Хоть с начала 2021 года вышло не так уж и много новых сериалов, но «Змей» каким-то образом все равно умудрился затеряться среди них. А ведь очевидно, что BBC возлагала на проект большие надежды, о чем свидетельствует премьера пилотного эпизода в первый день нового года — раньше такой чести удостаивались моффатовские «Шерлок» и «Дракула». Возможно, ситуация изменится после премьеры этого мини-сериала на Netflix, и именно там «Змей» получит все то внимание, которого, безусловно, заслуживает. В восьми часовых сериях реконструируются преступления Чарльза Сображда — не самого известного, но очень интересного для исследования серийного убийцы. Оставленный им в 70-ых след в странах восточной Азии не забыт до сих пор (важно понимать, что сам Собрадж делает все возможное, чтобы его не забыли). «Бикини-киллер», «змей», «убийца хиппи» — под этими прозвищами скрывается человек, который бесстрастно и изворотливо совершил десятки преступлений, но умудрялся оставаться «победителем» даже сидя за решеткой. «Змей» старательно воспроизводит эпоху. У сериала есть бюджет, так что заграничные съемки и мелкие детали умело погружают зрителей в то время, когда хиппи-молодежь беспечно болталась по всему миру, брюки заканчивались где-то на уровне подбородка, а переклейка фотографии в чужом паспорте занимала две минуты. Именно на эти годы пришлась основная преступная деятельность Собраджа, который своей галантной притягательностью заманивал, травил, обворовывал и убивал случайных жертв. Сразу стоит отметить, что главный бриллиант сериала, без которого он бы не работал правильным образом, — это Тахар Рахим в главной роли. Безумно талантливый, но вечно недооцененный французский актер совсем недавно блеснул в «Мавританце», а в «Змее» подтвердил свой новый статус международной звезды. Рахим с искусной сдержанностью играет человека, мотивы которого известны только ему одному. Его образ балансирует на грани между чем-то маняще непостижимым и скучным, но при этом даже на секунду не склоняется в сторону второго. Актер делает Собраджа невероятно притягательным, но вместе с тем не дает полюбить его, так что в особо напряженные моменты сериала зритель парадоксальным образом начинает болеть одновременно и за, и против главного героя. Это чудесная роль, так что будет очень странно не видеть Рахима в числе будущих номинантов на «Эмми». Небольшая проблема «Змея» в том, что рядом с Рахимом Билли Хоул в роли его экранного соперника смотрится несколько бледновато и не внушительно. Но тут можно сослаться на то, что Герман Книппенберг и должен быть таким — случайным человеком, который неожиданно для себя оказался втянут во всю эту историю. По крайней мере, зацикленность голландского дипломата на деле Сображда, которое не отпускает его годами, Хоул передал очень хорошо. Стоит упомянуть, что ритм сериала не то чтобы очень быстрый. Даже не смотря на множество временных скачков, который смутили некоторых зрителей, действие развивается крайне неспешно и смакуя те моменты, которые другие криминальные истории обычно опускают. Также интересно, что в этой истории о серийном маньяке самих убийств зрителю практически не показывают — напряжение создается за счет нагнетания и страха в тех моментах, где Чарльз просто разговаривает со своими беспомощными жертвами. А главным минусом «Змея» можно назвать то, что он заканчивается слишком рано. Действие обрывается в 2003 году, когда Собрадж непонятно зачем вернулся в Непал и отправился отбывать там пожизненный срок. В стремление побыстрее завершить историю, в восьмую серию было засунуто слишком много всего, а некоторые очень важные моменты остались нераскрытыми. Но минимальное изучение источников помогает узнать, что за последние 17 лет в жизни этого человека тоже произошло много чего интересного, что вполне можно было бы показать еще в одном-двух эпизодах. Но, с другой стороны, может быть, мой интерес к поиску дополнительной информации о Чарльзе Собрадже можно расценивать как силу этого сериала. Я закончила просмотр с желанием узнать больше, а настоящему Собраджу, который в большей степени шоумен, чем обычный серийный убийца, такое внимание точно польстило бы. 9 из 10
Здорово, что британские продюсеры решили сделать сериал в стилистике «Американской истории преступлений». Да ещё взять столь потрясающую и по-настоящему страшную историю. Блистательное погружение в 70-е годы прошлого века, история серийного убийцы и грабителя и его подельников — цепного пса-индуса, который помогает и готов убивать, женщины, которая постепенно втягивается, становится преступницей и теряет всякие моральные ориентиры. С психологической точки зрения и саспенса сериал просто безупречен. И казалось бы, хочется сказать, — вот вам наводка на очень хорошее кино. Но вкусы взыскательной и маловзыскательной публики настолько разнообразны, а порой и просто скверны, что сложно советовать хоть что-то — человек может просто не понять, что перед ним криминально-драматический шедевр, поставленный по реальным событиям. А ведь это так. Шедевр, без экивоков. В общем, в 2021 году британцы доказали, что могут сделать свою «Американскую историю преступлений». И жаль, что это не длинный многолетний сериал о преступлениях по всему миру. Но мини-сериал «Змей» — классный, страшный и мрачный, один из лучших криминально-детективных триллеров в этом году. Роль Чарльза Собраджа, одного из самых неуловимых преступников XX века, действовавшего в Индии, Таиланде и Непале в середине 1970-х, исполнил Тахар Рахим. И на первый взгляд выбор французского актёра с обаятельнейшей улыбкой алжирского происхождения странноват. Ведь его самая сильная сторона — именно улыбка, обаяние, умение влюблять в себя зрителя. А тут его герой — омерзителен, отталкивающий, как ядовитая змея. Он и травит жертв ядом прежде чем убить и ограбить. Но здесь Тахар Рахим не улыбается. А демонстрирует подлинное мастерство актёра, которому не нужно нравится. А нужно внушать ужас. И у него получается. При этом в реальной жизни наполовину индус, наполовину вьетнамец, свободной общающийся по-французски, Собрадж был больше похож на азиата, а жертвы описывали его как «обаятельного человека, от которого исходил свет». Тахар Рахим решил эту роль по-своему. Никакого обаяния. Даже отрицательного. Холодная, прагматичная змея, пожирающая расслабленных буржуа-туристов. Если британцы решат продолжить, сделав «Змей» первой частью «Мировой истории преступлений», где каждый сезон — новый злодей и история, было бы замечательно. Замечательная работа всей команды. 9 из 10
Случайно наткнулась на это мини-сериал, решила, что начну смотреть и дальше как получится в зависимости от впечатления. Но сериал увлёк настолько, что был просмотрен на одном дыхании за сутки. Атмосферный? Да. Убедительная игра актеров? Однозначно, да. Объективно и правдоподобно переданная картина реальных событий, действительности, работы правоохранительных систем стран Азии и даже менталитета? Да. Сериал впечатлил не меньше Американской истории преступлений. Красочно, живо, нет ни одной лишней сцены, прекрасный каст, начиная с главных героев и заканчивая второстепенными. Не назвала бы это триллером и детективом в чистом виде, скорее драма, психологическая с детективной составляющей, поскольку основана на реальной истории жизни вора, мошенника и убийцы. Отличная работа оператора добавляет несомненно плюса в оценку, равно как и прекрасно подобранное музыкальное сопровождение. В этом сериале не захватывает дух в надежде на развязку, но представленные психологические портреты главных героев, включая работника консульства, зацепившегося за самую малость информации и проявившего такую редкую человечность, на фоне совершенно не затянутой истории событий, украшенные безусловно отличной игрой актеров, в совокупности с прекрасно переданным духом времени, музыкой и крупными кадрами, передающими эмоции на все 100, создают в итоге качественный продукт, который в настоящее время нечасто встретишь.
Говорят, мужчина в жизни любит только одну женщину. Все остальные — ее тени. В глубине души мужчины, да и женщины, носят образ идеального избранника, возлюбленной, второй своей половинки. Пусть бессознательно, но мы до мелочей продумали, какой он/она должна быть… или не быть. Однажды это можно встретить. Когда все совпало, и ты понимаешь, что это именно оно! То есть она или он. Да, в силу разных причин эта половинка физически может отсутствовать в твоей жизни. После столь судьбоносной встречи. Обидно, да. Но будем искать дальше. Пытаясь забыть или продолжая стучаться в те двери, где уже не ждут… Каждый делает свой выбор. Но этот образ, он же внутри. И его можно натягивать на каждого встречного или встречную, как всем известное резиновое изделие. А вдруг подойдет. И все это неосознанно. Говорят, самое сильное что есть в жизни — это любовь матери. Это посвящены сотни песен, стихов, это нечто безусловное, что есть у каждого ребенка с самого рождения, с самого момента зачатия. Или нет… Сила этого чувства способна свернуть горы, и тем более оно способно осушить слезы и согреть сердце. А если нет, то можно навсегда сгинуть в пучине отчаяния и безысходности. Перестать доверять этому миру, падая спиной в бездну.. ведь ничьи руки тебя уже не подхватят. И это тоже неосознанно. Говорят, женщины способны на самую коварную и изощренную месть. Хоть женщины и весьма эмоциональные существа, но они умеют выжидать. Они умеют генерировать внутри себя состояние, похожее на вечную мерзлоту, что бы охладить то блюдо, на котором подадут свою месть. Иногда это самое главное и последнее блюдо в жизни оной. А иначе она не может. Тем более если ее предали и обманули. Тем более если это сделал тот, каждому слову которого она поверила, ведь это он — любовь всей ее жизни. Тот, ради кого она отвернулась от остального мира, плевала на мораль и общество. Тот, кому она подавала патроны. И он тот, который ее использовал. А потом в лицо бросил ей эту фразу. Ведь она лишь очередная тень. Мощный удар по остаткам самолюбия. И это тоже может быть неосознанно. *Любовь к таким мужчинам — это проклятье. Для них любовь — это то, что чувствуют другие. Они наблюдают и учатся изображать влюбленность. Но это всегда притворство* — говорит мать о своем сыне. И это осознанно. Мать говорит это влюбленной в него женщине. И последняя начинает осознавать. А я вдруг осознала, что Азия просто нереально огромная территория, неизведанная мной, но внесенная в планы на будущее. Хватит ли жизни, что бы хоть каплю испробовать. Мне кажется, нет Азия на вкус, говорили мне, заразительно-вкусная. Ешь и не можешь наесться, до тошноты и диареи, до горячки и бреда. Вот эти мысли у меня и крутились при просмотре сериала. И мои мысли здесь собственно, о нем. Ох, хорош до скрипа на зубах.
Так можно было бы назвать этот сериал, будь он исполнен в духе кассетных боевиков 90-х и был бы не про столб ужасного человека, каким был Чарльз Сображ. Уже после просмотра, начав гуглить информацию об этом человеке, я наткнулся на кличку, которую он получил у таблоидов — Бикини-киллер, такое могла придумать только поверхностная «желтая» пресса, которая гонится за броскими названиями. Создатели же сериала попали в точку. Чувства, которые возникают при просмотре эпизодов, с гениальной как я считаю игрой Тахара Рахима, это скользкий, обволакивающий страх, который заполняет тебя полностью и не дает дышать. Наверно так чувствует себя мышь, которую кинули в террариум к удаву. Так выглядят беззаботные хиппи на фоне безжалостного главного героя. Еще одно свойство, которое фольклор приписывал змеям, это гипноз и то, каким даром убеждения, внушения, подчинения владел Сображ только подчеркивает, насколько верно было дано прозвище и как были правы авторы отбросив остальные варианты названия. Попадания в точку не заканчиваются на нейминге, они идут друг за другом. Каст сериала сногсшибательный. Конечно это мои проблемы, что я не узнал ни одного актера, хотя нетфликс учит нас тому, что приглашает в свои значимые проекты, значимых звезд индустрии. Актеры из главной тройки героев (я выделяю именно их) за плечами нет сверхуспешного бэкграунда. Разве что Тахар Рахим выделяется на фоне двух остальных, но все они, и Дженна Коулман, и Билли Хоул выдают потрясающий перфоманс перед камерой. Неприязнь, отвращение, страх все это испытываешь к герою Рахима с первой минуты, когда он появляется на экране. И даже когда он пытается объяснить свои действия неравенством на расовой почве, даже тени сочувствия не может появиться. Мимика, язык тела, тембр голоса и главное его поступки выдают хладнокровнейшего и невероятно тщеславного человека. Сочувствие, которое вы можете испытывать к Мари-Андре, героине Дженны Коулман испаряется к середине повествования, когда под влиянием Собража она теряет себя и становится тем, кем хочет видеть ее Змей. И вот тут очередное попадание авторов, именно Сображ превратил милую франко-канадку в преступницу, покорив ее и лишив воли. Актриса виртуозно передает эти внутренние метания, а оператор фиксирует их через крупные планы. Светлое пятно истории мистер Книпенберг, сцены с ним дают передышки от напряженного повествования сериала, от зла, которое излучает вся команда преступника. Но он не выглядит рыцарем в сияющих доспехах, который вступил в схватку со Змеем, он простой клерк, серый воротничок, с обостренным чувством справедливости. Билли Хоул исполнил это мастерски, ты не веришь, что такой простой, мягкий голландец, сможет совладать с этим монстром, от этого просмотр становится еще интереснее. Актеры второго плана только дополняют картину, никто не тянет одеяло на себя и все они взаимодействуют друг с другом очень органично, атмосфера соблюдена идеально. Атмосфера это очередное попадание, фишка, когда в начале каждого эпизода показывают как бы кадры хроники, с сепией и рамками, а затем этот эффект пропадает каждый раз напоминал мне о том, что эта история более чем реальна. Декорации, антураж все это невероятно качественно передано в сериале и будет узнаваемо каждому, кто хотя бы раз бывал в Азии. Взять хотя бы ночной клуб, куда ходят европейцы, что изменилось за 50 лет? Ничего. И мой последний реверанс авторам. Чарльз Сображ, человек, чье тщеславие сподвигло его на ужаснейшие поступки и который ради славы и упоминаний в прессе попрощался со спокойной жизнью в Европе, где он был, пусть и короткое время телевизионной звездой, что для меня нонсенс. Показан как обычный убийца и манипулятор, а истинные герои это его жертвы и те, кто противостоят ему, хоть и не побеждают его в полной мере. Он как истинный змей изловчился и ускользнул в единственную узкую щелочку.. P.S. Смотреть в оригинале, не только из-за тембра голоса Тахара, но и из-за прекрасных и стремительных переходов с английского на французский, а иногда даже на голландский.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3:14). А Вы любите проекты, основанные на реальных событиях? Я нет. Редко это бывает правдиво и обоснованно. Маркетинговый ход, зачастую более надуманный, чем просто чистая фантазия оригинального сценария. Однако бывают жемчужины, когда это не так важно и результат ошеломляющий. Так было с сериалами «Дес», «Чернобыль» и «Американская история преступлений» (2 сезон). В центре этих историй оказывается не просто истинная/придуманная хронология событий, а люди, которые оказались в определённых обстоятельствах и открыли в себе неординарные качества, истинные эмоции и собственную сущность. Змей — прозвище реального серийного убийцы Чарльза Собраджа, который промышлял грабежами наивных туристов-хиппи из Европы на территории Азии и Ближнего Востока. Воровством он не ограничивался. Он совершал побеги из тюрьмы и подделывал документы. Главное — Собрадж перешел черту и совершал убийства своих жертв, используя преимущественно яд, но не гнушался и пролить кровь. Ну Вы и сами все это слышали или читали. Чарльз — фигура известная, любящая внимание и охотно дающая интервью. Действие сериала посвящено истории охоты на него и поиска истины, осуществленные в инициативном порядке голландским дипломатом Книппенберга с помощью своей смелой жены и неожиданных союзников. Все это лишь сухая аннотация. Сам же сериал наполнен отчаянием, жестокостью, преступной страстью и поиском правды, которая навсегда изменит жизнь героев. Так ли было в реальности? Мне было неважно. Змея — символ отвращения, но и соблазна. Змей-искуситель, гипнотизирующий своих жертв. Наш злодей убаюкивал незнакомцев, независимо от пола. Женщины испытывали к нему страсть и любили. Мужчины восхищались им и хотели подражать. Зло привлекательно, ему требуется это обаяние, чтобы губить. 70-е — эпоха свободной любви и поиска новых смыслов. Люди хотели прекращения войн и отдались новым направлениям в музыке, философии и образе жизни. Тысячи западных туристов ринулись в Азию в поисках своей Шангри-Ла. Жить свободно означает и нести риск. Пробовать запретные плоды всегда опасно. Азия и Восток взяли дорогую плату с любителей экзотики. Примечательно, что сам Собрадж (он жил под многими вымышленными именами) — метис и имеет вьетнамские и индийские корни. Его красивая экзотичная внешность и стала приманкой. Ну и дьявольская харизма, уверенность в собственной неуязвимости и интеллектуальном превосходстве. Как говорит одна из героинь: твое самомнение разрушит все преграды. Наверно нет ничего сильнее безумия и любви. Это подчас одно и тоже. Вопрос: является ли Собрадж психопатом, весьма спорен. Широко распространено мнение, что он страдает антисоциальным расстройством личности или формой психопатии (Википедия). Без сомнения он не «маньяк» в общепринятом смысле. Тем не менее, его тщеславие, не имеющее пределов, и полное отсутствие эмпатии сделали его монстром. Имеют ли значение эти определения для несчастных хиппи, попробовавших его «гостеприимство». О чем же все же сериал. Не просто же описание нескольких лет жизни одного опасного преступника. Как для меня — это судьбы людей: хороших, плохих, свободных, глупых, влюбленных. Кто-то из них убивает, кто-то решается на ад ради страсти, кто-то мечтает о новой жизни, кто-то боится. Это история, как упорство одних хороших людей остановило смерть многих и планы одного условно человека. Так вот банально, как все настоящее. Кастинг был принципиален. Либо он все погубил бы, либо вытянул бы всю историю. Вытягивать не пришлось и он идеален. Тахар Рахим, актер алжирского происхождения, внешне схож с Собраджем. Осталось взрастить тьму внутри. Его лицо и правда стало змеиным и смотреть на него жутковато. Ты понимаешь, почему герои-жертвы застывают при виде него и теряют всякую волю. Тахар вошел в шот-лист великих злодеев наряду с Бардемом (Старикам тут не место), Хопкинсом (Молчание ягнят), Фениксом (Джокер), Силвой (Боб в Твин Пикс). Громко сказано, но уж больно аутентичен актер в эпохе 70-х и непроницаем, как прекрасные мумии из Долины царей, в течение всего сериала. Остальные актеры, представители английской школы, справились ожидаемо великолепно. Есть у них способность при внешней ненавязчивости игры, казать невероятно живыми, без надрыва и пережима. Американцы так никогда не могут. Открытие стала Дженна Коулман. Роль многогранная и провокационная. Актриса с классической красотой Вивьен Ли вызвала весь спектр эмоций от раздражения, отвращения до сочувствия и даже иногда гордости. Она была мотылек, который несся навстречу гибели и принял ее с удивительным достоинством. При этом, конечно, сам персонаж прощения возможно и не заслужил. Общее впечатление. Это не то зрелище, которое смотрится на одном дыхании. После каждого события хочется успокоится и подготовится к следующей сцене. В сериале почти нет кровавых кадров. Иногда мы просто догадываемся, как проходили убийства. От этого становится жутко и смотреть сериал тяжело. Напряжение преступлений и ожидания конца смешивается с развязной и непонятной сейчас эпохой 70-х. Наивной, смелой, глупой и пестрой. Впереди разрушение идеалов, эпидемия СПИДа и прощание с иллюзиями о свободе. Сериал, конечно, вышел не идеальный и имеет огрехи, несостыковки. Так совсем неясны отдельные поступки героев: почему не обратились сразу в ИНТЕРПОЛ, почему таиландская полиция практически не проводила расследование, почему никто в Европе не искал туристов. Спишем это все на сценарий, который полностью конечно не отражает реальность. Да и общее впечатление это не затрагивает. Итак, сериал Змей практически безупречен и конечно получит множество наград. Заслуженно. Тем не менее перед просмотром настройтесь на душевные переживания и горькое послевкусие от разрушенных иллюзий о добром мире.