Корейское кино изобилует громадой условностей, которые зритель обязан принять заранее, чтобы быть в состоянии проникнуться происходящим на экране. Если это ваш первый опыт просмотра корейского кино, то поначалу воспринимать события фильма серьезно трудно. Однако если вы примете правила игры, это позволит вам погрузиться с головой в искусственный мир, который, если как следует вдуматься, не очень от нашего и отличается. Так же как в нашем мире, игроки играют в жестокую игру в надежде сорвать куш, не заботясь при этом о благе ближнего своего, а порой и ударяя его ножом в спину. Эта игра создана с целью дать человеку взглянуть на себя в зеркале без косметики и отвернуться от отражения или обнять его. В первом случае игрока ждет смерть, а во втором шанс выжить и даже, возможно, испить из священного грааля. Мы знакомимся с главными героями. Жизнь одного кардинально меняется после трагедии на забастовке, унесшей жизнь человека. Это надламывает героя и превращает его в паразита, живущего на шее матери и которому чужды многие человеческие достоинства. Оказавшемуся на самом дне герою неожиданно является представитель этой игры и предлагает в ней поучаствовать. Для другого игрока это не первая игра в кальмара, он один среди всех детей в своем районе смог получить билет в хорошую жизнь, поступив в сеульский университет, окончив его и став успешным финансистом. Он стал предметом гордости всего района и нашего первого героя, выросшего там же. Из всех участников предстоящей игры этот герой лучше всех знаком с ее правилами. Он представляет собой тот идеал, к которому нужно стремиться, чтоб в ней преуспеть. Но и у этого персонажа присутствует дуга развития. От серии к серии мы видим как атлант раскрывает свои плечи и слепит нас своим великолепием. Ближе к концу сериала мы знакомимся с новым персонажем, который когда-то победил в аналогичной игре и теперь находится в ней в ином качестве. Это намек на то, что из игры не выбраться, а может и весь наш мир не что иное, как лукавица из всевозможных игр кальмаров. В процессе игры нас знакомят с моделью поведения, необходимой для победы. Нам показана изнанка успеха: чем больше денег зарабатывают(!) игроки, тем больше багаж содеянного и тем дальше они от тех людей, коими были в начале, да и вообще от человека. В этом главная интрига повествования: каков будет победитель? Превратится ли он в безжалостную и высоко стоящую ячейку системы, или же он вспомнит, что значит быть человеком, и им останется? А может его потому и преследовали всю жизнь неудачи, что он не мог смириться с игрой в кальмара? Может и для нас есть шанс? Не пройти мимо человека, замерзающего в ночь на Рождество, и вернуть в этот мир человечность.
Так уж получилось, что пронаблюдал весь ажиотаж вокруг сериала «Игра в кальмара» со стороны. Добрался и посмотрел сие творение из Южной Кореи, наверное, только спустя год. И уже с первой серии понял, почему проект так хвалят люди, посмотревшие его ранее. Сериал действительно стоит внимания. Хотя сюжет не отличается оригинальностью – похожие проекты о выживании в смертельных играх уже довелось лицезреть – атмосфера в этом сериале мало похожа на смежные истории. Может быть, дело именно в том, что постановка принадлежит Южной Корее. И многое, что показали: сеттинг, персонажей, их развитие – все это было в новинку и смотрелось взахлеб. Сюжет остается непредсказуемым, что делает просмотр каждой новой серии особенно интересным, а проект удерживает внимание до самого финала. Сюжет сериала рассказывает о группе людей, которые принимают участие в необычной игре, где им нужно выполнить ряд заданий, чтобы выиграть большой приз. Однако вскоре они понимают, что игра не так проста, как казалось на первый взгляд, и что участники игры не могут просто так выйти из нее. Сериал полон неожиданных поворотов и напряженных моментов, которые заставляют порой с замиранием наблюдать за развитием событий. Главные актеры в сериале создали потрясающие образы. Им веришь, им сопереживаешь, кого-то презираешь или даже ненавидишь. Но, конечно же, одним из самых больших достоинств проекта является его уникальная подача. Сценарист и режиссер Хван Дон-Хек сумел создать атмосферу, которая погружает зрителя в самое сердце игры, заставляет не только сопереживать героям, но и постоянно задаваться вопросами о том, как бы ты повел себя на месте тех или иных игроков. Сериал поднимает массу тем и вопросов, которые так важны в любом обществе: тема взаимопомощи и безразличия, предательства, доверия и сопереживания. Порой даже в обычном обществе мы так или иначе сталкиваемся со всем тем, что создатели показали в сериале через призму этой истории. Кто-то из игроков, оказавшись в сложившейся ситуации, старается поступать по совести, а кто-то, наоборот, готов выпустить всех своих внутренних демонов. И зрителю отлично видно, насколько может быть опасна тема расчеловечивания. Порой люди вполне могут не узнавать самих себя, оказавшись перед лицом смерти. Кто-то понимает, что для выживания нужно переступить через всех и вся, в том числе и через свои принципы. Иначе ты просто погибнешь. А кто-то смиренно принимает, что на такое он не готов пойти. Но в данной ситуации – это равносильно смерти. Так и в реальной жизни. Мир вокруг стремительно меняется. Порой страх, безосновательная ненависть, ложь делают людей жестокими, порождая в них ранее неизвестные чувства, обрекая их тем самым на такие рассуждения, о которых они и сами подумать не могли. Сериал отлично демонстрирует, что такое вполне возможно. И это страшно. «Игра в кальмара», наверное, стала своеобразным феноменом. Проект стал популярным далеко за пределами своей страны. Это отличный взгляд на то, какими могут быть люди, каким может стать социум, когда на кону реальные жизни людей. Но даже в опаснейших условиях человек всегда может оставаться человеком. 8 из 10
Этот сериал неимоверно распиарен на просторах интернета. Его символы и сюжетные моменты используют в многочисленных “детских юмористических” роликах на каналах вроде “ла-ла-шоу”. И это очень плохо. Плохо не то, что сюжет сериала вторичен, даже третичен (подобные темы были уже в “Игре смерти” с Брюсом Ли, в “Смертельных гонках 2000” 1975 года, в боевиках 80-90-х, во множестве современных фильмов и сериалов). Плохо, что массовый зритель видит внешнюю эффектную сторону фильма, подхватывает его систему кодов (те самые знаки из игры), неразрывно связанные с темой 'проигравший будет уничтожен', и ждёт, какое следующее убийство для игроков придумали авторы сериала. Конечно, по жестокости этот фильм не дотягивает до обезумевших “Викингов” или “Последнего королевства”. Тем не менее авторы с удовольствием придумывает и во всей красе показывают новые “игровые” убийства. У проигравших шансов нет. Всё это вряд ли способствует воспитанию каких-то хороших качеств у зрителей или пробуждению человеческих эмоций, если только зритель не заметит пару моментов. Эти моменты в фильме есть, и они составляют по-настоящему всю его ценность. И это не только критика капиталистического строя или просто несправедливости мира. Это можно найти почти в любом фильме. Вспомните популярные сериалы и фильмы последних лет. Какие там главные герои? Кого из них вы можете назвать положительными? Я – никого. Там везде все всех предают и убивают. В тех же “Паразитах” кто положительный герой? В этом оскароносном фильме его попросту нет, все герои - циничные ублюдки. В “Игре в кальмара” по-другому. Здесь есть положительные персонажи. Главный герой – по сути классичекий протагонист, прошедший путь развития и превращения в человеческую личность. В начале фильма он предстает перед нами балбесом, этаким 47-летним “подростком”. Он легкомысленно прожигает жизнь на скачках, потерял семью, по-скотски относится к матери (фразы в стиле “Достала эта старуха”, врёт ей и обкрадывает её). Но уже во время первой игры в нём мелькает человек. И этот человек в течение всего сериала растёт. Он проходит массу жестоких испытаний, не только не замарав себя убийствами или подставами, но, наоборот, пытаясь помочь другим. В конце фильма герой – это уже полноценная человеческая личность, по-настоящему взрослый человек. Это самая сильная сторона сценария, такое развитие персонажа в современных произведениях - редкость. Есть в фильме ещё один полноценный положительный персонаж. Это сержант полиции, который тайком пробрался на остров. Да, им движет личный мотив – поиск пропавшего брата. Но он с честью до конца выполняет и долг полицейского. Что касается неуклюжестей (нелогичностей или явных очевидностей) в сценарии - их тоже есть. Начиная с самого начала мне было понятно, что игра будет насмерть. Понимаешь, что будет кровавое месиво, проигравших убьют по-любому, но главный герой минимум до последней игры доживет. Поэтому все эти игры смотрелись перемотками, как только становилась ясной суть очередной “игры”. Ну не интересуют меня (как некоторых “подростков” всех возрастов) кровавые подробности. Кстати, если кто-то не понял, почему я пишу слово “подростков” в кавычках: подростковый возраст отличается повышенной агрессивностью, грубостью, жестокостью, импульсивностью, склонностью к необдуманным поступкам. Нормальные люди это перерастают, но, к сожалению, многим подобные черты присущи и во взрослом возрасте. И фильм, тоже к сожалению, даёт “подросткам” пищу для наслаждения. Ещё один недостаток фильма в том, что по правилам игры в кальмара, озвученным в самом начале, в неё играют две команды. То есть и победителей должна быть команда, а не один человек. Нас же создатели сериала упорно ведут к тому, что останется только один. Это чувствуется уже с самой первой игры. И, казалось бы, организаторам игры всё равно, сколько людей разделят между собой миллиарды, но они упорно тянут сюжет к шаблонному “выживет только один”. Для этого устраивают тупые ночные драки (естественно с массовыми убийствами). Хотя, на мой взгляд, в этих побоищах нет какой-то интриги или чего-то особо зрелищного для “вип-персон”. Таких побоищ можно и в новостях насмотреться. Кроме того, в сериале неоднократно подчеркивается, что игры жестокие, но справедливые, а эта подковерная возня противоречит справедливости. Опять же, эти месива я смотрел перемотками, как и некоторые затянутые моменты (например, ползанье девчонки по вентиляции – это же не “Чужой” в конце концов). В результате думаю, что, сократи разработчики сериал в 3 раза, зрители ничего бы не потеряли (но они потеряли бы, поэтому кормят людей 9-тью сериями). То, что авторы пытались высасывать хронометраж, видно даже по длине серий – есть серии по часу, а есть всего 30 минут. В общем и целом, сериал хорош, но далеко не так, как распиарен.
Когда я впервые включила «Игру в кальмара», я ожидала чего-то вроде зрелищного экшена с элементами жестокости — как это часто бывает в жанре «игр на выживание». Но с каждой серией я ловила себя на том, что вместо адреналина в крови — у меня сжимается сердце. Потому что за масками, цифрами и яркими декорациями здесь — совсем не про игры. 456 человек. Один приз. Шесть детских игр. И цена — жизнь. Это вроде бы звучит дико, но в мире, где человеческая жизнь давно стала товаром, такая логика пугающе убедительна. С самого начала сериал затягивает. Не столько игрой, сколько героями. У каждого — своя причина оказаться там. У кого-то долги, у кого-то разбитая семья, у кого-то просто нет больше сил жить в реальности. Но за каждой историей — узнаваемая боль. Кто из нас не мечтал, пусть на секунду, обнулить жизнь и начать заново? Вот только здесь ставка за это — не свобода, а чья-то смерть. Что меня по-настоящему зацепило — это парадокс: самыми яркими и страшными моментами становятся не сцены с оружием, а сцены выбора. Кого предать? Кому доверять? Кто достоин пройти дальше? Здесь каждый жест и взгляд значат больше, чем выстрел. Особенно больно смотреть, как наивные связи между героями — дружба, любовь, сочувствие — разваливаются, когда правила требуют сделать «ход против». А ещё — визуальный стиль. Парадоксально красивый и пугающе детский. Цвета площадок, костюмы охранников, кукольные декорации — всё это создаёт ощущение, что ты попала в страшную версию детского сна, где всё знакомо, но искажено. И именно это делает происходящее ещё жестче: мы-то знаем, что игры должны приносить радость, а не смерть. Отдельное место занимает образ охранников и управляющего. Кто они? Почему согласились быть частью системы? Что толкает человека не просто участвовать, а следить, наказывать, выбирать? И можно ли выжить, оставаясь внутри, но сохранив себя? За всей этой жестокой сказкой просматривается отчаянная реальность — особенно корейская. Конкуренция, работа на износ, культ успеха, где проигравший становится невидимкой. В какой-то момент я перестала воспринимать героев как 'персонажей' — слишком живыми и реальными они казались. Как будто ты сама могла бы оказаться на их месте, чуть оступись. И финал. Он не даёт полного облегчения, но, может быть, в этом и есть правда. Победа в такой игре — это не спасение, а следующее испытание. Как жить дальше, если ты выжил, но потерял всё, что делало тебя человеком? Стоит ли смотреть? Однозначно — да. «Игра в кальмара» — это не просто зрелище и не очередной брутальный триллер. Это зеркало, в котором каждый увидит что-то своё: страх, усталость, безысходность... и, возможно, надежду. Пусть жестокую, но всё же — надежду.
На днях я досмотрел третий сезон Игры в кальмара и хотел бы поделиться впечатлениями. Вообще-то я не любитель сериалов, но первый сезон мне зашёл, поэтому ждал второй с нетерпением. Но давайте по порядку — нет смысла рассматривать второй и третий сезоны в отрыве от первого. В первом сезоне авторами был создан интересный мир с собственными правилами, которые соблюдались всеми, а тех, кто их нарушал, ждала смерть. Основным правилом декларировалось равенство всех участников игры независимо от пола, возраста и т.д. Это даже проговаривалось явно, когда вскрылось, что одному из участников сообщили, какая будет следующая игра, за участие в извлечении органов. Главный герой Сон Ги-хун добровольно принимает участие в игре дважды (второй раз он возвращается сам). За весь первый сезон он никого не убил своими руками (насколько я помню), и по окончании игры получил психологическую травму, от которой долго не мог избавиться. С такими вводными мы подошли ко второму сезону. Что изменилось? Теперь Сон Ги-хун бросает все силы на поиск организаторов. Зачем? Он снимает все деньги и складывает их в номере гостиницы. Зачем? Этого нам не объясняют. (Любой из бандитов, с которыми он работает, мог бы его убить и забрать всё, благо эти бандиты показаны добродушными дурачками.) Уже после этого хочется кричать: «Не верю!». Вообще, второй и третий сезоны полны различных глупостей, которые разрушают мир, созданный в первом сезоне: глупые бандиты, тупые спецназовцы, которые не могут отследить Сон Ги-хуна по датчику (а ведь это уже 2020-е годы — трекер должен записывать всю историю перемещений). И сюжетная линия с поисками: когда детектив Хван объединился с главным героем, у которого был неограниченный бюджет, они вместо пары вертолётов нанимают просто дополнительную лодку. А в конце нам показывают, что на острове есть капитальная пристань для швартовки парома — Карл! Её можно было увидеть на Google Maps. Что касается участников игр — как вы думаете, кто скрывается под номером 001? Конечно же, организатор. В первом сезоне мы узнали это только в последней серии, а здесь — сразу, и Ги-хун даже не подозревает. Участников много, и запомнить их тяжело, поэтому создатели присваивали 'золотые номера' наиболее важным персонажам: 100, 222, 333 (спасибо им за это). Участники разделились на 'хороших' и 'плохих', и особо не менялись по ходу действия — персонажи остались при своих взглядах. Основная характеристика второго и третьего сезонов — их затянутость. Сцены настолько растянуты, что хочется их перематывать. Например, четвёртая игра (лабиринт) по сюжету длилась 30 минут, а экранного времени заняла 40. Авторы пытались добавить драматизма, но герои не вызывали у меня никакого сочувствия. И вишенка на торте — голосование после каждой игры с предсказуемым результатом. Скорее всего, его добавили, чтобы растянуть хронометраж. В отличие от первого сезона, где голосование привело к остановке игры, здесь оно ни на что не влияет, кроме хронометража. Помимо этого, авторы нарушили собственные правила: 'все в равных условиях'. Теперь можно подарить кому-то нож, чтобы убивать спящих участников, при этом публично заявляя, что перед финалом запрещено причинять вред другим. Из-за подобных вещей фильм разочаровал. Сюжетная линия с детективом Хваном — бесполезная и ни на что не влияет. Нам даже не раскрыли его мотивацию: зачем он ищет своего брата? А когда он попадает на остров, что он делает? Ничего — просто посмотрел и ушёл. Ради этого два сезона развивали его линию? Финал игр оказался очень предсказуемым, а намёк на четвёртый сезон я точно игнорирую — смотреть его не буду. Я бы оценил первый сезон на 8 баллов, а второй и третий — на 5.
На этот раз не долго нас томили корейцы перед выходом финала, оставив открытую концовку во втором сезоне. Полгода зритель оставался в неведении и гадал, как же теперь повернётся судьба Сон Ги-хуна, когда раскрылся главный «кукловод» безжалостных игр. После громкого и кровавого сопротивления ты ждёшь, что будет развязка в духе борьбы сил игроков против организаторов, но нет. Сюжет демонстрируют уже покорёженных выживших игроков, которые готовы на всё ради выигрыша. Тем более, сумма денег увеличивается с каждым разом. В этот раз мы уже видим потерю цели Сон Ги-хуна, который понимает, что всё его рвение теряет смысл перед остальными игроками. Зачем стараться изменить людей и поставить их на путь истинный, если сами игроки жаждут крови и расправы? Перед нами предстают уже привычные персонажи: к одним ты относишься с сопереживанием; к другим с ненавистью. Поэтому очередные игры пугают своей непредсказуемостью для игроков и увлекательностью для зрителя. Ведь ничто не может изменить ход игр, они должны продолжаться! There will be blood! Помимо сюжета внутри подземного здания история продолжает исследование на внешнем уровне. Детектив Хван Джун-хо прочёсывает реки, пытаясь найти остров. Здесь режиссёр Хван Дон-хёк отлично вводит шпионский триллер, интригуя зрителей антагонистами и скрытыми врагами. Параллельно данным действия на игровом поле и на водном поиске сюжет раскрывает третью сюжетную линию. Героиня Кан Но-ыль раскрывает зрителем обратную сторону игр на примере надсмотрщицы, целью которой было остановить это зло изнутри. Тут нам и внутренняя угроза, и поиск улик, и ожидание развязки. Между тем, испытания для игроков всё более опасные и, к сожалению, повторяющиеся. Лабиринт игры «казаки-разбойники», где одни вынуждены охотиться на других ещё может представить нам лучшие и худшие образы человеческой души, где чтобы выиграть игрок должен убить другого. Данное испытание словно разделяет перед нами персонажей на два лагеря, показывая истинную жертвенность ради других и жестокое насилие. Игроки понимают, что чем меньше останется участников, тем больше денег они заработают, вот тут и являются нам примеры жадности, алчности и лицемерия. Игры выявляют истинную природу и дают нам отличный пример инстинкта самосохранения. Испытание со скакалкой на большой высоте снова погружают зрителя в психологическое напряжение и выпячивают слабые стороны сильных игроков, тем самым делая их уязвимыми. Этим же можно воспользоваться, что и происходит по итогу, а для драмы снова жестокие смерти и жертва ради будущего. Одновременно с кульминацией режиссёр показывает «кукловодов», провинциальную верхушку, которые как безумные следят за играми, ставят ставки на игроков и принимают ужасающие решения. Особенности игры можно изменить, организаторы вправе подстраивать условия игр под возникшие обстоятельства, но спонсоры, которым нравится это шоу, полностью безумные негодяи, чьи больные фантазии должны быть реализованы в игре. К такому повороту жести зритель не готов, но может финал даст нам то, что изначально должно было произойти после первого сезона? Может будет что-то выдающиеся, раз это финал всего сериала? Вот здесь зрители разделились на два лагеря: хорошая или плохая концовка. С одной стороны, когда тебя три сезона готовили, когда персонажи, столкнувшиеся с играми, делают всё возможное, чтобы остановить зло, то ты ждёшь грандиозной развязки. С другой стороны, какими бы не были попытки и средства сопротивления, борьбы и нравоучений, человеческая жадность раздавить собой все попытки гуманизма. Это именно то, что хотел сказать режиссёр. Возможно, что вышло не так эффектно, а путь развития главного героя удивляет, но такова природа человека. Не будет никаких героических поступков, пока в мире творится жёсткое разделение слоёв общества, преступность и азарт. На этом и строится вербовка и обещание счастья в виде большого денежного приза. Перед титрами зрителя ждёт приятный сюрприз, показывающий «машину» игр в действии. Что же, это всё равно было увлекательно, жестоко и чувствительно. Южная Корея задала тренд не только своей Новой волной в кинематографе, но также показала современное влияние на киноиндустрию в целом. За всем этим блеклым, жёлтым, местами грязным миром скрываются очень интересные, загадочные, жестокие истории. Вот вам пример влияния «Игры в кальмара» на общественность, а также получение «Оскара» впервые корейским постановщиком Поном Джун-хо («Паразиты», 2019).
Знаете, иногда бывает, что ты готовишь суп, пробуешь его по ходу, и тебе всё время его досаливаешь. В какой-то момент твои рецепторы теряют адекватность, и ты уже не можешь понять — это ещё пересол или уже недосол. Потому что уже пробовал десять раз и забил всё, что можно забить. В результате обычно бывает пересоленный суп. Третий сезон 'Игры в кальмара' похож как раз на этот пересоленный суп. Создатели настолько увлеклись аллюзиями, намёками и обсасыванием драмы, что потеряли какой-то важный баланс, который был в первом сезоне. В итоге новый сезон они разделили на второй и третий, хотя это одна целая история. Только второй сезон снят в жанре какого-то треш-шапито, а третий стал неразбавленной драмой. И то, и другое выбивает из атмосферы и размазывает общий посыл. Поставлен сериал всё ещё круто, игры жестокие, картинка уже не такая идеальная, но хорошая. Но со сценарием есть проблемы. Мы имеем и драматургический провис, когда герои никак не меняются с начала до конца сезона, остаются какими были, несмотря на катарсисы, мы имеем какой-то сильный перегиб в драму, затянутые сцены, мутные мотивации, и, конечно,, не обошлось без ружей Бондарчука — второстепенные сюжетные линии заканчиваются ничем. Линия полицейского, который ищет остров на корабле, линия северокорейской снайперши, спасающей художника. Это просто пожалейка ради пожалейки. Про все линии на берегу вообще и вспомнить нечего. Среди самих игроков тоже интересных героев можно посчитать по пальцам одной руки, и они никак не развиваются. Они просто есть и всё. Мы знаем, что они умрут, а как — не особо важно. Если мы сравним это всё с первым сезоном, где герой к концу стал совершенно другим человеком, то тут и говорить нечего. А учитывая, что эффект новизны от жестоких игр уже не работает, все эти недостатки выпячиваются намного сильнее. Нам подают всё прямым текстом, смазывая плохо едущее колесо малопонятной корейской сатирой. Вроде и да, но уже нет таких сильных ощущений, какие сделали первый сезон мировым хитом. К сожалению, второй и третий сезон получились слабыми и вторичными. И театр корейского переигрывания не сильно способствует тому, чтобы зритель изменил своё мнение. Посмотрели и забыли, ничего нового. Увы. Из хорошего отмечу нарисованного на компьютере младенца. Не то, что он красиво выглядит, нет, а саму метафоричность этого решения. Есть в этом что-то, если подумать. Для социального проекта это важно. В остальном довольно глупо.
Идеи в «Игре в кальмара» заложены правильные, притом громко вопящие о проблемах внутри общества, а точнее — внутри самого народа. Да-да, того самого, который стоит в самом низу и, подобно «побирушке» с протянутой рукой, просит милостыню: подайте на хлебушек, иначе к утру от меня останется лишь околевшее тело. И не надо рассказывать мне, будто я леплю из мухи слона — поелику второй и третий сезоны вышли как никогда вовремя. В те дни, когда язвы современного мира, кои прежде прятались под глянцем «стабильности», вспухли и полопались на глазах у всех. Беда в том, как сея концепция разбивается о свою реализацию, где от реальной борьбы героя с системой — ни следа. Есть лишь словесная имитация, поелику Ги-хун сражается со «злом» как чистейший идеалист, ища ответы не в корнях беды, а уже в жатве, причём не в процессе, а по итогам. Он не исследует причины, не пытается углубиться в суть, зато с лёгкостью ставит на кон свою жизнь. Казалось бы, ну и что тут плохого? Вроде бы зрителю посылается правильный сигнал. С одной стороны — да. Но с другой… каким способом? Переводя сценарный бред на человеческий язык: отстаивание героем «всего хорошего против всего плохого» происходит строго задним числом. Видимо, не слыхал пословицу: «После драки кулаками не машут», ибо именно сим Сон Ги-хун и занимается — весь второй и третий сезон. Так я пришёл к ошеломляющему выводу: самое страшное здесь в том, что он борется не просто не с системой, а с её отражением — с такими же несчастными, как и он сам. Да-да, ловким трюком авторы подменили суть: виноват не строй, не элиты, не провальные реформы, не инициативные предложения господ — а зрители. Мол, вы смотрите, вы и допустили весь происходящий вокруг кошмар. Казалось бы, перед нами тонкие и верные идеи — но приём с горчинкой. Подобным манипулятивным перевиранием истины революционная мысль сводится к реакционной. К извечному лозунгу, повторяющемуся уже боле века: начни с себя, помоги ближнему, а остальное — предоставь «тем, кто знает», как правильно. Доверься сильным мира сего. Они-то разберутся. Главное — сиди дома, преисполненный чувством выполненного долга. На сим закроем социальную тему и перейдём к вишенке на торте — техническим аспектам. Плюсов — едва ли наберётся горсточка. А минусы таковы, что рубят всё дельное на корню. Актёрская игра, безусловно, добротна, но в ней нет духа восточного кино — той самой бурлящей страсти, яростного беснования в кадре, когда актёру надо быть столь мощным, энергичным да ярким, чтоб его видели с другого конца ночной улицы при полном отсутствии освещения. К сожалению, вместо страстного отыгрыша остались лишь жалкие фрагменты — отрывки из обрывков — правда, в духе Станиславского. Вот тут-то маэстро бы уверенно прошептал: «Верю». И отсюда напрашивается ещё один скромный вывод: сериал с самого начала делался с ориентиром на западную аудиторию. Особенно второй и третий сезоны. (Рецензия сильно порезана для сайта, посему не отражает всей глубины мысли, даже её четверти.) Что же вышло из корейского оригинала? А ничего. Великолепная идея в очередной раз была приморена и разбита об убогую реализацию. Или… может, всё не так плохо? Может, она в действительности жива, цветёт да пахнет, транслируя массам крайне верные мысли? Может, ошибаюсь я? Может, вся моя конспирология — выдумка буйнопомешанного в шапочке из фольги, сбежавшего из палаты учреждения имени Кащенко? И сказанное мною — не суровая правда, а одно сплошное заблуждение? Просто крик в пустоту? Карты на столе. Остальное — решайте сами. Чушь ли мои слова… али всё-таки печальная истина.
Ускоренный выход третьего сезона стал для меня полной неожиданностью. «Сериал достигает своей кульминации…. В третьем сезоне я хотел показать самые напряженные игры, которые продемонстрируют максимальную глубину падения, на которую вообще способны человеческие существа», — рассказал создатель шоу Хван Дон-хёк. Таки да, при просмотре третьего сезона сердце бешено колотилось, ладони потели, а в голове яркой лампочкой пульсировал вопрос: «Как же они пройдут это испытание, если его вообще можно пройти?!» Но на самом деле вопрос следует перефразировать: «Как они на это согласились, как могли продолжать с наркоманской одержимостью нажимать на синюю кнопку, желая оставаться в игре даже после всего того ужаса, через который прошли в предыдущих испытаниях?!» Как могут приглашенные гости наблюдать за человеческими страданиями из VIP зон, попивая при этом виски и шампанское и обмениваясь непринужденными шутками? И все это, несмотря на неимоверные усилия прекратить игры, предпринимаемые как снаружи (полицейский Хван Чун Хо, ищущий остров), так и изнутри (игрок 456 Сон Ги Хун). Наверное, на подобные леденящие кровь извращения способны только психопаты. А теперь стоит задаться вопросом: почему VIP-зрители относятся преимущественно к белой расе? И нет ли тут параллели со скандально известным Джеффри Эпштейном, развлекавшим сильных мира сего? Ведь спрос рождает предложение.. Поначалу кажется, что нет ничего изящнее, чем завершить сериал «завершением» главного героя, поставив в повествовании жирную точку и, тем самым, вовремя остановившись. Но, судя по финальным кадрам сериала, поставлена была все же не точка, а многоточие – корейская франшиза / зараза (нужное подчеркнуть) начинает приобретать трансконтинентальный характер подобно всем известному модному вирусу. А, может быть, это и стеб в пику клонирования «Squid game» налево и направо – Голливуд, Макдональдс и иже с ними. Однако, если вы думаете, что на такое способны только чокнутые корейцы, то рано радуетесь – согласно комментариям одного российского аналитика, огромный процент россиян уже закредитован выше крыши, и большинство из них никогда не будут способны эти кредиты выплатить, в результате чего мы возвращаемся в исходную точку – почему многие пришли на игру. В конце третьего сезона были озвучены две мощные темы. Первая – это вопрос «Есть ли у вас еще вера в людей?» Вопрос по нынешним временам на сто миллионов долларов. Вторая - главный герой Ги Хун говорит: «Мы - не лошади, мы – люди, а люди - это..», оставляя фразу открытой, потому что по сюжету он не успевает ее закончить. Думаю, не завершает он ее не просто так, а потому что это было задумано создателями сериала. Ведь каждый должен решить для себя сам, кто для него люди, верит ли он в них, и что он готов для них сделать. Только при этом прошу вас не забывать об одном главном герое сериала, имени которого вы не найдите в титрах, но он там, тем не менее, есть. Нет, это не старая, морщинистая Кейт Бланшетт, мелькнувшая в финале, это ДЕНЬГИ. Когда-то вопрос о вере в людей задавался и мне (а такой вопрос звучит исключительно иронично и зловеще из уст весьма неоднозначных людей - таких, как, например, Распорядитель Хван Ин Хо «Игре в кальмара»). И тогда, и сейчас ответить на этот вопрос хотелось бы утвердительно, но, увы, я сомневаюсь, что увиденное на экране окажет на публику глубокий терапевтический эффект. Что ж, максимальную глубину падения человеческих существ мы увидели, но скорее всего, все будет сведено к уровню шоу, пусть и крутого, но всего лишь шоу, о котором поговорят, да и забудут. 10 из 10
«Улыбнитесь!» — нарочито приветливо говорит голос, попросив игрока 456 улыбнуться в камеру в первом сезоне. Игрок 456 улыбается самой искренней и очаровательной улыбкой. «Улыбнитесь!» — тем же тоном говорит тот же голос во втором сезоне. Игрок 456 больше не улыбается. Одного этого хватает, чтобы любить первый сезон больше, чем продолжение. Хван Дон-хёк создал такого человечного и настоящего персонажа, которого знаешь будто бы очень давно и за которого переживаешь, как за самого себя. Cон Ги-хун из первого сезона — на первый взгляд, персонаж малоприятный: ворует деньги матери, просаживает их на скачках и, оказавшись без денег в день рождения дочери, с помощью мальчика-умельца вытягивает из игрушечного автомата некую коробку, в которой потом оказывается зажигалка в виде пистолета (наверное, не лучший подарок на 11-летие дочери). Однако проникнуться симпатией к этому герою вскоре оказывается очень просто. Во втором сезоне после всего, что пережил главный герой, его детская улыбка исчезает, он становится суровее и мрачнее, лишь со своим другом Чон-бэ он иногда вновь превращается в прежнего Ги-хуна. Вообще, персонажи — это то, что удалось создателю сериала лучше всего. В первом сезоне холодный и прагматичный Сан-ву — антипод доброго и прямолинейного Ги-хуна, недоверчивая и закрытая Сэ-бёк, простодушный Али и старый беззащитный О Иль-нам. Во втором сезоне самым противоречивым персонажем стал фронтмен, великолепно сыгранный Ли Бён-хоном. Все они получились реалистичными, со своими достоинствами и недостатками, вызывающими сострадание или ненависть, а иногда и то, и другое. Конечно, во втором и третьем сезоне есть свои недостатки (не самые остроумные диалоги VIP-гостей и безрезультатно плавающий два сезона в поисках острова брат ведущего), но, как ни странно, это делает произведение даже более человечным и созвучным с его идеей о том, что люди не идеальны. Может ли вообще конец быть идеальным? Всегда будут зрители, которые втайне просто не хотят расставаться с любимым произведением и потому будут недовольным любым финалом. Однако финал «Игры в Кальмара» способен вознаградить зрителя настоящим катарсисом, сила которого заставит все недостатки померкнуть на фоне прекрасно написанного Хваном Дон-хёком и душераздирающе сыгранного Ли Джон-джэ главного героя. Ги-хун — сердце и душа этого произведения. Его искренняя вера в людей поражает даже давно потерявшего её ведущего игр. В душе фронтмен хочет, чтобы Ги-хун оказался прав, и снова одержал победу, и не в очередной кровавой гонке за деньгами, а в их беззвучном до звона в ушах поединке морального выбора. 'We are not horses. We are humans. Humans are…'. Эти слова Ги-хуна попадают точно в цель — в этой недосказанности всё, что пожелает сам зритель. Люди злые, алчные и беспощадные. А ещё добрые, щедрые и хорошие. Ги-хун — неидеальный человек, никогда им не был и не стал за эти годы. Он не был хорошим отцом для своей дочери, не был хорошим сыном. Но он всегда оставался человеком. «Игра в Кальмара», а точнее Ги-хун говорит зрителю, что в нашем мире полно зла и несправедливости, но нужно не переставать верить в людей. Даже, если кажется, что в звереющем мире людей не осталось, нужно продолжать самому стараться do your best и быть человеком. Cоздать героя, переживание за судьбу которого, заставит зрителя наплевать на хорошую драматургию и до сжатых кулаков надеятся на plot armor — дорогого стоит. У Хвана Дон-хёка получилось. Ги-хун — один из лучших телегероев современности и, вне всякого сомнения, самый человечный.
Третий сезон 'Игры в кальмара', завершающий историю оригинального творения Хвана Дон Хёка, берет старт сразу после шокирующих событий второго сезона. Провал восстания глубоко травмировал Сон Ги Хуна (Ли Чон Дже), в то время как Хван Ин Хо (Ли Бён Хон) вновь обрел власть в роли 'Человека в маске'. Обнаружив, что Кан Дэ Хо (Кан Дэ Хо) выжил ценой предательства, Ги Хун и его оставшиеся союзники — Ким Чун Хи (Чо Юри), Чан Кым Джа (Кан Э Сим), Пак Ён Сик (Ян Дон Гын) и Чо Хён Чжу (Пак Сон Хун) — отчаянно пытаются найти способ покончить с Играми в предстоящем раунде. Параллельно развиваются линии 'Розового охранника' Кан Ноыль (Пак Гюён), пытающейся спасти коллегу из смертельной ловушки, и детектива Хвана (Ви Ха Джун), ведущего свое расследование снаружи. Этот сезон, безусловно, захватывает зрителя: он насыщен динамичными действиями и приносит мощные, долгожданные эмоциональные развязки для многих персонажей и арок, заложенных ранее. Главной движущей силой здесь становятся не столько социальные идеи, сколько глубина человеческих переживаний и моральные дилеммы. Режиссер Хван Дон Хёк мастерски выстраивает драматические кульминации, вновь показывая свою способность исследовать пугающую тьму и редкие проблески света в душах героев, напоминая о ценности человечности перед лицом невообразимой жестокости. Сердцем сезона, как и всей саги, остается Ли Чон Дже, чья феноменальная игра достигает новых высот – он с потрясающей убедительностью передает всю гамму эмоций Ги Хуна, от разрушительной ярости и отчаяния до хрупкой эмпатии, буквально втягивая зрителя в свой эмоциональный водоворот. Однако, в отличие от новаторского первого сезона и концептуально насыщенного второго, финальная часть ощутимо проигрывает в остроте социальной критики. Вечные темы денег, власти и их коррупционного влияния, хотя и упоминаются (особенно через призму привилегий богатых участников), теряют свою былую хватку и глубину мыслительного эксперимента, уступая место более прямолинейной драме и морализаторству. Становится очевидной и цена решения разделить финальную главу на два сезона: некоторые сюжетные линии, особенно детективная ветка с Хваном и намеки на связь Ин Хо с его братом, ощутимо тормозят основной нарратив, кажутся искусственно раздутыми и служат скорее для закладки фундамента под будущие спин-оффы, чем для органичного завершения этой истории. Несмотря на эти недостатки и ощущение вторичности (сезон часто живет за счет наработок прошлого), 3 сезон игры в кальмара остается мощным кинематографическим зрелищем с выдающейся актерской игрой и сильным эмоциональным ядром. Это достойный, хоть и не лишенный компромиссов, финал эпохи Хвана Дон Хёка и Ли Чон Дже, который все же заставляет переживать за героев до самого конца, даже если его социальный месседж звучит уже не так громко. Однако этот сериал оставил след в истории кино и моем сердце. 9 из 10
3 сезон оказался полным разочарованием, переполненным водой, картонными персонажами, очевидными сценарными ходами и повесточкой. Сюжетную линию полицейского, пытающегося отыскать таинственный остров на котором проводятся игры, можно полностью вырезать из сериала, что концептуально не повлияет ни на что, поскольку она здесь только для утяжеления хронометража. Топорный полицейский, у которого напрочь отсутствует критическое мышление, настойчиво отказывается принимать во внимание факты, требующие этого самого внимания, когда в них его буквально носом тычет напарник. Вследствие этого страдают невинные люди, однако это никоим образом не влияет на нашего героя, который продолжает своё бессмысленное расследование, приводящее к отсутствию какого-либо результата. Повергает ли это главного героя в экзистенциальный кризис? Нет, он остаётся точно таким же, каким мы его видели в начале пути. В этой сюжетной линии лишь картонно-шаблонные персонажи, каждое действие которых заранее предсказуемо, которые никак не трансформируются в процессе повествования и не продвигают сюжет. Далее рассмотрим сюжетную линию сильной военной женщины из КНДР, которая служит солдатом на острове. Это просто квинтэссенция бреда. Она - жертва. Она - бунтарка, пытающаяся одолеть систему. Она не такая как все... Она служит солдатом в засекреченной организации, в которой устраивают игры на выживание со ставками на живых людей. В организации для сотрудников и солдат установлены строгие чёткие правила и распорядок дня, обеспечена повышенная безопасность и секретность, установлено видеонаблюдение по всей площади помещений включая личные комнаты каждого солдата или сотрудника. В ней работают холодные, беспринципные, дисциплинированные люди, беспрекословно исполняющие самые жестокие приказы руководства. Будучи помещенной в данную среду она начинает бунтовать и нарушать приказы ввиду своих высоких моральных принципов, что никак не карается со стороны руководства. Немного пожурили, высказали недовольство о том, что несут из-за неё сильные финансовые убытки и на этом карательные меры были исчерпаны. Далее по ходу развития сюжета она героически противостоит одновременно нескольким врагам (нападая первой), ликвидирует их и долгое время её диверсия остаётся незамеченной, однако после её раскрытия она диктует главному офицеру свои условия, которые тот исполняет, нарушая все возможные меры предосторожности. И в конце концов она героически одолевает в бою физически здорового и подготовленного мужчину из высшего офицерского состава, который физически вдвое больше неё. Данная сюжетная линия должна была закончиться расстрелом героини после первого же нарушения приказа, однако создатели сериала терзают нас этой безобразной историей два сезона подряд. Это поистине самое худшее, что есть в сериале 'Игра в кальмара'. На второстепенных персонажах в главной линии повествования останавливаться не буду, поскольку их истории такие же пустые и не вызывающие никакого интереса. Учитывая опыт первого сезона, ты заранее при просмотре настроен на то, что они скорее всего погибнут и это не шокирует обухом по голове. Есть какие-то слабые зачатки поднятия вопросов, связанных с личностными человеческими качествами, вопросами морали, выбора и т.д., но за ними нет достаточной глубины, оставляющей за собой молчаливое раздумье и неприятное послевкусие, заставляющее проецировать происходящее на экране на себя. А теперь настало время высказаться о главном - об основной сюжетной линии игрока №456, а точнее о его противостоянии с распорядителем. Главная цель игрока №456 - это доказать, что играющие здесь люди - это не лошади, на которых можно делать ставки, а живые люди со своими достоинствами и недостатками. В экстремальных условиях все их самые худшие качества обнажаются и проявляются в максимальной степени, однако они от этого не перестают быть людьми. Цель распорядителя - доказать игроку №456, которого он уважает за его внутренний стержень, силу духа, силу убеждений и лидерские качества, что эти люди не заслуживают сострадания. Что они настолько отвратительны по своей натуре, что смерть для них - лучшее избавление. И любые попытки сломать систему будут тщетны, ибо имя нам - Легион, на месте одного распорядителя появится другой, уничтожив этот остров, отстроится новый. Это самая яркая сюжетная линия о противостоянии двух сильных личностей, о противостоянии их взглядов и мировоззрений, за которыми интересно наблюдать. Распорядитель, будучи очень умным человеком и тонким психологом, видит огромный потенциал в игроке №456, в какой-то степени он видит в нём самого себя, и делает всё, чтоб разрушить его убеждения и возможно в будущем склонить на свою сторону. Худшее, что есть в этом противостоянии - это его финал. В финале, когда всё накалено до предела, происходит обычное логическое завершение истории, никакого слома персонажей за этим не следует. Их не затрагивают никакие моральные, психологические или эмоциональные изменения - они как и несчастный картонный полицейский остаются теми же, кем были в начале второго сезона. Какие чувства вызвал третий сезон? Раздражение, разочарование и наслаждение аудиовизуальным рядом. Снято талантливо, смотреть на экран приятно, разве что местами подбешивал бросающийся в глаза CGI-ребёнок. Всё что касается содержания - мракобесие. Смешанные чувства при вынесении итогового вердикта. Если оценивать этот сезон в отрыве от предыдущих, то это очень слабая работа и очень низкая оценка. Если оценивать сериал 'Игра в кальмара' целиком, то это 6 из 10
Жанровая шизофрения и нарративный хаос. Главная беда «Игры в кальмара» — абсолютная неспособность определиться с тем, чем он хочет быть. За три сезона сериал мечется, как бык в клетке, бросаясь то в детективный триллер, то в боди-хоррор, то в семейную драму, а то и вовсе в артхаусную притчу о войне в Северной Корее. Вместо цельного высказывания — каша из стилей, вместо глубины — бесконечные метания между высоким и низким, между кровавой жестокостью и сентиментальной мелодрамой. Операторская работа: телевизионная серость. Если жанровая неразбериха — это кризис идеи, то визуальный ряд — это кризис исполнения. Кадры будто сняты для дешёвого прайм-таймового сериала: средние и крупные планы, никакой смелости в ракурсах, ни намёка на OTS или хотя бы минимальную изобретательность. На фоне этой унылой картинки особенно обидно смотрится игра актёров — искренняя, мощная, местами даже гениальная. Но их усилия тонут в море визуальной посредственности. Мир, который не верит сам в себя. Сериал не просто не может выбрать жанр — он не понимает собственных правил. В одной сцене героя убивают с почти ритуальной жестокостью (28 ударов ножом ), в другой — персонаж умирает от лёгкого укола, а в третьей — сражается с пробитым животом, будто терминатор. Такие нарративные качели не добавляют глубины, они лишь разрушают доверие зрителя. Каждый поворот сюжета воспринимается не как закономерность, а как каприз сценаристов, и от этого смотреть становится попросту скучно. Разделение сезонов: чисто меркантильный ход Третий сезон окончательно развеял иллюзии: разделение 2 и 3 сезонов было продиктовано не художественной необходимостью, а банальным желанием Netflix растянуть историю и выжать из подписчиков лишние месяцы оплаты. Третий сезон — не самостоятельная глава, а прямое завершение второго, и его искусственное дробление лишь подчеркивает коммерческую циничность создателей. Деньги победили. Искусство проиграло. Эпоха стримингового «хрючева» 20 лет назад зрители смеялись над вторичностью концовки «Матрицы 3». В 2025-м корейцы подарили миру новую «бессмертную классику» вторичности — сериал, который, будем надеяться, забудут так же быстро, как и большинство конвейерных проектов эпохи потоковых платформ. «Игра в кальмара» могла бы стать чем-то большим, но в итоге оказалась лишь ещё одним подтверждением печального тренда: золотая эпоха телевидения закончилась, а её место заняла эра бесконечного, бессмысленного «контента». Итог:4/10— яркие актёрские работы тонут в море визуальной и нарративной бессвязности. Сериал, который так и не решил, хочет ли он шокировать, трогать или просто продаваться.
«Вы в игре!» Электронные сообщения с таким заголовком ежедневно забивают спамом папку моего почтового ящика. Назойливый призыв сыграть в азартную игру на деньги, без притязаний на жизнь игрока, который может отказаться от соблазнительного обещания выигрыша. Но есть игры, от которых невозможно уклониться. Вы в игре. С самого рождения. Нет, на рукаве у вас ещё не указана группа крови, но порядковый номер уже значится в записях налоговой инспекции и фонда социальных услуг. Вы взвешены, измерены и оценены. Редко по истинному достоинству. Со дня Рождения начинается та самая игра на выживание. Тот бодрый старт, после которого нет пути назад, и всё во власти жестокого выбора, который делаете вы, решая, как вам поступить, и те, другие, которые решают, что с вами делать. Поступить по-людски, расчеловечить или расчеловечиться, - то, чем заняты игроки и наблюдающие за ними важные персоны, с восторгом встречающие очередное падение: продолжая сюжетные линии второго сезона, новые эпизоды увлекают игроков в глубины нравственного распада, когда, чтобы выиграть, надо убить, когда надо убить, чтобы выжить. Выход игроков в игровую зону под вальс Иоганна Штрауса сродни очереди в газовую камеру. Общим условием при этом становится беспощадная смерть, внезапная и неотвратимая, забирающая, если не самых лучших, то вполне себе симпатичных людей, превращая шоу в торжество злодейства, оправдывающее себя соблюдением «демократических процедур». Детективная часть остаётся при этом сопутствующей формальностью, а участие «важных персон» сводится к паясничеству и клоунаде, неловко обозначающей безликое зло с глобалистскими замашками. Отдать должное, хорошо поставленный экшн способствует драматизации и нагнетает психологическое давление как между отдельными персонажами, так и внутри разделённого на две части сообщества игроков, усиливающееся с непредсказуемым появлением нового участника, одним своим существованием усложняющего многозадачность внутри смертельной игры, участники которой, казалось, уже давно сбросили маски, ничуть не сомневаясь в себе. Введение в игру нового лица, наряду с символическим значением, олицетворяющим беззащитность перед рулящим твоей судьбой совсем нелицеприятным большинством, катализирует и без того бурлящие конфликты, по мере продвижения к финалу сужая пространство для бескомпромиссного выхода из угла, куда людей загоняют объявленные правила. Статус нового участника игры придаёт слогану сериала «45.6 Billion Won is Child's Play» несколько особых оттенков. Но главный герой он на то и главный. Ли Джон-дже не утруждает себя чрезмерными стараниями, отсутствие которых оператор старается компенсировать повторяющимися портретными кадрами с неизменно страдальческим выражением его лица, так что многие другие актёры, даже снятые в профиль, оказываются в выигрышном положении, а Им Щи-Ван так вообще готов был полностью перехватить инициативу у главного. Однако план игры был иной, поэтому её итог соответствует заданному сценарием результату, а финал вместо поэтического вышел прозаическим, всё с тем же горьким привкусом глобальной механики человеческого бытия, где нет ни любви, ни сострадания к ближнему.
Третий сезон 'Игры в кальмара' на деле оказался еще шестью сериями второго. В целом, тут всё было понятно и зимой. История Ки Хуна имела две развилки, и шоураннеры выбрали не наиболее логичный, а наиболее перспективный с точки зрения бесконечных спин-оффов. Слухи про Финчера, американские и британские версии - теперь больше похожи не на вбросы фан-базы, а продуманный маркетинг. В худшем и наиболее вероятном случае это приведет франшизу к судьбе 'Пилы', где в X-й части слезу ронял только Джон Крамер, превращенный создателями в потрепанного и сумасбродного старика-лузера, от философии которого не осталось и следа. С каждым сезоном 'Игра в кальмара' теряла эффект новизны. Для подобных проектов это критично. Игры заканчивались. Представленные в финале прятки и скакалочка - это уже не про корейскость, не про перенос локальной идентичности на мировой уровень, а нефильтрованный глобализм. Хотя те же прятки - это почти эталонно выставленная драматургия. С ней у корейского феномена по-прежнему всё отлично. От гибели игроков тут все еще не по себе, а после некоторых смертей кнопка паузы - жизненно необходима. Хорошо с саспенсом, психологической глубиной, бесконечными выборами между плохим и плохим. Аудиовизуальный стиль 'Игры в кальмара' привычно совершенен. Античная трагедия привычно совершенна. Человеческая натура привычно нет. Третий сезон не просел нигде кроме концовки. Как была лишней линия про брата-полицейского, лишь утяжеляющей хрон, таковой она и осталась. Как была странной и существующей вне философии сериала линия снайперши из КНДР, таковой она и вышла в итоге. 'Игре в кальмара' вообще не нужен был мир извне. Зрителям (как VIP, так и тем, кто по ту сторону экрана) нужны только игры. Здесь витает магия этого шоу. Его зритель постоянно обнаруживает, что он такой же. Он то непременно надевает на себя костюм игрока, думая, а как бы он поступил тут или тут, то, а это куда проще, ассоциирует себя со зрителем. Можно даже налить себе в меру дорогой напиток перед просмотром и нацепить маску. К финалу 'Игра в кальмара' до предела увеличила сатиру на демократические институты. Традиция левого кино плюс недавние события в корейской политике обязывают. Впрочем до политической агитки тут далеко. 'Игра в кальмара' хромает на обе ноги, когда пытается выходить из герметичного мира игр. Ттакджи в Нью-Йорке с Кейт Бланшетт, милосердие немилосердных, пинок в корейскую бюрократию, частые нелогичные ходы Фронтмена, так изощренно придумавшего игры и тонко понимающего человеческую психологию. Критическое ревью на 'Игру в кальмара' могло занять целый том. Но сериал не про это. Он про то, что люди всегда люди. Точнее, что почти всегда среди людей их не оказывается. Те, кто смотрят, восхищаясь в очередной раз, демонстрируют свою ненасмотренность. Но люди и не обязаны знать всё, что было до них. Они же люди. Да и финальный выбор Ки Хуна доказал лишь одно. Люди есть, но их мало. И популяция пойдет за ними, только если верить в какую-нибудь пассионарную теорию этногенеза. Но следовать ей уже давно не модно. Модно делать миллионы мемов про карусель с Таносом и сахарными печеньками. И будьте уверены, третий сезон 'Игры в кальмара' на этом поле тоже преуспеет
Классическую историю об играх на грани жизни и смерти режиссёр и сценарист Хван Дон Хёк оборачивает в социальную обёртку, подав материал технически стильно и круто. Несмотря на отсутствие новизны, стандартный сюжетный материал смотрится с интересом, а предсказуемые для многих сюжетные твисты и сюрпризы разбавляют виденный не раз концепт. Музыкальная тема, декорации, цветовые решения, дизайн костюмов — всё выполнено блестяще и радует глаз. Отдельно стоит отметить и бомбический актёрский состав, вываливающий на зрителя тонны харизмы, в которой можно просто захлебнуться на радостях. А звёздные камео отдельная вишенка на торте. Однако ближе к финалу, особенно после ключевой шестой серии, действие начинает заметно притормаживать, а концовка и вовсе демонстрирует всевозможные сюжетные штампы, которые несколько снижают впечатление. Но, как ни крути, это добротный и крепкий проект, сделанный со вкусом и техническим мастерством. А значит, посмотреть его однозначно стоит. Главное, не ждать от него революции. Второй сезон получился добротным и неплохим, хотя до накала и мощи первого сезона разумеется не дотянулись. Но, на мой взгляд, сделали достойно и интересно, пусть и повторы имеют место быть, но и без твистов не обойдется. В первых двух эпизодах раскрыли более детально одного занятного персонажа, ввели новых, а новые яркие игроки — гады ещё те, хотя и среди положительных героев есть интересные и притягивающие внимание. Само действие на этот раз больше делает упор не сколько на игры (будут новые), сколько на отношения персонажей-игроков, и снова немного внутренней кухни. Финальный сегмент игр на выживание по накалу и драматике получился ярче и острее, и оно и понятно — тут и мощное нарастание конфронтации, новые жестокие игры и выбывание хороших (и не только) персонажей ибо понятно, что в финале должен остаться кто-то один. Отличный ритм, классно поставленный экшен, напряжение, цепляющая за живое драма, интересный дизайн в играх, занятные сюжетные ходы — смотрится с интересом и выглядит эффектно. Актёры, как и ранее, все харизмой не обделены — все в фактуре и обаянии, за хороших героев переживаешь, от плохих на трясучку пробивает. Плюс отдельные ветки про полицейского и кое-кого ещё разбавляют замкнутый антураж, и действие порой выходит за пределы острова и игровых зон. Концовка игр сделана отлично и эмоционально, примерно такого и я ожидал, а вот послесловие мне не сильно понравилось — выглядело подзатянутым и снова слишком уж по-американски сделано, что, собственно, и понятно т. к. сделан мостик к будущему американскому спин-оффу, который будет делать Финчер. Ну и без звёздного западного камео в финале тоже не обошлось. По итогу, крепкий, стильный и добротный проект, а продолжение в грязь лицом не ударило. Хван Дон Хёк планку удержал. Я доволен. 8 из 10
После грандиозного первого сезона, когда зрители столкнулись с играми на выживание, где азарт и жажда победы разрушала все дружеские связи, а детские игры завершались летальным исходом, продолжение ждали с опаской. Открытый финал первого сезона подсказывал, что главный герой, по сути, единственный выживший Сон Ги-хун не закончил с этой игрой, у него есть план. Действительно второй сезон затрагивает события спустя 3 года после финала, и мы погружаемся в расследование и поиск загадочного острова вместе с одержимым главным героем. Одновременно с Сон Ги-хуном расследование проводит детектив, связь с островом которого постепенно поясняется во флэшбеках. В этом и плюс продолжения, так как авторы показывают, что стало с героями, пережившими игры в первый раз. К сожалению, Южная Корея уже через популярные стриминг-сервисы демонстрируют социальные, экономические проблемы граждан. Это вам не просто так попасть с многомиллионными, многомиллиардными долгами. Люди погрязли в кредитах, скрываются от кредиторов, но совершенно не стараются найти выход из сложившейся ситуации. Для проверки принципов первые две серии демонстрируют нам, как сторонники игр способны находить игроков, всегда оставляя им право выбора. Встреча с Ги-хуном приятно развивает уже известные нам события, чтобы зритель знал, что персонаж готов пойти на всё, лишь бы избавиться от этих маньяков. Но как остановить игру, если ты даже не знаешь, где место проведения? На этот счёт сериал продолжает повествование двумя параллельными сюжетными линиями, чтобы показать, до чего может дойти рвение справедливости и чести. Любопытно, что авторы игр также решают поменять правила, позволяя людям соперничать между собой. Как и в прошлый раз, как бы вы не стружились, не объединились, игры будут вас разделять между собой. Удобно, что после каждой игры предоставляется шанс, который психологически действуют на всех участников игр. Во втором сезоне режиссёр Хван Дон-хёк показал обратную сторону персонала на примере одного солдата и сразу же, без интриги, раскрыл перед зрителем ключевую карту. Персонажи не знают того, что уже известно зрителю, отсюда ты ждёшь подвоха в каждый серии, что вот-вот раскроется ширма, вот-вот участники сделают что-нибудь опрометчивое. Серию за серией мы сталкиваемся с играми, которые привнесли что-то новое. Но чем ярче и красочнее представлена игра, тем драматичнее выглядит осознание проигрыша. Детские игры, в которые вынуждены играть взрослые, представляют нам смесь страха, переживания, скованности, злобы друг на друга. Организаторы игр настраивают участников друг на друга, играя на потребностях, проблемах. Это не просто развлечение для богатеев, это сильное психологическое влияние, когда кажется, что выбор сделал ты, а на самом деле, всё уже давно решено. Таким образом, заключительные серии показывают нам нечто новое и интригующее. Прохождение игр, сокращая численность участников, мы уже видели, поэтому авторы пошли дальше. Финал сезона завершается на нераскрытой теме, когда перед главным героем раскрывается очередной обман, бросая персонажа с глубокое отчаяние. Сезон получился захватывающим, интригующим. Режиссёр не забывает ведённые сюжетные линии, показывая, чего достигли те и другие персонажи. Ждём развязку летом.
17 сентября 2021 года на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Игра в кальмара», который смело может претендовать на звание лучшей кинопремьеры сентября. Трейлер появился в сети за две недели до выхода сериала и обещал нам завораживающий и жестокий триллер с достаточно оригинальным сюжетом. Произведение корейского режиссера было высоко оценено как теми, кто смотрел также нашумевший «Бумажный дом» и жаждал увидеть нечто похожее вновь, так и новыми зрителями. Кадры из «Игры в кальмара» стремительно разлетались по всей сети, и не осталось практически ни единого человека, который хотя бы раз не слышал об этом сериале. История рассказывает зрителю о Ки Хуне – обычном корейце, который потерял работу и увяз в многочисленных долгах. К кипе денежных проблем также прибавляется скорое расставание с единственной дочерью. Однако у героя появляется шанс исправить ситуацию, ведь встретившийся ему в метро незнакомец предлагает заработать приличную сумму денег с помощью игры и исчезает, оставляя визитку. Однако безобидная «игра», на которую бездумно соглашается Ки Хун, оказывается битвой за деньги с другими отчаявшимися, также мечтающими избавиться от неимоверного количества кредитов. Соревнование, в котором предстоит участвовать герою, состоит из шести раундов, за основу которых взяты популярные детские игры, а цена за проигрыш – жизнь участника. Южная Корея, в которой разворачиваются события сериала, известна своим сильным социальным неравенством. Это не может оставить зрителя равнодушным при наблюдении за окружающими главного героя людьми и их действиями. В интервью для издания The Hollywood Reporter режиссер Хван Дон-хёк признался, что идея, взятая за основу сериала «Игра в кальмара», пришла ему в голову, когда он сам был практически на мели. Прочитав большое количество комиксов со схожей тематикой, он придумал концепцию игры на выживание за деньги. Режиссер также отметил, что в тот момент сам был готов поучаствовать в таком шоу. В другом интервью, данном изданию IndieWire, Хван Дон-хёк рассказывает об идее сериала, которую он хочет донести до зрителей. По его словам, кинокартина должна показать всю суть современного общества с его жестокой конкурентной средой и капитализмом. Стоит отметить, что все старания режиссера окупились, и придуманная в глубокой бедности история сделала его богатым. Нельзя упускать из виду и недостатки произведения. Во время просмотра меня часто смущали диалоги героев, которые совершенно не вяжутся с трудной и жестокой ситуацией, в которую они попали. Зачастую зритель может поймать себя на мысли о неестественности реплик того или иного персонажа. Стоит отметить, что сюжетная линия, посвященная корейским полицейским, не вызывает особого интереса, так как их персонажи зачастую проявляют алогичность и продажность, которая, по моему мнению избита множество раз и стала неким стереотипом. Но данные минусы не могут перекрыть динамичность, харизму основных героев, атмосферу жестокого шоу на выживание, играющего на контрасте детских игр и смертельной расплаты за проигрыш в них. «Игра в кальмара» раскрывает нам не только натуру корейского общества, но и нашего собственного. Всем нам интересно наблюдать за кровавой бойней других людей. Мы смотрим серию за серией, интересуясь тем, кто из запомнившихся персонажей умрет в следующем раунде и выживет ли симпатизирующий нам игрок. Говоря о симпатизирующих персонажах, нельзя не упомянуть индийского актера Анупама Трипати, выделяющегося своей искренностью, наивностью и добротой. Он определенно запомнился большинству аудитории с хорошей стороны, но это не единственная его роль в произведении. С помощью этого персонажа демонстрируется еще один порок корейского общества – повсеместный расизм: они не доверяют иностранцам и всячески дискриминируют их в обычной жизни. Отдельно стоит похвалить визуальное оформление сериала. Здесь замечательно все: необычные броские декорации, которые своей таинственной эстетикой напоминают мультфильмы Тима Бертона, синхронность солдатов, перехватывающая дух, дополняемая напряженной фоновой музыкой. Именно такую идеальную формулу окружения вывел Хван Дон-хёк. Ну и, конечно же, основная проблематика произведения заключается в психологии людей в отношении денег. Даже поверхностного просмотра хватит, чтобы осознать, что вся идея сериала построена вокруг мысли о том, что деньги делают из нас монстров. Должник с многотысячными счетами по кредитам не будет раздумывать при возможности разбогатеть, даже если придется делать нечто противоречащее его изначальным принципам. Деньги развращают нас и могут захватить разум, перерасти из желания в навязчивую идею. Несмотря на резкую манеру изложения, мысли режиссера абсолютно верны. Он облачает истинное лицо нашего жестокого мира, погрязшего в коррупции, неравенстве и вечной борьбе, погоне за богатством.
Несмотря на неоднозначные оценки, я до сих пор не понимаю, почему этому сериалу ставят меньше восьми, как минимум. Голодные игры? Совсем не соглашусь. Здесь нужно отдать должное декорациям, актерам, различным 'фишкам', которых больше нигде не встретишь. Настолько выдержана стилистика: начиная от костюмов, до музыкального сопровождения. Сюжетные линии переплетаются совершенно неожиданным образом, вы до конца сериала не будете понимать кто придумал игру, кто за этим стоит, останутся ли люди в самый решающий момент, желая расстаться со своей прошлой жизнью или будут расплачиваться кровью дальше. Действительно, экранизация будет вас держать в постоянном напряге, а конец каждой серии заставлять машинально переключать на следующую серию. Хочу отдать должное 'Игре в кальмара' за рефлексию, самоанализ, потому что задумаетесь вы о многом, будете искать ответы на вопросы, которые постоянно возникают в голове на протяжении всех серий. И посмотрите тысячи обзоров, чтобы услышать разные мнения на этот счет: теории заговора, кто над нами властвует и тд. И как модно сейчас говорить: гештальт в конце сериала не закроется! Даже не ждите. Потому что в последней серии, казалось бы, все встает на свои места и можно выдохнуть, но тут сценаристы снова не дают нам расслабиться, не оставляя шансов..
Победитель, горюющий по потере недавних друзей, погибших в игре, при этом пользующийся по итогу выигрышем, рассказывает в последнем эпизоде по телефону, что так делать с людьми нельзя, но почему то забывает, что всем участникам дали выбор после первого испытания, почти все вернулись, зная какие могут быть последствия, алчность перевешивает всё происходящее далее, поэтому мне искренне не жаль всех, кто вернулся, выбор сделан добровольно, каждый знал, что его может ожидать, но при этом пелена на глазах и вера в победу перебивали здравый смысл, итог сериала, как в фильме Горец: Останется только один) Сюжет не новый, но заставляется задуматься над тем, как в наше время человек делает выбор, находясь на весах, где с одной стороны возможность безбедно жить, а с другой смерть, сериал показывает как человек из товарища, перед неизбежной смертью готов пойти на всё, лишь бы остаться живым, даже ценой жизни друга и какие могут быть последствия... Тяжело сказать, как бы человек повел себя в той или иной ситуации, но находясь в таких условиях, люди готовы пойти на всё ради победы, теряя человеческий облик.