Соединенные Штаты Америки – это страна культовых политических течений, она ставится в пример всему миру своей непостижимой демократией и сложившимся государственным строем. Свободные митинги и демонстрации, жизнь без страха за свое настоящее и будущее, и главное – мирное небо над головой. Так ли это на самом деле? Авторы данной картины повествуют о реальных событиях 00-х годов 21 века. Яркими завораживающими видами фильм похвастаться не может, в общем то это и не требуется, однако потемки штатского правосудия не заметить будет сложно. Заключенный под номером 760, Мохаммед Ульд Слахи – главный герой кинопроизведения и по совместительству мужественный, несломленный, преданный житель Мавритании. В один прекрасный момент его жизнь в корне изменилась, а планы перевернулись с ног на голову. Теперь дом Мавританца на ближайшие годы – кубинская тюрьма близ города Гуантанамо, где по утрам в ноздри ударяет запах свежего океана, и пустынная местность оставляет странников умирать от засухи. Разовый принятый звонок на сотовый телефон и душевная гостеприимность повысили уровень известности Слахи аж до президента. Жаль только, что популярность эта оказалась «черная» и нежеланная. Повесть длинною в 14 лет пролетает за 2 часа киноленты. Мохаммед оказался одним из сотен безосновательно задержанных исполнительными органами власти США. Более чем за дюжину лет не было предъявлено ни одного обвинения. Бездоказательная база, построенная на домыслах и предположениях – это единственный постулат стороны «смертной казни». Говоря конкретнее, 14 долгих лет адвокаты боролись за свободу Слахи. 14 лет Ненси Холландер защищала интересы своего, случайно попавшегося на ей когда-то на глаза, подопечного. Она была верна ему вплоть до снятия кандалов. Большинство людей видят то, что им позволено видеть меньшинством. И как показывает история, ошибки случались, случаются и будут случаться. Поэтому если невозможно их избежать, то нужно учиться решать их. Решать гуманно, как подобает высоко цивилизованному обществу. Фильм демонстрирует темные стороны власти и, в противоположность им, увядающие, но одновременно вечные, непорочные качества человека.
«Когда меня доставили в Америку – я обрадовался. Подумал – ведь здесь работает закон…». Это недословная цитата главного героя «Мавританца». Я не запомнила точную фразу, но смысл был такой. Люди верят в Америку, в торжество демократии, Верховенство права, законы, порядочность, презумпцию невиновности. Это все красивые слова, существуют ли они на самом деле в контексте хоть какой-нибудь страны? «Мавританец» - великолепное кино об очень сильном человеке. Оно смотрится на одном дыхании, несмотря на хронометраж и, казалось бы, предсказуемый финал. В описании фильма по сути всё сказано, если не все, то многое. А особо нетерпеливый зритель может просто открыть Гугл и почитать там историю Моххамеда Слахи – главного героя «Мавританца», ведь кино основано на реальных событиях. Его подозревают в координации терактов 11 сентября и вывозят в тюрьму Гуантанамо. Независимый адвокат Нэнси Холандер в лице Джоди Фостер берётся защищать Слахи перед законом. Только как работает этот закон? События 11 сентября – страшный теракт, который не имеет на сегодняшний день аналогов по масштабам и как бы это страшно не звучало по «зрелищности». За тысячи смертей все виновные должны ответить – перед законом и американским народом. Но точно ли все подозреваемые - виновны? Это неважно. Страна требует мести. История Моххамеда Слахи – страшная вещь. Она громит в щепки иллюзии (если такие ещё у кого-то остались) насчёт справедливости, гуманности и правильности действий властей. Плевать на судьбу всего одного человека, если её уничтожение принесёт облегчение тысячам… Впрочем, этот фильм не только обличает американское правосудие. Он ещё и о личных предубеждениях каждого. Не надо думать, что каждый мусульманин способен на теракт, а каждый американец – прирождённый гуманист. Вроде простая вещь, которую и так все знают, но наглядность – великое дело. Теперь об актерах. Тахар Рахим – великолепен. Ему веришь и сопереживаешь. Он вызывает эмоцию, его финальная речь – ком в горле. Джоди Фостер – великолепна. Сильная, уверенная в своих убеждениях женщина, за неё болеешь. Кэмбербетч – хорош как всегда, просто его персонаж немного теряется на фоне ролей первых двоих. Стоит отметить съемку, особенно некоторые флешбеки главного героя. Когда в кадре фокус только на него, а всё вокруг – размытое пятно. Зритель как будто смотрит его глазами, через экран передается паника и страх… В общем – вау! Тяжёлое, но понятное и волнующее кино 9 из 10
Фильм сразу даёт нам понять, что персонаж Рахима - хороший парень. У нас нет никакого сомнения в том, что он не может быть причастен к теракту. Милашка, порядочный семьянин, верующий, да ещё и любитель смешно пошутить. Что логично, ведь фильм при создании опирался на реальные мемуары, написанные от первого лица (а как можно написать про себя плохо?). Возможно было бы лучше сохранить правду, как интригу до конца. Чтобы у зрителя до последнего кадра была неуверенность в невиновности мавританца. Так и конфликт обвинения с защитой смотрелся бы куда интереснее, и сцены с пытками возымели бы другой окрас. Лучшей стороной фильма безусловно является то, каким образом продемонстрировано пребывания Мохаммеда Слахи в заключении. Пытки звуком, водой, бессонницей, сексуальным насилием. После такого и я бы признался, что сотрудничал с аль-каидой. Умелые переходы между временными промежутками как будто подчёркивают то, как Слахи перестаёт ощущать время в тюрьме. К тому же Тахар Рахим отлично передал образ эмоционально надломленного персонажа, которому сложно не сопереживать. Говоря о противостоянии адвокатов, перед нами два персонажа: Нэнси Холландер (Джоди Фостер) и Стюарт Коуч (Бенедикт Камбербэтч). Оба до боли преданны своему делу и своим принципам. Впрочем, их интеллектуальное противостояние будет продемонстрировано лишь двумя диалогами и скоростью копания в архивах. Я понимаю, что как такового дела заведено не было, из-за чего глупо требовать полемики между персонажами, как в недавнем “суду над чикагской семёркой”, однако так или иначе сцены с бесконечным перебиранием бумаги явно утомляют. Что происходит после? Герой Камбербэтча просто зеркально меняет свою позицию, при том, что он был самым ярким представителем правительства в фильме. То есть на стороне “плохих парней” вообще не остаётся игроков (лишь товарищ Коуча, которого явно недостаточно), остаётся в виноватых лишь самая верхушка. Между сторонами обвинения и защиты не чувствуется конкуренции, потому что все персонажи фильма исключительно совестливые и сразу начинают сопереживать Слахи, да он даже с охранником подружился. С таким обаянием непонятно вообще, как он пробыл в заключении 14 лет. Кто я такой, чтобы требовать от режиссёра объективности? У него свой взгляд на эти события. Однако от чрезмерного сопереживания одной стороне посыл, обвиняющий во всём правительство, смотрится максимально наивно и беззубо. Тем более на тему 9/11 было снято огромное множество фильмов и сложно сказать что-то новое. Безусловно в белом доме был хаос после теракта. Кто-то использовал это в своих целях, а в операциях “против терроризма” пострадало немало невинных людей. И история мемуаров Мохаммеда, как демонстрация всей той несправедливости, безусловно достойна экранизации. Чего стоят только кадры во время титров с настоящим Слахи. Однако сам фильм получился, пусть и неплохо исполненным, но до жути тривиальным и непримечательным. 6 из 10
Главное достоинство данного фильма – это то, что его сюжет интересен от начала и до его конца. Правительству США нужно, как можно скорее кого-то обвинить в теракте 11 сентября. Настоящих виновных наказать не получится, ведь это они сами (вот это поворот!), но народ требует крови! Выбор падает на парня, который, первое – был в «Аль-Каиде» и второе, по стечению обстоятельств ему звонил сам Усам бен Ладен. Всё сходится, всё получится. Делаем, парни! Несчастному мешок на голову, в машину и навстречу приключениям! Через некоторое время, после увлекательного путешествия признание лежит на столе. Всё давно отработано, не в первый раз практикуется. Смертная казнь, ждём вас в гости. И тут самое интересное. Сторону обвинения предлагают возглавить полковнику Коучу, который по личным причинам сам желает наказать виновного – это называется по-американски человек со стороны. Но вот незадача, у Коуча есть принципы, по которым он должен быть твёрдо уверен в своей правоте. А вот сторону защиты представляет Нэнси Холандер – женщина - камень, которой без разницы виновен ли её клиент или нет. У неё, оказывается, тоже есть железный принцип – это право подсудимому иметь защиту. И вот обе эти стороны начинают добросовестно выполнять свою работу. Но, как вы знаете демократия – это всего лишь термин. Нужно понимать, что это в первую очередь художественное произведение и только потом фильм на реальных событиях. Такие картины не снимают с целью рассказать правду. Правда окажется невыгодной. Фильм интересный и довольно показательный, огорчила только смазанная концовка. Нужно было намного больше эмоций! 8 из 10
Я очень люблю реальные жизнеутверждающие истории. Хоть и понятно, что все такие фильмы строятся по одному лекалу, меня цепляет. Но иногда что-то ломается в этой незамысловатой схеме, и фильм получается на троечку. Начнем с главного героя. Как уже было сказано выше, сразу понятно все. Герой откровенно смазлив (мне кажется, тут проблема в актерской игре, он не вытягивает драматизм). И весь такой добренький. И вообще все такие добренькие аж тошно. Но это второй пункт Обвинитель, которому поручили довести дело до смертной казни. Тоже весь такой правильный, подтянутый, заправленный, застегнутый, в церкви стоящий. Типа у него должен быть конфликт с адвокатом. Тем более есть причина. Но нет. У него тоже на лбу сразу написано Я ХОРОШИЙ. В этом фильме антагонист - какая-то невидимая сила. В этом есть что-то зловещее, но фильму никак не помогает. До кучи охранники, дознаватели (или как их там). Такие приятные ребята оказывается. хотя мы в гуантанамо вообще-то. Приятно выделяется на фоне всех этих скучных добрячков героиня Джоди Фостер. Мне понравились ее ум, принципиальность и преданность закону, а также смелость в борьбе с государством. Вообще считаю, что этот фильм больше про нее. Этой героиней я восхищена. И конечно окончательно хоронит фильм заключительная сцена. Такие же бурные эмоции у меня были после 'Просто помиловать'. Там тоже вроде реальная история. И такие же факапы. Или, раз такая высокая оценка, пипл хавает?
Военная база в заливе Гуантанамо на территории Кубы считается одним из самых интересных американских военных объектов в современной истории. Интересен он, прежде всего, своей печально известной тюрьмой, где содержатся наиболее опасные международные преступники и террористы, по крайней мере, по заявлениям американского правительства. Свою печальную известность данное заведение заслужила благодаря неоднократным обвинениям в нарушении прав человека и применении бесчеловечных пыток к заключенным. К теме тюрьмы в Гуантанамо не так часто обращаются в художественном кинематографе. Одной из последних работ на эту тему является юридическая драма «Мавританец». Синопсис Нэнси Холландер, юрист высокого класса, всегда смела бралась за самые сложные дела, отстаивая в суде интересы людей, которых обвиняли в краже, убийстве или изнасиловании, потому что для неё было делом принципа отстаивать не подзащитного, а верховенство права. По этой причине она была готова рискнуть многим, включая свою репутацию, когда взялась за защиту Мохаммеда Ульд Салахи, обвиняемого в подготовке «теракта 11 сентября». Игра актёров Фильм примечателен, прежде всего, долгожданным возвращением в актерский строй Джоди Фостер, в последнее время увлекшейся режиссерской карьерой. Здесь она прекрасно вжилась в образ Нэнси Холландер, настоящего юриста в большой буквы, которая умело оперирует законом и добивается желаемого результата, используя острый ум и логику, а также полагаясь на искреннюю веру в институт правосудия и в право каждого на презумпцию невиновности. Также понравилось исполнение французского актера алжирского происхождения Тахара Ракима в роли Мохаммеда Ульд Салахи, человека с непростым прошлым, который всё же сохранил в себе доброе сердце и способность любить и верить в лучшее. Также стоит упомянуть участие Бенедикта Камбербэтча и Шейлин Вудли. Режиссура Кевин Макдональд известен своей тягой к теме международных преступлений и терактов, касающихся политики тех или иных стран. В случае с «Мавританцем» он обратился к проблеме тюрьмы Гуантанамо. Однако здесь он не заявляет о проблеме открыто, а старается привлечь внимание зрителя, показав историю одного из её узников. При этом и здесь режиссер ведёт себя максимально грамотно, вместе с героями, поэтапно разбирая это сложное запутанное дело, в котором переплелись правда и вымысел, реальные факты и домыслы, прямые доказательства и безосновательные улики. Особенно следует оценить стилистику самого фильма, сцены с флешбеками или галлюцинациями главного героя, как они показаны таким образом, чтобы зритель уже сам додумывал, была ли это правда, либо фантазия автора. Но при этом он дает нам понять, что проблема тюрьмы Гуантанамо существует, что деньги американских налогоплательщиков уходят на тяжкие и бессовестные преступления, за которые уже никто никогда не ответит. Сценарий Фильм основан на реальных событиях, истории Мохаммеда Ульд Салахи, который получил долгожданную свободу только спустя 14 лет, посвятив проведенным в этом месте годам книгу, впоследствии ставшую мировым бестселлером. Сам фильм начинается с ареста Мохаммеда у порога собственного дома, после которого он был незаконно перееден в другие американские тюрьмы, пока не оказался в Гуантанамо. Тем временем в Альбукерке адвокат Нэнси Холландер получает наводку от своего коллеги по цеху, утверждающему, что к нему обратилась семья Салахи, считающая, что их сына содержат Гуантанамо. Поскольку у Нэнси сохранились связи в военных структурах, она без особого труда узнает о местоположении Салахи и, взяв с собой помощницу Тери, отправляется в тюрьму, чтобы подготовить подзащитного к суду. В то же время сторона обвинения тоже не сидит на месте и нанимает в качестве официального обвинителя военного прокурора Стюарта Коуча, чей друг погиб во время «теракта 11 сентября». Собирая материалы по делу, и та, и другая сторона пытаются найти одни и те же данные, которые в итоге прольют свет на правду и раскроют, кем же в действительности является Салахи. Итог Фильм интересно смотреть с точки зрения изображения процесса построения дела и параллельного с ним расследования. Особенно понравился образ сильной уверенной в себе женщины, созданный Джоди Фостер. Конечно, фильм не избежал пафосных вставок или сентиментальных аллюзий, но это нисколько не уменьшает сам факт проблемы, которую так редко можно увидеть в художественном кино.
«Мавританец» я посмотрела «методом тыка», и лишь после просмотра прочла, кто режиссер. Это Кевин Макдорманд, снявший аналогичного по жанру «Последнего короля Шотландии», оставившего в моей душе неизгладимый отпечаток, а также запомнившийся своей увлекательностью «11.22.63» и, как оказывается, в целом, превосходный документалист. Не знаю, кому и зачем здесь понадобились бы яркие краски и акценты, более выразительные, чем заключительная песня реального Мохамеду Ульд Слахи. Зачем приукрашать реальность, если ее вполне достаточно, чтобы донести вопиющую в своей невысказанности прямым текстом мысль. И без красок, более ярких, чем васильковый плащ бедуина на фоне оранжевой пустыни, всему, сказанному с экрана веришь, как тот судья Верховного суда. Начальный титр прямо гласит: «Это реальная история». Не ханжеское «основано на реальных событиях», прикрывающее какую угодно ересь, нет. Всего несколько слов – простых, как, собственно, и сам фильм. Правда, оказывается, может быть простой и очевидной. Особенно это ощущается на контрасте с «Все, Везде и Сразу», просмотренным мной непосредственно до «Мавританца». Если первый – это красочный бурлеск жанров, мыслей, эмоций и сюжетных ходов, то второй – несложная, но берущая за душу мелодия азана, призывающего на молитву за гуманистические ценности. Если «ВВС» - это взгляд в бездну вселенной, то «Мо» движим лишь желанием рассмотреть одну-единственную человеческую жизнь, во всех смыслах прикованную к Земле. Два фильма, противоположнонаправленных и, одновременно, идущих параллельным курсом. Жизнь – многообразна, часто безумна, и для этого, оказывается, достаточно рассказать реальную историю. В которой обнаруживается на удивление жизнеутверждающий финал. Как поборница бритвы Оккама, именно «Мавританцу» по итогам своего «кино-выходного» я отдаю свой голос. И именно Макдорманда, а не «Дэниэлов», я заношу в «Избранное» в надежде не пропустить новые отличные картины в жанре кино-документалистики.
'Мавританец' - это картина, основанная на реальных событиях. Она рассказывает о молодом человеке, уроженца Мавритании, который учился и жил в Германии. В 2001 г., после теракта 11 сентября, его арестовали спецслужбы и с несколько лет никто не знал где он. В конце-концов выяснилось, что он находится в американской тюрьме, расположенной в кубинском городе Гуантанамо. Мужчину считали одной из ключевых фигур, причастных к организации теракта. И хотя каких-либо существенных доказательств у властей не было и никаких официальных обвинений они ему не предъявляли, мужчина оставался заключенным, подозреваемым и допрашиваемым долгие годы... Главные роли в фильме исполнил звездный актерский состав. Заключенного сыграл Тахар Рахим - звезда французского кино с алжирскими корнями. Внимание критиков и зрителей во всем мире он завоевал еще в 2009 г., исполнив роль тюремного заключенного в криминальной драме 'Пророк' Жака Одиара. Адвокатов заключенного сыграли легендарная Джоди Фостер ('Молчание ягнят') и Шейлин Вудли ('Дивергент'). А главным представителем американской судебной системы стал Бенедикт Камбербетч ('Шерлок'). 'Мавританец' - это разговорная серьезная драма, раскрывающая не только вопросы политики и юриспруденции, но и вопросы человеческой сущности. Фильм критикуют за чересчур сглаженную 'голливудскую' подачу темы зверств, творимых американскими военными в Гуантанамо. И эти обвинения конечно справедливы. Однако лента 'Мавританец' сделала главным героем своей истории не американцев, а Мохамеда Салахи - человека, бесправно задержанного и удерживаемого в тюрьме. Создатели фильма не стали сильно акцентировать внимание на том факте, что все это было сделано по воле именно США. И это не является минусом этой картины, а скорее является его плюсом. 'Мавританец' стал глотком свежего воздуха. Настоящим фильмом - фильмом, созданным как художественное произведение и рассказывающим историю обыкновенного человека... Как ни странно, такие фильмы стали огромной редкостью в последнее время. А если вам интересно то, как именно заключенных пытали и почему американские военные легко и просто шли на это, то рекомендуем посмотреть документальную ленту 'Стандартная процедура' 2008 г.
Историй несправедливости в судебной системе полным полно во всем мире. Очень много громких случаев, когда либо сажали людей ни за что, либо отпускали, имея доказательства вины. ?Случай, рассмотренный в фильме Мавританец достаточно интересен и местами предсказуем. Касается он темы 11 сентября 2001 год. В общих чертах, сюжет повествует о человеке, которого подозревают в вербовке людей, ответственных за трагедию с башнями-близнецами. Эта история основана на реальных событиях, так что перед просмотром крайне не рекомендую смотреть Википедию, иначе вы рискуете нарваться на весь сюжет фильма. Чем же фильм интересен? Во-первых: отличный актерский состав. Куда не глянь, везде либо лауреат премии Оскар, либо его обладатель. Во-вторых: сюжет. Помимо основного сюжета мы можем посмотреть, что не все так гладко в Америке, как нам может показаться. Там тоже есть несправедливость, цензура, итд, однако, представьте себе такой фильм в России. В штатах уже не один пример фильма показал, что о таком не просто можно говорить, но ещё за это тебе ничего не будет. Фильмы «В центре внимания», «Сноуден», «Пятая власть», «Шпионский мост» — это те картины, которые ставят под сомнение действия правительства и религии, и которые спокойно допустили к прокату без последствий (по крайней мере, я не слушал ничего плохого в новостях). Если вы смотрели одну из этих картин, то вы сможете найти небольшие сходства. Из минусов картины я могу выделить лишь ее монотонность местами и некая идеализация Американского общества. Тут нет никакого экшена, тут нет ничего того, что обычно присуще голливудским фильмам. Это история о справедливости и о том, что «сила в правде и справедливости». Ещё фильм вышел в очень интересное время. Уверен, что это просто совпадение, но учитывая, что сейчас происходит в России и как у нас сажают невиновных — этим фильмом как бы хотят показать «смотрите как у этих пиндосов все хорошо с судебной системой… хотите чтобы было так же? у нас в отличие от них все в рамках закона…». От меня 8 из 10. Это тяжелый, но интересный фильм, обязательный к просмотру, и помните. Это лишь мое CryМнение
Основой данной ленты выступают мемуары Моххамеда Ульд Слахи под названием 'Дневник Гуантанамо', в которых он описывает своё многолетнее пребывание в стенах одной из самых загадочных тюрем мира. Мавританец почти полторы декады лет являлся арестантом особого лагеря без предъявления в свой адрес чётко выраженных обвинений, подвергаясь при этом жесточайшему насилию со стороны правоохранительных структур 'самого' демократического государства на планете Земля. Американское правительство на основании ничем не подтверждённых данных удерживало и фривольно истязало человека, история которого безусловно не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Однако оправдывает ли этот факт поведение властных структур США по отношению к гражданину другого государства?.. Создатели картины попытались показать реальные события этой непростой истории в предельно естественном свете, но несмотря на прекрасное и в меру смелое раскрытие её общего содержания, не покидает ощущение, что продемонстрированные издевательства явно не описывают и половину того, что испытал заключенный на самом деле. Быть может и литературный первоисточник также не описал в полной мере те ужасы, которые были наяву, во многом из-за бескомпромиссного цензурирования оригинальной книги, осуществленного ведомственными органами, подконтрольными политическому истеблишменту могучей Америки, которые тем самым скрупулёзно сокрыли весомые факты истинных событий. В любом случай 'Мавританец' получился весьма отважной кинолентой, в духе антиамериканских фильмов Оливера Стоуна проявив свет на положение дел в самом 'свободном' государстве мира. Держаться подальше от политики - это самый верный путь человека, первоочередная цель которого личное саморазвитие и духовное преображение. И тогда даже самая тесная клетка не сможет сломить дух внутренне богатого истинного представителя человечества.
Жёсткая и тяжёлая основанная на реальных событиях история, отражающая последствия теракта на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года. Люди в панике, правительство делает всё, чтобы найти причастных лиц. Любых лиц, косвенных, невиновных, оказавшихся, по стечению обстоятельств, каким-либо образом связанных с террористами. На этом и основывается лента. Построенный режиссёром Кевином Макдональдом фильм вводит сразу насильственные действия и ставит зрителя в неловкое положение. Без обвинений, без доступа к адвокатам герой фильма оказывается заточённым в строгой тюрьме, где допросы сменяются допросами, где без каких-либо пояснений и доводов, имеющие только одну связь с терактом, правозащитники пускаются во все дознавательные… Неуютно от того, что зритель сам не знает: виновен человек или нет, Улики свидетельствуют о виновности, но Мохаммед не признаётся. Система правосудия построена на том, что у каждого человека есть право на защиту. Адвокатом подсудимого выступает спец-агент Кларисса Старлинг. Блестящая Джоди Фостер пытается добиться улик, что выливается в объёмный политический спор на протяжении многих лет. Стороной обвинителем выступает Бенедикт Камбербэтч, чей друг был пилотом самолёта, захваченного террористами. Атмосфера последствий ужаса сливается в общую ненависть к целым народам, нациям, а когда есть «козёл отпущения», то следует его винить во всём. Повествование отлично разделяет временные рамки, а кадры и разные плёнки позволяют со временем определить, где настоящее время, а где прошедшее. Пока Фостер с помощницей Шейлин Вудли борются с бюрократической и конфиденциальной с системой, Моххамед пытается бороться с системой в тюрьме, но безрезультатно. Картина хоть и наполнена различными разговорами и юридическими вопросами, но она не даёт скучать. Дополнительный интерес просыпается, когда доказательства вины становятся недоступны, как и для стороны-обвинителя, так и для адвокатов. Помимо поиска доступа к секретным сведениям фильм радует отличным актёрским ансамблем, а взаимодействие Камбербэтча и Фостер отдают энергией и общим пониманием происходящего. Всё-таки большой теракт, который объединил граждан одним горем и жаждой мести. По мере того, как всплывают факты, протоколы допросов тюремной системы, лента меняет тон: от простых разговоров мы переходим к ужасающим пыткам и насилию, к реакции сторон судебного процесса на эту информацию. Симпатично поведение Камбербэтча, который должен вроде рвать и метать, люто ненавидя заключённого, всеми силами стараться добиться смертной казни, но справедливость и удивительные преграды к уликам обвинения, позволяют оценить изменение героя. На фоне справедливости и правды отлично гармонируют походы героя Бенедикта в церковь, создавая контраст с новой точкой видения проблемы. Великолепное представление несправедливости и страха, шока и радикальных мер позволяют понять все стороны конфликта и выбрать героев и злодеев. Фильм напряженный, страшные пытки и невозможность что-либо доказать показывают психологическое влияние. А как действовать, когда есть некие улики, а похоронная процессия после теракта ещё не угасла? Сложно винить властей в неразглашении, сложно отрицать причастность к трагедии Моххамеда, но чётко и понятно, какая тюремная система изнутри. После красивого финала зрителя встречают реальные кадры лиц, участвовавших в деле Моххамеда.
'Мавританец' — фильме борьба, фильм-сопротивление, а также история, во главе угла которой стоит надежда. Как было гениально подмечено в 'Побеге из Шоушенка': 'Надежда — хорошая вещь, наверное лучшая из вещей, а хорошие вещи не умирают'. Надежда — это ключ к спасению, но в то же время, очень долгий и кропотливый труд — попытки не утратить её. Истории о борьбе за спасение человеческой жизни всегда накладывают весомый отпечаток в сознании зрителей, они способны менять взгляд на многие вещи, по-иному дают взглянуть на главенствующие ценности этой жизни и дать понять, что порой мы слишком редко задумываемся над ее смыслом. Надежда — безумная вещь, это исцеление, бесконечное терпение, но одновременно и движущая сила, заставляющая идти вперед, несмотря ни на что. 'Мавританец' представляет собой очень серьезную картину, наполненную ненавистью, жестокостью и насилием. Это история не об изнанке исправительных учреждений подобных Гуантанамо, а о непримиримой реальности, когда закон и порядок существуют лишь на бумаге, и где нет места справедливости. Временами фильм подразумевает под собой особую пометку 'не для слабонервных', так как картина и впрямь весьма ужасает, порой сложно просто смотреть на происходящее на экране, не говоря уже про мысли о том, что все события происходили в реальности. Это заставляет сердце сжиматься и бесконечно страдать. Мохаммед Ульд Слахи — мавританец, человек, не получивший ни одного обвинения, а также возможности защиты в суде, пребывавший в заключении в тюрьме Гунтанамо, и только спустя долгие годы получивший право на адвоката. Актерский состав фильма крайне выразительный. Джоди Фостер просто невероятная актриса, ее персонаж Нэнси Холландер — железная леди, которая стоит на стороне правды и справедливости, ее слабо интересуют сомнительные доводы и сильные конкуренты, она непоколебимая и целеустремленная. Пожалуй, это более чем идеальное попадание в роль. Тахар Рахим, исполнивший роль Мохаммеда Ульд Слахи впечатлил искренностью исполнения, отобразив невыносимую боль перед лицом безграничной бесчеловечности, но при этом, не утративший веры в людей. В итоге, вышел крайне сильный актерский дуэт. Дополняют историю персонажи, которые, на мой взгляд, так и не нашли свою нишу в этом истории. Шейлин Вудли наравне с мастерством Джоди Фостер совершенно затерялась в толпе прочих безликих героев второго плана. Бенедикт Камбербэтч (Стюарт Коуч) все же довольно талантливый актер, которому для своей роли остро не хватило своеобразного 'американского стиля', в результате чего полковник вышел несколько по-английски педантичным борцом за навязанные идеи. 'Мавританец' представляет собой одновременно и жестокую, и поучительную картину, полезную с точки зрения современного общества и его истории, поднимающую фундаментальные вопросы гуманности и человеческой морали. 'Мавританец' — это тот случай в кинематографе, когда слова излишни. Не стоит тешить себя пустыми иллюзиями на счет обретения законных добра и справедливости, здесь это будет попросту неуместно, ведь законы, как показывает нам фильм, созданы, чтобы их нарушать. 8 из 10
«Мавританец» представляет собой типичное судебное кино, в котором финальной сценой становится приговор судьи. Картина основана на книге реального участника событий – узника Мохаммеда Ульд Слахи. Мемуары, ставшие бестселлером в 2015 году, он написал, находясь в тюрьме и ожидая суда 13 лет. Его адвокат передала записи издателю и использовала выпущенную книгу, как дополнительное давление на судебную систему США. Ей удалось сдвинуть дело с мёртвой точки и довести до конца. Действительно важные и интересные события, происходящие в фильме, создатели описали, сгладив углы и не тыкая пальцем в персоналии. От этой осторожности не получается «вау» - эффекта и глобальная драма становится лишь драмой одного конкретного человека. Привлекают внимание к фильму задействованные актёры – Бенедикт Камбербэтч и Джоди Фостер. Но их актёрский талант упирается в слабо раскрытых персонажей, ведь все события крутятся вокруг одного главного героя. Фильм получился слишком типичным и сухим для захватывающего просмотра. Но при всех недостатках он остаётся хорошим рассказчиком важной истории, с приятным темпом повествования и без закапывания в юридическую терминологию.
Шотландец Кевин МакДональд, известный своей склонностью к облечению документальных историй в жанр кинематографии – будь то политические деятели или эстрадные певицы, решает разобраться с проблемами и особенностями американского правосудия времен 9/11, для чего привлекает четырех сценаристов и звезд кино с различными фанатскими базами - благодаря Джоди Фостер, Тахару Рахиму, Бенедикту Камбербэтчу и Шэйлин Вудли, «Мавританец» дойдет, кажется, до каждого интересующегося кинематографом дня сегодняшнего зрителя. «Мавританец» основан на эпизоде биографии Мохамеда Слахи, проведшего в небезызвестной тюрьме Гуантанамо 14-ть лет. Опыт пребывания в пенитенциарном учреждении, призванном скорее не исправлять, а выяснять подробности преступлений и расследовать их, Слахи описал в мемуарах «Дневники Гуантанамо», переживших два издания – в 2015-м с государственной цензурой и 2017-м в полной версии. Приблизительные условия и методы работы следователей и надзирателей в американской тюрьме Гуантанамо известны даже самому далекому от политической повестки зрителю, если он хотя бы раз держал в руках журнал «Rolling Stone» или смотрел «Код доступа «Кейптаун». Особо ценные и опасные преступники любого гражданства и происхождения, подозреваемые в терроризме, оказываются лицом к лицу с особым правосудием, которое не приемлет трактовок и умозрительных допущений. События 11-го сентября, повлекшие за собой глобальные изменения не только в правилах безопасности авиаперелетов, но и в отношениях различных религиозных конфессий, звучат в «Мавританце» приглушенно – телефонный звонок, удаленный список контактов, стремление уйти от диалога с властью, членство в экстремистской организации и пр. Недосказанность подозреваемого и недостаточность улик приводят к возникновению противоборства, лежащего в основе режиссерского взгляда на Мохамеда Слахи – для Кевина МакДональда самое важное – главенство права, тогда как социум скорее склоняется к тому, что некоторым эти самые права не положены. Поэтому смотреть картину, ориентируясь на диктат жестокой реальности, где ведутся религиозные войны и в мирном небе взрываются самолеты, все же не стоит. В «Мавританце» главный герой, при всей противоречивости реального прототипа, очарователен благодаря талантливому Тахару Рахиму и режиссеру, который стремится к романтизму – акцентирует картинку на высокое полуденное солнце, морской ветер, треплющий защитный брезент, а сцены пыток превращает в клип стилистики а-ля Мэрлин Мэнсон. «Мавританец» представляет собой идеальный мир, мир художественной точности и правды, разрешения всех противоречий которого, надо сказать, не существует. За разочарованием следует возрождение, а изменения характеров персонажей исключительно положительны (даже проходной персонаж -охранник в тюрьме – внезапно начинает сочувствовать и поддерживать Слахи). Визуальный романтизм МакДональда распространяется и на трактовку событий – у всех сторон конфликта, пытающихся добиться осуждения/оправдания подозреваемого в «Мавританце» имеются веские причины и мировоззрение, объясняющее происходящее со Слахи с той или иной позиции. Истовые христиане и представители ВВС США убедительно иллюстрируют возможность его причастности к событиям 9/11, а пара женщин светских адвокатов, столь же убедительно переубеждает зрителя и настаивает на невиновности главного героя. Кроме режиссерской нацеленности на гуманизм, убедительности оппонентам придают и актеры, исполняющие роли. Сомневающийся, и в своих сомнениях прибегающий к помощи всевышнего, офицер Стюарт Коч (Бенедикт Камбербэтч), неистовый, твердый в своей жестокости и нетерпящий никакой лояльности к преступному мировоззрению детектив Нил (Захари Леви) и, конечно же, пара адвокатов в лице Джоди Фостер (которая к 58 годам достигла небывалого возрастного очарования, присущего традиционно актерам мужчинам) и Шейлин Вудли, олицетворяющей здесь безрассудность и фанатичность веры в невиновность (или же, напротив, виновность) условного подзащитного. При всей лояльности и толерантности «Мавританца», нельзя не отметить, что выход книги «Дневники Гуантанамо», положенной в основу сценарий, вызвал довольно широкий общественный резонанс в кругах политически грамотной публики. Среди множества восторженных статей, превозносящих свободу слова и поражение американской «пыточной» системы, довольно различимы были голоса публицистов и общественных деятелей, признающих не поражение хватких юристов Гуантанамо в борьбе с буквой закона, а победу чуждых для европейской культуры ценностей, которые оказались не только неподсудны системе, берущей начало у Иеремии Бентама, Томаса Гоббса и Джона Локка, но и восторжествовали, приобретя форму бестселлера и оказавшись на полках магазинов и в обзорах авторитетных изданий. Более тщательный анализ и детальный взгляд на ситуацию с расположенным на Кубе комплексом Гуантанамо в целом и мистером Слахи в частности, действительно, отвлекшись от режиссерского взгляда Кевина МакДональда, призывающего к человеколюбию как непреложной основе существования общества, позволяет задаться целым рядом вопросов и усомниться во вроде бы юридически доказанной неправомерности данного кейса и принципиальной несправедливости уголовного преследования в США граждан по подозрению в терроризме. Не смотря на исчерпывающее раскрытие заявленной художественной темы о торжестве справедливости в документальной истории об удивительной судьбе Мохамеда Слахи, какой ее видит Кевин МакДональд, после просмотра «Мавританец» неожиданно заставляет задуматься не о противостоянии «Запад-Восток», и не о том, что «все хорошо, что хорошо кончается», а о десятках политических заключенных по всему миру. О тех, кто оказался менее удачлив, чем «заключённый №760», не встретил храброго и пробивного адвоката, не оказался в центре общественного внимания США или просто попал в заключение в стране менее демократичной, предпочитающей скорее ликвидировать предмет дискуссии нежели придать его огласке. И, быть может, в этом и заключается главная ценность фильма «Мавританец» как такового – абстрактного рассуждения о юридически преступном тюремном заключении, пытках и преследовании государством человека по тем или иным мотивам, вызывающего мысли о конкретных людях, переживающих или же переживших сходный травмирующий и трагический опыт. Неожиданно, после свуна по Бенедикту Камбербэтчу, включения в список книг, обязательных к прочтению, «Дневников Гуантанамо», после последнего глотка «Кока-Колы» из бумажного стаканчика, приходит неприятное осознание того, что ты - счастливый зритель – сейчас сядешь в автомобиль/такси/метро и отправишься домой, а кто-то потерял многомиллионную компанию и получил декаду заключения из-за политических амбиций, или же был пристегнут наручниками к батарее и замучен до смерти, а может - выплачивает непомерно высокую цену за желание позитивных перемен в общественной жизни. «Мавританец» при всей своей общей незатейливости режиссуры и драматургии невольно (и это необходимо подчеркнуть, так как МакДональд – режиссер очень лояльный повестке толерантности и масс-культа) проделывает с аудиторией тот ход, который редко встретишь в современном кино: фильм поднимает зрителя через конкретную историю пленника до абстрактных философских рассуждений о ценностях свободы и человеческой жизни, а затем оставляет каждого наедине с теми событиями, о которых он читал в газетах, слышал по радио или видел в интернете. Такой интерпретации метода философской дедукции, как кинематографического приема, позавидовал бы сам Шерлок Холмс, тот самый Камбербэтч в версии корпорации BBC, который в этой картине является одновременно христианином и офицером, и все его насущные вопросы решает бог.
Теплые воды Карибского моря. Тихая гавань и жаркие песчаные пляжи согреты солнцем весь год. Температура воздуха редко опускается ниже 21 градуса. Это южное побережье Кубы - залив Гуантанамо. В 1903 г. США получило территорию в бессрочное пользование и построило на берегу военную базу. В 2002 был создан лагерь для лиц, угрожающих национальной безопасности, а в 2015 один из узников издал свои мемуары “Дневник Гуантанамо”. Это был Мохаммед ульд Слахи - мавританец, обвиненный в пособничестве Аль-Каиде в терактах 11.09. Сюжет фильма предельно прост, как одномоторный самолет, в кабине которого едва умещаются три главных персонажа - заключенный (Тахар Рахим), его адвокат (Джоди Фостер) и военный обвинитель (Бенедикт Камбербэтч). По началу лента выглядит, как рядовая биографическая прогулка с разбором материалов дела, уточнением мотивов высокопоставленных лиц и местами политкорректной информацией. К середине полета вас начнут утомлять вежливые разговорные сцены допроса и встречи с пирожными, но как только “штурвал” истории берет герой Тахара Рахима все резко меняется. Вы заходите в крутое пике царящей жестокости в Гуантанамо. На бреющем полете выслушиваете исповедь узника №760, которая шокирует кадрами пыток водой, перепадом температур, лишением сна, сек$куальным унижением. В получасе от финала вы будете поражены французским актером. Игра Тахира испугает реалистичностью, когда заметите как страх на его лице проступает каплями пота. Концентрация боли, злости, отчаяния и ненависти собрана в 15-минутном танце эмоций под занавес картины. Не случайно Тахира номинировали на “Золотой глобус”. Не обидно, что Джоди Фостер получила свой, второй со времен “Молчания ягнят”. Ее изящная игра прожженного юриста дополняется по-британски не сдержанными метаниями героя Бенедикта Камбербэтча в поисках правды. Последний, хоть и выступил на вторых ролях, все равно удачно замкнул сценарный треугольник. В итоге, фильм представляет манифест презумпции невиновности и бесчеловечных условия содержания. Звездно-полосатая держава старается отмыть свое грязное белье хотя бы такой историей. Смотреть стоит ради правды и потрясающей игры Тахара Рахима. 8 из 10
'Мавританец' - кино по повестке, для повестки, но совсем не про повестку. Фильм занимается грустным сторителлингом судьбы мавританского террориста, обвиняемого в организации 9/11. Мохаммеда насильно вывезли с семейного праздника и незаконно без обвинений перевезли в сырые камеры Гуантанамо. Отсюда и начинается основной плот истории. Фильм полон привычных клише. Тут тебе и честный, отдавший жизнь ради верховенства закона адвокат, и приторные в своей послушности и тупоголовости силовики разных мастей. Есть даже шутки про Чарли Шина и сказанные ради словца постоянные производные от fuck. А еще красивая история, как американское добро непременно победит американское зло. Ну и куда уж без библейского 'града на холме' и тошнотворного национального мессианства. Правда, заметить в 'Мавританце' только это - страшная ошибка. Фильм о пытках, попирании закона и чудовищно аморальной госмашине внезапно трансформируется в рефлексию над самими собой. Шотландец Макдональд, уже давно живущий в Штатах, не боится ставить острый и главный вопрос - а так ли мы идеальны? 'Когда меня доставили в Америку – я обрадовался. Подумал – ведь здесь работает закон' - говорит главный герой. Макдональд блестяще шаг за шагом рушит набившую оскомину парадигму мышления. Режиссер крайне неохотно соглашается, да, парень, здесь тоже может быть страшно и противно. Начиная с 'Апокалипсиса сегодня' и проходя нитью через 'Повелителя бури' или тот же оскароносный 'Спотлайт', американский кинематограф признается в главном - у нас нет тем, нет болевых точек, над которыми мы не можем порассуждать. В сравнении с индустрией в Европе здесь иная степень рефлексии и визуальной гуманности. Бог не как притча, а как совесть. Закон не как правило, а как панацея. Мораль не как наставление, а полная и безоговорочная капитуляция. По итогу, фильм точно будет в шорт-листе грядущего Оскара, а Джоди Фостер поборется за лучшую женскую роль второго плана. А что же так любимый мной Камбербетч? В сугубо американском фильме он кажется слишком британским. Нонсенс, но похоже Бенедикт не очень попал в роль, хотя общей картины не портит. Конечно, это не шедевр. Это хороший повод подумать о нас самих. Параллели напрашиваются. Ну и слушать хэви-метал пару дней вам после него точно не захочется.
Неожиданный подарок для любителей политических и судебных драм. Англосаксы их любят и умеют снимать. Естественно, они же гордятся своей политической и судебной системой. При всей критике, в большинстве стран на них продолжают ориентироваться. Пока это неизменно и небезупречно. Фильм «Мавританец» повествует реальную историю фактически похищения и последующего заточения Мохаммеда Ульд Слахи в течение более 14 лет. Заточение проходило в печально известной Гуантанамо, тюрьме тайно созданной администрацией Буша мл. и напрямую вице-президентом Чейни. Триггером послужили конечно события 11 сентября и необходимость успокоить общество. Месть и справедливость - вот сестры, которых часто путают. Многие считают, что это одно и тоже. Так со времен Ветхого завета и нет точного ответа. Вернее, ответ индивидуален и зависит от степени духовного развития каждого индивида. Пытки, нахождение без предъявления обвинения, изощренные способы допроса, обманом вырванные признания – вот, что навсегда будет ассоциироваться с этой тюрьмой. Своеобразный «Охотник на оленей» наоборот. Мохаммеду предлагает помощь женщина-юриста, правозащитник из Нью-Мексико. Государственная машина не могла сломать ни Мохаммеда, ни ее. Из таких людей бы гвозди делать. Вера в закон нерушима для них и система встала на нужные рейсы. Торжество Фемиды пусть и запоздалое и не без потерь. Логос восторжествовал, а грязные приемы Левиафана не помогли. Не всегда такое бывает, но на то и кино, чтобы воспевать героев. Скучновато скажете и уж лучше посмотреть документалку на данную тему. Ничуть и объясню почему. Фильм при внешней простоте истории и очевидного гуманитарного посыла имеет и второе дно. Его обозначил прямо сам герой. Он прощает своих тюремщиков и именно в этом видит свою свободу. По сути он освободился намного раньше, когда обрел мир в себе и убил гнев. Вот Вам и Новый завет. Хотя в случае с Мохаммедом – это иная религия. Сути это не меняет. Все самое ценное, что смогло выразить человечество на духовном уровне сконцентрировалось в многообразии религии. Ни одна из них не учит гневу, страху и жесткости. Каждая говорит о иной, высшей справедливости. Не важно какой Вы конфессии и верите ли Вы вообще. Мы не святы и не всепрощающе, но можем идти по сходному пути. Месть держит нас в оковах сильнее любых застенков, а душа томится в низменных желаниях. Поймите правильно, я не о схимническом пути. Я о том, что прощение – это такое счастье. Случайно или нет, но сегодня в православии «прощальное воскресение». Я затронул эту тему, будучи человеком совершенно не выцерковленным. Прошло много лет прежде, чем я прочувствовал, что месть дело не благородное и если Вы кого-то простили, то точно сделали прежде всего себе ценный дар. Пару слов об актерах. Тахар Рахим очень мощно заявил о себе больше десяти лет назад в фильме Одиара «Пророк». После этого громких успехов не было. «Мавританец» надеюсь выведет его снова вперед. К сожалению, Оскар ему наверно не вручат, наметились другие кандидаты. Однако это неважно. Его игра честна, достоверна и проста. Даже произнося достаточно высокопарные монологи о прощении, он ни дюйм не сфальшивил и не переиграл. Ни лишних проявлений эмоций, ни желания понравится публике. Хотя с такой детской улыбкой на лице, это несложно. Джоди Фостер. Во многом ради нее я и решил посмотреть фильм. Давно не радовала. Вот и настал час. Седые волосы, сеточка ранних морщин (по меркам Голливуда), красная помада и камень внутри. Голливудские «куколки» 50-70 +, вечно молодые и нереальные, здесь были бы смехотворны. Мы можем вспомнить за что мы так любили Форстер несколько десятилетий. Достоинство. Как бы напыщенно это не звучало. Она достойная актриса и играет достойного человека. Сталкиваясь с такими людьми, как ее героиня, мы думаем в чем подвох. Откуда такая сила и уверенность? Где страх, где грешки, где глупые поступки? Она не наивна и знает хорошо этот поганый мир. Знает и все равно верит во что-то. Она тоже не держит ненависть про запас. Не спасая мир, она спасает конкретного человека. Фостер имеет все шансы на награды, тем более что Золотой глобус ею уже получен (странно, что в категории «лучшая роль второго плана»). Фильм имеет отличный финал (без спойлеров, хоть и все очевидно). Досмотрите его до конца, включая титры. Нам всем это полезно, встретить таких людей или хотя бы посмотреть на них на экране. Полегче жить становится.
Фильмы о зверстах людей, по отношению друг к другу, особенно если это таит в себе причины на какой-либо почве, всегда трогают зрителя. Такие картины заставляют пересмотреть объективные взгляды, и приблизить их понимание. Есть много примеров когда человеческие трагедии, перенесённые на экран, выдаёт новый плацдарм для понятия ситуации. Самые жесткие трагедии поддаются размышлению, пересмотру, и просто растравлению по полочкам в правильном порядке, по мнению создателей. Вот и 11 сентября подвергается не первому рассуждению в киноиндустрии, но возможно первому, посвящённым последствиям коснувшихся людей не пострадавшей стороны, по крайней мере на прямую. Картина рассказывает о жителе Мавритании, заточенным после теракта 11 сентября под стражу американским правительством. Мохаммед вынужден вести дело с жесткой системой тюрем Америки. А по прошествии нескольких лет необоснованных (по факту не предъявленных) обвинений к делу подключается адвокат Нэнси Холландер (Джоди Фостер). Нэнси не понимает как страна подвергшаяся нападению, может без доказательств удерживать человека в заключении, страна не желающая разбираться и готовая к самым радикальным методам, в ответ на радикальные методы. Фильм за долгое время, первый, который желает рассказать известную ситуацию в мире, а точнее ее последствия касающиеся людей как либо сопоставимых с намеком на участие в ужасном теракте. История о человеке, без доказательств получившим порцию гнева от озлобленных патриотов, раненой нации. История на реальных событиях, захватывающая дух. Как система может забыть о правах человека, будучи уверенной в его виновности. Примечательный актёрский состав делает историю полнее, объемнее. Но не радикально. Здесь нет зависимости от звёзд вроде Джоди Фостер, Бенедикта Камбербэтча, Шейлин Вудли, Закари Ливай. Заменив на актеров попроще, история не перестала бы резонировать, продолжая решетить сознание душераздирающими сценами. Исключением являются Фостер, сыгравшая правозащитницу главного героя. И соответственно Тахар Рахим, сыгравший главную роль. Это, действительно, его лучшая роль со времён «Пророка», по стечению обстоятельств схожая на тему заключения от свободы. «Мавританец» выигрывает конкуренция практически у всех картин, схожих по тематике: “Лагерь Х-Ray”, «Парни из Абу-Грейб». В этом направлении легко выжать эмоции, но в данном фильме повествование построено таким образом, что бы зрителю было легко понять мотивацию и переживание трёх сторон (заключённого, страны пережившей теракт, правозащитника). Да, это сделано больше со стороны страны Великобритании, и не выглядит как признание ошибок американской стороны. Но, в глобальном смысле сюжет подразумевает момент, который пережил мир в тот самый день, и не смотря на обилие фильмов снятых на эту тему - он не теряется на их фоне, а привносит многогранность мрачного, но исторического события.
Так уж почему-то получается, что главным жанром кинематографа последних лет является судебная драма. В 2019 году вышло 'Дело Ричарда Джуэлла' Клинта Иствуда, в 2020 - 'Суд над чикагской семеркой' Аарона Соркина. Вот и Кевин Макдональд, ранее известный по фильмам 'Орёл Девятого легиона', 'Уитни' и 'Последний король Шотландии'), поддержал коллег-режиссеров. Объединяет все эти три фильма то, что они отлично сняты, то, что в них играют великолепные актёры и то, что рассказ в них идёт о несусветной дичи, которую творит порой государство. Все три фильма утверждают мысль, что без независимых судов государство будет творить ещё большую дичь. Чему мы, жители современной России и Белоруссии, вполне себе свидетели. Но вернёмся к кино 'Мавританец'. Зрителю в ходе просмотра фильма предстоит познакомиться с работой американского правосудия и особенностями работы американских военных. Кажется даже несколько абсурдным, что военные ради получения признательных показаний три месяца подряд пытали подозреваемого, а потом передали дело, все доказательства в котором получены при помощи пыток, в обычный независимый суд. Да ещё и обвинителем назначили принципиального честного человека. Вот же они, наверное, удивились, когда дело развалилось. Хочется воскликнут: 'Не верю!' Однако фильм основан на реальных событиях, которые, как вы наверняка помните, достаточно подробно освещались и у нас в стране. Из достоинств фильма, помимо актуальной повестки и крепкого, хотя и несколько стандартного для подобных фильмов, сценария, можно назвать хорошую актёрскую игру. Фостер и Камбербэтч не зря уже давно в элите Голливуда, а Тахар Рахим делает заявку, чтобы в неё войти. В общем и целом - кино вышло однозначно хорошим, одним из лучших, вышедших в начале года. Однозначно рекомендую. 8 из 10
11 сентября 2001 года в результате нескольких террористических атак погибло почти 3000 человек. Сразу же после нападения правительство США объявило о начале «Войны против терроризма», которая стала основанием для многочисленных нарушений прав человека. Впоследствии некоторые из этих 'законных' действий получили огласку в статьях, книгах и фильмах. Адвокат Нэнси Холландер берется за непосильное и непопулярное дело - защиту заключенного Мохаммеда Салахи, которому грозит смертная казнь за участие в организации терактов 11 сентября. К этому моменту Мохаммед без суда и следствия находился в тюрьме Гуантанамо же 2,5 года. Сторону обвинения вызвался представлять военный юрист Стюарт Коуч, друг которого был пилотом одного из самолетов, захваченных в тот трагический день. Несмотря на жажду мести, прокурор, как и адвокат, хочет добиться настоящего правосудия, основанного на доказательствах. Но в ходе подготовки к судебному процессу обе стороны сталкиваются с препятствиями в получении информации о протоколах допросов заключенного. Без них суд может превратиться в ужасный фарс. 'Мавританец' - основан на реальных событиях и рассказывает о первой половине четырнадцатилетнего заключения Мохаммеда Салахи, в течение которого ему пришлось пройти через адские допросы, обрести надежду, доказать свою невиновность, но так и не получить свободу. Реальная жестокая история не получила достойной экранизации. Сюжет в большинстве своем носит документальный характер, чем художественное изложение. Звездному актерскому составу первого плана в лице Джоди Фостер и Бенедикта Камбербэтча, не говоря уже о Шейлин Вудли, не хватило эмоциональной и выразительной игры. Однако в фильме затрагивается важная тема - демократия, как залог свободы слова и соблюдение прав каждого человека. С этой точки зрения интересно и поучительно наблюдать американскую демократию в действии. Невзирая на страшную трагедию и попрание конституции, граждане многонациональной страны, продолжают отстаивать принципы и ценности правосудия даже в отношении тех, кто, возможно, их не достоин. «Речь идет о верховенстве закона и о том, насколько важно этот закон соблюдать, чтобы выжила наша хрупкая демократия и планета в целом. И чтобы мы сохранились как нация». - Джоди Фостер. Подобные 'Мавританцу' фильмы трудно воспринимать без предрассудков и предубеждений. Тем более, что люди столкнулись с терроризмом и его последствиями во многих странах. Поэтому стоит обратить внимание на не менее важный посыл фильма о силе человеческого духа и вечной мудрости. Мохаммед Салахи прошел через ужасные пытки и многолетнее тюремное заключение, но не только не обозлился на своих угнетателей, а стал выше и светлее. «Ненависть - причина всех бед». 6,5 из 10