Национальные хорроры я уважаю, поэтому, узнав от доверенных комрадов о качественном хоррорке из Африки, записал название в блокнотик и на целый год отложил просмотр. Такие фильмы нужно смотреть в подходящей компании, а такая долго не могла собраться. Однако звёзды наконец сошлись, и фильм был просмотрен. Результат получился... кхм... занимательный. История начинается с представления троицы колоритных наемников, грабящих кого-то ради чего-то где-то на чёрном континенте. Три архетипа: лидер-голова, мускулы и молчаливый шаман. Скрываясь с места преступления, они вынуждены залечь на дно в маленькой деревушке, где, по законам жанра, совы не то, чем кажутся. И не буду кривить душой: первая половина фильма — один из самых впечатляющих аудиовизуальных опытов, пожалуй, даже за последние полгода. Снято превосходно, оператор творит чудеса и не стесняется длинных планов, сложных композиций и неожиданных переходов. Технически — просто бомба. И некоторые сцены в плане взаимодействия персонажей и музыки аккомпанирующей их действиям - чудесны. Музыкальное сопровождение в целом — изысканное сочетание африканских ритмов и современной электронной музыки. Барабанные переливы, сплетаясь с роковыми мотивами, гипнотизируют и создают неповторимую атмосферу. Актеры очень харизматичны, и хотя почти все играют достаточно стереотипные образы, делают это весьма убедительно. Главный актер, которому предстоит изобразить даже некоторую драму, — настоящая находка, и будем надеяться, что у него с карьерой всё сложится хорошо. Вот я хвалю фильм, хвалю по всем пунктам, но вначале я упомянул о первой половине. Всё вышеперечисленное актуально именно для неё, с пиком качества в застольной сцене, отсылающей к «Шреку 2». Однако в середине фильма происходит первая сюжетная перестрелка, и... внезапно фильм резко теряет в качестве и превращается в бледную тень самого себя, напоминая неудачную вариацию на тему «Чёрной дыры». Мол есть враждебный рой монстров снаружи и нужно сплочённой командой бежать к условному звездолёту теряя ребят по пути. А ведь первая половина — это настоящий драматический триллер на интересную и актуальную, особенно для Африки, тему детей-солдат. Кроме Metal Gear, я, пожалуй, нигде не видел подобного раскрытия этой темы, а здесь постарались и сделали интересно. Но затем фильм скатывается в очень посредственный мистический боевик, где появляются крайне неинтересные нарисованные духи, по которым нужно стрелять. И нужно куда-то бежать. Проседает не только смысловое наполнение, но и качество в целом. Складывается впечатление, что и оператор перестал искать интересные решения, и актеры поняли, что нужно изображать пив-пав, а не кривить рожи. Всё резко становится плохо. Если бы фильм обрезали на середине, я бы поставил ему десятку, не раздумывая. Тем более что логически он там вполне себе завершается. Но в сочетании с отвратительной мистической второй половиной я даже рекомендовать его не решаюсь. Поэтому скажу так: смотрите до первого выстрела из ремингтона. Как только он прозвучит, выключайте фильм и всё недосказанное додумайте сами. Так вы получите наилучшие впечатления. Ещё советую пропустить субтитры через онлайн-нейропереводчик. Благо такие сервисы уже есть и доступны по первой ссылке в гугле. Там сразу загружаешь srt файл и получаешь другой srt на нужном языке. К сожалению, никто на русский язык субтитры не переводил, а если смотреть в дубляже, то потеряется одна из самых сильных сторон фильма — местный колорит. То, как африканцы шпрехают на французском, — прекрасная и запоминающаяся особенность картины. Дубляж автоматически уменьшит ценность картины, как минимум, на четверть. Я отсутствие субтитров обнаружил уже во время просмотра, поэтому смотрел с английскими, и, скажу честно, это было тяжело. Субтитры явно писали с официального английского дубляжа, а там сленга — половина текста, причем сленга в лучших традициях Urban Dictionary. Лучше переведите нейросетями. Да, будут ошибки, но это лучший вариант. Фильм оставляет после себя двойственное чувство. Первая половина — настоящий шедевр, который хочется пересматривать. Но вторая... увы, она разбивает вдребезги всю магию, и это невыносимо обидно.
Дельта реки Салум. Это название отсылает нас к древнему государству, пропавшему в двадцатом веке и имеющему историю, более древнюю, нежели современные Германия и Италия, образовавшиеся в 19 веке. Салум притягивает к себе трех наемников, занимающихся весьма сомнительными делами во время переворота. Нас не спешат ввести в курс дела и прояснить все детали. Среди недомолвок и полутонов неожиданно высветится странная ситуация: детей приносят в жертву ради неких сущностей. С этими сущностями и придется столкнуться героям. Итак... Лента дарит нам замечательный африканский колорит. Скромная природа. Еще более скромный быт. Зато как реалистична поездка в квадроциклах с канистрой. Тысяча миль без единой заправки. Напряжение помноженные на безмятежность выдают настоящих монстров. И монстры эти здорово отличаются от западных видений. Антропоморфное скопление насекомых - между тьмой египетской и смерчем. Правдоподобно, глубоко и показывает нам совсем другой взгляд на вещи. Выразителен и красочен финал с великой рекой Салум приносящей печаль. Так что, сложно назвать эту ленту шедевром. Но ее смотреть мне было определенно интересней, нежели заурядный боевик или триллер из Европы или США. Это было самобытно. Как в свое время - 'Музыкант' Родригеса. Картина чуть не дотягивает для того, чтобы стать полноценным хитом, но не выделить ее положительно нельзя. Я уважаю самобытность и вижу большие перспективы в африканском кино. 'Салум' - как раз один из авансов в новой большой игре 6 из 10