Вдова Эдит Претти подозревает, что на принадлежащей ей земле спрятаны сокровища. В попытке найти сокрытое она организовывает на территории археологические раскопки. Картина, действие которой разворачивается в 1939 году, рассказывает об обнаружении и раскопках курганного некрополя Саттон-Ху. Саттон-Ху (Sutton Hoo) — курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк, где в 1938—1939 годах были сделаны, возможно, самые значительные археологические находки в истории Великобритании, включая нетронутый погребальный корабль англосаксонского короля рубежа VI и VII веков. Обнаружением сокровищ Саттон-Ху учёные обязаны любознательности и энергичности Эдит Мэри Притти. Эта особа, наслышанная от местных старожилов о скрытом в курганах золоте, увлекалась столоверчением. Когда ей стали мерещиться таинственные фигуры на холмах, миссис Притти решила успокоить их души путём проведения раскопок и обратилась за помощью к сотрудникам Ипсвичского краеведческого музея. В 1939 году землевладелица и больная вдова с единственным сыном из Саффолка Эдит Притти нанимает местного археолога-самоучку и землекопа Бэзила Брауна для работы над могильными курганами в своем сельском поместье в Саттон-Ху недалеко от Вудбриджа. Тем временем по всей стране готовятся к наступающей войне: солдат забирают на войну, в Лондоне готовятся к 'авиа-атакам', а в небе летают самолёты. Зацикленный на своей работе Браун ездит на велосипеде, живёт со сварливой женой, и в одиночку работает (однажды, его заживо закапывает обрушением земли). Музей не взялся за 'раскопки', а вместо него занимается другим - 'римской виллой'. Утренний туман, жаркое дневное солнце, проливной дождь - поле с курганами преподносит любые сюрпризы, как и золотые украшения. Приезжает брат Эдит - Рори (который хочет уехать на войну) и другие археологи (в частности муж с женой) и начинают помогать в этих неожиданных 'счастливых раскопках'. «Раскопки» (англ. The Dig) — британский драматический фильм-байопик режиссёра Саймона Стоуна, основанный на одноимённом романе Джона Престона 2007 года. Понятная, но в тоже время тонкая и изящная история. Любопытная операторская работа Марка Элея 'в духе тандема' - Эммануэля Любецки и Терренса Малика (следует и наблюдает за героями) - диктует и направляет сам дух картины: попытка людей понять 'бушующий мир' и попытка 'ухватиться за миг' истории. Все хотят понять прошлое, но не могут понять настоящее. Музыка Стефана Грегори также помогает создать атмосферу фильма. Таинственное прошлое и таинственное будущее - эффектным образом сплетаются здесь, а персонажи остаются открытыми и живыми перед небом и с лопатой в руке (совсем как в романах Айрис Мёрдок или Элизабет Боуэн). Целая команда прекрасных актёров, создают живые образы: Кэри Маллиган (лучшая актёрская работа), Рэйф Файнс, Лили Джеймс и Джонни Флинн. Кто-то открывает для себя средневековое золото на поляне рядом с домом, а кто-то войну (погибший пилот в реке) и новую любовь.
Сдержанная историческая повесть – жанр, в котором британцы, наверное, освоились лучше всего. «Раскопки» относится к этому типу кинолент: основанная на реальных событиях драма повествует об обнаружении в 1939-м археологом-самоучкой Бэзилом Брауном захоронения шестого века. Конечно, вся процедурная сюжетная нить, сконцентрированная на археологической работе, ведь богатая вдова Эдит, на чьей территории и располагается курган, влюбляется в неэмоционального и женатого Брауна, а младший сын женщины уже считает археолога новым отцом. Сюжетно этот фильм слишком страдает от разрывов в повествовании. Первая половина почти полностью сосредоточена на попытках Бэзила и Эдит откопать скрытое в земле сокровище. Эта часть отмечается хорошим темпом и демонстрирует привлекательное взаимодействие персонажей. Хотя романтический элемент достаточно предсказуем, и он не является центральным в картине, в нём всё равно что-то есть. Однако примерно на середине «Раскопки» резко меняется. Не заходя на территорию спойлеров, становится ясно, что многие элементы сильно преувеличили по сравнению с реальной жизнью. Бэзил, как персонаж, вообще отходит на второй план и в сценарии выделяют новых героев: археологов, которые приехали на раскопки после того, как курган объявили историческим достоянием. Эти личности решают свои проблемы, вызванные доморощенным любовным треугольником. Исторический контекст же представлен с вниманием к деталям. Взаимодействие между актерами непринужденное: ведущая пара в лице Маллиган и Файнса демонстрирует сильную химию (больше платоническую, нежели романтическую), а скрупулезное воссоздание быта британцев на пороге Второй Мировой добавляет ненавязчивости происходящему. К сожалению, стоит сюжету во втором акте сделать резкий крен в сторону мелодраматических сентенций у юной девушки-археолога, которую играет Лили Джеймс, «Раскопки» резко спотыкается. Сценарий сосредотачивается не на том, на чем следовало бы. Этот фильм чувствуется сжатой версии истории, которой надо было дать больше времени, чтобы она дышала, увлекала и эффективно влияла на эмоции. Втиснутый в двухчасовой интервал инцидент не может быть раскрыт так, как следовало бы: дело в повествовании, которое отклоняется от курса. В итоге зрелище становится ничем не примечательным, но хотя бы не особо загруженным. 6 из 10
Благодаря приключенческим франшизам по типажу «Индианы Джонса» и «Мумии», порой нам кажется, что полевая работа археолога – настоящее экшн-приключение с обязательными погонями, драками с нечистью, опасным сотрудничеством с охотниками за ценностями... И как же тоскливо становится от осознания, что это специальность заключается не в атлетических состязаниях в модной шляпе на голове, а в кропотливой работе с землей, в многолетних исторических и искусствоведческих исследованиях с вытекающими оттуда бюрократическими сложностями. Об этой, абсолютно неромантизированной стороне профессии и повествует картина Саймона Стоуна «Раскопки» и, что удивительно, она оказывается не менее увлекательной, чем ее приключенческие конкуренты и собратья. Фильм ставит своей целью рассказать об истории обнаружения курганного акрополя Саттон-Ху, расположенного на территории графства Саффолк. Повествование не делает археологический быт лишь бэкграундом для развертывания исторической драмы, всё получается ровно наоборот: личные драмы становится поддерживающим историю элементом, первостепенным же фактором остается рассказ о самых масштабных раскопках на территории Великобритании, благодаря которым Британский музей обзавелся коллекцией украшений эпохи викингов и даже погребальным кораблем англосаксонского периода, созданного на рубеже VI и VII веков. Также для создателей было важно пролить свет на важную историческую личность, на археолога-самоучку Бэзила Брауна (Ральф Файнс), без которого раскопки не увенчались бы успехом и который только недавно, уже посмертно, получил признание среди коллег и табличку рядом с найденными им же экспонатами. Фильм досконально изучает историю обнаружения памятников, повествует и о личной инициативе Эдит Притти (Кэрри Милиган), выкупившей участок с курганами, и о Бэзиле Брауне, поддержавшем ее на сложном пути, и о спорах между представителями Британского и Испвичского музеев, кому принадлежат находки. Очень точно, опираясь на фотохроники, воссоздан и быт арехологов на месте работы, осложненный риском повредить древний корабль. Сугубо познавательное намерение, направленное показать, что у каждого предмета есть своя история, соединяется с трагическим повествованием о предвоенном периоде 1939 года, когда и археологи, и обычные люди существовали в ожидании страшного. Но, британский исторический байопик нельзя было бы в полной мере назвать британским, если бы создатели обошлись без личной драмы, развернувшейся на фоне раскопок. История миссис Притти, авантюристки по своей натуре, без всяких предпосылок верившей в успешность своего предприятия, поистине трагична. Она – вдова с маленьким ребенком на руках, вдобавок к этому у нее серьезные проблемы с сердцем, из-за чего сын может в любой момент остаться сиротой. Раскопки для неё – последнее и самое важное дело в жизни, тот самый лично выстроенный островок спокойствия в океане предвоенной лихорадки. В момент перелома современной истории она стремится вернуться в прошлое, ища ответы о цикличности происходящего, о месте человека в реалиях космической бесконечности. Погребальный корабль, ведущий в Вальгалу и найденный именно за несколько мгновений до войны, подобен армейским поездам, везущим молодых мальчиков на их последнюю битву, на Рагнарёк индустриального мира. По-своему трогает и история Бэзила Брауна, ещё одного идейного человека, относящегося к археологии как новой поэзии. Лавры, за которыми гонятся представители музеев, ему непонятны, но в дружбе с Эдит, в их совместной работе, он находит личное спокойствие. Несмотря на то, что фильм кишит разнообразными героями, только Эдит и Бэзил кажутся зрителю по-настоящему живыми, свободными от сует, повелевающих массами. Картина «Раскопки» по своему размеренному, местами убаюкивающему темпу, напоминает «Аббатство Даунтон», только повествует не столько о людях, сколько об их месте в сотворении, воссоздании ленты времени. Время, попытка ощутить этот доселе непонятный термин, пронизывает все повествование: спокойные пейзажи с величественными кургнамаи сменяются видами предвоенного Лондона, сугубо деловые диалоги героев вдруг сменяются разговором о сущности бытия и космосе. Биографическая история предстает не только как художественное изложением фактов, но и как рефлексия авторов, за которой проглядывается неуверенность в завтрашнем дне.
Этот фильм о раскопках в Саттон-Ху — курганном захоронении недалеко от Вудбриджа, в графстве Саффолк на востоке Англии, выгодно выделяется тем, что источником для сценария служат не просто исторические сведения, а связно изложенная история в литературном исполнении. Положение, которое послужило к пользе и полноте впечатления от картины. И сказалось как на слаженности сюжетной основы, так и на её составляющих: драматической, лирической, даже диалоговой частях. Автор одноименного романа Джон Престон, помимо прочего, является племянником одной из непосредственных участниц, Пегги Пиггот (Лили Джеймс), — персонажа одарившего повесть любовной линией. Она попадает на раскопки, поскольку, будучи молоденькой супругой одного из перспективных археологов, обладает хрупким девичьим сложением, что дает ей возможность проводить исследование почвы без особого риска повреждения артефактов находящихся непосредственно под ногами. Однако, обделённая вниманием мужа, сосредоточенного на поисках мертвых предметов и налаживании полезных связей, она скоро вступает в живую связь с Рори, молодым племянником главной героини фильма Эдит Притти (Кэри Маллиган), по чьей инициативе в 1938г и были открыты раскопки. Каждый из участников киноповести, имеет свой набор полезных ископаемых, который просится быть обнаруженным. Эдит Притти, вдова, недавно похоронившая мужа, сама безнадежно больна. Но она находит в себе силы осуществить грандиозный замысел по раскопкам в Саттон-Ху, который является частью её владений унаследованных от мужа. Вместе с тем, она воспитывает любознательного сына, который грезит о полете на космическом корабле, в который мечтает взять свою маму — королеву с далёкой звезды, которую давно ждут её небесные подданные. Ребенок догадывается о болезни матери. А в это время, нанятый Эдит Притти раскопщик по имени Бэзил Браун (Рэйф Файнс), откапывает остов корабля англосаксонского захоронения VIIв, что обещает настоящую сенсацию для британской археологии. Приехавший на место Чарльз Филипс, археолог и светило Кембриджского университета, — роль которого досталась очень характерному актеру Кену Стотту, неуловимо напоминающему нашего Евгения Весника (старшее поколение знает) — по договоренности с Британским музеем, пытается взять все работы в свои руки. Возникает конфликт за первенство открытия. Бэзил Браун, будучи непрофессиональным археологом, едва имеющий даже школьное образование, но раскопщик по призванию и энтузиазму, опасается быть обойденным квалифицированными коллегами. А тут еще надвигается война и над головами людей, то и дело проносятся самолеты, а по радио объявляют об оккупации Польши гитлеровскими войсками. Весь этот клубок событий и лиц, случайно связанных одним делом, создает контекст вневременности происходящего. Прошлое, настоящее и будущее связываются в один узел, в одну точку бытия. И черно-белые фотографии, внимательно фиксирующие хронику произведенных работ, как будто способны открыть гораздо больше, чем на них отображено.
Фильм, который душевно смотрится под пледом и с чашкой чая. Эдит Притти решает заняться перспективными курганами, которые обнаруживает на своей земле. Большинство профессиональных археологов трудятся на срочных раскопках какой-то южной виллы, да и их услуги стоят немало. Придется обходиться копателем-энтузиастом Бэзилом Брауном. Остальные считают его полезным, но недостаточно квалифицированным: ни степени, ни хотя бы профильного образования. Снобизм будет посрамлен, когда окажется, что земля скрывает находки, переворачивающие представление о культуре англосаксов. Находки, обнаруженные исключительно благодаря вере Эдит, прозорливости и труду Бэзила, а также поддержке близких героев и местных жителей. События разворачиваются на пороге Второй мировой войны, что ставит вопрос об уместности перелопачивания земли для чего-то кроме окопов. Каждый из героев по-своему может ответить на этот вопрос. Эдит в исполнении Кэри Маллиган выполняет долг перед умершим мужем, перед местами, которые были ему дороги. Попутно она возвращается в детство, проведенное у развалин церкви, а также создает яркие воспоминания для сына. Бэзил (кряхчащий и ворчащий Рэйф Файнс) видит в артефактах прошлого связь поколений. Он считает своей целью достойно реанимировать жизнь, которая скрыта в веках. Да, война - повод бояться за будущее, но куда важнее знать прошлое и верить, что рано или поздно тоже отзовешься в сердцах потомков. К сожалению, фильм не останавливается на проблемах истории. Здесь и семейные отношения, и запретная любовь, и любовь обречённая, и реакция на смерть, и бессилие перед надвигающейся бедой, и национальная гордость и делёж славы. Из-за этого картина осыпается под тяжестью ответвлений. Будто хрупкая почва кургана, которая так и норовит засыпать исследователей-зрителей с головой. Однако каждый раз, когда фильм возвращается к основной теме, он возвращает зрителя на твёрдую почву. Просто увлеченные и преданные делу люди работают где-то в пейзажах Суссекса. Будто смотришь на полотна Констебла или Миллле. И возможно это тот уровень умиротворения, которого сейчас не хватает.
РАСКОПКИ Если вы вдруг в раздумьях над тем, каким фильмом заполнить свой вечер выходного дня, то позвольте порекомендовать вышедший на Netflix британский фильм 'Раскопки' (The Dig, 2021). Фильм рассказывает реальную историю молодой вдовы Эдит Претти, которая приглашает археолога-любителя Бэзила Брауна обследовать на ее земле несколько курганов, про которые ходят легенды. Собственно, в одном из курганов он найдет останки корабля и захоронение английского короля VII века, известное как Саттон-Ху. Сама по себе история простая и служит лишь рождественским деревом, на котором развешаны игрушки. Поскольку дело происходит в 1938-1939 годах, то в воздухе носится ожидание скорой войны и атмосфера приближающейся беды пронизывает фильм. В маленьких деталях, второстепенных эпизодах мы видим подготовку людей к войне. Мы привыкли к тому, что англичане довели до совершенства свои костюмные исторические фильмы и сериалы, которые мы смотрим ради уюта и быта. Здесь же при всей простоте истории поражаешься тому, как любовно и тщательно прописаны главные и второстепенные персонажи. За 2 часа нам про каждого немного расскажут и опишут характер, избегая ненужных титров, исторических вставок и флэшбеков в прошлое. Такие фильмы, не претендующие на миллиардные сборы и масштабные рекламные компании, за последние годы стали редкостью, но к счастью не умерли, а переместились на полки стриминговых сервисов, где могут радовать нас, сидящих на диване, холодными зимними вечерами.
В 1939 году произошло удивительное событие. Любознательная женщина Эдит Претти наняла археолога Бэзила Брауна, чтобы он устроил раскопки у неё на участке. Браун был археолог-самоучка, но он умудрился выкопать из земли англосаксонский корабль 7-го века — в мире археологии это стало крутой находкой. Об этом событии рассказывает только что вышедший фильм «Раскопки» (The Dig). Археолог, в исполнении известного британца Рэйфа Файнса, даже и не подозревает, в каком важном деле участвует. Можно долго рассказывать про то, какую серьёзную работу он проделал и как его вклад был признан лишь только недавно, но, как ни странно, хоть фильм и пытается восстановить историческую справедливость, он всё же не только про раскопки. Как раз в 1939 году Великобритания вступила во Вторую мировую войну. Авторы фильма пытались передать атмосферу обыденной жизни, в которую шаг за шагом вторгается война. Вот над головой пролетели самолёты. Вот вышли газеты с тревожными заголовками. Ещё немного и привычный научный мир будет разрушен, а археология станет не нужна — всё вокруг поглотит война. Тем не менее фильм получился не трагичный. Он показывает работу археологов и заставляет задуматься о мимолётности жизни. Герои фильма невольно задаются вопросом, а что останется после них через тысячу лет? Откопают ли что-то их потомки и будет ли кому откапывать, если над головой то и дело пролетают военные самолёты. Но глядя на то, с каким упоением работает археолог Бэзил Браун ответ, кажется, напрашивается сам собой. Не так уж важно, какой мы оставили в этой жизни след, если мы с увлечением прожили свою жизнь.
Основанный на реальных событиях, новый фильм молодого 35-летнего британского режиссера Саймона Стоуна рассказывает о том, как накануне Второй мировой войны вблизи маленького английского городка Ипсвич любитель-археолог Бэзил Браун, которого великолепно играет Рэйф Файнс, разрывает курган и находит старинный корабль-гробницу. Фильм об археологе-любителе не поражает размахом и спецэффектами, основная его прелесть — в крепком продуманном сценарии и актёрской игре. Рэйф Файнс в очередной раз доказывает свой драматический талант. Браун в его исполнении - мудрый профессионал, который в условиях пренебрежения к нему со стороны высокомерных коллег умеет сохранить своё достоинство и знает, ради чего он трудится. Главная женская роль в фильме у Кэри Маллиган. Она играет Эдит Претти — измученную болезнью женщину, которая вынуждена скрывать от всех свою слабость и свои чувства за образом холодной и отчужденной аристократки. Маллиган в очередной раз успешно справляется с ролью сильной женщины в мире высокомерных мужчин. Помимо Файнса и Маллиган в фильме играют Лили Джеймс, Джони Флинн, Кен Скотт, Моника Долан и другие. Все они сумели создать на экране запоминающихся персонажей, за взаимоотношениями которых интересно наблюдать. Герои фильма — не известные исторические личности, а маленькие люди, которые делают свою работу. Но глядя на их профессионализм, на их мужество, начинаешь понимать, что именно из таких маленьких кирпичиков и строится здание общемировой истории. Как итог, “Раскопки” — неожиданно очень хороший и многогранный фильм о связи времен, о силе духа, о профессионализме, о мужестве, о смерти и о надежде. 9 из 10
«Раскопки» - свеженькая историческая драма, в создании которых британцам нет равных. Красивая картинка погружает нас в Великобританию 1939 года. Воздух и диалоги пронизаны духом неотвратимой войны, а наши герои страстно желают найти то, что закопано под курганами. Предчувствие, понимаете ли? Полупрофи лихо берётся за дело и... его погребает под землю. Опасное это занятие - археология. Сокровища просто так никому не достаются. Между женатым землекопом и милейшей вдовой возникает симпатия, которая вот-вот перерастет во что-то большее, но к середине фильма мы вдруг забываем, что фильм вообще-то об археологии, и увязаем в семейных проблемах второстепенных (!) персонажей. Что это? Сценаристы заполнили зияющую брешь на 120 страницах или же главные герои, отказавшись от своих чувств, уступают место молодым? А может, это в романе, по которому снят фильм, второстепенным героям уделяется много внимания? Так же в ленте есть эпизоды, никак не влияющие на сюжет (упавший самолёт). Фильм к просмотру рекомендую. За 2 часа у меня ни разу не возникло желания его выключить. Можно смотреть всей семьёй, разврата мною не обнаружено. 9 из 10
Сдержанный британский фильм с прекрасным актерским составом и невероятной красоты видом. Фильм приятно смотреть, но для меня он стал очередным и нейтральным. Очень сложно правильно сбалансировать историю о реальных людях и допущения, необходимые для конфликтов. После сцены взаимодействия героя Рэйфа Файнса (Бэзила Брауна) с землей (странное описание, чтобы избежать спойлеров) я стала воспринимать остальные события как средство драматургии. От этого стали нарастать мысли «не верю». В том числе и к реальному факту, о котором я прочитала уже после просмотра фильма. В целом же, если простить пару сценарных решений, то фильм неплохой. Рэйфу Файнсу очень идет эта роль. Не сомневаешься, что он простой человек, который знает свое дело и любит его. Кэри Маллиган редко подводит по актерской игре. Жаль только, что во второй половине фильма она из главного героя превратилась во второстепенного. На первый план вышли новые персонажи, и, к сожалению, я ими не прониклась. Что запомнилось от фильма? Природа и виды переданы очень вкусно. Утренний туман, ливень, звездное небо – все здесь полноценная часть фильма, а не фон. Они создают условия, препятствия для человека. Служат для его умиротворения или поиска чего-то большего. Мотив времени, связи и смерти. Последнее путешествие к звездам древнего человека близко и нам, сколько бы веков не прошло. Открытие, которое было совершенно, правда, невероятно. Эдит Перри и Бэзил Браун заслуженно не должны быть стерты из памяти и истории. И здорово, что такие хорошие артисты отдают им должное. И исторические события, не связанные со шпионами или войной, в которых нет ярких опасностей и приключений, начинают привлекать внимание.