Человек диких прерий: отзывы и рeцензии

Андрей Николаевич
Андрей Николаевич4 мая 2018 в 10:13
История Захария Бэсса.

В основу фильма «Man in the Wilderness» сценаристом Джеком де Виттом и режисёром Ричардом С. Сарафьяном была положена реальная история траппера Хью Гласса, известная широкой публике благодаря фильму «The Revenant». Однако авторы фильма «Man in the Wilderness» взяли лишь основные моменты легендарной истории Хью Гласса, изменили имя героя и историю его жизни. Вместо жены-индианки Гласса у Бэсса появилась жена-поселянка из евро-американцев, сын и дом. Неприкаянность и чувство отчуждения Нового Света, присущие пионерам Дикого Запада, заставили Бэсса в составе экспедиции капитана Генри (реальное историческое лицо) отправиться за пушниной в 1820 году к верховьям Миссури. Далее история известна всем читателям романа Майкла Панке или фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Нападение медведя, двое присматривающих, одиночество без оружия, инвентаря и припасов, долгий путь назад. Все ключевые моменты истории с небольшими вариациями те же. Ключевой осталась и главная тема. Которая затем была проявлена и в «Выжившем» (в книге и фильме), где она обозначена пунктирно и скрыта в самой ткани повествования. В фильме «Man in the Wilderness» эта главная тема отчётливо проговаривается: в своём долгом возвращении Бэсс/Гласс обретает Бога (мир) в душе. Обретает веру не на том поверхностно-обиходном уровне, привычном для евро-американцев того времени, а на глубинном метафизическом. Для этого ему пришлось остаться один на один с собою, природой, вечностью. Пройти путь между жизнью и смертью, чтобы осознать бренность мира людей и вечность единого мира всего сущего. В этом контексте важен дискурс изображения быта и мировоззрения коренных народов. Один из героев фильма делит индейцев на плохих и хороших. «Плохими» оказываются индейцы племени арикара. Авторы фильма показывают всю несостоятельность такого подхода к коренным жителям Северной Америки. Индейцы из племени арикара в сознании Бэсса оказываются более человечными, более близкими к христианским добродетелям (сострадание, милосердие, великодушие), чем евро-американские компаньоны. Жизнь коренного населения согласно законам природы отзывается тактом Божественного дыхания, в отличие от «христианской веры на словах» капитана Генри и членов его экспедиции. Мы наблюдаем удивительный поворот в жанре «вестерн» в 70-е годы. Эти годы отмечены в Холливуде появлением «новой американской волны», «Нового Голливуда». На экране проявилось дыхание жизни, живое, неподдельное. Все натурные дневные эпизоды фильма сняты оператором Джерри Фишером при естественном освещении «подглядывающей за жизнью» камерой. Музыка Джонни Харриса звучит только в тех местах, где эмоционально необходимо подчеркнуть действие. Любопытен выбор актёров, выбранных на главные роли. Ирландец Ричард Харрис, актёр «гневных сердитых ролей» британского кино 60-х в роли неистового противника смерти, Бэсса. Американец Джон Хьюстон, классик гангстерского кино, в роли утомлённого жизнью капитана Генри. История Захария Бэсса - это не приключенческая история о выживании и мести. И не столько история о силе человеческого духа, сколько о том, как неприкаянная душа колониста Нового Света обретает гармонию в искренней вере во взаимосвязь всего сущего в мире, обретает любовь через жизненный опыт потрясений, лишений, потерь, испытаний и наблюдений (а не в теории на школьных уроках и пасторских проповедях). Через боль и страдания. И через преображение светом чуда жизни. Это чудо жизни среди множества увиденных смертей рождается на его глазах. Бэсс видит лицо рожающей индианки, озарённое светом любви. И в простом человеческом впервые узнаёт сакральное, заветное. Его долгое возвращение завершается, ему больше незачем бежать от себя. Моё мнение – хорошо. 7 из 10

Качнувшийся
Качнувшийся6 июля 2020 в 11:30
Только вперёд. Американская «повесть о настоящем человеке»

- Я к Вам за помощью, Мартин Янович. Под Одессой окружены наши дивизии, 47-я и 45-я. А 58-я здесь. Главком дал приказ, - соединить их в одну южную группу, во главе с Якиром, создать кулак в 9000 человек и пробиваться... на соединение с главными силами... - Василь Васильевич, скажите, с Вашей точки зрения, это возможно? - У них очень тяжёлое положение, Мартин Янович. Если они не соединяться, их разобьют по частям. А если и соединяться, говоря откровенно, шансов на успех у них почти нет. 340 вёрст тылами Петлюры, Махно, Деникина... ну... но у них нет другого выхода. 'Адъютант его превосходительства', 1969, реж. Е. Ташков Если в советском шпионском триллере - 'Адъютант его превосходительства', речь идёт о 20-х годах ХХ века, то в американском приключенческом вестерне 'Человек диких прерий' события происходят аккурат на сотню лет раньше. ХIХ век, 1820 год, с Запада на Восток, гружёные шкурами пушного зверя поспешают сорви-головы капитана Генри. Разведывательная экспедиция завершена. Она успешна. Трюмы баркаса поставленного на колёса принесут знатный барыш. За меха можно будет выручить хорошие деньги. Остаётся лишь добраться до Миссури (Грязной Реки), сплавиться по воде с севера на юг. И миссия завершена. Индейцы докучают чрезмерно. Засады, стычки, перестрелки происходят регулярно, однако караван идёт, караван продолжает свой путь. Прорвёмся. Иного и быть не может. Так прорвутся или будут остановлены? Есть шансы? Чья возьмёт? В те времена земли Дикого Запада ещё не освоены бледнолицыми. Племена коренных народов не потеряли обитель отцов. Они всё ещё господствуют здесь. Их численность велика. Да, 'отжаты' в глубь материка, но не истреблены. Что им стоит уничтожить малочисленный отряд ненавистного врага? 'Человек диких прерий' - это фильм на основе реальной истории. На привале, проводник углубляется в лес и попадает в лапы медведя гризли. На крики о помощи сбегаются товарищи. Зверь убит. Несчастный истекает кровью. Он поломан. Дни его сочтены. Как быть? Что делать? Индейцы идут по следу. Медлить нельзя. Капитан принимает решение оставить с умирающим двух джентльменов удачи. Похоронят и нагонят через несколько дней. Ничего страшного. Но время идёт, а душа не намерена расставаться с телом. И спустя пять суток телохранители оставляют товарища. И кино начинается... Тут сразу и 'Повесть о настоящем человеке'(1948) с Павлом Кадочниковым приходит на память и 'Выживший'(2015) с Леонардо Ди Каприо кадрами о силе духа оживает. Жить или умереть. Или-или. Третьего не дано. Один на один с дикой природой. На подножном корму. Ползком, перекатываясь, где-то на корточках, где-то через не могу, но только вперёд-вперёд-вперёд. С чем мы имеем дело? Жажда жизни? Ненависть к предателям? Бросившим. Оставившим. Покинувшим. Рассчитаться с трусами? Отомстить? Тут это сервируется именно так. Что же перед нами? Американская психология? Американский вывих сознания? Это же насколько нужно быть оскорблённым, это какое же эго себя любимого в себе любимом нужно иметь чтобы так подгонять себя? Или может быть я заостряю внимание совершенно не на том аспекте ленты? Конечно же 1971 год даёт о себе знать. Зрелищности для публики маловато. Для нынешней публики! Мы всё-таки воспитаны на другом, ином кино. Более насыщенном. И тем не менее, данная картина подкупает своим натурализмом. Она лишена сказочного лоска нынешнего Голливуда. В этом её отличительная прелесть. 6 из 10