«Десять дней с Сантой» – это небанальный сюжет, свежие шутки и рождественская атмосфера. Итальянское кино всегда атмосферно, а итальянское новогоднее – тем более. Перед нами обычная семья, в которой трое детей, и каждый живет в своем мире. Одна переживает за природу, за что получила прозвище «Грета Тунберг», другая, четырех лет от роду, распевает гимн фашистов и зовется в семье маленьким Муссолини, а третий и вовсе увлекся национализмом и из-за его шуточек отцу семейства едва не прилетает от темпераментного албанца. Родителям нет друг до друга дела, и все летит под откос, но ситуацию спасает… Санта. Весь фильм ты пытаешься понять, кто же он – настоящий волшебник или старый маразматик, переодевшийся в костюм главного новогоднего кудесника. И эти весы колеблются весь час с небольшим, пока не замелькают титры. Взрослым, конечно, не верится, куда им. Но, в конце концов, мы понимаем, что зря. Он неспроста явился этой семье, путешествующей в кемпере. Все, что он говорит – не выдумка, все, о чем мы верили в детстве – существует. А Санте порой попадаются письма с не самыми простыми желаниями, вот и приходится импровизировать. Здесь, повторюсь, отличные шутки – о всех «прелестях» взрослой жизни, о взаимоотношениях между родителями и детьми, мужчиной и женщиной, даже если он – Санта, а она – Снежная Королева. Здесь замечательные виды заснеженных лесов, рек и гор, которые встречаются по пути из Италии в Швецию. Здесь музыка на кассете и пленка, которая путается – привет всем, кто ностальгирует по 90-м, и вечная «Феличита». Отдельного упоминания стоит дом Санты и его эльфы. Это настоящее волшебство. И в последние дни декабря в таком месте очень хочется оказаться. Но если это за гранью реального, то провести время со своими близкими нам всем под силу, и, может быть, заглянуть в «O Rei do Bacalhau» – по крайней мере, спонсоры фильма, наверняка, были бы только «за».
Честно скажу, удивлён, что у этого фильма столь низкий рейтинг. Фильм явно выделяется на фоне высокорейтинговой рождественской жвачки с банальным сюжетом. Очень понравился главный герой, временно вынужденный заниматься домашним хозяйством, пока не сможет найти работу. Он вызывает полный восторг! И семьянин отменный, и кулинар, и прекрасно ладит с детьми, хотя в семье с детьми всё не просто. Его отношение к детям видно по эпизоду, в котором он записывает на смартфон видео детского утренника (или вечерника?). Его ребёнок играет эпизодическую роль, но он сумел обернуть дело так, что его дети значимее и реальнее, чем играющие в главной роли. Во время всего фильма главный герой сыплет шутками, которые действительно заставляют улыбаться. Думаю, что на языке оригинала шутки будут ещё искромётнее. А те, кто связан с европейской культурой, оценят и сатиру на текущее положение вещей. Например, когда сын отказывается ехать в школу в кемпере, он произносит: «не поеду в этом цыгановозе». И действительно, цыганские таборы в Европе передвигаются в кемперах. Лично мне фильм понравился, я не пожалел о потраченном на просмотр времени. 10 из 10
При коллаборации с Amazon Prime Video малоизвестный итальянский режиссёр Алессандро Дженовези снял великолепный семейный новогодний фильм «10 дней с Санта Клаусом», он же и выступил в роли сценариста. Фильм был выпущен в 2020 году, но до нас докатился только 3 января 2022 года. Рецепт хорошего новогоднего фильма всем известен, но «10 дней с Санта Клаусом» имеет совершенно небанальный сюжет и ему никакие рецепты не нужны. В центре внимания обычная многодетная римская семья: безработный папа Карло (Фабио Де Луиджи), работающая в мегакорпорации мама Джулия (Валентина Лодовини), старшая дочь-подросток Камилла (Анджелика Элли) смесь убеждений Греты Тунберг с лицом Вендсдей из семейства Аддамс, восьмилетний Тито (Маттео Кастелуччи) ярый поклонник вождя и итальянских производителей плюс четырёхлетняя малышка Бьянка (Бьянка Усай) без убеждений. В один из дней накануне Рождества в семействе разгорается нешуточный скандал между Карло и Джулией на почве смены социального гендера, и Карло хлопнув дверью, уезжает на Субару и растворяется в ночи. Наутро он приезжает на подержанном кемпере (дом на колёсах) и предлагает совершить безумное Рождественское путешествие из Рима в Стокгольм. В дороге семья постоянно ссорится и все дуются друг на друга, где-то на границе Австрии и Южного Тироля в сильный снегопад и во время очередной перебранки Карло сбивает бородатого толстого мужика, одетого в костюм Санты Клауса (Диего Абатантуоно) и дабы не навлечь на себя грозную полицию любезно соглашается подбросить его до Стокгольмского парома, а далее пусть идёт в Лапландию. По дороге с Клаусом случаются разные метаморфозы, то он бредит оленями, то эльфами (предварительно показав старинную фотку вместе с ними), постоянно забывает что говорил вчера, путает имена и явки. На протяжении всего фильма вы будете гадать, кто этот Санта? Реально гость из сказки или старый бомж, страдающий деменцией и это здорово. При этом наш Санта легко говорит на итальянском и тут же может переключиться и начать говорить на немецком языках. Фильм усыпан веселыми и грустными шутками, но он не сваливается в сортирный мерзкий смех. Надо отдать должное Алессандро Дженовези он хитро и тонко спрятал в фильме и едкую социальную сатиру про понаехавших мигрантов и глобальное потепление и многое другое, но это сделано так искусно и легко, что вы сначала смеетесь до колик в животе, а потом до вас долетает двойной смысл шутки и это просто прекрасно. Фильм получился атмосферным и поднимающим настроение, что в наше кошмарное время может стать целебным эликсиром от депрессии. Отдельно стоит упомянуть что фильм был номинирован на две премии Italian National Syndicate of Film Journalists на Лучшую мужскую и Лучшую женскую роли, в результате получил одну статуэтку за Лучшая женская роль. Да, итальянские фильмы могут удивлять и влюблять в себя. Рекомендую для семейного просмотра. Фильм можно смотреть на платформе Кинопоиск.
Это очень остросоциальная комедия. Режиссёр Дженовези сделал ставку на современные шутки и на дорожные приключения. Итальянского режиссёра покорил американский стиль кино, а именно роуд-муви. Все истории и шутки происходят с героями в дороге. Старшая дочь Камилла (её играет Элли) очень похожа на Гретту Тунберг и является экоактивисткой. Средний сын Тито (его играет Кастелуччи) настоящий маленький Муссолини. Младшая дочка Бьянка — чистый ангел и всё перенимает от старших, как маленькая обезьянка. Такие главные герои. Ещё хочется сказать, что отец детей (его играет Де Луиджи) домохозяин и не работает около двух лет. Мать и жена всех кормит, и ей очень нравится работать. Шутки льются на тему гендорного смещения, на экологические темы, на возрождение в Европе фашистских настроений и на тему рождества. Я в кинозале смеялся над этими шутками, но это очень европейская картина. Что понравилось? Это смешение остросоциальных проблем и темы Рождества. Это рождает свежие шутки. Что не понравилось? Это двухголосый дубляж. Фильм настолько малобюджетный, что дубляж русского голоса наложили просто на итальянский язык (я вернулся снова в 1990-е). Плохой дубляж и смешные шутки про Санту, рождественский дух. Фильм смешной — и это мне очень понравилось. Итальянское кино переживает кризис. Все жанры для мирового проката берутся из голливудских проектов. Режиссёр Дженовези делает фильм про рождественское чудо, про рождественский дух. Конечно дети всё понимают, когда ссорятся родители. Родительская любовь, бытовуха, путешествие всей семьёй — вот и готова остросоциальная комедия. Современный мир (особенно Европа) очень лояльно относится к мужчине-домохозяину. Шутки в фильме очень европейские и очень современные. Мне было смешно. Хотя точно сказать: «Мне фильм понравился или не понравился», - я не могу. Шутки современной Европы так и льются из уст главных героев этой итальянской комедии. Это настоящая европейская комедия про рождественское чудо и про Санту.
Итак, новая итальянская комедия. «10 дней с Сантой» (в оригинале – «10 giorni con Babbo Natale»). Что хочу сказать сразу. Итальянцы молодцы! Они всё ещё умеют снимать хорошие комедии! Комедии добрые, смешные, с ноткой лёгкой грустинки. Данный фильм – это и комедия, и мелодрама, и чуточку драма социальная (что тоже есть давняя традиция итальянского синематографа). Перед нами разворачивается бытие типичной итальянской семьи условного «среднего класса». Но муж уже давно как потерял работу. И вынужден заниматься домашними делами. А у его супруги карьера, что называется, прёт в гору. А ещё у них трое замечательных детей. И соответственно тоже полно проблем, связанных с возрастом каждого из бамбино. Девочка-подросток, этакая ярая активистка и борцунья за экологию, сынок- тоже подросток, из-за своих комплексов попавший под очарование идей дуче, и младшая дочка- этакий цветочек. И социальные и экономические проблемы современной Италии будут мельком показаны и в т. ч. и через призму этой семьи. Но всё-таки это комедия. И мелодрама (главные герои в блестящем исполнении Фабио ДеЛуиджы и Валентины Лодовини будут проверять свои чувства друг к другу). И рассказ про оный «кризис среднего возраста». И немного роад-муви. И почти что новогоднюю сказку. Это очень доброе и тёплое кино. Кино о важности и ценности семьи (да, молодцы итальянцы!). Кино про объединяющие нас традиции и праздники. Наконец, это кино о доброте. Доброте как универсальной категории. И так ли важно, кого встретит ночью на заснеженной трассе путешествующая семья итальянцев? Фильм Алессандро Дженовезе здесь в чём-то напоминает золотую классику Голливуда – «Эту замечательную жизнь» Фрэнка Капры. Хорошее и доброе кино. Очень итальянское. И с итальянской же популярной музыкой (о ретро, о ностальжи!). А ещё очень какое-то… чистое. Без привычного уже, о увы, сортирного юмора западных и даже наших комедий. Доброе и лёгкое получилось кино. Как вино. ))