«Последняя смена» представляет собой трагикомедию, наполненную страданием. Ну, не буквально, конечно. Речь идёт о персонажах: проблемы «маленького человека» актуальны всегда и не только на школьных уроках русской литературы. Так и герой «Последней смены» по имени Стэн устроился в 1971-м в ресторанчик быстрого питания и работал в нем на протяжении десятилетий. Естественно, он не обзавелся семьей, а сам живёт в съемной комнате в ночлежке. Пора выходить на пенсию: его молодой сменщик Джевон – умный, но пропащий чернокожий парень, находящийся на испытательном сроке после досрочного выхода из тюрьмы. Кинолента явно выросла из документальных фильмов о несостоявшейся американской мечте. Вряд ли, подтексты «Последней смены» социо-экономические; они скорее культурные и личностные. Стэн, например, не вздыхает по поводу любви; кажется, это скорее недостатки сценария. А расизм? Многое в «Последнее смене» посвящено этим вопросам, однако, опять же, с ориентацией на среду, в которой вырос Стэн. Несмотря на неожиданную для американского инди-кинематографа тему, эта драма больше серая, чем революционная. В то время как сценарий ярко и реалистично описывает жизнь американского захолустья и его экономические проблемы, все герои вызывают вопросы: они живут в пустоте и кроме самых мелодраматических приемов ничего не выдает в них реальных личностей. В решении личностных проблем «Последняя смена» и не стремится зайти, излагая большую часть разногласий персонажей через квази-проповеднические диалоги: последняя встреча Стэнли и его чернокожего визави в финале кажется неудовлетворительной для контекста, но реалистичной, а последний кадр с Джевоном выглядит уместным… но фальшивым. 5 из 10