамилии «врагов народа», балетная, утонченная девочка попала в детский дом. Для нее Родина – мачеха, сломавшая ее детство. И ее надо защищать в ситуации, когда Родина ее саму защитить не очень может. И только, пройдя круг потерь, смертей, испытаний, Женя из наивной барышни, которая не может стрелять по живому, станет грозой немецких асов. И не только потому, что преодолела табу, наложенное природой на женщин: давать жизнь, а не отбирать. Пришло понимание: дилемма Человек или Родина – ложная сама по себе. Разделительный союз « или » поставили манипуляторы. Там должен быть соединительный «и». Ее Родина – это подруги, которые крутят девичью любовь и сражаются за нее в небе, это ее первое настоящее девичье чувство, это – младенец, которого она по просьбе матери вывозит в кабине штурмовика из партизанского отряда, это те десятки безымянных красноармейцев, которые случайно оказываются рядом с ней в окопах Сталинграда. Это те новые выпускницы летных школ, которые пришли на смену погибшим. Маша, Люда, Лариса, Лена. Они появятся ненадолго: жизнь пилота на фронте коротка. Но это они – Родина. Жизнь не земле снята в любимой режиссером гамме: серый, оливковый, цвет пожухлой листвы, молочно–белый. Яркие краски ворвутся на секунды, когда самолет взмоет над облаками. Пронзительный, яркий, чистый цвет воздуха Родины.
«Воздух» снял Александр Герман-младший, и этот факт, который счастливо ускользнул от моего внимания перед началом просмотра, по итогам знакомства с лентой дал множество пищи для размышлений и воспоминаний. С детства помню и «Проверку на дорогах», и «Торпедоносцев» (там, правда, Герман-дед, да и то в качестве автора легшего в основу произведения - но позволю себе такую вольность), которые мне, десятилетнему, казались томительно долгими и однообразными, как затяжной пасмурный день, а собственно той заветной пацанской войны с выстрелами, взрывами и победами наших в них было всего ничего. Почти все время обычные, как за окном (только одетые иначе), люди ходили, молчали, разговаривали, ссорились, смеялись. Лишь много-много позже пришло осознание, что они-то, эти томительные бесконечные будни под давящей сенью огромной беды, и есть самая настоящая война. Еще острее эта правда ощущается сейчас. Хотя, конечно, доведись мне увидеть «Воздух» тогда, он, наверное, надолго отбил бы у меня любое желание смотреть фильмы про войну, да и кошмары снились бы потом еще не один месяц. В нескольких сценах, одна из которых открывает фильм, ужас катящегося по беззащитным людям кровавого бессмысленного молоха показан с потрясающей натуралистичностью и – что гораздо важнее – не менее потрясающей отстраненностью. Если бы не цвет, не качество изображения, это вполне могла бы быть немая и страшная хроника, от которой становится страшнее и больнее, чем от самого изощренного фильма ужасов. Собственно, тут и начинается свойственное отцу Германа умение заставить мир на экране жить так, будто он не ограничен рамками кадра, а камера просто выхватывает моменты большой и сложной, независимо от нее творящейся истории. И поразительно, что фильму удается держать это звенящую ноту достоверности не только на масштабных сценах гибели или выживания далеких от основного сюжета людей – даже те, кого на экране будет много (сказал бы «главные герои» - но это противоречит ощущению от фильма, где, если уж на то пошло, главный герой – это жизнь в целом), не переходят этой полосы отстраненного отчуждения. Пресловутая «пятая стена», отделяющая нас от происходящего, в «Воздухе» толще и в то же время прозрачнее, чем в подавляющем большинстве известных мне фильмов. Притом при всей этой ощутимой отстраненности камера оператора «Воздуха» энергична и изобретательна. Много, очень много крупных планов лиц, кадров под неожиданным углом – вообще неожиданных кадров, дающих буквально наощупь ощутить реальность происходящего по ту сторону экрана (пишу, а в памяти поскрипывает о тугие ремни портупеи вытертая кожа реглана комполка). Комполка же тут – Безруков и… в это трудно поверить – мне самому себе трудно поверить! – но скажу со всей ответственностью: я почти сразу перестал видеть – «развидел», как сейчас говорят – в полковнике Алексее Астафьеве безбожно примелькавшегося везде, где можно, Сергея Витальевича. Вообще в «Воздухе» с теми же, что у Германа-старшего, жадностью и проницательностью собрано очень много красивых в своей естественности, в своем разнообразии подлинно родных лиц, которые не играют – просто живут в кадре, зачастую одновременно. Некоторые из них скажут едва ли несколько слов, но так остро своей естественностью фокусируют на себе твой взгляд, что ты невольно чувствуешь закадровую жизнь, историю этого персонажа (как, навскидку, изможденной хранительницы Эрмитажа, «для себя» копирующей эвакуированные творения западных гениев, и ловящего для нее птиц солдатика). Вообще, конечно, тема жизни низовой – смерти, грязи, пошлости - и жизни духа здесь очень сильна и выверена. Грязные, в проталинах, взлетки посреди бесприютных белесых полей и бескрайнее небо – воздух! – поднимающее к себе самолеты аккордами бессмертной классики. Фронтовые агитбригады и на грани обморока исполняющая арию из оперетки певица «Москонцерта» в Ленинграде. Вкрапления простых и естественных слов «о большом» в приземленной речи героев. В память врезалось: «Я недавно подумала, что народ наш – это боль этого мира. Этим мир и спасаем. Берем на себя его ужасы, ошибки, страдания. В этом есть что-то страшное и возвышенное, да?» Если веришь персонажу – а ему веришь! – то от этих и им подобных слов не отмахнешься, как от неловкой декларации режиссера. Лягут в душу приобретением. Энергия замысла, посыла творческого создателей «Воздуха» преобразовывает актеров, кадры, музыку, диалоги, сюжет в нечто единое – сплавляет их в цельную бередящую душу историю того самого бессрочного противоестественного конвейера смерти, войны как жизни под сенью страшной беды в посильной борьбе с ней, с ее смертельным течением – всех вместе и каждого по отдельности. Борьбы, и – победы. Это самое главное. Здесь есть настоящая смерть – но есть и над ней победа. «Девчонки новые летают. Самолеты новые, хорошие. Рации новые, хорошие. Масло не брызгает. Хочешь сегодня полетать?»
Желание посмотреть фильм привлек... нет, не трейлер – по нему, наоборот, стало понятно, что кино средненькое. Желание привлек постер. Выражение глаз главной героини потрясающе точно передаёт суть фильма – жизнь молодых девушек-летчиц на фронте. В этом взгляде отражается всё: и юность, и целеустремленность, и, конечно, страх. Авторы такого цепляющего постера явно постарались на славу. В фильме главная героиня Анастасии Талызиной выглядит еще интереснее. Легкая курносость подчеркивает юношеский задор (читай «необстрелянность»), что глубже раскрывает суть фильма. Понравилась работа Кристины Лапшиной (летчица Маша). Для дебюта выглядит весьма достойно. Курсанты в массовках тоже молодцы, играют естественно. А вот Сергей Безруков в этот раз немного разочаровал. Во-первых, ему совсем не к лицу курительная трубка. Во-вторых, манера говорить кратко, быстро и вполголоса затрудняет восприятие. Может, это были попытки максимально точно воспроизвести прототип, но фильм от этого только проиграл, а не выиграл. Сюжет хороший, не заезженный. Про женщин-летчиц времен ВОВ кинокартин в России немного. Однако поддержу мнение других критиков о том, что фильму не хватает связанности эпизодов. Да и их число можно было сократить, уменьшив общий хронометраж с 2,5 до 2 часов. Что касается впечатлений от сцен бомбежек, скажу кратко: до «Спасти рядового Райана» ещё далеко. Есть претензии к звуку. В паре эпизодов создается ощущение, что актрисы второго плана говорят не своими голосами. Также в некоторых местах наблюдается lips sync error. По степени вовлеченности зрителя я привык оценивать кино так же, как герой Леонардо Ди Каприо в «Авиаторе». Если за время просмотра возникает желание поёрзать в кресле кинотеатра, значит с вовлеченностью дело не очень. «Воздух» заставил меня ёрзать дважды. Резюме: Репортажи с восторженными отзывами зрителей, выходящих из зала, – сильное преувеличение, то есть обычная широкая реклама. Во всяком случае, за всё время просмотра я не услышал в кинозале ни одного шмыганья носом от слез. Тем не менее фильм стоит посмотреть. Хотя бы ради того, чтобы не забывать ужасы войны, никогда её не развязывать, или как можно скорее прекратить. 6 из 10 Однако о просмотре ничуть не жалею.
В последнее время что-то абсолютно не радует западный кинематограф. А вот отечественный - все больше и больше. И вот я иду смотреть фильм Алексея Германа младшего 'Воздух'. Фильмы смотреть люблю, но специально не отслеживаю и не запоминаю, кто какой фильм снимал. Лишь отдельные режиссеры удостаиваются чести быть включенными в белый список - на кого я пойду обязательно, вне зависимости от мнения других, и черный - чьи творения смотреть не буду в принципе, пусть даже они будут иметь заоблачный рейтинг. Так что, чем отличился ранее Алексей Алексеевич, не знал, и фильм пошел смотреть без предубеждения. Первое впечатление - очень сильно чувствуется попытка снимать в стиле отца. Но я напомню, что отец от великих '20 дней без войны' дошел до чудовищного (имхо) 'Трудно быть богом'. И, возможно, кроме добавления цвета, нужно было бы попытаться внести в фильм больше своего. Из положительного - эпоха показана очень правильно - тут тебе никаких приказов, напечатанных шрифтом Times New Roman, да еще разными кеглями. Как любитель военной истории и (худо-бедно) знаток военной техники, могу сказать, что самолеты, танки, оружие максимально возможно соответствуют тому времени - только раз проезжает в кадре какой-то бронетранспортер более поздних времен, но показан размыто - да и бог с ним. И да, наши моторы, рации, и самолеты в целом в 1942 году были хуже немецких. Форма, одежда - очень неплохо. И даже орден Красной Звезды висит на левой стороне груди - на правой он стал носиться позже. А, главное, лица и поведение, состояние в моменты стресса - вот тут 5+. Ну разве только 'поцелуй с языком' - в 1942? Вы серьезно? Для чего это? Драматических и трагических моментов в фильме много, показаны они сильно, героям, да и мимолетным персонажам сопереживаешь - вот что хорошо, то хорошо. Но вот отрицательные моменты перевешивают. Технические мелочи. Охота гитлеровцев на Дорогу жизни показана абсолютно бестолковой - вместо того, чтобы атаковать бомбами и огнем вдоль дороги, немецкие асы заходят в атаку как недоумки. В фильмах советской эпохи такого лютого бреда не было. На нашем аэродроме самолеты выстроены в ряд и накрыты не маскировочной, а рыболовной (!) сетью с парой-тройкой листочков, которая ничего не скрывает - идеальная цель для вражеской атаки. Вражеский аэродром атакуют не бомбардировщики или штурмовики, а истребители. Причем они несколько раз заходят для бомбометания (!). Стрельба в воздушных боях показана весьма сомнительно - извините, но по движущейся цели нужно стрелять с упреждением, а не абы как. В фильме прекрасно показана усталость летчиков во время и после полетов, но абсолютно нет ощущения постоянной работы аэродрома - взлетов, посадок (как это было у Леонида Быкова). Возможно, это было практически невозможно обеспечить технически, но в этом фильме мне не хватало проявленного режиссером таланта, чтобы это скрыть. Уж показал бы, что все время нелетная погода (как в 'Хронике пикирующего бомбардировщика'). Увы, опять не обошлось без пинания 'кровавой гебни'. В фильме 'специально обученный человек' угрожает даже санитарке. Ощущается какая-то рваность и нелогичность происходящего. Со способностью/неспособностью главной героини стрелять по живому - тоже какая-то каша. Либо это изначально фирменный стиль, либо был снят фильм часа на 4, а потом его без души кромсали и монтировали до разумной длительности. И самое печальное - это показанная мотивация героев. Создается ощущение, что их цель - не победить врага любой ценой, а погибнуть, желательно, не героически. Но мы же не японцы, которых это вдохновляет, нам лучше, чтобы у фильма был счастливый конец, или, если в фильме показывается кусочек жизни, - надежда на него. Так что, увы, резюме - чернуха. А чернухи нам и в жизни хватает. Впрочем, если вам нравится все или почти все в творчестве Алексей Германа старшего - смотрите, возможно, вам понравится. PS. Это - моя первая рецензия, пожалуйста, не судите строго.
Некоторые фильмы не смотрят – в них входят. Как в чью-то память. Как в дом, где все ушли, но остался запах. «Воздух» Германа-младшего – именно такой. Сначала я хотел написать, что его надо прочувствовать, но это звучит по-школьному. На самом деле его надо просто пережить. Как непривычный сон, где всё тянется и не отпускает. Это кино не про сражения, героизм или победу. Оно про то, что остаётся внутри, когда снаружи всё уже сгорело. Женщины в форме, девушки с лицами из старых фотографий, белокурая лётчица, которая боится стрелять. Не потому что слабая – потому что ещё живая. И хочет жить. Здесь никто не орёт про Родину, никто не марширует с флагом. Все молчат. Иногда говорят. Но чаще – молчат так, что мурашки. Фильм вообще очень тихий. Он как будто снят в полголоса, чтобы не спугнуть хрупкое. Даже боль здесь не кричит и даже смерть – сначала внутренняя. И от этого становится страшно. Потому что привычной формы нет: нет начала, середины и финала. Есть сцены, обрывки диалогов, какие-то фразы, от которых почему-то хочется плакать. – Можно любить тех, кто умер? – Что важнее: Родина или человек? Это не лозунги. Не пафос. Это люди пытаются объяснить себе, зачем всё это. И не находят ответа. Визуально фильм будто вымыт – выцветшие лица, пыльное небо, выжженная трава. Но среди этой серости вдруг вспыхивает красное: кровь, солнце, огонь. Настоящее. Без фильтров и метафор. Просто – вот оно. Всё остальное – уже почти растворилось. Да, есть технические огрехи. Звук местами заметно студийный, голоса как будто не из тела, а из радиоприёмника. Но это не раздражает. Даже наоборот: возникает ощущение, что ты слышишь не людей, а их воспоминания. Как будто это не сейчас, а тогда давно. Или никогда. «Воздух» – это кино о том, что остаётся после. После приказов, подвигов и выживания. И о том, что не уходит. О чувстве, которое сжимается в груди и не даёт плакать, забыть или простить. Кино не предлагает выводов – только ощущения. Но они липнут, как гарь. И остаются. Вместе с воздухом. 8,5 из 10
Фильм 'Воздух' Германа-младшего как-то быстро ушёл в тень после выхода на экраны 'Мастера и Маргариты', а жаль. Это очень сильный фильм. Нестандартный взгляд на войну, который на самом деле является единственно верным: война - это грязь, кровь, холод, страх и дикая усталость. И привыкание человека к нечеловеческому. Обыденностью жути фильм немного напомнил 'Торпедоносцы' Германа - старшего (где он был сценаристом), но только немного. Война - это зло, хотя в варианте Отечественной зло неизбежное: не мы напали первыми, не мы расстреливали детей и вымораживали голодный Ленинград. Неторопливые кадры, крупные планы лиц живых людей, а не голливудских красавчиков - людей грязных, неимоверно уставших, но продолжающих делать свою работу вопреки. Отлично сыграли все, и даже Безруков внезапно порадовал: умеет ведь, когда надо. И ещё. В этом фильме почти нет солнца., даже над облаками, в которых героиня ищет фашистский самолёт и находит, чтобы уничтожить. И это логично.
За фильм спасибо, хотя не понял слова режиссера о полетах без оркестров с барабанами. Саундтрека в фильме нет от слова совсем. Я не думаю, что создатели Севастополя сильно жалеют, что вставили Кукушку и вообще за свой звук в фильме. Тут же все в полной тишине. Ну и вообще многие сцены сильные, а сняты как-то поспешно, скомкано и наспех. И вроде бы ты смотришь фильм про летчиков. Ан нет — в конце фильма мы видим, что он посвящен всем, кто сражался! Тогда почему 90% про летчиков, и конкретно про летчиц. Идея-то шикарная, но как — раскрыта? До конца? Мое мнение — не совсем, мягко говоря! Я уж молчу про любовную линию, от наличия которой всегда картина выигрывала (тот же Севастополь или Перл-Харбор). И актрисы-то какие. Лядова вообще шикарно играет. Только не здесь. Талызиной только строгий режиссер дал хоть чуток раскрыться. В итоге думаю претендент на лучшую женскую роль. Ну а когда я узнал, что фильм снимался тремя периодами из-за пандемии и т.д., то тут все и встало на свои места. Три куска так и просматриваются в картине. Вообще фильмам про блокаду как-то хронически не везет. А какая тема… В сухом итоге остаются действительно классные съемки воздушных боев. Хотя когда в интервью Бондарчуку, Безруков рассказал, что они на тренажере их снимали, а не на компьютере, я конечно возгордился, но в фильме этого не видно. Шлемофон и очки не передадут выпученные от перегрузок глаза, даже если тебя 15 раз перевернули с ног на голову… Вердикт: конечно фильм честный, снят очень достоверно и зрелищно. Конечно рекомендован к просмотру. Хотя я бы перемонтировал и избавился от этих слепленных кусков материалов, переснял отдельные ключевые сцены и добавил бы таки звуковое сопровождение. Этакая режиссерская версия. Вот это был бы шедевр! Но, впрочем, кто я такой, я всего лишь зритель. Но помечтать то можно…
Уже достаточно давно поняла, что не люблю современные фильмы о Великой Отечественной войне. Не знаю точно, в чём тут дело, но скорее всего в том, что у людей, не только не ощутивших войны, но часто даже не служивших в армии, просто не получается снять такое кино убедительно. Вот и на этот раз не помогла Герману-младшему ни важность поднимаемой темы (да, снимать нужно, ведь молодёжь старые фильмы не смотрит и о ВОВ, к сожалению, знает мало и часто не то), ни использование при съёмках новейших технических достижений (макеты самолётов в натуральную величину на фоне огромного экрана для съёмок воздушных боёв), ни натуралистичность физических и моральных страданий (крови, оторванных ног, криков раненых и фиксации на разного рода насилии и страданиях было как-то уж слишком много и однообразно), ни совершенно фантастическая работа оператора (бледная туманная картинка - прекрасная находка, на мой неискушённый взгляд). Актрисе Талызиной я вообще не поверила - какая-то она в этой роли 'деревянная', уж простите. В общем, весь фильм не покидало ощущение, что это какая-то насмешка: как будто бы режиссёр взял совершенно гениальных 'В бой идут одни старики' (были даже музыкальные инструменты и собачка) и переснял их с современной фем-повесткой, при этом ещё попутно попинав от души мёртвого льва (советский строй) и допустив совсем уж фантастические ляпы (просто так убить аэродромную лошадь, когда они были на вес золота, - серьёзно? подрасстрельное же дело). Возможно, молодое поколение воспримет этот фильм как-то иначе (ходила, кстати, с сыном 14 лет - собственно, ради него и пошла), увидев в нём только лучшее и действительно важное, а остальное не заметив или простив, но я предпочту в очередной раз пересмотреть бессмертное творение Леонида Быкова. А вы продолжайте снимать - может быть, когда-то и у вас получится. Я бы, кстати, на тему блокады с удовольствем посмотрела фильм по трилогии 'Тарантул' Матвеева, да и подрастающему поколению, думаю, понравилось бы.
Бесконечно затянутый, скучный, проходной фильм на один раз. То ли это задумка режиссёра настолько плохая, то ли исполнительнице главной роли, Анастасии Талызиной, стоит ещё поучиться, но этой героине нисколько не веришь, а самое страшное - не сочувствуешь... А эти её постоянно длинные, совсем ненужные монологи, которые мало раскрывают её героиню? И ведь в большинстве фильмов герой становится для нас символом, Героем с большой буквы как раз-таки из рождённого изначально в наших сердцах сочувствия к нему (или к ней). По обыкновению прекрасный Сергей Витальевич Безруков тут, конечно, пытается в одиночку вытянуть этот фильм, но, к сожалению, не особо что получается из данных усилий. В любовь, ну хорошо, во влюблённость героев Безрукова и Талызиной не верю от слова 'совсем', да и предпосылок возникновения этого великого чувства тут вовсе нет. Сцены боёв сняты неплохо, но однотипно и, на удивление, темно (большую часть картинки просто не видно). Предвзятое отношение парней-лётчиков к новоприбывшим девушкам-лётчицам вообще вызывает гнев. Что-то мне подсказывает, что на войне, тем более в условиях первых 2-3 лет, когда наши отступали вглубь страны, несли тяжёлые потери, Ленинград был взят в блокаду, многие города уже горели, опустошённые и разбомблённые, наши солдаты-лётчики, численность которых всегда была невелика, вряд ли бы вели себя так пренебрежительно по отношению к дополнительной силе, не важно, какого она пола. В итоге имеем скучный, заурядный фильм с нераскрытыми, немотивированными персонажами.
Ожидал от фильма большего. Думал, научились уже снимать годное кино. И интервью Германа Якубовичу в подкасте 'Все хотят летать' обнадёживало. Съёмки неба, воздуха, воздушных боёв по-хорошему удивили, интересные технологические и операторские решения, выглядело всё правдоподобно (разве что перегрузки на лицах не отражались, но как это снять-то?) и захватывающе. И эта сторона фильма примиряла с остальным. А от остального регулярно задавался вопросом 'что за ерунду я смотрю?' Про связь сюжета с реальностью, так и быть, не будем, тем более что сюжета как такового нет, набор боевых эпизодов со страданиями и тоской в промежутках. Монтаж тоже иногда выглядит случайной нарезкой. Особенно ярко выглядело завершение длинного эпизода про то, как героиня Талызиной, сбитая, оказалась на линии боевого соприкосновения где-то в Сталинграде — сам эпизод, кстати, весьма сильный — заканчивается успешной атакой на какие-то немецкие позиции, и вдруг она уже развешивает бельё в руине церкви непонятно где и её приходит насиловать однополчанин. Авторы, видимо, хотели погрузить людей в ощущение полной безнадежности всеми своими инструментами. Картинка тусклая, как выцветшие фотографии; в любое время года сепия, грязь, тлен. Диалоги часто больше похожи на перемешанные монологи, как будто герои отвечают не собеседникам, а внутренним мучительным раздумиям, либо же бормочут во сне, всё произносится безэмоционально, либо равноинтервальной скучной скороговоркой без пауз и акцентов, либо скупыми короткими словами. Некоторые слова звучат вообще как будто без связи с происходящим в кадре. Если и запоминаются какие-то всплески эмоций, то либо злоба к однополчанам, либо слёзы о погибших. Как исключение — выглядящая нарочитой на этом фоне радость при известии о сдаче немцев в Сталинграде. Смешанные чувства после сеанса. Мёд и дёготь в равных долях. Хотя могло быть и хуже.
Фильм однозначно имеет светлые стороны - игра дуэта Безруков - Талызина, пара сцен срежиссирована так, что вызывает ком в горле если не слезу. Но в остальном фильм, мягко скажем, странный. Воздушные бои занимают немало времени, что приятно для определенной когорты зрителей - любителей симулятора Ил-2 и экшн фильмов в духе 'Перл Харбор' или 'Мидуэй'. Но к схемам боев претензий много, как и к визуальной составляющей. Есть откровенные ляпы - как, например, сброс бомб в третьем заходе на цель. Вездесущий Як-52 отыгрывающий и за мессеров, и за Яков - причем не везде, что делает только хуже - вон летит Ульрих и в кадрах с небом мы видим нарисованный CGI мессер, а вот Ульрих пролетает над колонной машин - и у него вдруг самолет превратился в Як-52. Задачка на 5 копеек сейчас в отснятом материале заменить Як-52 на мессершмидт, но нет - оставили так, как бы показывая - там, где небо, там у нас CGI, но над головами женщин-стариков у нас смотрите ка настоящий самолет летал, пусть и Як-52. Понятно, что такие 'мелочи' они только для 'заклепочников', но тем не менее. В общем, был как бы замах на экшн а ля 'Мидуей' - но не смогли, 'Девятаев' на две головы выше. Тогда может это просто историческое кино, а воздушных боев просто слишком много впихнули по ошибке? ОК. Но почему тогда поленились и не порылись в архивах, чтобы показать реальных живших и побеждавших девчонок, а не эти вымышленные картонные шаблоны? Фильм мог бы быть намного лучше, но сделан по принципу 'и так сойдет'. Вот это и есть основная претензия к автору фильма. 5 из 10
Козловский пустил братскую слезу гордости, увидев невнятный лепет Безрукова в этом фильме. В «Воздухе» вы не поймете и пяти слов, вываливающихся из его рта. Как опытный актер он стал примером и для других менее опытных актеров фильма, поэтому они тоже время от времени сжимают рот так, что слова из него выходят искромсанными, по звукам. Но об этом пока рано. Для начала стоило бы сказать о фильме в целом. Очень неинтересный, нелепый и невнятный фильм непонятно о ком и непонятно для чего. Военное кино в контексте современности, конечно, необходимо и важно, но явно не в таком виде, в каком его дал Алексей Герман-младший. Не хочу вдаваться в подробности сюжета - я гарантирую вам, что вы забудете обо всем, что происходило на экране 2 часа. История начинается с пустого места, герои никакие, и мы ожидаем, что они получает какое-то развитие, но нет. Ни один из персонажей не преодолевает своей первоначальной картонности, а их мотивы и цели либо по-тупому прямые “ну как, война же”, либо настолько надуманные, что верится с трудом. Сумбурность диалогов можно сравнить только с сумбурностью этой рецензии: слишком много недовольства хочется высказать сразу. Пожалуй, лучше рассказать о зловредности этого кино. Мир ужасный, люди - нелюди, а все мечтания тщетны - вот, что мы понимаем из патриотического фильма о великой войне. Примерно каждые 15 минут кто-то обещает на кого-то написать рапорт, кто-то кого-то за что-то обещает отправить на расстрел. Родина несправедлива и жестока и любить ее совсем не обязательно, а воевать за неё? За что тогда воюют герои? Не за семью - семьи у них уж нет (Родина расстреляла), за себя - нет, себя уже не жалко, а за что? А ни за что! Просто так. Я бы не был удивлен будь это клюквенный антисоветский, антироссийский зарубежный фильм, но снимать такое самостоятельно… Не знаю, как такое могло произойти. Скажу одно “фыпгш шкгршкр ашргакол амим”. 2 из 10 (Накинул за неплохой визуал)
Давненько не ходил в кинотеатр, хотя понимаю разницу в просмотре по тв и в зале. Просто нет интереса смотреть на брутальных героев в исполнении наших известных актеров, рекламирующих всё от трусов до банковских вкладов. Как-то не вяжется их рекламная деятельность с воплощаемыми образами героев драм и детективов с экшенами. Но сегодня поддавшись безудержной всепроникающей во все дырки рекламе решил посмотреть фильм 'Воздух'. Тем более хотелось либо подтвердить, либо опровергнуть свое предубеждение против такого безумного времени, которое тратится на рекламу собственно фильма, а актерами на улучшение своего финансового благополучия. Мне нравится Безруков и на его примере решил определиться. Фильм неоднозначный, в том смысле, что он не российский, вернее не в духе российской кинематографической традиции. Где как мне кажется сначала человек, а уж потом обстоятельства, война ли, приключения, детективная история, экшн и т.д. в фильме необоснованно много именно обстоятельств и мало человека. Очень интересный сюжет и несмотря на некоторые исторические ляпы вполне себе воплощен достойно. Безруков в целом убедителен, но так или иначе возникает ощущение, что вот сейчас что-нибудь про кредиты шарахнет Совкомбанка, напевая. Не обошлось и без истории со зверствами НКВД, куда уж без них. Нет ни одного современного фильма без таких вот историй. Смотрят люди, не жившие в то время, и у них естественно создается ощущение каждодневного присутствия то ли НКВД то ли КГБ в жизни каждого человека в СССР, что совсем неправда. Совершенно на мой взгляд неоправданно много времени отведено на кадры полетов и съемок лиц героев, ну ничего нового о них в таком количестве мелькающих самолетов не узнаешь. В свое время много поиграл в игру ИЛ-2, кстати прекрасная игра, позволяющая много нового узнать о нашей авиации и людях в ней. Так вот очень напоминает. Много крови на экране, что должно было показать ужасы войны, но показало, что излишняя натурализация ничего не добавила к характеристикам героев. А то, что все девчонки курят, ну это зачем. Я сам курил почти 40 лет и не верю в столь поголовное курение женщин. В общем много стрельбы и крови, а людей мало и это даже для меня прослужившего в армии 31 год. Вывод мой таков – неплохой фильм в западной стилистике. А хочется русского фильма про людей на войне, а не войну с фигурками людей.
Фирменное германовское бубнение вместо диалогов уже давно надоело. Линии главных и не очень героев не проработаны, сотканы из кусочков или огрызков небольших историй, никак не связанных друг с другом, не имеющих никакого общего смысла, описывающего судьбу кого бы то ни было. В начале фильма девочки сбивают 2 немецких самолета. Никаких поздравлений, никакой радости, странно. На счет правдоподобности ничего не скажу, я не военный эксперт, но выглядит так, как будто снято все очень качественно, без компьютерной графики. Самолеты, взрывы и бои не компьютерные, либо сделаны так хорошо, что не отличишь, не дешево. Вспоминается фильм Германа младшего Garpastum, очень качественно, но очень скучно. Во время боя сопереживаешь девочкам. Но странно, что победы и сбития вражеских самолетов никак не акцентируются, не празднуются, девочки не радуются, что в реальности было бы наверняка. Хотя бы за Сталинград порадовались. Убили лошадь, вообще бред. За это можно и по шапке сильно схлопотать – уничтожение нужного на войне ресурса. Зачем эта сцена? Показать переживания героев? Жёсткость или жестокость героя Безрукова? Ужасы войны? Больше похоже на фантазии диванного интеллигента на тему, в кого превращает война человека. Надуманные переживания и трагедии, скрывающие реальные. «я не хочу подыхать за тех, кто доносил» - Режиссер постоянно, понемногу капает: это плохо, это отвратительно. У них хорошо, у них лучше. Тонкая работа по вызыванию отвращения к своей Родине и вырабатыванию зависти к Западу. Естественно, немного затронули тему сексизма (повесточку нельзя забывать): про мужчин – летчиков пишут, а про женщин, якобы, нет. Сцена парня и девушки в разрушенной церкви… Хорошо хоть про гомосексуалистов не вспомнили. Странное ощущение от фильма. Вроде автор что-то старался изобразить, возможно даже честно, но послевкусие неприятной пустоты. Такое ощущение, что режиссер хотел вызвать отвращение к войне, но вызвал отвращение ко всем, кого показал в фильме. Только непонятно, по неумению, непониманию или осознанно?
В свежем кинопроекте Алексея Германа-младшего 'Воздух' раскрывается уникальная страница истории Великой Отечественной войны через призму жизни женщин-пилотов, влившихся в ряды истребительного полка на Ленинградском фронте в 1942 году. Фильм, несомненно, заслуживает внимания широкой аудитории за свою способность глубоко тронуть сердца зрителей, раскрывая величие и трагизм человеческих судеб во времена войны. Герман-младший, уже известный своим внимательным и тщательным подходом к деталям, создает не просто военную драму, а поэтическую эпопею, где каждый кадр, каждый взгляд и слово персонажей наполнены глубоким смыслом и эмоциональной насыщенностью. Особенно впечатляют крупные планы, благодаря которым зритель может буквально 'читать' лица героев, улавливая всю гамму их переживаний - от страха и сомнений до несгибаемой силы воли и героизма. Сюжет фильма, рассказывающий о женщинах, ставших пилотами в самое сердце военных действий, не только выделяет его на фоне других военных драм, но и открывает новые горизонты для понимания истории. В каждой судьбе, в каждом выборе героинь отражается не только личная драма, но и общенациональная трагедия, давая зрителю возможность переосмыслить известные события под неожиданным углом. Актерский состав, во главе с Сергеем Безруковым, подарил зрителям незабываемые образы, полные достоинства и человечности. Их игра делает историю ощутимой, близкой и по-настоящему живой. Герман-младший и его команда доказывают, что даже в самых темных временах истории можно найти свет, надежду и вдохновение. 'Воздух' - это кинематографическое произведение, которое заставляет задуматься, переживать и сопереживать его героям. Это фильм о войне, который не просто рассказывает истории, но и исследует глубины человеческой души, показывая, что даже в самых безнадежных обстоятельствах человек способен на подвиг, любовь и самопожертвование. 'Воздух' наверняка найдет отклик в сердцах многих зрителей, став важной частью культурного наследия и памяти о войне.
Мда… Словно перестроечное кино посмотрел. Любили тогда, в самом конце 80-х, как и в поганых «святых 90-х» снимать такие вот военные драмы. Очень любили. Особенно за счёт госбюджета. Господин Герман тут не изменил ни своей фамилии, ни своему сословию с его негласными традициями. Смотришь этот фильм – и прямо чек-ап щёлкает: - репрессии. Страшные органы незримо довлеют. - ЧСВН (Член семьи врага народа) - насилие. В том числе и проговаривается про сексуальное в т. ч. - огромный портрет тогдашнего руководителя нашей страны - рассказ как круты немцы. Как они всех побили и прочее. Прям «9 роту» вспомнил. Правда, наши кинотворцы, роясь на крови 1941-42 гг. обычно почему-то забывают про года 1943-45. Когда уже немцы порою на плотах бросались в море в тщетной надежде доплыть до румынских берегов. - невинный человек отправляется или в штрафбат, или в ГУЛАГ. - кругом грязища и кровища. На войне это есть – но тут Герман словно смакует. Вспоминается сразу же (и очень нехорошими словами) последний фильм его отца… В общем и целом, это серый фон, грязь, кровь, порою – лица «из самого что ни на есть простонародья»(тм). Действует всё это очень угнетающе. Споры о боге и Родине тут вообще не в тему. В общем и целом, примерно такой вот кинопродукт любили снимать у нас лет так 20 тому назад. А сейчас смотришь на это, как в увеличительное стекло на опарыша. Но даже в этом есть и хорошее. Сцены воздушных боёв очень хороши. И их немало. И главное – прекрасные актёрские работы девчонок. Особенно Анастасии Талызиной и Аглаи Тарасовой. Как и Сергея Безрукова. И вот это трио спасло актёрскую честь фильма. Как и воздушные бои. Ну и хорошие самолёты с новыми мощными моторами нашим всёж ведь дали в конце концов. Резюме. Кино на один раз.