Стоит человеку покинуть зону собственного комфорта, оказаться вдали от привычного уклада вещей, то он сразу начинает ощущать нечто тревожное. Его разум постепенно даже готов поверить в то, что ранее казалось не более, чем забавной историей, которая не имеет ничего общего с реальностью. И чем экзотичней рассказ, тем большее влияние от имеет на нашу психику. В особенности пугающей, и даже удручающей для человека современного цивилизованного толка являются африканские мистические верования, которые разительно отличаются от христианских религиозных обрядов и порой выглядят форменным варварством. И самое интересное то, что с каждым годом любителей вуду, худу и прочих ответвлений необычайного экзотического колдовства становится все больше, однако его еще нельзя назвать нормой жизни, от чего она не только вдохновляет, но и пугает. Так что совсем неудивительно, что заданная тематика периодически находит свое место на экране, попадая в сферу внимания талантливых кинематографистов, которым есть что поведать своей аудитории, и чем ее напугать. Одним из фильмов, который во всех кровавых красках демонстрирует натуралистичные и мистические ужасы африканской черной магии, оказался также и 'Заклинание', который может быть и не стал особым жанровым событием, однако сумел привлечь свое внимание и заинтриговать поклонников хоррора, которым завсегда хочется увидеть нечто нестандартное, а также интригующее. Итак, сюжет фильма знакомит нас с Маркусом (Омари Хардвик), успешным мужчиной, который прекрасно знает, чего хочет от жизни и берет свое, не требуя для этого особого разрешения. Не испытывая стеснений в материальных средствах, Маркус завел счастливую, крепкую семью, у него уже подросли двое детей, которые совсем скоро выпорхнут из родительского гнездышка и в общем-то можно сказать, что делать ему больше нечего. Однако все, как известно, познается в сравнении. Узнав о кончине своего отца, с которым у него в последние годы складывались далеко не самые лучшие отношения, Маркус посчитал, что ему необходимо воздать усопшему последнюю дань уважения и для того, чтобы как можно скорее добраться до пункта назначения и назад, герой решает воспользоваться небольшим частным самолетом, ведь он точно может себе это позволить. Отправившись в путь, семейство Маркуса даже не подозревало, насколько кошмарным окажется путешествие, ведь пролетая над Аппалачами, их самолет терпит крушение, после чего наступает абсолютное забвение... Когда же Маркус приходит в себя, то понимает, что произошло нечто ужасное и в дальнейшем проблемы будут только нарастать, ведь его спасительницы, немолодая Элоиз (Лоретта Дивайн) не собирается так просто отпускать неожиданного гостя. Так что Маркус оказывается заложником эксцентричной и местами совершенно несговорчивой дамы, которая обитает вдали от больших городов, да еще и практикует черную магию, с которой совсем скоро придется столкнуться главному героя. Все ведет к тому, что Элоиз, а также ее последователи, задумали провести некий устрашающий кровавый ритуал, а значит Маркусу необходимо как можно скорее отыскать свою семью и убраться восвояси. За работу над фильмом отвечали отнюдь не случайные люди и неудивительно, что его задумкой даже смогли заинтересоваться продюсеры студии Paramaunt pictures. В прошлом компания уже имела дела с фильмами ужасов, отличившись участием в разработке франшизы 'Пятница 13-е', и видя те успехи, которые делает в этом жанре Джейсон Блум, Король недорогого, но жутко эффектного хоррора, студийные боссы рассудили, что им будет не лишним поддержать Курта Уиммера и Марка Тондерая в их стремлении разнообразить ужасы и сыграть на экзотике, которая станет глотком свежего воздуха для всех зрителей, которым откровенно надоел традиционный экзорцизм, вампиры, а также иные сюжетные направления, в которых очень непросто создать нечто в действительно свежее и увлекательное. Примечательно здесь то, что сценарист Курт Уиммер в прошлом не был замечен за работой над мистическим хоррором, хотя в его арсенале есть немало интересных, разнообразных картин, многие из которых были весьма благосклонно встречены как критиками, так и зрителями. И тем не менее несмотря на то, что ужасы никогда не были излюбленным художественным направлением Уиммера, он проделал существенный труд, изучив немало интригующей информации о вуду, худу и прочих направлениях африканской черной магии, благодаря чему мифологическая основа у 'Заклинания' оказалась довольно мощной, и ее было необходимо лишь грамотно реализовать, за что и взялся Марк Тондерай. Постановщик 'Заклинания' в отличии от Курта Уиммера, уже имел дело со сверхъестественными сюжетными мотивами на съемках сериала 'Люцифер', однако его также было нельзя назвать светилом хоррора, как Джеймса Вана, Ли Уоннелла или Скотта Дерриксона. Тем не менее никто не отменяет того факта, что Тондерай довольно уверенный режиссер и он неплохо изучил самые громкие жанровые работы, не забывая при этом ориентироваться на творчество Джордана Пила, известного комика, который лихо переквалифицировался в создателя колоритных афро-американских ужасов, сумевших расположить к себе огромную мульти-национальную аудиторию. Держа в уме приемы, обеспечившие таким фильмам Пила, как 'Мы' и 'Прочь' стать настоящими кассовыми победителями и любимчиками профессиональной критики, Тондерай подключился к работе над 'Заклинанием' с выдумкой, ему хотелось раскрыть историю в жесткой, напряженной манере, в коей также была бы не лишней ирония. Конечно, в своем большинстве его фильм получился скорее мистическим триллером, нежели хоррором в его классическом понимании, и тем не менее важно то, какой эффект оказывает история на аудиторию, чем она ее вдохновляет, удивляет и пугает. И по этой части у 'Заклинания' все довольно неплохо, так как в сюжете есть необходимая острота и жестокость, причем она имеет под собой основу и от того становится еще тревожнее за то, сможет ли Маркус сбежать, отыскать близких и оказать своим поработителям должный отпор. Кроме того, режиссер оказывает достаточно внимания Элоиз, а также тем, кто не прочь принять по своей доброй воле участие в ее магических экспериментах. Конечно, нам откроются далеко не все нюансы их жутких планов, и тем не менее некоторые недосказанности оставят для зрителей дополнительное поле для смысловых маневров, а значит события, представленные в фильме, придется еще неплохо так обдумать после просмотра и как знать, может быть они натолкнут вас на какие-то особые мысли. В итоге хочу сказать, что 'Заклинание' относится к тому типу мистических картин, которые первым делом интересуют зрителя экзотикой, а также манерой изложения материала. Создатели постарались раскрыть для нас не самые известные, но пугающие мотивы африканской черной магии, у которой до сих пор очень много последователей, и самое страшное здесь не так оживающая на глазах мистика, как физические и моральные последствия от людей, задумавших провести свой кошмарный ритуал с невиновными. А ведь в реальности жертвой фанатиков различных культов может стать по сути каждый. 6 из 10
'Заклинание' относится к тому типу картин, которые интригуют и увлекают своей завязкой, но весь зрительский интерес рушит непосредственно повествование и развитие событий. Хотя поначалу 'Заклинание' действительно кажется очень достойным проектом. История знакомит зрителя с молодым мужчиной по имени Маркус, потерпевшим во время грозы крушение на своем одномоторном самолете. Сознание возвращается к Маркусу в доме вроде бы добродушной старой женщины, в которой на самом деле за напускным радушием прячется сам дьявол. Естественно, перед главным героем встает задача выбраться из проклятого дома и заодно отыскать свою семью. Привлекает 'Заклинание' в первую очередь концепцией. Лента ставит перед собой цель познакомить зрителя с некоторыми африканскими ритуалами и черной магией, и вполне с этим справляется. В этом плане фильм можно назвать как минимум любопытным. Однако чем дальше, тем большую скуку картина нагоняет. Начинаешь замечать некоторые несостыковки и ляпы, пусть и небольшие, а происходящему отчаянно не хватает динамики. Да, по сути 'Заклинание' это камерный триллер, он не должен быть перенасыщен событиями. Однако на фоне подобных проектов (даже той же 'Мизери') фильм однозначно проигрывает. Вроде и есть попытки нагнать саспенс, но они почему-то не работают. Ну и к концу лента скатывается в совсем уж мистическую тумбу-юмбу, которая превращает 'Заклинание' в какой-то фарс. По итогу фильм нельзя назвать плохим, он достаточно колоритный, присутствуют интересные эпизоды. Но если смотреть в целом - ничего особенного лента из себя не представляет. Кому в кино нравится тематика оккультизма, ритуалов и прочей черной магии - будет на что посмотреть, а так - проходняк.