Убей и уезжай из города: отзывы и рeцензии

a_sundra
a_sundra3 августа 2022 в 19:25
Воспоминания, спроецированные на стену как на проекторе через плёнку

Польский мультфильм “Убей это и уезжай из города” Мариуша Вильчинского – это арт-эксперимент, позволяющий заглянуть на страницы личного дневника. Именно так выглядят кадры этой истории. Это не классическое повествование из трёх актов, а свободно текущие один за другим образы из головы мультипликатора. С их помощью он показывает свою историю. Сам Мариуш Вильчинский говорит, что Лодзь – это город памяти и воспоминаний, он прожил там 35 лет, испытал самые сильные и глубокие эмоции: “Здесь я читал своего первого Достоевского, Стахуру, Набокова и Манна. Здесь слушал группу Breakout, а еще Фрэнка Заппу, Дэвиса, Колтрейна”. Поэтому большая часть мультфильма происходит там. В Лодзи с дымящимися трубами, муралами на стенах, неоновыми вывесками (в мультике слон ZPO на здании Объединения швейной промышленности), киоском Ruch (объединение, распространяющее прессу), тележкой с содовой, которую опасно пить, трамвайным депо, трамваем номер 6, бабушкой, которая ищет своего пса, большое количество рыбы чуть ли не в каждом кадре (это отражается борьба с экономическим кризисом со стороны коммунистической власти). Себя самого Мариуш рисует огромным парнем с лохматыми волосами. Так он себя вспоминает во время знакомства с Тадеушем, был “здоровым двухметровым мужиком с пышной прической афро, украшенной листьями и ветками”. Не умея рисовать, я больше рассматривала манеру, в какой сделаны рисунки, как соблюдаются пропорции. И хотя смотреть было сложно, всё же оценить художественный стиль было прикольно. Этот польский мультфильм относится к тем произведениям искусства, просмотр которых не испытание, а привилегия. Не часто удаётся увидеть что-то, действительно выбивающееся из привычного ряда. Здесь нет буйства красок, танцевальных сцен, длительных тарантино-диалогов, спецэффектов. Это личные воспоминания, это словно украдкой просмотренные рисунки в чьей-то тетради. Мне понравились сцены, когда он говорил про своего друга и наставника Тадеуша Налепу, музыканта, лидера группы Breakout, как мать говорила ему, чтобы он ел хорошо, что-нибудь горячее хотя бы один раз в день, его воспоминания о родителях Барбаре и Миреке, когда он видел их от юных смущающихся людей до стареньких совсем. А сцена в поезде тоже создана из случая из собственной жизни. Как говорит сам Вильчинский: “Персонаж родился во время поездки. Однажды в поезде я увидел пожилого мужчину, варшавского повстанца, в форме и с повязкой на плече. Это было невероятно трогательно и искренне. В особенности сегодня, когда идет борьба за память о восстании, когда ее присваивают и манипулируют ею. Так и возник бедный повстанец, который хочет продать памятный орден”. И поскольку Мариуш Вильчинский очень уважал и любил Тадеуша, то в мультфильме звучит его музыка, блюз-рок с элементами джаза, фанка и этники. Из его песен складывается звуковой ряд фильма.