Диббук: отзывы и рeцензии

Любыч
Любыч21 марта 2021 в 09:26
Дело было ночью...

Давайте начнем с того, что фильм Кита Томаса не имеет отношения к термину 'Диббук'. Это уже вольности наших отечественных локализаторов, которые решили придать истории дополнительного колорита. На самом деле название проекта звучит, как 'The Vigil', и это скорее относится к чему-то зловещему, опасному и непредсказуемому. Но если не брать в расчет игры с названием, которые не всегда оправданы, то стоит сконцентрироваться на самом главном. Вся эта история проходит через молодого парня по имени Яков. Он недавно решил уйти из хасидской общины, потому что больше не видел себя в ней. Но с деньгами у Якова все равно проблемы, найти хорошую работу оказывается не так просто, из-за чего он соглашается на подработку, которую ему подгоняют старые товарищи по общине. Все-таки свои своих не бросают даже тогда, когда их пути расходятся. Так вот, Якову нужно прийти в дом, где лежит покойник, и исполнить функции шомера. В общем все, что нужно, это посидеть ночь с трупом, почитать молитвы, а потом положить в карман деньги. Вроде все просто, но мертвый человек оказывается не таким и безобидным. Мало того. что он вроде как движется в тени. так еще и может в любой момент напасть на Якова. А тут нужны стальные нервы, чтобы со всем этим совладать. Этот фильм получился не то, чтобы очень страшным, но колорит в нем чувствуется. Мне вообще нравятся фильмы ужасов, старюсь смотреть исключительно достойные хорроры и не разочарован, что мое внимание пало именно на 'Диббук'. Но в это же время я признаю, что фильму до звания шедевра еще очень и очень далеко. В нем есть атмосфера и настоящая жуть, но вот действие часто стоит на месте, а ты все смотришь и ждешь, ну когда же произойдет что-то интересное. Хорошо хоть откровенных глупостей тут не было, а то вообще мне бы пришлось опечалится. Главный герой играет хорошо, но я не скажу, что он мне чем-то особенным запомнился. Парень просто выполняет свою работу, пугается и пробует вызвать у нас эмоции. Иногда выходит, иногда нет. Вот такой вышел у нас 'Диббук'. Фильм совсем не гениальный, но в нем есть неплохие идеи и вообще вся эта тема с хасидской общиной оказалась интригующей. Не зря посмотрел, хоть и надолго фильм в голове не задержится. 5 из 10

juliettalogos
juliettalogos28 января 2021 в 16:51
Один на один с кошмарами

Сейчас очень мало заметного выходит в кинотеатрах, на что реально не жалко времени. В жанре ужасов кризис. Но увидев постер со знакомым словом 'Диббук', я решила посмотреть этот фильм и не пожалела. Новое творение Blumhouse под названием 'Бдение' ('Диббук' в нашем прокате), казалось бы, не показывает ничего принципиально нового, но в то же время, отличается от того, что я видела раньше. Молодой человек Яков отдаляется от еврейской общины после несчастного случая, который унес жизнь его родного человека. В результате долгих уговоров, он соглашается поработать шомером, в обязанности которого входит оберегать душу покойного, читая над телом молитвы. Стоит ли говорить, что Яков относится к своим обязанностям халатно и очень скоро пожалеет об этом. Сюжет сразу предполагает отсутствие активных действий или смену локаций. Это надо понять сразу и не ждать каких то ярких поворотов. Обстановка очень неспешно и поступательно начинает накаляться и давить на зрение, на сознание. Минимальное количество действующих лиц никак не портит впечатление. Тут не требуется 'богатый' актерский состав. Вся картина держится на эмоциональном напряжении и моральной составляющей. У фильмов такого жанра не часто бывает какой то глубокий смысл или поучительная идея. В 'Диббуке' же присутствует определенная смысловая нагрузка, на которую сделан большой упор. При скромном бюджете, такая концепция оказывается вполне удачной и единственно верной. Из шорохов и странных звуков, минимального количества визуальных эффектов, этнического саундтрека вышла необычная и запоминающаяся картина на любителя. 8 из 10

alexgpomor
alexgpomor14 января 2021 в 04:05
Еврейский «Вий»: «плюсы» и «минусы»

Почему-то считается, что успех фильма обуславливается исключительно успехом всех составляющих его элементов. На мой взгляд, нет ничего более далекого от истины. Главное - не идеальная драматургия, режиссура, актерская игра ets, а их баланс, чтобы недостатки одного перекрывались достоинствами другого. 'Диббук' - хороший пример этого. У создателей ленты явно то ли не было достаточно денег на спецэффекты, то ли не было знакомого хорошего 3D-дизайнера, который бы сделал в фильме визуальные эффекты и без денег. Такое сложно, но, как показывают примеры некоторых австралийских и новозеландских хорроров-малобюджеток, вполне возможно. Однако создатели ленты, как видно, не отчаивались - и решили центром тяжести сделать драматургию. 'Самые страшные чудища не те, которые появляются на экране, а те, которые рождаются у зрителя в воображении' - несомненно, именно под таким девизом и снимался 'Диббук'. И конечно, любители хоррора этот концепт могут только приветствовать. Неожиданный шаг был сделан при создании сценария - хотя действие происходит где-то в еврейской диаспоре (в рецензиях пишут, что это Нью-Йорк, хотя по косвенным признакам - скорее, где-то в Европе), за основу (хотя в титрах это и не упоминается) явно был взят... 'Вий' Гоголя. Экранизаций русской классики, чье действие перенесено в другие времена и страны, не счесть, но все же еврейский Гоголь... думаю, уже это для поклонников жанра будет аргументом 'за'. Однако, к сожалению, выдержать до конца уровень своего оригинального концепта создателям ленты не удалось (хотя финал здесь весьма качественный). Назвался груздем - полезай в кузов: для революционной экранизации 'Вия' и персонажей должно обрисовать по-гоголевски. А так зрителю приходится думать и гадать, реконструируя жизнь той же мадам Литвак. Разумеется, если вы специалист по истории второй мировой или хотя бы начитаны по этой теме, для вас это (наверное) не составит труда... ну а если нет? Кажется, именно поэтому зрительские рейтинги 'Диббука' такие низкие, при столь большом количестве похвал профессиональных кинокритиков. Справедливости ради, кое-что в фильме для такой реконструкции есть, и отдельные эпизоды, помогающие это сделать (например, воспоминание о расстреле) - наиболее впечатляющие в 'Диббуке'. Но это именно отдельные эпизоды, а не весь фильм. Эффект драматургии, конечно, мог бы усилиться за счет хорошей актерской игры. Вспомним Леонида Куравлева и особенно Наталью Варлей в советском 'Вие'! Или впечатляющий актерский ансамбль в 'Десяти негритятах' Говорухина (по своему сюжету - 'кошмар в замкнутом пространстве' - сходном с 'Вием', хотя и снятом по Агате Кристи). И в сценарии 'Диббука', на мой взгляд, были потенциально сильные персонажи - готовые образы для хорошего актера. А Яков и мадам Литвак - вообще готовые герои 'протагонист/антагонист' для классического конфликта! Однако актерская игра в 'Диббуке', увы, посредственная. Иногда даже в голову приходит мысль, что все это хотели компенсировать за счет спецэффектов, но вот бюджет обрезали. Видимо, по похожей причине в 'Диббуке' остались и сюжетные ляпы, ретушируемые в стандартных хоррорах визуальными эффектами и 'мясом'. 7 из 10 Только за драматургию, и в первую очередь - за ее концепт.

ars-projdakov
ars-projdakov19 декабря 2020 в 19:43

Студия Blumhouse в последнее время представляет собой уникальное явление. С одной стороны, она изначально специализируется на производстве и выпуске разнообразных фильмов ужасов. Причем речь идет не о каких-то проходных ужастиках «на разок», а о по-настоящему достойных картинах, получивших статус культовых. Среди наиболее ярких примерах можно назвать «Паранормальное явление», «Астрал», «Прочь» и другие. С другой стороны, компания периодически экспериментирует с драматическим жанром. Причем успела выпустить картину, которая в свое время сумела даже завоевать три Оскара (речь идет об «Одержимости»). В любом случае, можно быть уверенным в серьезном подходе к выпускаемому материалу. Так, одной из последних работ является мистический фильм ужасов «Диббук», о котором пойдет речь. Синопсис Бывший член хасидской общины Нью-Йорка, молодой еврей Яков, несмотря на то, что пока не оправился от недавно пережитой трагедии, соглашается стать шомером – человеком, который согласно древней еврейском традиции должен провести ночь рядом с телом недавно усопшего, защищая его от злых духов. Однако Яков и предположить не мог, что ему действительно придется столкнуться с темной сущностью, обитающей в доме покойника, которая когда-то преследовала усопшего при жизни, а теперь переключилась на Якова. Игра актёров Хотя в фильме присутствуют другие актёры, всё же «Диббук» можно охарактеризовать как «моноспектакль», поскольку всё внимание сфокусировано на главном героя Якове. Якова сыграл малоизвестный актёр Дэйв Дэвис, которого прежде можно было увидеть во второстепенных или эпизодических ролях в таких крупных картинах, как «Игра на понижение» и «Логан». В «Диббуке» он воплотил образ Якова, бывшего члена хасидской общины, когда-то глубоко религиозного человека, который был сломлен произошедшей у него на глазах трагедией с младшим братом. Теперь по тлетворным влиянием злого духа Якову предстоит взглянуть своим страхам и внутренним демонам в лицо и определиться, пережить эту утрату и жить дальше или сдаться как усопший. Режиссура Режиссер фильма Кит Томас снял классический образец психологического хоррора – того самого ответвления в жанре ужасов, в котором эмоциональное напряжение или внутренние переживания героев обретают форму сюрреалистических образов, которые становятся для них своего рода шоковой терапией. То же самое в «Диббуке» переживает главный герой, у которого на глазах убили его беззащитного младшего брата, которого он мог спасти, но не сдвинулся с места из-за парализовавшего его страха за собственную жизнь. Чувство стыда и вины вкупе с полной потерей веры буквально сломали героя как человека, из-за чего он вообще решает покинуть общину хасидов, которой должен был посвятить всю жизнь. Из-за этого он не может строить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми и симпатизирующими ему женщинами. Но всё это неожиданно меркнет по сравнению с тем, что ему предстоит пережить, потому что на этот раз он столкнется с такой сущностью, которая будет не только питаться его страхом, но и рвать его душу. Так, атмосфера «Диббука» отличается высочайшим давлением, вызванным не только мрачной обстановкой, прерываемой пугающими скримерами, но в целом некомфортной ситуацией, когда зритель вместе с героем вынужден переживать снова и снова то, что предпочел бы забыть. На протяжении фильма герой вынужден не только в целом разобраться в причинах происходящих вокруг него событий, но принять свою душевную травму, пережить её, а далее решить, двигаться дальше, либо позволить темному духу сломить его окончательно. Сценарий Действие сюжета происходит в Нью-Йорке в районе, населенным преимущественно выходцами из «земли обетованной». Главный герой Яков посещает собрание молодых евреев, которые делятся своими впечатлениями о жизни в Нью-Йорке. Сам герой особо не разговорчив. Судя по всему, он сам недавно вступил в этот клуб и как будто не оправился от какого-то события в прошлом, воспоминания о котором причиняют ему такие душевные и эмоциональные страдания, что он вынужден принимать психотропные препараты и регулярно посещать психоаналитика. Периодически к нему приходят члены хасидов, предлагая ему вернуться в общину. Но в этот раз всё ограничивается лишь простой просьбой провести обряд, став на одну ночь шомером – специальным человеком, который должен провести ночь рядом с телом покойника, оберегая его от злых духов. Вроде бы простая формальность, за которую ему еще заплатят деньги. Но не тут то было, потому что в эту ночь Якову предстоит не только действительно оберегать тело усопшего, но и самому защищаться от темной сущности, которая терроризировала покойника при жизни, а затем выбрала в качестве своей жертвы Якова. И не случайно, потому что «диббук» преследует сломленных людей. Покойник был сломлен событиями, связанными с Холокостом, а главный герой смертью младшего брата, который из-за нападения гопников-антисемитов попал под колеса машины. В итоге герою предстоит не только спастись самому, но и спасти душу усопшего, которого и после смерти терзал злой дух. Итог На самом деле, при всей затянутости фильма «Диббук» интересно смотреть хотя бы за счет знакомства с особенностями жизни американских евреев, с их культурой и наследием, которое они трепетно сохраняют даже спустя столько столетий. Да, в чём-то фильм может раздражать, да в чём-то он может показаться притянутым за уши, но однозначно, это одна из лучших работ компании Blumhouse за последнее время. Поэтому рекомендую к просмотру.

DinoMike17
DinoMike1710 декабря 2020 в 21:06
Дожить до утра

Мне нравится жанр хоррора тем, что в нем можно раскрыть самые разные темы, рассказать увлекательные, напряженные истории и сделать это нестандартно. В хорроре может удачно сочетаться мистика, триллера, драма и детектив. Таким образом в одном фильме мы можем наблюдать сразу несколько жанровых ответвлений, которые могут удачно между собой переплетаться и образовывать крепкую историю с должным раскрытием персонажей, напряженным повествованием и неожиданным, но логичным и крепким окончанием. К счастью, все это имеется в новом хорроре от студии «Блумхаус» - «Диббук». Этот фильм я настоятельно рекомендую не пропускать мимо внимания. Если говорить коротко о сюжете фильма, то он рассказывает нам о проблемах, которые свалились на голову молодому парню Якову. У него складываются совсем непростые отношения с общиной американских хасидов, в кармане нет денег, а разум гложет горькое переживание из недавнего прошлого. Тем не менее так просто оторваться от своих сородичей Якову не получится и вот уже Яков в качестве шомера (очень важная для евреев должность – отпевать покойника на протяжении ночи, пока тот находится в доме) отправляется заработать немного денег в одну из квартир, где будет происходить самое страшное… Что и требовалось доказать, некоторые души совсем не хотят лететь в Рай, и тем более в Ад. Они считают, что им нужно задержаться в нашем бренном мире. Только настоящая проблемка в том, что эти самые души после смерти земного тела преображаются в нечто неконтролируемое и жестокое. Они ищут себе новое тело и чем, скажем, тот же Яков не подходит для того, чтобы в него вселиться? Не завидую я этому парню, но хоррор есть хоррор и нам придется пережить эту ночь с ним на пару, а это будет совсем не просто. Главной особенностью этого фильма я могу назвать углубление в еврейскую культуру и ее особенности. Конечно что-то такое мы уже видели в «Нерожденном» с Гэри Олдманом и «Шкатулке проклятия», где главную роль сыграл Джеффри Дин Морган (Ниган из «Ходячих мертвецов»), но я не скажу, что тема еврейской (читай - хасидской) культуры и мифологии была раскрыта там в полной мере. В этом плане «Диббук» конечно получился нереально интересным и страшным, что немаловажно. Все эти старинные писания, обряды и ритуалы стали для меня чем-то реально новым и неизведанным. Так что хоррор в очередной раз доказал, что может удивлять не хуже, а то и лучше других жанров. По крайней мере по части информативности здесь все очень хорошо. Но и сам фильм довольно страшный, и это стоит отметить особо. Все-таки мы смотрим ужастики для того, чтобы пощекотать себе нервы. Каждый раз, когда в объективе камеры появляется вот это жуткое нечто, с которым приходится иметь дело Якову, мне становилось не по себе, хотя демон из «Астрала», и кукла Аннабель меня, если честно, особо не впечатлили. Все-таки круто, когда на вид скромные хорроры оказываются настолько находчивыми и умело нагнетают саспенс. «Диббук» мне действительно понравился. Но еще лучше то, что он сумел меня впечатлить. Так как хоррор относится к моим любимым жанрам, то я говорю о фильме исключительно со знанием дела. Если не боитесь – то смело смотрите. А если боитесь – тем более надо глянуть! 8 из 10

Македонский101
Македонский10110 декабря 2020 в 06:57
Ночная смена

В последние годы, хоррор-кинематограф переживает взлет популярности особой категории фильмов, нарекаемой как «slow burner». Обычно такие картины плавно, без особого стремления по сюжету (по крайней мере в первой половине хронометража) вязко погружают зрителя в атмосферу беспокойства и напряжения, делая акцент на детальной проработке персонажей и усиливают саспенс за счет постепенного стирания границ между нормой и искажением, реальностью и фантазией, привычным и контрастирующе-неудобным. Создатели подобных картин, сознательно отказываются от специального применения моветона в жанре — например бесконечных скриммеров, физиологически подробной смерти в кадре или же заштампованного сюжетного построения. Вместо этого акценты смещаются на исследование природы страха, психологического и терапевтического перерождения персонажей и их личностной трансформацией, а боди-хоррор уходит на второй, третий план. А то и вовсе не появляется. Все вышеперечисленное, с периодичностью несколько раз в год демонстрируется на больших, малых и фестивальных экранах. Безоговорочным поставщиком качественного «слоуберна» здесь считается давно уже культовая студия «А24» - «Ведьма», «Солнцестояние», «Маяк», «Реинкарнация», «Оно приходит ночью», «История призрака», «Убийство священного оленя» - все эти картины так или иначе попадают под ту самую категорию «умный хоррор». Также марку держат и другие представители от разных независимых студий, которые в нашем прокате все чаще выходили из под крыла «Экспоненты», что и приметила «Диббука» - «Бабадук», «Мама», «Оно следует за тобой», «Паранормальное».Даже «Нетфликс» нет да нет, но тоже представит подобные фильмы, но чаще им чего-то отчаянно не хватает и я могу лишь выделить замечательную картину «Ритуал» и мой безоговорочный фаворит сериал-антологию «Призраки дома на холме/усадьбы Блай» от Майкла Флэнагана. Поэтому неудивительно, что и самая жанровая студия «Blumhouse», которая больше специализировалась на так сказать «прямолинейных пугалках», также решила расширить свой ассортимент и выдала довольно неплохие в этом направлении «Окулус», «Синистер», «Мы» и оскараносный «Прочь». Нужно ли говорить о том, что «Диббук» также ступает на территорию «пост-хоррора» и продолжает исследовать психологию человека и природу его страха, лишь немного поменяв механику, но заимев вполне любопытный зачин, который отсылает зрителя ни много ни мало к советской классике 1969 года «Вий». По сюжету молодой человек по имени Яков, посещает встречу американских евреев, пытающихся обустроиться в современном обществе, вдали от своей общины. Но у Якова не только финансовые проблемы, помноженные на непонимание чужих традиций — его преследует настоящая психологическая травма. И после того, как бывший раввин уговаривает Якова побыть шомером (охранником-наблюдателем) во время религиозного ритуала Шемира, ситуация резко ухудшается. Выясняется, что мистер Литвак - покойник, которого главному герою нужно стеречь до погребения целую ночь, - одержим демоном-диббуком. И нечисть уже положила глаз на истерзанную душу Якова. «Диббук» (или изначально «Бдящий») уже неплохо заявил о себе на фестивале в Торонто и его там сразу же окрестили «спящим» хитом. Теперь он проснулся и готов радовать зрителей, благо радовать есть чем. Сюжет обволакивает и затягивает с самой первой минуты, медитативно погружая в насыщенный психологизм происходящего и заставляющий испытывать дискомфорт от происходящего на экране каждые 15 минут. Зритель вместе с героем, начинает пристально смотреть в каждый темный угол и прислушиваться каждому шороху, начиная паниковать от всего этого и быть дезориентированным от происходящего, уже не понимая что происходит здесь реально, а что лишь плод воображения нестабильного разума. Все снято в камерных локациях, но скрупулезная съемка порой умеет поразить своей красотой, композицией кадра и умело снятыми сценами. О самом режиссере и актерском касте я сказать ничего не могу, у них не такой уж известный бэкграунд, и в большинстве своем это полноценный дебют. Но определенно после этой картины их ждет хорошее будущее, если продолжат в том же направлении. «Диббук» — не история древнего демона и его страшных деяний. Это картина о душевной нестабильности, психологии и моральном истощении. Мракобесие, происходящее вокруг может дать ему необходимую терапию, исцеление и перерождение. Но этого можно и не достичь. Главное, пытаться сохранять ясность ума. 8 из 10

PALPATINE
PALPATINE9 декабря 2020 в 19:09
Эта ночь станет для него большим испытанием

Порой даже после смерти человеческая душа не в состоянии отыскать покой. Происходит это преимущественно из-за того, что человек был банально не готов уйти в иной мир, у него остались незаконченные дела, или же он совершил самоубийство, которое не позволяет душе смириться с произошедшим и привязывает ее к материальному миру. В таком случае может произойти большая беда, ведь беспокойный дух может начать искать тело, в которое можно вселиться, а это значит, что находящийся неподалеку человек может стать жертвой потусторонней силы и последствия подобного столкновения могут быть самыми печальными. И об этом нам в весьма тревожной и пугающей форме говорит действительно жуткий хоррор под названием «Диббук», который просто обязан привлечь внимание поклонников жанра. Во главе этой истории находится молодой парень по имени Яков Ронен (Дэйв Дэвис), у которого наметился очень непростой период в жизни. Испытывая определенные финансовые трудности, он также не может найти себе место в родной еврейской общине, что приводит к дополнительным проблемам. Однако парень все-таки обладает большими знаниями по части хасидской культуры и однажды ему придется ими воспользоваться. Но только Яков совсем не подозревал, чем именно это для него обернется Приняв приглашение посетить дом, где лежит покойник, Яков должен провести в этом месте ночь, читая специальные молитвы в качестве шомера. Вроде бы в этом нет совершенно ничего необычного для человека, знакомого с обычаями хасидов, однако прибыв на место, герой вскоре начинает ощущать, что помимо него и хозяйки здесь есть кто-то еще. Все говорит о том, что в доме завелся диббук, неуспокоенная душа, желающая как можно дольше задержаться в нашем мире. И если вовремя не сориентироваться и не провести все необходимые ритуалы, то так просто от этого ужаса будет не избавиться. Для режиссера и сценариста Кита Томаса «Диббук» является наиболее амбициозным фильмом в карьере и стоит признать, что автор проделал внушительную работу, поставив действительно пугающий, холодящий кровь хоррор, в котором очень много жутких, пугающих моментов, а напряжение не спадает до самого конца. Когда мы вместе с главным героем оказываемся внутри зловещего дома, то моментально понимаем, что дальнейшее время станет для Якова отнюдь не возможностью легкого заработка, а проблемой, от которой напрямую зависит его жизни. И когда потусторонней сущности надоест играть, то может случится нечто воистину кошмарное, справиться с коим будет предельно сложно. Фильм умело играет на наших страхах перед неизведанным, старается демонстрировать нетривиальные приемы из области экзорцизма, а потому «Диббук» мне во многом был интересен гораздо больше, чем некая иная реинкарнация «Изгоняющего дьявола», коих мы видели уже немало. Также к достоинствам картины можно отнести не самый известный, но определенно талантливый актерский состав, который сумел проявить настоящие, честные эмоции и показать, что порой мистика является настоящей угрозой и ее никак не причислить к безобидным детским сказкам. Дэйв Дэвис отлично справился с ролью Якова и во многом благодаря нему мы смогли в доступной форме раскрыть для себя таинства хасидской культуры, а также то, что по обыкновению скрыто от глаз посторонних и способно вызвать не просто тревогу, а настоящий кошмар у неподготовленного человека. В итоге хочу сказать, что «Диббук» представляет собой интригующее и действительно страшное зрелище, которое привносит в жанр хоррора необходимую свежесть. Создатели фильма постарались выстроить свои историю таким образом, чтобы напряжение взаправду не спадало до самого финала и после просмотра зрителям пришлось всматриваться в темные уголки более внимательно, ведь велика вероятность того, что там спряталось нечто зловещее. Так что смотрите и пугайтесь, в этот раз ужасы действительно страшные. 8 из 10

Egorche23
Egorche238 декабря 2020 в 16:17

Объявленный чуть ли не основателем нового жанра – «еврейский фильм ужасов», фильм некоего Кита Томаса «Бдение» (известный в русском прокате, как «Диббук») является, конечно, вещью в себе и проектом любопытным. Не значит, что качественным или по-настоящему концептуальным: пускай лента не особо глубоко погружается в богословие или даже конкретные традиционные еврейские суеверия, культурный контекст добавляет новизны этому небольшому и едва заметному кинофильму. Простоватый, ограниченный, как по месту действия, так и интеллектуально, «Диббук» является фильмом более чем скромным, хотя и самобытным. Яков – молодой человек, некогда покинувший ортодоксальную общину и делающий неуверенные шаги в новом, чуждом ему светском американском обществе. Он безработный, переживает из-за смерти младшего брата и очень беден, как духовно, так и материально. Яков получает заманчивое предложение от ребе: поработать за вознаграждение «шомером» – человеком, который совершает ночное бдение у тела недавно умершего человека. Яков делал это раньше для членов семьи, так что опыт у него есть. Его новый, кхм, «подопечный» – некто Литвак, еврей, переживший Холокост, а последние года существовавший как затворник. Его супруга ещё жива и страдает от деменции. Всенощная для Якова превращается в кошмар: жуткие образы начинают серьезно пугать не слишком эмоционально стабильного главного героя. Как и многие подобные ему фильмы, «Диббук» в значительной степени опирается на скримеры, возможно, более эффективных здесь из-за общей сонной атмосферы. Надо отдать должное режиссеру, поскольку Томас избегает слишком большого количества буквальных ужасов, т.е. почти не изображает злых существ или паранормальных эффектов, полагая, что фантазия зрителя способна родить самый больший страх. Так оно и есть, а с учетом мрачного жилища, чей дизайн довольно выделяется, может скрывать по-настоящему опасные вещи. Постоянно растущая тревога не преувеличивается, а с точки зрения отдельных элементов, будь то дизайн, или звуковое сопровождение, «Диббук» сделан весьма сносно. Специфика «Диббука» позволяет сделать определенные выводы, как о еврейской культуре, так и о корнях антисемитизма. Современные сюжетные ходы фильмов вроде «Прочь» открыли творческие дороги для людей наподобие авторов «Диббука»: кинопроизводство очень скромное, но очаровательное. Если это ничего не значит для зрителя, то набор выпрыгивающих бабаек, которых так много в «Диббуке», окажется устаревшим: несмотря на специфику сеттинга, фильм подвержен принципам дешевых ужастиков. Конечно, даже самому гнусному и дешевому хоррору нужны реальные идеи, чтобы сработать, тем более, что этот жанр весьма ограничен. Всё же «Диббук» выбирает правильную философию, хотя в ленте, кажется, основанной на укоренившихся приступах веры, больше внимания уделяют самым примитивным из приемов, чем собственным темам и хорошему визуальному восприятию. 5 из 10

ЧестноеКино
ЧестноеКино1 декабря 2020 в 18:47

Юный еврей Яков по личным соображениям дистанцировался от своей общины несколько лет назад. Но однажды его просят побыть шомером (не путать с шоуменом) - это человек, который согласно старинной традиции, остается дежурить всю ночь с телом усопшего. Яков нехотя соглашается на подобную подработку, сулящую ему кругленькую сумму денег... Сдержанный, тревожный хоррор, основанный на традициях и веровании еврейской религии. Главный герой, окутанный посттравматическим синдромом из-за потери младшего брата, отвернулся от иудаизма и пытается безуспешно справиться с давящим чувством вины по отношению к себе. Вполне частое явление, когда после ужасной трагедии человек теряет связь с религией, но как писал Егор Летов «...не бывает атеистов в окопе под огнем...». И зритель наблюдает, как режиссер с помощью хоррор элементов, возвращает в Якова веру и надежду. Главному герою, как в произведение Гоголя «Вий», придется провести целую ночь наедине с холодным трупом, пытаясь не дать демону выбраться наружу. Лента накаляет внутри неприятное и неуютное ощущение, вызывая клаустрофобию давящими стенами с пожелтевшими обоями, и жуткими звуками, доносящимися со второго этажа. Если капнуть глубже, то сквозь понятный каждому символизм, мы наблюдаем сражение не только с чем-то потусторонним, но в первую очередь с внутренними демонами главного героя, его чувством вины и утери. Тем лента и интересна, что процесс экзорцизма представлен в виде борьбы с самим собой, дабы изгнать демона, питающегося душевной болью. Копание в самом себе и ежедневное самобичевание мучительно медленно уничтожает человека и это страшнее любого монстра. Мораль: на месте главного героя, следовало бы включить сериальчик на Netflix - время до утра пролетело бы незаметно. В итоге атмосферный хоррор, тесно переплетенный с религией, и сражению, как с реальными, так и внутренними демонами. 7 из 10

Hunger
Hunger8 октября 2021 в 11:36

Якова, переживающего тяжелые времена, приглашают на ночь побыть шомером. На первый взгляд, работа не сулила много трудностей, поскольку покойный был уважаемым человеком в ортодоксальных кругах, однако по мере развития событий выяснилось, что покойный был одержим диббуком, а тот, в свою очередь, уже вовсю ищет нового носителя. Первое, от чего прямо-таки захватило дух и пророчило хороший ужастик, так это саундтрек, сделанный под стать атмосферным фильмам, в современном стиле. Что ж, саундтрек оказался обманчив. Вместо атмосферы нам преподнесли слабую мистическую драму, где Яков испытывает целый сонм переживаний по поводу погибшего младшего брата, закатывает истерику психотерапевту, девушке, с которой только-только познакомился. Смотрится это, честно говоря, очень скучно и жалко. Действие фильма разбавляет злой дух, проявляющийся по мере развития сюжета, однако настолько предсказуемые действия нечистого могли быть спланированы только силами не очень умелого сценариста. За исключением саундтрека, постоянно обещающего трындец главному герою, в фильме есть пара презабавных сцен – та, где Яков жалуется на жизнь на собрании, а также та, где он вовсю уверенно торгуется с раввином за шомеру. Противоречивость героя убивает наповал, из серии «Хочу, чтобы мне много платили практически просто так». Не знаю, с какой целью подобные фильмы выводят на массовый рынок. Критики высоко оценили «Диббука», однако, как и бывает практически всегда, зрители разнесли его в прах. Настолько банальные фильмы оставляют трещину на черепной коробке.