Долгожданный кинопоказ нового вестерна «Семь пьяниц» московского режиссера Сергея Кузнецова прошел в Уфе в кинотеатре 'Родина' в последний день осени. Долгожданный — потому что разговоров в городе о нем было много. Постапокалипсис и вестерн в числе жанров, Черкасский и «Аквариум» — в числе вдохновителей, алкоголь и велосипеды — в числе главных составляющих фильма. Ну, разве не заманчиво? Когда начался кинопоказ, я затаила дыхание. Но ни одно из множества моих опасений не подтвердилось. Я боялась, что фильм будет слишком артхаусным и психоделическим — нет, все сделано по вполне классическим законам кинематографа. Я опасалась, что будет много «жести» — пьяницы все-таки, да еще и ковбои: вдруг там кровь, ругань и разврат… Нет, все сдержано, я бы даже сказала, цивильно, но не прилизано — ровно так, чтобы колорит был выдержан, но не шокировал. Я переживала, что мне не понравится в целом. Зря. Мне понравилось. Мой дилетантский взгляд на кино таков: если создателям фильма удалось влюбить зрителя в героев — половина дела сделана, и сделана успешно. Кузнецову и его команде это удалось. Не могу сказать, что я безусловно влюбилась в пьяниц — для этого они, пожалуй, чересчур странные и поэтому настораживающие. И это хорошо, потому что в этом и есть их харизма. Но они — да, не оставляют равнодушными. Это осознаешь, когда первый из них ловит пулю: ты понимаешь, что шутки кончились, и вдруг начинаешь всерьез переживать за этих сумасшедших ковбоев. Это понимаешь, когда идут титры — а тебе оказалось мало. Когда в каждом образе заложен такой потенциал, такая интрига, что про каждого можно снять отдельный мини-сериал, а потом еще про всех них вместе три-четыре сериальных сезона. А тут уже титры — как же так?! Ведь все только началось!.. Зная суть фильма, понимаешь, что все правильно и только так и можно…. Но как хочется еще историй про этих вечно пьяных бесстрашных авантюристов! Влияние Черкасского чувствуется, как и было заявлено. Ковбойский пафос с вальяжными интонациями «настоящих крутых парней», герои с явной сумасшедшинкой, юмор там и тогда, где его меньше всего ждешь, парадоксальность вместо психологичности — все это сразу настраивает на не-реалистичность истории. Только сначала ты думаешь, что это такая юмористическо-психоделическая фантастика с неожиданным оттенком Дикого Запада. А оказывается — это самая настоящая притча. К чему ты оказываешься напрочь не готов. Ведь кажется, что весь этот неожиданный юмор, вестерновский и постапокалиптический антураж, возведенный в культ алкоголь, приключенческая внезапность готовят тебя к чему угодно — к трагической развязке, комедийному хэппи-энду, к фантастическому открытому финалу… но только не к такому повороту, который выбрал Кузнецов. И это потрясающе. Совместить в один термоядерный коктейль ВСЁ вышеперечисленное и вывести к притчевой мистике — это самое внезапное, что только можно придумать. Это не просто игра со зрителем, это ушат ледяной воды в полуденную жару. Ну, или (говоря на «языке фильма») как будто во фляжке с водой внезапно оказался чистый спирт, а ты уже сделал такой внушительный глоток. И сидишь потом, весь в «гусиной коже» от мурашек и восторга. Смешно было, да? А сейчас смешно?.. И не знаешь, куда бежать: то ли вперед, пытаясь заглянуть за ускользающие титры — а что же там дальше-то? А куда теперь?.. То ли назад — пересматривать все с самого начала, но уже совсем другими, понимающими глазами. Чтобы увидеть и понять еще больше. И вроде мораль старая и простая: будь человеком. Не можешь быть хорошим — ну, хотя бы плохим не будь. Но в такой обертке подана эта мораль, что даже и полсловом не хочется упрекнуть режиссера в морализаторстве. На мораль в фильме отведено от силы полторы минуты — и от этой мимолетной ненавязчивости эффект еще сильнее. А семейный мотив делает воздействие просто сокрушительным. Я плакала. Когда даже самое непоколебимое и святое — семью — поглощает циничное, беспросветное безумие — это страшно до озноба. И саундтрек здесь сыграл не последнюю роль. Скажете, как не похвалить своих-то? Ведь в записи саундтрека приняла участие рок-группа «25 кадр» — один из моих любимейших уфимских коллективов. Но тут и свои, и «не свои» — все постарались. Музыка по-настоящему атмосферная и очень созвучная антуражу и настроениям фильма. А инструментал в последние, ключевые пять минут фильма — это особая находка. Львиная доля пронзительности от финала — заслуга саундтрека. Публика была очень чуткой. Ко всему была внимательной и все принимала тепло:смеялись, где было смешно, настороженно затихали в самых остросюжетных или грустных местах. А когда пошли титры, зал зааплодировал. Я в кино хожу редко, но аплодисментов в кинозале не слышала очень давно. Постойте, а вообще слышала ли я их когда-нибудь в кинозалах Уфы?.. Не помню. Но вот вчерашние овации для «Семи пьяниц» я не забуду точно.
Скажу честно - не люблю современное российское кино. От слова 'совсем'. Так называемый мэйнстрим, активно (и зря) спонсируемый Министерством культуры, объективно поражает убогостью и ущербностью, а так называемый артхаус не вызывает ровным счетом ничего, кроме вопроса 'А зачем я это посмотрел?'. Из этого следует, что и в кинотеатр на российское кино меня толком не затащишь, но... К счастью, и здесь встречаются приятные исключения. Буквально на днях в моем родном городе Уфа прошла презентация фильма 'Семь пьяниц'. Пошел я на премьеру потому, что меня действительно заинтересовал синопсис фильма. И не прогадал, ибо есть о чем рассказать... Но обо всем по порядку. Когда я в первый раз увидел афишу фильма, у меня тут же возникла аналогия с 'Семь самураев' и его знаменитым вестерн-ремейком 'Великолепная семерка'. Канва таких фильмов, можно сказать, универсальна - собирается команда из семи разных личностей (ни больше ни меньше), через некоторое время формируется в единое целое и идет разбираться с вероятным противником - это можно 'внедрить' и в прошлое, и в выдуманное будущее, и на другую планету, и куда угодно... Главное - правильно расставить акценты и прописать интересный сюжет, да и о персонажах не забыть. 'Семь пьяниц' отличается от себе подобных уже с первых минут просмотра - изначально фильм можно охарактеризовать как 'постапокалиптический вестерн': необычный сплав для общемирового кино, что уж говорить про российское... И необычно основное средство передвижения сего фильма. Лошади вымерли (так по сюжету), футуристических махин в стиле 'Безумный Макс' нет, ибо топливо - привилегия избранных, так что передвигаются наши герои на... Велосипедах! Вестерн с неприхотливыми 'железными конями' - как до такого раньше не додумались? И это - лишь одна из фишек фильма... В общем, сюжет идет по знакомым лекалам - собирается группа абсолютно разных персонажей с разными целями, но все решили объединиться ради того, чтобы найти мифическое место под названием 'Бар'. Между персонажами возникает множество разногласий, которые в принципе могли бы быть преодолены, вот только кого-то убивают, а кто-то сам сходит с ума. Сюрреализм на экране набирает обороты, в живых остается младший персонаж по кличке Блондинчик, и... И развязку можно толковать по-разному. Весь этот вестерн средь постапокалиптики - не иначе как чистилище, а все персонажи, с кем Блондинчик проделал долгий и сложный путь - мертвецы, которые в прошлой жизни были разного рода преступниками. Фильм оказался притчей с простым, но в то же время непостижимым многими смыслом - надо оставаться просто Человеком. Если ты - Человек, значит - ты жив и найдешь свою дорогу, которая приведет тебя не к мнимой цели, а к куда более серьезной. Главное - не сворачивай с пути и не изменяй себе... И вспоминается крылатая фраза: 'Хороший человек - это профессия'. С каждым годом убеждаюсь, что это - действительно так. В фильме прекрасно все - здесь и индейские мотивы (жалко, что индианка или, как ее называют, аборигенка была в кадре небольшое количество времени, но роль ее оказалась куда важнее), и шутки, обыгрывающие рекламу, защиту природы, тарантиновские диалоги, вестерновские штампы, и персонажи, каждый из которых импонирует зрителю по-своему... Но особенно завораживают натурные съемки, проходившие в Казахстане - голые степи прекрасны настолько, что даже не сразу понимаешь, что это находится относительно недалеко от нас: кажется, что это - типичный 'Дикий, дикий Вест'. Меня лично восхитил Мертвый город - не знаю, есть ли это место на самом деле или все дело в достоверных декорациях, но выглядит до жути убедительно. А из эпизодов особенно понравилось совместное обучение Крота езде на велосипеде - было в этом мертвом окружении что-то привычное нам живое... Ну и, безусловно, музыка. Одним из авторов саундтрека стала группа '25 кадр' (уфимская, надо сказать), чьи песни прекрасно вписались в общую атмосферу. Когда Грязный Димас дает Кроту бутылку с таном, очень в тему звучит 'Тан', от чего в зале многие хохотнули... И ведь какую рекламу в мире сделали этому напитку! Песня 'Идиот' зазвучала удивительно по-вестерновски, а в заключительных титрах прозвучало 'Абсолютное зло'. Безусловно, не одним '25 кадром' значится саундтрек - обратите внимание на песню 'Кайф', сопровождающую открывающие титры... Константин Ступин, ныне покойный (к большому сожалению), был бы доволен. Вердикт - в России не просто могут снимать хорошее, необычное, интересное и держащее в напряжении до последней минуты кино, его снимают! Причем не крупные студии, а энтузиасты и настоящие поклонники своего дела, собирающие деньги посредством 'краудфандинга' (проще говоря, с миру по нитке) и снимающие без помощи всяких министерств и ведомств... И результаты есть - 'Семь пьяниц' посмотрели не где-нибудь, а в Каннах, а это - уже показатель серьезных успехов! Хотелось бы, чтобы такие картины у нас снимали чаще. Может, Министерство культуры в один прекрасный момент одумается и не будет помогать финансами очередной тупейшей комедии или неким не окупающимся, но 'исключительно гениальным' картинам-'притчам'... И про российское кино наконец скажут что-нибудь объективно положительное. 10 из 10
Начнём с небольшой предысторией: билет я выиграл, поэтому просмотр для меня получился бесплатным. Шёл с уверенностью, что фильм (трейлеры смотреть не люблю, ибо часто портит впечатление) сделан профессиональными энтузиастами, людьми идейными и знающими правила и работу кинематографии. В итоге нагромоздив на себя все стилистические приёмы из вестернов (причём настолько неграмотно, что ощущения неловкости не покидало меня во время всего хронометража) картина погружает нас в прекрасные просторы Казахстана, - центрального протагониста картины - однако не погружает нас в персонажей. Они колоритные, со стильными бородами, пафосными речами, по всем УСТАРЕВШИМ законам жанра. Но Господи, где характеры, глубина, хотя бы личная заинтересованность? Про сюжет я могу сказать то же самое - он бесхребетный, не сконструированный, претенциозный, с ужасной концовкой. И стоило ради этого прикрываться словом 'притча'? Особенно с шутками на уровне 'героев зовут Грязный Димас и Малыш Виталик', мдя. В итоге я словно посмотрел школьный фанфик на тему вестерна в России. Единственное, что хорошо сделано в этом 'кине' - музыка. За то плюс. А так... Грустно. Перспектива убита пустыми амбициями. 3 из 10
Этот фильм замечательный! он многоплановый, он многогранный и очень смысловой. Его сложно охарактеризовать одним киножанром, это и вестерн, и притча, и серьезное социальное размышление, над острой проблемой и социального и само-разрушения. Сначала ты просто с интересом следишь за приключениями главных героев - но незаметно даже для себя, за хорошим юмором, за красивыми пейзажами - ты видишь не просто приключения - ты видишь отдельно взятую личностную трагедию каждого героя. Этот фильм - не просто увлекательное и красивое кино - он заставляет задуматься. Задуматься над действиями и их последствиями, не только героев фильма - но и своими собственными. Это кино раскрывает темы добра и зла, взаимопомощи и выбора. И искупления ошибок и попыток что-то исправить - этот аспект я бы отнесла даже к религиозно-философскому контенту фильма. В конце фильма все детали поведения, решений и выбора, то есть самих судеб героев - складываются в очень стройную, логичную и бесконечно печальную картину разрушения, добровольного саморазрушения каждого из них, и попытки исправить все, пока еще есть шанс, ведь жизнь - она не только в теле на земле, она имеет продолжение и после физического исчезновения из телесной оболочки. Поэтому, несмотря на всю красоту пейзажей, обаятельных и таких разных героев, прекрасную музыку и казалось бы жанр — вестерна-приключения — смотрите его внимательно, так как фильм еще и очень символичный. В нем продумано все, начиная от даже костюмов главных героев. Фильм смотрится на одном дыхании, и от души радуешься и хорошему юмору — и вместе с тем на протяжении всего фильма сюжет и герои держат за душу, и трогают до слез. Ни один из героев не оставит вас равнодушным - вы будете переживать за каждого из них как за друга - может быть еще и потому, что в каждом из нас есть что-то от этих героев. Они очень настоящие, живые. Отдельно отмечу замечательный саундтрэк и очень красивые натурные съемки. Спасибо! Спасибо режиссерам, спасибо актерам, чья прекрасная игра так берет за душу, фильм — просто СУПЕР!
Несколько лет назад я наткнулся на короткометражный фильм 'Самая красивая девушка в городе' от отечественной студии CarpeDiemFilm, снятый по рассказу Чарльза Буковски. Уже тогда я понял, что ребята могут в кино, стиль и атмосферу, а чуть погодя узнал, что эти же ребята снимают пельмени-вестерн (ага, как спагетти, только пельмени, вы поняли). Промо были крутейшие, а т. к. вестерны я всей душой люблю, и ребятам верил, решил, что обязательно дождусь и заценю это чудо. Что ж, заценил и не разочаровался. 'Семь пьяниц' - это постапокалиптический вестерн с простецким, на первый взгляд, сюжетом, непростыми героями и мегаохерительно снятыми пейзажами. Когда герои в пыльных прикидах, ковбойских шляпах, с револьверами на бедрах начинают болтать по-русски что-то внутри еще сопротивляется, но минута за минутой сдается на власть тягучей эстетичной и причудливой атмосфере дико-западной пустоши. Так и должно быть, думаешь ты по ходу истории, эти пилигримы не американцы, не итальянцы, но они сейчас там где нужно и, черт, надеюсь они друг друга не перестреляют. В конце концов история оказывается притчей, несколько прямолинейно расставляющей все точки, но впечатление это ни грамма не портит. Если доведется посмотреть (я, например, заценил на онлайн-показе в соответствующем паблосе), знайте - скорее всего фильм не станет для вас откровением. Но черт возьми, он забавный, красивый, атмосферный, правдиво крутой, и с бомбическим саундом. Это стоит увидеть, услышать и прочувствовать.